Научная статья на тему 'Британский национальный фронт проблема идеологии (1970 1980 е гг. )'

Британский национальный фронт проблема идеологии (1970 1980 е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
617
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ / РАСИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / НЕОФАШИЗМ / UNITED KINGDOM / RIGHT WING RADICALISM / RACISM / NATIONALISM / NEO FASCISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ларионов И. С.

Данная статья посвящена проблеме идеологии крупнейшего в 1970-80-е гг. британского праворадикального политического движения Национальный фронт. Особое внимание уделено расовой составляющей идеологии в ее связи с традиционным для движений подобного типа антисемитизмом и враждебностью по отношению к цветным иммигрантам, ставшей визитной карточкой партии. Кроме этого, в статье уделено внимание трансформации идеологии Национального фронта в 1980-х гг. в свете его ухода с политической сцены страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRITISH NATIONAL FRONT: THE PROBLEM OF IDEOLOGY (1970s 1980s)

This article is devoted to the problem of ideology of the National Front, the major British radical rightwing political movement of 1970s 1980s. Special attention is given to the racist component of the ideology, its connection with anti Semitism and animosity towards ethnic minority immigrants, typical for such political movements, which became the National Front trademark. Besides, the author analyzes the transformation of the National Front ideology in 1980s in view of its leaving the countrys political scene.

Текст научной работы на тему «Британский национальный фронт проблема идеологии (1970 1980 е гг. )»

УДК 94(420).086

БРИТАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ - ПРОБЛЕМА ИДЕОЛОГИИ (1970-1980-е гг.)

© 2010 И.С. Ларионов Самарский государственный университет Поступила в редакцию 12.10.2009

Данная статья посвящена проблеме идеологии крупнейшего в 1970-80-е гг. британского праворадикального политического движения Национальный фронт. Особое внимание уделено расовой составляющей идеологии в ее связи с традиционным для движений подобного типа антисемитизмом и враждебностью по отношению к цветным иммигрантам, ставшей визитной карточкой партии. Кроме этого, в статье уделено внимание трансформации идеологии Национального фронта в 1980-х гг. в свете его ухода с политической сцены страны.

Ключевые слова: Великобритания, правый радикализм, расизм, национализм, неофашизм.

Национальный фронт (НФ) - партия, созданная в 1967 г. усилием нескольких разрозненных мелких групп правых радикалов с целью заявить о своем присутствии в политической жизни страны. Именно эта партия, возглавляемая в 1970-е гг. Д. Тинделлом и М. Вебстером, до недавнего времени являлась наиболее успешным проектом крайне правого толка в послевоенной Британии (сейчас можно констатировать, что последние успехи Британской национальной партии в 2000-х гг. превзошли достижения НФ тридцатилетней давности). Миновав нестабильность и дезориентацию в начальный период своего существования, НФ достиг пика популярности во второй половине 1970-х гг., что выражалось как в электоральных успехах, так и активностью в общественной жизни. Не предлагая никаких принципиально новых идеологических установок, НФ довольно успешно соединил в своей идеологии различные тенденции правого радикализма: от антисемитизма до корпоративизма движения Освальда Мосли.

К середине 1970-х гг. численность партии, по некоторым оценкам, достигала 17500 человек, причем наибольший наплыв новых сторонников последовал после широко обсуждаемых в обществе решений британского правительства принять в страну многотысячные группы беженцев из Уганды и Малави, спасавшихся от местных авторитарных режимов1. В свете этих событий, а также под влиянием популярных идей консервативного политика Эноха Паэулла, озвученных им в своей знаменитой речи 1968 г. "Реки крови" об опасности иммиграции, идеологи НФ сделали главный упор в политике партии на требовании "обязательной репатриации всех небелых иммигрантов из страны2.

