Научная статья на тему 'Буддизм в Сибирском ханстве: постановка проблемы'

Буддизм в Сибирском ханстве: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сибирское ханство / буддизм / Золотая Орда / Иоганн Шильтбергер / Siberian khanate / Buddhism / Golden Horde / Johann Schiltberger

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И. Р. Нигматзянов

Данная статья посвящена разбору некоторых сведений письменных источников, свидетелсьтвующих о распространении буддизма в Сибирском ханстве и Золотой Орде. О буддизме в Золотой Орде и постордынских государствах нам известно немного, что может быть связано с религиозной ситуацией в этих государствах. Согласно ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми в Золотой Орде шли диспуты между буддистскими и мусульманскими проповедниками. Кырыми принимает их за огнепоклонников. С буддизмом мусульманские ученые были слабо знакомы, а об огнепоклонниках много упоминаний в хадисах пророка Мухаммада, и таким образом согласно описанию Абд ал-Гаффара Кырыми мусульманам было понятно, как нужно относиться к б уддизму. В т о ж е в ремя идентификация буддистов как христиан была выгодна христианским миссионерам, ведь это могло обосновывать существование Пресвитера Иоанна – легендарного правителя могущественного христианского государства в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDHISM IN THE SIBERIAN KHANATE: FORMULATION OF THE PROBLEM

This article is devoted to the analysis of some information written sources that are witnessing the spread of Buddhism in the Siberian Khanate and the Golden Horde. We know little about Buddhism in the Golden Horde and the postGolden Horde states, which may be due to the religious situation in these states. According to al-Haj Abd al-Ghaffar Kırımi in the Golden Horde there were disputes between Buddhist and Muslim preachers. Кырыми takes them for fire worshipers. Muslim scholars were poorly acquainted with Buddhism, but there were many references to the fire worshipers in the Prophet Muhammad's hadeeth, and thus according to the description of Abd al-Ghaffar Kırımi Muslims considered them Buddhists. At the same time, the identification of Buddhists as Christians was beneficial to Christian missionaries, because it could justify the existence of presbyter John – the legendary ruler of a powerful Christian state in Central Asia.

Текст научной работы на тему «Буддизм в Сибирском ханстве: постановка проблемы»

УДК 94 (47).04

БУДДИЗМ В СИБИРСКОМ ХАНСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

И.Р. Нигматзянов

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация ilsur1888@mail.ru

Резюме. Данная статья посвящена разбору некоторых сведений письменных источников, свидетелсьтвующих о распространении буддизма в Сибирском ханстве и Золотой Орде. О буддизме в Золотой Орде и постордынских государствах нам известно немного, что может быть связано с религиозной ситуацией в этих государствах. Согласно ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми в Золотой Орде шли диспуты между буддистскими и мусульманскими проповедниками. Кырыми принимает их за огнепоклонников. С буддизмом мусульманские ученые были слабо знакомы, а об огнепоклонниках много упоминаний в хадисах пророка Мухаммада, и таким образом согласно описанию Абд ал-Гаффара Кырыми мусульманам было понятно, как нужно относиться к буддизму. В то же время идентификация буддистов как христиан была выгодна христианским миссионерам, ведь это могло обосновывать существование Пресвитера Иоанна - легендарного правителя могущественного христианского государства в Центральной Азии.

Ключевые слова: Сибирское ханство, буддизм, Золотая Орда, Иоганн Шильтбергер.

Для цитирования: Нигматзянов И.Р. Буддизм в Сибирском ханстве: постановка проблемы. Тюркологические исследования. 2018; Т.1, №3: 71-76.

Территория Золотой Орды отличалась мультикультурным колоритом, потому данные письменных источников, описывающих этноконфессиональ-ную обстановку в Золотой Орде и в постордынских государствах, могут быть многозначными и полиинформативными. Золотая Орда была веротерпимым государством, где миссионеры разных конфессий свободно вели свою миссионерскую деятельность. Отражение результатов этой деятельности мы можем наблюдать в описаниях местностей иностранными путешественниками, однако, эта информация может быть неоднозначной и двусмысленной. Так, например, весьма противоречивыми выглядят сообщения баварского пленника Иоганна Шильтбергера, который, находясь в плену у хана Чекре, описывал христианство в Ибиссуре - Сибири: «Интересно то, что люди там верят в Христа. Потому, что три святых короля прежде чем привезли свои подарки в Вифлеем и увидели в яслях Христа, сделали там ясли эти люди. Это они

