Научная статья на тему 'БРОНЗЫ САВРОМАТА II С СИДЯЩЕЙ НА ТРОНЕ АФРОДИТОЙ НА РЕВЕРСЕ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ'

БРОНЗЫ САВРОМАТА II С СИДЯЩЕЙ НА ТРОНЕ АФРОДИТОЙ НА РЕВЕРСЕ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / НУМИЗМАТИКА / БОСПОР / САВРОМАТ II / ВТОРАЯ БОСПОРСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чореф М.М.

Интерес к монетам этой группы обусловлен тем, что изображение сидящей на троне Афродиты не было свойственно нумизматике Боспорского государства до Савромата II, при котором ее стали чтить как главное божество местного пантеона. Немаловажно и то, что правее и левее фигуры божества оттиснуты метки эмиссионных центров - как столичного, так и периферийных, расположенных в европейской и в восточной частях государства. Там монеты оформляли с учетом местных представлений о символике Афродиты. Следовательно, в тот период единой идеологии на Боспоре не существовало, что свидетельствует об ослаблении царской власти, вполне объяснимом в период кризиса, вызванного Второй Боспорской войной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRONZES OF SAUROMATES II WITH APHRODITE SITTING ON A THRONE ON REVERSE AS SOURCE OF HISTORICAL INFORMATION

Our interest in the coins of this group is by no means accidental. It is due to the fact that the image of Aphrodite sitting on a throne was not characteristic for the numismatics of the Bosporan state before Sauromates II. We believe that it is under him that they began to honor Aphrodite as the main deity of the local pantheon. Importantly, the marks of emission centers are imprinted to the right and to the left of the figure of the deity, with both of the capital one and of those peripheral located in the European and eastern parts of the Bosporan Kingdom. The coins were issued there with taking into account local ideas about symbolism of Aphrodite. Consequently, there has been no common ideology throughout the Bosporus at that time, the fact testifying the weakening of the royal power which seems to be quite understandable during the crisis caused by the Second Bosporan War.

Текст научной работы на тему «БРОНЗЫ САВРОМАТА II С СИДЯЩЕЙ НА ТРОНЕ АФРОДИТОЙ НА РЕВЕРСЕ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

№ 13. 2021

УДК 94(495)

DOI: 10.53737/2713-2021.2021.44.88.031

М.М. Чореф

БРОНЗЫ САВРОМАТА II С СИДЯЩЕЙ НА ТРОНЕ АФРОДИТОЙ НА РЕВЕРСЕ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ*

Интерес к монетам этой группы обусловлен тем, что изображение сидящей на троне Афродиты не было свойственно нумизматике Боспорского государства до Савромата II, при котором ее стали чтить как главное божество местного пантеона. Немаловажно и то, что правее и левее фигуры божества оттиснуты метки эмиссионных центров — как столичного, так и периферийных, расположенных в европейской и в восточной частях государства. Там монеты оформляли с учетом местных представлений о символике Афродиты. Следовательно, в тот период единой идеологии на Боспоре не существовало, что свидетельствует об ослаблении царской власти, вполне объяснимом в период кризиса, вызванного Второй Боспорской войной.

Ключевые слова: история, нумизматика, Боспор, Савромат II, Вторая Боспорская война.

Сведения об авторе: Чореф Михаил Михайлович, кандидат исторических наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Контактная информация: 603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; e-mail: choref@yandex.ru.

M.M. Choref

BRONZES OF SAUROMATES II WITH APHRODITE SITTING ON A THRONE ON REVERSE AS SOURCE OF HISTORICAL INFORMATION

Our interest in the coins of this group is by no means accidental. It is due to the fact that the image of Aphrodite sitting on a throne was not characteristic for the numismatics of the Bosporan state before Sauromates II. We believe that it is under him that they began to honor Aphrodite as the main deity of the local pantheon. Importantly, the marks of emission centers are imprinted to the right and to the left of the figure of the deity, with both of the capital one and of those peripheral located in the European and eastern parts of the Bosporan Kingdom. The coins were issued there with taking into account local ideas about symbolism of Aphrodite. Consequently, there has been no common ideology throughout the Bosporus at that time, the fact testifying the weakening of the royal power which seems to be quite understandable during the crisis caused by the Second Bosporan War.

Key words: history, numismatics, Bosporus, Sauromates II, Second Bosporus War.

About the author: Choref Mikhail Mikhailovich, PhD (History), Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.

Contact information: 603950, Russia, Nizhny Novgorod, 23 Gagarin Av., Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; e-mail: choref@yandex.ru.

Статья поступила в номер 31 мая 2021 г. Принята к печати 10 августа 2021 г.

© М.М. Чореф, 2021.

Продолжаем изучение монетного дела Боспорского государства периода правления Савромата II1 (174/175—210/211) (Чореф 2012: 175—178, рис. 1: 1—9; 2019c: 79—93). Перейдем к бронзам этого правителя с сидящей на троне богиней на реверсе (рис. 1—5). И сразу же заметим, что эти монеты давно и хорошо известны. Их выявили еще на заре становления нумизматики как науки. Так, уже Б.В. Кёне составил подробную справку по истории их изучения2 (de Koehne 1857: 293—295, No. 45—52). Добавим только, что эти монеты были впервые описаны Ф. Кари (Cary 1752: 71—72, pl. III: 7, 9), а позже их переиздала М. Гатри (Guthrie 1802: 368—369, pl. III: 7, 9). Но наша ремарка не критична. В любом случае, мы не можем не отметить тот факт, что Б.В. Кёне ввел в научный оборот описания восьми интересующих нас монет , хранившихся в коллекции В.В. Кочубея:

1. Л.с.: ВАС1ЛЕЮС CAYPOMATOY. Бюст царя, облаченного в хламиду, в диадеме, развернутый вправо. Перед ним знак в котором Б.В. Кёне видел изображение

4

розы .

О.с.: Богиня в зубчатой короне5, в синдоне и в хитоне-подересе восседает на престоле с четырехугольной спинкой , развернутом влево. Она держит в правой руке

1 Наш интерес к истории правления Савромата II отнюдь не случаен. Дело в том, что при нем Боспорское государство достигло вершины своего могущества (Гайдукевич 1949: 336). Известно, что Савромату II удалось разгромить сираков и скифов и «присоединить Таврику по договору», а также сделать безопасной для мореплавания южную часть Понта Эвксинского (КБН 1965: № 1237; КБН 2004: № 1237), Т.е. он установил контроль над территорией, входившей в сферу влияния Рима. При этом нет оснований считать Савромата II безрассудным завоевателем. Так, он уделил внимание укреплению обороны Боспора. При нем регулярно восстанавливались укрепления Танаиса (КБН 1965: № 1242, 1243; КБН 2004: № 1242, 1243). Нет оснований сомневаться и в благочестии Савромата II. Он восстановил храм Ареса в Пантикапее (КБН 1965: № 63; КБН 2004: № 63) и Посейдона в Горгиппии (КБН 1965: № 34; КБН 2004: № 34). Памятникам эпиграфики вторят монеты этого государя. Речь, в первую очередь, идет о бронзах, предназначавшихся для обращения в среде народа. Их серии прославляли свершения государя, и, в знак пиетета перед Римом, правящего императора (Чореф 2019с: 75—98). На них присутствует победная символика (Анохин 1986: 114—116; 1999: 155; Фролова 1997: 317—330; Чореф 2019с: рис. 2—9, 11: 6). Однако положение Боспора при Савромате II не было безоблачным. Серьезным потрясением стала Вторая Боспорская война (конец II — начало III в.). Савромат II смог победить в ней только при поддержке Рима (Samowski 1991: 137—144; Иванчик 2013: 59—77; Чореф 2019с: 75—98). Как и успехи, так и перенапряжение сил Боспорского государства нашли свое отражение в памятниках нумизматики. При Савромате II статеры стали чеканить не из золота, а из электра (Фролова 1997: 163—164). Что, как верно заметили В.М. Зубарь и В.Н. Зинько, свидетельствует о начале экономического кризиса (Зубарь, Зинько 2006: 205). Заключаем, что монеты Савромата II являются довольно точными индикаторами состояния дел на Боспоре.

2 Б.В. Кёне именовал его Савроматом III ^е Koehne 1857: 272—299). Ученый считал, что Савромат I правил с 8 г. до н.э. по 11 г. н.э. ^е Koehne 1857: 195—202, N0. 1—3). Судя по описанию, Б.В. Кёне датировал его правлением бронзу Савромата I (93/94—123/124) с бюстом Траяна (98—117) на реверсе ^е Koehne 1857: 198). Ученый также полагал, что статеры с монограммами М и КИт ^е Koehne 1857: 199—200, N0. 1—3) были выпущены при этом же государе. Его утверждения явно ошибочны.

3 Б.В. Кёне полагал, что публикует сестерции ^е Koehne 1857: 293—295, № 45—52). Мы же считаем, что речь должна идти о драхмах. Учитываем тот факт, что на изученных Б.В. Кёне монетах нет обозначения монетного достоинства «МН», характерного для боспорских сестерциев (рис. 1—6). А в знаке на монетах Боспора нет оснований видеть символ денария. Наша методика определения номинала крупных бронз Савромата II изложена и обоснована в (Чореф 2012: 175—178).

