АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Бурганова И.Н. кандидат политических наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
burganovain@yandex. ги
БРЕТТОН-ВУДСКАЯ СИСТЕМА 1944 Г.: КУРС Ф. РУЗВЕЛЬТА
НА ГЕГЕМОНИЮ США
Аннотация: в статье рассматривается внешняя политика Ф. Рузвельта в контексте решений, связанных с Бреттон-Вудской системой 1944 г. США в условиях «Великой депрессии» и последующих событий, связанных со Второй мировой войны были заинтересованы в унифицированных подходах финансовой сферы на основе американского доллара. Гегемония Вашингтона в международном сообществе была основана на отказе от изоляционизма и политической интервенции. В статье сделан вывод, что «Новый курс» Ф. Рузвельта был направлен на защиту собственной территории и союзников США по антигитлеровской коалиции, продвижении американских ценностей на основе демократии, помощи странам-союзникам для продвижения американского экспорта, отказе от протекционизма, политику «добрососедства», успешную реализацию национальных интересов США.
Ключевые слова: внешняя политика Ф. Рузвельта, «Новый курс» Ф. Рузвельта, внешняя политика США, Бреттон-Вудская система.
Введение. Система международных отношений находится в состоянии перманентного изменения. События середины XX в. способствовали трансформации всей мировой политики. Во многом это связано с созданием Бреттон-Вудской системы. Целью данной работы является содержательная составляющая внешней политики Ф.Рузвельта и Бреттон-Вудской системы 1944 г. Задачами исследования является рассмотрение следующих вопросов:
1. Каковы причины создания Бреттон-Вудской системы?
2. Почему внешняя политика Ф. Рузвельта привела к доминированию США на международной арене?
Методы. Для написания работы автор использовал междисциплинарный подход, который позволил рассмотреть политико-экономический аспект Бреттон-Вудской системы (привязка национальных валют к американскому доллару на фоне доминирования США на мировой арене). Также инструменты нормативного анализа позволили исследовать документальную базу администрации Ф. Рузвельта для анализа внешнеполитической и внутренней политики США: Закон о ленд-лизе1, Акт о взаимных торговых соглашениях2.
Результаты исследования. В июле 1944 г. на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) 44 страны-участники разработали единые правила международных валютных и финансовых отношений после окончания Второй мировой войны, т.е. договорились о привязке курсов своих национальных валют к американскому доллару . В условиях кризиса государственным акторам было необходимо
1 Закон о Ленд-лизе. URL: http://www.grinchevskiy.ru/ (дата обращения: 23.05.2021).
2 Сидоров А.А. Закон о торговых соглашениях на основе взаимности и изменение курса торговой политики США в 1930-е гг.// Вестник Московского университета. Серия 8. История, 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-o-torgovyh-soglasheniyah-na-osnove-vzaimnosti-i-izmenenie-kursa-torgovoy-politiki-ssha-v-1930-e-gg (дата обращения: 23.05.2021).
3 Бреттон-Вудская конференция (1944). URL: https://interlaws.ru/ (дата обращения: 23.05.2021).
45
обеспечить финансовую стабильность за счет решения вопроса, связанного с «золотым стандартом». Поскольку огромные запасы золота были сосредоточены в США, то было решено, что именно американский доллар станет мировой валютой. В Бреттон-Вудсе были также согласованы учреждения МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и МВФ (Международный валютный фонд). Ретроспективный анализ демонстрирует, что в довоенный период торговые операции между странами имели тенденцию к сокращению. Также негативными моментами явились процессы, связанные с ростом безработицы, конкурентной девальвацией, т.е. политикой, направленной на установление низкого обменного курса для увеличения объёмов экспорта и сокращения импорта. Поэтому государства антигитлеровской коалиции действовали в соответствии с целью установления нового послевоенного порядка в финансовой сфере, основанного на унифицированных правилах.
В результате реализации Бреттон-Вудской системы США смогли добиться создания такого механизма, который бы им позволил оказывать воздействие на международную повестку дня с помощью процедуры «взвешенного» голосования. То есть в рамках Бреттон-Вудса были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В них государства-участники использовали голосование в зависимости от доли страны в мировой экономике. Понятно, что доля США является самой большой.
