Научная статья на тему 'БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В ЙЕМЕНЕ'

БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В ЙЕМЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великобритания / Йемен / «арабская весна» / вооружённый конфликт / внешняя политика. / The United Kingdom / Yemen / the Arab Spring / armed conflict / foreign policy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валентин Хачатурович Яйлян

В статье рассмотрена роль Великобритании в ходе политического кризиса и вооружённого конфликта в Йемене, который не закончен до настоящего времени. Особое внимание уделено таким направлениям внешней политики Лондона, как дипломатия, военная и военно-техническая помощь, а также содействие развитию. Это позволило выявить их взаимосвязь и приоритетность, определить британский подход к урегулированию йеменского конфликта и обозначить основные цели Великобритании. Прежде всего, она стремится устранить террористическую угрозу, исходящую из Йемена, и обеспечить свободу морского судоходства вокруг него. Этому в большей или меньшей степени служат все три указанных направления деятельности Соединённого Королевства. В вопросе урегулирования йеменского конфликта Великобритания перешла от однозначной поддержки официального правительства Йемена и арабской коалиции к фактическому признанию сложившегося статус-кво.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRITISH POLICY TOWARDS CONFLICT IN YEMEN

The article is dedicated to the role of the United Kingdom in the political crisis and the armed conflict in Yemen which has not been settled until now. Special attention is paid to military and technical, diplomatic directions as well as to international development assistance in the British foreign policy towards this country. Study of these directions allowed to identify their interrelation and priority to the United Kingdom, to determine the British attitude towards the settlement of the Yemen conflict and to identify main British goals in this armed confrontation. It has been found that first of all the United Kingdom strives to address the terrorist threat originating from Yemen and to ensure free maritime traffic around it. All three mentioned areas of British foreign policy to a greater or lesser extent are aimed at this goal. As for the issue of the settlement of the Yemen conflict, the United Kingdom moved from unambiguous support for the official government of Yemen and the Arab coalition to the actual recognition of status-quo.

Текст научной работы на тему «БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В ЙЕМЕНЕ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

УДК 327.8 EDN: PESBJU

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220241525

БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В ЙЕМЕНЕ

Валентин Хачатурович Яйлян

ИМЭМО РАН, Москва, Россия, e-mail: valyailyan@gmail.com, ORCID: 0009-0008-5956-6734

Ссылка для цитирования: Яйлян В.Х. Британская политика в отношении конфликта в Йемене // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. №2. С. 15-25. DOI: 10.15211/vestnikieran220241525

Аннотация. В статье рассмотрена роль Великобритании в ходе политического кризиса и вооружённого конфликта в Йемене, который не закончен до настоящего времени. Особое внимание уделено таким направлениям внешней политики Лондона, как дипломатия, военная и военно-техническая помощь, а также содействие развитию. Это позволило выявить их взаимосвязь и приоритетность, определить британский подход к урегулированию йеменского конфликта и обозначить основные цели Великобритании. Прежде всего, она стремится устранить террористическую угрозу, исходящую из Йемена, и обеспечить свободу морского судоходства вокруг него. Этому в большей или меньшей степени служат все три указанных направления деятельности Соединённого Королевства. В вопросе урегулирования йеменского конфликта Великобритания перешла от однозначной поддержки официального правительства Йемена и арабской коалиции к фактическому признанию сложившегося статус-кво. Ключевые слова: Великобритания, Йемен, «арабская весна», вооружённый конфликт, внешняя политика.

Статья поступила в редакцию: 19.02.2024.

BRITISH POLICY TOWARDS CONFLICT IN YEMEN

Valentin H. Yaylyan

IMEMO, Moscow, Russia, e-mail: valyailyan@gmail.com, ORCID: 0000-0003-4793-4145

To cite this article: Yaylyan, V.H. (2024). British policy towards conflict in Yemen. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 38(2): 15-25. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220241525

Abstract. The article is dedicated to the role of the United Kingdom in the political crisis and the armed conflict in Yemen which has not been settled until now. Special attention is paid to military and technical, diplomatic directions as well as to international development assistance in the British foreign policy towards this country. Study of these directions allowed to identify their interrelation and priority to the United Kingdom, to determine the British attitude towards the settlement of

© Яйлян В.Х. - аспирант НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

the Yemen conflict and to identify main British goals in this armed confrontation. It has been found that first of all the United Kingdom strives to address the terrorist threat originating from Yemen and to ensure free maritime traffic around it. All three mentioned areas of British foreign policy to a greater or lesser extent are aimed at this goal. As for the issue of the settlement of the Yemen conflict, the United Kingdom moved from unambiguous support for the official government of Yemen and the Arab coalition to the actual recognition ofstatus-quo.

Key words: the United Kingdom, Yemen, the Arab Spring, armed conflict, foreign policy. Article received: 19.02.2024.

