Научная статья на тему 'Британская историография второй половины хх века: о секуляризации в Англии в правление Генриха VIII'

Британская историография второй половины хх века: о секуляризации в Англии в правление Генриха VIII Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ / REFORMATION IN ENGLAND / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / SECULARIZATION / ДИССОЛЮЦИЯ МОНАСТЫРЕЙ / DISSOLUTION OF THE MONASTERIES / СУД ПРИРАЩЕНИЙ / COURT OF AUGMENTATIONS / ТОМАС КРОМВЕЛЬ / THOMAS CROMWELL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Девятова Елена Юрьевна

История секуляризации в Англии периода правления Генриха VIII является весьма актуальной темой в британской историографии второй половины ХХ века. В данной статье рассматриваются работы таких видных исследователей секуляризации? как Дж. Юингс, Х. Хабаккук, А. Диккенс, К. Хейг, Дж. Скэрисбрик, Р. Смит, К. Китчинг, Ф. Хил и др. Автор сопоставляет их выводы и прослеживает особенности эволюции взглядов историков на проблему диссолюции 30-40-х гг. XVI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BRITISH HISTORIOGRAPHY OF THE SECOND HALF OF THE 20 th: CENTURY ABOUT THE SECULARISATION IN ENGLAND UNDER HENRY VIII

The history of secularization in England under Henry VIII is commonly regarded as a burning point in the British historiography of the second half of the 20th century. This paper takes into consideration the works of such outstanding historians of the English secularization as J. Youings, H. Habakkuk, A. Dickens, C. Haigh, J. Scarisbrick, R. Smith, C. Kitching, F. Heal and a number of others. The author undertakes a comparative analysis of their conclusions to track the evolution of the historians' views on the problem of dissolution in the 1530-1540s.

Текст научной работы на тему «Британская историография второй половины хх века: о секуляризации в Англии в правление Генриха VIII»

ББК 63.1(0)5 YAK 930.2(075.8)

Е.Ю. ДЕВЯТОВА

E.U. DEVYATOVA

БРИТАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА: О СЕКУЛЯРИЗАУИИ В АНГЛИИ В ПРАВЛЕНИЕ ГЕНРИХА VIII

THE BRITISH HISTORIOGRAPHY OF THE SECOND HALF OF THE 20th: CENTURY ABOUT THE SECULARISATION IN ENGLAND UNDER HENRY VIII

История секуляризации в Англии периода правления Генриха VIII является весьма актуальной темой в британской историографии второй половины ХХ века. В данной статье рассматриваются работы таких видных исследователей секуляризации? как Дж. Юингс, Х. Хабаккук, А. Диккенс, К. Хейг, Дж. Скэрисбрик, Р. Смит, К. Китчинг, Ф. Хил и др. Автор сопоставляет их выводы и прослеживает особенности эволюции взглядов историков на проблему диссолюции 30-40-х гг. XVI века.

The history of secularization in England under Henry VIII is commonly regarded as a burning point in the British historiography of the second half of the 20th century. This paper takes into consideration the works of such outstanding historians of the English secularization as J. Youings, H. Habakkuk, A. Dickens, C. Haigh, J. Scarisbrick, R. Smith, C. Kitching, F. Heal and a number of others. The author undertakes a comparative analysis of their conclusions to track the evolution of the historians' views on the problem of dissolution in the 1530-1540s.

Ключевые слова: Реформация в Англии, секуляризация, диссолюция монастырей, Суд приращений, Томас Кромвель.

Key words: The Reformation in England, secularization, dissolution of the monasteries, Court of Augmentations, Thomas Cromwell.

Проблемы королевской секуляризации на начальном этапе Реформации в Англии стали объектом пристального внимания историков ХХ века. Историография данной темы весьма обширна, так как секуляризация является одной из самых спорных реформ Генриха VIII. Именно этим объясняется то, что происходит усложнение понимания последствий ликвидации монастырей. Наиболее интенсивно эту тему изучали Дж. Юингс, Х. Хабаккук, К. Хейг, Дж. Скэрисбрик, Р. Смит, К. Китчинг, Ф. Хил и др. [5, 6, 8, 13, 17, 18, 21].

По мнению К. Китчинга, об актуальности темы свидетельствует привлечение новых источников, переосмысление материалов ранее использовавшихся источников, проведение количественных статистических подсчётов [13, р. 69].

