Научная статья на тему 'Буддизм в западном кинематографе. Формирование образа и интерпретации'

Буддизм в западном кинематографе. Формирование образа и интерпретации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1521
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / BUDDHISM / КИНЕМАТОГРАФ / ТИБЕТ / TIBET / ДАЛАЙ-ЛАМА / DALAI LAMA / CINEMATOGRAPH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михельсон Ольга Константиновна, Поляков Николай Станиславович

В статье рассматриваются особенности интерпретации буддизма в западном кинематографе. Указывается, что фильмы, так или иначе имеющие отношение к буддизму, можно подразделить на две основные категории: фильмы, иллюстрирующие те или иные события из истории буддизма (причем отдельно следует выделить картины о Тибете), и фильмы, напрямую с буддизмом не связанные, но в которых выражены те или иные буддийские идеи. В статье демонстрируется, что образ буддизма, создаваемый в западном кино, сильно идеализирован. Также анализируются причины популярности буддизма на Западе и противоречия, возникающие при интерпретации образа буддизма в западном кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buddhism in Western cinematography: image formation and interpretations

The paper attempts to reveal some peculiarities of western cinematographic interpretation of Buddhism. It is argued that movies on Buddhism can be divided into two main categories: the fi lms illustrating some events from the Buddhist history, with the ones about the Tibet constituting a separate category, and the films which do not deal with Buddhism directly but feature some Buddhist ideas. It is shown that in most cases the movies of the last category include too broad religious ideas and, in fact, fail to be regarded as Buddhist. It is claimed that the image of Buddhism created in the western fi lms is highly idealized. The reasons of Buddhism popularity in the West are also analyzed in the paper and the controversy arising when interpreting Buddhist image in the films is discussed.

Текст научной работы на тему «Буддизм в западном кинематографе. Формирование образа и интерпретации»

УДК 294.5

Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 4

О. К. Михельсон, Н. С. Поляков

БУДДИЗМ В ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Западный интерес к Востоку, возникший с трудами Э. Бюрнуфа и А. Шопенгауэра, поэзией У Уитмена и Э. Арнольда, романами Г. Гессе, деятельностью эзотерических сообществ и «Мирового парламента религий» (Чикаго, 1893), впервые находит отражение на широком экране в 1925 г., когда «Свет Азии» Арнольда был экранизирован Ф. Остином и Х. Рэйем [1, р. 136]. Пика этот интерес (особенно к дзэн) достигает в 1950-1970-е годы. В США он связан с движениями битников (Дж. Керу-ак, «Бродяги Дхармы», 1958) и хиппи, контркультурой, его отголоски очевидны во многих системах new-age. Постепенно буддизм продвигается ко всё более массовой аудитории, завоевывая голубые экраны.

Западные фильмы, так или иначе имеющие отношение к буддизму, можно подразделить на две основные категории: фильмы, иллюстрирующие те или иные события из истории буддизма (причем отдельно следует выделить картины о Тибете), и фильмы, напрямую с буддизмом не связанные, но выражающие те или иные буддийские идеи.

Фильмы первого направления появлялись преимущественно в периоды повышенного интереса западного общества к восточной культуре — в 70-е и 90-е годы. Так, К. Рукс весьма вольно экранизирует «Сиддхартху» (1972), а Л. Кавани снимает «Миларепу» (1974). После тибетского восстания 1987 г. большую известность на Западе приобретает движение за независимость Тибета, которое поддерживают многие актеры и музыканты первой величины. После же вручения Далай-ламе XIV Т. Гьямцхо Нобелевской премии мира в 1989 г. интерес к Тибету поднимается до небывалых прежде высот [2, с. 354-388]. В 90-х годах на экран выходят несколько картин, внесших значительный вклад в понимание буддизма на Западе. В «Маленьком Будде» Б. Бертолуччи (1993), снятом, по словам режиссера, не просто как байопик о Будде, а как кино, понятное даже детям [1, с. 143-144], группа тибетских монахов ищет реинкарнацию давно умершего Ламы, и одним из претендентов оказывается американский мальчик. Его мама читает ребенку жизнеописание Будды Гаутамы, и таким образом зритель знакомится с основными положениями буддизма. Отец же не верит в реинкарнацию и настроен против возможного поворота в жизни своего сына, однако по ходу путешествия в Бутан он всё более проникается буддийскими ценностями. Тибет предстает для зрителя прекрасной утопией, свободной от материализма и эгоцентризма.