Соединённое Королевство в своей внешней политике уделяет большое внимание Ближнему Востоку. Это обусловлено несколькими причинами: британским колониальным наследием, значимостью Персидского залива как источника нефти и газа для мирового энергетического рынка, важностью ближневосточных государств как торгово-инвестиционных партнёров, их близостью к морским торговым путям, стремлением Великобритании быть важнейшим стратегическим партнёром США.

События «арабской весны» 2010-2011 гг. потребовали некоторой корректировки британской ближневосточной политики. Было решено, что они носят позитивный характер, поскольку «предоставляют населению регионов Ближнего Востока и Северной Африки историческую возможность создать более стабильные, процветающие и инклюзивные общества на основе структурных элементов демократии» (The Deauville Partnership ... 2013; The situation in ... 2012). К тому же «арабская весна», согласно утверждению тогдашнего министра иностранных дел Великобритании У. Хейга, стала «тяжким ударом ... по экстремистской идеологии», поскольку население, самостоятельно добивающееся демократических реформ, менее подвержено влиянию террористической организации «Аль-Каида»1 (Countering terrorism overseas ... 2013). Основными декларировавшимися целями Соединённого Королевства стали помощь в построении институтов и «создании сильного гражданского общества», открытие экономик арабских стран. При этом подчёркивалось, что Великобритания должна лишь оказывать поддержку этой деятельности, а не навязывать свою модель демократии (The situation in ... 2012).

Стоит отметить, что наибольшую активность, направленную на демократизацию ближневосточных стран, Лондон проявлял в отношении тех авторитарных режимов, с которыми у него по различным причинам были напряжённые отношения. Это, например, Ливия и Сирия. К тому же в этих государствах происходила эскалация насилия, переросшая во внутренние вооружённые конфликты.

Учёные рассматривали с разных сторон подходы и практическую деятельность Великобритании в отношении ближневосточных конфликтов. Некоторые изучали этот предмет через призму взаимодействия Соединённого Королевства с ЕС и США, например, А.И. Шумилин, Е.А. Репешко и О.В. Охошин (Шумилин 2019; Репешко 2014; Охошин 2020). В работах таких авторов, как К.А. Годованюк и Е.М. Харитонова, исследовалась политика Великобритании в отношении стран, затронутых конфликтами, через её деятельность в области содействия международному развитию (СМР) (Годованюк 2018; Харитонова 2015). А.А. Корнилов и Н.С. Лобанова сосредоточились на оценках комитета по иностранным делам парламента Великобритании, касающихся её отношений со странами Ближнего и Среднего Востока (Корнилова,

1 Запрещённая в РФ террористическая организация.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

Лобанова 2020).

В фокусе данной статьи - британская роль в ходе политического кризиса и вооружённого конфликта в Йемене, учитывая влияние Соединённого Королевства на его историю. Аден, прибрежный город на юге Йемена, был колонией Великобритании с 1839 по 1967 г. Этот город имел стратегическое значение, так как его порт после открытия Суэцкого канала в 1869 г. превратился в место для стоянки кораблей, направлявшихся в Индию из Европы и обратно. С 1928 г. в Адене располагалась крупная британская военная база, которая позволяла при необходимости перебрасывать войска в Персидский залив, Африку, а также в Юго-Восточную Азию и Гонконг. Стремление сохранить контроль над этой территорией обусловливало британскую политику в Йемене в целом. Она заключалась в поддержке монархистов на севере страны в их борьбе против новой республиканской власти в 1962-1970 гг. и в создании Федерации Арабских Эмиратов Юга в 1959 г. для объединения протекторатов под руководством лояльных эмиров и султанов с Аденом, где, однако, в то время активизировалось национально-освободительное движение (Маклейн 1972: 251). Подавить его не удалось, и в 1967 г. Великобритании пришлось покинуть Йемен.

Автор рассмотрел следующие направления британской внешней политики в отношении Йемена: дипломатическое, военное и военно-техническое, в области содействия развитию. Предпринята попытка определить взаимосвязь этих направлений и их приоритетность.

