Научная статья на тему 'BOYCOTTS И BUYCOTTS - АКЦИИ - ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСЮМЕРИЗАЦИИ'

BOYCOTTS И BUYCOTTS - АКЦИИ - ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСЮМЕРИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Розина Валентина Александровна

Автор рассматривает историю возникновения и развития акций массовых закупок или игнорирования (бойкота) товаров по политическим мотивам. Приведённые примеры показывают, что именно изменение поведения потребителей стало предтечей такого явления современной политической жизни как консюмеризация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOYCOTTS AND BUYCOTTS ACTION PRECONDITION OF POLITICAL CONSUMERIZM

In this article the author examines the origins and development of mass boycott and boycott actions of goods for political reasons. Given examples show that varying consumer behavior was the forerunner of such phenomenon of modern political life as the consumerization.

Текст научной работы на тему «BOYCOTTS И BUYCOTTS - АКЦИИ - ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСЮМЕРИЗАЦИИ»

Boycotts- и Buycotts-акции -

истоки

политической консюмеризации

Валентина Розина

В настоящее время учёные всё чаще говорят о консюмеризации политической жизни, т.е. появлении в политическом процессе экономических черт, изменении поведения граждан с идеологически обусловленного на рыночно ориентированное. Предтечей современной консюмеризации можно считать общественные акции бойкота (boycottes) или закупки (buycottes) товаров по политическим, религиозным или социальным соображениям. Именно они стали точкой конвергенции идеологической и экономической сфер, попыткой массового ответа на политические решения экономическими методами.

Возможно, именно это обусловило дальнейшую рационализацию общественного сознания, появление политмаркетинговой терминологии в политике, а также дальнейшее слияние материальной и идеологической составляющей, при которых гражданское общество всё больше эволюционировало в сторону общества потребителей.

Политическая сила потребления

Один из первых бойкотов был организован аболиционистским движением в Англии в конце XVIII в. Члены движения смогли внести коррективы в вековую традицию чаепи-

тий/ше-о-с1оск отказом от употребления тростникового сахара как продукта рабского труда. Им удалось убедить значительную часть лондонского света, что пить чай с сахаром

РОЗИНА Валентина Александровна - кандидат политических наук (ИТАР-ТАСС). E-mail: neutour@yandex.ru

Ключевые слова: консюмеризм, потребительство, постиндустриальное общество.

аморально. Это послужило одним из толчков к отмене рабства в Британской империи (в 1833 г.). В первой половине XX в. китайские националистические движения - «Движение 4 мая», Гоминьдан - регулярно организовывали бойкоты японских товаров в знак протеста против политики Японской империи. Отказ от английских товаров стал частью плана «ненасильственной борьбы» против английских колонизаторов, избранного лидером индийцев Махатмой Ганди. Тогда же, в начале 1900-х годов, в США проводились кампании, призывавшие американок покупать себе и детям хлопчатобумажное белье с сертификатом «произведено без потогонного труда» [1].

В начале 20-х годов прошлого века возник сам консюмеризм, первоначально как движение за права потребителей. В 1936 г. выделился Союз потребителей США, который с другими организациями этого направления ставил своей задачей воспитание «грамотного покупателя» и поэтому всё внимание акцентировал на просветительской деятельности.

15 марта 1962 г. Президент США Джон Кеннеди выступил перед конгрессом со специальным посланием, в котором впервые регламентировались права потребителей (Билль о правах потребителя) [2]. Согласно документу потребительская общест-

венность имеет право на защиту, информацию, выбор, и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Фактически это было признание потребительского движения на государственном уровне, более того, включение его в сферу госполитики.

В итоге в конце 60-х годов возник «новый консюмеризм», использующий методы политической борьбы.

Например, Союз фермеров США успешно применял потребительские бойкоты для давления на калифорнийских фермеров и землевладельцев [3].

Афро-американцы использовали экономический рынок для протеста против расовой дискриминации. Они неоднократно провоцировали бойкоты для борьбы за права человека (наиболее известный случай - автобусный бойкот в Монтгомери).

