Научная статья на тему 'БУДДИЗМ КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В БУРЯТИИ: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

БУДДИЗМ КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В БУРЯТИИ: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДАЦАН / РАДИО / ТЕЛЕКАНАЛ / ГАЛЕРЕЯ / БРОНЗОВАЯ СКУЛЬПТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митыпова Гунсема Сандаковна

Рассматриваются некоторые аспекты социально-исторических процессов в образовательной сфере Бурятии в контексте интеграции буддийских институтов в область культуры и просвещения начала ХХ и ХХI в. Отмечается, что на современном этапе буддизм в Бурятии представляет собой один из устойчивых конфессиональных институтов, имеющих в своем арсенале все те традиции, которые были присущи в дореволюционный период истории России: в культурном ландшафте региона это восстановление дацанских комплексов, развитие строительства, архитектуры, ремесел, формирование приходских общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDHISM AS A FACTOR IN EDUCATIONAL PROCESSES IN BURYATIA: SOCIO-HISTORICAL ASPECTS

The article examines some socio-historical aspects in the context of educational processes in Buryatia in the case of the integration of Buddhist institutions in the field of culture and education in the early 20th and 21th centuries. Today Buddhism in Buryatia is one of sustainable confessional institutions and has all the traditions in its arsenal it had in pre-revolutionary history. They are restored datsan complexes, the development of building construction, architecture, and crafts, the establishment of parish communities that are characteristic of the cultural landscape of the region.

Текст научной работы на тему «БУДДИЗМ КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В БУРЯТИИ: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

2021. Т. 38. С. 118-128

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 37.017.93(571.54)

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.38.118

Буддизм как фактор образовательных процессов в Бурятии: социально-исторические аспекты

Г. С. Митыпова

Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Аннотация. Рассматриваются некоторые аспекты социально-исторических процессов в образовательной сфере Бурятии в контексте интеграции буддийских институтов в область культуры и просвещения начала ХХ и XXI в. Отмечается, что на современном этапе буддизм в Бурятии представляет собой один из устойчивых конфессиональных институтов, имеющих в своем арсенале все те традиции, которые были присущи в дореволюционный период истории России: в культурном ландшафте региона это восстановление дацанских комплексов, развитие строительства, архитектуры, ремесел, формирование приходских общин.

Ключевые слова: буддизм, образование, просвещение, дацан, радио, телеканал, галерея, бронзовая скульптура, интеграция.

Для цитирования: Митыпова Г. С. Буддизм как фактор образовательных процессов в Бурятии: социально-исторические аспекты // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 38. С. 118-128. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.38.118

Введение. Некоторые аспекты социально-исторических процессов в образовательной сфере будут рассмотрены на примерах интеграции и реинтеграции буддийских институтов в область культуры и просвещения, образовательных структур начала XX и XXI в.

Исторические источники, которые дают представление о деятельности буддийских дацанов, о степени их взаимодействия с Министерством народного просвещения Российской империи начала XX в. в области образования, демонстрируют, что данный религиозный институт занимался не только вопросами вероучения, но в значительной части просвещением. В имперский период система образования подразумевала активное участие в образовательном и воспитательном процессе духовенства, о чем говорит, например, наличие школ при церквях и монастырях, дацанах, мечетях и синагогах, которые составляли значительную часть в системе народного образования.

Как писал в своей докладной записке на имя председателя совещания по обсуждению проекта Положения об управлении делами верослужения буддистов, иркутского генерал-губернатора Бандидо Xамбо-лама ламайско-го духовенства Восточной Сибири Чойнзон-Доржи Иролтуев, «в Забайкальской области в минувшем 1909 г. состоит всего 20 инородческих училищ, из них 4 двухклассных и 16 одноклассных. С сентября означенного года предположены были к открытию еще 2 инородных училища. Во всех вышеозначенных училищах состояло учителей - 26, законоучителей - 8 и вероучите-

лей - 2, всего 36. 2) учащихся обоего пола - 734, из них православных - 213, буддистов - 430, шаманистов - 88, евреев - 3, всего 734»1. В программу обучения были включены учение и письмо на монгольском языке и буддийское вероучение для детей-ламаитов. Мера эта осуществлялась в 9 училищах Министерства народного просвещения, в коих должности преподавателей этих предметов занимают два буддийских духовных лица (ламы) и семь особых светских учителей, получающих за таковой труд свой вознаграждение от 50 до 300 руб. в год.