Фигура западного человека, находящего в буддизме ответы на мучающие его вопросы, встретится еще не раз. Картина Ж.-Ж. Анно «Семь лет в Тибете» (1994) —

Михельсон Ольга Константиновна — кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: olia_mikhelson@mail.ru

Поляков Николай Станиславович — кандидат философских наук, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: nestor1919@rambler.ru

© О. К. Михельсон, Н. С. Поляков, 2013

экранизация автобиографической книги австрийского альпиниста Г. Харрера, который в годы Второй мировой войны попал в закрытую для иностранцев Лхасу и провел там семь лет, став учителем и другом юного Далай-ламы. Эти события легли в сюжетную основу киноленты. Однако сам фильм не столько о Далай-ламе, буддизме или оккупации Тибета КНР, сколько об опыте погружения в экзотическую для героя культуру. Популярности фильма и росту интереса к тибетскому буддизму, безусловно, способствовало появление Б. Питта в главной роли. Из-за сцен, где китайские коммунисты расстреливают мирных жителей во время оккупации 1950 г., а также из-за «положительного изображения Далай-ламы» фильм был запрещен к показу в КНР, а его создатели лишены права на въезд в страну [3].

Эпическое полотно М. Скорсезе «Кундун» (1997), посвященное духовному лидеру тибетских буддистов, рассказывает о его детстве и юности, наполненных тревогами за будущее своего народа и попытками отстоять право Тибета на независимость. По признанию режиссера, фигура Далай-ламы заинтересовала его после получения последним Нобелевской премии, до этого он вообще ничего не знал о Тибете [4, с. 78]. Режиссер мастерски донес до зрителя тибетскую тактику ненасильственного сопротивления военной мощи КНР не только в эпизодах демонстративного молчания Далай-ламы, но в удивительно тонком изображении жестокости войны, когда насилие фактически не показано.

«Кундун» и «Семь лет в Тибете» не только отразили рост интереса западного общества к Далай-ламе, но и способствовали его идеализации, превращению в фигуру мирового масштаба. Романтизация Тибета и его борьбы за независимость, как ни странно, сформировалась под сильным влиянием кинематографа [5]. Например, распространенное представление о пацифизме тибетского общества противоречит факту участия тибетской армии в многочисленных военных конфликтах начиная с XVII в. Это позволяет утверждать, что на Западе сложился ряд не соответствующих действительности романтических мифов о тибетцах и их религии, которые воздействуют в том числе и на самих тибетцев в изгнании, включая Далай-ламу [6, с. 181-208].

Западный кинематограф демонстрирует и устойчивый интерес к дзэн-буддизму [7]. Так, аргентинский фильм «Будда» Д. Рафекаса (2005) повествует о юноше, который интересуется духовными практиками Востока, однако ни практика дзадзэн, ни беседы с настоятелем буддийского монастыря не приносят герою душевного спокойствия. Обратная картина наблюдается в американской ленте «Дзэн нуар» М. Розен-буша (2004), где детектив, прибывший в дзэнский монастырь для расследования, за непродолжительное время успевает усомниться в правильности своего образа жизни и произвести переоценку ценностей. Примечательно, что зрители обоих фильмов имеют редкую возможность наблюдать дзэнскую медитацию, причем с колоритными деталями в виде стимулирующих ударов наставника, однако никаких других подробностей теории и практики дзэн-буддизма создатели не показывают.

К совершенно другой категории относится ряд популярных фильмов, не связанных с буддизмом, в которых зрители усматривают буддийские мотивы. Подобный пример — «День сурка» Г. Рамиса (1993). Так, Л. Ричмонд, американский буддист и автор ряда популярных книг, замечая, что «День сурка» иллюстрирует ряд буддийских идей, приводит в пример дзэнский коан про учителя Уммона, который говорит своим ученикам, что каждый день — хороший день [8]. Представляется,

что при таком подходе можно обнаружить множество самых разных философских и религиозных идей практически во всём. Эта тенденция ярко выражена в работе Д. Слайтера «Кинонирвана», в которой автор умудряется разглядеть Будду в персонаже Шер из «Власти луны» Н. Джуисона (1987) и концепцию бодхичитты в «Касабланке» М. Кёртиса (1942) [9, р. 3]. Тем не менее ситуация, когда герой фильма «День сурка» оказывается заключенным в одном-единственном дне своей жизни и вынужден переживать его снова и снова, не находя освобождения из этого бесконечного круга повторений, причем каждый его поступок вызывает определенные следствия, живо напоминает традиционные индийские представления о сансаре, карме и нирване.

