ультура и искусство
И. И. Лагунин
Братские кельи Спасо-Мирожского монастыря
(К вопросу о внесении в единый государственный реестр объектов культурного наследия)
В 1974-1979 гг. Мирожской архитектурно-археологической экспедицией (руководитель — доктор исторических наук О. В. Овсянников, с участием автора) на территории ансамбля Спасо-Мирожского монастыря в Пскове проводились научно-исследовательские работы. В процессе их в 1975 г. к югу от Спасо-Преображенского собора был открыт утраченный монастырский комплекс («Южный архитектурно-археологический комплекс ХУТ-ХХХ вв.), надземной частью которого является сохранившееся здание Братских келий XVII в. (перестроены в 1877 г.). Тогда же автором, в то время заведующим Отделом истории Мирожского монастыря, проводились широкие архивно-библиографические исследования монастырского ансамбля.
В соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 17.02.2009 № 44 «Об утверждении перечня выявленных архитектурных и исторических объектов культурного наследия по г. Пскову» 20 июня 2009 г., искусствоведом О. В. Емелиной был составлен научный паспорт на выявленный объект культурного наследия: «Братские кельи Мирожского монастыря (уточненное название: Монастырь Спасо-Мирожский. Кельи братские)», 1789 г. (уточненная датировка: XVII в., 1877 г.), расположенный по адресу: г. Псков,
Лагунин Игорь Иванович — искусствовед-архитектор, член Союза архитекторов России.
Мирожская набережная, д. 2. (генплан, план подклета, план первого этажа, схема фотофиксации). 27 октября 2009 г. было подписано Охранное обязательство от № 1749 пользователя объекта культурного наследия. Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 31.12.2010 № 362 «Об утверждении списка объектов по городу Пскову, обладающих признаками объекта культурного наследия и представляющих собой историко-культурную ценность, подлежащих государственной историко-культурной экспертизе», объект «Братские кельи Мирожского монастыря» с уточненной датировкой XVII в., 1877 г. был отнесен к объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия и представляющего собой историко-культурную ценность.
В настоящее время представленные материалы получили экспертное подтверждение о необходимости включения объекта культурного наследия в составе ансамбля Спасо-Мирожского монастыря в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В основу уточнения данных по наименованию и датировке нами положены исследования Мирожской архитектурно-археологической экспедиции и исследования, проведенные искусствоведом О. В. Емели-ной в ходе работы над научным паспортом.
«Братские кельи Мирожского монастыря» исторически входили в состав территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря», установленной приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 31.12.2010 № 347 («Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря», ХП-ХУ1 вв., расположенного по адресу: г. Псков, Мирожская наб., д. 2»). В связи с этим должен заметить, что историческая территория монастыря по данным ХУЛ в. была значительно шире, и в настоящее время ограничение территории каменными стенами становится угрозой для исторического вида памятника мирового значения, в буквальном смысле этого слова. Ведь монастырь внесен в предварительный список объектов всемирного наследия. Между тем работы в так называемом дендропарке, против которого нам приходилось выступать еще в самом начале, при его разбивке, все больше принимают характер работ по благоустройству какого-нибудь современного микрорайона. Ситуация же вокруг монастыря становится все более неблагополучной, что немедленно отражается и на благоустройстве внутренней территории бесценного для Пскова древнейшего шедевра истории, архитектуры, живописи и культуры. Непосредственно на одном из его объектов установлена стойка наружной подсветки Спасо-Преображенского собора.
«В расстоянии 50 шагов от алтаря Спасо-Преображенского собора к югу, по берегу р. Великой, видны плитяные развалины. С первого взгляда их можно принять за часть берега, но при более внимательном рассмотрении оказывается, что это искусственная плитяная кладка, вперемежку с известковым крепчайшим цементом. Тут же обнаруживается полузаваленный вход с кружальной перемычкой. Он ведет вглубь развалины. По-видимому, это подклеть бывшей церкви. Действительно, на известной иконе Сретения (Псково-Печерского монастыря — И. Л.) к югу от собора видна маленькая церковка. Быть может, это и есть та первоначальная Стефановская церковь, которую поставил игумен Карп в 1404 г.»1.