В преподавании означенного предмета употреблялся составленный учителем Базаровым учебник «Русско-монгольская речь». К этому надлежит добавить, что в ближайшем будущем при прохождении означенных предметов предполагается пользование также изданиями, в переводе с русского языка на монгольский, Санкт-Петербургского общества востоковедения, предназначенные служить проводником русской культуры среди проживающих в России инородцев монгольского корня [10, с. 57]: «Краткое изложение веры Будды Шигемуни», «Краткий рассказ о русском государстве, его жителях и их промыслах», «Мир Божий, или Краткие рассказы о Вселенной» и «Начальные уроки естествознания»2.

Для внедрения в государственную образовательную среду дацаны имели значительный опыт в просвещении, образовании в регионе, о чем свидетельствуют выпущенные ими издания. Так, в 1887 г. в 29 бурятских дацанах имелись свои печатни, в которых было издано около 600 названий книг и брошюр на тибетском и монгольском языках [10, с. 75].

Сохранилась переписка настоятеля, ширетуя Ацагатского (Шулутско-го) дацана о книгах, изданных в дацанской типографии на старомонгольском языке3. Значительную часть изданий составила обрядовая литература, молитвы, благопожелания, такие как «Ухин тэнгэриин магтагал», «Шигэму-нинь магтагал», «Дара эхын магтагал», «Мэгзэмунь залбирал», «Богдо лама-дар шутоху ябадал», «Мани уншиху есонь» и другие. В списке обозначены азбуковники «Тибет усукъ» на трех листах, «Инэтхэгь унь арбан жорган усук уть» на двух листах. Представляют несомненный интерес для широкого круга читателей книги по вопросам этики и морали: «Тамахин гэм узегу-логчи», «Шимнос эма ин... хоригол тамахину», «Хугшэн ба залугай ... хыле-легсан домок», «Мэргэнь ба... тыник ни шинжилаху оодур»4 [3].

Эти данные свидетельствуют о существовании училищ для детей из бурятских улусов, о просветительской издательской деятельности дацанов, где наряду с богослужебными текстами издавались наставления светского характера, такие как «Краткий рассказ о русском государстве, его жителях и

1 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1242. Л. 124 (об) - 125 (об). Докладная Записка Его Превосходительству Господину Председателю совещания по обсуждению проекта Положения об управлении делами верослужения буддистов Иркутскому Генерал Губернатору от Бандидо Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири Чойнзон-Доржи Иролтуева.

2 Там же. Л. 125 (об).

3 ГАРБ. Ф. 425. Оп. 1. Д. 86, 1887 г. Л. 3-31 об. Изданы в Ацагатском дацане на монгольском языке. Бан-дидо Хамба Итыгилов.

4 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 429, 1911. Л. 17 (об) - 19.

их промыслах», «Мир Божий, или Краткие рассказы о Вселенной и начальные уроки естествознания».

Методологические подходы. При рассмотрении деятельности буддийских институтов в области просвещения и образования в дореволюционный и современный периоды истории Бурятии методологической основой исследования явился историко-сравнительный анализ. С его помощью изучены формы реализации просветительских функций и взаимодействие религиозных организаций с государственными и общественными структурами, а также процессы интеграции буддийской культуры в современное общество.

Основные результаты. За последние десятилетия в Бурятии восстановлены буддийские храмовые комплексы, сооружены новые в местах компактного расселения бурят. Задачу просвещения и духовно-нравственного воспитания решают буддийские ученые, ламы, философы, эмчи-лекари, настоятели дацанов, т. е. восстановлен в полном объеме весь спектр деятельности. 29 сентября 2020 г. в «Иволгинском дацане, в резиденции Панди-то Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева, с участием Дид Хамбо Ламы Дагбы Очи-рова, Ширээтэ Ламы дацана Аюра Цырендылыкова, почетного ректора Буддийского университета "Даши Чойнхорлин" Ганжур ламы Раднаева, проректора Буддийского университета "Даши Чойнхорлин" Геше Бадмы Мар-хаева и пресс-секретаря дацана Аллы Намсараевой, прошло обсуждение важнейших вопросов, связанных с реализацией большого проекта Сангхи России по созданию комфортной среды для детей в целях обучения их родному бурятскому языку. Прошедшие семь лет, с осени 2013 г., когда впервые Сангха России заявила о начале своей работы в сфере сохранения бурятского языка, признанного ЮНЕСКО в 2005 г. одним из вымирающих языков народов мира, созвав Ехэ хурал - Межрегиональную конференцию "Буряад хэлэнэй ерээдYй сагай Yрасхал", показали, что за этот очень короткий период времени Сангхой России и ее единомышленниками сделано очень много на этом трудном пути»5.