Если до начала ХХ века в оценке секуляризации монастырских земель преобладали эмоциональные эпитеты, например, «грабёж», «святотатство», то уже на рубеже веков стали появляться более рациональные суждения. При этом ещё в начале XX века, как отмечал А. Диккенс, оценки диссолюции зависели от религиозных пристрастий писавших о ней авторов и было распространено мнение о катастрофических последствиях данного процесса, то позднее, как утверждал исследователь, ни один компетентный историк не разделял такую точку зрения [3, р. 211-213].

Работа британского историка XIX века У. Арчибольда, посвящённая истории графства Сомерсетшир, стала одним из первых научно обоснованных исследований секуляризации при Генрихе VIII. Его выводы основывались на убеждении в экономической заинтересованности короны в монастырских землях и имуществе [1].

Исследователи секуляризации разделяют этот процесс на несколько этапов. Первым из них является проведённая в 1536 г. по инициативе Т. Кромвеля диссолюция малых монастырей [3, р. 173].

По замыслу Т. Кромвеля, земли монастырей, полученные в результате диссолюции, должны были стать для короля источником дохода, не зависимым от парламентских субсидий, но эти земли были распроданы. Если бы эти земли остались у короны, считал А. Диккенс, становление английской свободы было бы более медленным и болезненным. Особую роль, по мнению историка, в процессе секуляризации играл Т. Кромвель. Именно он создал в апреле 1536 г. Суд приращений, чтобы заниматься бывшими монастырскими землями и их доходами [3, р. 211-213].

Изучая причины диссолюции 1536 г., историки приходят к весьма противоречивым выводам. Так, одни считают, что она была вызвана острой финансовой заинтересованностью короля в дополнительных доходах и не имела своей целью дальнейшую секуляризацию церковного имущества. Другие говорят о том, что это было лишь началом полной диссолюции монастырей. Наиболее аргументированной является первая точка зрения.

В начале 1970-х гг. Дж. Юингс приходит к выводу о том, что, объявляя о роспуске малых монастырей в марте 1536 г., король не стремился к религиозной реформе, а лишь решал экономические проблемы короны, вызванные затратами на подавление ирландского восстания 1534 г. [21, р. 33-46]. Аргументируя эту точку зрения, автор указывает на тот факт, что некоторые монастыри тогда откупились от роспуска. Более того, король учредил новые монастыри, объединив существование ранее и собрав монахов [21, р. 49-71].

Дж. Скэрисбрик приходит к выводу о том, что реформа Генриха VIII 1536 г., направленная на закрытие монастырей, воспринималась современниками как чрезвычайная мера, вызванная внешними факторами. В подтверждение историк упоминает о том, что даже после диссолюции монастырей многие вполне информированные о происходившем люди завещали деньги монахам на проведение заупокойных месс [17, р. 8-9].

По мнению А. Диккенса, в 1536 г. действительно планировалось закрытие исключительно мелких монастырей, и правительство не предполагало, что вскоре будут закрыты и крупные монастыри [3, р. 201].

Подробнее диссолюция 1536 г. как начальный этапа секуляризации Генриха VIII впоследствии была описана в статье И. Хэлама [7].

Наиболее спорным вопросом в британской историографии секуляризации является оценка причин и характера восстаний 1536-1537 гг. Уже в середине 10-х гг. ХХ века М. Додс и Р. Додс в совместной работе рассматривали восстания 1536-1537 гг., последовавшие вслед за началом диссолюции монастырей, как крупнейшее стихийное массовое движение за реставрацию католицизма [4]. Опровергая эту точку зрения, А. Диккенс говорил о том, что монастырские земли раскупались преимущественно католиками [3, р. 203].

Примерно через пять лет Р. Рейд положил начало традиции рассмотрения этих восстаний только с социально-экономической точки зрения [15]. На рубеже 60-70-х гг. ХХ века британские историки вновь возвращаются к дискуссии о причинах и характере восстаний 1536-1537 гг. Идеи М. Додса и Р. Додса о религиозном содержании восстаний нашли дополнительную аргументацию в работах историков-ревизионистов К. Хейга и Дж. Скэрисбрика [6, 16]. Представленное же Р. Рейдом истолкование восстаний с социально-экономической точки зрения поддержали Р. Смит и М. Джеймс [10, 18].

