УДК [94(4)“1919/1939”:94(420)”1936/1939”]
БРИТАНСКАЯ АРМИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ МИНИСТРОВ А. ДАФФА КУПЕРА И Л. ХОР-БЕЛИША
а. В. ражев
Южно-Уральский государственный институт искусств E-mail: [email protected]
В статье рассматривается деятельность военных министров Великобритании Альфреда Даффа Купера и Лесли Хор-Белиша по отдельным вопросам модернизации британских сухопутных сил в период 1936-1939 гг. Работа построена в основном на архивных материалах - меморандумах и стенограммах британского кабинета министров, доступных на официальном сайте Национального архива Великобритании.
Ключевые слова: история Великобритании, межвоенный период, британская армия, континентальная стратегия, Вторая мировая война.
The British Army in 1930s: Activity of secretaries of state for War A. Duff Cooper and L. Hore-Belisha A. V. Razhev
The article reviews the activities of Secretaries of State for War of Great Britain, Alfred Duff Cooper and Leslie Hore-Belisha on specific issues of modernization of British land forces during the period of 1936-1939. The work is based mainly on archival material: memoranda and conclusions of the British Cabinet, which are available on the official site of the National Archives of Great Britain.
Key words: history of Britain, interwar period, british army, continental strategy, World War II.
По издавна сложившейся традиции руководители военных ведомств Великобритании являются гражданскими лицами, представителями парламента от правящей партии. В этом, согласно С. Хантингтону, проявляется один из принципов демократического устройства: военные отстранены от управления государством, а сами оборонные ведомства подчинены политическому руководству страны1. В задачи военных министров, которые зачастую слабо представляют себе специфику и механизм функционирования военных министерств2, входит административно-политический контроль и представление военных в парламенте. В остальном армейское руководство сохраняет известную долю самостоятельности.
Альфред Дафф Купер (1890-1954), занимавший пост военного министра в 1935-1937 гг., во многом следовал традиции невмешательства в специфическую деятельность военного ведомства, стремился избегать конфликтов с генералитетом. Этому способствовало его основательное знакомство с «самым консервативным и могущественным профсоюзом»3 в 1931-1934 гг., когда он состоял на должности финансового секретаря ми-
нистерства. В ноябре 1935 г. Дафф Купер оказался вполне подходящий кандидатурой для замены лорда Галифакса на посту военного министра. С началом активной стадии перевооружения главе кабинета С. Болдуину потребовался опытный администратор, имеющий навыки умеренного реформатора. Однако не все в кабинете остались довольны выбором премьер-министра. Министр финансов Невилл Чемберлен, самый влиятельный человек в правительстве после премьер-министра в 1930-х гг.4, выражал определенное беспокойство. Он знал Даффа Купера, служившего финансовым секретарем казначейства в 1934-1935 гг., и понимал, что новый глава военного ведомства будет упорно отстаивать интересы армии, «не страшась обрушить на себя негодование ка-бинета»5. Канцлер опасался, что привнесение хотя бы умеренной установки на модернизацию сухопутных войск в конечном счете приведет к подрыву экономического и социально-политического положения страны, вызвав угрозу падения правительства6.
В историографии, особенно 1950-60-х гг., относительно Даффа Купера сложился достаточно благоприятный образ реформатора. Во многом это было связанно с его оппозицией чемберле-новскому курсу умиротворения и близостью к фигуре У Черчилля. Историки Р. Шей, Г. Уинтон и Д. Метс характеризуют его как твердого и решительного, но в то же время осторожного и умеренного политика, медленно двигавшегося в сторону реформ7. Для Даффа Купера как типичного политика в должности министра были важны не столько проблемы армии и ведомства как таковые, сколько их влияние на внутри- и внешнеполитический курс кабинета в целом. Последнее хорошо прослеживается в его мемуарах8.
Накалявшаяся в середине 1930-х гг. обстановка в Европе заставила британские военно-политические круги по-иному взглянуть на проблемы сухопутных сил, до того стоявших в стороне от начавшегося процесса модернизации. Уже весной
1936 г. Дафф Купер обратил внимание кабинета на снижение притока добровольцев в армию, что могло вызвать кризис всей системы комплектования9. В своих меморандумах министр указывал на опасность сокращения личного состава армии, отмечая возможность ослабления стратегических позиций Великобритании10. В качестве причин
© Ражев Л. В., 2012
министр отмечал недовольство военнослужащих низким жалованием и условиями службы, отсутствие шансов на карьерный рост или успешное трудоустройство и т. д. Главным же фактором Дафф Купер считал исчезновение стимулов, которые раньше привлекали людей в армию. С аналогичными выводами выступил в палате общин член консервативной партии Л. Эмери. По его словам, тогдашние перспективы военной службы ежегодно привлекали лишь физически и духовно неполноценных юношей11.