Действительно, за этот очень короткий период времени Сангхой России и ее единомышленниками сделано очень много: создано национальное Буряад FM-радио и телеканал «Селенга-ТУ» с круглосуточным вещанием на всех диалектах бурятского языка. Поступают сведения, что в Бурятии всерьез возьмутся за обучение родному языку в детсадах6.

Автор является одним из лекторов Буряад FM-радио, в программе которого выступления по разнообразной тематике. Хамбо-лама Дамба Аюше-ев привлек к работе на радио талантливую молодежь, журналистов, редакторов, которые охватывают своим вниманием все районы республики, освещают жизнь современного села, школ, рассказывают об успехах учащихся, спортсменов, артистов. Целый цикл передач посвящен истории Бурятии, историческим личностям. Автору довелось выступить по теме

5 Сангха России приступает к реализации большого проекта по сохранению бурятского языка // Буддийская традиционная Сангха России. URL: https://sangharussia.ru/news-ibur/sangkha-rossii-pristupaet-k-realizatsii-bolshogo-proekta-po-sokhraneniyu-buryatskogo-yazyka (дата обращения: 19.10.2021).

6 Начинаем эксперимент в МАДОУ № 52 «АЯ ГАНГА» // Буддийская традиционная Сангха России. URL: https://sangharussia.ru (дата обращения: 19.10.2021).

«В. И. Ленин и Бурят-Монгольская автономия в составе ДВР», рассказать о деятелях бурятского народа Агване Доржиеве и Элбэг Доржи Ринчино, об их встрече с Лениным и участии делегации бурят в работе съезда народов Востока, о Первой мировой войне и др. Как отмечает Д. Д. Амаголонова, «в условиях десекуляризации социокультурных практик свобода совести стала в России реальностью, а буддизм в комплексе с шаманизмом, оттеснив православие, является важной характеристикой региона, его брендом. При этом от имперского периода унаследованы адаптивные традиции лояльности властям, что позволяет буддийским организациям, главным образом Буддийской традиционной Сангхе России, влиять на многие стороны жизни в Бурятии» [1].

От идеи организации работ по восстановлению утраченных традиций в области буддийского искусства и культуры при дацане и до реализации проекта по изготовлению бронзовых скульптур XXIV Xамбо-ламе Дамбе Аю-шееву потребовалось немало времени и сил. Изучались история и культура бытования дацанских комплексов, архитектура, живопись, скульптура - работы бурятских лам XVШ-XIX вв., была оказана поддержка музею в организации выставок, в издании цветных иллюстрированных книг, альбомов. В 2012 г. реализован проект, подготовленный Министерством культуры РФ в рамках культурной программы саммита АТЭС-2012, - выставка «Буддизм в России» в Приморском государственном музее имени В. К. Арсеньева, с изданием иллюстрированного альбома. В приветственном слове Xамбо-лама пишет, что Республика Бурятия, где более всего сохранились и развиваются буддийская культура и искусство, предоставила из фондов Национального музея буддийскую живопись и скульптуру XVIII - начала XX в., замечательные произведения великого ламы-художника С. Ц. Цыбикова конца XIX - первой трети XX в. Экспонирование на выставке высококачественных копий листов уникального Атласа тибетской медицины - редкая возможность прикоснуться к сокровенному источнику древнего искусства врачевания [6, с. 4].

В 2015 г. в Иволгинском дацане были созданы два новых объекта - современная, высокотехнологичная литейная мастерская «Эрхим дархан» и Xудожественная галерея искусств народов Азии. Идея организации мастерской «Эрхим дархан» на территории Иволгинского дацана обусловлена исторически сложившейся традицией дацанского искусства, имевшей в своем арсенале многие виды художественной культуры, когда были развиты различные жанры искусства - архитектура, живопись, скульптура, книгопечатание, декоративно-прикладное искусство [9].