Отдельно в историографии данной проблемы рассматривается вопрос о доходах, полученных короной в результате секуляризации Генриха VIII, и о судьбе земель, отчуждённых у монастырей. Исследования британских историков указывали на то, что необходимо составить более полную картину доходов от продажи монастырского имущества. Так, Дж. Юингс в первой половине 50-х гг. прошлого столетия выявила, что местные должностные лица,

служившие в Суде приращений, могли по поручению из центра тратить вырученные деньги на государственные нужды на месте и эти средства не попадали в центральные отчёты [21, р. 17].

В 50-60 годы прошлого столетия Х. Дж. Хабаккук [5] и Дж. Юингс [21] активно изучали последовавшие за королевскими указами документы, касающиеся оценки земли местным должностным лицом-служителем короны. Учёные выявили, что покупатели земли были лишь лондонскими агентами заказчиков этих покупок, происходившими из разных графств.

Многолетние наблюдения за диссолюцией, инициированной Генрихом VIII, позволили К. Китчинг распространить наблюдения Дж. Юингс о применении средств, вырученных в результате изъятия церковной собственности, на деньги, вырученные от монастырской утвари. В целях аргументации вывода о том, что доходы от продажи монастырской утвари тоже принесли пользу короне, историк прибегает к анализу действий местных должностных лиц. Британский исследователь обратился к отложившимся по этому поводу бумагам: переписке чиновников, квитанциям и распискам, которые в архивах проходят под категориями «разное» и «вспомогательные материалы». Это позволило ему сделать вывод о том, что ко времени смерти Генриха VIII в руках короны было от одной трети до половины бывших монастырских земель [13, р. 63-78].

В конце 1970-х гг. К. Китчинг задаётся вопросом: как обнаружить настоящего покупателя секуляризированной монастырской земли в условиях, когда посредники - земельные спекулянты - в переписке с оценщиком не разглашали детали сделок и не упоминали о полученном вознаграждении? Решение этой проблемы К. Китчинг находит в корпусе частных региональных источников. Интерес к покупке земель учёный соотносит не только с материальными посылками, но и возможностью повышения социального статуса: земля «давала возможность превратиться в лорда манора, претендовать на то, чтобы стать мировым судьёй» [2, р. 119-120]. Исследователь объясняет вспыхнувший интерес к секуляризированным землям ещё и тем, что «монастыри уже до диссолюции сдавали значительные площади земли в аренду светским лицам, которые знали достоинства этих земель, и могли выбирать лучшие» [2, р. 119-120]. На основании этого К. Китчинг делает вывод о том, что диссолюция не произвела резких социальных изменений в распределении обрабатываемой земли. При этом учёный скрупулёзно отмечает случаи, когда «люди невысокого происхождения покупали те монастырские земли, на которых они ранее были арендаторами, но такие ситуации не были нормой» [2, р. 123].

Однако современник К. Китчинга, специально занимающийся проблемами землевладения, - Дж. Кью - отметил, что в графстве Девоншир на частном земельном рынке обычные текущие сделки шли более интенсивно, чем с бывшей монастырской землёй [12].

В рамках изучения движения доходов от диссолюции К. Китчинг рассматривал и секуляризацию в последние годы правления Генриха VIII земель часовен, которые, по его мнению, тоже покупались через посредников в виде выдачи патента, затем эта земля могла перепродаваться. Специальных исследований по использованию земель часовен до К. Китчинга не предпринималось. Только У.К. Джордан, абстрагируясь от самого процесса секуляризации в последние годы правления Генриха VIII, отстаивал мнение, что социальная роль ликвидированных часовен была в последующем компенсирована частной и общественной благотворительностью [11, р. 191].

Признавая, что полное исследование процессов, связанных с ликвидацией часовен, он не проводил, К. Китчинг высказывает предположение: «Это повлияло на каждый приход в стране, и к тому же с прекращением заупокойных молитв стал меняться характер религиозности» [2, р. 130-131].

К. Китчинг как бы предлагает исследователям обратить внимание на то, что «в государственной казне продажа земель той части часовен, которая

фигурирует в источниках, хорошо документирована, идёт отдельной статьёй, и можно подсчитывать и прибыли, и то, куда шли средства». Британский учёный сделал обоснованные заключения о том, что «многие города впоследствии боролись за сохранение имущества часовен в их распоряжении, достигая при этом успеха». По его мнению, «средства от ликвидации часовен направлялись на военные нужды, в том числе на подавление внутренних восстаний в стране» [8, p. 130].