Предложенная Даффом Купером программа для выправления ситуации стоимостью 1,9 млн ф. ст. предусматривала меры социальноэкономического характера - повышение денежного довольствия, улучшение условий жизни военнослужащих, помощь в трудоустройстве и многое другое. Члены кабинета, соглашаясь с необходимостью реформ, под влиянием Чемберлена отнеслись к программе Даффа Купера критически. На заседании кабинета 2 декабря 1936 г. было указано, что военное министерство не предприняло более эффективных, но менее затратных мер12. Для решения данной проблемы был создан специальный комитет. Однако к моменту выработки решения, которое носило скорее рекомендательный характер, не являясь окончательным, Дафф Купер уже был поглощен новой проблемой.
Зимой 1936 - весной 1937 г. между Даффом Купером и Чемберленом разгорелась дискуссия по вопросу о роли армии в системе имперской обороны, а конкретно - вокруг путей дальнейшей модернизации сухопутных войск. Камнем преткновения оказалась идея экспедиционного корпуса в рамках континентальной стратегии. Если военный министр высказывался за отправку войск во Францию, то канцлер считал эту стратегию несостоятельной из-за ограниченности средств и особенностей имперской геополитики13. Определяя приоритеты в распределении средств, Чемберлен отдавал предпочтение авиации и флоту, а не строительству сильной полевой армии. Даффа Купера поддержали секретарь имперского комитета обороны М. Хэнки, а также ряд членов кабинета, отмечавших, что авиация не в состоянии полностью заменить полевую армию.
В декабре 1936 г. Дафф Купер, характеризуя ситуацию с сухопутными силами как неудовлет-ворительную14, предложил ускорить процесс модернизации. К 1939 г. планировалось иметь в целом подготовленную полевую армию, для чего требовалось перевооружение территориальных войск15. Последнее предложение вызвало особое неприятие казначейства. Чемберлен, условно принимая вариант с отправкой небольших экспедиционных сил, категорически отрицал необходимость перевооружения территориальной армии. При содействии министра координации обороны Т. Инскипа Чемберлен и Дафф Купер пришли к компромиссу. Стороны согласились на модернизацию пяти регулярных дивизий и двух
дивизий ПВО, а территориальные дивизии получали современное вооружение, рассчитанное на укомплектование двух дивизий в случае войны16.
Но уже в апреле 1937 г., после того как военное министерство выполнило расчет своих затрат на перевооружение, соглашение было нарушено. Дафф Купер предлагал завершить переоснащение регулярной армии и частей ПВО в течение следующих трех лет, потратив на эти цели 204,6 млн ф. ст. Для территориальной армии предлагалось закупить вооружение на сумму 9,3 млн ф. ст. с аналогичными сроками выполнения17. Казначейство неохотно, но принимало такие расчеты. Однако под давлением Генштаба военный министр запросил дополнительно 43,4 млн ф. ст. на оснащение четырех территориальных дивизий, являвшихся резервом полевой армии к четвертому месяцу войны. Это вызвало новую волну докладных записок и меморандумов. В целом к маю 1937 г. стало ясно, что дискуссия зашла в тупик. Дафф Купер считал необходимым укрепить армию в ее тогдашнем виде и в соответствии с ее задачами, так как в противном случае ее содержание рассматривалось как напрасная трата ресурсов18. Чемберлен высказывался за ограничение участия в новой войне силами авиации и флота, а также экономической поддержкой союзников19.