Система культурной дипломатии включает в себя кинематографию, хореографию, музыку, живопись, выставочную деятельность, образовательные программы, научные обмены, открытие библиотек, перевод литературных произведений, трансляцию культурных программ, межрелигиозный диалог [5].

Сегодня во многом благодаря деятельности данной мастерской, дацаны обеспечены предметами, необходимыми для богослужений и для верующих мирян. Xудожественная галерея искусств народов Азии, открытая на территории Иволгинского дацана и в центре г. Улан-Удэ, позволила автору про-

следить весь тематический спектр экспозиции. Особой темой в коллекции галереи были зооморфные фигуры, в первую очередь пять видов домашнего скота, характеризующих жизнь и быт кочевника. «Табан хушуу мал»: хо-нин, морин, тэмээн, ухэр, ямаан, которые транслируют в культурное пространство и бурятский язык [11, с. 33]. Архивные документы Янгажинского дацана7, касающиеся изготовления предметов культовой атрибутики, свидетельствуют «о преподнесении в дар дацану 350 шт. медных обрядовых чашек и 100 шт. медных чашек (с ножками) помощником головы Харанутского рода Эрдэни Ганжуровым» (из отчета дацана 1884 г.). Следующий документ, от 15 декабря 1894 г., - распоряжение № 332 о подготовке ламских атрибутов на выставку в г. Чите, организованную Российским императорским географическим обществом, одежды, книг, бурханов, создаваемых при дацанской школе искусств. Данные документы, а также артефакты буддийского искусства, сохраненные и экспонируемые в залах Музея истории Бурятии в г. Улан-Удэ, скульптуры Санжи Цыбик Цыбикова, настоятеля Янгажинского дацана, и др. подтверждают, что дацанская школа искусств существовала.

Многие исследователи отмечают, что бурятские умельцы, дарханы в конце Х1Х - начале ХХ в. использовали различные технико-художественные приемы: насечку серебром по железу, гравировку, художественную ковку, литье, чеканку, филигрань, золочение и серебрение, инкрустацию полудрагоценными камнями. Комплекс технических приемов и инструментов, используемых бурятскими мастерами металлообработки, показывает, что торевтика бурят во многом близка художественной обработке металла других кочевых скотоводческих народов Южной Сибири и Центральной Азии. Современная технология позволила заменить многие ручные приемы обработки металла промышленными способами производства изделий [7].

В числе целей и задач буддийских институтов современности повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, изучение и понимание постулатов буддизма. В данном контексте хотелось бы затронуть вопросы изучения трудов просветителей буддизма в общеобразовательной среде. Одной из ярких и доступных для понимания родителей и их детей может стать книга Э. Х. Гальшиева «Зерцало мудрости» [8], где актуализируется философское миропонимание повседневной жизни.

Настоятели дацанов, ламы региона активно ведут просветительскую работу в социальных сетях, практически каждый дацан имеет свои страницы в «Фейсбуке», «ВКонтакте», где популярно излагаются краткие наставления, освещаются события, происходящие в дацанских приходах. Один из интересных проектов, реализующих в настоящее время, - пример Балдана Базарова, тункинского ламы, который ездит на велосипеде по Бурятии, Забайкальскому краю и посещает места рождения именитых Хамбо-лам в Еравнинском, Курумканском, Селенгинском и других районах, при этом снимает видеосюжеты, фотографирует и публикует аннотации на бурятском, русском языках. Он посетил достопримечательные места в Калмыкии,

7 ГА РБ Янгажинский дацан. Ф. 454. Оп. 1. Д. 56. Л.2; Ф. 454. Оп. 1. Д. 21. Л. 33; Д. 58. Л. 2; л. 8; Д. 17. Л. 16.

о чем поделился с читателями: «Алтан Ордн ехэ хото Бату Сарай: Ойролсо байга оваа ехэ тахисан, ехэ ^нин байна». На мой вопрос: «Ямар хотын ха-жууда? Музей би гу?» ответил: «Астрахань хотос хойто зуг руу 180 км ява-сан. Энэ харагдаж байга хэрэм кино буулгахада барисан декораци» (Недалеко от Астрахани, где-то в 180 км, в месте, где предположительно была ставка Бату-хана, имеются декорации, оставшиеся после киносьемок). Акция, предпринятая Балдан-ламой, открывает новые маршруты для паломничества, туризма по заповедным и достопримечательным местам, связанным с именами буддийских иерархов8.

