УДК 1:316
ОБЩЕГРАЖДАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
© О. А. Беленкова
Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.
Тел.: + 7 (347) 284 04 08.
Е-таИ: [email protected].гы
Исследуется необходимость формирования в условиях современного российского общества общегражданской идеологии как стратегического ресурса развития постсоветской России. Определяется сущность общегражданской идеологии, принципы и условия ее формирования. Анализируются взгляды на формирование общегражданской идеологии отдельных российских философов и социологов. Обосновывается авторская позиция в определении условий, обеспечивающих формирование в современном российском обществе общегражданской идеологии.
Ключевые слова: идеология, деидеологизация, реидеологизация, общегражданская идеология, принципы общегражданской идеологии, условия формирования общегражданской идео-
Распад Советского Союза, который президент В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ в 2005 г. назвал «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ столетия», а также реставрация в России и странах бывшего социалистического лагеря капиталистических отношений актуализировали проблему роли идеологии в современном мире, а также поставили вопрос о будущем социалистической идеологии и ее роли в развитии постсоветской России.
В современном обществознании понятие «идеология» служит для обозначения системы взглядов и идей, в которых отражаются социальноклассовые потребности социальных групп, занимающих определенное место в системе общественного производства, а также осознание ими возможности и форм защиты своих интересов во взаимодействии с другими социальными группами и обществом в целом. Сложность в защите социальногрупповых интересов отдельных групп определяется системным характером общественной жизни, представляющей собой сложноструктурированную систему общественного производства, в процессе функционирования которой далеко не всегда интересы отдельных социальных групп гармонично коррелируются. Нередко интересы групп могут вступать в противоречие друг с другом, а также в противоречие с интересами общества в целом. Причем подобная корреляция имеет место не только в границах отдельных стран, но и охватывает на современном этапе истории всю систему мирового хозяйства, развитие которого должно осуществляться, по мнению академика Н. Н. Моисеева, в рамках единой стратегии развития человечества [1, с. 3-30]. Направленность этой стратегии должна определяться, по его мнению, постулатами универсального эволюционизма, определяющего принципы идеологии, отражающей интересы всего человечества. Эта идеология должна включать, во-первых, идеи по преобразованию самого человека в направлении
гуманистического раскрытия и реализации в социальной практике его сущностных сил, и, во-вторых, идеи по преобразованию деятельности всего человечества с позиций оптимизации потребностей людей и их отношения к природе в процессе осуществления ими хозяйственно-экономической деятельности.
Таким образом, современная идеология должна выстраиваться на основе диалектического единства объективных и субъективных условий жизнедеятельности глобальной общепланетарной цивилизации, достойное место в рамках которой должна занять Россия как великая держава, обладающая мощным, творческим потенциалом, который в силу определенных исторических условий в настоящее время не раскрыт полностью. Соответственно новая идеология России должна стать частью общемировой духовной культуры. Но формируясь в русле идей универсального эволюционизма человеческой истории, новая идеология России должна опираться на достижения своей великой культуры, вбирая все то лучшее, что было создано российским гением как в дореволюционный период его истории, так и в эпоху социалистического общественного строя. В рамках такого понимания должна быть сформирована общегражданская идеология, которая сможет интегрировать интересы всех социальных групп современного российского общества и выступить как стратегический ресурс развития постсоветской России.
Идеи, отражающие социальный опыт, потребности и интересы социальных групп и общества в целом не должны привноситься в общественную жизнь извне и навязываться обществу насильно. Они интегрируют социальный опыт, потребности и интересы людей, занимающих различное место в системе общественного производства. Поэтому идеология как интегральная совокупность идей, отражающая многообразный и нередко противоречивый социальный опыт, представляет собой
логии.
обоюдоострое оружие. Это оружие способно служить прогрессу, возвышая человека и умножая его творческие возможности в построении справедливого и гуманного общества. Но идеи могут и развращать общество, пробуждая в людях алчность, нетерпимость, эгоизм, стремление решать свои проблемы за счет интересов других людей и общества в целом. Поэтому идеология как особая сфера духовной деятельности начинает активно формироваться в условиях западноевропейской политической культуры в эпоху становления индустриального общества, характеризующегося ожесточенной политической борьбой между представителями феодально-абсолютистской власти и новыми собственниками формирующегося класса капиталистов.
