УДК 78
Искусствоведение
Холодова Мария Владимировна,
кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный институт искусств имени Д.А. Хворостовского» e-mail: holodova-maria@mail. ru
«БОЖЕСТВЕННАЯ БОСОНОЖКА»: ОБРАЗ АЙСЕДОРЫ ДУНКАН В МИРОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация: Айседора Дункан вошла в историю мирового искусства как низвергатель традиций, эпатажная танцовщица, изменившая представление о танце. Личность Айседоры стала фокусом притяжения творческой мысли художников, скульпторов, хореографов и т.д. В статье представлена обзорная панорама воплощений в мировой творческой практике образа Айседоры Дункан, создавшей авторский мир пластического искусства.
Ключевые слова: Айседора Дункан, хореографическое искусство XX века.
Abstract: Isadora Duncan became history of world art as the debunker of traditions, the scandalous dancer who changed idea of dance. Isadora's identity became focus of an attraction of creative thought of artists, sculptors, choreographers, etc. The survey panorama of the embodiments in world creative practice of an image of Isadora Duncan who created the author's world of plastic art is presented in article.
Keywords: Isadora Duncan, choreographic art of the 20th century.
Имя легендарной американской танцовщицы Айседоры Дункан известно во всем мире. Одаренная от природы, не имея специального образования, она вписала яркую страницу в хореографическое искусство XX столетия. Одна из
первых Айседора поменяла взгляд на классическую хореографию, культивируя свободный танец, генетически восходящий к античному искусству. Традиционный балетный костюм Дункан заменила туникой в греческом стиле и стала известна как «Великая босоножка», так как танцевала на сцене без обуви. Новаторством было и то, что для выступлений она использовала классическую симфоническую и фортепианную музыку, изначально не предназначенную для хореографического воплощения - сонаты Бетховена, ноктюрны и прелюдии Шопена, сочинения Глюка, Моцарта, Шумана и др. Такой подход имел немало яростных противников, возмущенно кричавших о ее попрании «святая святых». Но после своих выступлений она всегда выходила победительницей, очаровывая самых предвзятых зрителей удивительной грацией тела и богатым миром души, раскрываемой в необычном для того времени танце. Экстравагантная личность Дункан еще при жизни вдохновлял многих поэтов, писателей, художников, режиссеров. В условиях ограниченных рамок статьи попытаемся в общих чертах собрать пестрый веер образов Айседоры, воплощенных в искусстве.
Так, известно, что танцовщица вдохновила французского дизайнера П. Пуаре на создание коллекции туник в греческом стиле и свободных платьев-рубашек, полюбившихся дамам. Своей возлюбленной посвящал пронзительной искренности стихи С. Есенин. В воспоминаниях А. Белого находим удивительные строки, посвященные его первой встрече-впечатлению об Айседоре и ее танце: «Она вошла легкая, радостная, с детским лицом. В ее улыбке была заря. В движениях тела - аромат зеленого луга. Складки ее туники, точно журча, бились нежными струями, когда отдавалась она пляске, вольной и чистой. Она светилась именем, обретенным навеки, являя под маской античной Греции образ новой будущей жизни счастливого человека, предававшегося тихим пляскам на зеленых лугах» [1].
Среди художников, покоренных великой «босоножкой», был Эмиль А. Бурдель. Ей вдохновлялся мирискусник Л. Бакст, нарисовавший портрет Айседоры.
Рисунок 1. А. Бурдель Рисунок 2. Л. Бакст Рисунок 3. О. Роден. Эскиз
А. Валковитц - американский художник российского происхождения -познакомился с танцовщицей в 1906 году, после чего она стала его Музой на всю жизнь. «У нее не было абсолютно никаких законов. - писал художник. -Она танцевала не по правилам. Она творила. Она сама походила на музыку. Когда она двигалась, это было похоже на звуки скрипок, она была Уолтом Уитменом в женском обличье» [1]. Сотни рисунков Валковитца, включая акварели и угольные наброски, считаются сегодня полной записью наиболее интересных авторских танцевальных движений Дункан, вызывая каждый раз небывалый ажиотаж на международных анктикварных аукционах. Любопытна история взаимоотношений Дункан и знаменитого французского скульптора О. Родена, подробно рассказанная ей в мемуарах. Она впервые увидела его работы в Париже на Всемирной выставке и сразу влюбилась в его гений. Набравшись решимости, Дункан пришла в мастерскую Родена.