делали в своих соборах, и перед этими картинами говорят о своих просьбах. Последователями этой веры именуются уграми. («^йге») [7]. Ещё К.Ф. Ной-ман в 1859 году [8], а впоследствии Ф.К. Брун в 1867 году [1] выдвинул гипотезу, что речь идет об элементах ламаизма. Современные ученые, также выдвигают гипотезу о присутствии буддизма на территории, описываемой Шильт-бергером [3]. Исследователи выдвигают гипотезу о влиянии уйгурской письменности на культуру Золотой Орды, а именно уйгурских бахши, в том числе на территорию Ибиссур Сибирь [1], что находит основание: «...уйгурские бак-ши совершали свои обряды в сопровождении музыкантов и чтецов (ханенде)» [6]. Из описания Иоганном Шильтбергером похоронного обряда данной территории мы находим подтверждение этой версии: «Если умирает юноша, который не имел еще женщины, то согласно местным традициям его одевают в лучшие одежды. Тогда зовут музыкантов, кладут его на носилки и подымают в небеса (вверх). Все молодые люди одевают лучшие одежды и идут с музыкантами перед носилками, родители и друзья следует за носилками. Таким образом, тело умершего с помощью молодых людей и музыкантов с весельем и песнями доставляется к могиле. Отец, мать и друзья умершего, следующие за носилками, наоборот, громко плачут. Как только умерший доставлен, тогда достают все принесенные собой на место захоронения еду и напитки. Молодые и музыканты едят, пьют и очень веселы. Однако родители и друзья сидят отдельно и плачут. Тогда берут они отца и мать и ведут в дом и продолжают плакать там дальше. Это все происходит оттого, что он был не женат, как будто у него проходит свадьба» [7]. Однако сложно определить (^пге) как уйгуров, но сходство похоронного обряда уйгурских бакши очевидны.

«Необходимо отметить, что в литературе существует традиция причислять рассказ Шильтбергера к свидетельствам распространения в Золотой Орде христианства. Эта точка зрения, опирающаяся на данные других источников о бытовании в восточной части Золотой Орды в XIV в. христианства и подкрепляемая подчас весьма остроумными аргументами, не вполне удовлетворительно согласуется с оценкой сюжета самим Шильтбергером. Если бы Шильтбергер видел в Сибири несториан, он, надо полагать, нашел бы у них более внятные черты христианской догматики и обрядности. Между тем, Шильтбергер как раз не склонен как-то отождествлять угинов, т.е. уйгуров, с христианами, но лишь сообщает, что в их храмах есть изображения младенца, напомнившие ему евангелический сюжет о трех волхвах. К чести "простого баварского солдата" он избежал весьма распространенного заблуждения, свойственного и гораздо более образованным путешественникам того времени, принимавшим буддийские храмы и обычаи за христианские».

Помимо описания Иоганна Шильтберегера стоит отметить Кунгур-скую летопись, написанную неизвестным автором в XVII в. в Прикамье. В летописи есть рассказ о штурме Ермаком хантыйского города Демаяна, и есть мнение, что он «написан участником боя». В источнике есть описание

того, как казаки «доехали конями до усть Демьянки реки до болшева ихъ сборного княжца Демаяна; и городъ ихъ великъ и крепокъ, и въ сборе 2000 Татаръ и Вогуличъ и Остяковъ». Удивительным же является сообщение о чувашском пленнике, который сообщил казакам о том, что «молятся де они рускому богу и тоть де руской богь литой золотой, въ чаше седитъ, и въ ту де чашу наливши воды пьютъ, и зовутъ его Христомъ, а сказываютъ де при-везенъ отъ Владимерова крещешя» [4, с. 90]. Можно провести явные аналогии: золотой статуи с Буддой, которого также буддисты отливают из золота. Упоминание о сидячем положении в чаше также является явной аналогией с Буддой. Принятие буддийских храмов и обычаев за христианские, была свойственна Иосафату Барбаро, Вильгельму де Рубруку [3], возможно, такие же ассоциации они вызывали у Шильтбергера и у пленника Ермака. Вероятно, статуя была небольшой, так как чувашский пленник обратился казакам: «...отпустите де меня къ нимъ, и я де могу его унести». Далее в летописи повествуется, что «противъ де его все сидятъ и молятся и стоятъ, а пнъ де поставленъ на стол и кругом горитъ жиръ и курятъ я серою, аки в ковше» [4, с. 90]. Упоминание в богослужении поклонения вокруг статуи и наличие огня, подобного буддистским свечам, тоже может свидетельствовать о присутствии буддизма в описанной местности.