Начало идеологии как особой сферы социально-политического знания было положено исследованиями французского философа и экономиста А. Л. К. Дестюта де Траси, которые были отражены в его труде «Элементы идеологии» т.т. 1-4 (18011815). Идеология, по мнению де Траси, это учение об идеях, позволяющее установить всеобщие законы образования идей, их трансформации и влияния на жизнь отдельных социальных групп и общества в целом. Однако отношение в европейском общест-вознании к идеологии как науке об идеях с самого начала не было однозначным. Сначала Наполеон Бонапарт, а вслед за ним классики марксизма, исследовавшие социальную жизнь с позиции приоритета сферы материального производства, считали идеологию ложным, извращенным сознанием. И только в конце XIX - начале ХХ в. была предпринята попытка соединить в органическое целое науку и идеологию. Благодаря усилиям Г. В. Плеханова, Ф. Меринга, Р. Люксембург именно марксизм стал рассматривать идеологию как научную теорию, предметом которой являются законы развития общества. Это позволило разработать в рамках философии марксизма идеологию пролетариата как класса, историческая миссия которого состоит в уничтожении капитализма и построении коммунистического общества. Именно в России полностью раскрылись творческие, преобразовательные возможности идеологии как системы идей, объединяющих социальные группы в борьбе за политическую власть и создание принципиально новых общественных отношений. Разработанная В. И. Лениным концепция идеологии явилась основанием для формирования социалистического общественного строя, лишенного частной собственности как источника эксплуатации и угнетения широких трудящихся масс.
В продолжение всего ХХ столетия феномен идеологии был объектом пристального изучения исследователей самых разных философских направлений, а результаты этих исследований воплотились в конечном счете в двух диаметрально противоположных концепциях «деидеологизации» и «реидеологизации». В концепции «деидеологиза-
ции» утверждалась идея оптимальности капиталистической формы организации социальной жизни и приоритета в ней научных знаний, опираясь на которые новый социальный класс технократов-менеджеров должен обеспечить на основе достижений научно-технической революции изобилие товаров и высокое качество жизни для самых широких слоев капиталистического общества. В технократическом варианте концепцию деидеологизации разрабатывали в 60-х гг. прошлого столетия в США - Д. Белл и Дж. Гэлбрейт, во Франции -Р. Арон и Ж. Фурастье. В книге «Конец идеологии» Д. Белл детально исследовал процесс становления идеологии как особой сферы научного знания и инструмента политической борьбы в обществе от К. Маркса до К. Мангейма и показал исчерпанность марксизма как идеологической доктрины. Однако вскоре он убедился, что в современном мире происходит возрождение роли идеологии, которая вновь начинает играть объединяющую роль, но уже в жизни особых социальных образований - этносов. Этот процесс он обозначил понятием «реидеологизация». Идеология в современном мире, считает Д. Белл, «это исторически обусловленная система убеждений, которая сплавляет идеи с эмоциями, стремится превратить их в рычаги социального воздействия и, трансформируя идеи, преобразует также людей» [2, с. 13].
Марксизм, как идеология пролетариата - класса, призванного, по мнению К. Маркса, осуществить пролетарскую революцию и построить бесклассовое коммунистическое общество, оказался бесперспективным в исторических условиях ХХ столетия. Именно в этом плане Д. Белл писал о конце идеологии. Однако на рубеже третьего тысячелетия происходит возобновление истории, поскольку человечество в своем историческом развитии выходит на качественно новый уровень, на котором идеология вновь начинает играть в обществе значительную роль. В обществе происходит реидеологизация, и идеология становится инструментом, объединяющим людей в условиях единой системы мирового хозяйства, поскольку ее функционирование осуществляется на основе общих не только социально-политических и духовных, но и хозяйственно-экономических связей. В рамках этих связей формируется взаимопонимание, позволяющее народам находить совместные решения важнейших общепланетарных проблем.
