Научная статья на тему 'Бронзовые антропоморфные статуи Саньсиндуя и ритуальные одеяния древнего царства Шу'

Бронзовые антропоморфные статуи Саньсиндуя и ритуальные одеяния древнего царства Шу Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / БРОНЗОВЫЙ ВЕК / КУЛЬТУРА САНЬСИНДУЙ / ПРОВ. СЫЧУАНЬ / АНТРОПОМОРФНЫЕ СТАТУИ / ЖЕРТВЕННЫЕ ЯМЫ / БРОНЗОЛИТЕЙНОЕ ИСКУССТВО / ОДЕЖДА / МИФОЛОГИЯ / РИТУАЛ / CHINA / BRONZE AGE / SANXINGDUI CULTURE / SICHUAN PROVINCE / BRONZE STATUES / SACRIFICIAL PITS / BRONZE CASTING / GARMENTS / MYTHOLOGY / RITUAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варенов Андрей Васильевич

Рассмотрены находки культуры Саньсиндуй эпохи бронзы из пров. Сычуань (КНР) антропоморфные статуи, встреченные в жертвенной яме JK2 на эпонимном памятнике. Автор считает статуями ростовые изображения человека (а не отдельных частей его тела, например, голов) общей высотой не менее 50 см, смонтированные из предварительно отлитых деталей. Отлитые в один прием изваяния меньшего размера он предлагает называть статуэтками. Эволюция антропоморфной скульптуры Саньсиндуя может быть разделена на две-три стадии. Финальная стадия представлена бронзовой статуей стоящего на постаменте человека. Ей предшествовала стадия деревянной антропоморфной скульптуры с накладными бронзовыми деталями. Еще раньше могла существовать чисто деревянная скульптура. Конструктивные особенности бронзовых антропоморфных статуй Саньсиндуя позволяют синхронизировать время их создания с бытованием бронзовых масок типов A и C, а также бронзовых «деревьев духов» № 2 и № 1, поскольку при их изготовлении применялись одни и те же технологические приемы. Статую человека с птичьими когтями на ногах, в которых зажаты змееподобные существа с птичьими головами, предложено интерпретировать при помощи древнеиндийского мифа о Гаруде. Статуя в зооморфном головном уборе рассматривается как иллюстрация мифа о владыке саньсиндуйского подземного мира. Предположение, что в кулаках стоящей бронзовой статуи из Саньсиндуя зажаты нефритовые регалии цун автор считает недостаточно обоснованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRONZE ANTHROPOMORPHIC STATUES OF THE SANXINGDUI AND RITUAL GARMENTS OF THE ANCIENT SHU KINGDOM

The article is dedicated to findings belonging to the Sanxingdui culture of the Bronze Age from the Sichuan province of the People’s Republic of China anthropomorphic statues discovered in sacrificial pit JK2 at an eponymous site. The author refers to full-size human figures at least 50 cm in height (as opposed to body parts, e.g. heads), assembled from pre-cast elements, as “statues”. He proposes to referrer to smaller items cast in a single step as “figurines”. The evolution of anthropomorphic statues can be subdivided into two or three stages. The final stage is represented by a bronze statue of a man standing on a pedestal. It was preceded by the stage of wooden anthropomorphic statues with bronze overlays. Their predecessors could be primitive sculptures crafted entirely from wood. The structural features of Sanxingdui bronze anthropomorphic statues allow to link the period of their existence with the period of bronze masks of A and C types and bronze “Spirit Trees” No. 2 and No. 1, as they were crafted using the same techniques. The human figure with talons on the toes clenching anguiform creatures with bird heads is suggested to be interpreted on the basis of the Ancient Indian Garuda mythology. The statue with a zoomorphic headdress is considered as an illustration of the myth concerning the master of Sanxingdui underworld. An assumption that the items clenched in the toes of the statue of a man standing on a pedestal are jade Cong regalia is considered by the author as insufficiently justified.

Текст научной работы на тему «Бронзовые антропоморфные статуи Саньсиндуя и ритуальные одеяния древнего царства Шу»

УДК 903.26

БРОНЗОВЫЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ СТАТУИ САНЬСИНДУЯ И РИТУАЛЬНЫЕ ОДЕЯНИЯ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА ШУ

© 2019 г. А. В. Варенов

Рассмотрены находки культуры Саньсиндуй эпохи бронзы из пров. Сычуань (КНР) -антропоморфные статуи, встреченные в жертвенной яме JK2 на эпонимном памятнике. Автор считает статуями ростовые изображения человека (а не отдельных частей его тела, например, голов) общей высотой не менее 50 см, смонтированные из предварительно отлитых деталей. Отлитые в один прием изваяния меньшего размера он предлагает называть статуэтками. Эволюция антропоморфной скульптуры Саньсиндуя может быть разделена на две-три стадии. Финальная стадия представлена бронзовой статуей стоящего на постаменте человека. Ей предшествовала стадия деревянной антропоморфной скульптуры с накладными бронзовыми деталями. Еще раньше могла существовать чисто деревянная скульптура. Конструктивные особенности бронзовых антропоморфных статуй Саньсиндуя позволяют синхронизировать время их создания с бытованием бронзовых масок типов А и С, а также бронзовых «деревьев духов» №№ 2 и №№ 1, поскольку при их изготовлении применялись одни и те же технологические приемы. Статую человека с птичьими когтями на ногах, в которых зажаты змееподобные существа с птичьими головами, предложено интерпретировать при помощи древнеиндийского мифа о Гаруде. Статуя в зооморфном головном уборе рассматривается как иллюстрация мифа о владыке саньсиндуйского подземного мира. Предположение, что в кулаках стоящей бронзовой статуи из Саньсиндуя зажаты нефритовые регалии цун автор считает недостаточно обоснованным.