Настоятель Шулутского дацана Чингис Ешеев на своей странице в «Фейсбуке» делится с читателями новыми сведениями из истории дацана. Обнаруженная им в 2013 г. рукопись на старомонгольском языке о деятельности выдающегося Ширээтэ-ламы Челутайского (Шулутского) дацана Лубсана Xанчуба Ванчукова (1816-1878 гг.), известного эмчи-ламы, в семье которого три поколения являлись лекарями, помогла установить, что в середине XIX в. им же, вместе с главами хоринских родов прихода Шулутского дацана, и была сооружена ступа Единства «Юндэн» [9]. Удалось найти ее основание и возродить на прежнем месте этот первый субурган осенью 2015 г. Найти точно и достоверно описанную в рукописи обширную местность нам помогла та единственная на всю округу высокая лиственница в степи, с аккуратно раздвоенным стволом, ставшая символическим Xраните-лем истории Шулутского дацана9.

Молодой ученый Ф. М. Бафоев считает, что культурная дипломатия необходима во многих сферах жизни общества: «Вряд ли кто станет отрицать, что все страны, "отправляющие" и "принимающие", просто обязаны создавать необходимые условия для возрождения национальных традиций и обычаев, изучения родного языка, сохранения самобытной и колоритной культуры того или иного национального меньшинства» [5].

Здесь не только внешняя сторона функционирования буддийских дацанов, более детально прослеживается деятельность современных приходов, и не только богослужебная, но и просветительская, хозяйственная, осуществляется анализ состояния жизни городской среды, современных сел и деревень, демонстрируется знание исторических основ бытования дацанов Забайкалья и Предбайкалья со времени принятия буддизма. История и культура дацанов Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области -это полновесная история бурятского народа в контексте развития Российского государства на востоке страны. Буддизм и дацаны в историческом прошлом и сегодня - это феномен. Задача современников, особенно в образовательной среде, - выбрать оптимальный способ взаимодействия. В данном контексте важно знание и истории бытования дацанских комплексов, и

8 Тараруев В. В Бурятии лама из Тунки идет в паломничество по святыням буддизма // МК в Бурятии. URL: https://ulan.mk.ru/social/2021/07/21/v-buryatii-lama-iz-tunki-idyot-v-palomnichestvo-po-svyatynyam-buddizma.html?fbdid=IwAR1tmul9rtQVKDZDk_mUWDJbYmYyvNyLYK2FtXS7pjj_6oFThmlCMK0RU0/ (дата обращения: 19.10.2021).

9 Новые страницы Шулутского дацана // Буддийская Традиционная Сангха России. URL: https://vk.com/ wall-72062991_5820 (дата обращения: 19.10.2021).

предметного мира религиозной культуры, который может дать прогнозные обоснования роли искусства и религии в жизни современного общества [4].

В социокультурное пространство аксиологические детерминанты бытия - священное, сакральное - транслируются посредством функций культуры (прежде всего религиозной), в результате чего знаково-символическая система артефактов предметного мира религиозной культуры, ее семантический ряд историзирует себя, входя в субъектно-объектные отношения пространственно-временного континуума. По мнению одного из виднейших представителей феноменологии религии М. Элиаде, современному человеку для выхода из экзистенциального кризиса следует понять, а возможно, и частично принять опыт религиозного восприятия мира [12].

Разглядеть в «портфеле» буддийских институтов основы духовно-нравственного воспитания, искусства и культуры удается и в образовательной среде региона. Практически везде введена в планы внеучебной деятельности дошкольных и общеобразовательных школ организация традиционного бурятского праздника встречи Нового года по лунному календарю «Сага-алган». Безусловно, мероприятия касаются в основном народных традиций и обычаев - в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», которым закреплено, что школа и дошкольные учреждения являются светскими учебными заведениями.

