Научная статья на тему 'Брак как юридический факт'

Брак как юридический факт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5842
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ БРАКА / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ / НОРМА ПРАВА / ФАКТИЧЕСКОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО / ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / MARRIAGE INSTITUTE / THE LEGAL FACT / NORM OF THE RIGHT / ACTUAL CIRCUMSTANCE / LEGAL CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закирова Светлана Андреевна

В данной статье рассматриваются и анализируются различные подходы к определению брака и его сущности. Делается вывод о том, что юридическим фактом является не сам брак, а процесс его заключения, так как де-юре заключение брака это не что иное, как юридический факт, устанавливающий, изменяющий или прекращающий соответствующие правоотношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marriage as the legal fact

In this article various approaches to definition of marriage and its essence are considered and analyzed. The conclusion that the legal fact is not marriage, and marriage process becomes. As de jure the marriage is that other, as the legal fact establishing, changing or stopping corresponding legal relationship

Текст научной работы на тему «Брак как юридический факт»

Закирова С.А.

Брак как юридический факт

Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов.

Как социальное явление в самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. А.И. Загоровский выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт [1, с. 45-46]. Брак (у народа культурного) заключает в себе следующие элементы: во-первых, элемент естественный (физический), т.е. половой - вложенное природой в человека наряду с другими животными физиологическое влечение особей разного пола друг к другу; во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены; в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, и, в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку (особенно христианская).

Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию.

Легального определения брака, как и понятия семьи, не существует. В то же время в литературе имеются различные интерпретации данного понятия.

А.М. Белякова определяет брак как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности [2, с. 17]. По мнению О.А. Хазовой, брак - это моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности [3, с. 33]. А.М. Нечаева определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства [4, с. 95].

Таким образом, очевидно стремление авторов как можно полнее охватить все стороны брачного союза, что ведет к некоторой громоздкости определения, однако позволяет раскрыть сущность данного явления.

Наиболее обоснованным мы считаем определение, предложенное Г.К. Матвеевым: «Брак есть свободный, равноправный и, в принципе, пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности» [5, с. 34-35].

В данном определении, как и в большинстве других, брак понимается как особый институт семейного права. Обосновывая отраслевую самостоятельность семейного права, большинство авторов считали, что в понятии брака ключевым словом выступает «союз», подчеркивающий несовместимость и несводимость брака к гражданско-правовым сделкам.

Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как «союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме», не отрицая при этом гражданско-правовую природу брачных отношений.

Существует несколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода.

Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме

подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

Однако, исследуя труды известных романистов, можно прийти к иному выводу. Санфилиппо Чезаре писал, что римский брак по своему характеру принципиально отличался от современного. Каноническое право усматривает в браке в одно и то же время таинство и договор, современное гражданское право - сложную юридическую сделку. Римское же право рассматривало брак как фактическое состояние вещей (res facti), хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия [6, с. 133]. Римский брак по самой своей сущности оставляет торжественный акт без внимания. Он возникает и существует постольку, поскольку фактически имеются в наличии два фундаментальных элемента: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь, maritalis affectio (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих моментов брак прекращается. Д.Д. Гримм выделял две основные разновидности римского брака: cum manu, при котором жена переходила под власть мужа, и брак sine manu, при котором она не меняла своего юридического положения, существовавшего до брака. При этом он отмечал, что римский брак на практике был крайне неустойчивым учреждением, чем сильно отличался от современного [7, с. 421-422].

Например, М.В. Антогольская, исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода, приходит к выводу, что «соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия, является именно сделкой» [8, с. 104].

Того же мнения придерживаются и другие правоведы, такие как О.А. Хазова, А.М. Нечаева, также давая определение брака как добровольного и равноправного союза мужчины и женщины, порождающего между супругами гражданские правоотношения, являющиеся сделкой [9, с. 14].

Однако данное утверждение нам кажется недостаточно верным. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые именуются в теории права юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права правообразующими, правоизменяющими или правопрекращающими.

Согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС) [10]. Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий. Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским. Но что следует понимать под браком в юридическом смысле?

Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГСа с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, т.е. влечет за собой все последствия законного брака. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака [11, с. 82].

Встречается и такое определение: брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи.

Несколько более подробное определение брака давал В.А. Рясенцев, по мнению которого, брак - это заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и

равноправный, в принципе, пожизненный союз свободных мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности [12, с. 19].

Таким образом, проанализировав существующие определения понятия брака, можно сделать вывод о том, что позиции ученых, занимающихся вопросами брака, можно разделить на три группы.

