Научная статья на тему 'Брендинг как социальноэкономическая категория'

Брендинг как социальноэкономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ МАРКА / БРЕНД / СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТОВ БРЕНДИНГА / ИДЕНТИЧНОСТЬ БРЕНДА / АРХИТЕКТУРА БРЕНДА / ПРОГРАММА КОММУНИКАЦИЙ БРЕНДА / ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА / TRADE MARK / BRAND / SYSTEM OF BRANDING INSTRUMENTS / BRAND IDENTITY / BRAND ARCHITECTURE / BRAND COMMUNICATIONS PROGRAM / VEBLEN EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартасов Денис Алексеевич

Брендинг представляет собой управляемый процесс трансформации торговой марки в бренд. В процессе исследовательской работы по формированию системы инструментов брендинга торговой марки автор пришел к выводу, что данная отрасль знаний в настоящее время представляет собой не только экономическую, а уже социально-экономическую категорию. В статье брендинг рассматривается как социально-экономическая категория, оказывающая значительное влияние на современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRANDING AS A SOCIOECONOMIC CATEGORY

Branding is a managed process of the trade mark transformation into a brand. During the research aimed to form the trade mark branding instruments the author has come to the conclusion that this subject area is not only an economic category today, but also a socioeconomic one. The article considers the branding as the socioeconomic category impacting substantially the modern society.

Текст научной работы на тему «Брендинг как социальноэкономическая категория»

УДК 004 : 330.4 : 339 Кизим Анатолий Александрович

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента

Кубанского государственного университета [email protected]

Игнатова Виктория Олеговна

магистрант экономического факультета Кубанского государственного университета [email protected]

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТОВ

МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Kizim Anatoly Alexandrovich

D.Phil. in Economics, Professor of the Global Economy and Management Subdepartment, Kuban State University [email protected]

Ignatova Victoria Olegovna

Applicant for a Master's Degree of the Economic Department Kuban State University [email protected]

VIRTUAL LOGISTICS AS AN INSTRUMENT OF THE INTERNATIONAL BUSINESS SUBJECTS’ INTEGRATION

Аннотация:

В статье рассмотрена виртуальная логистика как необходимый инструмент интеграции субъектов международного бизнеса в современной экономической среде. В мире, где стремительно развиваются технологии, совершенствуется механизм продаж посредством сети Интернет, логистика выступает неотъемлемым звеном осуществления электронных торгов. В системе отношений участников электронного бизнеса наблюдается усиление значимости деятельности по управлению материальными потоками. Также смена приоритетов в мировых экономических структурах способствует развитию виртуализации в логистике.

Ключевые слова:

виртуальная логистика, виртуализация, электронная коммерция, интернет-торговля, глобализация.

Summary:

This article considers virtual logistics as an indispensable tool of the international business subjects’ integration in the current economic sphere. In the world where technologies are swiftly developing and the sales mechanism is improved by means of the Internet, the logistics acts as an integral part of the electronic auction performance. Product flows management is becoming ever more relevant in the relations of the electronic business participants. Also, priority change in the global economic structures promotes development of the virtualization in the logistics.

Keywords:

virtual logistics, virtualization, electronic commerce, Internet trade, globalization.

В современном мире мы не мыслим своего существования без логистики, сами того не осознавая. Без сформированной системы логистики мы не получим свежего хлеба в магазинах, продукты будут появляться от случая к случаю. Что же такое логистика? В работе [1, с. 38] дано такое определение: «Логистика - это метод управления материальными потоками, охватывающий сферу снабжения, перемещения, хранения и сбыта в единстве». Следует отметить, что человечество все более погружается в информационное пространство. Теперь нам необходимо преобразование и модификация логистики относительно современных технологий. Эта трансформация достигается путем виртуализации и совершенствования логистических систем. Следуя тенденции перехода множества научных дисциплин в новое смысловое поле, логистические системы виртуализируются.

Для исследования логистических систем в интернет-пространстве приводится определение виртуальной транспортно-логистической системы как компьютерной сети, охватывающей различные хозяйствующие субъекты разных регионов и управляемой логистическими центрами. Последние на правах провайдеров координируют работу транспортно-логистической сети посредством специального программного обеспечения. В виртуальную транспортнологистическую систему включаются также информационные потоки организаций - субъектов управления территорий, связанные с функционированием сферы транспорта [2].

Действительно, глобализация проникает во все сферы нашей жизнедеятельности. В исследовании виртуализации логистики, мы встречаем новый термин: «глобализация виртуальной логистики» или «глобальное виртуальное логистическое пространство».