Ключевые слова: Китай, бронзовый век, культура Саньсиндуй, пров. Сычуань, антропоморфные статуи, жертвенные ямы, бронзолитейное искусство, одежда, мифология, ритуал.

Введение

Саньсиндуй - своеобразная культура эпохи развитой бронзы на равнине Чуаньси, в окрестностях г. Чэнду, административного центра пров. Сычуань в КНР. Яркую самобытность ей придает наличие художественного бронзового литья. Практически все известные бронзовые изделия Саньсиндуя происходят из двух жертвенных ям Ж1 и Ж2, обнаруженных на территории эпонимного городища, которое китайские исследователи называют столицей упоминаемого в летописях древнего царства Шу (Сыма Цянь, 1972, с. 185). Из числа находок в жертвенных ямах, которые мы считаем намеренно захороненным инвентарем двух последовательно существовавших и уничтоженных храмов, наибольшее внимание всегда привлекали стоящая на постаменте крупная статуя и другие антропоморфные скульптуры. Именно они рассмотрены в данной статье. Предполагается описать одеяния бронзовых антропоморфных статуй, технологию их отливки, привязать к одному из выделенных нами ранее этапов эволюции бронзолитейно-го искусства Саньсиндуя, найти возможные истоки саньсиндуйской скульптуры и попытаться раскрыть ее семантику.

Бронзовые антропоморфные статуи

В данной статье мы предлагаем считать антропоморфными статуями смонтированные из отлитых отдельно деталей ростовые изображения человека (а не отдельных частей его тела, например, голов), общая высота которых (с учетом утраченных ныне элементов) превышала 50 см. Ростовые изображения человека меньшего размера, и отлитые целиком, в один прием, мы предлагаем называть статуэтками. Всего в Саньсиндуе обнаружено три антропоморфных статуи, все три происходят из второй жертвенной ямы Ж2 (Саньсиндуй, 1999, с. 162-173).

Большая статуя стоящего на постаменте человека - 1 экз. Обр. К2(2):149, К2(2):150. Скульптура общей высотой 260,8 см представляет собой стоящего на постаменте человека (рис. 1: 1). К моменту обнаружения она была разломана на две части, обломок с постаментом и ногами человека лежал в юго-восточном углу жертвенной ямы Ж2, верхняя часть его тела - в северо-западном углу. Статуя стоящего человека имеет высоту от подошв ног до макушки головного убора 180 см (Саньсиндуй, 1999, с. 162-164). Тело человека тощее и длинное, стройное и высокое. Руки большие и грубые, их кисти согну-

ты, будто что-то держат, левая сбоку от груди, в районе подмышки, правая поднята вверх к подбородку (рис. 2). Овал лица статуи удлиненный, большие глаза с густыми бровями, прямой нос, плотно сжатый рот, в мочках оттопыренных ушей по сквозному отверстию (рис. 3).

На голове человека цилиндрический головной убор, украшенный двумя рядами «полых» прямоугольников с закругленными углами, над его передней частью вздымается плюмаж или эгрет в виде стилизованной зооморфной личины (рис. 4, выделен синим цветом). На затылке отчетливо видна линия волос, и два наклонных прямоугольных отверстия, в которые первоначально вставлялась головная шпилька. На тело одето три слоя одежды, на лодыжках босых ног браслеты (рис. 4, выделены малиновым цветом). Китайские археологи всю одежду стоящего на постаменте человека считают разрезной, с запахом на правую сторону. На наш взгляд, это не так. Насколько можно судить, вся одежда статуи глухая.

Самый верхний ее слой представлен рубахой с одним коротким правым рукавом, вырезом от правого плеча до левой подмышки и длиной от шеи до низа 75,6 см (рис. 4, выделена желтым цветом). На правом боку разрез от подмышки до низа рубахи, низ прямой. Поверх рубахи надета длинная лента, которая, начинаясь от узла в районе правой лопатки, проходит через правое плечо, по груди, через левую подмышку до узла в районе левой лопатки (рис. 4, выделена синим цветом). Между двух узлов на спине статуи есть квадратное (возможно, технологическое) отверстие. На рубаху нанесен негативный орнамент: с левой стороны четыре попарно симметричных, как полагают китайские исследователи, дракона (по нашему мнению - птицы). Линия симметрии проходит по левому боку. На правом боку, по обе стороны от разреза рубахи, два ряда небольших зооморфных личин в зубчатых коронах, отделенных от драконов (птиц) полосами, заполненными полыми ромбами. Эти полосы и ряды продолжаются вплоть до шейного выреза и правого рукава рубахи.

