Научная статья на тему 'Будда: уникальная харизматическая личность'

Будда: уникальная харизматическая личность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1379
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ / ГАУТАМА БУДДА / ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / УНИКАЛЬНОСТЬ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ / «ЧУДО» / GOD’S GRACE / CHARISMA / GAUTAMA BUDDHA / CHARISMATIC PERSONALITY / UNIQUENESS / EXCLUSIVENESS / PECULIARITIES / MIRACLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гениндоржиева Димид Батоболотовна

В данной статье рассмотрена уникальная личность Гаутамы Будды. Изучены такие его жизнеописания, как «Ниданакатха», «Лалитавистара», «Буддачарита», и «Жизнь Будды», при этом проделан анализ особенностей личности Гаутамы. Представлены свидетельства того, что Будда представляет собой уникальную харизматическую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDHA AS A UNIQUE CHARISMATIC PERSONALITY

The article examines a unique personality of Gautama Buddha. The author studies such biographies of Buddha as ‘Nidanakatha’, Lalitavistara Sutra’, ‘Buddhacarita’, and ‘The Life of Buddh’ with emphasizes on the specific characteristics of Gautama. The research presents illustrations of the fact that Buddha has a unique charismatic personality.

Текст научной работы на тему «Будда: уникальная харизматическая личность»

УДК 294.3

Гениндоржиева Димид Батоболотовна

Genindorzhieva Dimid Batobolotovna

аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета

PhD student of the Philosophy Department, Buryat State University

БУДДА: УНИКАЛЬНАЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

BUDDHA AS A UNIQUE CHARISMATIC PERSONALITY

Аннотация:

Summary:

В данной статье рассмотрена уникальная личность Гаутамы Будды. Изучены такие его жизнеописания, как «Ниданакатха», «Лалитависта-ра», «Буддачарита», и «Жизнь Будды», при этом проделан анализ особенностей личности Гаутамы. Представлены свидетельства того, что Будда представляет собой уникальную харизматическую личность.

The article examines a unique personality of Gautama Buddha. The author studies such biographies of Buddha as ‘Nidanakatha’, Lalitavistara Sutra’, ‘Bud-dhacarita’, and ‘The Life of Buddh’ with emphasizes on the specific characteristics of Gautama. The research presents illustrations of the fact that Buddha has a unique charismatic personality.

Ключевые слова:

харизма, божественная благодать, Гаутама Будда, харизматическая личность, уникальность, исключительность, особенности, «чудо».

charisma, God’s grace, Gautama Buddha, charismatic personality, uniqueness, exclusiveness, peculiarities, miracle.

Keywords:

Исследователи самых разных направлений сталкиваются с понятием «харизматическая личность». Среди известных истории выдающихся деятелей выделяют следующих харизматических личностей: религиозные деятели, создатели направлений внутри мировых религий, великие государственные и военные деятели (Гаутама Будда, Иисус Христос и пророк Мухаммад; Лютер и Кальвин; Чингисхан и Наполеон; Гитлер и Муссолини, Ленин, Сталин и Троцкий; Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг, мать Тереза, Далай-лама XIV). При этом в их понимании, свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и её морально-этическому содержанию. Большинство исследователей феномена харизмы утверждают, что харизматической личностью в равной степени может быть и святой, и преступник. Обладатель такого рода «благодати» может использовать ее не только в благих намерениях, целях и деяниях, направленных на устранение проблем общества, но также с успехом может использовать ее в своих личных целях, в том числе и злонамеренных.

Но если углубиться в истоки возникновения и понимания данного понятия, можно заметить, что харизма являет собой «дар свыше», «божественную благодать», «милость богов» особым, наиболее достойным людям. Такими, прежде всего, могут быть люди, обладающие исключительно положительными качествами, заслужив уважение и почитание своими поступками, целью которых является развитие институтов общества, помощь окружающим их людям. Соответственно, наиболее достойные люди - это люди, цели которых не имеют коварного подтекста. Они, как правило, должны олицетворять собой добро, непогрешимость или святость. Исходя из этого, харизма должна представлять собой исключительно положительное явление, которое вбирает в себя такие понятия как нравственность, благость, мудрость, «святость», милость. Соответственно, харизма - это совокупность свойств и качеств личности, прежде всего положительных (нравственность, благородность, духовность), благодаря которым она выделяется среди окружающих ее людей, вследствие чего имеет огромное влияние на их поведение и поступки. Таким образом, личностью, одаренной харизмой, могут быть только «святые», а не преступники. Исходя из этого, вышеперечисленных личностей можно назвать и выделить как лидеров, обладающих красноречием, талантом и умом, но невозможно всех их причислить к личностям, наделенным «божьей благодатью» - харизмой. Так как для истинного харизматика всего этого недостаточно, он должен обладать особой духовностью, направленной на добро.