План Ф. Рузвельта по доминированию США подразумевал укрепление национальной валюты (доллар) как ведущей. Бреттон-Вудская система изменила акцент рассмотрения приоритетности тех или иных государственных акторов с точки зрения их лидирующих позиций. Если раньше такими точками отчета выступали политические факторы: военная мощь, качество дипломатии, внутриполитическая стабильность1. То в дальнейшем именно экономика стала триггером, определяющим местоположение страны в мировой политике. Так произошло за счет нивелирования государственного суверенитета, когда страна уже не обладает возможностями для контроля над процессами экономической коммуникации2. Поэтому кумулятивный эффект торгового сотрудничества в мире способствовал тому, что экономическая сфера выходит из тени политического сегмента. К тому же в рамках экономического поля государствам становится легче договариваться, чем идти на компромисс в условиях политического диалога, наступая на горло своим национальным интересам. Также кровопролитное противостояние в I и II Мировой войны привело к сужению военных столкновений между государствами. Наличие многомиллионных жертв, создание атомного орудия привели к пониманию, что только мир и сотрудничество ведут к устойчивости международного сообщества.
Белый дом был серьезно обеспокоен перспективой послевоенной рецессии. В этих условиях США были заинтересованы в предоставлении кредитов европейскому континенту, т.к. это способствовало увеличению спроса на американские товары со стороны европейских предприятий3. Функционирование международного сообщества на многосторонних связях по линии экономического и торгового партнерства способствовали стабилизации международного сообщества в целом, так и положению США на мировой арене. Отсутствие дискриминационных мер, жесткой протекционистской политики играли на руку
1 Голубь И.А. Критерии могущества государств на международной арене в XXI столетии// Актуальные проблемы современных международных отношений, 2017. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-moguschestva-gosudarstv-na-mezhdunarodnoy-arene-v-xxi-stoletii (дата обращения: 22.05.2021).
2 Дробот Г.А. Экономические факторы мировой политики: международная торговля// Социально-гуманитарные знания, 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-faktory-mirovoy-politiki-mezhdunarodnaya-torgovlya (дата обращения: 23.05.2021).
3 Моисеев С.Р. Валютные соглашения в Бреттон Вудсе: история, факты, судьбы// Финансы и кредит, 2003. № 17 (131). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/valyutnye-soglasheniya-v-bretton-vudse-istoriya-fakty-sudby (дата обращения: 13.05.2021).
активизации международной торговли. Так или иначе, это вело к успешной реализации национальных интересов США.
Еще в 1934 г., в США появляется Акт о взаимных торговых соглашениях (Reciprocal Trade Agreements Act of 1934 — RTAA)1. В данном документе пересматриваются двухсторонние соглашения по тарифам. Речь идет об уменьшении тарифов США до 50 % в обмен на идентичные меры со стороны других участников международного сообщества2. Таким образом, либерализация мировой торговли играла на руку Вашингтону за счет интенсификации сотрудничества, увеличении торгового оборота. С момента вступления данной договоренности в силу и вплоть до начала Второй мировой войны Белый Дом заключил такие соглашения с 21 государством, на которые приходилось примерно 60% общего объема всех торговых операций США. По оценкам Сидорова А.А. за первые три года действия программы экспорт США возрос в другие страны-участники данного договора на 61%, тогда как общий экспорт увеличился на 38%.
Также Вашингтон пошел на соглашение о ленд-лизе с союзниками. С точки зрения экономической конъюнктуры ленд-лиз давал выгоду американским монополиям, чья прибыль выросла в 2,5 раза годы войны. Рыжков Н.И. приводит данные, что американские компании «получили 26 млрд. долл. на строительство новых и переоборудование старых
3
предприятий для нужд ленд-лиза» .
Американоцентричная доктрина Белого Дома подразумевала такой послевоенный международный порядок, где Вашингтон становился ключевым звеном мировой системы координат. «Новый курс» Ф. Рузвельта подразумевал под собой преодоление, прежде всего, «Великой депрессии». Поэтому с точки зрения реализации внешнеполитической деятельности США можно сказать, что именно внешняя политика стала инструментом для решения внутренних проблем. С другой стороны, США были обеспокоены вопросами коллективной безопасности. Когда стало очевидно, что Лига Наций оказалась не способна к роли регулятора международных отношений, что привело к началу II Мировой войны, Вашингтон в условиях противостояния союзников и стран фашисткой коалиции оказался перед дилеммой: либо сосредоточиться на решении внутренних проблем (принять политику изоляционизма), ограниченных территориальными пределами национального суверенитета, либо преодолеть рамки собственного эгоизма и выступить активным участником противодействия фашисткой экспансии.