4 Действительно, цветок розы считали одним из символов Афродиты. Но вряд ли он мог быть использован в данном случае в качестве дифферента. Ведь знак Ф известен только на монетах Савромата II. А Афродиту почитали на Боспоре веками (Бондаренко 2007: 137—145). Мы уже высказали соображения по вопросу об атрибуции знака (Чореф 2012: 172, 177, 178). Чуть ниже мы сформулируем нашу точку зрения на проблему локализации использовавшего его эмиссионного центра.

5 Полагаем, что она все же башенная. Основываемся на результатах изучения монет хорошей сохранности (рис. 1—5).

6 Исследователь видел в нем «эмблему», свойственную монетному делу Боспора, характерную не только для выпусков Савромата II, но и его наследников ^е КоеЬле 1857: 294). Мы эту точку зрения принять не можем.

№ 13. 2021

яблоко, в котором Б.В. Кёне видел шар, а левой опирается на спинку престола. За троном знаки * и # (^е К^пе 1857: 293, N0. 45).

2. Л.с.: Тоже.

О.с.: Тоже. Перед богиней оттиснута литера «В», а выше наложена надчеканка «бюст Септимия Севера» ^е Koehne 1857: 293, N0. 46).

3. Л.с.: Тоже. Знак отсутствует.

О.с.: Тоже. В левой руке богини скипетр. За троном размещен знак (^е Koehne 1857: 293—294, N0. 47).

4. Л.с.: Тоже.

О.с.: Тоже. Трон с передней львиной ножкой. Задние ножки не просматриваются. За спиной богини — четырехугольник, разделенный на четыре части, в каждой — по шарику. Над ним знак Ж, в котором Б.В. Кёне видел Ниже его ученый рассмотрел нечто похожее на букву «М»7. Левее, на уровне лица богини, Б.В. Кёне выявил надчеканку «бюст Септимия Севера». Под левой рукой божества ученый определил символ «В» (^е Koehne 1857: 294, N0. 48).

5. Л.с.: Тоже.

О.с.: Тоже, но контрамарка «бюст Септимия Севера» выбита под правой рукой богини (^е Koehne 1857: 294, N0. 49).

6. Л.с.: Тоже.

О.с.: Тоже, перед богиней фигурка Эрота, протягивающего к ней руки. Над ним — «бюст Септимия Севера» ^е Koehne 1857: 295, N0. 50).

7. Л.с.: Тоже.

О.с.: Тоже, в руках у Эрота по факелу , а за богиней — X. Спинка престола округлая Koehne 1857: 295, N0. 51).

8. Л.с.: Тоже.

О.с.: Тоже, за богиней — «В» (^е Koehne 1857: 295, N0. 51).

Б.В. Кёне высказал также весьма немаловажное соображение по вопросу об атрибуции изображения богини. Ученый допустил, что это Астарта, т.е. Афродита Урания. Ведь не случайно у ее ног размещена фигурка Эрота. Развивая этот тезис, Б.В. Кёне допустил, что

Ведь на монетах Боспора, выпущенных при Рескупориде II (211/212—228/229), Котисе III (227/228—233/234), Савромате III (229/230—231/232) и Рескупориде III (233/234—235/236) трон такой конструкции не запечатлен (Анохин 2011: № 1903—2009). Он ненадолго появляется только при Ининфимее (233/234—241/421) (Анохин 2011: 2018, 2019). Причем мы всегда наблюдаем его вид слева. В любом случае, изображение престола весьма необычно и примечательно. Его задние ножки не просматриваются. Вполне возможно, что на монетах Савромата II выбили репродукцию трона с одной из почитаемых тогда статуй божеств. Обоснуем этот тезис по мере изложения материала.

7 По мнению Б.В. Кёне, это «знак резчика монеты или монетчика» ^е К0еЬпе 1857: 294). Мы с этим тезисом также согласиться не можем. Наша трактовка этого элемента оформления будет приведена ниже.

8 Возможно, что исследователь имел дело с монетой плохой сохранности. Дело в том, что на известных в настоящее время экземплярах монет этой группы факелы в руках Эрота отсутствуют (Фролова 1997: 329, табл. ХСУ: 13—16).

речь должна идти о синкретическом божестве — об Афродите—Персефассе или Венере Прозерпине, «богине хтонической природы» (ёе КоеЬйе 1857: 295). Действительно, изображенная, увенчанная короной, восседает на троне, а у ее ног размещена фигурка Эрота с поднятыми вверх в жесте мольбы руками (ёе КоеЬие 1857: 295, N0. 50).

Вопрос о ее «хтонической природе» мы рассмотрим чуть позже. Пока же вернемся к изложению истории исследования монет этой группы. Значительный вклад в их изучение внесли А.Н. Зограф, В.А. Анохин и Н.А. Фролова9. Первый из них предположил, что интересующие нас монеты — изначально денарии Савромата II, номинал которых в результате наложения надчеканки «В», а, в последующем, размещения этого обозначения на штемпеле реверса, был увеличен вдвое (Зограф 1951: 204—206). Причем он полагал, что «редкие денарии этого периода отличаются тем, что на них сидящая богиня изображается с Никой подле нее» (Зограф 1951: 204). Развивая это допущение, В.А. Анохин выделил семь разновидностей бронз этой группы, которые, по его логике, можно разделить на три серии:

Денарии (период правления Коммода, вторая эмиссия)

1. Богиня сидит на троне, в поле — (Анохин 1986: 166, № 616, табл. 28: 616);

2. Тоже, в левой руке богини скипетр (Анохин 1986: 166, № 616а, табл. 29: 616а);

3. Тоже, надчеканка «В» (Анохин 1986: 166, № 617, табл. 28: 617).

Двойные денарии (период правления Септимия Севера, первая эмиссия)

4. Богиня без скипетра в левой руке, в поле надчеканка «бюст Септимия Севера», а также дифференты «В» и ЪЬ (Анохин 1986: 166, № 622, табл. 29: 622);

5. Тоже, в левой руке богини скипетр (Анохин 1986: 166, № 623, табл. 29: 623);

6. Тоже, перед богиней фигурка Эрота или Ники (Анохин 1986: 166, № 624, 627, табл. 29: 624, 627).

Денарии (период правления Септимия Севера, вторая эмиссия)

7. Тоже, перед богиней фигура Ники (Анохин 1986: 166, № 627, табл. 29: 627).

В свою очередь, Н.А. Фролова заключила, что монеты интересующей нас группы были выпущены во второй и в третий периоды эмиссии бронз Савромата II (Фролова 1997: 152, 154, 322—323, 327—329). По ее логике, к первой серии следует отнести денарии с изображением богини на троне со скипетром или без него и со знаком ЪЬ не реверсе. Н.А. Фролова также считала, что их номинал был удвоен в результате наложения надчеканок «В» и «бюст Септимия Севера» (Фролова 1997: 322—323). Исследователь допустила, что эта операция прошла в третий период эмиссии бронз Савромата II. Тогда же, как она полагала, были отчеканены двойные денарии с вышеперечисленными обозначениями на оборотной стороне (Фролова 1997: 327—328), а также с фигурками Эрота (Фролова 1997: 328). Одновременно, по мнению Н.А. Фроловой, были эмитированы денарии с фигуркой Ники (Фролова 1997: 329).

9 К сожалению, эти ученые не высказали каких-либо новых соображений по вопросу об атрибуции женского божества. Так, А.Н. Зограф вслед за Б.В. Кёне видел в нем изображение Афродиты Урании (Зограф 1951: 204). В.А. Анохин изначально осторожно именовал ее «богиней» (Анохин 1986: 165, № 616—617, 622—624, 627). Но позже признал точку зрения Б.В. Кёне (Анохин 2011: № 1888—1890, 1897—1899). В свою очередь, Н.А. Фролова поддержала первоначальный вывод В.А. Анохина (Фролова 1997: 152, 154, 322—323, 327—329).

10 Сведения о монетах, изображения которых приведены на рис. 1, собраны составителями каталога «Монеты Боспора» (bosporan-kingdom.com: 1; bosporan-kingdom.com: 2; bosporan-kingdom.com: 3; bosporan-kingdom.com: 4), а также приведены в RPC ^С IV.!: №. 3886).