Любопытно, что буддизм парадоксальным образом умудряются усмотреть и в фильме, где сцены насилия зашкаливают — «Бойцовском клубе» Д. Финчера (1999), снятом по роману Ч. Паланика. Утверждение Ч. Рида, что «Бойцовский клуб» — истинно дзэн-буддийский фильм, рассказывающий «историю обычного человека, намертво заключенного в жизни, полной страданий, который желает найти просветление и мир» [10], кажется несколько надуманным. Действительно, главный герой фильма живет в уютном мире материальных объектов и полностью от них зависим. Когда всё его имущество оказывается уничтоженным, совершенно уничтоженным чувствует себя и он сам. Тут он обращается к недавнему знакомому — Тайлеру Дёрдану, который объясняет, что только после того, как человек всё потерял, он обретает свободу. Бесспорно, здесь можно разглядеть буддийское учение о привязанностях и аффектах, но с тем же успехом мы можем усмотреть в этом, например, идеи стоиков. Рид приводит и другие аргументы: в частности, в трех основных персонажах фильма он усматривает концепцию Трикая, что уже представляется совершенно несостоятельным. При этом замечание Рида о том, что насилие в «Бойцовском клубе» можно рассматривать как форму самоистязания и ущемления плоти, справедливо, но ущемление плоти также не является исключительно буддийским изобретением и характерно для большинства религий.

Фильм, авторы которого по их собственному признанию на самом деле находились под влиянием буддийских идей [11], — это трилогия «Матрица» братьев Ва-човски. Между тем интерпретация «Матрицы» может вызвать затруднения: каких только философских и религиозных концепций мы в этой трилогии не находим! Знаменитое «Ложки нет», яркий образ иллюзорности реальности, выступает явной аллюзией буддийской концепции клеша — омраченных дхарм. Нео отражается в ложке — так в этом и во многих других эпизодах фильма фигурирует зеркало, столь важный для буддизма образ [12]. Хотя тот же момент можно интерпретировать и с помощью платоновского мифа о пещере. Бесспорно, самая очевидная параллель с буддизмом в ленте — это идея «пробуждения» и Нео как «пробудившегося», будды [11]. Однако Нео можно с тем же успехом сравнивать с Христом: многие элементы фильма, в особенности принесение героем в жертву самого себя, да еще с четко выраженной символикой распятия, позволяют это сделать. В «Матрице» встречаются и гностические, и зороастрийские мотивы, и многие философские идеи, поэтому можно согласиться с Г. Бассамом, рассматривающим эту киноэпопею как своеобразный манифест религиозного плюрализма [13]. Параллели с буддизмом также заметны и в другом творении братьев Вачовски (в соавторстве с Т. Тыквером) — картине «Облачный атлас» (2012). Хотя восточные идеи перерождения и причинности, на

которых строится весь сюжет фильма, и не являются здесь центральными, они, безусловно, важны. При этом не вполне очевиден именно буддийский контекст: эти понятия можно трактовать и как индуистские, с той поправкой, что в фильме скорее выражен концепт анатмана, поскольку герой, перерождаясь во всё новых и новых эпохах, по всей видимости, не сохраняет своего «Я».

Очевидны многие слабые места поисков буддийских мотивов в кинематографе. М. Дэсмари в первую очередь указывает на то, что существует множество школ и направлений буддизма и непонятно, о какой именно форме буддизма мы говорим в том или ином случае в контексте кино [14, р. 156]. Подобный недифференцированный подход действительно отдает дилетантизмом. Если же мы, как Е. Сидел, введем термин «пан-буддизм» [15, p. 2] и попытаемся вычленить общие для всех буддийских школ мотивы в западных фильмах (жизнь как страдание, иллюзорность реальности, метемпсихоз, поиски истины и пробуждения), то окажется, что близкая тематика характерна для многих религиозных и философских доктрин.