Дипломатия

В 2011 г. Великобритания убеждала тогдашнего президента страны А. Салеха передать власть правительству во главе с А. Хади в соответствии с инициативой Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (UK calls for ... 2011). По этой же инициативе с марта 2013 г. по январь 2014 г. проходила Конференция по национальному диалогу, которая обозначила планируемые демократические реформы. Конференция проводилась при содействии ООН и включала представителей ведущих йеменских политических партий и движений (National Dialogue Handbook: ... 2017). Соединённое Королевство поддерживало этот процесс и закрепило его результаты в ряде резолюций СБ ООН как ориентиры для урегулирования йеменского политического кризиса, будучи автором проектов резолюций по йеменскому вопросу в Совете Безопасности ООН (Resolution 2201 ... 2015; The Penholder System ... 2018). К тому же в 2013 г. прежний министр по делам Ближнего Востока А. Берт посетил Йемен для обсуждения подготовки к конституционному референдуму и президентским выборам, переговорив не только с представителями официального йеменского правительства, но и с «лидерами южного Йемена», которые добиваются большей автономии или даже независимости этой части страны (Foreign Office ... 2013). Однако хуситы, то есть местная группировка «Ансар Алла», избрали путь вооружённой борьбы, так как не были довольны характером переходного политического процесса. В 2014 г. они заняли столицу Йемена Сану, а затем г. Аден, в результате чего А. Хади вынужден был бежать в Саудовскую Аравию. В феврале 2015 г. по просьбе его Кабинета была начата военная интервенция арабской коалиции1 под руководством Саудовской Аравии, которая опасалась усиления роли своего регионального соперника Ирана. Великобритания одобрила эту интервенцию, оказав коалиции поддержку.

Тем не менее военное противостояние затянулось, усугубив и так сложную гуманитар-

1 Группа государств, участвующих в интервенции в Йемен, начатой в марте 2015 г. для восстановления власти международно признанного правительства под руководством президента А. Хади. Члены коалиции - Бахрейн, Египет, Иордания, Катар (до 2017 г.), Кувейт, Малайзия (до 2018 г.), Марокко (до 2019 г.), ОАЭ (до 2020 г.), Сенегал, Судан.

ную ситуацию в стране. В 2018 г. глава британского МИД лично встречался с представителями Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирана, в результате чего участники внутреннего вооружённого конфликта в Йемене заключили соглашения о прекращении огня и выводе своих сил из некоторых районов страны, а также об обмене военнопленными (ГаЫ 2020). Великобритании было важно обеспечить безопасные потоки гуманитарной помощи и коммерческих товаров через йеменские порты в Красном море. Это стало возможным благодаря выводу противоборствовавших сил из этих портов и передаче контроля местным силам безопасности. Преследуя цели, связанные с надёжными поставками товаров и гуманитарной помощи, Соединённое Королевство в течение кризиса и вооружённого конфликта участвовало и зачастую играло лидирующую роль в многосторонних форумах и структурах, занимавшихся разрешением йеменской проблемы (табл. 1).

Таблица 1

Участие Великобритании в международных организациях и форумах

Организация/форум Определение Подход к урегулированию кризиса и конфликта Роль Великобритании

ООН Универсальная международная организация по обеспечению мира, безопасности и международного сотрудничества Посредничество специального посланника Генерального секретаря ООН по Йемену. Принятие резолюций СБ ООН о принципах урегулирования конфликта. Обсуждение в рамках «Группы друзей Йемена» помощи реформам в стране Постоянный член СБ ООН. Составитель резолюций СБ ООН по Йемену. Сопредседатель «Группы друзей Йемена»

G7 (G8 с 1997 по 2014 гг.) Неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран Оказание политической и финансовой поддержки экономическим и политико-административным реформам через «До-вильское партнерство» G8 с региональными державами и международными финансовыми институтами Председатель G8 в 2013 г. и G7 в 2021 г.

G10 Дипломатическая группа, расположенная в столице Йемена г. Сане. Участники группы: постоянные члены СБ ООН, ССАГПЗ и ЕС Обеспечение эффективного распределения донорских средств Член группы

«Четвёрка» Дипломатическая группа. Участники: США, Великобритания, Саудовская Аравия и ОАЭ Обсуждение и оглашение позиций по вопросу Йемена. Обвинение Ирана в дестабилизации ситуации в стране Член группы

«Пятёрка» Дипломатическая группа. Участники: США, Великобритания, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман Обсуждение йеменского вопроса и организация переговорного процесса между противоборствующими сторонами в Йемене. Обвинение Ирана в дестабилизации ситуации в стране Член группы

Источник: веб-сайт правительства Великобритании Gov.uk.

Официальные заявления этих организаций по Йемену последовательно включали положения о необходимости политического, а не военного урегулирования конфликта, призывы к хуситам прекратить вооружённую борьбу, затрагивали нарушение Ираном резолюций ООН, запрещающих предоставлять вооружения группировке «Ансар Алла», и важность оказания гуманитарной помощи йеменскому населению (Yemen Quint meeting... 2022).

Промежуточные итоги вооружённого конфликта в Йемене к началу 2024 г. таковы: север, где проживает около 80% населения, контролируется группировкой «Ансар Алла» (US Considers ... 2023); часть юга, включая Аден, управляется сепаратистским Южным переходным советом; на остальной территории сохранено или восстановлено руководство официаль-

ного правительства. При этом в мухафазах1 Абьян, Шабва и Хадрамаут действуют очаги «Аль-Каиды». Осознав невозможность военного решения йеменского конфликта, Соединённое Королевство перешло от полной поддержки официального правительства Йемена и арабской коалиции к косвенному признанию статус-кво (Jalal 2019). Однако Великобритания продолжает бороться с угрозами международной безопасности, распространяющимися за пределы Йемена.

