Научная статья на тему 'Британский опыт борьбы с пиратством в Карибском море во второй половине xvii в'

Британский опыт борьбы с пиратством в Карибском море во второй половине xvii в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1470
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРАТСТВО / КАПЕРСТВО / ФЛИБУСТЬЕРЫ / ПРИВАТИРЫ / КОРСАРЫ / ЯМАЙКА / ВЕСТ-ИНДИЯ / КАРИБСКОЕ МОРЕ / МОРСКАЯ ВОЙНА / КОЛОНИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / PIRACY / PRIVATEERING / FILIBUSTERS / PRIVATEERS / CORSAIRS / JAMAICA / WEST INDIES / CARIBBEAN SEA / THE NAVAL WAR / COLONIAL EXPANSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губарев Виктор Кимович

Поддерживая и поощряя каперство как средство борьбы с навигацией и торговлей противника, британские власти в период Нового времени пытались свести до минимума или полностью уничтожить несанкционированный морской разбой пиратство в чистом виде. В данной статье рассматривается опыт борьбы колониальной администрации Ямайки с флибустьерской вольницей в Карибском море во второй половине XVII в., анализируется «политика кнута и пряника» на разных этапах британской колониальной экспансии в указанном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the experience of the struggle of the colonial administration of the Jamaica with filibustering outlaws in the Caribbean Sea in the second half of the XVII century, analyzes the stick and the carrot policy at different stages of the British colonial expansion in this region

Текст научной работы на тему «Британский опыт борьбы с пиратством в Карибском море во второй половине xvii в»

УДК 94(38).02

Губарев В. К.

БРИТАНСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ В КАРИБСКОМ МОРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.

Поддерживая и поощряя каперство как средство борьбы с навигацией и торговлей противника, британские власти в период Нового времени пытались свести до минимума или полностью уничтожить несанкционированный морской разбой - пиратство в чистом виде. В данной статье рассматривается опыт борьбы колониальной администрации Ямайки с флибустьерской вольницей в Карибском море во второй половине XVII в., анализируется «политика кнута и пряника» на разных этапах британской колониальной экспансии в указанном регионе.

Ключевые слова: пиратство, каперство, флибустьеры, приватиры, корсары, Ямайка, Вест-Индия, Карибское море, морская война, колониальная экспансия.

Исследуя проблему эволюции пиратства и каперства в Вест-Индии в XVII в., мы неоднократно обращались к вопросам санкционирования и инвестирования морского разбоя. Анализ разнообразных исторических источников - прежде всего, английских, французских, испанских и голландских - однозначно приводил нас к выводам, что без соответствующего «крышевания» и финансирования грабительские походы английских, французских и голландских флибустьеров в водах Испанской Америки никогда не достигли бы сколько-нибудь значительных масштабов и не продолжались бы столь длительное время (с 30-х по 90-е гг. XVII в.)1. Однако наши представления о флибустьерском промысле в бассейне Карибского моря едва ли будут объективными, если мы проигнорируем такой важный аспект вышеуказанной проблемы, как борьба с «несанкционированным флибустьерством», то есть пиратством в чистом виде.

Как известно, использование флибустьеров в качестве приватиров (каперов, корсаров) в период с 1655 по 1671 г. приносило солидные барыши как британским властям, так

1 Губарев В. К. Санкционирование и инвестирование корсарского промысла в Вест-Индии (первая половина XVII в.) / / Наука. Релтя. Сустльство. Донецьк, 2006. № 1. С. 17-29; Губарев В. К. Морской разбой в Вест-Индии как источник первоначального накопления капитала (1621-1697 гг.) / / Наука. Релтя. Сустльство. Донецьк, 2006. № 2. С. 21-30; Губарев В. К. Рейдерские операции К. Мингса в Вест-Индии в конце 50 - начале 60-х годов XVII в. // 1сторичний в^ник. Зб. наук. праць. Вип. 1. Донецьк, 2010. С. 93-104; Губарев В. К. Роль флибустьеров в борьбе за колониальный раздел Вест-Индии в 70-90-е годы XVII в. // Нау-ковi пращ Донецького нацюнального техтчного утверситету. Серiя: «Гумаштарт науки». Донецьк, 2012. Вип. 1-2. С. 62-74.

и предпринимателям Ямайки. Определенный процент с добычи отчислялся также в пользу государства (в 1655-1660 гг.), а после реставрации монархии - в пользу короля и верховного лорда-адмирала (в 1660-1671 гг.). В то же время использование флибустьеров в качестве приватиров всегда сопровождалось известными рисками, поскольку отдельные представители многонационального сообщества «вольных добытчиков» периодически выходили за рамки каперских полномочий и совершали акты откровенного пиратства. Не случайно ямайский губернатор полковник Э. Дойли в инструкциях капитану Дж. Ллойду, командиру военного фрегата «Дайемонд», требовал, чтобы во время несения патрульной службы он останавливал и проверял каперские грамоты «находящихся в море различных разбойников и частных боевых судов, которые ежедневно наносят обиды лицам и товарам союзников и особенно нашей нации». Те, кто не имел каперских поручений от Верховного суда Адмиралтейства или от губернатора Ямайки, должны были прибыть в ямайский порт Кагуэй (будущий Порт-Ройял) и приобрести каперские лицензии, «в противном случае они будут рассматриваться как пираты и разбойники... и, соответственно, получат по за-слугам»2.

Один из первых случаев задержания пирата на Ямайке датирован 14 января 1660 г. Власти обвинили в разбое некоего П. Суэйна, который, «встретив шлюп в море, принадлежавший Хинсу с острова Барбадос, совершил вероломное похищение и грабеж оного, после чего сбыл и обменял товары, взятые на нем, в свою пользу». Старшему маршалу (начальнику полиции) Уэбблингу приказали «доставить

2 Pawson M., Buisseret D. Port Royal, Jamaica. Kingston: University of the West Indies Press, 2000. P. 27.

названного Питера Суэйна в место заключения и надёжно удерживать в башне [форта] до тех пор, пока он будет либо освобожден, либо наказан по закону»3.

Вскоре после реставрации монархии в Англии (май 1660 г.) король Карл II Стюарт направил испанскому послу предложение заключить перемирие в Европе и Америке и восстановить торговые отношения между двумя королевствами, разорванные во время войны 1655-1660 гг. Английский посол в Мадриде Г. Беннет сделал аналогичное предложение испанскому королю. 15 июня 1660 г. все английские каперские свидетельства, выданные частным лицам для действий против испанцев, были отменены соответствующей прокламацией. В ней указывалось, что прива-тиры должны немедленно прекратить антииспанские акции «под страхом такого наказания, каковое по закону может быть применено к ним как к пиратам»4.