№ 13. 2021

Сразу же заметим, что умозаключения А.Н. Зографа, В.А. Анохина и Н.А. Фроловой по вопросу о трактовке обозначений «В» и «бюст Септимия Севера» не кажутся нам убедительными. Начнем с того, что не видим оснований видеть в первых двух из них обозначения монетного достоинства. Этот тезис был нами изложен и подробно обоснован в (Чореф 2012: 174—175, 177—178). Чтобы не повторяться, заметим только, что обозначения

и «В» известны на статерах III—IV вв. (Чореф 2012: 174—175). Что же касается надчеканки «бюст Септимия Севера», то и ее не оттискивали на бронзах как указатель на номинал. Не следует видеть в ней и знак особого пиетета боспорского государя по отношению к Септимию Северу. Как верно заметил А.И. Иванчик, Савромат II и его сын Рескупорид II (211/212—228/229) приняли титулы беолотп^ и кирю^, а также эпитет беготато^, ранее характерные только для римских императоров (Иванчик 2013: 63). Об исключительно утилитарном значении контрамарки «бюст Септимия Севера» свидетельствуют и факты наложения поверх нее надчеканок «орел» и «В», используемых только при Савромате II (Чореф 2019с: рис. 11: 5, 6). Полагаем, что штамп с изображением императора использовался для контрамаркирования монет, обращавшихся в зоне действия римских войск в период Второй Боспорской войны (Чореф 2019с: 90).

Основываясь на результатах ранее проведенных исследований (Чореф 2012: 171—200; 2019а: 34—43; 2019Ь: 75—98), допускаем, что все дополнительные элементы монетного типа, которые будут выявлены нами в ходе изучения драхм интересующей нас разновидности, также могут быть истолкованы как эмиссионные обозначения. А их атрибуция, в свою очередь, позволит не только выявить монетные дворы Боспорского царства, но и уточнить наши представления о его территориально-административном устройстве в период правления Савромата II. Попытаемся разрешить эту задачу.

Но первым делом попытаемся объяснить причину появления на реверсе изучаемых бронз изображения сидящей на троне богини. Ведь не случайно эта композиция является основным элементом монетного типа. Подчеркнем, что это изображение не было характерно для выпусков эмиссионных центров Боспора до восшествия на престол Савромата II (Анохин 1986; 2011: № 918—1760; Фролова 1997: 165—300, табл. ^^ХХП: 1—14).

Эта проблема уже привлекла внимание исследователей (Ростовцев 1913: 1—62, 133— 140; Харко 1946: 137—141; Иванова 1950: 104—109; Сокольский 1973: 88—92; Бунин 2005; Бондаренко 2007: 137—145; Шауб 2007: 325—336; Трейстер 2015: 308—337). Так, Д.С. Бунин, обобщив выводы своих предшественников (Ростовцев 1913: 1—62, 133—140; Харко 1946: 137—141; Иванова 1950: 104—109; Сокольский 1973: 88—92), заключил, что «трактовка образа богини на боспорских монетах синкретична и полисемантична» (Бунин 2005: 114). Развивая этот тезис, ученый заметил, что скипетр в левой руке Афродиты Урании — «древнейший символ власти, соответствующий короне на голове» (Бунин 2005: 115). Д.С. Бунин не обошел вниманием и тот факт, что богиня восседает на троне. Это обстоятельство позволило ему заключить, что она обладает чертами Потнии Терон (Бунин 2005: 115).

Весьма интересна и предложенная Д.С. Буниным атрибуция предмета, который богиня держит в правой руке. На экземплярах, описанных Б.В. Кёне, он передан жирной точкой. Похоже, что это яблоко. Но, допустив, что это божество является Госпожой зверей, Д.С. Бунин заключил, что речь не всегда должна идти о плоде. Ученый предположил, что богиня держит в руке некий сосуд, что «отражает систему варварских религиозных представлений» (Бунин 2005: 115).

Далее, исследователь пришел к выводу, что появление изображений Афродиты Урании на монетах может быть объяснено «особыми почестями, оказываемых богине в связи с

одержанными в конце II в. победами» (Бунин 2005: 115). Действительно, в надписи Зенона от 193 г. н.э. она упомянула совместно с Зевсом и Аресом (КБН 1965: № 1237; КБН 2004: № 1237). Нет сомнений в том, что боспоряне считали Афродиту Уранию как одно из божеств, дарующих победу (Бунин 2005: 99—104, 106—108, 110, 115, 116).

И это не случайно. Д.С. Бунин также обратил внимание на то обстоятельство, что Афродиту Уранию чтили на Боспоре как покровительницу государей (Бунин 2005: 43, 128, 131). Причем поклонение ей активизировалось в римский период из-за необходимости что-либо противопоставить императорскому культу. Есть все основания считать, что правители Боспора считали Афродиту Уранию своей прародительницей11 (Бунин 2005: 131—132). А в первых веках н.э. эту богиню чтили как главное божество государственного пантеона (Бондаренко 2007: 145; Шауб 2007: 325).

Не менее важно и то, что Афродита Урания почиталась как покровительница и спутница героизированных и обожествленных умерших12. Д.С. Бунин допустил, что изображение богини или ее инкарнаций размещались на погребальных стелах и на фресках из склепов II— III вв. (Бунин 2005: 117—127). Причем, что немаловажно, ее часто изображали сидящей на троне (Бунин 2005: 121—122). Этим же обстоятельством следует объяснять популярность образа сидящего женского божества14 в коропластике Боспора (Денисова 1981: табл. I: Т-2— Т-4, М-1, М-2, VI: М-54, XIV: Т-12, М-117—М-120, XIV: М-116, XVI: И-3, И-4). Стоит обратить внимание и на то обстоятельство, что почитаемую скифами Великую богиню, именуемую также Великой Матерью, греки отождествили с Афродитой Уранией (Бунин 2005: 54; Шауб 1999: 207—223; 2007: 80—123, 336).

В свою очередь, М.Ю. Трейстер поддержал тезис Д.С. Будина о создании или восстановлении статуи на Боспоре Афродиты Урании (Бунин 2005: 115), справедливо заметив, что при Савромате II почитание этой богини должно было достигнуть нового, невиданного доселе, высочайшего уровня. По этой причине ее изображения украсили бронзовые монеты и медальоны из Кубанской области, Илурата и Новоотрадного (Трейстер 2015: 324).

Однако не ясно, почему Афродиту изобразили на монетах Савромата II сидящей. Ведь ранее на боспорских монетах выбивали бюст этой богини. Получается, что на Боспоре произошло немаловажное событие, побудившее Савромата II отойти от обычаев и ввести столь существенную новацию в культ этого божества. И, вполне возможно, он действовал тогда с учетом предпочтений местного, варварского населения.

Заметим, что высказанные нами соображения не новы. Их сформулировал и наилучшим образом обосновал И.Ю. Шауб. Ученый тщательно изучил следы культа Великой богини в

11 Как помним, Юлии также вели свой род от Венеры. А позже Диоклетиан (284—305) и Максимиан (285— 305, 306—310) почитались как Йовий и Геркулий. Собственно, многие античные государи сакрализовали свою власть. Полагаем, что боспорские Тиберии Юлии, как и представители вышеупомянутого римского рода и вышеперечисленные императоры, могли по политическим соображениям пропагандировать культ Афродиты Урании как своей прародительницы и покровительницы.

12 О ее хтонической функции см. (Бунин 2005: 53, 57—59, 61—63).

13 Так, весьма интересные изображения женщин на резных тронах приведены в каталогах боспорских надгробий, составленных Л.И. Давыдовой (Давыдова 1990: № 30—38), а также Т.А. Матковской, А. Твардецким, С.Р. Тохтасьевым и А.П. Бехтер (Матковская, Твардецки, Тохтасьев, Бехтер 2009: №. 121—214). Вслед за Д.С. Буниным полагаем, что на этих надгробиях высекли изображения Афродиты. Заметим, что образ сидящей на троне богини был популярен и в Херсонесе (Шевченко 2016: 287, табл. XLIX: 287). Так что прослеживается тенденция, характерная для всего Таврического региона. В связи с этим следует отметить недавно вышедшую статью А.В. Быковской. Исследователь высказала весьма перспективное соображение, что предметы, которые сидящая богиня прижимает к своей груди, являются вотивами (Быковская 2021: 46—68).

14 Что, однако, не дает оснований трактовать их все как изображения Афродиты. Этот вопрос детально разобран М.Ю. Трейстером. Ученый установил, что на Боспоре почитали синкретическое божество, сочетавшее признаки Афродиты, Артемиды и Тюхэ (Трейстер 2015: 309—311, 326).

№ 13. 2021

Северном Причерноморье (Шауб 1999: 207—223; 2007: 83—123; 2020: 202—210). Развивая мысли М.И. Ростовцева (Rostovtzeff 1919: 465), А.П. Ивановой (Иванова 1951: 27—34), Б.А. Рыбакова (Рыбаков 1981: 366, 367), он принял точку зрения М.И. Артамонова (Артамонов 1961: 71), заключившего, что речь должна идти о синкретическом божестве, ипостатями которого были изначально Апи, Аргимпаса и Табити (Шауб 2007: 86), а позже, в период греческой колонизации — Потния Терон (Шауб 2007: 87), Астарта (КБН 1965: № 1015; КБН 2004: № 1015; Шауб 2007: 88—89), змееногая богиня (Шауб 2007: 89—99, 113, 114—115, рис. 7—9, 14, 16, 18, 19), Дева (Шауб 2007: 111, 114—115, 117) и Афродита Апатура (Шауб 2007: 111—115). И.Ю. Шауб пришел к выводу о близком родстве трех последних божеств (Шауб 2007: 114—119). Причем, по мнению исследователя, «культ Афродиты пользовался исключительной популярностью на Боспоре, а на азиатской его стороне был главным» (Шауб 2007: 325). В том числе, ее почитали в образе женщины, сидящей на троне (Шауб 1999: 202, 2007: 103, 104, рис. 22).

