Научная статья на тему 'Бронепоезд 51-го полка НКВД в боях на Псковщине'

Бронепоезд 51-го полка НКВД в боях на Псковщине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
395
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бронепоезд 51-го полка НКВД в боях на Псковщине»

Н. А. Горбачёв

Бронепоезд 51-го полка НКВД в боях на Псковщине

С началом Великой Отечественной войны наступавшая на Ленинград группа немецко-фашистских армий "Север", пользуясь преимуществом в живой силе и технике, стремительно продвигалась вглубь страны. Уже Зиюля 1941 г. передовые танковые и мотострелковые части противника вышли к мосту через реку Утрою и г. Острову. Вместе с другими частями Красной Армии в бой с ними вступил и 110-й полк НКВД. После трёхдневных боев за Остров и оставления его советскими войсками 6 июля 1941 г. противник двинулся на Псков и 8 июля подошёл к его южным подступам.

В этих условиях командующий СевероЗападным фронтом приказал командиру 110-го полка силами его подразделений и бронепоездом 51-го полка организовать оборону переправ через Великую непосредственно у Пскова и через р. Черёху. Ставилась задача задержать противника и тем самым обеспечивать переправы 41-го стрелкового корпуса в составе трёх дивизий - 111-й, 118-й и 176-й - с левого берега на правый для занятия там обороны.

Командовал бронепоездом майор Я. С. Грушелевский, уроженец г. Никополя Днепропетровской области, закончивший артиллерийскую школу им. Фрунзе и с 1932 г. командовавший бронепоездом войск НКВД по охране железных дорог. С началом войны бронепоезд был передан в Красную Армию и сразу же оказался в боях. Яков Савич Грушелевский уже имел опыт боевых действий, полученный на Карельском перешейке в период войны с Финляндией, 7 апреля 1940 г. был награждён орденом Красного Знамени. К моменту Великой Отече-стственной войны ему было 38 лет.

В документах сохранились имена и других членов команды бронепоезда. Командир мотоброневагона М. М. Гребенюк был, как и Грушелевский, уроженцем Украины - г. Его-ровка Донецкой области, с 1936 г. служил в

Горбачев Николай Антонович - руководитель военно-патриотической поисковой общественной организации «След «Пантеры» (г. Псков)

РККА, а после окончания в 1939 г. курсов младших лейтенантов - в войсках НКВД: сначала командиром взвода 51-го полка, а с мая 1941 г. -командиром мотобронепоезда. С октября 1940 г. в этом же полку служил красноармеец Я. П. Володин, по профессии учитель, ставший в начале 1941 г. курсантом бронедивизиона, а с началом войны - наводчиком бронепоезда. В довоенные годы началась в полку и служба красноармейца В. Т. Шистерова, ставшего затем корректировщиком. Комиссаром бронепоезда являлся Н. Д. Недель.

В течение ночи 8 июля и днём 9 июля 1941 г. на подступах к Пскову развернулись ожесточённые бои. Подразделения 110-го полка и бронепоезд 51-го полка оказали противнику упорное сопротивление, не дав ему возможности приблизиться к переправам. Артиллерийским огнём мотоброневагона были уничтожены и повреждены до 10 танков, рассеяна колонна мотоциклистов, пытавшихся сходу овладеть переправой через Великую. Прямой наводкой были уничтожены три прорвавшиеся на железнодорожный мост танкетки противника, ружейно-пулемётным огнём - до 130 солдат. Противник, понеся потери, был вынужден отказаться от лобовой атаки переправ и отошёл в исходное положение. К 18 часам 9 июля 1941 г. части 41-го стрелкового корпуса закончили переправу, и через полтора часа приказом его командира переправы через Великую и Черё-ху были взорваны.

После оставления советскими войсками Пскова бронепоезд 51-го полка поддерживал боевые действия частей 177-й стрелковой дивизии на дальних подступах к Луге. В период 21-26 июля 1941 г. он провёл шесть боев, нанеся противнику ощутимые потери.

21 июля бронепоезд, поддерживая наступление 3-го мотострелкового полка в районе ст. Плюсса, артиллерийским огнём уничтожил три танка и две миномётные батареи противника, а огнём счетверненной зенитно-пулемётной установки сбил самолёт Ю-88. На сле-

дующий день бронепоезд поддерживал артиллерийским огнём действия 177-й стрелковой дивизии восточнее станций Плюсса и Серебрянка, где подавил вражеские артиллерийскую и миномётную батареи. 23 июля он вновь поддерживал оборону 3-го мотострелкового полка у ст. Серебрянка и уничтожил 15 автомашин с грузом и живой силой, а также командный пункт противника. На следующий день там же была уничтожена пехотная рота гитлеровцев.

После шестидневных боев, 26 июля 1941 г. противник прекратил атаки на оборону 3-го полка в районе Плюссы и приступил к перегруппировке своих сил. Бронепоезд оставил здесь самоходный мотоброневагон под командованием младшего лейтенанта М. М. Гребе-нюка, а сам ушёл за пополнением боеприпасов на соседнюю станцию. В 18 час. 40 мин. мотопехота врага при поддержке восьми танков неожиданно атаковала мотоброневагон. Экипаж последнего не растерялся, вступил в бой с противником и артиллерийским огнём уничтожил четыре танка и до 10 автомашин с пехотой. Противник откатился в исходное положение.

Вся материальная часть бронепоезда состояла из небронированного паровоза, двух мотоброневагонов, шести контрольных платформ и одной бронемашины с пушкой и ручным пулемётом. На вооружении он имел шесть 76-мм орудий, 12 пулемётов и три зенитных орудия.

За проявленные доблесть и мужество в боях с фашистами и образцовое выполнение заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 г. командир мотоброневагона М. М. Гребенюк был награждён орденом Ленина, наводчик Я. П. Володин и корректировщик В. Т. Шисте-ров - орденами Красного Знамени.

24 октября 1941 г. при обороне Тихвина бронепоезд 51-го полка попал под бомбёжку авиации противника и был разбит. Командир его майор Я. С. Грушелевский весной 1942 г был назначен заместителем командира 31-го отдельного дивизиона бронепоездов, а затем командиром 31-го Особого Горьковского дивизиона бронепоездов, состоявшего из бронепоездов "Козьма Минин" и "Илья Муромец". В бою у ст. Чернь Тульской области 12 мая 1942 г. Я. С. Грушелевс-кий погиб. Младший лейтенант М. М. Гребе-нюк, пройдя с бронепоездами до Победы, с января 1946 г. служил в штабе 27-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог. Корректировщик В. Т. Шистеров в марте 1942 - марте 1945 гг. был начальником штаба 24-го бронепоезда, затем учился в высшей офицерской школе, проходил службу в войсках МВД, участвовал в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в Литве. В 1958 г. он заочно окончил Военный институт КГБ при Совете Министров СССР, в 1953-1961 гг. преподавал в Орджоникид-зевском военном училище МВД СССР и в октябре 1962 г. в звании подполковника ушёл в запас.

Примечание

Материалами для данного очерка послужили документы Центрального архива Внутренних войск МВД РФ (ф. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.