Ларионов Игорь Сергеевич, аспирант кафедры зарубежной истории. E-mail: novemberus@yandex.ru

В некоторых проблемных районах, таких как Бредфорд, Лейстер или Восточный Лондон, где напряженность, связанная с присутствием больших иммигрантских общин, была особенно заметной, НФ добивался поддержки 10-15% избирателей на выборах различных уровней (хотя ему так и не удалось завоевать никаких мест в муниципальных советах или парламенте). Наибольший успех пришел к НФ в 1977 г. на выборах в Совет большого Лондона, общее количество голосов, отданных за кандидатов партии составило 120000 человек3. На парламентских выборах 1979 г. НФ выставил рекордное для себя количество кандидатов - 303 человека, в надежде заявить о себе как об одной из ведущих политических сил страны, но, вопреки ожиданиям, результаты выборов стали для партии сокрушительным поражением, после которого она так и не смогла оправиться (в среднем 1,4% голосов для всех кандидатов). История НФ в 1980-х гг. представляет собой череду внутренних конфликтов и расколов внутри партийного руководства, что приводит к окончательному уходу этой партии с политической сцены и превращению ее в малочисленную маргинальную группу

Идеология Национального фронта видоизменялась в зависимости от изменений в партийном руководстве и различных стратегий действия. К моменту своего возникновения НФ и его идеология характеризовались националистическим (или иначе "популистским") расизмом и сильным антисемитизмом в духе Арнольда Лиси, соединенным с социально-экономическими представлениями, характерными для Британского союза фашистов Освальда Мосли довоенного периода4.

По существу, можно говорить о трех интеллектуальных уровнях, на которых была представлена расовая и националистическая идеология Национального фронта. Так, Ричард Веррал (с 1976 г. по 1980 г. редактор партийного журна-

ла "Spearhead") предпринимал попытки обеспечить расовую и националистическую идеологию НФ научными теориями и концепциями5. Джон Тинделл, долгое время являвшийся председателем НФ и его главным идеологом, занимал промежуточный уровень, в своих речах и программных работах эмоциональным, но в то же время рациональным языком он говорил о расовых отношениях, мировом (еврейском) заговоре и необходимости авторитарной властиё при этом стараясь избегать наиболее экстремистских формулировок. И, наконец, на "популистском" уровне действовал главный партийный организатор Мартин Вебстер, на страницах партийной прессы освещавший случаи противозаконного или вызывающего поведения цветных иммигрантов в обществе, перемежая эти сообщения с темой заговора правительственных кругов страны с целью воздействовать на бытовые расистские предрассудки рядовых граждан6.

Расовый вопрос в идеологии

Национального фронта

Расизм НФ обосновывался типичными гене-тико-биологическими факторами: 1) физические и поведенческие особенности обусловлены генетикой; 2) генетические различия являются основой различий расовых; 3) нации и расы можно классифицировать по иерархической системе в соответствии с их способностями в той или иной сфере деятельности; 4) вышестоящие расы в силу своего (законного) положения вынуждены доминировать над низшими расами; 5) наиболее коварная угроза исходит от мирового еврейства, которое, благодаря своему контролю над мировыми финансовыми ресурсами, а также своей поддержке свободной иммиграции, либерализма, коммунизма и других левых идей (все это дело рук евреев), желает "уничтожить национальный дух и достоинство британцев" 7.

Превосходство белой расы, и особенно "нордических арийцев" (Northern Aryanism, но также часто употреблялся термин Anglo-Saxonism), -это наиболее важные ценности, защищая которые, можно вернуть имперское величие Британии, обусловленное всей ее историей и традициями. Именно благодаря англо-саксонским народам, по мнению Д. Тинделла, мы имеем современную цивилизацию и культуру, без них все люди до сих пор жили бы в хижинах, искусство оставалось бы на уровне наскальной живописи, а коммуникация между людьми не пошла дальше нечленораздельного мычания8.

М. Вебстер так характеризует расовую идеологию НФ в 1977 г. "Наша партия прежде всего расистская. Мы ведем борьбу за чистоту британской расы... Мы стремимся избавить англичан от

комплекса вины перед цветными расами.. Лозунг НФ "Британия - превыше всего!" означает в первую очередь защиту расовой чистоты от пагубного влияния извне" 9. Д. Тинделл, в свою очередь, говорит о необходимости произвести переворот в умах британцев, "ликвидировав либеральную мягкость и восстановив национальную гордость, опираясь на судьбу англичан и предназначение их расы. Должны быть также произведены изменения и в мягкотелой британской конституционной политической системе, восстановив ответственность власти и руководства" 10.