Одежда среднего слоя короче, длиной 68 см, поэтому из-под верхней (условно, желтой) рубахи видны только ее ворот с треугольными (У-образными) вырезами на груди и на спине, полностью левый и часть правого коротких рукавов и небольшой участок правой боковины с разрезом и двумя небольшими квадратными отверстиями под мышкой (рис. 4, выде-

лена оранжевым цветом). Со спины, на левом плече расположен узор дракона. Внутренний слой одежды самый длинный, спереди длиной 114,4, сзади - 132 см (рис. 4, выделена зеленым цветом). У нее длинные орнаментированные рукава, доходящие до запястий, на каждом из которых одето по три браслета (рис. 4, выделены малиновым цветом). Судя по всему, нижняя (условно, зеленая) рубаха имела разрезы на правом и на левом боках от подмышек до низа. Спереди ее подол прямой, покороче, сзади довольно длинный, с обеих сторон его полы свисают до лодыжек статуи. И спереди, и сзади «зеленая» рубаха украшена одинаково: непосредственно ниже верхней (условно желтой) рубахи стилизованные зооморфные личины (маски тао-те), а под ними - по четыре перевернутых зооморфных личины в зубчатых коронах.

Антропоморфная статуя с зооморфным головным убором - 1 экз. Обр. К2(3):264. Изделие повреждено, сохранилась верхняя половина человеческой фигуры общей высотой 40,2 см (рис. 5: 1). На человека надета шапка в виде звериной головы. С обеих сторон головного убора под углом вверх вздымаются длинные уши животного, в центре деталь в виде слоновьего хобота. Ниже ушей по обеим сторонам головного убора - глаза животного. Прямоугольная в сечении морда вытянута вперед, близ ее устья (ртом или пастью этот проем назвать сложно) сверху, снизу и справа по небольшому круглому отверстию, вокруг устья две негативные линии, а с боков пасти расположено по круглой розетке. С обеих сторон по бокам шеи животного отлито по и-образному узору, в центре которого идет вертикальная линия, а справа и слева от нее - зубчатый орнамент. Человеческая фигура по стилю исполнения и положению рук сходна с большой бронзовой статуей стоящего на постаменте человека: густые брови, большие глаза, прямой нос, плотно сжатый рот, в мочках ушей обозначены, но не пробиты насквозь отверстия, шея длинная и прямая (рис. 6). Плечи прямые, ровные, обе согнутые в локтях руки вытянуты вперед, правая рука чуть выше, левая ниже. Тело человеческой фигуры одето в запахнутый направо двубортный халат (или рубаху), дважды опоясанный по талии застегнутым спереди поясом. Спереди и сзади халат покрыт узорами в виде меандров, на обоих рукавах зооморфный узор. Ширина между локтями человеческой фигуры 18,4 см (Саньсиндуй, 1999, с. 164-159).

Статуя человека с птичьими когтями на ногах - 1 экз. Обр. К2(3):327. У статуи отсутствует верхняя половина туловища. Ее ноги, заканчивающиеся птичьими когтями, прилиты к птичьим головам змееподобных существ (рис. 5: 3). Нижняя часть тела плотно завернута в узкую короткую юбку (возможно, нижнюю часть халата), по центру которой спереди проходит вертикальный шов. Юбка украшена орнаментом, составленным из ромбических меандров, бахрома (?) или широкая нижняя кайма - узором вертикальных линий. Узор на юбке и телах змееподобных существ густо окрашен алой киноварью. Голени двух крепких ног покрыты негативным орнаментом, заполненным черным пигментом (рис. 7). Острые птичьи когти обеих ног вцепились в птичьи головы двух змееподобных существ. Эти головы с большими глазами и крючковатыми хищными клювами непосредственно переходят в длинные «змеиные» тела. С боков они украшены двумя рядами мелкого меандра, начинаясь от горла, по брюшку проходит длинный прямой гребень с узором прорезных «перьев», достигающий острого кончика хвоста. Сохранившаяся высота человеческой фигуры 30 см, высота птиц-змей 51,4 см, общая ширина 10,8 см, общая высота 81,4 см (Саньсиндуй, 1999, с. 169).

Относительная хронология и происхождение статуй Саньсиндуя

Бронзовые антропоморфные статуи Саньсиндуя в жертвенной яме JK2 представлены единичными экземплярами, а в жертвенной яме Ж1 статуй вообще нет, что ограничивает возможности разработки их типологии и создания относительной хронологии. Однако тождество использованных при отливке антропоморфных статуй технологических приемов с методами создания некоторых типов больших бронзовых масок и «деревьев духов» позволяет их синхронизировать, и тем самым привязать статуи к разработанной нами ранее относительной хронологии бронзовых масок и деревьев (Варенов, Гирченко, 2013, с. 27-29; 2015, с. 18-20).

