Научная статья на тему 'Бруней-Даруссалам «Малайская исламская монархия»'

Бруней-Даруссалам «Малайская исламская монархия» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
358
136
Поделиться
Ключевые слова
БРУНЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ХАСАНАЛ БОЛКИАХ / МАЛАЙСКАЯ ИСЛАМСКАЯ МОНАРХИЯ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Милославская Татьяна Павловна

В статье Милославской Т.П. рассматривается социально-политическая система современного Брунея. Начиная с 1962 г. правящий султан Хасанал Болкиах пользуется всей полнотой власти, включая чрезвычайные полномочия. Султан является также премьер-министром и министром обороны и финансов. В марте 2006 гг. султан внес изменение в конституцию, обеспечивающую ему абсолютную власть. В 1992 г. Хасанал Болкиах ввел консервативную идеологию, именуемую Малайской исламской монархией. Власти активно продвигают среди местного населения исламские ценности и традиции. Министерство религиозных дел отвечает за пропаганду и учреждение шафиитского толка в исламе и укрепление шариатского законодательства, действующего наряду с гражданским правом для мусульман, а также ведет прозелетическую деятельность среди местного населения (племена).

In her paper Tatiana Miloslavskaya deals with a social and political system of modern Brunei. Since 1962 the ruling sultan Hassanal Bolkiah is the head of the state with full executive authority, including emergency powers. The sultan is also the Prime Minister of Brunei, and holds the portfolios of Defense and Finance. In March 2006 the sultan has changed Brunei's constitution to make himself infallible under local law. In 1991 Hassanal Bolkiah introduced a conservative ideology called Melayu Islam Beraja (MIB) or Malay Islamic Monarchy, which presents the monarchy as the defender of the faith. The Government actively promotes adherence to Islamic values and traditions among its Muslim population. The Ministry of Religious Affairs is responsible for propagating and reinforcing the Shafi'i beliefs and practices as well as enforcing Shari'a law, which existed alongside secular laws and was applied only to the Muslims. Islamic authorities organized a range of dakwah or proselytizing activities and incentives to expand and propagate Islam.

Текст научной работы на тему «Бруней-Даруссалам «Малайская исламская монархия»»

© Милославская Т.П.

ИВ РАН

БРУНЕЙ-ДАРУССАЛАМ «МАЛАЙСКАЯ ИСЛАМСКАЯ МОНАРХИЯ»

Брунеей, Бруней-Даруссалам (малайск. Brunei Darussalam) — государство (султанат) в Юго-Восточной Азии, на северо-западном берегу острова Борнео (Калимантан). Омывается Южно-Китайским морем. Территория страны состоит из двух обособленных частей - западной (шириной ок. 90 км) и восточной (шириной 10-25 км). Обе они имеют выход к морю, а на суше со всех сторон окружены малайзийским штатом Саравак. Граничит с Малайзией. Площадь — 5,8 тыс. км2. Численность населения — 395,077 тыс. (июнь 2010). Столица — Бандар-Сери-Бегаван.

Даруссалам (араб. Обитель мира), Девиз на гербе - «Всегда на службе под водительством Бога.»

В июне 1990 г. по случаю 44-й годовщины дня рождения султана Хассанала Болкиаха концепция Малайской исламской монархии (Melayu Islam Beraja) (МИМ), была сформулирована и оглашена султаном. Утверждалось, что Малайская исламская монархия не нововведение, а изначально выступала как комплексная доктрина, определявшая культурную идентичность, религиозное мировоззрение и систему государственной власти султаната с незапамятных времен.1 Правящая брунейская династия усматривала в МИМ радикальное средство закрепления абсолютной монархии, как политико-идеологическое обоснование роли султана как «хранителя и защитника исламских догматов и малайской культуры».

В дальнейшем, в Бандар-Сери-Бегаване было выпущено первое издание книги, целиком посвященной МИМ и представлявшей в оригинале сборник документов и статей, публикованных в правительственной газете «Pelita» в период с 1984 по 2009 г. В ней содержалось более 30 статей известных брунейских интеллектуалов, являвшихся экспертами в своих областях.

Председатель Национального исполнительного совета Малайской исламской монархии3 Абдул Рахман, являвшийся

также министром образования, отметил в одном из заявлений, что издание представляло большую важность с точки зрения разработки основ, закрепления и дальнейшего продвижения концепции МИМ. «Ее содержание поможет нам понять МИМ в ее различных аспектах, таких как история, философия, язык, литература, география, экономика, культура и международные отношения... эта книга поможет избежать путаницы, которая изначально сопутствовала появлению концепции в целом. Мы обязаны добиться для себя, чтобы МИМ оставалась прочной в качестве основы гармоничного и постоянно растущего благо-

4

получия нации».

Одним из наиболее ярых проводников МИМ выступал Абдул Азиз Умар - бывший министр образования, проповедовавший идею, что цель правительства - внушить брунейским подданным добродетели, содержащиеся в данной концепции. По его словам, понятие монархия (Бега]а) в МИМ означали для Брунея систему абсолютной монархии, уникальной для малайской цивилизации и существующую свыше 600 лет и доказавшей свою жизнеспособность.