Какая идеология нужна в этих исторических условиях современной России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исходить из объективной характеристики социальной системы, сложившейся в современной России. В одном из своих последних интервью философ и социолог А. А. Зиновьев подчеркнул, что «нынешняя социальная система создана - после антикоммунистического переворота в горбачевско-ельцинские годы - на скорую руку, под давлением Запада и по западным образцам, с
таким расчетом, чтобы Россия не поднялась больше». И он приходит к выводу, что «нынешняя социальная система в принципе исключает возможность для нашего государства независимого, суверенного существования» [3, с. 3]. А. А. Зиновьев отмечает, что коммунистическая идеология советского общества соответствовала исторической эпохе, в которой трудящиеся массы были воодушевлены идеей построения в стране справедливого общества, лишенного эксплуатации и угнетения работников труда. И это общество, по его мнению, в России было построено. Поэтому он считает, что «вершиной русской истории был советский период». А успех в построении советского общества был в значительной мере обусловлен его идеологией. «Советская идеология, - пишет А. А. Зиновьев, - при всех ее недостатках опиралась на науку и науку же пропагандировала. Это была гражданская, светская, нерелигиозная идеология. На смену ей пришел полный идеологический крах». С чувством глубокой горечи он говорил: «В стране разрушается нравственность, проповедуется насилие, интеллектуальный уровень в стране резко упал... Народ, как единое целое, не существует, а вместо него - множество атомизированных групп и людей» [3, с. 3]. Можно согласиться с А. А. Зиновьевым, что социальная система, сложившаяся в современной России, может существовать достаточно долго. Однако страна, не имеющая идеологии, объединяющей все социальные группы, не способна на выдающиеся исторические деяния. Такое положение вещей в нынешней России соответствует, как считает А. А. Зиновьев, интересам тех международных сил, которые стремятся выстроить в современном мире глобальную иерархическую модель: на высшем уровне - господствующее на планете сверхобщество с метрополией в Соединенных Штатах, ниже -остальные державы Запада, затем - страны «полу-западные» и так далее «вниз по лестнице». То есть предполагается иерархия стран и народов. И на выстраивании этой глобальной иерархии уйдет, по-видимому, весь XXI век. Однако вряд ли западным стратегам это удастся в той мере, в какой они задумали. Противовесом этой системы может стать исламский мир, Китай и целый ряд других стран, которые пока не вписываются в систему мирового порядка [3, с. 3].
И вряд ли в эту систему мирового порядка, планируемую западными стратегами, захочет вписаться Россия, как страна, обладающая огромными природными ресурсами и великой национальной культурой, впитавшей в себя, наряду с традициями и духовными достижениями этносов многонациональной России, также достижения западной культуры с ее идеями свободы, равенства и братства граждан в рамках правовых законов, отражающих интересы всего общества. Так какой же должна быть идеология современной России, чтобы, опи-
раясь на ее идеи, наша страна смогла достойным образом ответить на современные вызовы истории?
Необходимость правильного ответа на поставленный вопрос диктуется все более усиливающимся в России, начиная с конца 2011 г., противостоянием между представителями различных социальных групп и политических партий, каждая из которых предлагает свое видение реформирования России и стратегию ее исторического развития. Отражением этого политического противостояния являются многочисленные статьи в средствах массовой информации, в частности в «Литературной газете». В статье «Какая идеология нужна России?» Борис Славин пишет: «...У большинства российских граждан давно созрел запрос на современную общегражданскую идеологию, которая отвечает вызовам современности и лучшим традициям мировой и отечественной культуры, позволяет сплотить большинство граждан страны. Это должна быть общегражданская идеология, интегрирующая ценности, объединяющие все социальные группы общества в их стремлении к обеспечению своими усилиями стабильности и процветания своей страны. Этими ценностями являются: права человека, справедливость, свобода, солидарность, демократия, патриотизм». Соответственно социальный идеал для России, - по мнению Б. Славина, - это «свободный человек в справедливом и демократическом обществе» [4, с. 3].
Идеология в обществе всегда играет целеориентирующую и организационную функции. Идеология - это философия развития общества. И если в обществе нет общегражданской идеологии, объединяющей все его социальные группы в решении общенациональных проблем, то общество не имеет ответа на вопрос, во имя чего люди живут. Как пишет Олег Попцов, «идеология - это, по существу, дорожная карта, когда идущий знает, куда идти». Из перечисленных Б. Славиным ценностей, определяющих фундамент общегражданской, государственной идеологии, О. Попцов на первое место ставит, не отрицая значение остальных ценностей в единении российского общества, ценность патриотизма как его объединяющего ресурса. Он пишет: «Дух единения стал сутью существования российского народа, породивший общенациональное понимание: только объединившись, мы способны победить. Большевики приняли эту эстафету и выстроились в нее. И создали свою идеологию. И эта идеология позволила построить великую страну, которая просуществовала более семидесяти лет. И называлась она СССР» [5, с. 3]. Важнейшими составляющими оплота патриотизма, по мнению О. Попцова, являются: семья, история, армия, воплощающая в себе героизм народа, востребованность человека повседневностью развития страны, культура, создающая своими средствами образ героя, материализуя в нем чувство гордости за свое Отечество.