Следуя распоряжениям из Лондона, ямайский губернатор Э. Дойли велел задержать нескольких флибустьеров, не пожелавших отказаться от грабежей. Когда в январе 1661 г. Ямайку покинул последний военный фрегат, на его борту находились пять арестованных флибустьеров: Дж. Фрибурн, Р. Тейлор, Р. Мартин, у. Фоксери и Дж. Медликот5. Их собирались судить за пиратство в метрополии. Впрочем, Фемида, по всей видимости, оказалась к ним благосклонной: один из арестованных, Фрибурн, позже благополучно вернулся на Ямайку, где в ноябре 1662 г. приобрел репрессальное свидетельство для оперирования против испанцев. Объяснялось это тем, что новый губернатор Ямайки лорд Виндзор получил от правительства разрешение возобновить антииспанские акции в Вест-Индии, чтобы силой принудить испанцев к «свободной торговле» с англичанами6. Заметим, что в данном случае британское правительство придерживалось старого правила, гласившего, что за «линией дружбы» (южнее широты Азорских островов) мира нет даже тогда, когда в Европе он признан официально.

3 Pawson M., Buisseret D. Port Royal... P. 15.

4 Documents relating to law and custom of the sea / Ed. by R. G. Marsden. L., 1916. Vol. II. P. 40.

5 Pawson M., Buisseret D. Port Royal... P. 27.

6 Cundall F. The governors of Jamaica in the seventeenth

century. L., 1936. P. 13; Having C. H. The Buccaneers in

the West Indies in the XVII Century. N.-Y., 1910. P. 101,

104.

В последние дни 1663 г. очередной губернатор Ямайки Ч. Литтлтон выдал репрес-сальную грамоту французскому капитану Ж. Моро, командовавшему фрегатом «Сен-Луи». За лояльное поведение этого флибустьера поручились двое его соотечественников, проживавших на Ямайке. В начале следующего года, однако, Моро захватил английский корабль из Хэмптона, груз которого был продан им на острове Тортуга. Объявленный после этого пиратом, он в феврале 1665 г. погиб у мыса Тибурон вместе с несколькими из своих людей в ходе сражения с вооружённым кечем «Своллоу». Остальные члены его экипажа были захвачены в плен и доставлены в Порт-Ройял. В марте того же года губернатор Ямайки писал госсекретарю Г. Беннету, что «капитан Энсом прибыл с кораблем Моро и 12 пленными, убив после получасового сражения Моро, Большого Луи и многих из его людей. Эти 12 были осуждены.. ,»7.

Военный трибунал, состоявшийся в Порт-Ройяле, установил, что капитан Моро прикрывал свои пиратские действия просроченной каперской грамотой от лорда Виндзора. По решению суда шесть пленных пиратов были повешены, один посажен в тюрьму, а трое оправданы. Судьба ещё двух пленных неясна - возможно, они скончались ещё до суда от полученных ран.

Т. Модифорд, назначенный губернатором Ямайки 15 (25)8 февраля 1664 г., вновь получил указания отменить каперские и ре-прессальные поручения против испанцев и наладить добрососедские отношения с испанскими колониями9. 15 (25) июня Г. Беннет писал из уайтхолла Модифорду: «.Мы весьма надеемся увидеть новое и гораздо лучшее обличье, каковое сей остров приобретет под вашим разумным управлением. К сему прилагается распоряжение Его Величества о сдерживании разбоев и грабежей, продолжающихся в отношении испанцев, шум от коих

7 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 5: 1661-1668. L., 1880. P. 284; Interesting tracts, relating to the Island of Jamaica, consisting of curious state-papers, councils of war, letters, petitions, narratives etc. which throw great light on the history of that Island, from its conquest, down to the year 1702. Santiago de la Vega, Jamaica, 1800. P. 285.

8 В скобках даты даны по григорианскому календарю (новый стиль).

9 Barbour V. Privateers and Pirates of the West Indies / / The American Historical Review. April 1911. Vol. XVI. N 3. P. 545.

бесконечно неприятен Его Величеству, и он рекомендует вам впредь предотвращать оные»10.

В июне Совет Ямайки принял постановление, чтобы в соответствии с распоряжением короля со всеми подданными испанской короны обходились, как с друзьями и союзниками.

Отмена каперских поручений, как и ожидалось, была встречена флибустьерами в штыки. Многие капитаны, находившиеся в открытом море, опасались возвращаться на Ямайку, где их могли арестовать, а захваченную ими добычу - конфисковать. Полковник Т. Линч писал с Ямайки госсекретарю Англии: «Здесь можеть быть около 1500 из них на примерно 12 судах, и если они будут испытывать недостаток в английских каперских грамотах, они достанут французские и португальские документы, и если с ними они захватят какой-либо груз, они наверняка будут хорошо приняты в Новых Нидерландах и на Тортуге»11. Аналогичную мысль высказывали также Ч. Литтлтон и вице-губернатор Э. Морган12.

Довольно скоро антипиратские санкции британских властей испытали на себе капитаны флибустьеров Р. Сирл, М. Уильямс, Б. К. Спейрдик и Дж. Харменсон. В июне 1664 г. капитан Сирл привел на Ямайку два испанских приза, взятых в водах Кубы. В августе в Сантьяго-де-ла-Веге состоялось заседание Совета Ямайки. В его протоколе отмечалось: «Зачитано письмо короля от 15 июня, приказывающее вернуть захваченные корабли и товары испанцам; приказано, чтобы корабль и барк, приведенные капитаном Сирл-зом [Сирлом] в Порт-Ройял, были задержаны и возвращены этой (испанской. - В. Г.) нации, а также все наличные деньги, которые могут быть обнаружены; уведомление об этом послано губернатору Гаваны; лица, которые сделают в будущем какие-либо насильственные покушения и грабежи на испанцев, будут рассматриваться как пираты и мятежники»13.

10 Губарев В. К. Генри Морган. М., 2014. С. 41.

11 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 5. P. 211; Barbour V. Privateers and Pirates... P. 546.

12 Sketch pedigrees of some of the early settlers in Jamaica / Ed. by Noel B. Livingston. Kingston, 1909. P. 89; Ham-shere C. The British in the Caribbean. L., 1972. P. 78.

13 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and

West Indies. Vol. 5. Р. 228.