Малайская составляющая в МИМ свидетельствовала, что доминирующие положения в данной концепции - малайские традиции, культура и язык занимали одно из главных мест в данной концепции.

Султан утверждал, что МИМ собирала ценности важные для брунейцев. Малайский язык связывает людей и является важным признаком малайской самобытности. Ислам - религия, которая гарантирует права человеческой личности.

В 1990 г. официально МИМ была признана национальной философией. Однако в последующие годы была возведена в ранг национальной идеологии, выполнявшей несколько функций - создавала основу национального единства и развития, а также выступала в качестве прочного свидетельства и указателя на особую брунейскую идентичность.

С середины 60-х гг. предпринимались целенаправленные шаги по возвращению, забытых в прошлом, малайских обрядов, обычаев и традиций. В 1968 г. при коронации нынешнего султана были восстановлены традиционные символы абсолют-

ной власти верховенства правителя, традиционные регалии, иерархия чиновников и придворные церемонии.5

По словам Абдул Рахмана Ясина, председателя Партии национального развития Брунея6: «Философия малайской исламской монархии лежала в основе самобытности, устойчивости, прогресса и развития Брунея с XV века. Национальная философия дает ответ на вопрос, кто мы такие брунейцы. Она по-прежнему имеет актуальное значение в нашем образе жизни и национальном самосознании. Стремление обеспечить Бруней философией Малайской исламской монархии, не означает, что мы против существования плюралистической и разнообразной культуры, рас и религий . разнообразие культур, рас, религий человечества должно быть поводом для радости и добра, а не ненависти. Как сказано в Коране «Аллах создал вас мужчинами и женщинами, и сделал вас народами и племенами, чтобы вы могли познать друг друга».

Партия национального развития (ПНР) Брунея полностью поддерживает идеи Малайской исламской монархии. По заявлению Абдул Рахмана Ясина в день провозглашение независимости Брунея 1 января 1984 г. султан заявил, что страна навсегда останется демократической Малайской исламской монархией. По его мнению, совместимость демократии с монархической системой правления тождественна способности подданных принимать активное участие в процессе принятия решений в Брунее в рамках, установленных законом.

В своем выступлении в Германии лидер ПНР обратил внимание на то, что султан сам решает, какие политические преобразования должны быть приняты и когда. Прерогативой монарха является право, как оценить ситуацию и принять решение, консультируясь со своими подданными.

«Мы не приветствуем любое вмешательство или давление с любой стороны, чтобы внести изменения и подтолкнуть реформы, несовместимые с нашей религией, культурой и традициями. Мы суверенное государство. Мы приветствуем обмен мнениями, а не давление».

Далее он подчеркнул, что ПНР хочет, чтобы Бруней не совершал ошибок, как другие страны при формировании своих национальных политических структур. «Мы предпочли бы

призвать правительство осторожно и размеренными шагами осуществлять политические преобразования, с тем, чтобы они не стали причиной коррумпированности и разорения. Опасность копирования в других странах политических преобразований и парламентских систем, а также связанных с ними структур и схем с различными избирательными системами, приводят нас к мысли, что действующая система монархического правления в наибольшей степени подходит Брунею и, следовательно, должна быть сохранена и укреплена. Она совместима с нашей культурой и традициями, служит для защиты интересов и чаяний большинства брунейцев, а также защиты

7

прав меньшинств» .

Основой демократии в Брунее принято считать исламское понятие «шура» (консультации и достижение консенсуса) , совместимое с религией, культурой и традициями большинства населения султаната.

Идеологи МИМ в лице руководства ПНР Брунея утверждали, что « пророк Мухаммад повелел мусульманам всегда быть рядом, не отрываясь от большинства. Это свидетельствует о том, что ислам абсолютно совместим с демократией, если демократия определяется таким образом, что «большинство ре-

9

шает», т.е. принимать решения позволяет иджтихад или независимое суждение, т.е. возможности в этом безграничны. Это также означает, что философия Малайской исламской монархии выступает концепцией, в которой ислам является неотъемлемой составной частью, полностью совместимой с демократией и поддерживается ПНР»10.

Далее они говорили, что «ислам является образом жизни, целиком поддерживаемым «Ильм аль-Мантик» («Наукой логики»). Монархическая власть способна действовать в качестве эффективной защиты от тирании, т.к. создает значительное доверие и понимание между правителем и подданными на основе «байя»11 («клятва верности») или договора управления, который традиционно сложился и укреплялся веками. Страна с такой системой правления будет избавлена от дестабилизирующих последствий, которые могут происходить в результате регулярных изменения в политическом руководстве»12.

Что означает малайская в Малайской исламской монархии?

Многие культурные и языковые особенности отличают малайцев Брунея от малайского населения Малайзии и Индонезии, хотя этнически они связаны. Бруней имеет потомственное дворянство титул «пенгиран», как правило, имеющие родственные связи с царствующим монархом (князья). Султан может присвоить простолюдину титул «пехин» (аналогично званию пэра в Англии), также он может присвоить титул «дато» (господин) и «датин» (госпожа). Брунейцы придерживаются практики полных имен со всеми титулами, включая хаджи, для мужчин, совершивших хадж в Мекку, и соответственно для женщин - хаджа.

