Научная статья на тему 'Бщегражданская идеология – стратегический ресурс развития постсоветской России'

Бщегражданская идеология – стратегический ресурс развития постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
202
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / ОБЩЕГРАЖДАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ / IDEOLOGY / DEIDEOLOGIZATION / GENERAL AND CIVIL IDEOLOGY / PRINCIPLES OF GENERAL AND CIVIL IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беленкова О. А.

Исследуется необходимость формирования в условиях современного российского общества общегражданской идеологии как стратегического ресурса развития постсоветской России. Определяется сущность общегражданской идеологии, принципы и условия ее формирования. Анализируются взгляды на формирование общегражданской идеологии отдельных российских философов и социологов. Обосновывается авторская позиция в определении условий, обеспечивающих формирование в современном российском обществе общегражданской идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-CIVIL IDEOLOGY – A STRATEGIC RESOURCE OF DEVELOPMENT OF POST-SOVIET RUSSIA

In the article a need of forming general and civil ideology as a strategic resource of development of Post-Soviet Russia in the conditions of modern Russian society is investigated. The essence of general and civil ideology, principles and conditions of its formation are defined.

Текст научной работы на тему «Бщегражданская идеология – стратегический ресурс развития постсоветской России»

УДК 1:316

ОБЩЕГРАЖДАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

© О. А. Беленкова

Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

Тел.: + 7 (347) 284 04 08.

Е-таИ: belenkovaoksana@ma.il.гы

Исследуется необходимость формирования в условиях современного российского общества общегражданской идеологии как стратегического ресурса развития постсоветской России. Определяется сущность общегражданской идеологии, принципы и условия ее формирования. Анализируются взгляды на формирование общегражданской идеологии отдельных российских философов и социологов. Обосновывается авторская позиция в определении условий, обеспечивающих формирование в современном российском обществе общегражданской идеологии.

Ключевые слова: идеология, деидеологизация, реидеологизация, общегражданская идеология, принципы общегражданской идеологии, условия формирования общегражданской идео-

Распад Советского Союза, который президент В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ в 2005 г. назвал «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ столетия», а также реставрация в России и странах бывшего социалистического лагеря капиталистических отношений актуализировали проблему роли идеологии в современном мире, а также поставили вопрос о будущем социалистической идеологии и ее роли в развитии постсоветской России.

В современном обществознании понятие «идеология» служит для обозначения системы взглядов и идей, в которых отражаются социальноклассовые потребности социальных групп, занимающих определенное место в системе общественного производства, а также осознание ими возможности и форм защиты своих интересов во взаимодействии с другими социальными группами и обществом в целом. Сложность в защите социальногрупповых интересов отдельных групп определяется системным характером общественной жизни, представляющей собой сложноструктурированную систему общественного производства, в процессе функционирования которой далеко не всегда интересы отдельных социальных групп гармонично коррелируются. Нередко интересы групп могут вступать в противоречие друг с другом, а также в противоречие с интересами общества в целом. Причем подобная корреляция имеет место не только в границах отдельных стран, но и охватывает на современном этапе истории всю систему мирового хозяйства, развитие которого должно осуществляться, по мнению академика Н. Н. Моисеева, в рамках единой стратегии развития человечества [1, с. 3-30]. Направленность этой стратегии должна определяться, по его мнению, постулатами универсального эволюционизма, определяющего принципы идеологии, отражающей интересы всего человечества. Эта идеология должна включать, во-первых, идеи по преобразованию самого человека в направлении

гуманистического раскрытия и реализации в социальной практике его сущностных сил, и, во-вторых, идеи по преобразованию деятельности всего человечества с позиций оптимизации потребностей людей и их отношения к природе в процессе осуществления ими хозяйственно-экономической деятельности.

Таким образом, современная идеология должна выстраиваться на основе диалектического единства объективных и субъективных условий жизнедеятельности глобальной общепланетарной цивилизации, достойное место в рамках которой должна занять Россия как великая держава, обладающая мощным, творческим потенциалом, который в силу определенных исторических условий в настоящее время не раскрыт полностью. Соответственно новая идеология России должна стать частью общемировой духовной культуры. Но формируясь в русле идей универсального эволюционизма человеческой истории, новая идеология России должна опираться на достижения своей великой культуры, вбирая все то лучшее, что было создано российским гением как в дореволюционный период его истории, так и в эпоху социалистического общественного строя. В рамках такого понимания должна быть сформирована общегражданская идеология, которая сможет интегрировать интересы всех социальных групп современного российского общества и выступить как стратегический ресурс развития постсоветской России.