Едва не попал на виселицу и капитан М. Уильямс. В конце сентября или начале октября 1664 г. он захватил испанский пинас «Санто-Кристо де Бургос» и в конце ноября появился в водах Ямайки. В своем письме Мо-дифорду он сообщил о намерении доставить приз в Порт-Ройял, обещая вернуть захваченный груз владельцу, если корабль будет присужден ему, Уильямсу. Губернатор, однако, не пожелал дать ему каких-либо гарантий, заявив, что «никогда судебное решение о корабле не будет вынесено адмиралтейским судом до того, как он окажется в пределах его юрисдикции; если же он [Уильямс] взбунтуется... то узнает, что у государей длинные руки»14. Через восемь дней Уильяме всё же рискнул войти в гавань Порт-Ройяла, где по приказу губернатора призовые товары были тотчас конфискованы; адмиралтейский суд постановил продать их в пользу государства и испанского собственника. Капитан Уильямс и 13 его людей были обвинены в пиратстве, а 16 (26) февраля 1665 г. их судили и приговорили к смерти через повешение. Правда, прежде чем приговор привели в исполнение, Модифорд получил от государственного секретаря новые инструкции: он должен был смягчить политику в отношении флибустьеров и побудить их к нападению на антильские владения Голландии. Губернатор тут же помиловал Уильямса и его товарищей и позже привлек к экспедиции полковника Э. Моргана на Нидерландские Антильские острова15.

В декабре 1664 г. ещё один капитан, голландец Б. К. Спейрдик, привёл в Порт-Ройял захваченный им испанский корабль «Ла Севильяна». И вновь те немногие товары, которые находились на его борту, по решению Модифорда были описаны и проданы в пользу испанских владельцев. В ответ на эти репрессивные действия ямайской администрации флибустьеры отважились на крайние меры - они разграбили испанские призы, захваченные капитанами Уильямсом и Спейр-диком, а товары спрятали в укромных бухточках и пещерах острова. Модифорд вынужден был признать, что его указы «принесли мало выгоды испанцам, зато нанесли большой ущерб его величеству и его королевскому

14 Calendar of State Papers... P. 256.

15 Губарев В. К. Генри Морган... С. 48; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVII Century. N.-Y., 1910. P. 122.

высочеству из-за потери [причитавшихся им] десятой и пятнадцатой частей добычи»16.

В конце того же года на Ямайку вернулся флибустьер Дж. Харменсон, командовавший судном «Сент-Джон» (бывший испанский корабль «Санта-Мария»). Поскольку флибустьеры проявили покорность и добровольно сдались английским властям, их не стали наказывать за антииспанские акции, а в начале 1665 г. даже привлекли для участия в упоминавшейся выше экспедиции против островов Нидерландской Вест-Индии17.

В 1667 г. между правительствами Англии и Испании шли активные переговоры, завершившиеся в мае заключением нового Мадридского договора. Этот договор призван был улучшить отношения между двумя монархиями. В связи с этим губернатор Ямайки получил очередные указания из Лондона, предписывавшие ему прекратить поощрение флибустьеров и не разрешать им экспедиции против испанцев. В ответ Модифорд с притворной озабоченностью писал лорду Арлингтону: «Если бы мои возможности совпадали с моими желаниями. приватирские покушения касались бы только голландцев и французов, а испанцы были бы избавлены от них, но у меня нет ни денег, чтобы платить им [флибустьерам], ни фрегатов, чтобы принудить их.»18.

В 1668-1670 гг. губернатор Модифорд не только не боролся с флибустьерами, но стал их рьяным сторонником. Именно с его разрешения приватиры под командованием Г. Моргана и других капитанов осуществили резонансные походы против испанских городов в Вест-Индии, разграбив, в частности, Портобело (1668 г.) и Маракайбо (1669 г.). Разорение же пиратами города Панама (в начале 1671 г.), осуществленное после заключения выгодного для англичан Мадридского мира 1670 г.19, привело к немедленной отставке ямайского губернатора. Его преемником стал Т. Линч. В приватной инструкции король велел Линчу арестовать Модифорда и отправить домой под усиленной охраной, «по-

скольку вопреки ясным распоряжениям короля он совершил многие преступные и враждебные акции против подданных доброго брата Его Величества - Католического Ко-роля»20.

Новый губернатор Ямайки объявил о запрещении каперства и амнистии тем флибустьерам, которые добровольно сдадутся властям. В полученных им королевских инструкциях указывалось, что «для лучшего поощрения всех капитанов, офицеров и моряков, приписанных к каким-либо приватир-ским судам, находящимся в настоящее время на морях Америки, прийти и приобщиться к земледелию и торговле, вы должны немедленно после опубликования мирного договора объявить всеобщую амнистию и прощение тем из них, кто придет и подчинится нашему правительству (в пределах такого разумного срока, каковой вы определите по согласованию с Советом). за все преступления и нарушения, совершенные ими с июня 1660 года до опубликования упомянутого мира». Линч должен был заверить флибустьеров, что «они будут всецело владеть теми вещами, каковые будут находиться в их распоряжении на момент опубликования упомянутого мира, за исключением десятой и пятнадцатой частей добычи», причитающихся королю и лорду-адмиралу. А тех флибустьеров, которые откажутся подчиниться, необходимо было привести к покорности силой21.

Хотя королевским указом каперство на Ямайке было запрещено, в 70 - 80-е гг. XVII в. остров по-прежнему служил убежищем для многих английских и голландских флибустьеров. Некоторых из них удалось поймать и привлечь к ответственности. Так, 20 (30) марта 1672 г. военный совет, заседавший на борту королевского корабля «Эсистенс» под председательством Линча, осудил за пиратство Ф. уизеборна. Было доказано, что, зная о мирном договоре с Испанией, он не отказался от антииспанских действий и захватил несколько призов в консорте с голландским флибустьером Й. Йеллесом и французским корсаром Деманглем22.

16 Barbour V. Privateers and Pirates... P. 547. -

17 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and 20 Губарев В. К. Генри Морган... С. 214.

West Indies. Vol. 5. Р. 332; Marley D. F. Pirates of the 21 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and

Americas. Santa Barbara, Calif., 2010. P. 174-175. West Indies. Vol. 7: 1669-1674. L., 1889. P. 146-147; Cruik-

18 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and shank E. A. The Life of Sir Henry Morgan. With an ac-West Indies. Vol. 5. Р. 485; Newton A. P. The European count of the English settlement of the island of Jamaica Nations in the West Indies, 1493-1688. L., 1933. P. 262. (1655-1688). Toronto, 1935. P. 201-202.

19 Thornton A. P. West India policy under the Restoration. 22 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and

Oxford, 1956. P. 114. West Indies. Vol. 7. P. 342-343.

5 (15) апреля того же года Т. Линч писал губернатору Гаваны Ф. Родригесу, что подданные английской короны, совершающие нападения на испанцев, являются пиратами, поэтому кубинские власти могут захватывать и наказывать их так, как это делает и будет делать он, «когда они попадут ему в руки»23.

