Научная статья на тему 'Брендинг городов'

Брендинг городов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1296
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ БРЕНДИНГ / ЦВЕТОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ЛОГОТИП / ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / АЙДЕНТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кусачева София Валерьевна

Тема, подразумевающая выбор цветовых концепций для брендов городов, очень актуальна, поскольку она тесно связана с влиянием городской атмосферы на общество. Цвет способен создать психологический комфорт, снизить показатель социального напряжения, улучшить качество жизни. Для исследования были использованы эмпирические методы исследования, позволившие получить положительный результат относительно брендированных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Брендинг городов»

4. Li Xiaochuan. Research on the Reform of Dynamic Curriculum Teaching Mode in Higher Vocational Colleges Under the Concept of OBE [J]. Education and career, 2013.

5. Liu Kai. Sun Yanfang. Research on Teacher Training in Colleges and Universities Based on the Concept of OBE Teaching [J]. Heilongjiang Higher Education Research, 2017.

6. Su Peng. Li Manli. Building A Teaching and Evaluation System for General Education Courses Based on The Concept of OBE - A Case Study of Tsinghua University [J]. Research on Higher Engineering Education, 2018.

БРЕНДИНГ ГОРОДОВ Кусачева С.В.

Кусачева София Валерьевна - студент, кафедра монументально-декоративной живописи и дизайна им. Виталия Смагина,

Институт архитектуры, строительства и дизайна Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск

Аннотация: тема, подразумевающая выбор цветовых концепций для брендов городов, очень актуальна, поскольку она тесно связана с влиянием городской атмосферы на общество. Цвет способен создать психологический комфорт, снизить показатель социального напряжения, улучшить качество жизни. Для исследования были использованы эмпирические методы исследования, позволившие получить положительный результат относительно брендированных городов. Ключевые слова: городской брендинг, цветовая концепция, графический дизайн, логотип, фирменный стиль, айдентика.

Введение

В современном графическом дизайне очень популярен брендинг продукции, другими словами, это активная маркетинговая стратегия, которая содержит в себе комплекс мероприятий по созданию бренда или его составляющих компонентов (названия, слогана, визуального оформления и логотипа). Также брендинг используется в отношении целых городов, к примеру, наиболее распространённый и успешный брендинг производится в Европе.

Городской брендинг — это некоторый образ города, представляющий собой совмещение впечатлений жителей города (идентичность) и взгляд гостей (впечатление) [2]. Айдентика имеет свое визуальное выражение, а также логотип, фирменные носители, паттерны, слоган (Рис. 1).

Рис. 1. Целевая аудитория, на которую может быть ориентирован брендинг

Создание и продвижение бренда — это формирование необходимой для города репутации, которая позволяет увеличить прямые и косвенные инвестиции в разном смысле данного слова. Как правило, это можно определить по психологическим и социологическим показателям (опросам, интервью, фокус-группа и т.д.) [5]. Города, представленные ниже, являются объектами процесса брендинга для выполнения

70

важных стратегических целей: изменение отношения жителей и гостей к городу, увеличение экономической и культурной привлекательности.

Зарубежный брендинг

Копенгаген

Open Copenhagen — это кампания в рамках основополагающей запущенной в 1989 году стратегии «20 шагов» по выходу из угрожавшего городу банкротства. В 2009 году в рамках плана по развитию туризма VisitCopenhagen начат ребрендинг — cOPENhagen: Open For You».

Необходимо было представить Копенгаген городом, открытым абсолютно во всем, то есть комфортным и дружественным к жителям города, туристам, окружающей среде (треть жителей города ездят на работу на велосипедах), толерантным к различному бизнесу и инвестициям [1].

Основа логотипа — это круг, в котором появляются абсолютно разные образы и стили. Круг объединяет все стилевое многообразие, отражая дружелюбность и комфорт в Копенгагене. Для написания был использован один из самых распространённых языков - английский, таким, так логотип становится понятен большому количеству людей. В основополагающем образе логотипа используется зеленый цвет, который подчёркивает природную составляющую и отражает желание остаться открытым ко всему новому (Рис. 2).