Идеи, отражающие социальный опыт, потребности и интересы социальных групп и общества в целом не должны привноситься в общественную жизнь извне и навязываться обществу насильно. Они интегрируют социальный опыт, потребности и интересы людей, занимающих различное место в системе общественного производства. Поэтому идеология как интегральная совокупность идей, отражающая многообразный и нередко противоречивый социальный опыт, представляет собой

логии.

обоюдоострое оружие. Это оружие способно служить прогрессу, возвышая человека и умножая его творческие возможности в построении справедливого и гуманного общества. Но идеи могут и развращать общество, пробуждая в людях алчность, нетерпимость, эгоизм, стремление решать свои проблемы за счет интересов других людей и общества в целом. Поэтому идеология как особая сфера духовной деятельности начинает активно формироваться в условиях западноевропейской политической культуры в эпоху становления индустриального общества, характеризующегося ожесточенной политической борьбой между представителями феодально-абсолютистской власти и новыми собственниками формирующегося класса капиталистов.

Начало идеологии как особой сферы социально-политического знания было положено исследованиями французского философа и экономиста А. Л. К. Дестюта де Траси, которые были отражены в его труде «Элементы идеологии» т.т. 1-4 (18011815). Идеология, по мнению де Траси, это учение об идеях, позволяющее установить всеобщие законы образования идей, их трансформации и влияния на жизнь отдельных социальных групп и общества в целом. Однако отношение в европейском общест-вознании к идеологии как науке об идеях с самого начала не было однозначным. Сначала Наполеон Бонапарт, а вслед за ним классики марксизма, исследовавшие социальную жизнь с позиции приоритета сферы материального производства, считали идеологию ложным, извращенным сознанием. И только в конце XIX - начале ХХ в. была предпринята попытка соединить в органическое целое науку и идеологию. Благодаря усилиям Г. В. Плеханова, Ф. Меринга, Р. Люксембург именно марксизм стал рассматривать идеологию как научную теорию, предметом которой являются законы развития общества. Это позволило разработать в рамках философии марксизма идеологию пролетариата как класса, историческая миссия которого состоит в уничтожении капитализма и построении коммунистического общества. Именно в России полностью раскрылись творческие, преобразовательные возможности идеологии как системы идей, объединяющих социальные группы в борьбе за политическую власть и создание принципиально новых общественных отношений. Разработанная В. И. Лениным концепция идеологии явилась основанием для формирования социалистического общественного строя, лишенного частной собственности как источника эксплуатации и угнетения широких трудящихся масс.

В продолжение всего ХХ столетия феномен идеологии был объектом пристального изучения исследователей самых разных философских направлений, а результаты этих исследований воплотились в конечном счете в двух диаметрально противоположных концепциях «деидеологизации» и «реидеологизации». В концепции «деидеологиза-

ции» утверждалась идея оптимальности капиталистической формы организации социальной жизни и приоритета в ней научных знаний, опираясь на которые новый социальный класс технократов-менеджеров должен обеспечить на основе достижений научно-технической революции изобилие товаров и высокое качество жизни для самых широких слоев капиталистического общества. В технократическом варианте концепцию деидеологизации разрабатывали в 60-х гг. прошлого столетия в США - Д. Белл и Дж. Гэлбрейт, во Франции -Р. Арон и Ж. Фурастье. В книге «Конец идеологии» Д. Белл детально исследовал процесс становления идеологии как особой сферы научного знания и инструмента политической борьбы в обществе от К. Маркса до К. Мангейма и показал исчерпанность марксизма как идеологической доктрины. Однако вскоре он убедился, что в современном мире происходит возрождение роли идеологии, которая вновь начинает играть объединяющую роль, но уже в жизни особых социальных образований - этносов. Этот процесс он обозначил понятием «реидеологизация». Идеология в современном мире, считает Д. Белл, «это исторически обусловленная система убеждений, которая сплавляет идеи с эмоциями, стремится превратить их в рычаги социального воздействия и, трансформируя идеи, преобразует также людей» [2, с. 13].

Марксизм, как идеология пролетариата - класса, призванного, по мнению К. Маркса, осуществить пролетарскую революцию и построить бесклассовое коммунистическое общество, оказался бесперспективным в исторических условиях ХХ столетия. Именно в этом плане Д. Белл писал о конце идеологии. Однако на рубеже третьего тысячелетия происходит возобновление истории, поскольку человечество в своем историческом развитии выходит на качественно новый уровень, на котором идеология вновь начинает играть в обществе значительную роль. В обществе происходит реидеологизация, и идеология становится инструментом, объединяющим людей в условиях единой системы мирового хозяйства, поскольку ее функционирование осуществляется на основе общих не только социально-политических и духовных, но и хозяйственно-экономических связей. В рамках этих связей формируется взаимопонимание, позволяющее народам находить совместные решения важнейших общепланетарных проблем.