В то же время на пиратстве продолжали наживаться как продажные колониальные чиновники, так и некоторые представители деловых кругов Ямайки: купцы, плантаторы, судовладельцы, содержатели гостиниц и питейных заведений. Их тайные, а порой и явные связи с пиратами подкреплялись заинтересованностью в источнике быстрого и легкого обогащения. Например, голландский флибустьер П. Янсзоон (в английских документах - П. Джонсон), арестованный на Ямайке в 1672 г. за грабеж испанского корабля и уничтожение его команды, был признан невиновным и, по словам Линча, «через полчаса явился в таверну выпить со своими судьями». Линчу пришлось снова арестовать Янсзоона и отдать под суд. На этот раз пирата признали виновным и приговорили к смертной казни. Перед повешением голландец «усердно каялся, словно был таким набожным и таким невинным, как один из ранних мучеников»24.

Борьба Линча с флибустьерами происходила на фоне расцвета испанского корсарства. В 1672-1674 гг. английские купцы, судовладельцы и заготовители кампешевого дерева завалили короля Карла жалобами на незаконные захваты их судов в водах Юкатана и Больших Антильских островов испанцами. Ситуация усугублялась тем, что некоторые известные флибустьеры - например, Й. Йел-лес и Ф. Фицджеральд - перешли на испанскую службу и принялись безжалостно разорять английскую торговлю25.

Поскольку многие английские флибустьеры после запрещения приватирства на Ямайке ушли на острова Тортугу и Гаити и там обзавелись французскими каперскими свидетельствами, британские власти искали способы вернуть их в Порт-Ройял. 3 (13) апре-

23 Ibid. P. 345.

24 Ibid. P. 414, 421, 462-463, 485, 515; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies... P. 203; Marley D. F. Pirates of the Americas... P. 190-191.

25 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 7. P. 323, 384, 388, 401, 415, 420, 427, 462, 505, 557; Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 8: 1675-1676, also Addenda, 1574-1674. L., 1893. P. 205.

ля 1675 г. новый ямайский губернатор лорд Воан обнародовал королевскую прокламацию, повелевавшую всем английским прива-тирам, служившим иностранным государям, немедленно уйти с этой службы и вернуться на Ямайку. Добровольно сдавшимся обещали амнистию за все грабежи, которые были совершены ими против испанцев26. Однако большинство флибустьеров проигнорировало это требование.

В августе у западной оконечности Ямайки появился корабль флибустьерского капитана Дж. Эдмундса. Последний решил сдаться властям острова, но хотел иметь гарантии того, что его амнистируют. Через своего приятеля У. Крейна капитан связался с бывшим вожаком флибустьеров, а теперь ви-це-губернаторм острова Г. Морганом. 25 августа (4 сентября) Морган написал Эдмундсу ответное послание, заверив капитана, что «ему окажут весьма любезный прием в любом порту, и г-н Крейн нарочным сообщит ему, что ему предоставят столько привилегий, сколько он может ожидать от написавшего сии строки»27. Подобные действия вице-губернатора не понравились лорду Воану, который в своих письмах, адресованных правительству в Лондоне, постоянно упрекал своего заместителя в тайных связях с пиратами. 2 (12) мая 1676 г., отвечая на письмо госсекретаря Уильямсона, губернатор уверял последнего, что не питает к Моргану личных антипатий, но стремится добросовестно выполнять свой долг: «Больше всего меня возмущает то. что сэр Генри, вопреки долгу и оказанному ему доверию, восхваляет прива-тирство и ставит преграды всем моим планам и намерениям сократить число тех, кто избрал эту проклятую жизненную стезю»28.

Губернатор издал несколько прокламаций, в которых открыто заявил, что не допустит грабежей и хищений и будет преследовать нарушителей закона как пиратов, если они осмеляться прийти «в любой из наших портов». По его словам, многие флибустьеры ушли из Порт-Ройяла на Тортугу, где приоб-

26 Interesting tracts, relating to the Island of Jamaica, consisting of curious state-papers, councils of war, letters, petitions, narratives etc. P. 290; Губарев В. К. Генри Морган... С. 227.

27 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 8: 1675-1676. P. 271; Marley D. Pirates of the Americas... P. 126-127.

28 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 8. P. 389.

рели французские каперские свидетельства, «а сэр Генри рекомендовал некоторых из наших английских приватиров французскому правительству для получения каперских грамот, имел собственный интерес в их судах, передал полномочия своему брату [свояку] Биндлоссу на получение десятины для короля Франции и с тех пор поддерживает с ними связь»29. Воан заподозрил Моргана в том, что он хотел спасти от виселицы пирата Дж. Дина, капитана судна «Сент-Дэвид»; поэтому, явившись в адмиралтейский суд, губернатор своей властью добился осуждения обвиняемо-го30.

В августе 1676 г, узнав, что судно флибустьера Дж. Коксона находится в водах Ямайки, лорд Воан предложил его людям королевскую амнистию. 2 (12) августа секретарь Совета Ямайки П. Бекфорд писал госсекретарю Дж. Уильямсону: «Капитан Коксен [Коксон] находится вблизи острова с французским каперским свидетельством. Милорд [лорд Воан] использовал все возможные средства для его поимки, и объявил прощение всем его людям, если они предадут своего капитана, объявленного пиратом, но они отказались, так что милорд послал людей, чтобы схватить его, однако он тут же бежал прочь»31.

В начале 1677 г. шайка шотландского капитана Дж. Брауна, в которую входили англичане, французы и голландцы, захватила в районе Картахены голландское судно «Голден сан» с партией африканских невольников. Пираты убили капитана и нескольких членов комацды голландского судна и высадили сотню рабов в одной из укромных бухт Ямайки. Часть невольников купили местные плантаторы. Лорд Воан оправил фрегат, чтобы схватить пиратов, но те успели уйти в море. В июле того же года какой-то французский флибустьер доставил в Порт-Ройял Брауна и восемь его людей, которые попросили амнистию. Губернатор простил всех людей Брауна, кроме него самого. Шотландец обратился тогда к ассамблее колонии, но губернатор остался твердым

в своем отказе о помиловании и велел казнить пирата32.