Однако общегражданская идеология должна выступать идеологией большинства, и вопрос о том, где искать идеологию большинства, становится все более актуальным для современной России. Опираясь на данные ВЦИОМ, Леонтий Бызов выделяет три направления среди идейных течений современной общественно-политической жизни России, конкуренция между которыми может, по его мнению, обеспечить политическую динамику на ближайшие пять-десять лет. Эти течения определяют: 1) левонационалистические идеи; 2) леволиберальные (социал-демократические) идеи; 3) правогосударственная идеология, во многом совпадающая с политическим курсом, связываемым с именем В. В. Путина. Проанализировав эти идеи, Л. Бызов приходит к выводу, что «лучше всего для страны, чтобы власть была в руках правых государственников, правоцентристов, способных и сохранить государство, и обеспечить развитие общества» [6, с. 3].
По нашему мнению, важнейшей предпосылкой реализации этих идей в современной постсоветской России является равенство всех форм собственности - государственной, коллективной и частной, и их честная и социально ответственная конкуренция друг с другом. Эта конкуренция должна осуществляться в рамках законов РФ, обеспечивающих правовое регулирование хозяйственно-экономической деятельности, гарантом которого должно выступить социально ориентированное государство. Именно благодаря его регулирующей деятельности будут воплощены в жизнь важнейшие социальные ценности общегражданской идеологии. Эта организационно-управленческая деятельность должна осуществляться через органы государственно-административного управления, политические партии, общественные организации и социальные институты, а также через средства массовой информации. Однако формирование в постсоветской России общегражданской идеологии и ее реализация возможны лишь при условии, если эта идеология будет рассматриваться в качестве стратегического ресурса модернизации российской экономики и общества в целом. Формирование общегражданской идеологии предполагает:
1) Наличие политической воли у исполняющих властные функции представителей государственно-административных и политических структур, осуществляющих организационно-управленческую деятельность по модернизации современной российской экономики и общества в целом.
2) Всемерное развитие творческой самодеятельности хозяйствующих субъектов, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, которые должны иметь мощную правовую защиту и финансовую поддержку со стороны государства.
3) Модернизация всей системы российского образования в соответствии с задачами формирования инновационной экономики.
4) Утверждение идеи социальной справедливости, которая отвергает призыв к получению прибыли любой ценой и ориентирована на адекватную оценку труда представителей всех социальных групп, вносящих свой вклад в процветание страны.
5) Утверждение идеи нового коллективизма, которая формируется на основе коллективного менталитета всех российских этносов, создающих совместными усилиями будущее России.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: в настоящее время в России должна быть разработана общегражданская идеология, отвечающая исторически обоснованным интересам основных социальных групп современного российского общества. Эта идеология должна объединить все его прогрессивные силы, направляя их действия на формирование в России современного, высокоцивилизованного и справедливого общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ // Вопросы философии. 1995. №1. С. 3-30.
2. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии. Предисловие к новому изданию книги «Конец идеологии» // Вопросы философии. 2002. №5. С. 13-25.
3. Постсоветизм во мгле. Беседа с философом, социологом, писателем Александром Зиновьевым о социальной системе, сложившейся после развала Советского Союза // Лит. газета. 2005. №41. 5-11 октября. 3 с.
4. Славин Б. Какая идеология нужна России? // Лит. газета. 2012. № 9. 7-13 марта. 3 с.
5. Попцов О. Возвращение разума задерживается // Лит. газета. 2012. №30. 5-31 июля. 3 с.
6. Бызов Л. Где искать идеологию большинства? // Лит. газета. 2012. №16. 18-24 апреля. 3 с.
Поступила в редакцию 27.08.2012 г.