Древняя история здания Братских келий в составе Спасо-Мирожского монастыря тесно связана с историей всего Южного архитектурно-археологического монастырского комплекса ХУ-ХУ1 вв., который был забыт после окончательного разрушения в середине Х1Х в. и открыт заново, фактически, только в ходе работ Мирожской архитектурно-археологической экспедиции в 1975-79 гг., результаты которой также подзабыты. С данным комплексом были связаны легенды о подземном ходе из города в монастырь под рекой Великой. В воспоминаниях археографа Л. А. Творогова, жившего после войны в одном из зданий монастыря, рассказывается о существовании железной двери и входа в подземный ход. В ходе изучения Южного архитектурно-археологического комплекса стало понятно, откуда взялась эта легенда.
От каменного комплекса сохранялась в эксплуатационном состоянии только южная часть подклетов, на которых в конце Х1Х в. возвели Братские кельи. Большие одноэтажные каменные Братские кельи на каменных подклетах более древних зданий разрушились и находились в обвалованном состоянии. Три каменные постройки ХУ-ХУ1 вв., примыкающие друг к другу, были выявлены к югу от собора. Восточная береговая стена (больших Братских келий ХУ1-ХИХ вв.?) выявлена к востоку от существующего здания Братских келий. К юго-западу от них обнаружена булыжная вымостка из очень крупных обработанных валунов, которая могла служить крыльцом-входом в большие Братские кельи. Выявленные объекты комплекса зафиксированы, но не раскрывались полностью в целях поддержания их сохранности. В целях сохранения особо ценных архитектурных монастырских объектов ХУ-ХУП вв. раскопы 1970-х гг. были законсервированы путем обратной засыпки. Учитывая тяжелое состояние «Храмов Рождественской батареи» в Довмонтовом городе, которые раскрывались без каких-либо проектов и планов дальнейшего сохранения и судьба которых и до сих пор не решена, мы приняли решение законсервировать ценнейшие памятники старины до лучших времен. В ходе исследований, которые носят предварительный характер, были обнаружены и условно иден-
тифицированы следующие разновременные объекты единого комплекса:
Постройка 1. Рядом с собором на береговой террасе над рекой обнаружено и раскрыто сверху основание крупной каменной постройки, которую можно идентифицировать как основание большой береговой ми-рожской башни-звонницы. Такая постройка известна на иконах ХУЛ века, посвященных обороне Пскова 1581 г. (например, на иконе Псково-Печерского монастыря, не сохранившейся, но известной в копиях). Трехчастный подклет перекрыт сводами, причем шелыги сводов боковых членений перпендикулярны шелыге свода среднего помещения. Сверху, в уровне II яруса обнаружено начало винтовой внутристенной лестницы наверх (к ярусу звона?). В наружной стене найдено застрявшее ядро, которое позволяет предположить участие постройки в военных действиях 1581 либо 1615 г. По описаниям и документам этих событий известно, что в районе Ми-рожского монастыря (и в нем самом?) были устроены вражеские батареи. Застрявшее ядро прямо подтверждает не совсем ясную фразу из дневника секретаря польской королевской канцелярии Я. Пиотровского, который, как очевидец и участник фиксировал ход событий осады 1581 г.: «...Король (Стефан Баторий — И. Л.) вздумал было взять город пожаром. Устроив на Завеличье близМи-рожского монастыря на самой колокольне батарею, он приказал бросать на город каменные ядра.»2. Однако формы башни-колокольни, изображение которой сохранилось лишь на иконе, близки скорее к памятникам начала ХУ11 в. Пострадавшая звонница могла быть перестроена. Косвенная датировка первой большой каменной звонницы содержится в надписях двух колоколов, отлитых для Мирожи знаменитыми псковскими литейщиками Андреевыми при наместнике Мисюре Мунехине в 1520 и 1521 гг. (впервые гипотезу высказала искусствовед И. А. Шалина в курсовой студенческой работе, выполненной преимущественно по материалам Мирож-ской экспедиции и архива Отдела истории Мирожского монастыря), предположительно, для новой колокольни. Изображение на иконе из Псково-Печерского монастыря, очевидно, ретроспективно и в дальнейшем не встреча-
ется. Есть основания предполагать, что башня и примыкающая к ней каменная постройка — одноглавый храм (Николы?) — больше не встречаются на изображениях монастыря. Они могли быть разрушены в ходе двух обо-рон3.