Военная и военно-техническая составляющие

Великобритания противостояла силам, нарушавшим переходный политический процесс под руководством президента А. Хади, то есть хуситам и сторонникам А. Салеха, однако делала это косвенным образом. Она помогала в выборе объектов для воздушных ударов арабской коалиции на территории Йемена; поставляла оружие и технику её участникам, прежде всего самолётов и запчастей к ним; перехватывала суда с иранским оружием при патрулировании Персидского залива (British forces ... 2016). Соединённое Королевство оказывало логистическую и разведывательную поддержку арабской коалиции.

Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива на протяжении десятилетий оставались одними из главных импортёров британских вооружений, что поддерживало существование таких производителей оружия, как BAE Systems, крупнейшей в Соединённом Королевстве компании по выпуску оборонной продукции, что обеспечивало тысячи граждан рабочими местами (Mangold 2016: 260). Такое положение сохранилось и во время вторжения упомянутой коалиции. С 2012 по 2022 г. Соединённое Королевство выпустило более тысячи экспортных лицензий на сумму около 10 млрд ф. ст. для поставок военной техники и боеприпасов в Саудовскую Аравию (UK arms export ... 2023). C 2015 по 2017 г. эта страна была крупнейшим импортёром военной продукции Великобритании, причём пик пришёлся на 2016 г.: 39,3% британского экспорта оружия (UK arms export ... 2023). Основными товарами этой статьи экспорта были истребители «Тайфун» и запчасти к ним (UK defence . 2023), что, в свою очередь, требовало британских специалистов для ремонта такой техники и обучения управлению ею саудовских лётчиков и других пилотов коалиции.

Стоит отметить, что одобрение правительством Великобритании экспорта вооружений в Саудовскую Аравию сталкивалось с критикой оппозиционных партий и некоторых общественных движений, например, Кампании против торговли оружием, которые сообщали о многократных случаях нарушения международного гуманитарного права саудовскими вооружёнными силами (UK arms ... 2023). Однако это не изменило курс правительства консерваторов. Его представители заявляли об отсутствии «явного риска» того, что использование саудитами британской военной техники может приводить к инцидентам с нарушением прав человека (Saudi complying with ... 2016). Выдача лицензий на поставки военной техники в Саудовскую Аравию была приостановлена лишь в июне 2019 г. на период проверки сделок по вооружениям с этой страной (Sabbagh, McKernan 2019). Однако спустя год, в июле 2020 г., тогдашний министр международной торговли Великобритании Лиз Трасс заявила, что «невзирая на отдельные инциденты . у Саудовской Аравии имеются искренние намерения и возможность соблюдать международное гуманитарное право» и британское правительство «начнёт устранять отставание в заявках на получение лицензий для Саудовской Аравии и её партнёров по коалиции» (Chuter 2020). Судя по всему, Лондон не хотел препятствовать работе отечественных корпораций с традиционными союзниками в регионе Залива, в частности BAE Systems, которая поставляла боевые самолёты саудовским вооружённым силам ещё с 1960-х гг. (Sar-

1 Муфахаза - основная административно-территориальная единица в Йемене.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

war 2020; BAE & Saudi Arabia ... 2023). Роль Саудовской Аравии и других монархий Залива для Великобритании возросла в свете её выхода из ЕС и последующих экономических проблем. В британском «Комплексном обзоре» 2021 г. Залив представляется как один из приоритетных регионов для развития торгово-инвестиционных связей (Global Britain ... 2021).

Другая задача Великобритании в йеменском конфликте заключается в том, чтобы препятствовать транспортировке оружия, как правило, беспилотников и ракет хуситам из Ирана в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН (UK reveals ... 2022; Resolution 2564 ... 2021). Соединённое Королевство, борясь с контрабандой оружия, преследует две основные цели: предотвратить эскалацию вооружённого конфликта в Йемене и обеспечить безопасность морского судоходства в этом районе (UK reveals ... 2022).

Йеменский телеканал «Аль-Махрия» сообщал о присутствии британских военных в аэропорту Аль-Гайда в провинции Махра на юге, недалеко от границы с Оманом (Тувваджи-ду ликувват ... 2021). Британский посол М. Арон в интервью телеканалу объяснил это борьбой с контрабандой и терроризмом (Тувваджиду ликувват ... 2021). Действительно, через пограничную провинцию Аль-Махра могут осуществляться нелегальные поставки вооружений, в частности беспилотников. Этот факт в очередной раз подтвердился в январе 2023 г., когда йеменскими силами безопасности был перехвачен коммерческий грузовик, перевозивший военную технику (Houthi-Distend ... 2023).