По мнению исследователя британского неофашизма Р. Турлоу, идеологи НФ, выступая с критикой современного им общества, основанного на принципах парламентской демократии и либерализма, пытаются замаскировать истинные нацистские установки партии. Именно для этого Д. Тинделл использовал идеи философа Освальда Шпенглера и приспособил их для критики либерального общества с позиций национал-социализма с целью придать партийной идеологии некую презентабельность. Несмотря на противоречия такого "синтеза" (приоритет культуры у Шпенглера и расы в национал-социализме), Тинделл, основываясь на концепции Шпенглера и таких его последователей, как Ревило Оливер и Франц Йоки, приходит к выводу, что либерализм выхолащивает из британского самосознания чувство национальной гордости, волю к власти, осознание своего предназначения и принадлежности к своей расе11. Р. Веррал, как и Арнольд Лиси до него, напротив, отмечает несовместимость идей Шпенглера с расово окрашенным национализмом НФ, поскольку для последнего именно раса определяет культуру, но никак не наоборот.

Примечательным в идеологии НФ является вопрос о соотношении непосредственно расовой теории и идеи британского национализма, в одной из своих предвыборных программ НФ характеризовал себя следующим образом: "Мы партия британского национализма, заявляющая о своей приверженности борьбе за восстановление национального суверенитета, за сохранение английской национальной общности и культуры"12. В то же время раса, как уже отмечалось, выступает в идеологических построениях НФ в качестве главной категории: она определяет национальность, а национальность, в свою очередь, культурные и поведенческие особенности отдельного человека.

В течение 1970-х гг., нацистское наследие партии было отчасти отвергнуто, прежде всего для того, чтобы привлечь к себе новых сторонников из числа разочарованных в своей партии консерваторов. Антисемитизм приглушается и

вытесняется враждебностью по отношению к цветным иммигрантам. Лидеры НФ всячески подчеркивают, что в программе партии нет намеков на антисемитизм, что они всего лишь выступают против сионизма и мирового капитала13. Однако фактически, евреи наравне с чернокожими и выходцами из стран Азии с точки зрения партии рассматриваются как чужаки, чуждые британской культуре и традициям, а поэтому едва ли смогут стать полноправными членами британского общества.

Новой целью для словесных нападок и физического насилия для актива НФ становятся иммигранты. Увеличение числа цветных иммигрантов НФ прямо связывает с ростом в стране преступности, заболеваний, в том числе венерических, потреблением наркотиков. Так, в газете "Новости Национального фронта" М. Вебстер регулярно обращается к криминальным сводкам совершенных убийств, грабежей и изнасилований, акцентируя внимание на расовой и национальной принадлежности преступников. Именно раса рассматривается в качестве главного аргумента в объяснение преступного поведения, а иммигранты из стран Содружества оказываются главными виновниками увеличения уровня преступности в стране14. Поэтому лишь полная и незамедлительная высылка всех небелых иммигрантов сможет предотвратить те проблемы, с которыми сталкиваются многие английские города.

Социально-экономическая

и политическая идеология

Важным элементом идеологии НФ является концепция "традиционализма", призванная обеспечивать преемственность и порядок в современном английском обществе, утратившем духовные ориентиры. Значительное место в построениях идеологов НФ занимает своеобразная концепция "свободы", которая якобы наступит только тогда, когда человек и государство сольются в единое целое. Полной независимости и свободы, по их мнению, может достигнуть лишь нация, обладающая достаточной целеустремленностью и высоким боевым духом15.

Лозунг "Британия — превыше всего!" как основная идеологическая установка НФ определяет его довольно пространную экономическую и политическую программу. Так, НФ выступает за выход Великобритании из всех международных организаций, считая, что судьба ее связана с Британским Содружеством наций. Однако нынешняя многорасовая концепция этого Содружества считается нереалистичной, оно должно быть преобразовано в "товарищество белых наций", ядром которого станут Англия, Канада, Австралия и Новая Зеландия, ЮАР и Родезия. Все осталь-

ные, "цветные" страны Содружества могут сотрудничать с новой организацией на взаимовыгодных и равноправных условиях16.

Национальный фронт выступает с критикой идеи единого мирового рынка, ратуя за политику экономического национализма. На практике это означало бы политику автаркии и стремление Британии к самообеспечению важнейшими товарами (одновременно со активизацией взаимодействия внутри Содружества), а также к тому, чтобы все внутренние сырьевые ресурсы страны, включая нефтяные залежи Северного моря, разрабатывались исключительно под контролем государства. Выступая против крупных иностранных владений в британской промышленности, НФ заявляет о необходимости строгого контроля над финансовыми институтами и банками. При этом в качестве наиболее динамичного и эффективного способа промышленной деятельности рассматривается частное предпринимательство.