Постройка 2, примыкающая к предполагаемой звоннице, также обнаружена раскопками 1975 г.: «...К постройке 1 с юга примыкает постройка 2, вытянутая с востока на запад (10 х 6,5 м). Полностью вскрыта восточная стена со следами нижней части трехуступчатого оконного проема, а также фрагменты северной и южной стен, в которых обнаружено по нише. У юго-западного угла здания обнаружены остатки еще одного оконного проема. При разборке заполнения постройки было установлено, что в помещении сохранились значительные участки первоначальной обмазки.»4. После присоединения Пскова к Древнерусскому государству в таких крупных и прославленных обителях, как Снетогорская, Крыпецкая, Псково-Печерская и других псковских монастырях началось строительство каменных трапезных корпусов с трапезными храмами. Можно предположить, что постройки 2 и 3 могли принадлежать к трапезному комплексу, местоположение которого к югу и вблизи от соборного храма вполне соответствует традиции ХУ1 столетия.
«... Постройка 3 примыкает к предыдущей с юга. Полностью остатки здания не раскапывались. Это было довольно узкое помещение, вытянутое по оси запад-восток, перекрытое коробовым сводом с пролетом около 4 м., перекрывавшим первый этаж здания. Северная и южная стены помещения не параллельны. В южной части стены постройки, выходящей к реке и врубленной в береговую скалу, обнаружен проем, в котором сохранились остатки деревянного наклонного (в сторону реки) лотка, располагавшегося по все поверхности под полом.»5.
«... Раскоп XI площадью 80 кв. м. заложен к югу от раскопа VII (1979 г., напротив Братских келий — И. Л.). Сочетание кладок разной степени сохранности и залегающих в различных горизонтах делало этот участок довольно сложным для понимания... Береговая часть раскопа была только рас-
чищена... Почти в центральной части раскопа открыта часть стены, сложенной из плитняка... (север-юг). В пределах раскопа стена раскрыта на протяжении почти 8 м и на высоту до 2 м. Основание стены или обрезе фундамента не найдены: они лежат гораздо ниже и при работах 1978 г. не были вскрыты. Можно предполагать, что фундаментом этой кладки служила береговая скала. Обнаруженная стена, несомненно, продолжается за пределами раскопа — как в северном, так и в южном направлении.
Кладка стены сложена из рваного плитняка на хорошем прочном растворе (ширина стены 1,46 м). Лицевая (В) сторона стены, обращенная к реке, на некоторых участках сохранила известковую обмазку-штукатурку. В конце кладки, почти в центре обнаруженной стены, открыта ниша, трапециевидная в плане, размерами примерно 1,5х2 м и глубиной 0,85 м. Стены оконной ниши также сохранили следы обмазки-штукатурки...
Таким образом, уже сейчас можно говорить еще об одной, неизвестной ранее в Мироже древней каменной постройке. Не исключено, что это здание, вероятнее всего гражданского назначения, планировочно и функционально связано как с комплексом каменных построек, обнаруженных экспедицией в предыдущие годы, так и со зданием XVII в., на каменном основании которого ныне возведен деревянный жилой дом... (Братские кельи — И. Л)»6. Вероятно, этот комплекс упоминал Е. Болховитинов в сообщении о пристроенном в 1789 г. к церкви Стефана с запада каменном здании в два яруса: «... из коих верхний был назначен для ц. Николы вместо деревянной, бывшей на каменных братских кельях с южной стороны от соборной церкви...»7.
Это упоминание ценно как сообщение о больших каменных Братских кельях и бывшем южном храме, что косвенно подтверждается изображением храма на Псково-Печерской иконе. На обстоятельном и очень точном фиксационном плане И. Ф. Годови-кова 1857 г. на месте «Южного комплекса» показаны руины двух отдельно стоящих под-клетов, также названных «развалинами церкви и келий». Описание келий подтвержда-
ется документом — Офицерскими описями 1766 г.: «... кельи братские с сенями, каменные, в них восемь покоев; оныя с лица в длину 13 сажен, поперег 13 же сажен и 1 аршин и крыты тесом пиловым; при оных кельях выход на крылец каменной же под одною кровлею; под теми кельями два погреба»8. Корпус больших Братских келий с деревянным Никольским храмом, таким образом, занимал значительную площадь (почти 30х30 м) от центральной монастырской дорожки до береговой стены, он уходил за современное здание Братских келий к югу и распространялся от них на 20 м в сторону собора. Его размеры подтверждает межевой план Пскова 1781 г.9 Дополнительные сведения находим в научном паспорте на Братские кельи искусствоведа О. В. Емелиной. В 1764 г. каменный второй (основной — И. Л.) этаж был перестроен крестьянином Логином Логиновым, крыша перекрыта бобылем Матфеем Ефре-мовым10. В 1766 г. перестроенные кельи были обмазаны и побелены11. Каменный корпус существовал до 80-х гг. XVIII в., когда его основной каменный этаж «за ветхостью» был разобран.
