Научная статья на тему 'Буддийская культура и ее концепты в мировозрении Агвана Доржиева'

Буддийская культура и ее концепты в мировозрении Агвана Доржиева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
379
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
АГВАН ДОРЖИЕВ / БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПТЫ / ЭТНОКОНСОЛИДИРУЮЩИЕ И ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ БУДДИЗМА / AGVAN DORZHIEV / BUDDHIST CULTURE / CONCEPTS / ETHNO-CONSOLIDATING AND ETHNO-INTEGRATING FUNCTIONS OF BUDDHISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абаева Любовь Лубсановна

В статье рассматриваются концепты буддийской культуры, предложенные одним из лидеров буддийского обновленческого движения Агваном Доржиевым (1853-1938), религиозным и политическим деятелем Тибета, учителем XIII Далай-ламы, основателем буддийского монастыря в Санкт-Петербурге и ряда храмов в Западной Бурятии, издателем, реформатором монгольской письменности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the Buddhist concepts, suggested by Agvan Dorzhiev, which is one of the leaders of Buddhist «renew» movement, a teacher of the 13th Dalai Lama, the founder of Saint-Petersburg's Buddhist monastery and number of Buddhist monasteries in the Western Buryatia, the publisher and reformer of the Mongolian script.

Текст научной работы на тему «Буддийская культура и ее концепты в мировозрении Агвана Доржиева»

Любовь АБАЕВА

БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ КОНЦЕПТЫ В МИРОВОЗРЕНИИ АГВАНА ДОРЖИЕВА

В статье рассматриваются концепты буддийской культуры, предложенные одним из лидеров буддийского обновленческого движения - Агваном Доржиевым (1853-1938), религиозным и политическим деятелем Тибета, учителем XIII Далай-ламы, основателем буддийского монастыря в Санкт-Петербурге и ряда храмов в Западной Бурятии, издателем, реформатором монгольской письменности.

The article deals with the Buddhist concepts, suggested by Agvan Dorzhiev, which is one of the leaders of Buddhist «renew» movement, a teacher of the 13th Dalai Lama, the founder of Saint-Petersburg's Buddhist monastery and а number of Buddhist monasteries in the Western Buryatia, the publisher and reformer of the Mongolian script.

Ключевые слова:

Агван Доржиев, буддийская культура, концепты, этноконсолидирующие и интегрирующие функции буддизма; Agvan Dorzhiev, Buddhist culture, concepts, ethno-consolidating and ethno-integrating functions of Buddhism.

В теории и практике буддийской культуры, распространенной среди всей монгольской метаэтнической общности в тибетском ее варианте, четко фиксируются ее этноинтегрирую -щие, этноконсолидирующие основы.

Мировоззрение Агвана Доржиева, сложившееся в рамках класси -ческой традиции тибетской школы Гелуг, его лидерство в обновлен -ческом движении буддийского духовенства в этнической Бурятии было, прежде всего, ориентировано на консолидирующую и инте грирующую роль буддийской традиции как мировой религиозной и философской структуры во всей Центральной Азии. Это миро -воззрение получило распространение среди монгольских народов, выявляя при этом специфические буддийские концепты: антро -поцентристскую, метаэтническую универсальную гуманитарную направленность, духовную гармонию, нравственное самосовер -шенствование, милосердие и сострадание.

Активное участие Агвана Доржиева в формировании этнического самосознания и самоидентификации среди монгольских народов в рамках буддийской религиозной культуры до сих пор слабо изучено.

С XVI в. в эволюции монгольской общности, уставшей от внеш -них и внутренних этнических и социальных междоусобиц, фиксируются четкие этапы этнокультурного возрождения. Буддизм со своей теорией и практикой, философией, медициной, астрологией, книгопечатной культурой, институтом наставничества, возможно, явился той самой культурной доминантой, которая, инкорпори ровав многие добуддийские религиозные традиции, сыграла и до сих пор продолжает играть огромную роль в этнокультурной кон -солидации монгольских народов. Еще академик Н. Козьмин писал: «С утратой самостоятельности монголы утратили национально -политическое бытие и политические интересы. Их национальное чувство нашло выражение в формах религиозного культа»1.