Смена 28 мая 1937 г. главы правительства повлекла за собой неизбежные перестановки в составе кабинета. Став премьер-министром, Чемберлен передвинул Даффа Купера на должность первого лорда Адмиралтейства, где энергия этого беспокойного министра была более уместной. Возглавить военное министерство Чемберлен предложил молодому и энергичному министру транспорта Лесли Хор-Белиша. Выбор, вызвавший многочисленный толки, был не случайным. Еще со времен службы финансовым секретарем казначейства в 1932-1934 гг. Хор-Белиша считался человеком Чемберлена, а его принадлежность к национал-либералам делала его еще более зависимым от премьер-министра. К тому же он обладал репутацией успешного реформатора благодаря своим преобразованиям на посту министра транспорта. Хор-Белиша казался именно тем, кто готов активно взяться за реализацию взглядов нового премьера на армию, и в первую очередь на ее роль и принципы развития, основанные на концепции «ограниченных функций» армии. Для этого Чемберлену как раз и требовался решительный и энергичный человек, подходящий для «встряски» высшего армейского руководства, чьи «упорство и приверженность старым методам» казались Чемберлену «немыслимыми»20.
Современники указывали на импульсивность Хор-Белиша, его амбициозность, нередко пренебрежение советами и безответственность в решениях. Отмечали также его бесцеремонность по отношению к генералитету, и в частности к инертному Генеральному штабу, который ему и надлежало «расшевелить»21. В оценках историков
Р. Уилкинсона, Б. Бонда и П. Денниса Хор-Белиша поставлен на один уровень с выдающимися реформаторами британской армии Э. Кардвелом и Р. Холдейном22. Однако Г. Уинтон и Н. Смарт утверждают, что политика Хор-Белиша была лишь отражением тех проблем, которые стояли перед армией, но не их решением23.С последними согласен и Роберт Шей, который считает, что Хор-Белиша оказался неэффективным защитником интересов армии24.
Ко времени назначения нового министра некомплект личного состава достиг уже 23,760 чел. в регулярных и 46,641 чел. в территориальных войсках25. Выясняя причины и обдумывая меры привлечения добровольцев, министр говорил членам Военного совета о необходимости изменения условий, на которых потенциальные военнослужащие согласились бы строить свою карьеру26. Уже 10 августа 1937 г. на заседании Военного совета, куда впервые была приглашена пресса, Хор-Белиша огласил план своей первой реформы. Подразумевались следующие возможности: продление контракта военнослужащим по истечении 7-летнего срока действительной службы; возвращение резервистов на службу по истечении 5 -летнего срока пребывания в запасе; право на пенсию по истечение 21 года службы27. О результативности этих мер говорит тот факт, что уже к 25 августа
1937 г. на действительную службу вернулось более 5000 резервистов. Удалось пересмотреть вопрос с трудоустройством. Солдаты не желали идти в центры переподготовки министерства труда по финансовым и психологическим причинам, так как в этом случае они лишались солдатского жалования и получали унизительный статус без-работных28. Хор-Белиша предложил сохранить для демобилизованных солдат в центрах подготовки министерства труда статус военнослужащих с получением обычного жалования и пособий, а для поступающих в армейские центры продлевать при необходимости срок службы на время обучения и т. д. Эти действия военного министра дали свои результаты. В подготовленном 10 февраля 1938 г. меморандуме Хор-Белиша отметил рост числа новобранцев29. В целом за период с августа 1937 г. по февраль 1938 г. приток рекрутов увеличился на 33% по сравнению с аналогичным периодом в 1936-1937 гг.30 В дальнейшем были изменены сроки действительной службы, условия приема на военную службу, повышено солдатское жалование и пособия и т. д. Отмечая результаты своей деятельности, Хор-Белиша заявил весной 1939 г., что «набор в территориальную армию за последние два месяца равен результатам последних двух лет. А приток добровольцев в регулярные войска побил все рекорды для армии мирного времени»31. Однако окончательно решить проблему не удалось.
Относительно вопроса о роли сухопутных сил в стратегии вооруженных сил Великобритании Хор-Белиша принял взгляды Чемберлена. После посещения Франции военный министр
считал, что британская армия должна быть организована на принципах обороны империи и страны (гарнизонная служба, ПВО и береговая оборона), отказываясь от идеи отправки армии на континент32. Для такой индустриальной державы как Великобритания, считал Хор-Белиша, являлось ошибкой привлекать в армию больше людей, чем требовалось для нужд обороны. Более верным решением было бы создание небольшой механизированной армии, однако в подготовке не должны были превалировать континентальные задачи. Здесь министр столкнулся с оппозицией армейских кругов, полагавших, что Великобритании придется отправить войска во Францию для защиты подступов к британским островам. В результате сложившейся конфликтной обстановки Хор-Белиша пришлось пойти на риск крупных кадровых перестановок, заменив в декабре 1937 г. начальника Генштаба и других членов Военного совета33. Окончательно новая доктрина «ограниченных функций» армии была утверждена на заседании кабинета 22 марта 1938 г.34 Как отмечал Р. Шей, на этом заседании, «выбирая между финансами и обороной, правительство под воздействием премьер-министра выбрало первое»35.