Министр образования Абдул Азиз на открытии семинара по брунейской идентичности сказал, что необходимо отстаивать ценности, основанные на доктрине МИМ. Национальную идентичность в соответствии с концепцией МИМ, необходимо привносить в сознание посредством реализации государственных проектов в социально-экономической области, действуя через гражданские службы, школы и ВУЗы вплоть до отдель-

^ т~\ 1 ' ^ ^

ной семьи. В свою очередь, директор Брунейской академии исследований Абу Бакар уточнил значение словосочетания «салак Бруней», местного термина, означающего идентичность, тесно связанного с укладом жизни Брунея, языком, одеждой, культурой и религией. 13

В свою очередь, на конференции по малайской идентичности, на которой эксперты из стран Малайского архипелага обсуждали вопросы малайской цивилизации и экономического развития, бывший секретарь Национального исполнительного совета МИМ Абдул Латиф выразил мысль, что значимость национального наследия этноса определяется тем, как местное общество воспринимает его не только в качестве собственной идентичности, но и как генератор своего дальнейшего прогресса.

По его мнению, «народы малайской расы до сих пор имели возможность передавать наследие от поколения к поколению, но в результате воздействия западной цивилизации часть векового прошлого постепенно исчезает. Эрозия многовеково-

го наследия обусловлена также влиянием политики в области образования».

Он разделил проблему на три основных вопроса: Какова динамика малайского наследия в прошлом? Какие тенденции могут поддержать ее динамизм в эпоху глобализации и технологического прогресса? А также, исчезнет ли наследие малайцев в процессе модернизации и стоит ли продолжать сохранять его или просто следовать вместе с мировым развитием?

«Чтобы сохранить собственные ценности, малайцы, по его словам, должны определить эффективную стратегию. Характерной особенностью брунейцев является то, что они одеваются, взаимодействуют, думают и поступают на основе исламских ценностей. Даже если и встречаются следы индо-буддизма в культуре, они не противоречат исламским принципам. Малайская идентичность, малайское наследие - синоним монархии. Эта система останется твердой и неизменной. В отношении Брунея задачей является обеспечение динамики Малайской исламской монархии, являющейся наследием малайского Бру-

14

нея».

Исламская составляющая в Малайской исламской монархии означает образ жизни в соответствии с предписаниями ислама. Ислам - гоаударственная религия шафиитского толка (мазхаба)15.

Исламское право регулируется в соответствии с религиозным советом и законом о судах. Закон закрепляет права религиозного совета и судей (кади).

Законодательные акты, регулирующие поведение мусульман:

1. закон о шариатских судах - создание юрисдикции шариатских судов, назначение и полномочия судей, а также работа по определению положения луны для исламского календаря (годов хиджры)

2. шариатский порядок, права доказательности шариатских судей

3. чрезвычайные ситуации (исламское семейное право -браки, разводы, опека и др. вопросы, связанные с семейной жизнью

4. вопросы усыновления

5. халяль-продукты (дозволенная еда) - поставки и импорт мяса, в частности.

В остальных случаях применяется обычное английское право.

Принимая во внимание угрозу исламского экстремизма, правительство уделяет много внимания религии - образованы религиозные школы и колледжи, организуются хаджи в Мекку, султан участвует в религиозных церемониях. Ислам включен в национальные учебные программы. В 1994 г был создан первый исламский банк.

Исламские банки и такафул-компании (страховые) играют важную роль в экономике Брунея. Исламская финансовая индустрия услуг имеет отличную от обычных банков структуру. Согласно нормам исламских финансовых институтов должен быть наблюдательный совет по шариату. В Брунее три исламских банка Исламский банк Брунея, Исламский банк развития Брунея и Табунг Аманах Бруней ислам, при которых образованы такафул-компании16. Исламские банки и страховые компании действуют на основе шариата17.

В 2007 г. Бруней запустил марку Бруней-халяль. Халяль-ный18 бренд Брунея обладает всем потенциалом, чтобы стать всемирно известным в этой области. В августе 2009 г. принцесса Масна на открытии 4-й международной конференции «Бру-ней-халяль» заявила, что ныне халяль является важной частью приверженности Брунея «фарду кифах» (коллективная ответственность в исламе). «Мы создали репутацию высокого качества и строгого соблюдения халяль, которая будет прочным фундаментом нашей экономики в дополнение к традиционным источникам поступлений от нефти и газа. Глобальный рынок халяль оценивается примерно в 2 трлн. долл. США, халяль-продовольственный рынок около 630 млрд. долл. США. Этот рынок будет расти, поскольку спрос на продукты халяль распространен по всему миру. Халяль промышленность обеспечивает огромный потенциал во многих областях - таких как продукты питания, исламская финансовая система, эко-туризм, фармацевтические препараты и другие виды товаров и услуг, обеспеченных требованиями шариата»19