Однако многие лидеры национального движения и этнокультур -ного возрождения, основатели «панмонгольского движения» (в т.ч. и Агван Доржиев), ставя во главу угла политические и социальные объединительные мотивы, всегда обращали непосредственное вни -мание на этнокультурное и особенно этноконфессиональное воз -рождение монгольских народов. Идеологически лидирующей и

1 Богданов М.Н. Очерки истории бурят - монгольского народа. — Верхнеудинск, 1926, с. 37.

АБАЕВА Любовь Лубсановна — д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Института монготоведения, Ууддологии и тибетологии СО РАИ

luba-abaeva@maü.ru

интегрирующей силой они признавали буддийскую культуру. При этом они пони -мали, что буддийский канон, написанный изначально в основном на пали и сан скрите, позже переведенный на тибетский язык и старомонгольскую письменность, для большинства представителей монголь -ской метаэтнической общности был все же в какой - то степени инновационной рели -гиозной системой, которую предстояло адаптировать к традиционному кочевому сообществу (в т.ч. и бурятскому). Поэтому некоторые национальные лидеры Бурятии в контексте национального движения считали, что богослужение должно проис ходить на современных монгольских язы -ках, доступных массовым адептам.

Каждая культура со своими пространственно временными параметрами тесно связана со своим творцом этносом, этноконфессиональной общностью. Религия, выступающая в качестве домини -рующего элемента всякой культуры, явля ется ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятив ной силой в развитии этнических культур. Особый интерес представляет проблема соотношения теории и практики рели гиозной культуры кочевой цивилизации, пути эволюции религиозных воззрений, а также роль биологически унаследованных и культурно исторических параметров в восприятии и адаптации инновационных религиозных канонов, впоследствии ста новящихся органичными и естественными в системе традиционных ценностей коче вых этносов.

Религия является наиболее устойчивым компонентом в этнокультурной истории народов Центральной Азии. Она имеет свои закономерности развития и традици онные стереотипы, которые можно обо значить как системы религиозной куль туры. Под религиозной культурой мы под разумеваем определенные исторически сложившиеся религиозные институты, сформированные центральноазиатской этнокультурной средой и функционирую щие в качестве норм, идеалов, стереоти пов мышления и поведения, ценностно ориентационных структур, передаваемых из поколения в поколение.

При этом уровень развития каждой кон кретной этнокультурной общности цен -тральноазиатского региона, несомненно, фиксирует изменение тех методов и спо собов регуляции религиозной системы,

которые на данном этапе являлись бы органичными в ценностном ядре данной культуры. Историческое взаимодействие многочисленных этнических субстратов (тюрки, маньчжуры, тибетцы, монголы) и их культурных традиций способствовало не только обогащению и синтезу, но и эволюции от низших форм к более высо ким, а значит и развитию, совершенство ванию всей религиозной системы наро дов Центральной Азии. Преемственность наиболее общих парадигм религиозной культуры этого региона и их историческая устойчивость диалектически сочетались с процессами ее поступательного развития. Опыт предыдущих стадий, все достижения этого периода не отбрасывались, а сохра нялись и синтезировались в целостную систему религиозного сознания и поведе -ния. Одной из высших стадий эволюцион -ного развития религиозной культуры этого региона, несомненно, является система религиозных традиций, сложившаяся в результате синтеза тибетского буддизма и традиционных верований и культов, обря дов и обычаев тибетского и монгольского народов Центральной Азии.

Буддизм принес этим народам не только высокий уровень религиозного созна-ния, но и познакомил с религиозными традициями других народов Востока

— индийцев, китайцев, иранцев и др. Вместе с тем тибетизированный буддизм в его специфической центральноазиат ской культурно исторической вариации инкорпорировал и ассимилировал пред шествующие формы религии, достигнув органического сплава буддийских и небуд -дийских элементов, что в конечном итоге привело к образованию достаточно одно типных и устойчивых форм религиозной культуры во всем регионе. В религиозной культуре народов Сибири и Центральной Азии имеют место три основных этапа: 1) архаический (дошаманский), которому соответствовали ранние формы религии

— анимистические, тотемистические, магические и др.; 2) шаманистический; 3) буддийский.

