Научная статья на тему 'БРОЙЛЕРНЫЙ ВОПРОС: КОЛИЧЕСТВО ИЛИ КАЧЕСТВО'

БРОЙЛЕРНЫЙ ВОПРОС: КОЛИЧЕСТВО ИЛИ КАЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
98
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Елена Алексеенкова

Выращивание бройлеров – самое развитое и рентабельное направление птицеводства, низкая цена обеспечивает куриному мясу колоссальную востребованность. Однако вызывает сомнение качество продукта – вкус нынешнего цыпленка изменился. Почему? Каким болезням подвержена птица, как проводится вакцинация и за какими методами будущее российского птицеводства рассказывает Джавадов Эдуард Джавадович, директор Научно-исследовательского консультационно-диагностического центра по птицеводству ФГБОУ ВО «СПбГАВМ», профессор кафедры эпизоотологии им. В.П.Урбана, доктор ветеринарных наук, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БРОЙЛЕРНЫЙ ВОПРОС: КОЛИЧЕСТВО ИЛИ КАЧЕСТВО»

10

Гость редакции

шшш. agroyug.ru

БРОЙЛЕРНЫЙ ВОПРОС: КОЛИЧЕСТВО ИЛИ КАЧЕСТВО

Елена Алексеенкова

Институт развития сельского хозяйства

Выращивание бройлеров - самое развитое и рентабельное направление птицеводства, низкая цена обеспечивает куриному мясу колоссальную востребованность. Однако вызывает сомнение качество продукта - вкус нынешнего цыпленка изменился. Почему? Каким болезням подвержена птица, как проводится вакцинация и за какими методами будущее российского птицеводства рассказывает Джавадов Эдуард Джавадович, директор Научно-исследовательского консультационно-диагностического центра по птицеводству ФГБОУ ВО «СПбГАВМ», профессор кафедры эпизоотологии им. В.П.Урбана, доктор ветеринарных наук, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ.

Эдуард Джавадович, самым потребляемым сегодня является куриное мясо. Как вы оцениваете его качество?

Производители куриного мяса и яйца насытили российский рынок и даже приступили к экспорту. Но у нас чувствуется нехватка мяса других животных, а особенно птиц: индейки, гуся, утки, цесарки, перепелки и прочих. У индеек мясо вкуснее, оно более спелое, созревшее.

Знаете, сколько корова должна съесть килограммов комбикорма, чтобы получился 1 кг говядины? Около 9! Свинья должна съесть около 7. Бройлер съест 1 кг 600 грамм и будет килограмм мяса. Конверсия корма у бройлеров - 1,6. Такого усвоения не дает ни одно животное. Обмен веществ - сумасшедший! Но мясо стало, как вата, ешь, а вкуса нет. Надо сказать стоп, хватит. Существует понятие зрелости мяса, кроме того, что в нем есть белок, жиры и углеводы, оно должно иметь вкус.

Уважающий себя француз и немец покупает в магазине так называемого медленно растущего бройлера. Не того, что растили 35 дней, а птицу 60-70-дневного возраста. И вкус ее становится совсем другим. Да, цена изменится. Но если человек хочет питаться вкусно и готов за это платить, значит нужно развивать и такой сектор рынка. Конечно, при этом мы должны помнить, что 1 млрд людей голодает. Тут не до вкуса, надо хоть чем-то накормить. Рынок необходимо развивать разносторонне.

Насколько сложно дается это развитие? Современная птица часто болеет?

Появилась новая болезнь - вакцину сделать не вопрос, настоящий ученый за полгода-год ее создаст. Основная проблема сегодня - соблюдение интервала между вакцинациями. Как я уже говорил, у нас бройлера выращивают всего 35-37 дней. До 20 дней его нужно провак-цинировать от всех болезней, которыми он может заболеть. К сожалению, наши ветеринарные врачи плохо знают такой предмет, как иммунология. Сегодня провакцини-ровали против болезни Ньюкасла, завтра надо вакцинировать против болезни Гамборо, послезавтра - против инфекционного бронхита и т.д. Мы пичкаем вакцинами, на которые иммунная система цыпленка адекватно ответить не может.