Миссия исламизации местных иноверцев (dakwah) возложена в Брунее на специальный Центр проповеди распространения и обращения в ислам. По его информации, в 2009 г. 533 человека в 4 районах страны приняли ислам, в частности руководитель отдела ЦИП В Куала Балай Сити Рахма отмечал, что в прозелитической деятельности использовались как проверенные способы, так и новые программы. Прежде всего, это посещение «общих семейных домов» даяков и проповеди на религиозные темы, особенно интенсивно такие мероприятия проводятся во время мусульманских праздников, а также в рамадан и другие знаменательные для мусульман дни20

В Брунее 66% населения составляют малайцы, которые исповедуют ислам, 8% - родственные малайцам аборигены Борнео - ибаны (морские даяки), келаяны, меланау и другие племена, насильственно христианизированные колонизаторами, но фактически сохранившие языческие верования, 11% -китайцы, остальные европейцы, индийцы и др.

Монархия. Бруней - конституционный султанат21

Политическая система Брунея опирается на 2 столпа -конституцию и традиции Малайской исламской монархии.

Первая конституция вступила в силу в 1959 г., поправки вносились в 1971 и 1984 гг. и 2004 гг.

По конституции 1959 г., султан и верховный правитель выступал в качестве главы государства, имевшего в своем распоряжении консультативные советы: религиозный, тайный, законодательный и совет по престолонаследию.

Религиозный совет отвечал за консультирование султана по вопросам, связанным с исламом.

Тайный совет консультировал султана в делах помилования, изменения и отмены какого-либо положения конституции, присуждения наград.

Законодательный совет занимался законодательством.

Совет по престолонаследию - консультациями по вопросам наследования престола.

22

Департамент «адат истиадат» (обычаи и традиции)

В 1984 г. были сформированы министерства, каждое из

23

которых возглавлял министр, назначаемый султаном (см.

Приложение 1).

Основными проводниками идей МИМ являлись министерство образования, министерство по делам культуры, молодежи и спорта, а также Совет женщин Брунея.

В 1984 г. была введена двуязычная система обучения. Начиная с дошкольного уровня, обучение ведется на малайском языке, кроме английского, который преподается как отдельный предмет. Малайский язык используется для преподавания исламских знаний, физической культуры, искусства и ремесел, основ гражданского общества, Малайской исламской монархии. Английский язык используется для преподавания математики, географии, истории и самого английского языка (как предмета).

Начальное образование в государственных школах - бесплатное для подданных Брунея. Количество учебных дней в году -202-210. Проблемы, стоящие перед министерством образования - подготовка брунейцев, которые будут играть значительную роль в отечественной экономике и будут «пропитаны» исламскими и малайскими ценностями.

В 1999 г. было произведено слияние религиозных и обычных школ «под одной крышей». Министерство образования оптимизировало учебные программы, т.е. ислам преподается в основной и средней школе.

философия образования Основана на национальной философии Малайской исламской монархии, включает в себя два ключевых элемента Nagli (на основе Корана и хадисов) и А§11 (на основе рассуждений). Эти два элемента имели важное значение для развития личности и формирования национального самосознания на основе доктрины МИМ и догматов исламского учения.

Образовательная политика:

- осуществление национальной системы образования, которая отдает приоритет малайскому языку как государственному, и использование основных языков - английского и/или арабского в качестве языка обучения;

- предоставление 12-летнего образования для каждого ученика, т.е. 7 лет начального образования, включая 1 год дошкольных учреждений, 3- лет - ниже среднего и 2 г. среднего или профессионально-технического образования;

- предоставление комплексных учебных программ, а также проведение единообразного общественного экзамена, в зависимости от уровня образования;

- предоставление исламского религиозного образования через школьную программу;

- предоставление помещений для математики, естественных наук и освоения информативно-коммуникационной оборудования с целью позволить учащимся получить знания и навыки, необходимые для современной науки;

- предоставление условий для саморазвития и обогащение программ на основе учебных мероприятий в соответствии с национальной философией;

- обеспечение возможностей для получения высшего образования для лиц соответствующей квалификации; - подготовка образовательной инфраструктуры в целях выполнения национальных потребностей.24

Другие программы:

- программы специального образования для одаренных в таких областях как: математика, спорт, музыка, исполнительское и изобразительное искусство;

- особые образовательные программы (SIN) для людей с нарушениями зрения и глухонемых;

- умственно отсталых;

- с ограниченными физическими возможностями.

Организация школьной программы Основные дисциплины обучения - математика, языки, социальные и гуманитарные науки, искусство и культура, исламские религиозные знания, малайская исламская монархия, технологии, здоровье и физическая культура. Особое внимание на основные навыки чтения, письма, речи; навыки простого счета, мышления и творчества, изучение навыков менеджмента и предпринимательства, межличностное общение, физическую культуру, эстетическое чувство и др. в эпоху цифровых технологий.

Ключевые ценностные установки: Уверенность в себе, чувство собственного достоинства, взаимопонимание, независимость, толерантность, чувствительность, честность, патриотизм, набожность, бдительность.