Кунгурская летопись повествует: «Татаръ и Вогуличъ и Остяковъ» города Демьяна, которые, предположительно, исповедовали буддизм или искаженную его форму. В свою очередь, Шильтбергер, акцентирует внимание, что «.последователями этой веры именуются уграми (угриры)», то есть по Шильтбергеру (^йге) - это религиозная принадлежность, и далее он отмечает, что «также среди татар есть много из них» [7]. Это дает нам судить, что в источниках явно отражена этническая и конфессиональная составляющая описываемых народов. Данное предположение позволяет нам судить о (^йге) Шильтбергера как о конфессии, а не этносе в современном понимании, и, возможно, это буддизм с элементами язычества. Возможно, город Демьяна и город, описываемый Шильтбергером, является одним и тем же местом. Если это так, то можно предположить, что в Сибири были крупные поселения севернее Искера имевшие серьезное геополитическое значение.

Стоит отметить, что подобное сравнение предположительно статуи Будды в образе Христа со стороны христиан не единично. Так, мы можем встретить схожее описание в грамоте царя Михаила Федоровича сибирскому архиепископу Макарию от 1626 г. В этой грамоте есть подробное описание дара иранского шаха Аббаса I российскому царю, где сообщается, что «посол Урсайбек поднес к отцу нашему Ф.Н. ковчег золот с камением с лалами и з бырюзами, а молыл: государь мой Аббас Шагово величество прислал к тебе великому светителю ковчег золот с каменьем а в ней великаго и славнаго Христа срачица и отец наш великий государь Ф.Н. тот ковчег принел и того ж дни на своем дворе отец наш Ф.Н. с богомольцы нашими с Киприаном

митрополитом сарским и подонским с Нектарием архиепискупом греком и с архимариты и игумены и протопопы того ковчега осматривали и по досмотру в том ковчеге часть некая, а в длину и поперег пяди полотняна кабы красновата походила на меди или будет отдавных лет лице изменила, а ткана волну и марта в 18 де отец наш Ф.Н. говорил нам, что та святыня что называют Христовою срачицею прислана от иноверного царя Аббас шаха» [2, с. 67].

Весьма примечательным является, что в описании Христа в ковчеге -чаше в грамоте Федора Михайловича и Кунгурской летописи, также возможно, это же было замечено Шильтбергером и интерпретировано им как ясли. Как известно многие статуи Будды представляют его одетым в красном полотне и чаше из цветков лотоса, что, скорее всего и описано в грамоте: «а в длину и поперег пяди полотняна кабы красновата походила на меди или будет отдавных лет лице изменила, а ткана волну и марта в 18 де отец наш Ф.Н. говорил нам что та святыня что называют Христовою срачицею прислана от иноверного царя Аббас шаха» [2, с. 67].

О буддизме в Золотой Орде и постордынских государствах нам известно немного. Возможно, этому способствовало религиозная подоплека, ведь согласно ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми в Золотой Орде шли диспуты между буддистскими и мусульманскими проповедниками. Кроме того примечательно, что в отличие от христианских миссионеров Кырыми принимает их за огнепоклонников, сообщая, что «Монголы в это время якобы за Бога принимали огонь и называли его «Далайлаба», в котором легко угадывается глава буддистов» [5, с. 14]. Возможно, не случайна идентификация буддистов как огнепоклонников, ведь мусульмане их относят к категории язычников. С буддизмом мусульманские ученые были слабо знакомы, а об огнепоклонниках много упоминаний в хадисах пророка Мухаммада, и таким образом согласно описанию Абд ал-Гаффара Кырыми мусульманам было понятно, как нужно относиться к буддизму. В то же время идентификация буддистов как христиан была выгодна христианским миссионерам, ведь это могло обосновывать существование Пресвитера Иоанна - легендарного правителя могущественного христианского государства в Центральной Азии, в русской литературе известного как царь-поп Иван.

Так или иначе, изучение буддизма в Золотой Орде и постордынских государствах, а в частности Сибирском ханстве оставляет очень много проблемных вопросов для науки, требующих комплексного изучения и наверняка ответы на них могут привести к выводам, о которых ранее не было известно исторической науке.

Список литературы

1. Брун Ф.К. Путешествие Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. // Записки имп. Новороссийского университета. Одесса, 1867. Т. 1. С. 1-156; Новое изд.: Шильтбергер И. Путешествие по Европе,

Азии и Африке с 1394 по 1427 г./ под ред. З.М. Буниятова. Баку, 1984 (Электронный ресурс) http://www.vostHtinfo/Texts/rus3/Schiltberger/pred.phtml?id= 1890.

2. Буцинский П.Н. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625-1650 гг.). Харьков: Тип. губ. правления, 1891. 67 с.

3. Костюков В.П. Буддизм в культуре Золотой Орды // Тюркологический сборник. 2007-2008. История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М.: Восточная литература. 2009. С. 189-236.

4. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками / Под ред. А. Зоста. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и Ко, 1880.