Фактически «Новый курс» Рузвельта подразумевал замену политических инструментов во внешнеполитической деятельности США на доктрину экономического проникновения. Когда американский капитал становится «ключиком» к открытию дверей международного сотрудничества.
Таким образом, обеспечение вопросов национальной безопасности решало несколько проблем:
1) военно-политической блок - защита собственной территории и союзников США по антигитлеровской коалиции.
2) идеологический блок - продвижение американских ценностей на основе демократии, плюрализма и либерализма.
1 Сидоров А.А. Закон о торговых соглашениях на основе взаимности и изменение курса торговой политики США в 1930-е гг.// Вестник Московского университета. Серия 8. История, 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-o-torgovyh-soglasheniyah-na-osnove-vzaimnosti-i-izmenenie-kursa-torgovoy-politiki-ssha-v-1930-e-gg (дата обращения: 23.05.2021).
2 Дробот Г.А. Экономические факторы мировой политики: международная торговля// Социально-гуманитарные знания, 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-faktory-mirovoy-politiki-mezhdunarodnaya-torgovlya (дата обращения: 23.05.2021).
3 Рыжков Н.И. Фактор ленд-лиза// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2015. № 3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktor-lend-liza (дата обращения 23.05.2021).
3) экономический блок - помощь странам-союзникам для продвижения американского экспорта. Устойчивое развитие экономики США было связано с возможностями перехода от изоляционизма к политике экспансии.
4) геополитический - перенос основного акцента решения международных проблем с коммунитарного уровня на национальный. То есть для Вашингтона более притягательным выглядела позиция, когда США выступают ментором международной повестки дня. А остальные государственные акторы скорее выступали статистами в мировой политике.
Вектором внешней политики США при Ф. Рузвельте выступили разноуровневые форматы коммуникации с различными игроками международного сообщества. Однако, не смотря, на дифференцированные подходы во взаимодействии с другими странами мира, можно отметить, что ключевыми принципами явились: открытость, доверие и невмешательство (отказ от интервенции). В частности, в отношении СССР, который долгое время оставался в позиции «изгоя», Вашингтон заключил торговые соглашения (1935 г., 1937 г.) с Москвой. Со странами Латинской Америки Белый Дом провозгласил политику «доброго соседа». Для США точками отчета во внешнеполитических шагах были объявлены уважение суверенитета, территориальная целостность, экономическое сотрудничество и панамериканизм.
Таким образом, гегемония Вашингтона была основана на следующих факторах:
Во-первых, расширение диалоговой площадки между США и другими государственными акторами международного сообщества позволяло Белому Дому упрочить свое местоположение в мире.
Во-вторых, увеличение количества союзников по антигитлеровской коалиции стала залогом для успешной реализации ленд-лиза, что давало выгоду американским монополиям.
В-третьих, поднятие авторитета США в Латинской Америке за счет принятия доктрины «добрососедства».
В-четвертых, использование гегемоном (США) специальных инструментов для увеличения своей власти на уровне МВФ и МБРР с помощью процедуры «взвешенного голосования».
В-пятых, ключевыми принципами внешнеполитической деятельности Ф. Рузвельта явились открытость, доверие и невмешательство (отказ от интервенции), что позволило обеспечить коммуникацию с остальными участниками мировой политики.
Литература:
1. Бабурина О.Н. Национальные интересы США в организации мирового экономического порядка// Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-interesy-ssha-v-organizatsii-mirovogo-ekonomicheskogo-poryadka (дата обращения: 23.05.2021).
2. Бреттон-Вудская конференция (1944). URL: https://interlaws.ru/ (дата обращения: 23.05.2021).
3. Голубь И.А. Критерии могущества государств на международной арене в XXI столетии // Актуальные проблемы современных международных отношений, 2017. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-moguschestva-gosudarstv-na-mezhdunarodnoy-arene-v-xxi-stoletii (дата обращения: 22.05.2021).
4. Дробот Г.А. Экономические факторы мировой политики: международная торговля// Социально-гуманитарные знания, 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-faktory-mirovoy-politiki-mezhdunarodnaya-torgovlya (дата обращения: 23.05.2021).
5. Закон о Ленд-лизе. URL: http://www.grinchevskiy.ru/ (дата обращения: 23.05.2021).