Образовательные дисциплины годы обучения 1-3 -малайский и английский языки, математика, исламские религиозные знания, физическое воспитание, изобразительное искусство и технологии;

4-6 гг. кроме обязательных (1-3) - общественные науки;

7-8 гг. Малайская исламская монархия, бизнес и технологии, факультатив арабский, французский языки; французский, китайский (мандарин)

9-11 гг. наука (физика, химия, биология), малайская литература, английская литература, дополнительная математика, география, история, экономика, искусство и ремесла, музыка, дизайн и технология, компьютерные науки, пищевая программа и питание. Дополнительные предметы (факультатив): путешествия и туризм, коммерческая деятельность, развитие исследований, торговля, бухгалтерский учет, бизнес, искусство, драма, музыка, информационные технологии, сельское хозяйство, мода и ткани.

Бруней обновляет систему образования посредством программы образования XXI века (SPN21 - Sistem Pendidikan Ne-

25

gar), одобренной Министерством образования : Стадии:

- переходный этап 2008 г.

- на уровне начальной школы 2009 г.

- полная реализация на уровне начальной школы 2011 г.

Преследует следующие цели:

- удовлетворять социальным и экономическим потребностям XXI века;

- вооружить учащихся навыкам XXI в.

- выполнение стратегических направлений, изложенных министерством стратегического плана просвещения (2007-2011 гг.)

Изменения в систему образования были введены с учетом реализации концепции «Видение Брунея 2035 г.». Она предусматривала превращение Брунея к этому сроку в экономически развитое государство с высоким качеством жизни подданных, самой совершенной системой образования и профессиональной подготовки

Основные направления политики в стратегии «Видение Брунея 2035 г.» в области образования:

- выполнение министерством образования комплексных программ образования для всех;

- сравнение систем образования и учебных программ в разных странах;

- повышение успеваемости учащихся по трем основным предметам: английскому языку, математике и естественным наукам;

- увеличение охвата школьного обучения для поступления в ВУЗы на 30% к 2011 г.;

- укрепление знаний малайского языка;

Преимущества БРШ1

- несколько путей к высшему образованию;

-множественный выбор образовательных программ в соответствии с интересами и способностями;

- возможность проводить 4-5 программы для получения Бруней-Кэмбриджского сертификата «О»;

- специализированные программы для способных и одаренных;

- совершенствование национальных стандартов с соблюдением международных стандартов;

- совершенствование программы преподавания и обучения

В Брунее определяют молодежь в возрасте от 15 до 40 лет, они составляют 47% от общего населения. Национальная молодежная политика имеет стратегические цели в образовании для развития личности, трудоустройстве и обучении, лидерстве, поощрении в экономическом и социальном предпринимательстве, помощь для других и для нации, волонтерская деятельность, понимания чувства социальной сплоченности и патриотизма.

Молодежные программы предполагают

- участие в национальных мероприятиях

- участие в ежегодных и периодических программ государственных ведомств и неправительственных организациях

- спортивная и религиозная деятельность в мечетях и молодежных клубах.

Национальная молодежная служба (обязательная программа для молодежи Брунея от 16 до 18 лет на основе Малай-

ской исламской монархии), направленная на создание чувства добровольчества (волонтерства), оказание помощи пожилым людям, помощь в восстановлении домов, сдача донорской крови и т.п. «Молодежь любит нацию»- программа направлена на воспитание патриотизма на основе МИМ, религиозности, верности правителю и доброжелательности.

Департамент учебных программ министерства образования предлагал программу, в которой каждый учащийся должен участвовать в деятельности государственных и общественных институтов. Цель - создать молодых людей с харизмой, дисциплиной, высоким духом, в любви к стране. Научить учащихся выживанию, навыкам руководства, развитию навыков предпринимательства для карьерного роста, научить здоровому образу жизни26

В докладе Государственного департамента США о положении с правами человека в Брунее-Даруссаламе (11 марта

27

2010 г.) отмечались многочисленные проблемы с нарушениями прав человека. В частности, говорилось о лишении подданных возможности в смене мирными средствами своего правительства, произвольных задержаниях, ограничении свободы слова, печати, собраний и ассоциаций, ограничении свободы вероисповедания, дискриминации в отношении женщин, ограничении трудовых прав, а также эксплуатации иностранных рабочих.

Судебная власть состояла из верховного суда, третейского и судов низшей инстанции, окончательную апелляцию проводят через тайный совет. Шариатские суды заменяли светские суды для мусульман в случаях развода, наследования и некоторых преступлений на сексуальной почве.

Светские права, основанные на английском общем праве, обеспечивают всем гражданам справедливое и эффективное ведение судебного процесса. Процессуальные гарантии включают в себя право на защиту адвоката, переводчика. Адвокаты имеют доступ к обвиняемым. Действует презумпция невиновности. Большинство уголовных дел проводятся в открытом судебном процессе. Официально политических заключенных нет.

В 1962 г. султан взял на себя чрезвычайные полномочия, которые возобновляют каждые два года. В чрезвычайных пол-

номочиях правительство существенно ограничило свободу слова и печати, Члены законодательного совета имели право излагать свое мнение, но и могли дисквалифицироваться, например, за нелояльность к султану.