В 2024 г. британские вооружённые силы впервые совместно с США нанесли удары по йеменской территории под контролем «Ансар Алла», чтобы максимально ограничить их потенциал для атак на суда в Аденском заливе, Баб-эль-Мандебском проливе и в Красном море. Возможно, другими задачами было предотвращение запусков хуситами ракет и беспилотни-ков в направлении Израиля, так как ударам подверглись и места запуска и хранения ракет (Why are UK ... 2024). Тем не менее полностью устранить угрозу нападения на морские суда со стороны хуситов к настоящему моменту не удалось (Houthi missile ... 2024).

Военное направление британской внешней политики в отношении йеменского конфликта преследовало следующие цели: обеспечить беспрепятственное функционирование морских транспортных путей и устранить угрозу им со стороны транснациональных террористических группировок. Торговля вооружениями поддерживала отечественные оборонные корпорации.

Содействие международному развитию

Основными задачами на Ближнем Востоке британское правительство провозгласило борьбу с нелегальной миграцией, экстремизмом и терроризмом, организованной преступностью (The UK Government's ... 2022). Предполагается, что этому будет способствовать повышение устойчивости и самодостаточности экономик государств региона (The UK Government's ... 2022). При этом с начала 2010-х гг. особый акцент был сделан на странах, находящихся в состоянии кризиса или вооружённого конфликта, особенно в Йемене (Харитонова 2015).

С 2011/2012 по 2020/2021 финансовые годы официальная помощь развитию (ОПР) Йемена со стороны Великобритании практически непрерывно повышалась с 33 млн до 454 млн ф. ст., соответственно (Yemen ...). Затем произошло резкое её сокращение из-за падения темпов экономического роста и быстрого увеличения британского государственного долга с 2020 г.: от 1,9 трлн в I квартале 2020 г. до 2,7 трлн ф. ст. в III квартале 2023 г. (UK government ... 2024). Сокращение помощи по времени совпало с соглашением 2022 г. о прекращении огня между воюющими внутрийеменскими акторами. Финансирование выделялось через агентства ООН, неправительственные организации и других доноров (Yemen ...), например, через «Довильское партнёрство», «Группу восьми», призванных поддерживать экономическую ста-

бильность в тех арабских странах, которые переживали переходный политический процесс (Deauville Partnership ... 2013). Однако основная часть британского ОПР в отношении Йемена шла и идёт на гуманитарную помощь: 99% в 2022/2023 фин. году (UK-Yemen ... 2023).

Поддержка Великобритании соответствовала острым нуждам йеменского населения и была одной из самых крупных по сравнению с другими государствами-донорами. Соединённое Королевство на протяжении вооружённого конфликта в Йемене оставалось в пятёрке крупнейших стран - доноров гуманитарной помощи (Yemen 2020 ...). Однако британская доля в общем объёме финансирования сокращалась: если в 2014 г. она составляла 16,5%, то в

2022 г. лишь 2,7% (UK government ... 2024)1. С другой стороны, и сам Йемен был в пятёрке самых значительных реципиентов помощи со стороны Соединённого Королевства (Statistics on International ... 2023). Причём с середины 2010-х гг. по 2022 г. Великобритания стабильно выделяла Йемену около 10% совокупного гуманитарного финансирования. Однако были и отклонения от этого показателя: пик в 2018 г. при 18,2% от общего объёма и снижение до 5,5% в 2022 г., которое было вызвано, скорее всего, гуманитарным кризисом в Афганистане после захвата власти талибами в августе 2021 г. (United Kingdom ...).

Другое важное направление британской помощи в области развития в отношении Йемена - поддержка правительства и гражданского общества. С 1 апреля 2022 г. до 31 марта

2023 г. она составила 67 млн из 301 млн ф. ст., то есть 22% от совокупного объёма помощи (Yemen ...). Это объясняется уже упомянутым стремлением Соединённого Королевства способствовать появлению более демократических политических систем в странах Ближнего Востока и Северной Африки (The situation in ... 2012). Однако Лондон применял разные подходы при попытке достичь этой цели. Если в Ливии в 2011 г. было прямое вмешательство западной коалиции с британским участием, то в случае с Йеменом дело ограничилось поддержкой арабской коалиции под руководством Саудовской Аравии, с которой у Соединённого Королевства часто совпадают позиции в отношении ближневосточных конфликтов (Гришин, Климов 2022). И в том, и в другом случае военные методы не принесли желаемых результатов из-за сопротивления со стороны некоторых внутриполитических группировок и конкуренции с другими региональными и внерегиональными державами, что привело к затянутым вооружённым конфликтам.