Постамент большой антропоморфной статуи состоит из трех деталей: основания, ножек и платформы. Пирамидальное основание постамента изготовлено из отлитых отдельно и сваренных вместе пяти плоских деталей: четырех стенок и верха. Ножки постамента также смонтированы из четырех отдельных частей. Вертикальные литейные швы проходили через каждую из ножек,

прямо по центрам образующих их «драконьих» голов, через их слоновьи хоботы. Сверху к ножкам прилита платформа. Статуя стоящего на платформе человека создана путем раздельной отливки и соединения верхней и нижней частей человеческой фигуры. На теле скульптуры в районе пояса есть поперечный литейный шов, заметный благодаря отсутствую в этом месте орнамента на одежде и нестыковке отдельных деталей декора. Нижняя часть человеческой фигуры отлита в трехстворчатой форме. Из трех продольных вертикальных литейных швов два расположены по ее бокам, а третий - вдоль центра лицевой части. Левая и правая руки также отлиты отдельно, поскольку в районе плеч есть по литейному шву. На подошвах левой и правой ног сделано по выступу для прикрепления к платформе постамента (рис. 8: 1).

У статуи с зооморфным головным убором отдельно отлиты длинные звериные уши головного убора и его центральный элемент в виде слоновьего хобота. Так же, как и у стоящей на пьедестале большой статуи, отдельно отливались и сжатые в кулаки руки. Головной убор, голова и тело человека у этой статуи представляют собой единую деталь, отлитую в двустворчатой форме. Вертикальный литейных шов проходил через центр лица, его лоб, нос и губы, и особенно заметен на затылке, в районе прически. Все предварительно отлитые элементы были вставлены в специальные прорези на головном уборе и теле человека и закреплены там при помощи покровного литья (рис. 5: 1). Статуя человека с птичьими когтями на ногах смонтирована из пяти отлитых отдельно частей: двух птиц-змей, двух ступней, заканчивающихся когтистыми птичьими лапами и одетой в юбку нижней половины человеческого тела (включая и ноги до щиколоток). Птицы-змеи были прилиты к схватившим их когтистым лапам, а последние закреплены в двустворчатой форме для отливки человеческого тела. Вертикальные литейные швы прошли спереди и сзади по центру юбки (рис. 5: 3).

Технологические приемы, примененные при создании статуи стоящего на пьедестале человека, статуи с зооморфным головным убором и статуи с птичьими когтями на ногах совпадают с приемами, использованными для отливки бронзовых масок типов А и С. В последнем случае предварительно отлитые элементы (уши) вставлялись в специальные прорези, сформированные в процессе отливки на лицах, и закреплялись там методом покров-

ного литья (Варенов, Гирченко, 2013, с. 21). Похожие методы соединения предварительно отлитых деталей использованы и при создании бронзовых «деревьев духов». Особенно обращает на себя внимание сходство загнутых вверх концов составленных из двух симметричных половинок «слоновьих хоботов» ножек постамента стоящей статуи и точно так же загнутых вверх концов составленных из двух симметричных деталей «корней» (т.е., тех же ножек) деревьев № 1 и № 2 (Варенов, Гирченко, 2015, с. 15). Сходство технологии позволяет синхронизировать создание статуй Саньсиндуя со II стадией эволюции бронзовых масок и бронзовых деревьев. К этому же времени относятся и Ш-ГУ стадии эволюции бронзовых сосудов Саньсиндуя (Варенов, Гирченко, 2014, с. 33-35).

Принадлежность стоящей на постаменте статуи ко II этапу развития бронзолитейного искусства Саньсиндуя позволяет поставить вопрос о ее предшественнике. На наш взгляд, по аналогии с относящимся к I этапу деревом № 3, им могла быть деревянная статуя с накладными бронзовыми элементами . Деталью деревянной статуи-предшественницы в Саньсиндуе, скорее всего, являлась бронзовая голова типа ВЬ, найденная в жертвенной яме Ж2 (Варенов, Гирченко, 2012, с. 15-16). От бронзовых голов иных типов ее отличает цилиндрический головной убор с обломанным верхом, украшенный «полыми» прямоугольниками, аналогичный нижней части шапки стоящей статуи. Голова типа ВЬ примерно такого же размера, как и большинство других бронзовых голов, но меньше головы стоящей на постаменте бронзовой статуи (рис. 1: 2-4). Аналогично, деревянное, с бронзовыми накладками «дерево духов» № 3 меньше более позднего цельнометаллического варианта -дерева № 2, а то меньше, чем самое позднее дерево № 1.

Еще более ранним элементом типологического ряда могла быть деревянная статуя без бронзовых деталей, не дошедшая до наших дней. Как она примерно выглядела, позволяет представить современное изображение идола чичипкан из Эвенкии, охранявшего от дурного глаза и недоброжелательных злых духов (рис. 8: 5). Высота и диаметр идола чичип-кан соответствуют основным размерам стоящей статуи из Ж2 (вместе с постаментом), а совпадение их контуров свидетельствует, что изваяние из Саньсиндуя сохранило при переводе в бронзу не только основные размеры, но и пропорции деревянного прототипа, отлича-

ющиеся от пропорций тела живого человека (рис. 8: 4).

«Необычные» черты, которые так удивляют зрителей в лицах саньсиндуйских статуй - крупные выпуклые ребристые глаза, прямые носы, широкие брови, плотно сжатые рты - являются просто результатом перевода в металл изображений, первоначально изготовленных в иной технике, а именно - методом резьбы по дереву. Поскольку создание деревянных статуй, подобных этнографическому эвенкийскому чичипкану, не требовало каких-то специальных навыков или сложных инструментов, их можно смело считать местной сычуаньской спецификой, и не искать истоки саньсиндуйской статуарной традиции где-то далеко на Ближнем или Среднем Востоке, как это делают некоторые китайские авторы.