Сурово расправившись с Брауном, лорд Воан в то же время помиловал другого известного вожака флибустьеров - Дж. Коксона, участвовавшего в 1677 г. в захвате и разграблении испанского города Санта-Марта в Новой Гранаде. Сдача властям не помешала Кок-сону продолжить деятельность джентльмена удачи. В сентябре 1679 г. в компании с Б. Шарпом и другими английскими пиратами он ограбил в Гондурасе склады, принадлежавшие королю Испании, и испанское торговое судно, взяв богатую добычу: мешок денег, серебряные слитки, черепашьи панцири, какао, кошениль и 500 ящиков индиго (испанский посол П. Ронкильо в сентябре 1680 г. доносил Карлу II, что пираты захватили 1000 ящиков индиго). Вернувшись на Ямайку, пираты весьма хитроумно использовали торговые шлюпы, с помощью которых легально провезли свою добычу через таможню Порт-Ройяла. Новый губернатор острова граф Карлайл и его заместитель Морган закрыли глаза на эти «шалости». Правда, они приказали арестовать тех пиратов, которые «забыли» воспользоваться указанной уловкой, но в декабре всех их отпустили, позволив снова идти в Гондурас - якобы с целью заготовки там кампешевого дерева. Коксон воспользовался этим разрешением вместе с несколькими другими флибустьерскими капитанами и в начале 1680 г. захватил и ограбил испанский город Портобело в Панаме33.

20 (30) мая 1680 г. в Совете Ямайки составили отчет, адресованный министерству торговли и плантаций. Его подписали Морган и ряд членов Совета. Чиновники писали, что сохранение в Вест-Индии прочного мира с испанцами необходимо, так как это способствует развитию торговли; что необходимо дальнейшее укрепление береговой обороны и подавление пиратства. В то же время Морган и его коллеги признавали, что антииспанские акции английских флибустьеров обычно провоцировались жестоким обращением испанцев с захваченными в плен английскими моряками, торговцами и заготовителями кам-

29 Ibid.

30 Ibid. P. 390-391, 432-434; Marley D. Pirates of the America... P. 97-98; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies... P. 213.

31 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and

West Indies. Vol. 8: 1675-1676. P. 437.

32 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 10: 1677-1680. L., 1896. P. 132-133; Mar-ley D. Pirates of the Americas... P. 64.

33 Privateering and Piracy in the Colonial Period: Illustrative Documents / Ed. by J. F. Jameson. N.-Y., 1923. P. 8492. Подробнее о капитане Дж. Коксоне см.: Губарев В. К. Фортуна Джона Коксона. М., 2015.

пешевого дерева. Не имея возможности найти понимания ни на Ямайке, ни в Европе, пострадавшие от испанского произвола англичане уходили во французские колонии, получали там каперские свидетельства и начинали мстить своим обидчикам под чужим флагом. Для борьбы с морским разбоем Совет Ямайки просил правительство в Лондоне прислать на остров два фрегата шестого ранга, пригодных для оперирования на мелководье, и один фрегат пятого ранга - для их поддержки, а также ещё раз строжайшим образом запретить английским подданным служить иностранным государям. Говоря о силах флибустьеров, Морган и другие члены Совета отмечали, что в последнее время они значительно возросли: «У них есть один корабль с 28 пушками, один - с 24, один - с 12, один - с 8 (не считая шлюпов и барок), все - чрезвычайно хорошо укомплектованы и намного лучше вооружены, чем любой из наших европейских кораблей. Самым большим из них был приз, захваченный неким Питером Харрисом у голландцев, в погоне за которым Его Величества корабль «Саксесс» был, к сожалению, поте-

рян»34.

Отвезти отчет Совета Ямайки в Англию взялся сам граф Карлайл. Утром 27 мая (6 июня) 1680 г. он отплыл из Порт-Ройяла на борту военного корабля «Иксчейндж». Управление Ямайкой снова перешло к Г. Моргану. В начале июля он продлил ордер своего предшественника на арест Коксона и тех капитанов, которые участвовали в захвате Портобело35. Пять дней спустя Морган приказал опубликовать прокламацию, запрещавшую жителям Ямайки общаться с людьми вне закона. Но у Коксона оказалось много влиятельных друзей в Порт-Ройяле, включая часть членов Совета Ямайки во главе с Р. Биндлоссом. Они предложили внести залог в 2 тыс. ф. ст., чтобы Коксону позволили вернуться на Ямайку. Кроме того, они гарантировали, что их друг-пират не будет больше разбойничать с каперским поручением от какого-либо иностранного государя. Разделяя эту точку зрения, Морган все же был осторожен и написал в Англию своему патрону Карлайлу, испрашивая у него разрешения принять предложение о залоге. Запрос Моргана, однако, остался без ответа.

В письме, датированном 5 (15) июля, сэр Генри сообщает лорду Сандерленду о появлении вблизи берегов Ямайки французского корсара, которого он пытался захватить, но безуспешно. «При первой же возможности я отправлю жалобу французскому губернатору Эспаньолы, у которого французские прива-тиры обычно получают свои каперские свидетельства, - писал он. - Нас не меньше беспокоят и приватиры, приписанные к нашему острову. Строгие приказы об их аресте были выданы лордом Карлайлом перед его отъездом, а затем и мною, и некоторые из их людей были схвачены и сейчас сидят в тюрьме в ожидании суда; остальные напуганы и, не имея смелости войти в какой-либо из наших портов, будут держаться в стороне до тех пор, пока не найдут себе [безопасное] место для поселения. Я весьма опасаюсь, что это может привести к потере островом многих людей, и предотвратить сие можно только с помощью постоянного присутствия здесь небольшого маневренного фрегата, который патрулировал бы прибрежные воды вокруг острова и нападал на приватиров. Их количество увеличивается за счет нуждающихся и несчастных, и они поощряются беспечностью и малодушием испанцев, несмотря на многочисленность последних. Ничто не может быть более фатальным для этой колонии, чем соблазнительно заманчивые смелость и успех приватиров, привлекающие к себе белых сер-вентов36, а также всех несчастных и отчаянных людей. Я не жалею усилий, чтобы подавить это растущее зло, выдав недавно специальное поручение для суда над несколькими беглыми белыми, застрелившими человека из отряда, посланного на их задержание. Эти прива-тиры отпугивают испанцев от торговли с нами, которая в противном случае была бы значительной»37.

В другом письме Сандерленду, датированном 1 (11) февраля 1681 г., Морган рассказал о стычке с шайкой голландского флибустьера Я. Эвертсена: «В субботу ночью (29 января по юлианскому календарю. - В.Г.) я получил известие о некоем капитане Джеймсе Эверсоне38, командире шлюпа, известном приватире, стоявшем на якоре с бригантиной,

34 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 10: 1677-1680. P. 531-532.

35 Ibid. P. 563.

36 Законтрактованные работники (кабальные слуги), работавшие на хозяина три, пять или семь лет.

37 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 10: 1677-1680. P. 565.