Однако уже к концу 1938 г. под влиянием ухудшавшейся международной ситуации в Европе наметились существенные перемены во взглядах Хор-Белиша. В декабре 1938 г. Имперский комитет обороны получил от военного министра меморандум, в котором рекомендовалось увеличить финансирование армии на 81 млн ф. ст. - сумму, сравнимую со всеми расходами военного министерства в 1937 г. Эти средства планировалось направить на реорганизацию мобильной дивизии, переоснащение регулярных частей в соответствии с условиями современной войны, создание двух дивизий для полицейских функций в колониях, подготовку резервов для полевой армии, а также полное оснащение передовых частей территориальной армии36. 27 января 1939 г. Хор-Белиша направил кабинету новый меморандум о роли армии, который означал отказ от доктрины «ограниченных функций» и возврат к континентальной стратегии британской армии. Уже в феврале 1939 г. Чемберлен согласился с требованиями военного министра. Он принял решение направить 60 млн ф. ст. на организацию экспедиционного корпуса из шести регулярных и четырех территориальных дивизий. А уже в марте 1939 г., после оккупации немецкими войсками Чехословакии, речь зашла о 32 дивизиях. Для реализации этих мер премьер-министр в марте 1939 г. уступил требованию Хор-Белиша о создании министерства снабжения для обеспечения мобилизации армии. А 27 апреля согласился на введение частичной воинской повинности.
В результате военным министрам А. Даффу Куперу и Л. Хор-Белиша во второй половине 1930-х гг. удалось обратить внимание кабинета на нужды сухопутных сил. Был сохранен добровольческий принцип комплектования, армия удержалась от
Всеобщая история, Британские чтения
трансформации в «имперского жандарма», ускорился процесс модернизации в соответствии с современным характером войны. Однако в надвигающейся войне этого было явно недостаточно. Опыт войны 1914-1918 гг. показал, что ограничиться небольшими сухопутными силами невозможно. Требовалось создание массовой армии на основе всеобщей воинской повинности, что и было заложено двумя министрами. Многие же меры социально-бытового характера были реализованы в послевоенное время, сформировав во многом современный облик британских сухопутных сил.
Примечания
1 См.: Huntington S. P. Armed Forces and Democracy : Reforming Civil-Military Relations // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6. № 4. Р. 9-17.
2 Это заметно и по воспоминаниям самих министров и их современников. См.: Duff Cooper A. Old Man Forget. L., 1953. Р. 194 ;MinneyR. J. The Private Papers of Hore-Belisha. L., 1960. Р. 40 ; Liddell Hart B. H. The memoirs of captain Liddell Hart : in 2 vols. L., 1965. Vol. 2. Р. 10.
3 См.: Роуз К. Король Георг V. М., 2005. С. 324.
4 См.: Черчилль У. Вторая Мировая война : в 3 кн. М., 2010. Кн. 1. С. 43.
5 Shay R. P. British rearmament in the 1930s. Politics and profit. Princeton, 1977. P. 79.
6 См.: Pedan G. British rearmament and the treasury 1932-1939. Edinburg, 1979. P. 2.
7 См.: Winton H. R., Mets D. R. The challenge of change : military institutions and new realities, 1918-1941. Lincoln, 2000. Р. 97-98.
8 См.: Duff Cooper A. Old Man Forget. L., 1953.
9 См.: Duff Cooper A. «Recruiting for the army». Memorandum by the Secretary of State for War, 2nd of April 1936. C. P. 92(36) // The National Archive. Public Record Office. CAB 24/261. Vol. 135. P. 295.
10 См.: Duff Cooper A. «Recruiting for the Army». Memorandum by the Secretary of State for War, 16th of October 1936.
C. P. 322 (36) // TNA. PRO. CAB 24/265. Vol. 139. P. 212-216.
11 В 1935 г. на вербовочные пункты пришло более 68 тыс. человек. Из них 31 тыс. чел. не прошла по физическим и медицинским показателям (см.: AmeryL. S. My Political Life : in 3 vols. L., 1953. Vol. 3. P. 198).