В области международных отношений идеологи партии призывают отказаться от практики дипломатического бойкота в отношении таких стран, как ЮАР и Южная Родезия, которые не причиняют вреда Англии, несмотря на то, что некоторые группы в английском обществе считают политику этих стран возмутительной, более того, их граждане (разумеется, белая их часть) являются для британцев собратьями по крови и культуре. Не признаются никакие обязательства, "вынуждающие английский народ идти на экономические жертвы во имя оказания помощи так называемым развивающимся стра-нам"17. Как уже отмечалось, НФ стоит на позициях неучастия Британии в каких бы то ни было международных организациях, которые ущемляют суверенитет страны. Из этого следует требование выхода из ООН и всех военных блоков, в особенности, конечно, из блока НАТО, где британские вооруженные силу находятся под иностранным контролем.

Отдельным пунктом в идеологии Национального фронта выступает ярко выраженный антикоммунизм. Объявляя международное коммунистическое движение (координируемое евреями) одним из главных врагов западной цивилизации, партия отвергает политику расширения связей с социалистическими странами, в том числе с СССР, и единственным надежным средством сдерживания "красной" угрозы видит проведение жесткой внешней политики, политики с позиции силы. Имеющее будто бы место вмешательство во внутренние дела Великобритании внешних сил осуществляется посредством агентов внутри страны, которыми в первую очередь являются британские коммунисты. В 1976 г. НФ

была выпущена специальная брошюра для учеников школ под названием "Как распознать "красного" учителя"18, в которой молодым сторонникам Фронта давались инструкции по отношению к таким "внутренним врагам" страны. С другой стороны, отношение НФ к политике, проводимой США, а также к тому влиянию, которое оказывает американская массовая культура на британское общество, не многим лучше, безоговорочное следование в русле политики Соединенных Штатов представляет угрозу для суверенитета Великобритании. В качестве реальной альтернативы влиянию СССР и США предполагается восстановление былого величия Британии, в рамках обновленного Британского Содружества наций19.

Идеология Национального фронта в 1980-е гг.

Конфликт между М. Вебстером и Д. Тиндел-лом в 1980 г. и уход из партии Р. Веррала на фоне электоральных неудачных и финансовых проблем приводят НФ к упадку. Идеология партии середины 1980-х гг. отклоняется от предшествующего периода по многим показателям, НФ все больше склонялся к антикапитализму, что выражается в поддержке длительной забастовки шахтеров 1984-85 гг.; подчеркивается возвращение к "истокам", природе, осуждение города как места физической и моральной испорченности людей; НФ выступает против использования ядерной энергии как в мирных, так и военных целях; и, наконец, выступает за выход Британии из блока НАТО. Отчасти НФ в этот период находится под влиянием итальянских крайне правых, многие из которых нашли в Англии политическое убежище, в особенности участников террористической группы "Третья позиция"; также НФ привносит в свою идеологию переработанные идеи Отто Штрассера, социально ориентированного национал-социалиста, и Юлиуса Эволы, антимодерниста и традиционалиста20. Эта линия, четко заявленная в партийном манифесте НФ, озаглавленном "Третий Путь", особенно сильно была поддержана группой молодых правых радикалов во главе с Н. Гриффином, в то время как другой лидер партии, Д. Пирс, выступил против нее.

Идеологический раскол и личные трения приводят в 1987 г. к созданию двух враждующих между собой групп, оспаривающих между собой право обладания "торговой маркой" Национальный фронт. Группа Пирса более заметна и активна; она придерживается штрассеринаской линии, вдохновляясь левым антикапитализмом, но также поддерживая политику (и принимая

участие в акциях), направленную против иммигрантов, сочетавшуюся с традиционными утверждениями о еврейском заговоре21. Сторонники Гриффина следуют более эзотерической традиции Юлиуса Эволы и его концепции "политического солдата" - храброго человека, заявляющего о своей чистоте и отстраненности от испорченного и гнилого современного мира, совершающего "образцовые действия" и в то же время готовящего себя к финальной схватке. Фактическое исчезновение НФ с политической сцены в 1990-е гг. так или иначе отражает эту радикальную антимодернистскую и мистическую идеологию.

