Научная статья на тему 'Брикс в мировой валютной системе'

Брикс в мировой валютной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / финансовое пространство / финансовая кооперация / МВФ / специальные права заимствования / новый банк развития БРИКС. / BRICS / financial space / financial cooperation / IMF / special drawing rights / new BRICs development Bank.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е М. Рева, А В. Захарян

В данной статье рассматривается роль БРИКС в международной валютно-финансовой системе, также обозначается исторический факт появления и развития данного содружества и модернизация основных направлений деятельности в условиях нестабильного мирового экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS IN THE GLOBAL MONETARY SYSTEM

This article discusses the role of the BRICS in the international monetary and financial system, also denotes the historical fact of the emergence and development of the Commonwealth and the modernization of the main activities in an unstable world economic growth.

Текст научной работы на тему «Брикс в мировой валютной системе»

БРИКС В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ

Е.М. Рева, студент

А.В. Захарян, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10711

Аннотация. В данной статье рассматривается роль БРИКС в международной ва-лютно-финансовой системе, также обозначается исторический факт появления и развития данного содружества и модернизация основных направлений деятельности в условиях нестабильного мирового экономического роста.

Ключевые слова: БРИКС, финансовое пространство, финансовая кооперация, МВФ, специальные права заимствования, новый банк развития БРИКС.

За последние годы мировая экономика четко продемонстрировала накопление нерешенных дисбалансов. После финансового кризиса 2008-2009 годов многие эксперты прогнозируют «вторую волну» и предлагают различные сценарии ее проявления. Тот факт, что сейчас отрицательный экономический рост в развитых странах, проблемы с ликвидностью, ставшие насущной повесткой дня практически всех крупных деловых форумов, крайне негативное влияние политической напряженности на экономику, - все это может стать «второй волной».

Объективная оценка наблюдаемых тенденций в мировой экономике и в финансовом секторе демонстрирует необходимость активизации действий международных экономических регуляторов, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Банк международных расчетов, Базель-ский комитет и новые антикризисные административные институты на глобальном уровне.

БРИКС можно рассматривать как один из таких центров накопления совместных усилий. Сближение политических отношений между Бразилией, Россией, Индией и Китаем, которое началось в 2006 году, было четко сформулировано в организации ежегодных саммитов, которые стали постоянными с 2009 года. В 2010 году в Союз входила Южно-Африканская Республика, а уже в 2011 году 3-й Саммит БРИКС прошел в новом расширенном составе [1].

Хотя повестки совместных заседаний охватывает широкий круг международных вопросов, одним из наиболее важных аспектов всегда было улучшение мировой финансовой системы. Необходимость реформирования международных финансовых институтов в контексте глобальных экономических изменений - подчеркивается в Совместном соглашении лидеров БРИКС [5].

В то же время реформа предусматривает переход к более справедливому распределению ролей между всеми участниками мировой экономики. Новое, более сбалансированное распределение полномочий между странами-членами МВФ, крупнейшего международного финансового института, в который входят 188 стран, станет прямым выражением этого перехода.

БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) - блок развивающихся экономик, все из которых являются крупными региональными державами. Все члены БРИКС являются развивающимися странами, которые демонстрируют экономический потенциал, все они имеют системное значение, и все они имеют влияние на глобальное валютно-финансовое управление. Таким образом, все члены являются стратегическими и влиятельными игроками на мировой арене. По мнению БРИКС, основной причиной формирования блока является особый интерес к реформированию мировой валютно-финансовой системы.

БРИКС зарекомендовал себя как содружество независимых восходящих дер-

жав, организованных как сеть взаимной поддержки и приверженных к оказанию помощи странам-членам в подъеме международного экономического порядка. Но по мере того, как Китай готовится возглавить БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) во втором десятилетии его нынешнего председательства, эта группа должна выйти за рамки своей ориентации на финансовом развитии [8].

БРИКС должен превратиться в самый важный форум по экономике стран, чтобы подтолкнуть к перестройке международной валютной системы те системы, которые не успевают за динамичными изменениями в форме и масштабах трансграничного финансирования [4].

Содействие международной финансовой стабильности, как и развитие инфраструктуры, является глобальным общественным благом. Непрекращающаяся задержка со стороны Всемирного банка по созданию фонда развития инфраструктуры послужила движущей силой для создания Азиатского банка инвестиций в инфраструктуру. Поскольку Соединенные Штаты не желают или не могут обеспечить международную финансовую стабильность в эпоху глобальных финансов после посредничества банков, китайское председательство в БРИКС должно создать рабочую группу по международной финансовой архитектуре и сосредоточить внимание на полезных схемах управления системной ликвидностью в глобальном масштабе денежного порядка [6].

Хотя основной целью создания НБР является мобилизация ресурсов для поддержки совместных проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, появление такого крупного регионального банка оказывает положительное влияние на уровень ликвидности и доступность капитала. Потребность БРИКС в новых финансовых институтах основана на требовании поддерживать ликвидность, прежде всего, в отношении обеспечения платежеспособности по краткосрочным внешним обязательствам, а также расчетов по импортным товарам и услугам.