Какая идеология нужна в этих исторических условиях современной России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исходить из объективной характеристики социальной системы, сложившейся в современной России. В одном из своих последних интервью философ и социолог А. А. Зиновьев подчеркнул, что «нынешняя социальная система создана - после антикоммунистического переворота в горбачевско-ельцинские годы - на скорую руку, под давлением Запада и по западным образцам, с

таким расчетом, чтобы Россия не поднялась больше». И он приходит к выводу, что «нынешняя социальная система в принципе исключает возможность для нашего государства независимого, суверенного существования» [3, с. 3]. А. А. Зиновьев отмечает, что коммунистическая идеология советского общества соответствовала исторической эпохе, в которой трудящиеся массы были воодушевлены идеей построения в стране справедливого общества, лишенного эксплуатации и угнетения работников труда. И это общество, по его мнению, в России было построено. Поэтому он считает, что «вершиной русской истории был советский период». А успех в построении советского общества был в значительной мере обусловлен его идеологией. «Советская идеология, - пишет А. А. Зиновьев, - при всех ее недостатках опиралась на науку и науку же пропагандировала. Это была гражданская, светская, нерелигиозная идеология. На смену ей пришел полный идеологический крах». С чувством глубокой горечи он говорил: «В стране разрушается нравственность, проповедуется насилие, интеллектуальный уровень в стране резко упал... Народ, как единое целое, не существует, а вместо него - множество атомизированных групп и людей» [3, с. 3]. Можно согласиться с А. А. Зиновьевым, что социальная система, сложившаяся в современной России, может существовать достаточно долго. Однако страна, не имеющая идеологии, объединяющей все социальные группы, не способна на выдающиеся исторические деяния. Такое положение вещей в нынешней России соответствует, как считает А. А. Зиновьев, интересам тех международных сил, которые стремятся выстроить в современном мире глобальную иерархическую модель: на высшем уровне - господствующее на планете сверхобщество с метрополией в Соединенных Штатах, ниже -остальные державы Запада, затем - страны «полу-западные» и так далее «вниз по лестнице». То есть предполагается иерархия стран и народов. И на выстраивании этой глобальной иерархии уйдет, по-видимому, весь XXI век. Однако вряд ли западным стратегам это удастся в той мере, в какой они задумали. Противовесом этой системы может стать исламский мир, Китай и целый ряд других стран, которые пока не вписываются в систему мирового порядка [3, с. 3].

И вряд ли в эту систему мирового порядка, планируемую западными стратегами, захочет вписаться Россия, как страна, обладающая огромными природными ресурсами и великой национальной культурой, впитавшей в себя, наряду с традициями и духовными достижениями этносов многонациональной России, также достижения западной культуры с ее идеями свободы, равенства и братства граждан в рамках правовых законов, отражающих интересы всего общества. Так какой же должна быть идеология современной России, чтобы, опи-

раясь на ее идеи, наша страна смогла достойным образом ответить на современные вызовы истории?

Необходимость правильного ответа на поставленный вопрос диктуется все более усиливающимся в России, начиная с конца 2011 г., противостоянием между представителями различных социальных групп и политических партий, каждая из которых предлагает свое видение реформирования России и стратегию ее исторического развития. Отражением этого политического противостояния являются многочисленные статьи в средствах массовой информации, в частности в «Литературной газете». В статье «Какая идеология нужна России?» Борис Славин пишет: «...У большинства российских граждан давно созрел запрос на современную общегражданскую идеологию, которая отвечает вызовам современности и лучшим традициям мировой и отечественной культуры, позволяет сплотить большинство граждан страны. Это должна быть общегражданская идеология, интегрирующая ценности, объединяющие все социальные группы общества в их стремлении к обеспечению своими усилиями стабильности и процветания своей страны. Этими ценностями являются: права человека, справедливость, свобода, солидарность, демократия, патриотизм». Соответственно социальный идеал для России, - по мнению Б. Славина, - это «свободный человек в справедливом и демократическом обществе» [4, с. 3].