В целом направления британского содействия развитию в отношении Йемена не сильно менялись в течение последних лет, поскольку нужды йеменского населения оставались прежними и сохранялся политический кризис. Объём помощи зависел, с одной стороны, от экономической ситуации в самой Великобритании, а с другой стороны, от усугубления гуманитарного положения в Йемене. При этом британское СМР было тесно связано с дипломатической и военной деятельностью. Перемирие 2022 г. немного сгладило остроту гуманитарного кризиса, что позволило Великобритании несколько сократить объёмы своей помощи. В свою очередь, её активность в Йемене не позволяла внести группировку «Ансар Алла» в британский список террористических организаций, поскольку этот шаг помешал бы поступлению гуманитарной помощи на территорию, подконтрольную этой группировке, где находится 80%

населения всей страны (US Considers ... 2023).

* * *

Таким образом, рассмотренные направления внешней политики Великобритании в отношении йеменского политического кризиса в ходе «арабской весны» и вооружённого конфликта взаимосвязаны и направлены на обеспечение безопасного судоходства в акватории во-

1 Без учёта финансирования помощи через международные организации.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 2

круг Йемена и сдерживание роста исходящих из страны террористических угроз. Некоторые из этих направлений, в первую очередь военно-техническая и военная деятельность Соединённого Королевства, оставались неизменными. Арабские монархии Залива, в первую очередь Саудовская Аравия, с прошлого века были важнейшими импортёрами британского оружия, что поддерживало работу компаний военно-промышленного комплекса, например, BAE Systems. В борьбе с контрабандой оружия Великобритания, опираясь на свои военно-морские базы в Бахрейне и Катаре, следовала резолюциям СБ ООН по Йемену, связанным с недопущением транспортировки вооружений хуситам и другим вооружённым группировкам. Ракетные удары Великобритании по хуситским объектам в январе 2024 г. и присутствие небольшого числа военных на юге страны подтвердили, что приоритетные задачи в отношении Йемена -борьба с терроризмом и обеспечение свободы морского судоходства, поскольку в этих случаях Соединённое Королевство использовало свои вооружённые силы напрямую, а не действовало опосредованно.

Оно наращивало объёмы своей гуманитарной помощи Йемену, чтобы ослабить последствия гражданской войны в стране. Однако эта помощь была резко сокращена из-за серьёзных экономических проблем в самой Великобритании. Примечательно, что невысокий уровень помощи, сравнительно с прошлыми годами, совпал с перемирием между противниками в Йемене.

Соединённое Королевство не обладает достаточным военно-политическим и экономическим потенциалом, чтобы играть роль третьей стороны в разрешении конфликтов между воюющими сторонами и соперничающими региональными державами, поэтому его односторонние инициативы направлены прежде всего на содействие поставкам гуманитарной помощи. Участие Соединенного Королевства в урегулировании осуществляется преимущественно в международных организациях. На их уровне закрепляются инициативы в отношении йеменского конфликта со стороны Великобритании и других региональных и внерегиональных держав. Практические шаги и заявления британских политиков дают основания предполагать, что позиция Лондона с течением времени меняется. Руководство Великобритании фактически признаёт хуситов как отдельного актора, который может заключать соглашения с официальным правительством Йемена. Результаты внутриполитической борьбы и интервенции арабской коалиции подталкивают Соединённое Королевство к тому, чтобы примириться с нынешним статус-кво.

Список литературы / References

BAE & Saudi Arabia. CAAT. 21.09.2023. Available at: https://caat.org.uk/challenges/arms-companies/bae-and-saudi-arabia/ (accessed 19.09.2023).

British forces helping direct Saudi airstrikes in Yemen: UK minister. MEE. 12.2016.2016. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/british-forces-helping-direct-saudi-airstrikes-yemen-uk-minister (accessed 17.01.2024).

Chuter, A. (2020). Britain lifts ban on Saudi weapons exports. Defense News. 07.07.2020. Ava-ilale at: https://www.defensenews.com/global/europe/2020/07/07/britain-lifts-ban-on-saudi-weapons-exports/ (accessed 19.09.2023).

Countering terrorism overseas. Gov.uk. 14.02.2013. Available at: https://www.gov.uk/govern ment/speeches/countering-terrorism-overseas (accessed 27.11.2023).

Deauville Partnership. Gov.uk. 09.04.2013. Available at: https://assets.publishing.service.gov. uk/media/5a7b202be5274a34770e99ad/DP_pamphlet_FS_SOS_CH_signoff.pdf (accessed

27.11.2023).

Foreign Office Minister visits Yemen. Gov.uk. 10.09.2013. Available at: https://www.gov.uk/go vernment/news/foreign-office-minister-visits-yemen--2 (accessed 17.01.2024).

Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. Gov.uk. 02.007.2021. Available at: https://www.gov.uk/government/publica tions/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy (accessed 17.01.2024).

Jalal, I. (2019). Yemen's peace process: The Hodeida Agreement that never was? MEI. 16.09.