Дж. Дж. Скэрисбрик, говоря о секуляризации, писал, что «в результате сделок 1540-х годов по обмену землёй между короной и церковью епископы при Генрихе VIII потеряли земель на 3 700 фунтов, а компенсировали им земли на 2 850 фунтов, и часто компенсацию давали через несколько лет. Многие епархии во время этих обменов потеряли самые доходные маноры» [16, p. 413-417].

Крупного историка Реформации К. Хейга больше интересовали механизмы проведения реформы, а не расходование полученных средств. Как отмечает К. Хейг, все детали прохождения через парламент билля о подавлении монастырей неизвестны, но Тайный совет предчувствовал возражения на этот билль даже в палате общин, и предположительно в этой палате билль представлял лично Генрих VIII, чтобы обеспечить его прохождение. К. Хейг считает, что у Генриха VIII в то время не было намерения полностью ликвидировать монастыри. По мнению учёного, уже на начальной стадии диссо-люции «к Томасу Кромвелю стали обращаться знать и джентри с просьбами предоставления монастырской земли, но были также и просьбы о сохранении любимых монастырей» [14, p. 227].

Дж. Ходжет, наоборот, стремится показать бескомпромиссность английского короля уже на начальном этапе, апеллируя к тому, что «из-за отказа подчиниться королевской политике были казнены аббаты монастырей в Колчестере, Гластонбери и Ридинге, часть бывших монахов оставили без пенсий» [9, p. 195-202].

Британская исследовательница Ф. Хил в 1980-е гг. продолжила традицию изучения секуляризации, предложенную К. Хейгом, но уже на уровне епархий. По мнению Ф. Хил, ликвидация монастырей сочеталась вначале с сохранением землевладения епископов, что в середине 1530-х годов было своего рода применением общеполитического принципа «разделяй и властвуй». Возможность забрать у епископов доходные земли королевская власть якобы осознала в 1534 году в принудительных обменах земель епархий с королевскими землями. Ф. Хил особо указывает на то, что «большое влияние на формирование этой идеи оказал Томас Кромвель». По мнению историка, Т. Кромвель сыграл на том, что «королевскую власть в имуществе епископов обычно интересовали большие маноры с охотничьими угодьями». Исследователь вслед за К. Хейгом обращает внимание на материальную заинтересованность светских феодалов в диссолюции, но акцент делает на здания, принадлежащие епископам: «У епископов стали также отнимать их дома и дворцы в Лондоне. Влиятельные светские лица требовали ещё больших обменов своего имущества с церковью с выгодой для себя» [8, p. 180]. При этом она объясняет отмеченное К. Хейгом отсутствие радикализма в намерениях английского монарха на начальном этапе секуляризации тем, что «Генрих VIII сдерживал эти требования, а также не поощрял браки духовных лиц, опасаясь, что церковное имущество начнёт уходить по наследству» [8, p. 181]. Ф. Хил охарактеризовала также экономическое положение отдельных епархий в 1530 - начале 1550-х годов, проследила динамику объёмов ежегодных доходов епископов, выявила, что в наибольшей степени от экономического давления со стороны королевской власти пострадали епархии Норидж, Кентербери, Винчестер, Солсбери, Вустер. Комплексное исследование экономики епископств позволило Ф. Хил выяснить, что «в структуре доходов епископов стала возрастать доля средств, получаемых не от епархиального имущества, а от исполнения духовных полномочий [8, p. 182-183].

Воспользовавшись наблюдениями Дж. Скэрисбрика, Ф. Хил приходит к заключению, что «в 1535-1558 годах по епархиям было сдано много земли в невыгодные для церкви аренды» [8, p. 184-185].

Таким образом, вторая половина ХХ века в британской историографии секуляризационной политики Генриха VIII имеет специфические черты, проистекающие из так называемого «рационалистического» подхода к теме с использованием статистических методов. Корни такого подхода появляются уже на рубеже XIX-XX веков.