38 Англичане называли Якоба Эвертсена Джеймсом

Эверсоном.

которую он недавно захватил. Я немедленно взял под охрану все лодки в Пойнте и снарядил шлюп с двадцатью четырьмя солдатами и тридцатью шестью моряками, который в полночь вышел отсюда и перед полуднем сошелся с ним в Булл-Бее. Затем, подняв королевский вымпел, они взяли его на абордаж. Они были встречены тремя мушкетными выстрелами, легко ранившими одного человека, и ответили залпом, убившим некоторых и ранившим других приватиров. Эверсон и ещё несколько человек прыгнули за борт и были застрелены в воде возле берега. Потом они увели его прочь с двадцатью шестью крепкими парнями, которых они доставили ночью в эту гавань. Теперь они - заключенные на борту корабля Его Величества «Норвич» и ожидают суда. Я выдал ордера на задержание тех, что сбежали, о каковых, без сомнения, дам подробный отчёт»39.

16 (26) марта того же года в письме министрам торговли и плантаций Морган сообщил: «Во вторник 14-го числа приватиры были судимы. в суде адмиралтейства, где они были признаны виновными в пиратстве и приговорены к смертной казни. Но после обсуждения и с учетом того, что генеральная ассамблея должна собраться 18-го числа, я решил, что пока не стоит отправлять их на казнь, дабы это не отпугнуло всех прочих, находящихся вне досягаемости, от возвращения сюда и проявления покорности. Я уже запросил королевские инструкции по этому поводу и отменил казнь в надежде получить оные в течение разумного срока»40.

7 (17) апреля в Порт-Ройял прибыл капитан Напмен, который передал сэру Генри послание от госсекретаря Л. Дженкинса. В этом письме госсекретарь предупредил Моргана, что правительство серьезно подозревает его и графа Карлайла в тайной поддержке пиратов и приватиров. В ответном письме от 9 (19) апреля вице-губернатор заверил Джен-кинса, что это не так, что он, граф Карлайл и Совет Ямайки всегда преследовали морских разбойников: «Я предавал смерти, сажал в тюрьму и передавал испанцам на казнь всех английских и испанских пиратов, которых я смог захватить в пределах юрисдикции этого правительства. Несколько недель назад я написал об этом полный отчет для лордов

39 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 11: 1681-1685. L., 1898. P. 7.

40 Ibid. P. 21-22; Губарев В. К. Генри Морган... С. 249.

торговли и плантаций и получил за этот период несколько благодарностей с материка от испанских губернаторов за проявление такой заботы и бдительности в деле подавления приватиров. Искренние усилия лорда Карлайла в этом направлении стали причиной гибели корабля Его Величества «Саксесс» у Южных островков близ Кубы, которые прива-тиры используют в качестве убежища»41.

2 (12) июля в отчете, подготовленном в Сантьяго-де-ла-Веге для министерства торговли и плантаций, Морган сообщил о снабжении королевского фрегата «Норвич» свежей провизией и передаче ему в помощь шлюпа, захваченного ранее у капитана Эвертсена. Шлюп был обеспечен достаточным вооружением и опытным штурманом, знавшим окрестные воды и убежища морских разбойников. «Не так давно ко мне доставили несколько пиратов, - добавляет он. - Один за свои преступления был казнен, а некий Томас, весьма известный злодей, который недавно захватил богатое судно, приписанное к этому острову, схвачен и находится под судом. Я отправил в крейсерство фрегат и дал капитану Хейвуду особое задание отыскать некоего Лоренса (голландского флибустьера Л. де Граффа. - В.Г.), великого и злобного пирата, командующего двадцативосьмипушеч-ным кораблем и имеющего на борту двести человек»42.

О решительных действиях Г. Моргана по борьбе с пиратством можно судить также по его письму от 14 (24) июля, адресованному в министрество торговли и плантаций: «Мы здесь окружены пиратами, которые под маской «приватиров» грабят и захватывают даже те суда, что принадлежат этому острову. Они захватили одно, которым командовал капитан Чандлер, но тот, как ни странно, привез одного из них на сей остров в баркасе. Пират, которого доставил капитан Чандлер, был признан виновным и казнен»43.

В письме от 8 (18) марта 1682 г. Морган рассказывал госсекретарю Дженкинсу, каким образом он поступал с пойманными пиратами:

«С тех пор как я казнил во исполнение королевских приказов трех пиратов, целая

41 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 11: 1681-1685. P. 28-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 Ibid. P. 81.

43 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and

West Indies. Vol. 11: 1681-1685. P. 87-88.

группа, которая два последних года беспокоила испанцев в Южных морях, с помощью испанского пилота прибыла на [Британские] Подветренные острова; шестнадцать из них отправились в Англию с Бартоломью Шарпом, их вожаком; остальные находятся на Антигуа и соседних островах, исключая четырех, которые прибыли сюда; один из них сдался мне, другие трое были мной с большим трудом обнаружены и арестованы. После этого они были найдены виновными и осуждены. Тот, который сдался, видимо, получит помилование от короны как информатор. Один из осужденных оказался кровавым и отъявленным негодяем и достоин наказания; двое других, как мне доложили судьи, могут быть прощены, но я не буду дальше рассматривать это дело до получения приказов Его Величества. Я искренне рад такому мнению суда, ибо питаю большое отвращение к кровопролитию и весьма сожалею, что за время моего недолгого правления мне так часто приходилось наказывать преступников смертью»44.

После того, как Т. Линч вторично был назначен губернатором Ямайки (1682 г.), он продолжил политику подавления флибустьеров. Немало хлопот доставил ему и его преемнику Х. Моулзвёрту пиратский капитан Дж. Баннистер, командовавший кораблем «Голден флис». Баннистер взял на борт своего судна более 100 человек и в июне 1684 г. покинул Порт-Ройял, «забыв» попросить у Линча пропуск. В одном из своих писем губернатор отмечал: «Некий Банистер бежал [из Порт-Ройяла] с кораблем «Голден флис», вооружённом тридцатью или сорока пушками, подобрав более сотни человек со шлюпов в подветренной стороне и имея французское каперское свидетельство»45.

Баннистер, возможно, некоторое время крейсировал вместе с флотилией французского флибустьера Ж. де Граммона у берегов Кубы, а затем отправился на острова Кайман. Там он и почти вся его шайка были захвачены английскими военными кораблями «Руби» и «Бонетта». Линч писал по этому поводу Ч. Литтлтону:

«Этой ночью «Руби» доставил Банни-стера. Он взял его на Кайманах; тот имел около 115 человек на борту, большая часть из них - самые отъявленные разбойники в этих Индиях. Я велел доставить корабль и людей в

Адмиралтейство и приказал судье немедленно начать процесс против них, так как мы не знали, каким образом охранять и удерживать такое большое количество людей. Мы полагали, что они будут найдены виновными в пиратстве.. ,»46.