В 1780-е гг. на оставшихся каменных подклетах были выстроены деревянные кельи. В 1789 г. упоминаются «двои братские кельи», очевидно, стоявшие на двух отдельных сохранившихся подклетах12, которые разрушились к середине XIX столетия. От обширного каменного корпуса Братских келий, основанного на подклетах и руинах более ранних каменных строений (предположительно — звонница, трапезный корпус и трапезный храм в одной связи, что могут подтвердить или опровергнуть дальнейшие археологические исследования), до нашего времени дошло деревянное здание 1877 г. Братских келий (на 4 кельи) на южной части каменных подклетов, сохранившие в своем названии память о более древнем корпусе XVII в. Видны также обвалованные руины предшествующих разновременных каменных строений, возвышающиеся в рельефе на значительной площади южнее Спасо-Преоб-раженского собора. Таким образом, «Братскими кельями» условно можно называть весь комплекс архитектурно-археологических памятников, датируемых XVI-XIX вв.,
включающий руины цокольных этажей и фундаментов разновременных сооружений, в том числе, предположительно, — большой башни-звонницы (ок. 1520 г.), трапезного корпуса с трапезным храмом (ХУ1 в.), большого каменного корпуса Братских келий ХУЛ в. с деревянным Никольским храмом, а также фрагмент каменных монастырских стен, возведенных на руинах в 1804 г. (также со следами неоднократных перестроек).
Материалы исследований объекта «Монастырь Спасо-Мирожский. Кельи братские», ХУ1 в., 1877 г. подтверждают его историко-архитектурную ценность в сложной строительной истории одного из ценных
объектов древнейшего, всемирно известного Ансамбля Спасо-Мирожского монастыря Х11 — начала ХХ вв.
Учитывая, что ныне существующий объект представляет лишь незначительную часть большого архитектурно-археологического комплекса, датируемого ХУ-ХХХ вв., рекомендовано внести весь архитектурно-археологический комплекс в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как один из важных опорных архитектурных элементов древнейшего псковского монастырского ансамбля Спасо-Мирожского монастыря.
Примечания
Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913. С. 209. Пиотровский С. Дневник осады г. Пскова 1581 г. П., 1882.
Булкин В. А., Лагунин И. И., Назаренко В. А., Овсянников О. В. Раскопки в Мирожском монастыре (г. Псков) // Археологические открытия 1975 года. М.: Наука, 1976. С. 4; Лагунин И. И. Находки Мирожской экспедиции // Псковская правда. 1975. 3 августа; Булкин Вал. А., Овсянников О. В. Архитектурно-археологические раскопки в Мирожском монастыре в 1974-1979 гг. // Археологическое изучение Пскова. М.: Наука, 1983. С. 194-204; Овсянников О. В. Отчеты Мирожской экспедиции за 1974-75 гг. Псков. ПГОИАХМЗ. Древлехранилище. Булкин Вал. А., Овсянников О. В. Указ. соч. Там же. 6 Там же.
Митрополит Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев, 1831. С. 100-101. РГАДА. Ф.280. Офицерские описи. Оп. III. д.535. Л. 3 об. 4. Копия в архиве ПФИ «СПР». д. 1.3.2-42. РГАДА. ф. 280. оп.6. д. 1578. Л. 5 об. 6. Там же. д. 2671. Л. 2 об. ГАПО. Ф. 74. оп. 1. д. 172. Л. 166.
План исследований территории Спасо-Мирожского монастыря Мирожской археологической экспедиции. Под №№ VII, IX, XI, XIV обозначены раскопы монастырского архитектурно-археологического комплекса, который включал несколько построек ХТУ—ХТХ вв.
Руины большой звонницы Спасо-Мирожского монастыря XVI в. Археологические раскопки 1970-х гг. Фото автора