Интерпретация бронзовых статуй Саньсиндуя

Ранее мы наметили два возможных пути реконструкции мировоззрения древних на археологическом материале: 1) соотнесение сложной композиции с законченным мифологическим текстом; 2) интерпретация, исходящая из структуры самого изделия, а также мифологических и ритуальных аналогий из других культур (Варенов, Гирченко, 2009, с. 245-247). В данной статье задействованы оба подхода. К сожалению, памятники китайской мифологии привлечь к интерпретационной работе оказалось невозможно, ввиду почти полного отсутствия таковых, т.е. свидетельств современных письменных источников о районе Сычуани конца II - начала I тыс. до н.э. (Познер, 1981, с. 208-209).

Статуя человека с птичьими когтями на ногах находит параллели в мифологии древней Индии. Там прародителя и царя всех птиц, божественного орла Гаруду, вахану (ездовое животное) Вишну, представляли с человеческим телом, одетым ниже пояса в узкую юбку (типа саронга), но с птичьим клювом вместо носа на лице, с крыльями и когтистыми лапами, которыми заканчиваются ноги (Гринцер, 1991, с. 266). Мифологемы о Гару-де хорошо объясняют особенности изображения существ, которых статуя из Саньсиндуя держит в своих когтистых лапах. Китайские исследователи единодушно объявляют их «птицами». Но «птичьи» у данных созданий только головы с клювами. Тела же вполне «змеиные» или «драконьи», и нет даже намеков на птичьи крылья или лапы.

По версии, изложенной в «Махабха-рате» (Кн. I), Вината, мать Гаруды, вместе с ним обманом попала в рабство к своей сестре Кадру, матери тысячи змеев-нагов, и ее потомству (Темкин, Эрман, 1982, с. 66-67, 250). Саньсиндуйская статуя может иллюстрировать одну из следующих мифологем, связанных с Гарудой: 1) перенос змей на остров посреди океана; 2) похищение у богов амри-ты по приказу змей. В первом случае Кадру и змеи потребовали, чтобы Гаруда перенес их на прекрасный остров посреди океана, что и было исполнено. Птичьи, с клювами головы змееподобных существ в когтях у саньсиндуй-ского изваяния могут отражать тот факт, что, на самом деле, Гаруда и змеи-наги - единокровные братья. У них общий отец, мудрец Кашьяпа, а матери - родные сестры.

В другой легенде, в качестве условия освобождения из рабства Гаруды и его матери змеи выдвинули похищение для них у богов напитка бессмертия - амриты. Гаруда проник на небеса, уменьшившись, проскочил между спицами большого колеса с острыми, как ножи, краями, которое, беспрерывно вращаясь, преграждало доступ к амрите, и, снова увеличившись, растерзал своими когтями двух страшных драконов, стерегущих сосуд с амритой (Темкин, Эрман, 1982, с. 70). В пользу данной версии может говорить присутствие среди саньсиндуйских находок в яме JK2 нескольких бронзовых колес диаметром 84-85 см с пятью спицами каждое (и, в силу этого, как деталь транспортного средства нефункциональных) (Саньсиндуй, 1999, С. 235). С другой стороны, драконы в Саньсин-дуе изображаются с лапами, зубастыми пастями, а иногда и с рогами (Варенов, Гирченко, 2017, С. 286-287). Есть в Саньсиндуе и вполне реалистичные изображения змей (Варенов, Гирченко, 2017, с. 285).

Зооморфный головной убор другой бронзовой статуи представляет одно из существ саньсиндуйской мифологии (рис. 5: 2). И у существа, и у головного убора длинные, торчащие в стороны под углом уши, между которыми на лбу помещена деталь в виде закручивающегося на конце вперед рога или хобота и вытянутая морда с широко раскрытой беззубой пастью. По сторонам пасти в том и в другом случае расположено по круглой розетке с вписанным в нее звездчатым символом, а ниже головы по бокам шеи - и-образные узоры. Продолговатые глаза с опущенными вниз закругленными углами также в обоих случаях идентичны.

Скульптурное изображение фантастического существа является деталью «священного алтаря», который можно считать моделью мироздания, как его себе представляли саньсиндуйцы (Гирченко, Варенов, 2015, с. 215-216). Размещенное в его самом нижнем ярусе зооморфное существо, которое крупнее всех других фигур данной композиции, явно носило хтонический характер, изображая владыку подземного мира. Тогда статуя в зооморфном головном уборе представляет этого же владыку, но в его антропоморфной ипостаси.

Данное изваяние может свидетельствовать и о наличии в Саньсиндуе ритуального действа, схожего по форме с японским театром масок гигаку или с мистерией цам. В шаманских практиках также используются маски и/ или рогатые головные уборы, подчас весьма схожие с саньсиндуйскими, что, скорее всего, отражает шаманскую подоснову саньсин-дуйских верований. Приведенный в качестве примера головной убор тувинского шамана (рис. 5: 4) похож и на стоящую на постаменте большую статую из Саньсиндуя (цилиндрическая основа с воткнутым в нее вертикально пучком перьев), и на статую в зооморфном головном уборе (личина и торчащие в стороны по бокам от нее «рога» из веточек и лент). Все эти атрибуты (рога, перья, личины) несли защитные функции и служили для запугивания злых духов (Вайнштейн, 1991, с. 271).