Проанализировав идеологию британского Национального фронта образца 1970-80-х гг., можно классифицировать эту политическую партию в качестве традиционной праворадикальной и неофашистской. Основа политической программы НФ к моменту его создания в 1967 г. представляла собой синтез различных идей, главным образом разрабатывавшихся крайне правыми группами в Великобритании еще в довоенный период. В первую очередь это касается расового национализма Арнольда Лиси, представлявшего собой доступное средство воздействия на широкие слои населения посредством обращения к предрассудкам и страхам. Взятая на вооружение идеологами НФ расовая концепция получила всестороннюю разработку и апробацию как на уровне околонаучных теорий, создававшихся с целью придать расизму определенную "респектабельность", так и на уровне популистских лозунгов и призывов, которые должны были пробудить интерес к подобным темам у простых обывателей. Новшеством, отличавшим идеологию НФ от довоенных фашистских групп, был отказ, хотя и не полный, от антисемитизма в его наиболее грубых формах и замена его враждебностью в отношении групп цветных иммигрантов.

Неофашистские тенденции и расово обусловленный национализм определяли также и политическую идеологию НФ, строившуюся на отрицании существующей модели либерального общества, не предоставлявшего необходимых условий для сохранения и развития британского народа, его традиций и истории. В качестве панацеи от бед современного общества, утратившего духовные ориентиры и пораженного такими недугами, как мультикультурализм и расовое смешение, предлагается установление сильной авторитарной власти, которая будет руководствоваться в своих действиях интересами британской расы, выраженными установкой "Британия превыше всего!".

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Eatwell R. The Extreme Right in Britain: the Long Road to Modernization // R. Eatwell and C. Mudde (eds), Western democracies and the New Extreme Right Challenge. London: Routledge, 2004. P. 63-64.

2 For a New Britain. The Manifesto of the National Front // National Front. London: Croydon, NFHQ, 2004. P. 19-20.

3 Taylor S. The National Front in English Politics. Basingstoke: Macmillan, 1982. P. 123.

4 См.: ThurlowR.C. Fascism in Britain. London: I.B. Tauris, 1998.

5 См.: Verrall S. The Reality of Race // Spearhead. April, 1976; Verrall S. Technique of the "Race Equality" Charlatans // Spearhead. January, 1978.

6 Billig M. Fascists: A Social Psychological View of the National Front. London: Academic Press, 1978. P. 124-129.

7 Ignazi P. Extreme Right Parties in Western Europe. Oxford: Oxford University Press, 2003. P. 180-181.

8 TyndallJ. In the Cause of Anglo-Saxonism // Spearhead. October, 1979. P. 65.

9 Spearhead. March, 1977. P. 113.

10 Tyndall J. Six Principles of British Nationalism. London: Albion Press, 1970. P. 13.

11 Tyndall J. Spengler updated // Spearhead. August, 1982; Tyndall, J. Spengler revisited // Spearhead. March, 1985.

12 For a New Britain. The Manifesto of the National Front // National Front. London: Croydon, NFHQ, 2004. P. 19-20.

13 Жигалов И.И. Основной очаг британского неофашизма // Вопросы истории. 1986. № 4. С. 31-32.

14 National Front. Multi-racialist is Murder // National Front News. № 34. P. 12.

15 Fielding N. National Front / N. Fielding. London: Routledge & Kegan Paul, 1981. P. 93.

16 Tyndall J. Six Principles of British Nationalism. London: Albion Press, 1970. P. 22.

17 Tyndall J. Six Principles of British Nationalism. London: Albion Press, 1970. P. 21.

18 См.: How to Spot a Red Teacher // National Front. London: Croydon, NFHQ.

19 Tyndall J. Six Principles of British Nationalism. London: Albion Press, 1970. P. 22-23.

20 Eatwell R. The Esoteric Ideology of National Front in the 1980s // Cronin M. (ed.). The Failure of British Fascism. Basingstoke: Macmillan. P. 99-117.

21 См.: Thurlow R.C. Fascism in Britain. London: I.B. Tauris, 1998. P. 296-297.

BRITISH NATIONAL FRONT: THE PROBLEM OF IDEOLOGY (1970s-1980s)

© 2010 I.S. Larionov

Samara State University

This article is devoted to the problem of ideology of the National Front, the major British radical right-wing political movement of 1970s-1980s. Special attention is given to the racist component of the ideology, its connection with anti-Semitism and animosity towards ethnic minority immigrants, typical for such political movements, which became the National Front "trademark". Besides, the author analyzes the transformation of the National Front ideology in 1980s in view of its leaving the country's political scene. Key words: United Kingdom, right-wing radicalism, racism, nationalism, neo-fascism.

Igor Larionov, Graduate Student, Foreign History Department. E-mail: novemberus@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.