Чрезвычайное законодательство предусматривало судебное преследование издателей, владельцев или редакторов за «крамольные намерения», давало правительству право запрещать распространение иностранных изданий. Иностранные газеты доступны, хотя правительство должно утверждать Интернет-версии. По данным международного союза электросвязи за 2008 г. 55% жителей Брунея пользовались Интернетом.

Цензура в составе представителей МВД, по делам религий и канцелярии премьер-министра определяли пригодность концертов, фильмов, шоу и других публичных выступлений. Религиозные власти проверяли обзоры публикаций в целях соблюдения социально-этических норм с точки зрения соблюдения заповедей ислама.

В чрезвычайных полномочиях правительство существенно ограничило право на свободу собраний. По данным Общественного порядка собрание 10 и более человек требует разрешение правительства, а полиция имеет право останавливать неофициальные встречи 5 и более человек, которые, по мнению полиции, могут привести «к нарушению мира».

Закон требует от формальных религиозных, социальных и культурных групп регистрации и регулярного предоставления докладов по членству и финансированию. Правительство ограничивает деятельность международных организаций, предоставляющие услуги бизнес-сообществ. Министерство по делам религий запрещает мусульманам вступать в эти организации.

Правительство использует аппарат внутренней безопасности в отношении лиц - сторонников радикального ислама, а также немусульман, которые пытались вести прозелитическую деятельность и религиозных групп, не принадлежащих к официальной религии. Регулярной цензуре подвергались издания других конфессий, вымарывая или удаляя фотографии распятий и других религиозных символов. Правительственные чиновники конфискуют различные религиозные материалы, тем не менее, на христианских церквях остаются кресты.

Власти проводят регулярную проверку удостоверений личности для определения мусульман, которые находятся под защитой шариата, а также на въездных визах требовали указания конфессии выезжающего из страны подданного. Только мусульманам шафиитского толка разрешено организовывать религиозные процессии.

В сельской местности существует выборная система деревенских старост (муким), которые периодически встречаются с правительственными чиновниками для решения местных проблем и разбора жалоб, а также участвуют в периодических совещаниях под председательством министра внутренних дел.

В Брунее одна политическая партия - Партия национального развития, которая поддерживает султана.

Две женщины, состоящие в ранге министра - сестра султана Масна - посол по особым поручения в МИДе и Датин Хаяти, назначенная в августе 2009 г. генеральным прокурором.

В соответствии с политикой султана об абсолютной нетерпимости коррупции, существует Антикоррупционное бюро, находящееся в ведении канцелярии премьер-министра. Государственные должностные лица не подлежат раскрытию финансовой отчетности.

Закон предусматривает тюремное заключение сроком до 30 лет и наказанию палками не менее 12 ударов за изнасилование.

Не существует закона о бытовом насилии, но проводились аресты в случаях домашнего насилия при защите женщин и девочек. Существует специальное подразделение женщин-офицеров в рамках департамента полиции по расследованию насилия в семье и жестокого обращения с детьми.

В соответствии с законами ислама права женщин аналогичны с мужчинами в таких областях как развод и опека над детьми. Женщина имеет право передавать свое гражданство детям, владение имуществом и другие активы. Согласно официальной статистике, женщины составляют 57% лиц, занятых на гражданской службе и 28% персонала высшего (старшего) руководящего звена. Вопросы положения женщин в обществе рассматриваются Советом женщин Брунея - неправительственной организацией, состоящей из ассоциаций.

Профсоюзы считаются законными, в том числе не запрещено создание федерации профсоюзных федераций. Однако наложен запрет на поддержание связей с международными организациями труда, если на то не имеется разрешения министерств внутренних дел и труда. Закон запрещает занятость детей в возрасте до 16 лет.

Совет женщин Брунея. Образован 7 ноября 1984 г., зарегистрирован 6 апреля 1985 г. возглавляет ее величество Падука Сери Багинда Раджа Истерии Пенгихаран Анак Хаджахат Салехе. Цели и задачи: поддерживать устремления малайской исламской монархии; объединять и укреплять силы женщин через женские организации; работать в качестве национального органа, который представляет женщин Брунея; для совершенствования и повышения статуса женщин во всех областях, особенно в системе образования, экономики, социального обеспечения, культурного и общественного развития; обмен мнениями и опытом в сфере семейного и детского воспитания; для сотрудничества с правительством во всех областях для развития Брунея; для укрепления отношений между женщинами, независимо от расы, вероисповедания и социального положения.

Создан Комитет по вопросам бизнеса и предпринимательства (19 марта 1999 г.) с целью представления интересов женщин в бизнесе, образован совет по СПИДу в качестве отдельного органа (28 июля 2000 г.)

Совет женщин принимает участие в работе министерств:

Министерство культуры, молодежи и спорта: комитет по конвенции о правах ребенка; редакционный совет национальной комиссии по делам женщин; АСЕАН- подкомитет по положению женщин; целевая группа по социальным вопросам.

Министерство промышленности и первичных ресурсов: АТЭС (совещание 2000 г.) женщины-руководители; АТЭС СОМ - специальная консультативная группа по гендерным вопросам интеграции.