Мы находим выявленные обстоятельство крайне важным. Полагаем, что монетная эмиссия отразила активизацию культа не только Афродиты Урании, но и Афродиты Апатуры15 — одной из ипостасей Великой богини. Этим обстоятельством можно объяснить вариации изображений Афродиты на изучаемых монетах. Они могли появиться из-за того, что их эмиссия проходила не только в столице, но и в регионах Боспорского государства. А в них вполне могли бытовать различные представления о чтимом божестве. Но, в любом случае, на монетах размещали изображения почитаемых на всем Боспоре статуи (Трейстер 2015: 324). Учитывая это обстоятельство, попытаемся проследить последовательность выпуска серий монет изучаемой группы и локализовать центры их производства.

Начнем с изображений монет на рис. 1. На их аверсе выбит развернутый вправо бюст Савромата II в хламиде и в диадеме. Вокруг выбита легенда «ВЛС1ЛЕЮС CAYPOМATOY». На оборотной стороне — богиня в синдоне и в хитоне-подересе, восседающая на развернутом влево резном троне с мощными, слегка изогнутыми поручнями (рис. 1: 1, 2) или на нетипичном престоле (рис. 1: 3—5) — с львиными передними ножками и с развернутой к зрителю левой частью, разделенной на четыре квадрата с крупными точками по центру. В ее углах просматриваются точечные украшения. Как помним, этот престол привлек внимание Б.В. Кёне ^е Koehne 1857: 294, N0. 48). Похоже, что он оббит богато украшенной тканью или инкрустирован. Правее размещены знаки ■)£ (рис. 1: 1—3) и Ж (рис. 1: 4, 5). В нижней части монетного поля реверса бронз на рис. 1: 3—5 просматривается нечто, похожее на букву «М».

В левой руке богини — скипетр. Только на рис. 1: 1, 2 он передан как следует, тонкой линией, а на рис. 1: 3—5 — непропорционально широкой, сопоставимой по толщине с рукой божества.

Мы находим эти обстоятельства немаловажными. Очевидно, что штемпели реверса последних трех монет (рис. 1: 3—5) оформил человек, не имеющий представления о виде и сущности скипетра как символа власти.

И, наконец, головы богини на реверсе монет венчают разные головные уборы. На рис. 1: 1 она, похоже, в лавровом венке. На рис. 1: 2 на голове у божества нечто схожее на башенную корону, ограниченное сверху толстой линией. Вполне возможно, что этот элемент появился на монете из-за повреждения штемпеля. А на рис. 1: 3—5 на голове у божества башенная корона.

Попытаемся проследить порядок поступления в обращение этих монет. Полагаем, что их эмиссия была начата с бронзы, изображение которой приведено на рис. 1: 1. На ее аверсе был

15 Полагаем, что ее изображения разместили на монетах Савромата II.

оттиснут портрет Савромата II, а на реверсе выбита фигура богини, восседающей на троне. Причем голову божества венчает лавровый венок. Эмиссия монет этой разновидности прошла в столице государства, о чем свидетельствует знак

Вскоре к производству монет этой группы подключили нового мастера. Он оформил штемпели аверса и реверса, оставившие свои оттиски на монете на рис. 1: 2. Этот мастер не смог отобразить головной убор богини. Судя по наличию на реверсе монеты эмиссионного знака он также работал на столичном монетном дворе.

Потребности в платежных средствах росли, и к производству монет интересующего нас типа подключили еще одного мастера. Он оформил штемпель, оставивший оттиск на бронзе на рис. 1: 3. Его подготовка оставляла желать лучшего. У него не получилось отобразить трон. Он украсил его львиными передними, но не передал задние ножки. Складывается впечатление, что божество сидит не на троне, а на небольшой возвышенности, вполне возможно, что на камне, как и сидящий скиф с секирой в правой руке на монетах Керкинитиды (Анохин 2011: № 611—619). А левая часть трона дана как своеобразное знамя.

Этим же обстоятельством можно объяснить появление на оборотной стороне монеты элемента оформления, схожего на «М» (рис. 1: 3). Полагаем, что имеем дело с неординарной передачей резных украшений трона или, что куда вероятнее, ниспадающей с сидения материи. Не случайно этот элемент обозначен точками. Так что на изучаемой монете нет дифферента «М».

Столь же важно и то, что богиня на этой монете держит некий шарообразный предмет пальцами правой руки. Возможно, что это цветок розы или мирта. Однако допускаем, что это все же яблоко.

Определенно, мы имеем дело с репродукцией иного изображения Афродиты16. Вполне возможно, что Афродиты Апатуры. Причем оно не было известно резчикам штемпелей, участвовавших в оформлении бронз, фотографии которых приведены на рис. 1: 1, 2. Допускаем, что речь должна идти о второй статуе, высеченной позже поступления в обращение этих монет.

Учитывая все эти обстоятельства, заключаем, что, хотя на реверсе бронзы на рис. 1: 3 и размещен знак но неординарность передачи трона и скипетра свидетельствует о том, что ее отчеканили не в столице. Полагаем, что во вновь организованный монетный двор был передан чекан аверса, а быстро разрушающийся в процессе чеканки штамп реверса оформили на месте, копируя почитаемый в регионе культовый объект.

Подчеркнем, что третий мастер не видел столичную статую Афродиты Урании. Вполне возможно, что ему не привелось посетить Пантикапей и осмотреть царский трон. Он видел другую статую богини. В результате чего вполне стандартное изображение божества, которое он мог копировать с прежде выпущенных монет, восседает у него на нестандартном троне. Определенно, мы имеем дело с региональным выпуском.

Где же работал этот мастер? Полагаем, что эта проблема может быть разрешена. Дело в том, что тот же мастер изготовил штемпель, используемый при чеканке монеты, изображение которой приведено на рис. 1: 4. Судим по стилистике образа богини. Причем в ее правой руке яблоко17. Но куда важнее то, что правее фигуры Афродиты Урании выбит знак Ж. Определенно, это эмиссионное обозначение. Причем использовали его довольно долго. Судим по тому, что знак Ж присутствует и на поздней монете, оттиснутом штемпелем, на котором размещен бюст Септимия Севера (рис. 1: 5). В таком случае, нам остается только установить ареал использования этого знака.

16 Мы еще вернемся к этому факту.

17 Так что мы наблюдаем развитие монетного типа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 13. 2021

И сразу же заметим, что схожие эмблемы — косые кресты с точками в Северном Причерноморье крайне редки. Они были обнаружены только в ходе раскопок поселения Ильичевка18, расположенного близ дер. Ильич (Сапрыкин, Масленников 2007: № 174—178 (1125—1129); Емец 2012: 253, № 1024, 1026, 1028). Их процарапали на пирамидальном ткацком грузиле. На нем выявлены крестообразные знаки19 без, с тремя и с четырьмя точками: X, Ж и Ж (рис. 6). Вряд ли оно могло быть привозным. Ведь процесс производства грузил был крайне прост, да и предназначались они для бытовых функций. Так что у нас нет оснований сомневаться в том, что этот артефакт был изготовлен в поселении Ильичевка, и там же на него нанесли обозначения X, Ж и Ж20.

Однако есть весьма немаловажный нюанс. Это грузило датируют как IV (Сапрыкин, Масленников 2007: 205), так и VI (Емец 2012: 252) в. Дело в том, что позднеантичные слои поселения Ильичевка были значительно потревожены во время существования византийской крепости (Емец 2012: 252). Так что вполне допустима мысль, что на грузиле — христианские символы. Но вряд ли это так. Как уже было сказано выше, у привлекших наше внимание знаков разное количество точек (рис. 6). Да и вряд ли могла возникнуть необходимость испещрить разными крестами изделие со столь очевидно бытовыми функциями. Так что у нас есть все основания принять точку зрения С.Ю. Сапрыкина и А.А. Масленникова, датировавших грузила из Ильичевки IV в. (Сапрыкин, Масленников 2007: 205).

Попытаемся развить вывод этих исследователей в важном для нас направлении. Да, на грузиле из поселения Ильичевка размещены знаки. И, судя по уже отмеченной узости ареала их использования, свойственным только местным кланам. Следовательно, эмиссия монет с обозначением Ж могла быть проведена под их контролем. Полагаем, что оно являлось одной из форм группы знаков X, Ж и Ж, выявленных на грузилах из поселения Ильичевка, а, возможно, одной из их ранних разновидностей.

Мы находим это обстоятельство крайне важным. Дело в том, что ранее мы допустили, что появление на одних и тех же драхмах эмиссионных символов 'К1 и «В» может быть объяснено только как следствие подчинения Пантикапейского монетного двора властям стратегии Боспор (Чореф 2012: 174—175, 177—178). Полагаем, что комбинация Ж и «В» появилась на монетах по той же причине. Только бронзы с ней были отчеканены не в Восточной Таврике, а в регионе Азиатского Боспора, при Савромате II вошедшего в состав вышеупомянутой стратегии. Так что не случайно в регион были доставлены штемпели аверса из Пантикапея.