6. Моисеев С.Р. Валютные соглашения в Бреттон Вудсе: история, факты, судьбы // Финансы и кредит, 2003. № 17(131). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/valyutnye-soglasheniya-v-bretton-vudse-istoriya-fakty-sudby (дата обращения: 13.05.2021).
7. Рыжков Н.И. Фактор ленд-лиза// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2015. № 3(41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktor-lend-liza (дата обращения 23.05.2021).
8. Сидоров А.А. Бреттон-Вудская конференция и строительство послевоенного мирового порядка// Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bretton-vudskaya-konferentsiya-i-stroitelstvo-poslevoennogo-mirovogo-poryadka (дата обращения: 10.04.2021).
9. Сидоров А.А. Закон о торговых соглашениях на основе взаимности и изменение курса торговой политики США в 1930-е гг.// Вестник Московского университета. Серия 8. История, 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-o-torgovyh-soglasheniyah-na-osnove-vzaimnosti-i-izmenenie-kursa-torgovoy-politiki-ssha-v-1930-e-gg (дата обращения: 23.05.2021).
References:
1. Baburis O.N. National interests of the United States in organizing world economic order// National interests: priorities and safety, 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-intereriesy-sha-v-organizatsii-mirovogo-ekonomicheckogo-poryadka (accessed: 23.05.2021).
2. Bretton Woods Conference (1944). URL: https://interlaws.ru/ (accessed: 23.05.2021).
3. Pigeon I.A. Criteria of the power of states in the international arena in the XXI century// Actual problems of modern international relations, 2017. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-moguschestva-gosudarstv-na-mezhdanarodnoy-arene-v-xxi-stoletii (accessed: 23.05.2021).
4. Drobot G.A. Economic factors of world politics: International Trade // Socio-Humanitarian Knowledge, 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-faktory-mirovoy-politiki-mezhdunarodnaya-Torgovlya (accessed: 23.05.2021).
5. Law of Olend-Lisa. URL: http://www.grinchevskiy.ru/ (accessed: 23.05.2021).
6. Moiseev S.R. Currency agreements in Bretton Woods: History, Facts, Fate// Finance and Credit, 2003. № 17(131). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/VALYUTNYE-SOGLASHENIYA-V-Bretton-Vudse-istoriya-Fakty-Sudby (accessed: 23.05.2021).
7. Ryzhkov N.I. Land Lisa factor// Contours of global transformations: politics, economy, right, 2015. № 3(41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktor-lend-liza (accessed: 23.05.2021).
8. Sidorov A.A. Bretton Woods Conference and the construction of post-war world order// Bulletin of Moscow University. Series 25. International relations and world politics, 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/BRETTON-VUDSKAYA-KONFERENSIYA-I-Troitelstvo-poslevoennogo-mirovogo-poryadka (accessed: 23.05.2021).
9. Sidorov A.A. Act on trade agreements based on reciprocity and change in the course of the US trading policy in the 1930s.// Vestnik of Moscow University. Series 8. History, 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-o-torgovyh-soglasheniyah-na-osnove-vzaimnosti-i-izmenenie-kursa-torgovoy-politiki-sha-v- 1930-E-gg (accessed: 23.05.2021).
BRETTON WOOD SYSTEM 1944: F. ROOSEVELT'S COURSE FOR THE HEGEMONY
OF THE USA
Burganova I.N.
Candidate of Political Science, Associate ProfessorDepartment of History of the Fatherland and
Socio-Political Theories Orenburg state Pedagogical University
burganovain@yandex.ru
Abstract: The article discusses the F. Roosevelt's foreign policy in the context of decisions related to the Bretton Woods system of 1944 in the United States in the conditions of the "Great Depression" and subsequent events related to World War II were interested in the unified approaches of the financial sphere based on the American dollar. Washington Hegemony in the international community was founded on the refusal of isolationism and political intervention. The article concludes that the "new course" F. Roosevelt was aimed at protecting its own territory and the US Allies on the Anti-Hitler Coalition, promoting American values on the basis of democracy, assistance to allies to the promotion of American exports, denial of protectionism, "good-neighborly" policies , Successful implementation of US national interests.
Keywords: foreign policy of F. Roosevelt, F. Roosevelt's "New Deal", US foreign policy, the Bretton Woods system
Для цитирования: Бурганова И.Н. Бреттон-Вудская система 1944 г.: курс Ф. Рузвельта на гегемонию США// Архонт, 2021. № 3(24). С. 45-50.