Следовательно, из названных личностей харизматическими можно назвать Гаутаму Будду, Иисуса Христа, пророка Мухаммада, мать Терезу, а также Далай-ламу XIV. При этом особый интерес среди данных лиц представляет Гаутама Будда (Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Татхагата) (ок. 566 г. до н. э. - 486 г. до н. э.) - основатель буддизма.

Личность Гаутамы Будды, несомненно, является одной из уникальнейших в истории. Без всяких сомнений можно утверждать, что Гаутама Будда представляет собой особую личность, которая обладает «божественной силой». Имя Будды обозначает, что он «просветлен-

ный». До этого он - Бодхисатта (на санскрите - Бодхисаттва), «существо просветления» или «тот, кому суждено просветление». В текстах ученики к нему - Просветленному - обращались Бхагава (Бхагават), «Господин». Это термин, которые разные индуистские школы используют как титул основателя или особо чтимого божества. Вежливое выражение «Благословенный», иногда используемое для передачи этого слова, ни в коем случае не перевод. Будда называет себя «Татхагатой». Этимологически это значит «так пришедший (или ушедший)», но точный смысл спорен. Шакьямуни - «святой из рода шакьев» - обычное обозначение его в санскритских текстах. Не буддисты называли его фамильным именем Готама (Гоутама) или махасамана - «великий отшельник». Его личное имя, Сиддхаттха (Сиддхартха) или Сарвартхасиддха [1, с. 27].

Но все же хотелось бы разъяснить, с чем связано обладание Будды харизмой. При рассмотрении личности Гаутамы Будды мы основывались на антологию «Книга Будды» [2], включающую в себя основные древние тексты и написанные на их основе популярные переложения, посвященные жизни и учению Будды Шакьямуни - основателя буддизма, дополненную изданием знаменитого сборника изречений Будды «Дхаммапада» (IV-III вв. до н. э.). Также был сделан упор на работу Э. Томаса «Будда. История и легенды» [3], который проанализировал более ранние жизнеописания Будды, имеющие в настоящее время большое значение в социальнофилософской мысли.

Так, Э. Томас в своей работе упоминает о некоторых авторах, которые, затрагивали личность Будды, все они называли или упоминали его как великого Бога, ведающего спасением душ, либо почитали как Бога.

Нельзя не заметить, что в жизнеописаниях Будды присутствует очень большое количество чудесных, мистических (мифических) событий, начиная от рождения и заканчивая смертью. В работе «Будда. История и легенды» Э. Томас отмечает, что некоторые легенды о Будде являются вымыслом, так как они относятся к такому давнему времени, что невозможно опираться на реальные свидетельства.

При этом современная мысль обычно не приемлет ничего чудесного. Но присутствие чуда не лишает легенду ценности, к тому же придает личности Будды большее значение и интерес. Будда был выдающимся учителем нравственности, который вел добрую и чистую жизнь, его учения были направлены (и до сих пор являются таковыми) на спасение душ.

Стоит подчеркнуть, что в жизнеописаниях Будды, таких как «Ниданакатха», «Лалитави-стара» и «Буддачарита», или «Жизнь Будды» (последняя была создана великим буддийским поэтом Ашвагхошей), изложена легенда, с самого начала переносящая повествование в область сверхъестественного [4].

С.Ф. Ольденбург в антологии «Книга Будды» анализирует эти чудесные события из биографии Будды Шакьямуни. Также он рассматривает присутствующие в жизнеописаниях так называемые «32 Знака (рупа-лакшана) и 80 Признаков (анувьянджана)» [5], сравнивая некоторые особенности в облике Татхагаты, указанные в работах Чже Цонкапа «Ламрим» и Эдварда Томаса «Будда: История и легенды».

Опираясь на некоторые его описания биографии и внешности Гаутамы, мы можем подчеркнуть уникальность, исключительность и самобытность данной личности.