Но одно дело было поймать пиратов, а совсем другое - уличить их в совершении преступлений. Выяснилось, что у Баннистера не было французской каперской грамоты, и к моменту задержания он пленил лишь двух испанцев, коих военные моряки нашли на его борту. В ходе судебного заседания испанцев заставили говорить в пользу Баннистера, и большое жюри не усмотрело в действиях капитана пиратства. Линч был тяжело болен, и это решение суда ещё больше обострило его болезнь, от которой он умер 24 августа (по юлианскому календарю). Х. Моулзвёрт, сменивший его в качестве вице-губернатора, хотел довести дело до конца, но обнаружил, что свидетели-испанцы виляют; в итоге дело перенесли до следующего заседания47.

В ноябре Моулзвёрт отправил «Руби» к побережью Гаити с заданием найти голландских пиратов, грабивших английские суда под французским флагом. В начале декабря капитан Митчелл, командир «Руби», обнаружил в порту Пти-Гоава флибустьерскую флотилию, в составе которой находились суда капитана Я. Виллемса по кличке Янки и его компаньона капитана Брэхи. Митчелл потребовал от губернатора Пти-Гоава арестовать упомянутых капитанов как пиратов или позволить ему захватить их в гавани, заявив, что они ограбили несколько английских шлюпов. Французский губернатор отказался выполнить просьбу капитана «Руби», ограничившись тем, что передал ему трех пленных английских матросов с пиратского судна «Ла Тромпёз»48.

В январе 1685 г., согласно информации Моулзвёрта, находившийся в заключении капитан Баннистер «под покровом ночи отчаянным решительным образом покинул форт, обеспечив себя затычками всех размеров, чтобы иметь возможность заткнуть любую пробоину, которую могли сделать ему пушки из форта, для чего он, по слухам, поместил в

44 Ibid. P. 203-204.

45 Ibid. P. 657.

46 Pawson M., Buisseret D. Port Royal... P. 70.

47 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 11: 1681-1685. P. 678, 681.

48 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and

West Indies. Vol. 11: 1681-1685. P. 749.

трюме около 50 человек, стоявших наготове. Но из-за небрежности часовых и темноты ночи, имея к тому же благоприятный бриз с суши, он прошел рядом с фортом ещё до того, как майор Бекфорд, командовавший оным, смог заметить его. Бекфорд сделал всё, что мог, но произвел в его сторону лишь три выстрела. Он. отправил мне сообщение о случившемся, каковое было для меня полной неожиданностью . »49

От Ямайки Баннистер повернул к побережью Гаити. К моменту, когда он прибыл туда, в Пти-Гоав пришел с флотилией сьёр де Граммон. Баннистер последовал за ним на остров Ваш, а оттуда - к Панамскому перешейку. Там его корабль был обнаружен военным кораблем «Руби», но его командир, капитан Д. Митчелл, не рискнул идти на конфликт с превосходящими силами флибустьеров и предпочел ретироваться50.

От Панамы флотилия Граммона пошла в Гондурасский залив, а затем напала на испанский порт Кампече (лето 1685 г.). Поскольку это предприятие не принесло большой добычи, некоторые пираты решили отделиться от Граммона. В начале сентября Баннистер покинул Кампече в обществе капитанов Л. де Граффа, Брэхи, Дюшена и Ла-гарда.

26 ноября губернатор Моулзвёрт был информирован о присутствии в водах Ямайки трех пиратских капитанов - Баннистера, Дю-шена и Лагарда. Он послал против них капитана Митчелла на корабле «Руби», который застал в Порт-Люсии судно капитана Дюше-на. При приближении королевских моряков шайка Дюшена спряталась в лесной чаще. Баннистер пришел за ними вскоре после ухода Митчелла и забрал их на борт «Голден флиса».

В январе 1686 г. в Порт-Ройял неожиданно прибыл капитан флибустьеров Дж. Коксон. Губернатор отказался предоставить ему амнистию, обвинил капитана в морском разбое и отправил за решетку. Судебный процесс должен был проходить в Сантьяго-де-ла-Веге (Спаниш-Тауне), где находилась резиденция губернатора, а не в Порт-Ройяле, где у Коксона было немало сочувствующих среди судей и присяжных заседателей. Одна-

ко Коксон умудрился ещё до суда сбежать из тюрьмы и выйти в открытое море51.

В это время Баннистер и его французский коллега Лагард решили действовать в консорте, нападая на суда всех наций. Губернатор Тортуги и Сен-Доменга сьёр де Кюсси узнал об этом 28 марта, когда оба пирата уже успели ограбить два английских торговых судна. В тот же день Кюсси поднялся на борт военного фрегата «Ла Сюбтиль» со 120 людьми, чтобы попытаться задержать их. 3 апреля 1686 г. в окрестностях острова Ваш он встретил двух других охотников на пиратов, которые рыскали с той же целью: капитана «Руби» Митчелла, вооружившего торговое судно «Санта-Роса», и капитана «Бонетты» Стэнли, которые неделей раньше ушли с Ямайки на поиски Баннистера. Но ни Кюсси, ни англичане не нашли следов пиратов.

В мае 1686 г. кто-то из жертв Баннистера прибыл в Порт-Ройял, принеся новость, что Баннистер и Лагард ремонтируют свои суда в заливе Самана на северо-восточной оконечности Эспаньолы. Кроме того, стало известно, что 19 мая другое пиратское судно вошло в залив Самана: это был «Сент-Николас», голландский корабль с 10 пушками, ходивший в Гвинею и возвращавшийся оттуда в Пти-Гоав. Баннистер задержал «Сент-Николас», когда его люди ремонтировали «Голден флис».

Получив это известие, губернатор Моулзвёрт отправил в Саману корабли «Фалкон» (капитан Ч. Талбот) и «Дрейк» (капитан Т. Спрэгг). Как и ожидалось, они нашли там Баннистера, имевшего под своим командованием 200 человек; «Голден флис» и «Сент-Николас» кренговались, но все их пушки были установлены на батарее на пляже. Началась артиллерийская дуэль, в ходе которой «Голден флис» был почти полностью уничтожен; в то же время пираты убили и ранили больше двух десятков королевских моряков. К сожалению, «Фалкон» и «Дрейк» имели слишком большое водоизмещение, и командиры боялись посадить их на мель; поэтому в итоге они прекратили сражение и ушли назад в Порт-Ройял52.