Здесь хотелось бы привести пример одной из конкурсных работ педагога Онохойской средней школы Натальи Павловны Брянской, учителя русского языка и литературы10, которая в своей работе опирается на памятник русской литературы «Домострой» и памятник бурятской литературы «Зерцало мудрости» Э.-Х. Галшиева, выступающие нравственным завещанием наших предков. По мнению педагога, эти книги, написанные несколько веков назад, до сих пор актуальны. Воспитатель детского сада «Колосок» села Унэгэтэй (русское старообрядческое село) Лыгжима Дагбаевна Андреева11 организует небольшие поездки в окрестные бурятские села - Хара-Шибирь, где есть музей «Тоонто» Агвана Доржиева, субурган; Первомаевку и Шулу-ты, где восстановлен буддийский дацан, который в поездке по Сибири и Дальнему Востоку посетил будущий император Николай II; притрактовое село Новая Курба, расположенное на Старомосковском (Читинском) тракте, где проживали евреи, немцы и др. (кстати, один из лам Шулутского (Аца-гатского) дацана (будущий Хамбо-дама Чойнзон Доржи Иролтуев) мог сво-

10 Брянская Н. П., лауреат конкурса за проект «Сундучок из прошлого» по организации духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения (Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 13 июля 2020 г. № 872 «Об итогах (регионального) этапа ХУ Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Республике Бурятия в 2020 году).

11 Андреева Л. Д., МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок», воспитатель. Учебно-методический комплекс «Этнокультурное воспитание и образование». Конкурсная номинация «Лучшие учебно-методические разработки в системе дополнительного образования. Рабочая программа кружка по бурятскому языку «Табанхурган» - «Пять пальцев». Приложение: Учебно-методическое пособие по ознакомлению с родным селом. Блок «Родное село» (Конспекты НОД, презентации «ХараШибирь», «Шулута»). Заиграевский район, 2019 г.

бодно говорить на немецком языке с цесаревичем во время его путешествия по Сибири и Дальнему Востоку).

Xарактеристику образовательных процессов в контексте изучения буддизма, культуры буддизма могут дать сведения из документа «О мониторинге основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)» как учебного предмета, проведенном в школах региона. Здесь предоставим несколько статистических данных по выбору модулей родителями (законными представителями) обучающихся 4-х классов в 2018/19 учебном году предмета «Основы буддийской культуры», предоставленных Министерством образования и науки Республики Бурятия: общее количество общеобразовательных школ 438, 4-х классов - 749, в них обучаются 15 496 детей, из них программу «Основы буддийской культуры» осваивают 700. Предмет преподается в основном в сельских районах, местах компактного проживания бурят, исповедующих буддизм12.

Надо отдать должное общеобразовательным школам, где дети и их родители выбрали модуль «Основы религиозной культуры»: 3604 детей республики из 15 496 учат этот предмет, только в школах г. Улан-Удэ его изучают 1336 детей. 638 преподавателей реализуют данный курс, согласно данным статистики, учебниками обеспечены 100 % школ, соблюдается регламент по обеспечению свободного добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса ОРКСЭ. Выбор предмета «Основы религиозной культуры» в школе обусловлен факторами бытования в регионе мировых религиозных культур, наличия храмовых комплексов на территории современной Бурятии.

Действительно, полипрофессиональная среда Бурятии, где компоненты культуры буддизма сформированы, по мнению Д. Д. Амаголоновой, современная десекуляризация подразумевает не только изменения в общественном и индивидуальном сознании, но и новую роль религиозных институтов в социальной жизни, что означает их секуляризацию в значении активного участия духовенства в разнообразных мирских практиках, включая сферы экономики, политики и идеологии [2].

Бурятия как один из поликонфессиональных регионов России требует пристального внимания и изучения историко-культурного контекста для реализации намеченных задач в общем контексте воспитания духовно-нравственных основ подрастающего поколения.

Выводы. Факторы просветительской деятельности буддийских центров в Бурятии являются свидетельством динамических процессов, характеризующих социально-историческое развитие региона и его образовательного пространства. Действительно, за последние десятилетия восстановлены буддийские храмовые комплексы, приходы, издаются книги, журналы, более того, предприняты культурные акции с созданием художественных мастерских, выставочных залов, открытием телеканалов вещания на русском и

12 Мониторинг основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) // Министерство образования и науки Республики Бурятия.

бурятском языках, радио FM, организуются конкурсы для детей на знание истории и культуры, спортивные состязания и др.