2019. Available at: https://www.mei.edu/publications/yemens-peace-process-hodeida-agreement-never-was (accessed 19.09.2023).

Jalal, I. (2020). Continuity and change in British foreign policy toward Yemen. MEI. 01.09.

2020. Available at: https://www.mei.edu/publications/continuity-and-change-british-foreign-policy-toward-yemen (accessed 19.09.2023).

Houthi-Distend Drone Engines Shipment Seized in Al-Mahra. South24: online newspaper. 22.01.2023. Available at: https://south24.net/news/newse.php?nid=3144 (accessed 19.09.2023).

Mangold, P. (2016). What the British Did: Two Centuries in the Middle East. London: I B. Tau-

ris.

McKernan, B., Wintour, P. (2019). Hope for «turning point» in Yemen after Houthis' Hodeidah withdrawal. The Guardian. 15.05.2019. Available at: https://www.theguardian.com/world/2019/may/ 15/yemen-hope-for-turning-point-after-houthi-hodeidah-port-withdrawal (accessed 19.09.2023).

Quint meeting on Yemen, 26 January 2022: joint communiqué. Gov.uk. 26.01.2022. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/quint-meeting-on-yemen-26-january-2022-joint-communique/quint-meeting-on-yemen-26-january-2022-joint-communique (accessed 27.11.2023).

National Dialogue Handbook: A Guide for Practitioners. United Nations Peacemaker. May 2017. Available at: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/BF-NationalDialogue-Handbook.pdf (accessed 17.01.2024).

Resolution 2201. 15.02.2015. Available at: http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65 BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_res_2201.pdf (accessed 17.01.2024).

Resolution 2564. 25.02.2021. Available at: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65 BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_res_2564.pdf (accessed 27.11.2023).

Sabbagh, D., McCernan, B. (2019). UK arms sales to Saudi Arabia unlawful, court of appeal declares. The Guardian. 20.06.2019. Available at: https://www.theguardian.com/law/2019/jun/20/uk-arms-sales-to-saudi-arabia-for-use-in-yemen-declared-unlawful (accessed 19.09.2023).

Sarwar, S. (2020). Interrogating Britain in Yemen: Humanitarianism & Counterterrorism in the (Inter) National Interest? Available at: https://studenttheses.universiteitleiden.nl/handle/1887/85201 (accessed 27.11.2023).

Saudi complying with human rights law in Yemen: UK foreign secretary. MEE. 04.05.2016. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/saudi-complying-human-rights-law-yemen-uk-foreign-secretary (accessed 19.09.2023).

Statistics on International Development: final UK aid spend 2021. Gov.uk. 15.03.2023. https://www.gov.uk/government/statistics/statistics-on-international-development-final-uk-aid-spend-2021/statistics-on-international-development-final-uk-aid-spend-2021 (accessed 19.09.2023).

The Deauville Partnership with Arab Countries in Transition. Gov.uk. 09.04.2013. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5a7b202be5274a34770e99ad/DP_pamphlet_FS__S0 S_CH_signoff.pdf (accessed 27.11.2023).

The Penholder System. 21.12.2018. Available at: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/ %7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/Penholders.pdf (accessed 19.09.2023).

The situation in the Middle East: challenges and opportunities. Gov.uk. 12.03.2012. Available at: https://www.gov.uk/government/news/the-situation-in-the-middle-east-challenges-and-

opportunities (accessed 27.11.2023).

The UK Government's Strategy for International Development. GOV.UK. May 2022. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/628208d68fa8f5562179576f/uk-governments-strategy-international-development.pdf (accessed 17.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UK arms export to Saudi Arabia (2012-2022). AOAV. 10.05.2023 https://aoav.org.uk/2023/uk-arms-export-to-saudi-arabia-2012-2022/ (accessed 19.09.2023).

UK arms used in Yemen. CAAT. 13.08.2023. Available at: https://caat.org.uk/homepage/stop-arming-saudi-arabia/uk-arms-used-in-the-war-on-yemen/ (accessed 19.09.2023).

UK calls for immediate end to violence in Yemen by all sides. Gov.uk. 29.09.2011. Available at: https://www.gov.uk/government/news/uk-calls-for-immediate-end-to-violence-in-yemen-by-all-sides (accessed 17.01.2024).

UK defence and security export statistics: 2021. Gov.uk. 06.02.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/statistics/uk-defence-and-security-exports-for-2021/uk-defence-and-security-export-statistics-2021 (accessed 19.09.2023).

UK government debt and deficit: September 2023. Office for National Statistics: online resource. 31.01.2024. Available at: https://www.ons.gov.uk/economy/governmentpublicsectorandtaxes/ publicspending/bulletins/ukgovernmentdebtanddeficitforeurostatmaast/september2023 (accessed 19.09.2023).