Министерство здравоохранения: национальный комитет по укреплению здоровья.

Совет женщин имеет 14 ассоциированных членов, со-

28

стоящих из женских ассоциаций28

Со времени проведения Пекинской платформы действий и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую Бруней подписал в мае 2006 г., в середине 2008 г. были созданы государственные и негосударственные учреждения. Национальный совет по социальным вопросам под председательством министра культуры, молодежи и спорта занимается проблемами женщин в Брунее. Несмотря на то, что нет никакой официальной политики по вопросам женщин, Конституция имеет ряд внутренних законодательств: Закон 1972 г. о защите женщин и детей от сексуальной эксплуатации, согласно которому половой акт с девушкой моложе 16 лет считается уголовным преступлением. К исламскому праву относятся вопросы брака, развода, попечительства и другие вопросы, связанные с семейной жизнью. Существуют центры по уходу за детьми. Закон о пенсиях (1954 г.) обеспечивает пенсией по старости (60 лет), независимо от финансового статуса. Равная защита женщин в области обычного права. Департамент по вопросам развития имеет 2 социальных приюта. Исламский религиозный совет из Фонда султана обеспечивает дома для обездоленных29.

В 2004 г. на встрече министров иностранных дел АСЕАН в Индонезии принцесса Масна от имени Брунея подписала Декларацию об искоренении унижения женщин в странах-членах АСЕАН30

Члены королевской семьи считают необходимым поддержание контактов со своими подданными. Согласно традиции, королевская семья принимает гостей в течение трех дней в своем дворце Нурул Иман во время праздника Ид аль-Фитр (праздник разговения). На приеме в честь дня рождения султана в 2005 г. было более 4 тыс. гостей, представлявших различные слои общества.

В феврале 2004 г. в Брунее побывал король Швеции Карл XVI Густав, заявивший, что султан Хассанал Болхиах удивил его открытостью и близостью к подданным. По заявлению шведского короля, «султан потрясающее близок к народу. Бруней - более открытая страна, чем какая бы то ни было дру-гая...Решения принимаются вместе с советом своих специалистов в той или иной области». Заявления Карла Густава вызва-

ло политический скандал, поскольку противоречило государственной политике Швеции. МИД страны считал Бруней диктатурой, а султана - деспотом31.

В заключении можно сказать, что Малайская исламская монархия не является ни философией, ни идеологией, а скорее является концепцией социально-политического развития государства направленной на поддержание власти режима абсолютной монархии.

Приложение 1

Премьер-министр - Хассанал Болкиах Министерство обороны - министр - Хассанал Болкиах Министерство финансов - министр - Хассанал Болкиах Министерство иностранных дел - министр - Мохаммед Болки-ах

Министерство внутренних дел Министерство образования

Министерство промышленности и первичных энергоресурсов

Министерство культуры, молодежи и спорта

Министерство связи

Министерство развития

Министерство здравоохранения

Министерство по делам религий

1 G. Braighlin, Ideological Innovation under Monarchy, 1992, 42 «Pelita Brunei» выходит 2 раза в неделю (среда и суббота) газета на малайском языке, бесплатная, содержит официальные новости, экономике, культуре, спорте, религии. Несколько страниц для общественных отзывов, характеристик. Содержит рекламу вакансий в государственном секторе и тендеров на государственные контракты.

http//www.iccbrunei.com/index.php?option. В 2009 г. султан высказался о необходимости возродить Национальный исполнительный совет МИМ. «С 1984 г. у нас были некоторые органы концепции МИМ, в 1985 г. мы создали комитет, в 1990 г. его статус был повышен, чтобы стать национальной концепцией, а в 2001 г. был преобразован в Национальный исполнительный комитет, последнее назначение НИС МИМ было в 2001 г. сроком на 5 лет».

4 http//www.bt.com.bn/new-national/2010/02/07, The Brunei Times 31.7.2010.

5 http//www.nasia.org/nz/dowloads/NZIAS.DECO2/Talib.pdf

6 Партия национального развития Брунея (создана 31 авг. 2005 г.) http//www.aspirasi-ndp.com/arkib/Speech. Доклад Абдул Рахмана Ясина , председателя Партии национального развития Брунея в Федеративной Республике Германии, 10 февраля 2007 г.

8 Шура (араб. Совет) - принцип государственной власти в исламском мире. Классическое понимание «шура», что есть правитель и «шура» (совет), как орган, представляющий интересы общины мусульман, т.е. правитель при принятии решений обязан проконсультироваться с шурой.

9 Иджтихад (араб. борьба с собой) в исламе право человека на субъективное постижение истины. Выражение, означающее деятельность по интерпретации исламского закона.

10 http//www.aspirasi-ndp.com/arkib/Speech Доклад Абдул Рахмана Ясина в Федеративной Республике Германии 10 февраля 2007 г.

11 Байа (араб. договор)- конституционного-правовой договор правителя мусульманской страны с высшим представительным органом.

12 http//www.aspirasi-ndp.com/arkib/Speech Доклад Абдул Рахмана Ясина в Федеративной Республике Германии 10 февраля 2007 г.