Идеология в обществе всегда играет целеориентирующую и организационную функции. Идеология - это философия развития общества. И если в обществе нет общегражданской идеологии, объединяющей все его социальные группы в решении общенациональных проблем, то общество не имеет ответа на вопрос, во имя чего люди живут. Как пишет Олег Попцов, «идеология - это, по существу, дорожная карта, когда идущий знает, куда идти». Из перечисленных Б. Славиным ценностей, определяющих фундамент общегражданской, государственной идеологии, О. Попцов на первое место ставит, не отрицая значение остальных ценностей в единении российского общества, ценность патриотизма как его объединяющего ресурса. Он пишет: «Дух единения стал сутью существования российского народа, породивший общенациональное понимание: только объединившись, мы способны победить. Большевики приняли эту эстафету и выстроились в нее. И создали свою идеологию. И эта идеология позволила построить великую страну, которая просуществовала более семидесяти лет. И называлась она СССР» [5, с. 3]. Важнейшими составляющими оплота патриотизма, по мнению О. Попцова, являются: семья, история, армия, воплощающая в себе героизм народа, востребованность человека повседневностью развития страны, культура, создающая своими средствами образ героя, материализуя в нем чувство гордости за свое Отечество.

Однако общегражданская идеология должна выступать идеологией большинства, и вопрос о том, где искать идеологию большинства, становится все более актуальным для современной России. Опираясь на данные ВЦИОМ, Леонтий Бызов выделяет три направления среди идейных течений современной общественно-политической жизни России, конкуренция между которыми может, по его мнению, обеспечить политическую динамику на ближайшие пять-десять лет. Эти течения определяют: 1) левонационалистические идеи; 2) леволиберальные (социал-демократические) идеи; 3) правогосударственная идеология, во многом совпадающая с политическим курсом, связываемым с именем В. В. Путина. Проанализировав эти идеи, Л. Бызов приходит к выводу, что «лучше всего для страны, чтобы власть была в руках правых государственников, правоцентристов, способных и сохранить государство, и обеспечить развитие общества» [6, с. 3].

По нашему мнению, важнейшей предпосылкой реализации этих идей в современной постсоветской России является равенство всех форм собственности - государственной, коллективной и частной, и их честная и социально ответственная конкуренция друг с другом. Эта конкуренция должна осуществляться в рамках законов РФ, обеспечивающих правовое регулирование хозяйственно-экономической деятельности, гарантом которого должно выступить социально ориентированное государство. Именно благодаря его регулирующей деятельности будут воплощены в жизнь важнейшие социальные ценности общегражданской идеологии. Эта организационно-управленческая деятельность должна осуществляться через органы государственно-административного управления, политические партии, общественные организации и социальные институты, а также через средства массовой информации. Однако формирование в постсоветской России общегражданской идеологии и ее реализация возможны лишь при условии, если эта идеология будет рассматриваться в качестве стратегического ресурса модернизации российской экономики и общества в целом. Формирование общегражданской идеологии предполагает:

1) Наличие политической воли у исполняющих властные функции представителей государственно-административных и политических структур, осуществляющих организационно-управленческую деятельность по модернизации современной российской экономики и общества в целом.

2) Всемерное развитие творческой самодеятельности хозяйствующих субъектов, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, которые должны иметь мощную правовую защиту и финансовую поддержку со стороны государства.

3) Модернизация всей системы российского образования в соответствии с задачами формирования инновационной экономики.

4) Утверждение идеи социальной справедливости, которая отвергает призыв к получению прибыли любой ценой и ориентирована на адекватную оценку труда представителей всех социальных групп, вносящих свой вклад в процветание страны.

5) Утверждение идеи нового коллективизма, которая формируется на основе коллективного менталитета всех российских этносов, создающих совместными усилиями будущее России.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: в настоящее время в России должна быть разработана общегражданская идеология, отвечающая исторически обоснованным интересам основных социальных групп современного российского общества. Эта идеология должна объединить все его прогрессивные силы, направляя их действия на формирование в России современного, высокоцивилизованного и справедливого общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ // Вопросы философии. 1995. №1. С. 3-30.

2. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии. Предисловие к новому изданию книги «Конец идеологии» // Вопросы философии. 2002. №5. С. 13-25.

3. Постсоветизм во мгле. Беседа с философом, социологом, писателем Александром Зиновьевым о социальной системе, сложившейся после развала Советского Союза // Лит. газета. 2005. №41. 5-11 октября. 3 с.

4. Славин Б. Какая идеология нужна России? // Лит. газета. 2012. № 9. 7-13 марта. 3 с.

5. Попцов О. Возвращение разума задерживается // Лит. газета. 2012. №30. 5-31 июля. 3 с.

6. Бызов Л. Где искать идеологию большинства? // Лит. газета. 2012. №16. 18-24 апреля. 3 с.

Поступила в редакцию 27.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.