В нашем центре приступили к разработке генно-инженерных вакцин, когда в геном одного вируса или микроба встраивается кусочек генома другого. Например, вирус оспы. Мы встроили в него геном вируса болезни Гамборо. Вакцинируем против оспы, а иммунитет вырабатывается и против оспы, и против болезни Гамборо. С гордостью могу сказать, что мы первыми начали этим заниматься, и в российской науке (ветеринарии) я не видел пока таких разработок. Думаю, будущее вакцинации - это создание генно-инженерных вакцин, когда в геном одного вируса можно

встроить несколько участков геномов других вирусов - одна вакцинация сразу против 5-6 инфекций. Это будущее. Такими достижениями мы пока похвастаться не можем, но первые положительные результаты, пока лабораторные, уже имеются.

Расскажете о научно-

исследовательском консультационно-диагностическом центре, которым вы руководите?

Предложение создать при Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины научно-консультационный центр именно по птице, пришло из Минсельхоза. Поскольку у меня в этом вопросе немалый опыт, мы такую лабораторию создали. В лаборатории имеются отделы серологии, вирусологии, микробиологии и молекулярно-био-логических методов исследования.

Часто к нам приходят уже после того, как обратились в другие исследовательские центры, включая зарубежные. Однако я критически отношусь к тому, что иногда советуют иностранные коллеги. Я неоднократно бывал за рубежом в птицеводческих хозяйствах и научно-исследовательских учреждениях, поэтому знаю - нам там есть чему поучиться, но немногому. Практическое птицеводство - российское и зарубежное -сравнивать точно нельзя. По их меркам, крупный западный птицевод -это фермер, у которого 20-30 тыс.

ЭФФЕКТИВНОЕ № 7 октябрь ЖИВОТНОВОДСТВО 2020

голов бройлеров. И, как пример, наша «Синявинская птицефабрика» - только кур-несушек 5 миллионов голов! Эпизоотологи знают, чем больше поголовье животных, тем больше проблем с инфекционной патологией. В этом плане российское птицеводство с его гигантскими объемами сильно отличается от западного. У нас подход другой, объем микрофлоры другой, у нас и вирусы, и микробы очень часто другие. Нужно, чтобы наша наука была направлена именно на российский рынок, что мы и пытаемся делать.

В начале 2000-х годов вы

разработали вакцину против птичьего гриппа. Что сейчас применяется, чтобы исключить эпизоотию этой болезни?

Сегодня Россельхознадзор делает лишь маленькие шажки вперед. Наконец-то они согласились вакцинировать птицу в частном секторе, но вакциной №N1. В последние годы в крупных птицехозяйствах РФ стал появляться вирус гриппа птиц, относящийся к слабо и средне патогенным штаммам (Н9). Россельхознад-зор дал добро вакцинировать птицу в птицехозяйствах промышленного типа вакциной из этих штаммов. Я считаю, что это половинчатый подход. Полуправда хуже лжи. Самое лучшее и эффективное птицеводческое государство, где больше всего птицы - это Китай. А они вакцинируют! Израиль - вакцинирует, Мексика - вакцинирует. Да, не вакцинирует Англия, Франция, Америка, но в этих странах птицеводство состоит из мелких фермеров, в нашем понимании (20 - 30 тысяч бройлеров). Российский птицевод кардинально отличается от западного. Иностранный фермер, если поставили диагноз «птичий грипп», с удовольствием побежит и сообщит в государственную ветеринарную службу. Птицу сожгут, а он получит компенсацию, потому что его птица застрахована. На нашей птицефабрике можно поставить крест, получи она официальный диагноз птичьего гриппа. Наш фермер все до последнего скрывает. Вот так мы и распространяем и африканскую чуму свиней, и птичий грипп, и многие другие инфекционные болезни.