13 http//old.brudirect.com/public

14 http//www.borneobulletin.com.bn/wed/jul28h1

15 У суннитов признаны четыре мазхаба (толка) - шафииты, ханафиты, маликиты и ханбалиты. Фикх - теория мусульманского права, разрабатывающая принципы использования Корана и Сунны, их интерпретацию для практической разработки норм жизни мусульманской общины. Основные принципы шафиитов - Коран и Сунна как единый источник, Сунна только дополняет Коран. Основные принципы рассмотрения прецедентов - иджма - согласное мнение исламских авторитетов по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне, и кыйас - суждение по аналогии. Принцип принятия решения, исходя из общественной пользы на основе, как свободного решения, так и на основе норм обычая (урф). Шафиитский толк позволял уклоняться от сложного логического анализа, не требовал скрупулезного знания правового комплекса.

16 http//www.ibtra.com/pdf/article4n1.pdf

17 Такафул (араб. предоставление друг другу взаимных гарантий) или исламское страхование, основанное на особом распределении прибылей и убытков, соответствующем принципам шариата. Основная задача исламского страхования не просто зашита интересов от непредвиденных обстоятельств путем солидарного участия в убытках, но и получение прибыли. В силу этого такафул-компании могут приносить значительно большую прибыль, чем западные страховые компании. Это достигается

с помощью такого способа разделения ответственности как «мудараба», которая считается признанным институтом исламской экономики.

Такафул подразделяется на два вида

- общий, аналогичный коммерческому имущественному страхованию;

- семейный - личное страхование

Участники страхования передают свои денежные средства оператору (в виде дара) для их эффективного использования в страховом случае, после которого деньги будут возвращены. Часть взносов поступает в накопительный фонд, от инвестирования которого участники имеют возможность получать регулярный доход, оговоренный в контракте, доля обычно составляет 50-60% . Инвестирование осуществляется только в акпии или активы компании, не ведущие противозаконной деятельности (по исламскому закону запрещено производство и торговля алкоголем, табачными изделиями, вкладывать в игорный бизнес и т.п.) Как правило, инвестиции вкладываются в акции, входящие в Dow Jones Islamic Market Index.

Доли и пропорции совокупной прибыли между банком и клиентом зависит от срока вклада, причем доля клиента может достигать 90%

«Мушарака» (товарищество). С точки зрения классификации компании в современном мусульманском праве «мушарака» представляет собой имущественное товарищество. В соответствии с договором «мушарака», заключаемым, как правило, на продолжительный срок, два или несколько лиц объединяют свои вклады в общий проект и создают компанию на принципах долевого участия. Механизм разделения прибыли между участниками и доля каждого из них определяются сторонами в специальном договоре. В то же время убытки распределяются между сторонами пропорционально доле вложенного капитала. В отличие от договора «мудараба», в рамках которого риски потери капитала несет только владелец капитала (рабб аль-мал), согласно договору «мушарака» каждая сторона несет риск потери внесенного ей капитала в случае неудачи совместного предприятия.

18 Халяль — дозволенные поступки в шариате,. В мусульманском быту под «халялем» обычно понимают мясо и другие пищевые продукты. Продукты, включенные в «Бруней-халяль» - мясо (колбаса, курица, говядина, козлятина, баранина), зерновые (хлопья, печенье, крекеры), фрукты и овощи, молочные продукты (сыры, йогурты, молоко), кондитерские изделия (сахар, какао-продукты), напитки (соки, соевые и фруктовые напитки, сиропы).

19 http//www.information.gov.bn/pressroom/index.php

20 http//www.bruneiresources.com/civilserviceshefds

21

Конституционная монархия - система правления, при которой монарх руководствуется конституцией, в которой его права, обязанности и ответственность изложены в письменной форме закона или обычая.

Султанат - форма власти, при которой верховная власть находится в руках султана (главы мусульманского государства). Султан может быть абсолютным правителем или суверенным с конституционно ограниченными полномочиями.http//www.indexmundi.com/government_type

22Основан 1 июля 1954 г. в качестве департамента религиозных и общественных дел и социальной защиты. Миссия и цель - ответственность за выполнение традиционных обрядов, планирование путей и средств распространения традиционного наследия. Имеет прямой доступ к султану по вопросам, касающихся присвоения государственных наград. http//www.rob.tex.com/dns/adat-istiadat.gov.bn.

http//www.balegis.com/Brunei%20The%201959%21Constitution.doc

23 http//www.aseanlawassociation/Brubei_chp2.pdf

24 http//www.moe.gov.bn/development.htm

25 http//planipolis.iiep.unesco/Brunei%..

26 http//www.icip.org/ht/d/sp/d/sp/a/GETDocumentAction/4709

27 http//www/unhcr.org./refworld/docid/4b0e530d7d)

28 http//www.womencouncil.org.bn

29 http//www.unescap.org/ESID/GAD/Issue/Beijing+15/Responds to Gus-tionaire/Brunei-Darussalam

30 http//www.aseansec.org/16189 htm

31

См. Шведы поймали короля на слове. Коммерсантъ. 16.02.2004.