Перейдем к изображениям монет на рис. 2. Есть все основания считать большую их часть (рис. 2: 2—4) также выпусками регионального эмиссионного центра. Судим по тому, что на их аверсе (рис. 2: 2, 3) и реверсе (рис. 2: 4) различим дифферент Полагаем, что он

18 Это было довольно большое поселение. Его площадь — 25 га. В его центральной части находилось укрепление площадью в 8 га, окруженное стеной из сырцового кирпича, земляным валом и рвом (Емец 2012: 252). Есть все основания видеть в поселении Ильчевка важный административный центр.

19 Заметим, что С.А. Яценко датировал знак X на котле из Ярощевки (Соломоник 1959: № 142) серединой I — серединой II в. (Яценко 2001: 145, рис. 17: III: b: 8). Вполне возможно, что это обозначение является ранней формой привлекшей наше внимание группы знаков.

20 В связи с этим крайне интересны выводы, сделанные С.А. Яценко в результате изучения оселков с несколькими сарматскими тамгами из Средней Кубани и устья Дона, обнаруженных в курганных погребениях мужчин—воинов и на городищах зависимых оседлых племен. Ученый заключил, что на них наносили знаки либо кочевых кланов региона, либо в сочетании с эмблемами соседних или удаленных групп (Яценко 2018: 72—89). Полагаем, что обозначения X, Ж и Ж могли появиться на грузиле из поселения Ильичевка по первой из причин.

21 Они опубликованы составителями каталога «Монеты Боспора» (bosporan-kingdom.com: 5; bosporan-kingdom.com: 6; bosporan-kingdom.com: 7; bosporan-kingdom.com: 8).

также являлся эмиссионным символом — меткой монетного двора. Но, в данном случае, располагавшегося в европейской части Боспорского государства (Чореф 2012: 177).

Действительно, монеты на рис. 2 нет оснований отнести к той же разновидности, что и бронзы на рис. 1. Так, Афродита Апатура на их реверсе изображена с обнаженным торсом и без скипетра. Она держит пальцами правой руки цветок . И, наконец, левой рукой, согнутой

23

в локте, она опирается на левую часть трона .

Стоит обратить внимание и на дифференты. Так, на аверсе монеты, изображение которой приведено на рис. 2: 2, размещены эмиссионные обозначения Ф* и «В». Что весьма нетривиально. Обычно последний дифферент помещали на реверс. Причем, что крайне важно, обозначение «В» прорезали на штемпеле лицевой стороны уже после размещения легенды. В результате чего оно задело символы «С», «I» и «Л» в слове «ВЛОАЕЮС».

Полагаем, что штамп аверса этой монеты был изготовлен в столице, а правил его мастер во вновь организованном эмиссионном центре. Развивая этот тезис, заметим, что чеканы, созданные в Пантикапее, могли оставить оттиски на монете, изображение которой приведено на рис. 2: 1. Учитываем тот факт, что на ее реверсе выбит только один дифферент — Примечательно, что левая часть трона богини на ее реверсе разделена на два прямоугольника (рис. 2: 1). А на прочих монетах (рис. 2: 2—4) она такая же, что и на монетах на рис. 1: 3, 4. Только на бронзах на рис. 2: 2, 3 не просматриваются точки по центру.

Попытаемся установить порядок поступления в обращение бронз на рис. 2. Для этого рассмотрим одеяние богини и изображение трона на реверсе. Итак, на оборотной стороне монеты на рис. 2: 1 отчеканена женская фигура, на которой различима только накидка, прикрывающая ее правое плечо и левую ногу . Она восседает на престоле, на сидение которого наброшено покрывало, ниспадающий конец которого обозначен точками.

Задние ножки трона не просматриваются. Вполне возможно, что мастер не отобразил их на штемпеле. Что, повторимся, весьма неординарно. Ведь воспроизвести на штемпеле престол куда проще, чем фигуру богини . Далее, по монетам на рис. 2: 2—4 прослеживаются этапы стилизации трона. Причем появились новые детали. Так, на монете на рис. 2: 2 из верхних углов левой трона исходят выступы. Львиные передние ножки переданы весьма небрежно. Они отображены такими же точечными линиями, что и края ниспадающего с трона покрывала. Задние ножки переданы слабо изогнутыми линиями. На монете на рис. 2: 3 как передние, так и задние ножки трона обозначены точками. В том же стиле, что и ниспадающий край покрывала. На рис. 2: 4 неординарно изогнутые передние и задние ножки, а также край покрывала вновь переданы кривыми линиями. А левая часть трона украшена четырьмя точками, размещенным в центрах квадратов. В любом случае, мы имеем дело с попытками воспроизвести на монете один и тот же культовый объект.

Приходим к выводу, что имеем дело с двумя параллельными эмиссиями. Одновременно в центры Ж и # из столицы поступили чеканы аверса и реверса. Причем на последних были вырезаны репродукции двух статуй Афродиты. Полагаем, что Афродиты Урании и Афродиты Апатуры. Похоже, что были учтены религиозные предпочтения местных жителей. В дальнейшем эти центры не контактировали.

Примечательно и то, что на бронзах этой разновидности присутствуют надчеканки. Это «бюст Септимия Севера» и «В» (рис. 2: 4). Полагаем, что первую наложили по распоряжению

22 Вспомним о монете, изображение которой приведено на рис. 1: 3.

23 Это точно не спинка. В противном случае левая рука божества покоилась бы не на левой части трона, а на правой.

24 Головной убор из-за износа монеты различить не удалось.

25 Мы вернемся к этому вопросу в свое время.

№ 13. 2021

командования римского контингента, принимавшего участие во Второй Боспорской войне (Чореф 2019с: 89—92). Вторая же контрамарка была оттиснута по распоряжению властей стратегии Боспор. Ее появление вполне логично. Дело в том, что на бронзах на рис. 2: 2—4 ее изначально не оттиснули. Следовательно, эмиссионный центр в период их эмиссии не входил в стратегию Боспор . А обращение бронзовых монет на ее территории в период Второй Боспорской войны жестко регламентировалось. По той же причине на монете на рис. 2: 4 оттиснули контрамарку «бюст Септимия Севера» (Чореф 2019с: 90).

Не менее интересны и бронзы27, фотографии которых приведены на рис. 3. На их реверсе выбито изображение богини с обнаженным торсом в башенной короне, восседающей на троне с высокой прямой спинкой, без поручней, с украшениями по краям, переданными двумя рядами точек. В ее правой ладони — яблоко. Левая рука богини согнута. Но она не опирается ею на левую часть трона. Складывается впечатление, что богиня согнула руку и зафиксировала ее в районе груди. Но вряд ли это имело смысл. Полагаем, что резчик штемпеля не смог или, что вероятнее, не захотел в точности воспроизвести статую Афродиты Апатуры. Так что не случайно она у него восседает на престоле Афродиты Урании28.

Над изображением божества — бюст Септимия Севера. Под ним (рис. 3: 1, 2) или на противоположной стороне монетного поля (рис. 3: 3) — эмиссионный символ Ж. Как уже было сказано выше, он известен на ткацких грузилах из Ильичевки, которые датированы С.Ю. Сапрыкиным и А.А. Масленниковым IV в. (Сапрыкин, Масленников 2007: 205). Полагаем, что знак Ж могли использовать и в III в. Учитывая это обстоятельство, допускаем, что эмиссия монет на рис. 3 прошла в восточной части Боспорского государства, в центре, использовавшем ранее дифферент Ж.

Итак, нам представилась возможность развить тезис Д.С. Бунина (Бунин 2005: 115) и М.Ю. Трейстера (Трейстер 2015: 324). Определенно, боспорские монетчики копировали не одну, а две статуи: не только Афродиты Урании, но и Афродиты Апатуры. Причем на ряде монетных дворов практиковали размещать на монетах атрибуты обеих богинь. В любом случае, вторая скульптура появилась при Савромате II. Где она находилась — неизвестно. Вернее всего, в Апатуре — в культовом центре Афродиты Апатуры.

Не менее интересны и монеты29, фотографии которых приведены на рис. 4. На оборотной стороне первой выбито изображение богини в зубчатой короне, в синдоне и в хитоне-подересе на троне с яблоком в правой и со скипетром в левой руке. Как видим, воспроизведена статуя Афродиты Урании. Напротив лица богини — крупный бюст Септимия Севера. Под ним — дифферент «В». Под троном — нечто, схожее на символ «М». Но вряд ли это буква. Полагаем, что, как и в предыдущих случаях, монетчик передал покрывало, ниспадающее с сиденья трона. Правее фигуры богини отчеканены дифференты "ЭК и • (рис. 4: 1). Полагаем, что последний был символом одного из восточных боспорских регионов (Чореф 2012: 178, прим. 34). А первый возник в результате удвоения X. Заключаем,

26 Заметим, что изначально эмиссионный центр входил в состав стратегии Боспор. Так, в разгар Второй Боспорской войны на нем были отчеканены бронзы с изображением царя на коне (Чореф 2019с: 90, рис. 3: 3), а в память о победе в ней выпущены монеты Зевсом на троне (Чореф 2019с: 86—87, рис. 6: 2). Можно лишь догадываться о причинах прослеживаемых административных преобразований. Однако допустим, что они были обусловлены ходом военных действий.