В настоящее время множество товаров продается и покупается через сеть Интернет. Даже перед обычной покупкой мы чаще всего ищем информацию об интересующем нас предмете в электронных ресурсах. Мы становимся рационалистами. Теперь мы не хотим тратить время на хаотичный поиск в обычных магазинах. Такой поиск отнимает огромное количество времени и усилий. Автор В.Ю. Забурдаев [3] отмечает, что виртуальные корпорации, продающие свои товары и услуги через всемирную сеть Интернет, за пять с небольшим лет из фантастики стали реальностью.

В.Ю. Забурдаев также указывает на то, что потребителю товары нужны в вещественном виде. Потребитель не может довольствоваться картинкой товара или его описанием. Потому «все большее значение в управлении компаниями приобретает их возможность поставить товар. При относительно сравнивающихся маркетинговых условиях в электронной торговле, по словам великого знатока науки управления Питера Друкера, «поставка товара становится основным конкурентным преимуществом» [4]. Ссылаясь на П. Друкера, В.Ю. Забурдаев утверждает, что поставка меняет свои позиции и оказывается в компетенции «интеграционного инструмента управления. Переход к электронной торговле не только требует от логистики новых высот и результатов, но и качественно изменяет ее» [5].

Сделки на биржевых рынках, текстовая и графическая информация, компьютерные программы, консультационные и образовательные услуги, газеты и журналы распределяются посредством новых технологий, посредством сети Интернет. Рождается новое понятие - виртуальная логистика. В.Ю. Забурдаев отмечает, что электронная торговля - это принципиально новый набор бизнес-процессов, требующий отличных от стандартных философии и принципов управления, показателей и критериев оценки. Так в качестве критических факторов успеха электронной торговли выделяют так называемые ”4С”: content, commitment, community, control, то есть уникальное продуктовое наполнение и информационная поддержка бизнеса; сильная мотивация в достижении четких целей; критическая масса клиентов, набранная по общности интересов; постоянный контроль для мгновенных изменений [6]. Затраты на оформление заказа электронной торговли в среднем снижаются в 3 раза по времени и в 1,5 раза по себестоимости. Делая логический вывод, можно отметить, что в логистической сфере деятельности любой фирмы должны и уже происходят качественные изменения. Подтверждения этому мы находим и в изменениях в документообороте, процедурах обработки заказов и прохождения документов.

Рассуждая о специфике организации электронной торговли, автор работы [7] делает акцент на росте эффективности контактов с клиентами посредством широкой информационной, консультативной поддержки и индивидуализации заказов. По его мнению инвестиции в Интернет становятся инвестициями в поддержание отношений с покупателями; с помощью сети можно предоставлять множество дополнительных логистических услуг, поддерживающих эти отношения: слежение за транспортировкой товара, подбор партнеров, расчеты стоимости альтернативных вариантов, электронную передачу документов [8].

Тенденции мирового рынка логистики в целом и виртуальной логистики в частности подробно рассматривает Олег Луппол. На мировом рынке логистики значительную роль играют транснациональные компании. По мнению автора, они заинтересованы в расширении спектра логистической деятельности как с точки зрения масштабов, так и с точки зрения ее функциональных областей (традиционно выделяют закупочную, производственную, складскую, распределительную, транспортную, информационную логистику) [9]. Виртуальные логистические процессы, их функционирование и развитие не требуют значительных активов. Транснациональные компании, осваивая новые сферы бизнеса, активно развивают виртуальную логистику.

О. Луппол выделяет несколько схем ведения логистических операций:

- партнерство как отношения между двумя субъектами логистического канала, которые влекут за собой разделение прибыли и распространяются на определенный в соглашении период времени;

- стратегический союз или договорные отношения между двумя независимыми субъектами логистического канала, преследующие достижение определенных целей и получение прибыли;

- сторонняя логистика подразумевает наличие агента логистического канала, который вступает в кратковременные или длительные отношения с другим субъектом логистического канала;

- контрактная логистика сведена к отношениям, при которых грузоотправитель и третья сторона (стороны) заключают соглашение о предоставлении определенных услуг по определенной цене в течение некоторого периода времени [10].