Во-первых, на то, что Гаутама «избранный», указывают некоторые (мы рассмотрим самые существенные из них, на наш взгляд) мистические (чудесные) события из его жизни, некоторые из которых входят в двенадцать великих деяний Будды [6]:

- загадочное непорочное зачатие, которое описывается как существование Бодхисаттвы в качестве Шветакету на небе Тушита и его нисхождение из Тушиты в образе слона;

- рождение - он родился совсем чистым, сразу же ступил на ноги и сделал свои первые семь шагов, сразу же начал говорить;

- его первые слова, которые он сказал сразу же после того, как родился: «Я величайший и наилучший в мире. Это мое последнее рождение!» [7].

- вплетаемые в музыку стихи, обращенные к нему, которые, по-видимому, слышал только он, в них говорилось, что он «Великий мудрец, герой добродетели» и что ему нужно «покинуть свой дом», чтобы помогать всем живым существам, и другое;

- победа над Марой (Бог смерти, страстей и омрачений [8]), которая описывается мистическим образом.

Во-вторых, Сиддхартха, согласно его жизнеописаниям, обладал следующими качествами:

- необычайная способность к аналитической медитации и сосредоточению: изнеженный принц, никогда не занимавшийся никакими йогическими практиками, приходит в одну из самых знаменитых на тот период школ духовного совершенствования и за несколько дней осваивает сложнейшую дисциплину сосредоточения ума, выводящую его почти на самую вершину сансары [9];

- сострадание и милосердие ко всем живым существам: в жизнеописаниях Будды, таких как «Ниданакатха», «Лалитавистара» и «Буддачарита», или «Жизнь Будды», изложена легенда, в которой описано немало ситуаций, где показано, как с годами сострадание и милосердие ко всем живым существам «все более и более росло в душе Сиддхартхи»;

- десять совершеннейших качеств, приобретенные им в этой и предыдущих жизнях: щедрость, нравственная чистота, способность к отречению, интуитивная мудрость, самоотверженность, терпение, правдивость, решимость, любовь ко всем существам и невозмутимость.

В-третьих, некоторые особенности во внешности Сиддхартхи (так называемые «Чудесные знаки» Будды [10]):

- «чудесные» особенности: «сросшиеся» пальцы; огромные пропорции тела («как у льва»); кожа золотистая; необычная форма головы.

- особенности, относящиеся к отличиям харизматического, но все-таки живого человека: голос звучит, словно пение птицы; ровные зубы, очень белые; симметричные округлые плечи; совершенная кожа; черные глаза с длинными ресницами.

Таким образом, в жизнеописаниях Будды присутствует мифологическая составляющая, которая наделяет буддийское Учение сверхъестественными, мистическими особенностями -«чудесами». При этом понятие «чудеса», «чудо» является проявлением особой силы, в нашем случае «харизмы». Сам Будда наделен внешними и внутренними качествами, которые указывают на то, что он не такой как все - уникальный, избранный, другой, а значит, наделенный харизмой - божественной благодатью.

Можно сделать вывод о том, что Гаутама Будда обладал некой универсальной силой, притягивал окружающих личной энергией, а также оказывал огромное положительное воздействие на окружающих, благодаря чему и в настоящее время у него множество последователей. Он был наделен нравственностью, благородностью, выделялся среди окружающих его людей, его Учение и в настоящее время имеет огромное влияние на поведение и поступки людей. Он обладал особой духовностью, направленной на добро. Все свидетельства, перечисленные выше, доказывают то, что он обладал харизмой, которая трактуется как дар свыше, божественная благодать, милость богов особым, наиболее достойным людям. Он олицетворяет собой добро, непогрешимость и святость. Следовательно, Будда Шакьямуни представляет собой уникальную харизматическую личность.

Ссылки:

1. Томас Э. Будда. История и легенды / пер. с англ. А.Б. Вальдман. М., 2003. 350 с.

2. Ольденбург С.Ф. Книга Будды / сост., вступ. ст., ком. А. Галата. СПб., 2009. 378 с.

3. Томас Э. Указ. соч.

4. Там же. С. 8.

5. Ольденбург С.Ф. Указ. соч. С. 156-164.

6. Там же. С. 59-60.

7. Там же. С. 22.

8. Там же. С. 46.

9. Там же. С. 38.

10. Там же. С. 156-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.