Часто ли болезни меняют

географию, эволюционируют? В России есть прецеденты с выявлением вирусов, ранее не поражавших нашу птицу?

Понятие птичий грипп, свиной или человеческий - неправильное.Грипп - он один. Природным резервуаром вируса гриппа, которым болеет человек, является дикая перелетная птица, чаще всего, водоплавающая.

Все виды вирусов гриппа циркулируют у птиц, и только некоторые переселяются на свиней, а потом и на человека. Обычно грипп появляется в Юго-Восточной Азии, где огромная концентрация населения, люди часто живут в антисанитарных условиях, иногда в близости с животными. То же самое сейчас происходит и в Китае, куда переселился птичий грипп. И только в России все вспышки гриппа непонятные. Вы знаете, почему в 2000-х годах на Германию был наложен карантин? Потому что на берегу Северного моря нашли павшего лебедя, у которого обнаружили вирус Н5Ж. В нашей стране это происходило так. Первая фабрика была Утятская, потом Тбилисская, Эльдама, Махачкалинская и т.д. Болезнь шла по крупным птицеводческим хозяйствам, и это не было связано с перелетом. Одна из последних вспышек вируса на госплемптицезаводе «Смена» - появился штамм №N8, которого поблизости ни у кого не было. Даже у синантропной птицы не было вируса, и рядом хозяйств никаких не было зараженных. Понятно, что он попал в птицехозяйства либо с комбикормом, либо его принесли люди на ногах. Так это или нет - должны исследовать научные учреждения.

Если на фабрике миллионы

птиц, наверняка применяют спрей-метод вакцинации? В чем его достоинства и недостатки?

Для начала, давайте выясним, что такое спрей. Это довольно небольшие капельки,как из пульверизатора, крупнодисперсный спрей. Крупная капля. Она падает быстро. Есть понятие - мелкодисперсный аэрозоль, который создает струйный аэрозольный генератор. Это мелкая капля, которая будет висеть в воздухе долго, по сути, образуя туман.

И у одного, и у второго метода есть плюсы и минусы. Казалось бы, все просто - закрыли окна, включили генератор, распылили аэрозоль, и через час 50 тысяч голов птицы будут провакцинированы. Однако если птица имеет хронические респираторные болезни или является носителем микоплазмоза, инфекционного бронхита, колибактериоза, она погибнет, так как аэрозоль попадает в глубокие слои легких и вызывает сильнейшую реактогенность. Крупная капля не попадает в глубокие слои легких, в лучшем случае, она дойдет до гортани или останется в носовой полости, на конъюнктиве глаз. Против некоторых болезней, например, инфекционного бронхита, ньюкаслской болезни и мета-пневмовирусной инфекции лучше вакцинировать крупнокапельным

спреем. Но если хозяйство благополучно по респираторным болезням и ветеринарный врач хочет получить напряженный иммунитет, то лучше применить аэрозольный метод. В нашем регионе птицефабрика «Синявинская» использовала аэрозольный метод вакцинации даже против инфекционного ларинготра-хеита и ньюкаслской болезни.

В российских хозяйствах часто встречаются респираторные болезни, большинство птицефабрик неблагополучны по микоплазмозу, при котором нельзя использовать аэрозольный метод. Надо действовать в зависимости от эпизоотической ситуации в хозяйстве - если все хорошо, то лучше применить мелкодисперсный аэрозоль, если нет - спрей-метод. При серьезном неблагополучии лучше выпойка, но иммунитет будет ниже, чем после спрея и намного ниже, чем с использованием аэрозольного метода.

Птица болеет и в результате развития бактериальных инфекций. Сегодня законодательно регулируется применение антибиотиков на птицефабриках?