Рис. 2. Вариативность логотипа Копенгагена

Мельбурн

Для Мельбурна необходимо было дополнить уже имеющуюся репутацию города как «творческой и инновационной столицы Австралии» образом города, представляющего собой центр международного культурного туризма [1].

Тема разнообразия стала ключевой в создании бренда, поэтому логотип выполнен в форме монограммы, символизируя постоянные перевоплощения. Разные цветовые решения представляют многогранность общества, культуры и искусства. Логотип для Мельбурна представляет собой образ, напоминающй модный и прогрессивный элемент. В классическом варианте на левой стороне логотипа образуется большое количество прямых линий, чувствуется явное разряжение, так как пропадает обилие прямых линий и острых форм (Рис. 3).

Рис. 3. Логотип Мельбурна 71

Нью-Йорк

О Нью-Йорке сложился стереотип как о «городе работяг». Дизайнерам необходимо было сделать акцент на туристической привлекательности города. После террористической атаки 11 сентября 2001 года вариация бренда The New York Miracle провозгласила: «Я люблю Нью-Йорк, несмотря ни на что» [1].

Логотип «I love NY» стал общеупотребительным и породил множество подражаний по всему миру, поскольку имеет простую и лаконичную форму, состоящую всего из двух цветов. Изначально логотип Нью-Йорка являлся частью рекламной компании для штата Нью-Йорк. Дизайнер Милтон Глейзер, занимавшийся созданием логотипа, был уверен, что кампания продлится не более нескольких месяцев, поэтому работал безвозмездно. В итоге данный логотип приобрел большую популярность, став частью культуры Нью-Йорка (Рис. 4).

HHTY

Рис. 4. Логотип Нью-Порка

Гонконг

Данному городу было необходимо сохранить международное политическое, экономическое и «человеческое» измерения после его воссоединения с Китаем. Содержание бренда было направлено на выражение «мультикультурализма», так как Гонконг представляет не только туристический и финансовый центр, но также центр креативных индустрий и образования мирового уровня [4].

Логотипом стал дракон, то есть ассоциация первого порядка, которая принимается любым человеком. В итоге получился летящий дракон, в теле которого спрятаны буквы Н и К, заглавные буквы города, хвост состоит из нескольких ярких цветов, символизирующих многогранности и гибкость, красная - сила духа, синяя -бескрайнее небо Гонконга, зеленая - экологичность (Рис. 5).

Рис. 5. Логотип Гонконга

Хельсинки

Колоритный Хельсинки хотелось показать таким, какой он есть, «без фильтров», очень душевным и приятным городом, дизайнеры ориентировались как на местных жителей, так и на туристов, потому стремились создать айдентику «вне времени»: такая айдентика уважает прошлое и выглядит современно [3].

Основа логотипа — это герб города, раньше он один визуально символизировал Хельсинки. На нем изображена золотая лодка (символ портового города), плывущая по волнам и украшенная драгоценными камнями корона (символ «шведского следа» в

истории Финляндии). Были использованы цвета герба, купола городского собора, кирпича центрального рынка, трамваев, метро (Рис. 6).

Рис. 6. Айдентика Хельсинки

Порту

Порту — это глобальный город в Португалии, в котором каждый может почувствовать себя как дома, именно это и хотели показать дизайнеры, создавая логотип для города. В основе айдентики лежат иконки, которые символизируют город и людей в нем, из любых иконок можно сложить бесконечный геометрический паттерн [6].

Айдентика Порту — это постоянно развивающаяся история, так как бренд задуман как открытая система, поэтому ее процесс никогда не закончится. Также постоянно проводятся интервью и опросы местных жителей, благодаря которым количество иконок постоянно увеличивается (Рис. 7).