Однако нам не известны примеры, чтобы шаман для запугивания своих потусторонних противников применял маскировку, скажем, под владыку подземного мира Эрли-ка. А именно такую маскировку и отражает саньсиндуйская статуя в зооморфном головном уборе. Кроме того, отправление культа в Саньсиндуе происходило в стенах пышно обставленного антропоморфными статуями и другими бронзовыми атрибутами храма (Варенов, Гирченко, 2012, с. 18-19), для которого должны быть характерны регулярные богослужения с устойчивым ритуалом, и где шаманские практики, основанные на личном экстатическом опыте и экспромте, оказываются малоприменимы.

Откуда же взялось широко распространенное представление о «саньсиндуйских шаманах»? Первая заметка о стоящей на постаменте крупной статуе увидела свет в одном номере журнала «Вэньу» со статьей о раскопках жертвенной ямы Ж1 (Чэнь Дэань, Чэнь Сяньдань, 1987; Шэнь Чжунчан, 1987), т.е., гораздо раньше, чем оказалось издано

предварительное сообщение обо всех остальных материалах жертвенной ямы Ж2, где статуя и обнаружена (Эр Чэнь , 1989; Сань-синдуй яньцзю, 2006, с. 180-210). Статья об уникальной находке была немедленно переведена на английский язык для одного из самых авторитетных синологических журналов «Early China» (Shen Zhongchang, 1988, p. 291-295). Многие положения этой первой предварительной публикации (не всегда, заметим, надежно обоснованные, вроде утверждения, что на ножках постамента изображена перевернутая маска тао-те) впоследствии неоднократно воспроизводились в китайских и зарубежных исследованиях, посвященных бронзам Саньсиндуя. В частности, именно с легкой руки Шэнь Чжунчана за стоящим на пьедестале изображением закрепилось прозвание «жреца», «шамана», «вождя» или даже «правителя». Основанием для подобных титулов послужило «убеждение» автора, что статуя сжимает в руках нефритовые регалии цун - квадратные в поперечном сечении изделия с круглым сквозным отверстием. Им посвящена почти половина его статьи.

Опираясь на цитату из «Чжоу ли» об использовании желтого цун в ритуале почитания Земли и рассуждения Чжан Гуанчжи, что круглость и квадратность цун представляют Небо и Землю, а ось, проходящая через отверстие регалии, соответствовала Столпу (Опоре) Неба и Земли, по которому шаман осуществлял связь между двумя мирами, Шэнь Чжун-чан предположил, что в бронзовые кулаки статуи из Саньсиндуя, якобы сжимающие цун, мог быть вставлен деревянный шест «для связи с Небом и Землей», а сама она представляла проводящего церемонию шамана или даже царя древнего Шу в роли верховного жреца (Шэнь Чжунчан, 1987, с. 17). Нам уже приходилось указывать, что оси колец, образуемых ладонями большой статуи из Сань-синдуя, находятся в разных плоскостях, так что продеть шест соответствующего ширине ладоней диаметра сразу через оба кольца невозможно, а шест меньшего диаметра из них просто вывалится (Варенов, Гирченко, 2015, с. 21). Кроме того, графическая реконструкция свидетельствует, что такой «соединяющий Небо и Землю» шест отклонялся бы в руках статуи от вертикали примерно на 40 градусов (рис. 8: 2).

Нефритовые регалии цун на памятниках эпохи бронзы очень редки. В жертвенных ямах Саньсиндуя обнаружен только один цун - в JK1, где нет бронзовых антропоморфных

статуй со сжатыми кулаками. Высота данной регалии 7,6 см, ширина боковых граней 6,5 см, диаметр отверстия 5,2-5,4 см (Сань-синдуй, 1999, с. 80-82). Она приходится на 48 ритуальных нефритовых изделий иных видов, а всего нефритов в Ж1 129 экземпляров (Саньсиндуй, 1999, с. 61). В яме Ж2, при сопоставимом общем количестве нефритовых артефактов (115 экз.) цун среди них вообще нет. В «могиле Фу-хао» на Иньском городище в Аньяне найдено 14 цун трех разных типов, приходящихся на 755 нефритовых изделий (в том числе, 175 «ритуальных» нефритов) (Иньсюй Фу-хао му, 1980, с. 114-116). Правда, схожих по пропорциям и размерам с цун из Саньсиндуя, высотой 6,5 и 4,9 см и с диаметром отверстий 5,7 и 6,5 см среди них только два.

Реконструировать варианты применения «кубических» цун эпохи бронзы, высота которых примерно равна ширине их стороны, по жертвенным ямам Саньсиндуя или по могиле Фу-хао невозможно, а значит, предположение Шэнь Чжунчана, что в ходе какого-то ритуала цун полагалось держать зажатым в руках - всего лишь ничем не обоснованная догадка. Если судить по погребению М3 со стоянки Сыдунь поздненеолитической культуры Лянчжу, где встречено 33 «длинных» цуна, высота которых в несколько раз больше ширины их боковых граней (рис. 9), то, похоже, что данные регалии, лежавшие рядами вдоль тела умершего, первоначально были нанизаны на какие-то шнуры или ленты, или нашиты на погребальный покров (Чжу Цзуньго, Ли Вэнь-мин, Цянь Фэн, 1984, с. 114).