27 Сведения о них см.: (bosporan-kingdom.com: 9; bosporan-kingdom.com: 10; bosporan-kingdom.com: 11).

28 Заметим, что на монетном дворе Ж выпустили драхмы с изображением Афродиты Урании, восседающей на престоле Афродиты Апатуры (рис. 1: 3, 4). Полагаем, что в результате выявления таких нюансов удастся проследить особенности религиозного мировоззрения жителей боспорских регионов.

29 Первая из них описана В.А. Анохиным (Анохин 2011: № 1898). Сведения о второй приведены в каталоге «Монеты Боспора» (bosporan-kingdom.com: 12).

что знак являлся меткой монетного двора, функционирующего в восточной части Боспорского государства.

Этому не противоречит и воспроизведение трона. Его высокая левая часть разделена на четыре квадратами с точками по центру. Аналогичные троны известны на монетах на рис. 1: 3, 4, 2: 4.

Перейдем к монете на рис. 4: 2. На ее реверсе второй выбита та же композиция. Богиня в короне, в синдоне и в хитоне-подересе, со скипетром в левой руке восседает на троне. Единственное отличие — над левой частью трона просматривается обозначение Однако вряд есть основания выделять его в дифферент. Дело в том, что оно весьма схоже с Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить написание и наклоны составляющих их черточек. Полагаем, что

образовался в результате разрушения

И прорезал их на

штемпеле, судя по почерку, один и тот же мастер.

Перейдем к бронзам30, изображения которых приведены на рис. 5. На их реверсе выбито уже привычное изображение Афродиты Урании, восседающей на троне. Причем ее престол вполне обычен: с высокой спинкой и с мощными витыми поручнями. В правой руке богини — яблоко, а в левой — скипетр. Левее ее лица выбит бюст Септимия Севера. На монете на рис. 5: 1 он развернут вправо, а на бронзе на рис. 5: 2, 3 — влево31. За троном видны дифференты (рис. 5) и «В» (рис. 5: 1). У ног богини размещены фигуры Эрота (рис. 5: 1) и Ники (рис. 5: 2, 3).

Монеты на рис. 5, безусловно, столичного чекана. Судим по безупречной передаче бюста Савромата II на аверсе и по тщательности проработки деталей композиции реверса. Причем чеканка этих бронз была достаточно обильной (Зограф 1951: 204). Заметим, что нет оснований считать их ранними выпусками интересующей на группы . Дело в том, что бюст Септимия Севера на них появился не в результате надчеканивания, а был выгравирован на штемпеле. Учитывая это обстоятельство, допускаем, что эти монеты поступили в обращение позже бронз, изображения которых приведены на рис. 1 и 2. Вполне возможно, что их чеканили одновременно с монетами, фотографии размещены на рис. 3 и 4.

Но все же допускаем, что имеем дело с завершающей эмиссией этой группы. Обратим внимание на то обстоятельство, что композиция реверса этих монет довольно сложна. Кроме фигуры Афродиты на троне на нем оттиснуты изображения Эрота с поднятыми вверх в жесте мольбы руками (рис. 5: 1) и Ники, передающей ей венок (рис. 5: 2, 3). Похоже, что перед нами победные серии, которые могли быть выпущены после завершения успешной войны. Об этом говорит символика: фигурки Эрота и Ники. Вполне возможно, что эти бронзы были отчеканены в память о завершении Второй Боспорской войны.

Полагаем, что по той же причине на реверсе монет на рис. 5 помещена репродукция статуи Афродиты Урании. Мы отслеживаем очевидную попутку консолидировать идеологические устои общества путем усиленной пропаганды культа этого божества, что, очевидно, имело смысл только после преодоления кризиса.

Итак, в ходе нумизматического исследования нам удалось уточнить общепринятые представления о царствовании Савромата II. Вторая Боспорская война была столь опасной, что этот государь был вынужден санкционировать помещение на монетах изображений как Афродиты Урании, так и Афродиты Апатуры. Причем статуя последней была высечена в

30 Информация об этих монетах почерпнута из каталога «Монеты Боспора» (bosporan-kingdom.com: 13; bosporan-kingdom.com: 14; bosporan-kingdom.com: 15).

31 На реверсе бронзы на рис. 5: 3 он весьма примечателен. Видна только борода императора. Судим развороту бюста. Вполне возможно, что штемпель подправляли. В результате чего лицо императора оказалось сокрыто бородой. Так что мы имеем дело с последствиями разрушения чекана из-за активного использования.

32 К такому же выводу пришли А.Н. Зограф (Зограф 1951: 204), В.А. Анохин (Анохин 1986: 117, 166, № 624, 627, табл. 29: 624, 627; 2011: № 1899, 1902) и Н.А. Фролова (Фролова 1997: 329, табл. XCV: 13—24).

№ 13. 2021

период его же правления. В этом мы видим уступку местному населению. По завершению войны царь попытался укрепить свою власть. Для этого была выпущена серия монет, пропагандирующая культ Афродиты Урании. Что может быть истолковано как свидетельство консолидации режима Савромата II в последние годы его правления.

Литература

Анохин В.А. 1986. Монетное дело Боспора. Киев: Наукова думка. Анохин В.А. 1999. История Боспора Киммерийского. Киев: Одигитрия, 1999. Анохин В.А. 2011. Античные монеты Северного Причерноморья: Каталог. Киев: Стилос. Артамонов М.И. 1961. Антропоморфные божества в религии скифов. АСГЭ 2, 57—87. Бондаренко М.Е. 2007. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья. Москва: МАКС Пресс.

Бунин Д.С. 2005. Культ Афродиты на Боспоре: дисс. ... канд. ист. наук. Москва: МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Быковская А.В. 2021. Образ богини на троне в коропластике раннеэллинистического Боспора. Человек и

культура 3, 46—68. DOI: 10.25136/2409-8744.2021.3.35728. Гайдукевич В.Ф. 1949. Боспорское царство. Москва; Ленинград: АН СССР.

Давыдова Л.И. (сост.). 1990. Боспорские надгробные рельефы V в. до н.э. — III в. н.э. Каталог выставки.

Ленинград: Государственный Эрмитаж. Денисова В.И. 1981. Коропластика Боспора (по материалам Тиритаки, Мирмекия, Илурата и сельской

усадьбы). Ленинград: Наука. Емец И.А. 2012. Граффити и дипинти из античных городов и поселений Северного Причерноморья

(подготовительные материалы к Корпусу). Москва: Спутник +. Зограф А.Н. 1951. Античные монеты. Москва: АН СССР (МИА 16).

Зубарь В.М., Зинько В.Н. 2006. Боспор Киммерийский в античную эпоху. Очерки социально-

экономической истории. БИ XII. Иванова А.П. 1950. К вопросу о культе Афродиты на Боспоре. ВДИ 3, 104—109. Иванова А.П. 1951. Керченская стела с изображением всадника и сидящей женщины. КСИА 39, 27—34. Иванчик А.И. 2013. Новые данные о римском военном присутствии на Боспоре. ВДИ 1, 59—77. КБН 1965: Струве В.В. (ред.). 1965. Корпус боспорских надписей. Москва; Ленинград: Наука. КБН 2004: Гаврилов А.К. (ред.). 2004. Корпус боспорских надписей. Альбом иллюстраций (КБН—альбом).

Т. II. Санкт-Петербург: Алетейя (Bibliotheca classica Petropolitana). Матковская Т., Твардецки А., Тохтасьев С., Бехтер А. 2009. Боспорские надгробия II в. до н.э. — III в. н.э. Киев: Мистецтво (Из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Лапидарная коллекция. Т. 3. Кн. 2. Ч. I). Ростовцев М.И. 1913. Представления о монархической власти в Скифии и на Боспоре. ИАК 49, 1—62, 133—140.

Рыбаков Б.А. 1981. Язычество древних славян. Москва: Наука.

Сапрыкин С.Ю., Масленников А.А. 2007. Граффити и дипинти хоры античного Боспора. Киев: АДЕФ-

Украина (БИ Suppl. 1). Сокольский Н.И. 1973. Культ Афродиты в Кепах в VI—V вв. до н.э. ВДИ 4, 88—92. Соломоник Э.И. 1959. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев: АН УССР. Трейстер М.Ю. 2015. Синкретические женские божества на ювелирных изделиях из Фанагории и Горгиппии первых веков н.э. и некоторые наблюдения об иконографии Афродиты Урании на Боспоре. ПИФК 1 (47), 308—337.