Первая группа авторов считает, что брак создается с целью рождения и воспитания детей.

Вторая группа отстаивает позицию, что брак - это совместный союз мужчины и женщины.

Третья группа ученых рассматривает брак как юридический факт.

Анализ норм действующего Семейного кодекса РФ, посвященных заключению брака, осуществлению супругами прав и обязанностей, на наш взгляд, позволяет определить брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, подлежащий обязательной государственной регистрации, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. Одновременно можно утверждать, что брак - это и институт особого рода.

Понимание брака как института особого рода возникло из разделения брака и возникающего из него правоотношения, которое имеет иную правовую природу, нежели породивший его юридический факт. О.А. Красавчиков отмечал, что юридическое состояние в браке и иные сходные состояния «должны быть отнесены не более как к правоотношениям, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность. Не случайно, например, в литературе семейного права состояние лица в браке до настоящего времени рассматривалось и рассматривается сейчас как брачное правоотношение, которое возникает в силу юридических фактов» [13, с. 83].

При этом под юридическим фактом следует понимать регистрацию брака. Сама регистрация органом ЗАГСа является административным актом, легитимацией отношений, что порождает возникновение правовых отношений между супругами. Такие правоотношения и представляют собой институт особого рода, включающий в себя имущественные, наследственные и даже неимущественные отношения. Действительно, брачные правоотношения несводимы к какому-либо единому гражданско-правовому институту, они могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений, таких как отношения представительства, собственности, алиментные и т.д.

Безусловно, мужчина и женщина, вступившие в брачный союз, устанавливают, изменяют и прекращают для себя некоторые гражданские права. Однако при вступлении в брак будущие супруги не оговаривают права и обязанности, которые должны возникнуть в силу такого договора, т.е. не устанавливают содержание договора, и меж-ду тем такие права и обязанности все же возникают, но возникают автоматически, в силу закона. При этом крайне сомнительно говорить о том, что супруги, вступая в брак, заранее имели цель приобрести все предусмотренные права и обязанности и на этом основании строить договорную теорию брака.

Подтверждением того, что именно процесс заключения брака, а не сам брак является юридическим фактом, можно найти у В.И. Синайского: «Юридический факт есть понятие чисто юридическое. Само по себе никакое обстоятельство не может вызвать юридических последствий, если за таким обстоятельством право не признает свойства производить эти последствия». Именно в силу этого «все явления внешнего мира делят на юридически безразличные и юридически значимые факты» [14, с. 183].

Развивая сказанное, можно утверждать, что всякое фактическое обстоятельство становится юридическим фактом в том случае, если оно подпадает под действие нормы права, предусматривающей для такого рода обстоятельства возникновение каких-либо последствий. При этом раз и навсегда установить грань между двумя рассматриваемыми группами обстоятельств едва ли удастся: право постоянно развивается, формулируя новые правила и связывая их применение с новыми типами явлений и процессов (обстоятельств).

Умозаключение о том, что фактическое обстоятельство приобретает значение юридического факта, если оно подпадает под действие нормы права, предусматривающей последствия наступления такого типа обстоятельств, подразумевает наличие в действующем законодательстве нормы, связывающей с данной моделью обстоятельства возникновения конкретного правового

результата. Иными словами, как писал К.Ф. Чиларж, объективное право приурочивает каждое юридическое последствие к определенному, установленному им обстоятельству [15, с. 118].

Таким образом де-юре заключение брака - это не что иное, как юридический факт, устанавливающий, изменяющий или прекращающий соответствующие правоотношения. А сам брак можно определить как правоотношение - институт sui generis, в котором наличествуют элементы многих гражданско-правовых институтов.

Литература

1. Загоровский А.И. Курс семейного права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003.

2. Белякова А.М. Вопросы советского семейного права в судебной практике: Пособие для слушателей народных университетов. М.: Знание, 1989.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. 2-е изд. М.: Юристъ, 2002.

4. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М.: Юристъ, 2002.

5. Матвеев Г.К. Советское семейное право. М.: Юрид. лит., 1978.

6. Чезаре Санфилиппо. Курс римского частного права. М.: Изд-во «БЕК», 2002.

7. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Изд-во «Зерцало», 2003.

8. Антокольская М.В. Семейное право. М.: Юристъ, 2002.

9. Нечаева А.М. Семейное право. М.: Юрайт, 2011.

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

11. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.: Норма, 2002.

12. Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юрид. лит., 1982.

13. Красавчиков О.А. Юридический факт в советском гражданском праве. М.: Юрист, 1958.

14. Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002.

15. Новицкий И.Б. Римское право. М.: Зерцало-М, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.