Баннистер отремонтировал «Сент-Николас», тогда как разбитый «Голден флис» пришлось сжечь. Но тут между англичанами

49 Ibid. P. 765; Pawson M., Buisseret D. Port Royal... P. 70; Marley D. Pirates of the Americas... P. 495.

50 Marley D. Pirates of the Americas... P. 496.

51 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 12: 1686-1688. L., 1899. P. 142-143.

52 Pawson M., Buisseret D. Port Royal... P. 72; Marley D. Pirates of the Americas... P. 496.

и французскими пиратами вспыхнула ссора, поскольку на борту французского корабля «Фаворит» не могли поместиться все желающие. В конечном счете 80 французских пиратов разместились на «Сент-Николасе», на котором они 15 июля вышли в море.

Тем временем, переоснастившись на Ямайке, «Дрейк» последовал за «Фалконом» в Саману, куда и прибыл в конце июля. Его капитан Т. Спрэгг нашел там лишь два десятка пиратов, которые, выстрелив из мушкетов по кораблю, бежали в глубь суши.

В течение нескольких месяцев ямайские власти не имели новостей о Баннистере. Наконец, в конце года губернатор Моулзвёрт узнал от нескольких людей из шайки Банни-стера, что их капитан находится в Гондурасе среди индейцев и, используя переодевания и чужие имена, продолжает заниматься пиратством. Моулзвёрт велел снарядить «Дрейк» и вспомогательный шлюп, чтобы преследовать разбойника. Капитану Спрэггу было разрешено казнить пирата, если он его схватит, чтобы не устраивать ещё один судебный процесс в Порт-Ройяле.

28 января (7 февраля по григорианскому календарю) 1687 г. «Дрейк» вернулся в Порт-Ройял. В шканечном журнале «Фалко-на», стоявшего тогда на рейде, была сделана следующая запись:

«... этим днем прибыл «Дрейк» с Бан-нистером: он и 3 его партнёра были повешены на реях, как и несколько других пленни-ков...»53.

В августе 1687 г. капитан Спрэгг доставил в Порт-Ройял 71 англичанина, которые ранее находились в испанском плену и были переданы ему губернаторами Кампече и Веракруса. Кроме того, он «привёз шестерых французских пиратов, ограбивших несколько судов, и одиннадцать людей Коксона». Последних судили 18 августа, причем восьмерых признали виновными и осудили, а троих, выступивших информаторами, простили.

Прибытие на Ямайку К. Монка, 2-го герцога Альбемарля, назначенного губернатором острова, позитивно сказалось на судьбе капитана Дж. Коксона. В сентябре 1688 г. старый пират смог, наконец, вернуться в Порт-

53 Pawson M., Buisseret D. Port Royal... P. 73; Laprise R. Joseph Bannister. URL:

http://membre.oricom.ca/yarl/Proue/B/B.htmI (дата обращения: 17.11.2015).

Ройял и сдаться властям. Альбемарль, действуя формально, отослал Коксона к С. Линчу, агенту Р. Холмса, который был уполномочен вести все дела, связанные с пиратами в колонии. В итоге Коксон получил прощение за свои прошлые грехи.

Подводя итоги, можем отметить, что в деле борьбы с морским разбоем в Вест-Индии во второй половине XVII в. британские власти прибегали к политике «кнута и пряника»: наиболее закоренелых преступников судили и безжалостно казнили, а тем, кто добровольно передавал себя в руки правосудия и соглашался сотрудничать с колониальной администрацией, даровали амнистию. Подобные меры позволили полностью ликвидировать флибустьерское гнездо на Ямайке и вернуть под контроль официальных властей ту часть английских пиратов, которые отказались от своего преступного ремесла.

Источники

Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. 1661-1688. L., 18801994. Vol. 5-12. Documents relating to law and custom of the sea / Ed. by R. G. Marsden. L., 1915-1916. Vol. I-II.

Interesting tracts, relating to the Island of Jamaica, consisting of curious state-papers, councils of war, letters, petitions, narratives etc. which throw great light on the history of that Island, from its conquest, down to the year 1702. Santiago de la Vega, Jamaica, 1800. Privateering and Piracy in the Colonial Period: Illustrative Documents / Ed. by J. F. Jameson. N. -Y., 1923. Royal Instructions to British Colonial Governors. 1670-1776 / Ed. by L. W. Labaree. N. -Y.; L., 1935. Vol. I. Sketch pedigrees of some of the early settlers in Jamaica / Ed. by Noel B. Livingston. Kingston, 1909.

Литература

Губарев В. К. Флибустьеры Ямайки: эпоха «великих походов». М., 2011. Губарев В. К. Генри Морган. М., 2014. Губарев В. К. Фортуна Джона Коксона. М., 2015.

Barbour V. Privateers and Pirates of the West Indies / / The American Historical Review. April 1911. Vol. XVI. N 3. Cruikshank E. A. The Life of Sir Henry Morgan. With an account of the English settlement of the island of Jamaica (1655-1688). Toronto, 1935.

Cundall F. The governors of Jamaica in the seven- Marley D. F. Pirates of the Americas. Santa Barba-teenth century. L., 1936. ra, Calif., 2010.

Hamshere C. The British in the Caribbean. L., Newton A. P. The European Nations in the West 1972. Indies, 1493-1688. L., 1933.

Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in Pawson M., Buisseret D. Port Royal, Jamaica. the XVII Century. N. -Y., 1910. Kingston, 2000.

Laprise R. Joseph Bannister. URL: Thornton A. P. West India policy under the Resto-http://membre.oricom.ca/yarl/Proue/B/ ration. Oxford, 1956. B.html (дата обращения: 17.11.2015)

Губарев Виктор Кимович, доцент кафедры истории и права Донецкого национального технического университета, кандидат исторических наук, доцент (Донецкий национальный технический университет, Донецк, Украина); e-mail: flibustier2002@rambler.ru

BRITISH EXPERIENCE IN STRUGGLE AGAINST PIRACY IN THE CARIBBEAN IN THE SECOND HALF OF THE XVII CENTURY

This article discusses the experience of the struggle of the colonial administration of the Jamaica with filibustering outlaws in the Caribbean Sea in the second half of the XVII century, analyzes the stick and the carrot policy at different stages of the British colonial expansion in this region

Key words: piracy, privateering, filibusters, privateers, corsairs, Jamaica, West Indies, Caribbean Sea, the naval war, colonial expansion.

Viktor K. Gubarev, Associate Professor of the Department of History and Low, Candidate of Historical Sciences (Donetsk National Technical University, Donetsk, Ukraine); e-mail: flibustier2002@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.