Фролова Н.А. 1997. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. — середина IV в. н.э.). Ч. I. Монетное

дело Боспора 49/48 гг. до н.э. — 210/211 гг. н.э. Москва: Эдиториал УРСС. Харко Л.П. 1946. Культ Афродиты на Боспоре Киммерийском. КСИИМК XIII, 137—141. Чореф М.М. 2012. «Non multa, sed multum», или дифференты на монетах Боспорского царства периода

«скифских войн» как исторический источник. Stratum plus 4, 171—200. Чореф М.М. 2019a. Звездовидная надчеканка I в. до н. э. на боспорском оболе III в. до н. э. как свидетельство межэтнических контактов населения Боспора и аспургиан. Русин 55, 34—43. DOI: 10.17223/18572685/55/3. Чореф М.М. 2019b. К истории Второй Боспорский войны. Stratum plus 4, 75—98.

Шауб И.Ю. 1999. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья. Stratum plus 3, 207—223.

№ 13. 2021

Шауб И.Ю. 2007. Миф, культ и ритуал в Северном Причерноморье (VII—IV вв. до н.э.). Санкт-Петербург: СПбГУ.

Шауб И.Ю. 2020. Ответ критику. Новый Гермес 12-2, 202—210.

Шевченко А.В. 2016. Терракоты античного Херсонеса и его ближайшей сельской округи. Симферополь: Наследие тысячелетий.

Яценко С.А. 2001. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. Москва: Восточная литература.

Яценко С.А. 2018. Оселки с несколькими тамгами на территории Сарматии. Из истории культуры

народов Северного Кавказа 10. Ставрополь, 72—89. bosporan-kingdom.com: 1: Паспорт монеты: 617-4798-27. URL: https://bosporan-kingdom.com/617-

4798/27.html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 2: Паспорт монеты: 617-4798-3. URL: https://bosporan-kingdom.eom/617-4798/3.html

(дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 3: Паспорт монеты: 617-4798-9. URL: https://bosporan-kingdom.eom/617-4798/9.html

(дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 4: Паспорт монеты: 617-4798-33. URL: https://bosporan-kingdom.com/617-4798/33.

html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 5: Паспорт монеты: 616-4964-1. URL: https://bosporan-kingdom.com/616-4964/Lhtml

(дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 6: Паспорт монеты: 616-4592-16. URL: https://bosporan-kingdom.com/616-

4592/16.html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 7: Паспорт монеты: 616-4755-2. URL: https://bosporan-kingdom.com/616-4755/2.html

(дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 8: Паспорт монеты: 616-4799-1. URL: https://bosporan-kingdom.com/616-4799/Lhtml

(дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 9: Паспорт монеты: 622-4789-3. URL: https://bosporan-kingdom.com/622-4789/3.html

(дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 10: Паспорт монеты:

4789/1.html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 11: Паспорт монеты:

5131/4.html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 12: Паспорт монеты:

4047/18.html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 13: Паспорт монеты:

4637/4.html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 14: Паспорт монеты:

4378/13.html (дата обращения 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 15: Паспорт монеты:

4378/21.html (дата обращения 01.08.2021). Cary F. 1752. Histoire des rois de Thrace et de ceux du Bosphore cimmerien éclaircie par médailles. Paris: Ches Desaint & Saillant.

de Koehne B. 1857. Description du musée de feu le prince Basile Kotschoubey d'après son catalogue manuscrit et recherches sur l'histoire et la numismatique des colonies grecques en Russie, ainsi que des royaumes du Pont et du Bosphore cimmérien. Vol. II. St. Pétersbourg: Imprimerie des papiers de la couronne. Guthrie M. 1802. A tour, performed in the year 1795—6, through the Taurida, or Crimea, theancient Kingdom of Bosphorus, the once-powerful Republic of Tauric Cherson, and all the other coun-tries on the north shore of the Euxine, ceded to Russia by the peace of Kainardgi and Jassy. London: Nichols and son. Rostovtzeff M. 1919. Le culte de la Grande Déesse dans la Russie Méridionale. REG. T. XXXII. Fs. 146—150, 462—481.

RPC IV.1: RPC IV.1, 3886 (temporary). URL: https://rpc.ashmus.ox.ac.uk/coins/4/3886 (дата обращения 01.08.2021).

Sarnowski T. 1991. Barbaricum und ein bellum Bosporanum in einer Inschrift aus Preslav. ZPE 87, 137—144.

622-4789-1. URL:

622-5131-4. URL:

623-4047-18. URL

624-4637-4. URL:

627-4378-13. URL

627-4378-21. URL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://bosporan-kingdom.com/622-https://bosporan-kingdom.com/622-https://bosporan-kingdom.com/623-https://bosporan-kingdom.com/624-https://bosporan-kingdom.com/627-https://bosporan-kingdom.com/627-

References

Anokhin, V.A. 1986. Monetnoe delo Bospora (Coinage of the Bosporus). Kyiv: Naukova dumka (in Russian). Anokhin, V.A. 1999. Istoriia Bospora Kimmeriiskogo (History of Cimmerian Bosporus). Kyiv: Odigitriia (in Russian).

896

M.M. Hopefo

MAHACn

№ 13. 2021

Anokhin, V.A. 2011. Antichnye monety Severnogo Prichernomor'ya. Katalog (Ancient Coins of the Northern Pontic Region: Catalogue). Kyiv: Stilos (in Russian).

Artamonov, M.I. 1961. In Arheologicheskiy sbornik Gosudarstvennogo Ermitazha (Archaeological Collection of the State Hermitage) 2, 57—87 (in Russian).

Bunin, D.S. 2005. The cult of Aphrodite in the Bosporus: PhD Thesis. Moscow: MGOPU im M.A. Sholohova (in Russian).

Bondarenko, M.E. 2007. Gosudarstvennye panteony drevnegrecheskih polisov Severnogo Prichernomor'ya (The State Pantheons of Ancient Greek Polises in the Northern Black Sea region). Moscow: MAKS Press (in Russian).

Bykovskaya, A.V. 2021. In Chelovek i kul'tura (Man and culture) 3, 46—68. DOI: 10.25136/24098744.2021.3.35728 (in Russian).

Gaydukevich, V.F. 1949. Boporskoye tsarstvo (The Kingdom of the Bosporus). Moscow; Leningrad: AN SSSR (in Russian).

Davydova L.I. (ed.). 1990. Bosporskiye nadgrobnyye rel'yefy V v. do n.e. — III v. n.e. Katalog vystavki (Bosporan tombstone reliefs of the 5th century BCE. — 3rd century CE. Catalogue of the Exhibition). Leningrad: Gosudarstvennyy Ermitazh (in Russian).

Denisova, V.I. 1981. Koroplastika Bospora (po materialam Tiritaki, Mirmekiya, Ilurata i sel'skoy usadby) (Coroplasty of the Bosporus (based on materials from Tyritake, Myrmekion, Illuration and a rural estate)). Leningrad: Nauka (in Russian).

Emets, I.A. 2012. Graffiti i dipinti iz antichnykh gorodov Severnogo Prichernomor'ya (podgotovitel'nye materialy k Korpusu) (Graffiti and dipinty from the ancient cities of the Northern Black Sea region (preparatory materials for the Corpus)). Moscow: Sputnik + (in Russian).

Zograf, A.N. 1951. Antichnye monety (Ancient coins). Moscow; Leningrad: Akademiya nauk SSSR (Materials and Researches in the Archaeology of USSR 16) (in Russian).

Zubar, V.M., Zin'ko, V.N. 2006. Bosporskie issledovaniia (Bosporan Studies) (in Russian).

Ivanova, A.P. 1950. In Vestnik drevnei istorii (Journal of Ancient History) 3, 104—109 (in Russian).

Ivanova, A.P. 1951. In Kratkie soobshheniya Instituta arkheologii (Brief Reports of the Institute of Archaeology) 39, 27—34 (in Russian).

Ivanova, A.P. 2013. In Vestnik drevnei istorii (Journal of Ancient History) 1, 59—77 (in Russian).

KBN 1965: Struve, V.V. (ed.). 1965. Korpus bosporskikh nadpisei (Corpus of Bosporan Inscriptions). Moscow; Leningrad: Nauka (in Russian).

KBN 2004: Gavrilov, A.K. (ed.). 2004. Korpus bosporskikh nadpisei. Al'bom illiustratsii (Corpus of Bosporan Inscriptions: Album of Illustrations). Vol. II. Saint Petersburg: Aleteiia (Bibliotheca classica Petropolitana) (in Russian).

Matkovskaya, T., Tvardetski, A., Tokhtasiev, S., Bekhter, A. 2009. Bosporskiye nadgrobiya II v. do n.e. — III v. n.e. (Bosporus tombstones of the 2nd century BCE — 3rd century CE). Kiev: Mistetstvo (From the collection of the Kerch Historical and Cultural Reserve. Lapidary collection. Vol. 3. Bk. 2. Pt. I) (in Russian).

Rostovtzeff, M.I. 1913. In Izvestiya Imperatorskoy Arheologicheskoy komissii (Reports of the Imperial Archaeological Commission) 49, 1—62, 133—140 (in Russian).