Одной из ключевых ролей в обозначенной кооперации стран БРИКС приходится на центральные банки, и в первую очередь на самое большое экономическое объеди-

нение - Китай. По итогам 2016 г. банковский сектор Китая стал крупнейшим в мире по объему активов - он аккумулирует в себе 33 трлн долл. Для сравнения: активы банковской системы США составляют 16 трлн долл. При этом в рейтинге крупнейших банков мира китайские банки также превосходят американские [7].

Доминирующую роль китайского банковского сектора в мире подтверждает и сравнительная статистика агрегата М2, где объем юаневой денежной массы М2 почти в 2 раза превышает аналогичное значение для доллара. Кроме того, анализ использования валют для платежей различной стоимости показывает существенный перевес китайского юаня. 36% всех расчетов в юанях приходится на платежи стоимостью от 50 тыс. долл. и выше; из них 11,13% - на платежи стоимостью выше 1 млн долл. Для расчетов в американских долларах соответствующие показатели составят: 21% приходится на платежи стоимостью от 50 тыс. долл. и выше и только 2,5% - на платежи стоимостью выше 1 млн долл. [2].

В этом ощутима решающая роль, так как китайский юань - самая распространенная и используемая валюта в мире, которая приобрела мировое значение и не просто интегрировалась в глобальную систему, но во многом уже определяет ее дальнейшее развитие [3].

В среднесрочной перспективе БРИКС также должен стремиться к расширению существующих договоренностей о специальных правах заимствования (СДР) в рамках денежно-кредитной системы, делая их выпуск автоматическим и регулярным. Им также следует установить условия, позволяющие МВФ гарантировать краткосрочные уведомления о выделении СДР центральным банкам или брать займы на рынках капитала для финансирования операций по предоставлению ликвидности в периоды повышенной напряженности на рынке [9].

В долгосрочной перспективе страны БРИКС должны стремиться вернуть механизм МВФ для сотрудничества по глобальным монетарным проблемам к его формирующемуся бреттон-вудскому проекту как неполитизированному, технократическому, а не акционерному институту.

Его операции по предотвращению кризи- которую играют движения частного капи-сов должны быть направлены на автома- тала, - также должен быть исправлен пу-тизм, а не на усмотрение и обусловлен- тем внесения поправок в его Соглашение о ность. Единственный величайший интел- предоставлении МВФ четкой юрисдикции лектуальный провал МВФ на момент его в отношении счетов капитала членов. основания - неспособность учесть роль,

Библиографический список

1. Боровская М. и др. (ред.). Сотрудничество стран БРИКС для устойчивого развития // Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых стран БРИКС (Ростов-на-Дону, 24-26 сентября 2015 г.). - Litres, 2018. - Т. 1.

2. Герасименко О. А. Стратегия финансирования инфраструктурных проектов региона: Монография / Герасименко О. А., Назарова О. В. // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». - Краснодар, 2018. - 103 с.

3. Герасименко О.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Герасименко О. А., Герасименко О. В.; М-во сельского хозяйства РФ, Кубанский гос. агр. ун-т. - Казань: Изд-во «Бук», 2017. - 172 с.

4. Захарян А. В. К вопросу оценки эффективности использования финансовых ресурсов / Захарян А. В., Мелкумян Г. А., Лисицкая В. А., Красная А. В. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 10-1. - С. 100-107.

5. Захарян А.В. Перспективы и основные направления развития экономики России в условиях санкций / Захарян А.В., Дагужиев Р.А. // Экономика и предпринимательство. -2016. - № 11-1 (76). - С. 630-633.

6. Ильин И. В. Теория и практика политической глобалистики / И.В. Иль-ин, О.Г. Леонова, А.С. Розанов. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - 296 с.

- (Основы глобалистики. Политическое измерение) ISBN 978-5-211-06532-1. - 2016.

7. Захарян А.В. Международный факторинг - альтернатива традиционным банковским кредитам для российского бизнеса / Захарян А.В., Бакланов С.В., Ватулина И.В., Овчинников М.Г., Назаретян К.А., Кумпилов Н.Т. // Экономика и предпринимательство. - 2017.

- № 9-2 (86). - С. 1209-1214.

8. Попова И.М. Председательство Бразилии в БРИКС в 2019 г.: чего ожидать от начала нового десятилетия сотрудничества и администрации Ж. Болсонару // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2018. - Т. 18. -№ 4.

9. Захарян А.В. Цифровая экономика и перспективы ее роста на 2018-2020 года / Захарян А.В., Померко Е.С., Негодова А.В., Давыденко М.А., Ионова Д.М., Аристова С.А. // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5 (94). - С. 169-173.

BRICS IN THE GLOBAL MONETARY SYSTEM

E.M. Reva, student

A.V. Zakharyan, candidate of economic sciences, associate professor Trubilin Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article discusses the role of the BRICS in the international monetary and financial system, also denotes the historical fact of the emergence and development of the Commonwealth and the modernization of the main activities in an unstable world economic growth.

Keywords: BRICS, financial space, financial cooperation, IMF, special drawing rights, new BRICs development Bank.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.