Система архаических верований и куль тов, в основе которой лежат обожествле -ние объектов и явлений природы, вера в возможность магического воздействия на окружающий мир, существовала в реги оне Центральной Азии с незапамятных времен. В последние годы архаические мотивы и шаманистические традиции в

системе религиозной культуры централь ноазиатского региона реинкарнировались и существуют наряду с буддийской тради цией. Отечественные и зарубежные рели гиоведы считают, что в условиях экономи -ческого и духовного кризиса в обществе начинают возрождаться наиболее архаи ческие формы религиозной культуры. Шаманизм, который эволюционировал от низших форм к высшим, приобрел систе матизированный характер, превратился в стройную высокоразвитую политеи -стическую религию, имеющую почти все компоненты религиозной системы (свою космологию, мифологию, обрядность, зачатки духовной организации). Но он так и не стал общенациональной религией монгольских народов, хотя попытки соз дания национальной религии на основе шаманизма и более архаических верова ний и культов предпринимались еще в период создания Монгольской империи. На наш взгляд, шаманизм в системе рели гиозной культуры народов Центральной Азии (бон — в Тибете) несет в себе неко -торую ограниченность, сужен рамками родоплеменных этнических общностей, тогда как буддизм по своей природе инте рэтничен и глубоко нравственен.

Хотя космогонические и космологиче -ские представления этносов, населяющих Центральную Азию, даже в результате про никновения буддийских знаний остались в целом традиционно шаманистическими и занимают важное место в системе тра -диционного мировоззрения этих этносов, путь возрождения шаманистических тра -диций вряд ли прогрессивен. На первый взгляд шаманистическая культура наро -дов Центральной Азии глубоко органична всей структуре кочевой цивилизации. Так, Земля (газар дэлхий), занимавшая срединное положение, была священной родовой территорией, одухотворенной как в целом, так и в отдельных частях. Символом Вселенной и вместе с тем мар керами родовой территории служили свя щенные горы; расположенные кучами камни и деревья указывали на космиче ский порядок, единство мироздания и сакральность родовой земли. Реки, озера, источники и вообще вода как своеобраз ная и специфическая информационная субстанция всегда занимали немаловаж ное место в верованиях и культах народов Центральной Азии.

Почитанием с помощью различных

ритуалов и обрядов характеризуется отно шение бурят к животным и птицам, в его основе — идея общности мира людей и мира животных. В целом шаманисти ческая религиозная культура народов Центральной Азии представлена разно стадиальными культами, в основе кото рых — единство мира и людей. Она характеризуется «неразорванностью» сознания, единством природы и человека, свое -образной полнотой и самодостаточностью бытия.

На современном этапе развития этно конфессиональных традиций можно отметить живучесть многих традицион ных верований и культов. Исследования показывают, что коллективные ритуалы молебствия, такие как «обо тахилга», практикуются чаще всего из за фактора определенной зависимости этносов от потребности сакрализовать свою этниче скую территорию, при этом не исключа ется также традиционный стереотип рели гиозного поведения1.

Буддизм в Центральной Азии, благо даря специфической трактовке человека и его места в мире, пользуется устойчи вой репутацией самой гуманной религии в истории человечества, т.к. провозгла -шает принципы моральной ответствен ности человека за свои деяния и состра дательное отношение к любому живому существу. Распространение буддийской доктрины и практическое ее примене -ние не замыкались в узких рамках буд -дийского духовенства и образованных мирских последователей. В Центральной Азии буддийская идеология пронизы -вала все стороны политической и куль турной жизни общества, бытовой уклад народов, являясь цементирующим эле -ментом, универсальным языком, при дающим культуре этого региона некую целостность. Традиционная религиоз -ная культура народов Центральной Азии (бон, шаманизм) была синтезирована и тактично ассимилирована буддийским культурно религиозным комплексом.

Религиозно философская культура буддизма, имеющая общечеловеческое значение и ценности, актуальна и в новейшее время. Именно эти позиции отмечал Агван Доржиев в конце XIX — начале хх вв.

1 Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. — М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.