5. Миргалеев И.М. Сведения ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми об исламизации в Золотой Орде. Ислам и власть в Золотой Орде. Сборник статей / Под ред. И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфетдиновой: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казань, 2012.

6. Чвырь Л.А. Обряды и верования уйгуров в XIX-XX вв.: Очерки народного ислама в Туркестане. М.: Восточная литература РАН, 2006. 286 с.

7. Johann Schiltberger. Als Sklave im Osmanischen Reich und bei den Tartaren: 1394-1427 / Hrsgb. von U. Schlemmer. Wiesbaden: Ed. Erdmann, 2008.

8. Neumann K.-F. Reisen von Johannes Schiltberger aus München in Europa, Asia und Africa von 1394 bis 1427. Munchen, 1859.

Сведения об авторе: И.Р. Нигматзанов - аспирант Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация), e-mail: ilsur1888@mail.ru

Дата поступления материала 24.09.2018.

Принят к публикации 01.10.2018.

BUDDHISM IN THE SIBERIAN KHANATE: FORMULATION OF THE PROBLEM

I. Nigmatzyanov

Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation ilsur1888@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the analysis of some information written sources that are witnessing the spread of Buddhism in the Siberian Khanate and the Golden Horde. We know little about Buddhism in the Golden Horde and the postGolden Horde states, which may be due to the religious situation in these states. According to al-Haj Abd al-Ghaffar Kirimi in the Golden Horde there were disputes between Buddhist and Muslim preachers. KbipbiMH takes them for fire

H.P. HHraaT3HH0B

worshipers. Muslim scholars were poorly acquainted with Buddhism, but there were many references to the fire worshipers in the Prophet Muhammad's hadeeth, and thus according to the description of Abd al-Ghaffar Kirimi Muslims considered them Buddhists. At the same time, the identification of Buddhists as Christians was beneficial to Christian missionaries, because it could justify the existence of presbyter John - the legendary ruler of a powerful Christian state in Central Asia.

Keywords: Siberian khanate, Buddhism, Golden Horde, Johann Schiltberger.

For citation: Nigmatzyanov I. Buddhism in the Siberian Khanate: Formulation of the Problem. Tyurkologicheskie issledovaniya = Turkological Studies. 2018; Vol. 1, no. 3: 71-76. (In Russ.)

References

1. Brun F.K. Puteshestvie Ioganna Shil'tbergera po Evrope, Azii i Afrike s 1394 po 1427 g. Zapiski imp. Novorossijskogo universiteta. Odessa, 1867. T. 1. S. 1-156; Novoe izd.: Shil'tberger I. Puteshestvie po Evrope, Azii i Afrike s 1394 po 1427 g. / pod red. Z.M. Buniyatova. Baku, 1984 (E'lektronny'j resurs) http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Schiltberger/pred.phtml?id=1890. (In Russian)

2. Bucinskij P.N. Sibirskie arxiepiskopy' Makarij, Nektarij, Gerasim (16251650 gg.). Xar'kov: Tip. gub. pravleniya, 1891. 67 s. (In Russian)

3. Kostyukov V.P. Buddizm v kul'ture Zolotoj Ordy' // Tyurkologicheskij sbornik. 2007-2008. Istoriya i kul'tura tyurkskix narodov Rossii i sopredel'ny'x stran. M.: Vostochnaya literatura. 2009. S. 189-236. (In Russian)

4. Kratkaya sibirskaya letopis' (Kungurskaya) so 154 risunkami / Pod red. A. Zosta. SPb.: Tip. F. G. Eleonskogo i Ko, 1880. (In Russian)

5. Mirgaleev I.M. Svedeniya al-Xadzh Abd al-Gaffara Ky'ry'mi ob islamizacii v Zolotoj Orde. Islam i vlast' v Zolotoj Orde. Sbornik statej / Pod red. I.M. Mirgaleeva, E'.G. Sajfetdinovoj: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, Kazan', 2012. (In Russian)

6. Chvy'r' L.A. Obryady' i verovaniya ujgurov v XIX-XX vv.: Ocherki narodnogo islama v Turkestane. M.: Vostochnaya literatura RAN, 2006. 286 s. (In Russian)

7. Johann Schiltberger. Als Sklave im Osmanischen Reich und bei den Tartaren: 1394-1427 / Hrsgb. von U. Schlemmer. Wiesbaden: Ed. Erdmann, 2008.

8. Neumann K.-F. Reisen von Johannes Schiltberger aus Munchen in Europa, Asia und Africa von 1394 bis 1427. Munchen, 1859.

About the author: I. Nigmatzyanov graduate student of the Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (420014, Kazan, Baturin str. 7, Russian Federation), e-mail: ilsur1888@mail.ru

Received September 24, 2018.

Accepted for publication October 01, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.