В чём же причины живого интереса к буддизму в Голливуде? Помимо волнений в Тибете в 1987-1989 гг., всколыхнувших западную общественность, и активной деятельности Далай-ламы, следует также подчеркнуть существование явления, которое Р. Дасгупта остроумно называет «поп-буддизмом» [16]. Исследовательница замечает, что во второй половине 50-х и в 60-е годы ХХ столетия Запад порождает некий «миф», который считает буддизмом. Поколения сначала битников, а затем хиппи нашли ответы на свои вопросы в философии, «говорившей им, что реальность — не больше чем майя, иллюзия», «буддийская пустота» внезапно показалась им доступной через ЛСД и марихуану, и, таким образом, «буддизм стал эскапистским путем к свободе» [16, p. 3]. Любопытное мнение выражено в откровенно пропагандистской работе А. Л. Де Сильвы [17], которая, как представляется, высвечивает важную причину популярности буддизма на Западе — принципиально иной подход к интерпретации проблемы существования зла по сравнению со сложной и противоречивой западной концепцией теодицеи и малоубедительной для многих современных людей концепцией первородного греха. В целом можно говорить о привлекательности буддийского этического посыла, при этом следует заметить, что буддизм, конечно, идеализируется на Западе и его пацифизм несколько преувеличен (взять хотя бы недавние погромы мусульман буддистами в Мьянме). Еще одна важная причина интереса к буддизму кроется в том, что важную роль в нём играют психопрактики, а буддийская обращенность к психологии и упор на медитацию могут восприниматься западным человеком как панацея от внутренних психологических проблем и усталости, вызванных сутолокой и бешеным ритмом современной техногенной жизни. В этом смысле мы можем наблюдать обмирщение и примитивизацию буддизма на Западе, где он подчас редуцируется к «Будда-барам», фитнес-классам и «здоровому образу жизни». Та же тенденция в целом прослеживается и в западных фильмах, так или иначе затрагивающих буддизм.

Литература

1. Bakker F. L. The Challenge of the Silver Screen: An Analysis of the Cinematic Portraits of Jesus, Rama, Buddha and Muhammad. Leiden: Brill, 2009. 182 p.

2. Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. СПб.: Издание А. Терен-тьева, 2010. 576 с.

3. Welkos R. W., Tempest R. Hollywood's New China Syndrome // Los Angeles Times. Monday, September 1, 1997. URL: http://www.tibet.ca/en/newsroom/wtn/archive/old?y=1997&m=8&p=31_1 (дата обращения: 03.02.2013).

4. Интервью М. Скорсезе «Дорога, которую не выбрали» // Искусство кино. 1998. № 11. С. 74-81.

5. Mullen E. L. Orientalist Commercializations: Tibetan Buddhism in American Popular Film // Journal of Religion and Film. 1998. Vol. 2, No 2. URL: http://www.unomaha.edu/jrf/OrientalMullen.htm (дата обращения 13.02.2013).

6. Lopez D. S. Prisoners of Shangri-la: Tibetan Buddhism and the West. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 301 p.

7. Сафронова Е. С. Основные направления распространения дзэн-буддизма в странах Запада // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики. М.: Мысль, 1989. С. 147-166.

8. Richmond L. Buddhism and Groundhog Day. URL: http://www.huffingtonpost.com/lewis-richmond/ buddhism-and-groundhog-day_b_1249815.html (дата обращения 13.02.2013).

9. Sluyter D. Cinema Nirvana: Enlightenment Lessons from the Movies. New York: Three Rivers Press, 2005. 309 p.

10. Reed Ch. Fight Club: An Exploration of Buddhism // Journal of Religion and Film. 2007. Vol. 11. No. 2. URL: http://www.unomaha.edu/jrf/vol11no2/ReedFightClub.htm (дата обращения: 23.02.2013).

11. Flannery-Dailey F., Wagner R. Wake up! Gnosticism and Buddhism in The Matrix // Journal of Religion and Film. 2001. Vol. 5, No 2. URL: http://www.unomaha.edu/jrf/gnostic.htm 32 (дата обращения: 20.02.2013).

12. Brannigan M. There is No Spoon: A Buddhist Mirror // The Matrix and Philosophy / ed. by W. Irwin. Chicago: Open Court, 2002. P. 101-110.

13. Bassham G. The Religion of the Matrix and the Problems of Pluralism // The Matrix and Philosophy / ed. by W. Irwin. Chicago: Open Court, 2002. P. 111-125.

14. Desmarais M. M. Buddhism and Film // The Continuum Companion to Religion and Film / ed. W. L. Blizek. New York: Continuum International Publishing Group, 2009. P. 148-156.

15. Seidel E. Influence of Buddhism on Popular Culture. URL: http://free-doc-lib.com/book/eric-seidel-vorenkamp-buddhism-30-influence-of-buddhism-on-2.pdf (дата обращения: 04.02.2013).

16. Dasgupta R. Pop Buddhism: the New Myth in Popular Culture. URL: http://www.academia. edu/238560/POP_BUDDHISM_THE_NEW_MYTH_IN_POPULAR_CULTURE (дата обращения: 19.01.2013).

17. De Silva A. L. Beyond Belief, A Buddhist Critique of Fundamentalist Christianity. Camperdown, N. S. W: Three Gem Publications, 1994. 146 p.

Статья поступила в редакцию 22 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.