А. Малышев, рассуждая о современных системах логистики, главенствующую роль отдает виртуализации. Констатируя при этом факт, что последние десятилетия фирмы-грузоотправители расширяют передачу задач в сфере логистики специализированным компаниям (англ. third-party suppliers), которые обеспечивают наиболее эффективное решение ука-

занных задач [11]. Использование такой системы ведет к глобализации и виртуализации мировых логистических структур. А. Малышев подразделяет основную сферу функционирования 3PL-поставщиков или «провайдеров» на три группы. В первую группу входят компании, оказывающие услуги по консультированию в разработке и создании каналов поставок; разрабатывается логистическая стратегия товарораспределения в сетях, оказываются услуги менеджмента в транспортировании, хранении, экспедировании грузов. Также компании берут на себя работу по таможенной очистке товаров. Ко второй группе можно отнести организации, занимающиеся транспортировкой грузов различными способами, использующими речной, морской, железнодорожный, воздушный и другие виды транспорта. Третья группа компаний предоставляет услуги по упаковке, страхованию грузов, финансированию сделок, передаче информации. Именно третья группа занимается экспресс-доставкой и организацией курьерских служб.

А. Малышев, прогнозируя в ближайшей перспективе среднегодовой рост мировых продаж логистических услуг 3PL-операторами, говорит о 15-20 %. Стоит отметить, что эта тенденция продолжает существовать. Многие статистические агентства приводят данные, подтверждающие тенденцию. Например, известная и на российском рынке компания DHL предоставляет услуги логистики, в том числе по экспресс-доставке грузов.

Виртуальные предприятия

Для современного бизнеса концепция виртуальных предприятий имеет чрезвычайное значение. Виртуализацию используют как крупные предприятия, так и предприятия малого и среднего бизнеса. Участие предприятия в виртуальном пространстве - это один из решающих факторов сохранения и повышения уровня доходов и конкурентоспособности на современных и будущих рынках. Д. Рябых указывает на то, что концепции виртуального предприятия на практике могут быть самыми разными: от интернет-площадки до полномасштабной производственной и логистической системы, в которой web-представительство служит связующим звеном между покупателями, продавцами и производителями. На практике концепции виртуальные предприятия отличаются друг от друга как по организационно-функциональному наполнению, так и по видам применяемых информационных технологий [12]. Автор говорит также о кооперации в областях закупок и производства при становлении виртуальных предприятий.

Виртуализация современного бизнеса порождает новое явление - электронные порталы закупок. Они получили название «E-Procurement». Д. Рябых в своей статье приводит данные о том, что лидирующим провайдером услуг по интеграции важной бизнес-информации и бизнес-процессов между производителями, поставщиками и покупателями в логистической цепи является Covisint [13].

Контролирующую функцию теперь получает как поставщик (продавец товара), так и покупатель. Обеспечив покупателя возможностью контроля над всеми стадиями логистических операций, мы повышаем степень доверия и укрепляем уверенность в покупателе в том, что осуществление виртуального бизнеса эффективно и надежно.

К системам международного контроля за логистическими операциями можно отнести:

- спутниковую связь (к примеру, GPS или Глонасс);

- сотовая связь и беспроводные системы передачи данных;

- автоматическая система распознавания;

- электронные системы обмена информацией и Интернет.

Следует отметить, что усложнение хозяйственной деятельности увеличивает роль логистических операций и приводит к необходимости совершенствования, а значит и виртуализации логистики. Посредством современных технологий, улучшаются технологии перевозки обработки товаров. По мнению экспертов, потребитель проявляет большую лояльность к продавцу, если имеет возможность контроля. Такую информацию клиент может получить несколькими путями, которые указаны ранее. Можно сделать вывод, что компания, использующая Интернет, в котором клиент не ограничен временем, то есть отслеживание груза может вестись круглосуточно, имеет значительное преимущество перед компаниями-конкурентами, не предоставляющими таких услуг. «Решение о разработке... систем, в которых средства управления, контроля и связи встроены в транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры, было принято мировым сообществом в связи с новыми потребностями рынка» [14].

Таким образом, компания приобретает постоянных клиентов, заинтересованных в сотрудничестве, и поэтому ее грузооборот и рентабельность возрастают. Благодаря тому, что почти все компании знакомы с Интернетом, они могут без чрезмерных затрат дополнять список оказываемых ими услуг.

А. Галунов [15] рассуждает о проблемах, возникающих в российских интернет-магазинах. Основной проблемой интернет-магазина становится отсутствие товара на складе.

К проблемам среднего интернет-магазина отнесены: отсутствие товара, проблемы при приемке/отгрузке, проблемы с доставкой, проблемы оплаты.