Исходя из того, что меньшие по размеру бронзовые статуи из Ж2 изображали владыку подземного мира «Ямараджу/Чойджала» и правителя небесного мира пернатых «Гару-ду», логично допустить, что самая крупная из дошедших до нас статуй саньсиндуйско-го храма представляла верховное божество создавшего ее народа. Главная отличительная черта этого персонажа - украшенный плюмажем или эгретом цилиндрический головной убор-корона имеется и у плоской антропоморфной нефритовой головки из большой могилы в Синьгань пров. Цзянси (рис. 8: 3) (Синьгань, 1997, с. 156-158). Понятно, что одеяния представленных саньсиндуйскими статуями божеств древнего царства Шу должны были достаточно адекватно передавать особенности одежды его высших социальных слоев - правителей и жречества.

ЛИТЕРАТУРА

Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

Вареное А.В., Гирченко Е.А. Культовые бронзы Саньсиндуя и пути их семантической интерпретации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий Т. XV. / Под.ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодина. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. С. 246-251.

Вареное А.В., Гирченко Е.А. Бронзовые головы из жертвенных ям Саньсиндуя и реконструкция деталей интерьера древних храмов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 4: Востоковедение. С. 10-19.

Вареное А.В., Гирченко Е.А. Бронзовые маски, маскоиды и личины из жертвенных ям Саньсиндуя // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 4: Востоковедение. С. 19-30.

Вареное А.В., Гирченко Е.А. Бронзовые сосуды из жертвенных ям Саньсиндуя // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т.13, вып. 4: Востоковедение. С.26-39.

Вареное А.В., Гирченко Е.А. Бронзовые деревья из жертвенных ям Саньсиндуя // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 4: Востоковедение. С.13-23.

Вареное А.В., Гирченко Е.А. Бронзовые змеи и драконы из второй жертвенной ямы Саньсиндуя // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. TXXIII. С. 284-288.

Гирченко Е.А., Вареное А.В. Бронзовые «священные алтари» и «святилища духов» из жертвенных ям Саньсиндуя // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2015. TXXI. С. 214-219.

Гринцер П.А. Гаруда // Мифы народов мира. Т. 1. / Гл. ред. Токарев С. А. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 266.

Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984. 201 с.

Познер П.В. Царства Ба и Шу по материалам «Шуцзина», хроники «Чуньцю» и «Шицзи» Сыма Цяня // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века / Редкол.: М.В. Крюков, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. М.: Наука, 1981. С. 208-223.

Сыма Цянь. Исторические записки. Т. I. М.: Наука, 1972. 440 с.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М.: ГРВЛ, 1982. 272 с.

Hsia Nai. 1986. The Classification, Nomenclature and Usage of Shang Dynasty Jades. In Studies of Shang Archaeology. Selected Papers from the International Conference on Shang Civilization. New Haven and London: Yale University Press,, 207-236.

Shen Zhongchang. A Preliminary Report on the Standing Bronze Figure from Sacrificial Pit Number Two, Sanxingdui. In Early China. 1988. vol. 13, 291-295.

Иньсюй Фу-хао му. (Могила Фу-хао на Иньском городище). Пекин: Вэньу чубаньшэ,

1980. 242 с., XL, CLXXXVIII л. илл.

Саньсиндуй цзисыкэн. —Míffi^lPin'. (Жертвенные ямы Саньсиндуя). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1999. 628 с.

Саньсиндуй яньцзю. —Míffiffi^. (Исследования Саньсиндуя). Т.1. Чэнду: Тяньди чубаньшэ, 2006. 282 с., 32 л. илл.

Синьгань шандай даму. яЯ^Ш'^ЛМ (Большая шанская могила из Синьганя). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1997. 334 с., LXXXVIII л. илл.

Чжунго тунци цюаньцзи. ФШИ^^^Ш (Полное собрание бронзовых изделий Китая). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1994. Т. 13. Ба-Шу. 32, 180, 54 с.

Чжу Цзуньго, Ли Вэньмин, Цянь Фэн. 1982 нянь Цзянсу Чанчжоу Уцзинь Сыдунь ичжи дэ фацзюе ï ШШ, ^ЙЖ (Раскопки стоянки Сыдунь в уезде Уцзинь

г. Чанчжоу пров. Цзянсу в 1982 г.) // Каогу. 1984. № 2. С. 109-129.

Чэнь Дэань. Саньсиндуй: гу Шу вангодэ шэнди Ж^'Й'ЩВШНМЖЙ (Саньсиндуй:

священная земля древнего царства Шу). Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2000. 124 с.

Чэнь Дэань, Чэнь Сяньдань. Гуанхань Саньсиндуй ичжи ихао цзисыкэн фацзюе цзяньбао 1MB. ^Ж—М^ЖЙ—ЩЩ^ХяЖШШШ. (Краткий отчет о раскопках жертвенной ямы № 1 на стоянке Саньсиндуй в уезде Гуанхань) // Вэньу. 1987. № 10. С. 1-15.