Рисунок 4. А. Валховитц
Общение оказало неизгладимое влияние скульптора, покоренного её неординарным талантом и красотой. Она танцевала для него, а он рисовал, стремясь максимально точно передать её позы и движения. Роден до конца дней останется одним из самых преданных ее поклонников. «Порой я думаю, что она величайшая из женщин во всей истории мира. - признается Роден другу в одном из писем. - К сожалению, я не оставил скульптур Айседоры...». Однако в творчестве других мастеров уже с начала XX столетия изображения Айседоры Дункан встречаются. Это чудесные работы русских скульпторов Б. Фрёдмана-Клюзеля и С. Коненкова, немца К. Энса. Среди современных авторов мы обнаружили работу В Малолеткова, выставленную в рамках Арт-проекта «Чаша судьбы».
Изгибы удивительной биографии Айседоры нашли отражение в литературе, представленной романами «На берегах Невы» И. Одоевцевой, «Роман без вранья» А. Мариенгофа, «Исидора Дункан» Г. Збигнева. Жизнь танцовщицы, наполненная нешуточными страстями и драматическими страницами, талантливо рассказана в биографических фильмах «Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире» британского режиссёра К. Рассела, который стал первым в воплощении Айседоры на киноэкране. Вслед за ним выходит талантливый фильм «Айседора» американца К. Рейша, снятый в 1968 году. Из современных прочтений назовем фильм 2016 года «Танцовщица»
бельгийского режиссёра С. Ди Джусто. В российском кинематографе Айседора появляется в фильме 2005 года «Есенин» режиссёра И. Зайцева.
Особого внимания заслуживает воплощение образа великой танцовщицы в хореографии XX века. Так, например, в 1976 году появляются два знаковых спектакля, поставленные в столетний юбилей Айседоры. Это знаменитый балет «Пять вальсов Брамса в манере Дункан» английского хореографа Ф. Аштона и балет знаменитого французского мастера М. Бежара, который создал монобалет «Айседора» специально для легендарной русской балерины М. Плисецкой. В воспоминаниях Майи Михайловны есть интересные факты о замысле и процессе работы с хореографом. «Когда я послала с ближайшей оказией Морису целый реестр своих предложений, - рассказывает Плисецкая - он выбрал "Айседору". Замечу, что это была идея Щедрина. Мы по очереди тогда запоем читали жгучую книгу Дункан "Моя исповедь", ходившую по Москве копией с рижского издания двадцать седьмого года... Музыку к Айседоре отбирала блестящая бежаровская пианистка Бабетта Купер. Морис решил поставить весь балет на цитатах из высказываний Айседоры, предваряющих каждый номер и звучании сольного фортепиано, сделав пианистку участницей представления. После короткого пролога - гибели Айседоры - пианистка в черном концертном платье неторопливо входила в круг сцены, раздумчиво смотрела на распростертое тело и шла к роялю. Айседора, очнувшись, подымалась с пола и говорила в публику: "Не я придумала свой танец. Но он спал до меня. А я его пробудила". И обращалась к пианистке: "Экзерсис". Звучал Шопен. Затем следовали отрывки из Шуберта, Брамса, Бетховена, Скрябина, Листа. Премьера состоялась в Монако. Там, в Монако, Айседора Дункан и погибла, удушенная своим шарфом пятьдесят лет назад. В конце балета на сцену выбегают дети. Белокурая девочка подает мне букет полевых цветов. И с самого края авансцены я кидаю цветы в партер. Так делала Айседора. Цветы - это ее душа. А потом скрежет тормозов, двадцати шестиметровый шарф во всю сцену, опутывающий танцовщицу, словно шелковый кокон.» [2, с. 76]. Балет имел огромный успех и стал одной из
ярких страниц биографии Плисецкой.
В 1981 году на сцене Английского Королевского балета был представлен спектакль «Айседора» талантливого хореографа К. Макмиллана на музыку Р. Беннетта. Из самых последних ярких премьер назовем спектакль «Айседора», поставленный в 2018 году В. Варнавой на музыку балета С. Прокофьева «Золушка», в котором хореограф сквозь призму автобиографии великой танцовщицы раскрывает ее взаимоотношения с окружением, возлюбленными и пытается понять внутренний мир своей героини. Мировая премьера балета с большим резонансом прошла в США, в Калифорнии, на родине Айседоры Дункан, а затем в Москве в театре Станиславского и Немировича-Данченко.
Таким образом, прекрасная Айседора вдохновляла и продолжает вдохновлять художников, ищущих тайну танца ее души и восхищающиеся «Божественной Босоножкой», запечатлевая ее в своих творениях.
Библиографический список:
1. Белый Андрей [Электронный ресурс] // сайт. URL: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0440.shtml (Дата обращения 05.07.2019).
2. Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая. М.: Новости, 2008. 496 с. С. 76.