А. Галунов задается вопросом: «В чем состоит корень проблемы?» - и сам отвечает: «В том, что в нашей стране все очень плохо автоматизировано. Решение проблемы выглядит так: для каждого товара должно быть несколько поставщиков. Но такое решение приводит к очень серьезным последствиям. Во-первых, у каждого товара должен быть уникальный идентификатор, который программа (не человек!) в состоянии понять и сопоставить с данным товаром. Должна быть система оперативного анализа вероятности поступления нужного товара от конкретного поставщика. Наконец, автоматическое формирование заявок. На основе анализа данных о наличии товара у разных поставщиков происходит оценка вероятности, выбор конкретного поставщика, автоматическое формирование заявок. Вот это все было реализовано в Books.ru примерно лет 7 назад. Хотя вы теряете в обороте с каждым конкретным поставщиком, и они рассматривают вашу компанию как более мелкого покупателя, реальный объем продаж получается в разы больше» [16]. Еще одним важным моментом становится ускорение приемки и отгрузки. Такая тенденция на рынке дает возможность развития виртуальной логистики.

Возникает другая проблема, которая присутствует во всей интернет-торговле - интернет-магазин делают люди, так или иначе связанные с 1Т. Все дело в том, что психологический тип «компьютерщика» скорее интровертивен, нежели экстравертивен. В связи с этим многие начинающие предприниматели сталкиваются с проблемой «реального мира». В теории интернет-магазин успешен и прибылен, а «на деле» приходится взаимодействовать с множеством организаций, что отнимает время и не дает в должной мере посвятить себя деятельности web-ресурса. Некоторые аналитики считают, что будущее российской интернет-торговли за аутсорсингом. Предприниматель перепоручает всю деятельность, связанную с логистическими операциями компании-профессионалу в этой сфере. В свою очередь, руководитель больше времени посвящает продвижению своего ресурса, увеличивая прибыльность своего предприятия.

Многие эксперты согласны с утверждением, что интернет-торговля в России стремительно развивается (таблица 1). По подсчетам исследователей, чаще всего в Сети пользователи покупают бытовую технику (47 %), на втором месте находится прошлогодний лидер продаж -книги (46 %), затем мобильные телефоны (38 %), компьютеры и программное обеспечение (37 %). При этом за текущий год самое большое увеличение количества покупок произошло в таких сегментах, как одежда и обувь (с 23 % в 2009 г. до 36% в 2011), видео - и аудиозаписи (с 20 до 32 %), бронирование билетов для туристических поездок (с 24 до 35 %) и развлекательных мероприятий (с 23 до 33 %). Тенденции роста онлайн-продаж одежды в России коррелируют с ростом этих же продаж через Интернет за границей [17].

Таблица 1 - Перечень товаров и услуг, приобретаемых через Интернет в России

Товары 2009 год 2011 год

Бытовая техника 40 47

Книги 46 46

Мобильные телефоны 27 38

Компьютеры и ПО 35 37

Одежда и обувь 23 36

Туризм/бронирование 24 35

Косметика и парфюмерия 31 35

Концерты/бронирование 23 33

Видео, аудио 20 32

Детские товары 23 30

Другое 15 16

Основой развития интернет-торговли становится виртуальная логистика. Очевидна необходимость в улучшении сервисов доставки и, естественно, благодаря конкуренции, можно сделать вывод, что доставка через некоторое время достигнет высокого уровня.

Появление сверхсовременных логистических услуг стимулирует виртуализацию. Например, DPD Consumer - это оперативная доставка заказанных по Интернету или каталогу товаров, оптимизация затрат клиента на доставку посылок. DPD Consumer включает в себя опцию «Наложенный платеж». Это означает, что DPD берет на себя расчеты за товар с покупателями - физическими лицами при вручении посылки, а оплата услуг доставки осуществляется отправителем только после перевода денежных средств на его счет. «Учитывая тенденции рынка, с уверенность могу сказать, что спрос на услугу будет неизменно расти! Наше новое предложение подходит не только для уже функционирующих интернет-магазинов, но и для «стартапов», то есть для

начинающих компаний. Ведь данное решение автоматически снимает с предпринимателя такой важный организационный блок, как доставка товара покупателю» - прокомментировал Коммерческий директор DPD в России Леонид Зондберг» [18].