По требованиям Россельхознадзо-ра, в продуктах птицеводства и животноводства остаточного количества антибиотиков быть не должно, неважно, мясо это, яйцо или молоко. Как применять, или как не применять антибиотики - врач решает сам. И на сегодняшний день это серьезный вопрос. Органы Роспотребнад-зора не могут определить остаточное количество всех антибиотиков. У нас больше говорят про мясо, хотя основная проблема в яичном птицеводстве. Врачи бройлерных птицефабрик хорошо знают, что за 7 дней до забоя надо отменить и антибиотики, и кокцидиостатики. Через неделю остатка этих медикаментов в мясе уже не будет. У большинства антибиотиков период выведения -7 дней. В яичном птицеводстве сложнее. Мы курочке не можем сказать -ты пока яйцо не неси. А средняя яйценоскость у нас уже за 330 яиц в год, то есть, каждый день курица дает яйцо. Я пока не знаю в РФ ни одной птицефабрики, где директор сказал бы врачу - после применения антибиотиков все яйца, что мы собрали, в пищу людям не пускать, дайте их на корм свиньям или отправьте на утильзавод. Нет таких хозяйств. Соответственно, эти яйца поступают в торговые сети и попадают в пищу человеку.

Разве яйцо не проверяют на

содержание антибиотиков?

Проверяют. Но вы же понимаете, что Россельхознадзор не контролирует

12

Гость редакции

www.agroyug.ru

все птицефабрики каждый день. Почти все бактериальные болезни у нас в птицеводстве - это вторичная инфекция. Курица не должна болеть колибактериозом даже после заражения. Очень часто это заболевание провоцирует иммунодепрес-сивное состояние птицы, вызванное неправильной вакцинацией.

Имеется много альтернативных методов использованию антибиотиков. Это и пробиотики, и пребио-тики, и бактериофаги, и некоторые олигосахариды. Используя их, можно заметно уменьшить применение антибиотиков. Часто нас запугивали, что в пищевых продуктах, изготовленных в России и за рубежом, есть гормоны роста. Я вам точно скажу -гормонов нет, и в российской птицеводческой продукции, и в западной, а вот остатки антибиотиков - есть.

Если есть альтернатива антибиотикам, почему тогда их так активно применяют?

Так легче врачу. В случае возникновения бактериальной болезни врач сразу дает антибиотик, например, энрофлоксацин. При длительном его применении этот препарат перестает действовать. Ветеринарный специалист часто начинает винить в этом производителя лекарства, потому что, наверно, плохо стали его готовить, так как он из китайского сырья. Совсем не из-за этого. Просто микроб привык к нему. Проблема должна решаться комплексно. Даже если приходится применять антибактериальные препараты, надо проводить ротацию, не дожидаясь появления резистентных форм. Когда антибиотик перестал действовать на микроба, проводить смену антибиотиков часто уже поздно. Необходимо проводить лабораторные исследования, выделять эти микробы и проверять на резистентность к антибиотикам. Такую работу проводят в нашей лаборатории.

По данным Россельхознадзора и Росптицесоюза, из 100 павших птиц 46 погибли от колибактери-оза. Банальщина! Колибактериоз вызывается секундарной (вторичной) микрофлорой, которая в норме не должна вызывать никакой патологии у птиц. Колибактериоз надо воспринимать как многослойный пирог. Следует сначала понять причину возникновения болезни, может быть, что-то не так с вакцинациями, а может появился вирус, а на него наслоился колибактериоз и т.д. И еще раз повторюсь - нужен грамотный ветврач.

Так и напрашивается вопрос

о компетентности современных ветеринаров...

Да, вы правы. В Советском Союзе подготовка была лучше, потому что ветеринар до окончания вуза не знал, где он станет работать, куда пошлет партия и государство. Сегодня студенты уже с первого курса знают, чем будут заниматься. Если они идут в клинику лечить кошечек-собачек, то им совсем не интересно, когда мы рассказываем про сибирскую язву или африканскую чуму свиней. Они считают, что им эти знания не пригодятся. Это наша беда. Но скажу и в защиту современных студентов, которые показывают отличные результаты и планируют пойти дальше в науку.