Образовательная среда, формирующая основы духовно-нравственного воспитания, предполагает воспитание всем укладом жизни, историческими традициями народов России, а средства, как мы понимаем, - это образование, культура и религия.

Деятельность учителей направлена на формирование духовно-нравственных основ в жизни подрастающего поколения, на уроках и во внеурочной работе педагоги формируют у школьников систему базовых национальных ценностей (семья, патриотизм, гражданственность, природа, здоровье и др.), учат детей быть толерантными и открытыми для диалога, прививают уважение к родному языку и к культурным ценностям.

Список литературы

1. Амаголонова Д. Д. Буддизм в Бурятии: российское государство и конфессиональная конкуренция // Страны и народы Востока. 2015. № 36. С. 5-41.

2. Амоголонова Д. Д. Буддийская традиционная Сангха России в социокультурных процессах современной Бурятии // Научный диалог. 2021. № 7. С. 381-399.

3. Арзуманов И. А. «Религиозное пространство» и «пространство религиозной культуры опыт культур-методологической стратификации // Вопросы культурологии. 2009. № 5. С. 21-25.

4. Бафоев Ф. М. Культурная дипломатия в системе международных связей на постсоветском пространстве // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 662-667. URL: https://moluch.ru/archive/110/25748/ (дата обращения: 19.1.2021).

5. Ангаева С. П. Буддизм в истории Бурятии и роль Агвана Доржиева в его распространении (конец XIX в. - 30-е гг. XX в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. Москва, 1995. 21 с.

6. Буддизм в России = Buddhism in Russia : выставка проводится в рамках культурной программы саммита АТЭС-2012, (5 сент. - 5 дек. 2012) / М-во культуры РФ ; [науч. ред. Н. Жуковская]. М., 2012. 111 с.

7. Дагданова Ж. Н. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07. М., 2006. 34 с.

8. Галшиев Э-Х. Зерцало мудрости : пер. с бурят. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1993. 352 с.

9. Исторический портрет Шулутского (Ацагатского) дацана в контексте религиозной политики России XIX в. - нач. XXI в. / И. А. Арзуманов [и др.] ; науч. ред. Г. С. Ми-тыпова. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. 167 с.

10. Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века: Структура и социальная роль культовой системы / Г. Р. Галданова, К. М. Герасимова, Д. Б. Дашиев, Г. Ц. Митупов. Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1983. 235 с.

11. Митыпова Г. С. Процессы культурной дипломатии Бурятии и России (на примере деятельности Галереи искусств народов Азии) // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2018. № 2. С. 31-36.

12. Михельсон О. К. Религиозная культура и современность // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия : материалы науч. конф., 12-14 июня 2000 г. СПб. : С.-Петерб. филос. общество, 2000. Вып. 5. С. 95-98. (Simposium).

Buddhism as a Factor in Educational Processes in Buryatia: Socio-Historical Aspects

G. S. Mitypova

Buryat Republican Institute of Education Policy, Ulan-Ude, Russian Federation

Abstract. The article examines some socio-historical aspects in the context of educational processes in Buryatia in the case of the integration of Buddhist institutions in the field of culture and education in the early 20th and 21th centuries. Today Buddhism in Buryatia is one of sustainable confessional institutions and has all the traditions in its arsenal it had in pre-revolutionary history. They are restored datsan complexes, the development of building construction, architecture, and crafts, the establishment of parish communities that are characteristic of the cultural landscape of the region.

Keywords: Buddhism, education, datsan, radio, TV channel, gallery, bronze sculpture, integration.

For citation: Mitypova G.S. Buddhism as a Factor in Educational Processes in Buryatia: Socio-Historical Aspects. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2021, vol. 38, pp. 118-128. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.38.118 (in Russian)

References

1. Amagolonova D.D. Buddizm v Buryatii: rossijskoe gosudarstvo i konfessionalnaya konkurenciya [Buddhism in Buryatia: the Russian State and Confessional Competition]. Strany i narody Vostoka [Countries and peoples of the East], 2015, no. 36, pp. 5-41. (in Russian)

2. Amogolonova D.D. Buddijskaya tradicionnaya Sangha Rossii v sociokulturnyh pro-cessah sovremennoj Buryatii [The Buddhist Traditional Sangha of Russia in the socio-cultural processes of modern Buryatia]. Nauchnyj dialog [Scientific dialogue], 2021, no. 7, pp. 381399. (in Russian)