® й & £Ъ Ф С|

с^ёп® <%>т

Рис. 7. Айдентика Порту, основанная на окрытсгй системе с применением иконок

Российский брендинг

Краснокамск

В основу брендинга для маленького города Краснокамска, производящего бумагу для всей страны, легла идея оригами как визуальной айдентики города (Рис. 8). Со слов разработчиков: «Краснокамск - обычный молодой российский город. Производит бумагу для всей страны, добывает нефть, окружен лесами. Он словно чистый лист бумаги - пиши, что хочешь. Но чуть измени точку зрения, загни один уголок, другой, и увидишь огромный скрытый потенциал. Такой же, какой таит в себе пресловутый лист бумаги, способный стать любой фигурой в несколько приемов» [10].

1 ПГ^в п ■■П1111II ■ ■

Рог1о* ¡813ЯЯ1[? шш

==ивав; иц—^ . _

Рис. 8. Айдентика Краснокамска

Урюпинск

Урюпинск одним из первых в России зарегистрировал собственный бренд «Столица российской провинции» [6]. В плане использования бренда и его влияния на реальную жизнь горожан Урюпинск на сегодняшний день - самый перспективный город России. Айдентика города очень проста и подчеркивает провинциальность, но именно благодаря такой лаконичности логотип выглядит очень убедительно (Рис. 9).

Рис. 9. Айдентика Урюпинска

Стерлитамак

В Стерлитамаке всё присутствует в тройном количестве — три горы, три реки, три предприятия и района, три вуза, три торговых центра и даже на гербе города изображены три гуся. Для того чтобы «тройка» не оставалась абстрактным, отвлеченным символом, был найден и «ощутимый» символ Стерлитамака - это пирамидка Мефферта [10]. Во-первых, она вся состоит из треугольников, а во-вторых, она объемна и очень похожа на три горы-шиханы в окрестностях города (Рис. 10).

Рис. 10. Логотип Стерлитамака

Мурманск

В основу концепции бренда Мурманска лёг тезис: «Мурманск - форпост России в Арктике» [7]. Вечерняя подсветка сурового заполярного форпоста вдохновила дизайн-студию создать неожиданно яркую и красочную айдентику.

Логотип Мурманска состоит из тесно прижатых друг к другу («плечом к плечу») букв, составляющих слово «Мурманск», которые набраны фирменными цветами. Недостающую до квадрата ячейку занимает пиктограмма-кирпичик, символизирующая одну из важных составляющих города. В набор пиктограмм вошли: достопримечательности, транспортные, культурные и природные объекты и местная кухня (Рис. 11).

Рис. 11. Айдентика Мурманска

Список литературы

1. UpBrande your city. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/posts/reklama-radar/1 11285-upbrande-your-city/ (дата обращения: 09.01.2019).

2. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7brend-temtorii-soderzhanie-modeH-foimirovamya-praktika-konstruiravaniya/

3. Герб Хельсинки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.votpusk.ru/story/article.asp?ID=14277/ (дата обращения: 06.05.2020).

4. Города с лучшей айдентикой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marison.com.ua/2019/07/15/goroda-s-luchshej-ajdentikoj/ (дата обращения: 06.05.2020).

5. Как создается бренд города. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://koloro.ru/blog/brending-i-marketing/kak-sozdaetsya-brend-goroda-soveti-i-primery-mirovih-stolic.html

6. Как создается бренд города: советы и примеры мировых столиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://koloro.ru/blog/brending-i-marketing/kak-sozdaetsya-brend-goroda-soveti-i-primery-mirovih-stolic.html/ (дата обращения: 06.05.2020).

7. Мурманск: разработка бренда города. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.linii.group/portfolio/murmansk/ (дата обращения: 06.05.2020).

8. Оригами из Краснокамска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.WpuWication/origami-dlya-krasnokamska-10744.html/ (дата обращения: 06.05.2020).

9. Синий логотип города Порту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.rupuWication/gorod-porto-poluchil-svoj-logotip-12733.html/ (дата обращения: 06.05.2020).

10. Территориальные бренды России: от короны до флага. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rekportal.ru/specialproject/brand/territorialnye/ (дата обращения: 06.05.2020).

11. Туристический логотип города Тихвин флага. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logologika.ru/blog/show-135.htm/ (дата обращения: 06.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.