Rybakov, B.A. 1981. Yazychestvo drevnikh slavyan (Paganism of the ancient Slavs). Moscow: Nauka (in Russian).

Saprykin, S.Yu., Maslennikov, A.A. 2007. Graffiti i dipinti khory antichnogo Bospora (Graffiti and dipinty choirs of the ancient Bosporus). Kiev: ADEF-Ukraina (Bosporan Studies. Suppl. 1) (in Russian).

Sokol'skiy, N.I. 1973. In Vestnik drevnei istorii (Journal of Ancient History) 4, 88—92 (in Russian).

Solomonik, E.I. 1959. Sarmatskiye znaki Severnogo Prichernomor'ya (Sarmatian Signs of the Northern Black Sea region). Kyiv: AN USSR (in Russian).

Treister, M.Yu. 2015. In Problemy istorii, filologii i kul'tury (Problems of History, Philology and Culture) 1(47), 308—337 (in Russian).

Frolova, N.A. 1997. Monetnoe delo Bospora (seredina I v. do n.e. — seredina IV v.) (Bosporan Coinage (middle of 1st century BCE — middle of 4th century CE)). Pt. I. Monetnoe delo Bospora 49/48 gg. do n.e. — 210/211 gg. n.e. (Bosporan Coinage in 49/48 BCE — 210/211 CE). Moscow: Editorial URSS (in Russian).

Kharko, L.P. 1946. In Kratkie soobshheniya instituta istorii material'noj kul'tury (Brief Communications on Papers and Field Research from the Institute for the History of Material Culture) XIII, 137—141 (in Russian).

Choref, M.M. 2012. In Stratum plus 4, 171—200 (in Russian).

Choref, M.M. 2019a. In Rusin 55, 34—43. DOI: 10.17223/18572685/55/3 (in Russian).

Choref, M.M. 2019b. In Stratum plus 4, 75—98 (in Russian).

Shaub, I.Yu. 1999. In Stratum plus 3, 207—223 (in Russian).

Shaub, I.Yu. 2007. Mif, kul't i ritual v Severnom Prichernomorie (VII—IV vv. do n.e.) (Myth, Cult and Ritual in

the North Pontic Region (the 7th — 4th cc. BCE)). Saint Petersburg: SpbGU (in Russian). Shaub, I.Yu. 2020. In Novyy Germes (New Hermes) 12-2, 202—210 (in Russian).

Shevchenko, A.V. 2016. Terrakoty antichnogo Khersonesa i yego blizhayshey sel'skoy okrugi (Terracotta of

ancient Chersonesos and its nearest rural surroundings). Simferopol: Naslediye tysyacheletiy (in Russian). Yatsenko, S.A. 2001. Znaki-tamgi iranoyazychnykh narodov drevnosti i rannego srednevekov'ya (Tamgha Signs of Iranian-speaking Peoples of Antiquity and the Early Middle Ages). Moscow: Vostochnaya literatura (in Russian).

Yatsenko, S.A. 2018. In Iz istorii kul'tury narodov Severnogo Kavkaza (From the History of Culture ofPeoples of

the Northern Caucasus) 10, 72—89. bosporan-kingdom.com: 1: Passport of coins: 617-4798-27. Available at: https://bosporan-kingdom.com/617-

4798/27.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 2: Passport of coins: 617-4798-3. Available at: https://bosporan-kingdom.com/617-

4798/3.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 3: Passport of coins: 617-4798-9. Available at: https://bosporan-kingdom.com/617-

4798/9.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 4: Passport of coins: 617-4798-33. Available at: https://bosporan-kingdom.com/617-

4798/33.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 5: Passport of coins: 616-4964-1. Available at: https://bosporan-kingdom.com/616-

4964/1.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 6: Passport of coins: 616-4592-16. Available at: https://bosporan-kingdom.com/616-

4592/16.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 7: Passport of coins: 616-4755-2. Available at: https://bosporan-kingdom.com/616-

4755/2.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 8: Passport of coins: 616-4799-1. Available at: https://bosporan-kingdom.com/616-

4799/1.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 9: Passport of coins: 622-4789-3. Available at: https://bosporan-kingdom.com/622-

4789/3.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 10: Passport of coins: 622-4789-1. Available at: https://bosporan-kingdom.com/622-

4789/1.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 11: Passport of coins: 622-5131-4. Available at: https://bosporan-kingdom.com/622-

5131/4.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 12: Passport of coins: 623-4047-18. Available at: https://bosporan-kingdom.com/623-

4047/18.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 13: Passport of coins: 624-4637-4. Available at: https://bosporan-kingdom.com/624-

4637/4.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 14: Passport of coins: 627-4378-13. Available at: https://bosporan-kingdom.com/627-

4378/13.html (accessed 01.08.2021). bosporan-kingdom.com: 15: Passport of coins: 627-4378-21. Available at: https://bosporan-kingdom.com/627-

4378/21.html (accessed 01.08.2021). Cary, F. 1752. Histoire des rois de Thrace et de ceux du Bosphore cimmerien éclairciepar médailles. Paris: Ches Desaint & Saillant.

de Koehne, B. 1857. Description du musée de feu le prince Basile Kotschoubey d'après son catalogue manuscrit et recherches sur l'histoire et la numismatique des colonies grecques en Russie, ainsi que des royaumes du Pont et du Bosphore cimmérien. Vol. II. St. Pétersbourg: Impl. des papiers de la couronne. Guthrie, M. 1802. A tour, performed in the year 1795—6, through the Taurida, or Crimea, theancient Kingdom of Bosphorus, the once-powerful Republic of Tauric Cherson, and all the other coun-tries on the north shore of the Euxine, ceded to Russia by the peace of Kainardgi and Jassy. London: Nichols and son. Rostovtzeff, M. 1919. Le culte de la Grande Déesse dans la Russie Méridionale. REG. T. XXXII. Fs. 146—150, 462—481.

RPC IV.1: RPC IV.1, 3886 (temporary). Available at: https://rpc.ashmus.ox.ac.uk/coins/4/3886 (accessed 01.08.2021).

Sarnowski, T. 1991. Barbaricum und ein bellum Bosporanum in einer Inschrift aus Preslav. ZPE 87, 137—144.

№ 13.2021

Рис. 1. Драхмы с сидящей Афродитой Уранией на реверсе чекана Пантикапейского монетного двора (1, 2) и эмиссионного центра Ж (3, 4) (по bosporan-kingdom.com: 1; bosporan-kingdom.com: 2; bosporan-кт§ё0т.с0т: 3; bosporan-kingdom.com: 4; ЯРС IV.1: N0. 3886).

Fig. 1. Drachmas with seated Aphrodite Urania on the reverse of the coinage of the Panticapaeum mint (1, 2) and the emission center (3, 4) (after bosporan-kingdom.com: 1; bosporan-kingdom.com: 2; bosporan-kingdom.com: 3; bosporan-kingdom.com: 4; RPC IV.1: No. 3886).

Рис. 2. Монеты с сидящей Афродитой Апатурой на реверсе эмиссионного центра Ф (по bosporan-kingdom.com: 5; bosporan-kingdom.com: 6; bosporan-kingdom.com: 7; bosporan-kingdom.com: 8).

Fig. 2. Coins with seated Aphrodite Apatura on the reverse of the emission center # (after bosporan-kingdom.com: 5; bosporan-kingdom.com: 6; bosporan-kingdom.com: 7; bosporan-kingdom.com: 8).

Рис. 3. Драхмы с сидящей Афродитой Апатурой на реверсе эмиссионного центра (по bosporan-kingdom.com: 9; bosporan-kingdom.com: 10; bosporan-kingdom.com: 11).

Fig. 3. Drachmas with seated Aphrodite Apatura on the reverse of the emission center (after bosporan-kingdom.com: 9; bosporan-kingdom.com: 10; bosporan-kingdom.com: 11).

№ 13. 2021

Рис. 4. Драхмы с сидящей Афродитой Уранией на реверсе эмиссионного центра (по Анохин 2011: № 1898; bosporan-kingdom.com: 12).

Fig. 4. Drachmas with seated Aphrodite Urania on the reverse of the emission center (after Anokhin 2011: № 1898; bosporan-kingdom.com: 12).

Рис. 5. Драхмы с сидящей Афродитой Уранией на реверсе чекана Пантикапея с фигурками Эрота (1) и Ники (2, 3) (по bosporan-kingdom.com: 13; bosporan-kingdom.com: 14; bosporan-kingdom.com: 15).

Fig. 5. Drachmas with seated Aphrodite Urania on the reverse of the Panticapaeum coinage with figures of Eros (1) and Nika (2, 3) (after bosporan-kingdom.com: 13; bosporan-kingdom.com: 14; bosporan-kingdom.com: 15).

Рис. 6. Знаки на ткацком грузиле из поселения Ильичевка (по Сапрыкин, Масленников 2007: 205, № 174—178 (1125—1129)).

Fig. 6. Signs on a weaving weight from the Ilyichevka settlement (after Saprykin, Maslennikov 2007: 205, No. 174—178 (1125—1129)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.