Шэнъ Чжунчан. Саньсиндуй эрхао цзисыкэн циньтун лижэнь сян чуцзи /^{ФЖ.—Mi^_

^ЩЩ&МШШ^ (Предварительное сообщение о бронзовой статуе стоящего человека из жертвенной ямы № 2 в Саньсиндуе) // Вэньу. 1987. № 10. С. 16-17.

Эр Чэнъ. Гуанхань Саньсиндуй ичжи эрхао цзисыкэн фацзюе цзяньбао h

ЩШЗ&К'^ШШШ. (Краткий отчет о раскопках жертвенной ямы № 2 на стоянке Саньсиндуй в уезде Гуанхань) // Вэньу. 1989. № 5. С. 1-20.

Информация об авторе:

Варенов Андрей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры востоковедения. Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск, Россия); avvarenov@mail.ru

BRONZE ANTHROPOMORPHIC STATUES OF THE SANXINGDUI AND RITUAL GARMENTS OF THE ANCIENT SHU KINGDOM

A. V. Varenov

The article is dedicated to findings belonging to the Sanxingdui culture of the Bronze Age from the Sichuan province of the People's Republic of China - anthropomorphic statues discovered in sacrificial pit JK2 at an eponymous site. The author refers to full-size human figures at least 50 cm in height (as opposed to body parts, e.g. heads), assembled from pre-cast elements, as "statues". He proposes to referrer to smaller items cast in a single step as "figurines". The evolution of anthropomorphic statues can be subdivided into two or three stages. The final stage is represented by a bronze statue of a man standing on a pedestal. It was preceded by the stage of wooden anthropomorphic statues with bronze overlays. Their predecessors could be primitive sculptures crafted entirely from wood. The structural features of Sanxingdui bronze anthropomorphic statues allow to link the period of their existence with the period of bronze masks of A and C types and bronze "Spirit Trees" No. 2 and No. 1, as they were crafted using the same techniques. The human figure with talons on the toes clenching anguiform creatures with bird heads is suggested to be interpreted on the basis of the Ancient Indian Garuda mythology. The statue with a zoomorphic headdress is considered as an illustration of the myth concerning the master of Sanxingdui underworld. An assumption that the items clenched in the toes of the statue of a man standing on a pedestal are jade Cong regalia is considered by the author as insufficiently justified.

Keywords: China, Bronze Age, Sanxingdui culture, Sichuan province, bronze statues, sacrificial pits, bronze casting, garments, mythology, ritual.

About the Author:

Varenov Andrey V. Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Novosibirsk State University, Pirogov St. 1, Novosibirsk, 630090, Russian Federation; avvarenov@mail.ru

Рис. 1. Большая бронзовая статуя и бронзовая голова типа ВЬ: 1 - большая бронзовая статуя стоящего на пьедестале человека, 2-4 - бронзовая голова типа ВЬ. По: [Саньсиндуй..., 1999, рис. 82, 95]. Здесь и далее масштабирование рисунков и компоновка таблиц выполнены А. В. Вареновым.

Рис. 2. Большая бронзовая статуя стоящего на пьедестале человека. По: [1 - Саньсиндуй..., 1999, С. 544, цв. ил.

40; 2 - Чэнь Дэань, 2000, С. 12].

Рис. 3. Голова стоящей на пьедестале статуи. По: [Чжунго..., 1994, С. 2, рис. 2].

Рис. 4. Одежда и украшения большой бронзовой статуи. Верхний слой одежды - желтый, средний - оранжевый, нижний - зеленый, головной убор и лента синие, браслеты на руках и ногах - малиновые. По: [Саньсиндуй..., 1999, рис. 82]. Цвета условные. Раскраска выполнена А. В. Вареновым.

Рис. 5. Бронзовые антропоморфные статуи Саньсиндуя и их аналоги: 1 - статуя в зооморфном головном уборе,

2 - зооморфное существо (нижний ярус «священного алтаря»), 3 - статуя с птичьими когтями на ногах, 4 -тувинский шаман в рогатом головном уборе. По: [1-3 - Саньсиндуй..., 1999, С. 167, 171, 233, рис. 84, 87, 129; 4 - Вайнштейн, 1991, С. 272, рис. 120, 4]. 1 и 3 - в одном масштабе.

Рис. 6. Статуя в зооморфном головном уборе. По: [Чэнь Дэань, 2000, С. 16].

Рис. 8. Большая бронзовая статуя стоящего на пьедестале человека, нефритовая головка из Синьганя и деревянный эвенкийский идол чичипкан: 1 - разрез статуи стоящего на пьедестале человека, 2 - большая бронзовая статуя с деревянным шестом в руках, 3 - плоская нефритовая голова из Синьганя, 4 - совмещение контуров стоящей на пьедестале статуи и чичипкана, 5 - деревянный идол чичипкан в окружении четырех оберегов ментая. По: [1, 2 - Саньсиндуй., 1999, рис. 82; 3 - Синьгань ..., 1997, С. 157, рис. 79; 4 - коллаж А. В. Варенова;

5 - Мазин, 1984, С. 33, рис. 20]. Все, кроме 3 - один масштаб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.