Освоение новой сферы экономической деятельности, такой как виртуальная логистика, актуально по причине того, что открывает нам перспективы для развития и становления современных предприятий, еще не занявших вакантные ниши на рынках, но стремящихся и достойных их занять. Глобализация, все более захватывающая российское информационное пространство, расширение потребностей покупателя, которые необходимо удовлетворять теперь как можно быстрее все эти факторы становятся основой виртуальной конкуренции. По сути, развитая структура виртуальной логистики расценивается как основополагающее коммерческое преимущество. Следовательно, электронное предприятие, выходя на рынок, подвластный глобализации и всем ее атрибутам, должно подстраиваться под современные требования и условия внешней среды, то есть среды Интернета. Если раньше предприниматель или компания, выходя на рынок, могли прогнозировать свою прибыльность, исключительно исходя из затраченного или имеющегося капитала, то в нынешней глобальной экономике успешным и прибыльным становится самый «энергичный игрок». Цикл жизни предприятия уже не тянется десятилетиями и многие крупные компании, не подстроившись к внешней среде, прекратили свое существование. В современных условиях успеха добиваются компании, разрабатывающие свою стратегию, исходя из временных перспектив, то есть стратегию своевременности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет в полной мере утверждать, что становление виртуальной логистики как необходимой и целостной структуры экономической деятельности, позволяет интернет-предприятию эффективно конкурировать на рынке электронной коммерции. Виртуальная логистика дает компании ресурсы для выхода на сетевые рынки и позволяет формировать успешные стратегические союзы с компаниями, уже имеющими некоторые преимущества в сфере электронного бизнеса, что, в свою очередь, дает возможность претендовать на эффективную реализацию намеченных целей.

Ссылки:

1. Кизим А.А. Основы предпринимательской логистики: уч. пос. Краснодар, 2007.

2. Википедия - свободная энциклопедия. Виртуальная логистика. URL: http://ru.rn.wikipedia.org/wiki/ виртуаль-ная_логистика (дата обращения: 15.09. 2012).

3. Забурдаев В.Ю. Логистика электронной торговли. URL: http://logistik03.narod.ru/A_2.htm (дата обращения: 15.09.2012).

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Луппол О. Тенденции, определяющие специфику мирового рынка логистических услуг. URL: http://chelt.ru/2009/9-09/lupoll-909.html (дата обращения: 29.09.2012).

10. Там же.

11. Малышев А. На мировом рынке логистических услуг. URL: http://www.sitmag.ru/article/rating/2006_03_A_2006_05_11-13_26_12/ (дата обращения: 29.09.2012).

12. Рябых Д. Виртуальные предприятия: оперативная кооперация в логистике. URL: http://www.cfin.ru/ manage-ment/manufact/virtual_practice .shtml (дата обращения: 29.09.2012).

13. Там же.

14. Кизим А.А., Селезнева С.В. Городская логистика на основе интеллектуальных транспортных систем // Логистика. 2012. № 7.

15. Галунов А. Логистика, аутсорсинг - основы интернет-магазина. URL: http://www.oborot.ru/article/445/14/print (дата обращения: 15.09.2012).

16. Там же.

17. Pw& онлайн-ритейл в России, как он есть. URL: http://www.oborot.ru/article/479/24 (дата обращения: 29.09.2012).

18. Логистика для онлайн-торговли: насколько перспективны интернет-магазины? URL: http://informatio.ru/2011/08/ logis-tika-dlya-onlayn-torgovli/ (дата обращения: 15.09.2012).

References (transliterated):

1. Kizim A.A. Osnovy predprinimatel'skoy logistiki: uch. pos. Krasnodar, 2007.

2. Vikipediya - svobodnaya entsiklopediya. Virtual'naya logistika. URL: http://ru.rn.wikipedia.org/wiki/virtuarnayajogistika (date of access: 15.09. 2012).

3. Zaburdaev V.Y. Logistika elektronnoy torgovli. URL: http://logistik03.narod.ru/A_2.htm (date of access: 15.09.2012).

4. Ibid.

5. Ibid.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Luppol O. Tendentsii, opredelyayushchie spetsifiku mirovogo rynka logisticheskikh uslug. URL: http://chelt.ru/2009/9-09/lupoll-909.html (date of access: 29.09.20l2).

10. Ibid.

11. Malyshev A. Na mirovom rynke logisticheskikh uslug. URL: http://www.sitmag.ru/article/rating/2006_03_A_2006_05_11-13_26_12/ (date of access: 29.09.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ryabykh D. Virtual'nie predpriyatiya: operativnaya kooperatsiya v logistike. URL: http://www.cfin.ru/management/ manu-fact/virtual_practice .shtml (date of access: 29.09.2012).

13. Ibid.

14. Kizim A.A., Selezneva S.V. Gorodskaya logistika na osnove intellektual'nykh transportnykh sistem // Logistika. 2012. № 7.

15. Galunov A. Logistika, autsorsing - osnovy internet-magazina. URL: http://www.oborot.ru/article/445/14/print (date of access: 15.09.2012).

16. Ibid.

17. PwS: onlayn-riteyl v Rossii, kak on est'. URL: http://www.oborot.ru/article/479/24 (date of access: 29.09.2012).

18. Logistika dlya onlayn-torgovli: naskol'ko perspektivny internet-magaziny? URL: http://informatio.ru/2011/08/logistika-dlya-onlayn-torgovli/ (date of access: 15.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.