UK reveals Royal Navy seizure of smuggled Iranian missiles. Gov.uk. 07.07.2022. Available at: https://www.gov.uk/government/news/uk-reveals-royal-navy-seizure-of-smuggled-iranian-missiles (accessed 17.01.2024).

US Considers Redesignating Yemen's Houthis as «Terrorists». Antiwar. 22.11.2023. Available at: https://news.antiwar.com/2023/11/22/us-considers-redesignating-yemens-houthis-as-terrorists/ (accessed 27.11.2023).

Yemen. Gov.uk. Available at: https://devtracker.fcdo.gov.uk/countries/YE (accessed 27.11.2023).

Yemen Quint meeting, July 2022: joint communiqué. Gov.uk. 18.07.2022. Available at: https:// www.gov.uk/government/publications/yemen-quint-meeting-july-2022-joint-communique/yemen-quint-meeting-july-2022-joint-communique (accessed 17.01.2024).

Yemen 2020. Financial Tracking Service. Available at:

https://fts.unocha.org/countries/248/summary/2020 (accessed 27.11.2023).

Годованюк, К.А. (2018). Гуманитарная политика Великобритании в конфликтных зонах и постконфликтных регионах // Пути к миру и безопасности 1(54): 265-278. [Godovanyuk, K.A. (2018). Britain's humanitarian policy in conflict and post conflict areas. Pathways to Peace and Security 1(54): 265-278. (in Russian)]. DOI: 10.20542/2307-1494-2018-1-265-278

Годованюк, К.А (2019). Ближневосточные манёвры британской дипломатии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 2: 145-150. [Godovanyuk, K.A. (2019). The Middle East maneuvers of British diplomacy. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 2: 145-150. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran22019145150

Гришин, Я.Я. Климов, Е.А. (2022). Внешняя политика Великобритании на Аравийском направлении (2010-2022 годы) // Международные отношения и общество 4(1): 80-92. [Grishin, Y.Y., Klimov E.A. (2022). Saudi Arabian direction of the United Kingdom foreign policy (2010-

2022). International relations and society 4(1): 80-92. (in Russian)].

Карасев, А.В., Семенов, О.Ю., Черняев, А.Е. (2012). Концептуальные основания британской ближневосточной политики при «Новых лейбористах» // Вестник ННГУ 2(1): 314-318. [Karasev, A.V., Semenov, O.Y., Chernyaev, A.E. (2012). The conceptual foundations of British Middle East policy under New Labour. Vestnik NNGU 2(1): 314-318. (in Russian)].

Корнилов, А.А., Лобанова, Н.С. (2020). Дебаты в комитете по иностранным делам британского парламента по вопросам ближневосточной политики (2010-2015 гг.) // Вестник ННГУ (2): 34-42. [Kornilov, A.A., Lobanova, N.S. (2020). The debate in the British Parliament's Foreign Affairs Committee on Middle East policy (2010-2015). Vestnik NNGU (2): 34-42. (in Russian)].

Маклейн, Д. (1972). Внешняя политика Англии после Суэца. М.: Прогресс. [Maclean, D. (1972). British foreign policy since Suez. Moscow: Progress. (in Russian)].

Охошин, О.В. (2020). Трансформация британской политики на Ближнем Востоке // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (6): 45-51. [Ohoshin, O.V. (2020). The transformation of British policy in the Middle East. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (6): 45-51. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran620204551

Репешко, Е.А. (2014). Подход НАТО к разрешению ливийского кризиса в событиях «Арабской весны» // Вестник МГИМО-Университета. 1(34): 172-176. [Repeshko, E.A. (2014). NATO's Approach to resolution of the Libyan crisis in the events of the Arab Spring. MGIMO Review of International Relations 1(34): 172-176. (in Russian)].

Харитонова, Е.М. (2015). Политика Великобритании по регулированию и предотвращению межэтнических конфликтов в третьих странах: инструменты и механизмы // Человек. Сообщество. Управление 16(2): 56-69. [Kharitonova, E.M. (2015). British policy on regulating and preventing ethnic conflicts in third countries: tools and mechanisms. Human. Society. Management 16(2): 56-69. (in Russian)].

Шумилин, А.И. (2019). США затягивают Европу в ближневосточные конфликты // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 1: 131-135. [Shumilin, A.I. (2019). The United States is dragging Europe into Middle East conflicts. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 1: 131-135. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran12019131136

Тувваджиду ликувват аскарийя британийя? Ма асбабу хаза тувваджид? Ассафирууль бри-таний яджиб. Канатуль махрийяль фадаийя. 27.06.2021. [Tuwajjihu likuwwat askariya britaniya? Ma asbabu haza tuwwajud? Assafirul britaniy yajib. Kanatul mahriyal fadaiya. 27.06.2021. (in Arabic)]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=NyrZmosNLas (accessed 27.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.