3. Arzumanov I.A. "Religioznoe prostranstvo" i "prostranstvo religioznoj kultury opyt kultur-metodologicheskoj stratifikacii ["Religious space" and "space of religious culture experience of cultural and methodological stratification]. Voprosy kulturologii [Questions of cultural studies], 2009, no. 5, pp. 21-25. (in Russian)

4. Bafoev F.M. Kulturnaya diplomatiya v sisteme mezhdunarodnyh svyazej na postso-vetskom prostranstve [Cultural diplomacy in the system of international relations in the postSoviet space]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, no. 6, pp. 662-667. URL https://moluch.ru/archive/110/25748/ (mode of access: 19.11.2021). (in Russian)

5. Angaeva S.P. Buddizm v istorii Buryatii i rol Agvana Dorzhieva v ego rasprostrane-nii (konec 19 v. - 30-e gg. 20 v.) [Buddhism in the history of Buryatia and the role of Agvan Dorzhiev in its spread (the end of the XIX century - the 30s of the 20th century)]. Cand. sci. diss. abstr. Moscow, 1995, 21 p. (in Russian)

6. Buddizm v Rossii: vystavka provoditsya v ramkah kulturnoj programmy sammita ATES-2012, (5 sentyabrya - 5 dekabrya 2012) [Buddhism in Russia: the exhibition is held as part of the cultural program of the APEC Summit 2012, (September 5 - December 5, 2012)]. Sci. ed. N. Zhukovskaya]. Moscow, 2012, 111 p. (in Russian)

7. Dagdanova Z.H. Buryatskoe narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v 19 - nachale 21 vv. [Buryat folk decorative and applied art in the 19th - early 21 centuries. Cand. sci. diss. abstr.] Moscow, 2006. 34 p. (in Russian)

8. Galshiev E-H. Zercalo mudrosti [The Mirror of Wisdom]. Ulan-Ude, Buryat. kn. Publ., 1993. 352 p. (in Russian)

9. Arzumanov I.A. et al. Istoricheskij portret Shulutskogo (Acagatskogo) dacana v kontekste religioznoj politiki Rossii 19 v. - nach. 21 v. [Historical portrait of the Shulut (Atsagat) datsan in the context of the religious policy of Russia in the 19th century - beginning

12th century]. Ed. by G.S. Mitypova. Ulan-Ude, Buryat State Univ. Publ., 2012. 167 p. (in Russian)

10. Lamaizm v Buryatii 18 - nachala 20 veka: Struktura i social rol kultovoj sistemy [Lamaism in Buryatia of the 18th - early 20th century: The structure and social role of the cult system]. G.R. Galdanova, K.M. Gerasimova, D.B. Dashiev, G.C. Mitupov. Novosibirsk, Nau-ka Publ., 1983, 235 p. (in Russian)

11. Mitypova G.S. Processy kulturnoj diplomatii Buryatii i Rossii (na primere deyatel'nosti Galerei iskusstv narodov Azii [The processes of cultural diplomacy of Buryatia and Russia (on the example of the activity of the Asian Peoples Art Gallery)]. Vestnik Bur-yatskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya Vnutrennej Azii [Bulletin of the Buryat State University. Humanitarian Studies of Inner Asia], 2018, no. 2, pp. 31-36. (in Russian)

12. Mihel'son O.K. Religioznaya kultura i sovremennost [Religious culture and modernity]. Hristianskaya kultura na poroge tretiego tysyacheletiya [Christian culture on the threshold of the third millennium]. Proc. of the Sci. Conf. June 12-14, 2000. Saint Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society Publ., 2000, vol. 5, pp. 95-98. (in Russian)

Митыпова Гунсема Сандаковна

доктор исторических наук, доцент, Центр воспитания и дополнительного образования

Бурятский республиканский институт образовательной политики Российская Федерация, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30 e-mail: [email protected]

Mitypova Gunsema Sandakovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Sciences (History), Associate Professor, Center of Education and Additional Professional Education Buryat Republican Institute of Educational Policy, 30, Sovetskaya st., Ulan-Ude, 670000, Russian Federation e-mail: [email protected]

Дата поступления: 06.09.2021 Received: September, 06, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.