Эдуард Джавадович, а что

для вас послужило толчком для поступления в ветеринарный институт, далее - связать жизнь с наукой?

Если честно, я хотел стать военным врачом, поступал в военно-медицинскую академию им. Кирова в Ленинграде. Но туда я не поступил, в медицинский институт в тот год принимали только с ленинградской пропиской. Подал документы в ветеринарный институт с надеждой, что потом переведусь в медицинский. Однако на следующий год о смене выбранной профессии я даже не думал - ветеринарная наука затянула меня сразу. Учился с легкостью, на пятерки, без всяких проблем.

И почему именно птица?

В аспирантуру вы поступали не в тот вуз, где учились, а уже во Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт птицеводства.

Тоже случайно получилось! Я писал диплом по незаразным болезням крупнорогатого скота и собирался поступать в аспирантуру. Но в Ленинградском ветеринарном институте мест не было. Я пошел в армию. По возвращению опять пытался поступить - мест нет. Тогда мне мой научный руководитель посоветовал поступать в институт птицеводства в отдел вирусологии. Потом я понял, что это был лучший выбор. Ветеринария в птицеводстве, тем более по инфекционным болезням - это самое актуальное направление. Птицеводство - самая рентабельная, но и самая насыщенная новыми болезнями отрасль, о которых раньше и не знали. Если говорить о вирусологии, то коронавирус, атипичная пневмония, метапневмовирусная инфекция, птичий грипп и другие - это все новые вирусные болезни. К сожалению, вирусы - это паразиты, которые легко видоизменяются, мутируют, поэтому новые

болезни, в основном, вирусные, а не бактериальные.

В начале 70-80-х гг. на птицефабрике врач знал только три болезни: болезнь Марека, болезнь Ньюкасла и оспу, и вакцинировал только против них. Сейчас же появились: болезнь Гамборо, метапневмовирус, инфекционная анемия, реовирус-ная инфекция... Я только перечислять их могу 2 часа.

Количество болезней увеличилось всвязи со снижением иммунитета?

В какой-то мере да, но основная причина в другом. Мы завезли эти болезни с курицей, с цыпленком и с яйцом, так как стали брать кроссы птиц из-за рубежа. Большинство инфекций у кур передаются трансо-вариальным путем. Курица, больная инфекционным бронхитом, снесет яйцо с вирусом, и цыпленок вылупится уже зараженным. Так передается и микоплазмоз, и лейкоз, и много других болезней. Все это завезено в Россию с Запада. К сожалению, российских кроссов птиц у нас не осталось, мы сели на иглу. Если зарубежные фирмы не предоставят нам прародительские, родительские формы бройлеров и несушки, то наше птицеводство как быстро поднялось, так и рухнет, потому что своих кроссов у нас не осталось. Я считаю, что российская птицеводческая наука должна была создать свои высокопродуктивные кроссы мясных и яйценоских пород кур.

^^ Серьезная зависимость.

Очень серьезная. Я считаю, наука должна и этим заняться, но это уже не ветеринары, а генетики, селекционеры и т.д.

Как считаете, за какими

методами будущее птицеводства?

На первом месте - рекомбинантные вакцины, вызывающие иммунитет сразу против 7-8 болезней пожизненно. Далее - применение массовых способов вакцинации: с водой, аэрозольно, спреем, может быть, когда-то с кормом. Выведение кроссов и пород, устойчивых к конкретным болезням, успешный опыт в этом у нас уже есть. И, наконец, введение вакцины в эмбрион. То есть, вакцина вводится в яйцо и цыпленок вылупляется уже с иммунитетом. В мире эти методы уже практикуются.

Ну что ж, тогда будем ждать

новых свершений в российском птицеводстве. Эдуард Джавадович, спасибо вам за интересное интервью!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.