12 C. С. 69(36)7 // TNA. PRO. CAB 23/86. Vol. 53. P. 201203.
13 См.: Chamberlain N. «The role of the British Army». Memorandum by the Chancellor of the Exchequer, 11th of December 1936. C. P. 334(36) // TNA. PRO. CAB 24/265. Vol. 139. P. 265-266.
14 Вооружение устарело, ощущалась нехватка автотранспорта и бронетехники, промышленность не справлялась со снабжением, в случае войны в готовности было лишь две дивизии (см.: C. P. 325/36. DuffCooperA. «The Organization, Armament and Equipment of the Army». Memorandum by the Secretary of State for War”, 4th of December 1936 // TNA. PRO. CAB 24/265 Vol. 139. P. 220-222).
15 «The Role of the Army. The Re-equipment of the Territorial Army». Memorandum by the Secretary of State for War, 3rd of December 1936. C. P. 326(36) // TNA. PRO. CAB 24/265 Vol. 139. P. 223-224.
16 См.: Cabinet minutes. C. С. 5(37)14 // TNA. PRO. CAB 23/87. Vol. 54. P. 164-165.
17 См.: Duff Cooper A. «The Organization, Armament and Equipment of the Army. Memorandum by the Secretary of State for War», 23rd of April 1937. C. P. 115(37) // TNA. PRO. CAB 24/269. Vol. 142. P. 138-139.
18 См.: Cabinet minutes. C. С. 20(37)4 // TNA. PRO. CAB 23/88. Vol. 55. P. 181-182.
19 Ibid. P. 180.
20 Minney R. J. Op. cit. P. 36.
21 The Ironside diaries, 1937-1940 / ed. by R. Macleod,
D. Kelly. L., 1962. P. 36-37 ; WintonH. R., MetsD. R. Op. cit. Р. 97-98.
22 См.: Wilkinson R. Cardwell, Haldane, Hore-Belisha - an apostolic succession? // The RUSI Journal. 1999. Vol. 144, Iss. 1. P. 63-67 ; Beckett I. F. W., Gooch J. Politicians and defense : studies in the formulation of British defense policy, 1845-1970. Manchester, 1981 ; Dennis P. Decision by default : peacetime conscription and British defense, 19191939. Durham, 1972 ; Smart N. British Strategy and Politics During the Phony War : Before the Balloon Went Up Studies in Military History and International Affairs. Westport, 2003.
23 См.: Winton H. R., Mets D. R. Op. cit. ; Smart N. Op. cit.
24 См.: Shay R. P. Op. cit. Р. 170.
25 См.: Hansard. Parliamentary Debates. House of Commons.
15 June 1937. Vol. 325. Col. 178.
26 См.: Minney R. J. Op. cit. Р. 40.
27 До реформы срок службы составлял 12 лет - 7 лет в действующей армии и 5 лет в резерве (см.: Minney R. J. Op. cit. Р. 43-45).
28 См.: Hore-Belisha L. «Vocational training of soldiers». Memorandum by the Secretary of State for War, 18th of October 1937. C. P. 245(37) // TNA. PRO. CAB 24/271. Vol. 144. P. 305-306.
29 См.: Hore-Belisha L. «Recruiting for the army. Memorandum by the Secretary of State for War», 10th of February 1938. C. P. 22(38) // TNA. PRO. CAB 24/274. Vol. 147. P. 311-313.
30 См.: Hansard. Parliamentary Debates. House of Commons. 1938. 5 April. Vol. 334. Col. 202-3.
31 Mr. Hore-Belisha (War Minister) On National Defense. 22nd of May 1939 // British Pal^. The world’s finest news and entertainment video film archive. - Available : http://www. britishpathe.com/record.php?id=8035. [date ate of access : 19 September 2011]. Title from the screen.
32 James R. The British Revolution : British Politics 18801939 : in 2 vols. L., 1977. Vol. 2. Р. 262.
33 См.: Minney R. J. Op. cit. P. 60-80.
34 См.: Cabinet minutes. C. С. 16(38)6 // TNA. PRO. CAB 23/93. Vol. 59. P. 61-63.
35 Shay R. P. Op. cit. P. 199.
36 Hore-BelishaL. «The State of Preparedness of the Army in Relation to its Role». Memorandum by Secretary of State for War., 27th of January 1939. С. P. 27(39) // TNA. PRO. CAB 24/282. Vol. 155. P. 222-223.