Объединяет историков второй половины ХХ века также утверждение о том, что церковь как собственник земли обращалась с арендаторами ничуть не мягче, чем последующие собственники бывших церковных земель [6, 19, 21]. «Рационалистический» подход привёл к тому, что центральными в трудах историков секуляризации становятся изучение практики применения средств, вырученных в результате изъятия церковной собственности, механизмы перехода церковной собственности в светскую. Это и предопределило место изучаемого периода в историографии темы, которое проявилось в регионализации исследований английской секуляризации при Генрихе VIII. Наиболее оживлённые дискуссии развернулись по двум направлениям: в чем причины неполной диссолюции в первые годы Реформации; являлись ли восстания 1536-1537 гг. реакцией на диссолюцию. В динамике историографии темы отчётливо намечается два рубежа: вторая половина 50-х гг. и конец 70-х гг. ХХ вв. На первом рубеже определены характерные особенности изучения темы, а второй рубеж не только рисует общую картину, основанную во многом на статистических методах, но и разворачивает исследования в сторону решения появившихся проблем посредством регионализации последующих исследований. Таким образом, британская историография второй половины ХХ века о секуляризации при Генрихе VIII - целостное явление со специфическими чертами, требующее дальнейшего исследования.

Литература

1. Archibold, W.A.J. The Somerset Religious Houses [Text] / W.A.J. Archibold. -Cambridge, 1892. - 407 р.

2. Church and Society in England: Henry VIII to James I [Text] / Ed. by F. Heal and R. O' Day. - London, 1977. - 206 р.

3. Dickens, A.G. The English Reformation [Text] / A.G. Dickens. - London, 1973. -511 р.

4. Dodds, M.H. The Pilgrimage of Grace, 1536-1537 and the Exeter Conspiracy, 1538 [Text] / M.H. Dodds, R. Dodds. - London, 1915. - 349 р.

5. Habakkuk, H.J. The Market for Monastic Property 1539-1603 [Text] / H.J. Ha-bakkuk // Economic History Review 2nd Ser. - 1958. - P. 362-380.

6. Haigh, C. Last Days of the Lancashire Monasteries and the Pilgrimage of Grace [Text] / C. Haigh. - Manchester, 1969. - 172 р.

7. Hallam, E.M. Henry VIII' s Monastic Refoundations of 1536-1537 and the Course of the Dissolution // BIHR. - 1978. - Vol. 51. - P. 130-131.

8. Heal, F. Of Prelates and Princes: A Study of the Economic and Social Position of the Tudor Episcopate [Text] / F. Heal. - Cambridge, 1980. - 363 р.

9. Hodgett, G.A.J. The Unpensioned Ex-Religious in Tudor England [Text] / G.A.J. Hodgett // JEH. - 1962. - P. 195.

10. James, M. Obedience and Dissent in Henrician England: The Lincolnshire Rebellion 1536 [Text] / M. James // Past & Present. - 1970. - P. 3-78.

11. Jordan, W.K. Edward VI: The Threshold of Power [Text] / W.K. Jordan. - London, 1970. - 568 р.

12. Kew, J.E. The Disposal of Crown Lands and the Devon Land Market 1536-1558 [Text] / J.E. Kew // Agricultural History Review. - 1970. - P. 93-105.

13. Kitching, C.J. The Quest for Concealed Lands in the Reign of Elizabeth I [Text] / C.J. Kitching // TRHS 5th Ser. - 1974. - XXIV - P. 63-78.

14. Lehmberg, S. The Reformation Parliament, 1529-1536 [Text] / S. Lehmberg. -Cambridge, 1970. - 282 р.

15. Reid, R.R. The King's Council in the North [Text] / R.R. Reid. - London, 1921. -532 p.

16. Scarisbrick, J.J. Henry VIII [Text] / J.J. Scarisbrick. - London, 1968. - 561 p.

17. Scarisbrick, J.J. The Reformation and the English People [Text] / J.J. Scarisbrick. - Oxford, 1984. - 203 p.

18. Smith, R.B. Land and Politics in the England of Henry VIII [Text] / R.B. Smith. -Oxford, 1970. - 318 p.

19. Woodward, G.W.O. The Dissolution of the Monasteries [Text] / G.W.O. Woodward. - London, 1966. - 326 p.

20. Youings, J.A. Landlords in England: the Church [Text] / J.A. Youings // The Agrarian History of England and Wales. 1500-1640 / Ed.Joan Thirsk. - London, 1967. -919 p.

21. Youings, J.A. The Dissolution of the Monasteries [Text] / J.A. Youings. - London, 1971. - 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.