В 70-х и 80-х годах бойкоты стали распространённым оружием в борьбе с южноафриканским режимом апартеида [4].

Активисты движения не только сами принимали участие в акциях поддержки или протеста, но и развивали систему представителей, лоббистов в органах власти. Они оказывали поддержку кандидатам на выборах в конгресс и местные органы власти, добивались принятия законов в пользу потребителей и т.д.

В послевоенные годы организации потребителей начали возникать в Великобритании, Франции, ФРГ, странах Скандинавии, Японии.

1 Sklar K.K. The Consumers White Label Campaign of the National Consumers League 1898-1919. European and American Consumer Societies in the 20th Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

2 Kennedy D.F. Special message to the Congress on Protecting the Consumer Interests // URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=9108

3 Jenkins J.C., Perrow C. Insurgency of the Powerless: Farm Worker Movements (19461972) // American Sociological Review № 42. 1977.

4 Seidman G.W. Monitoring Multinationals: Lessons from the Anti-Apartheid Era // Politics and Society. 2003. № 31.

С 1960 г. движение потребителей приняло международный характер -была создана Международная организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге.

Россия присоединилась к этому движению позже. Официальной «точкой отсчёта» по включению Рос-

сии в систему мирового консюмериз-ма можно считать ратификацию в 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» [5], а следовательно, и признания «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей», принятых ООН [6].

Джинсы как форма протеста

Однако постепенно из формы государственно-общественного регулирования консюмеризация стала эволюционировать в чисто общественное явление. Этому способствовал прежде всего выход производителей на международный уровень, создание транснациональных корпораций-гигантов. Регулирование в рамках одного государства уже не могло обеспечить реализацию прав потребителей разных стран. Нарастающая в постиндустриальном обществе проблема перепроизводства и кризис внешней задолженности постепенно поставили производителей в зависимое положение от больших групп потребителей. Последние же, отметив эффективность экономических способов в политической борьбе, стали активно применять их на практике.

В постиндустриальном обществе покупательский консюмеризм стал одной из форм общественной жизни. Организация массовых закупок (buycotts) или, наоборот, масштабного игнорирования (boycotts) групп товаров стала одной из форм проявления гражданской активности, вы-

ражения позиции и борьбы за неё. Благодаря размещению информации в Интернете, её рассылке и переводу на разные языки в buycotts-boycotts-акциях стали одновременно участвовать жители различных стран. Масштаб явления вырос с государственного уровня до межотраслевого и международного.

Так, например, новостной портал BehindTheLabel.com в 2003 г. организовал акцию против известного производителя джинсовой одежды GAP.

«GAP использует потогонный труд. Покупая одежду этой марки, ты используешь его тоже! Стань тем, кто остановит эту систему, скажи семье и друзьям: никакого GAP в этом сезоне!» - такой ёмкий и антирекламный призыв появился на интернациональном сайте BehindTheLabel.com. Информация была адресована подросткам США, а также их сверстникам из других стран.

В итальянском городе Палермо общественное движение Addiopizzo призвало горожан покупать вещи и продукты в магазинах, которые не сотрудничают с мафией, и тем самым экономически подрывать деятельность сицилийской коза ностры.

Сначала появились стикеры: «Платить дань мафии - ниже человеческого достоинства»; «Если ваш булочник платит рэкетирам, вы

5 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // URL: http: / / ozpp. ru/library / no rubs/9388/index. html

6 Руководящие принципы для защиты интересов потребителей // URL: http:// docs.pravo.ru/document/view/20175744

тоже им платите - когда покупаете у него хлеб». Далее инициаторы призвали бойкотировать предприятия, сотрудничающие с мафией, и сделать ставку на те, что отказались платить «мафиозные налоги»: «Борьба против дани (р122а) должна изменить ваши покупательские привычки», - отмечается на сайте движения.

В качестве целевой аудитории активисты рассматривают не только местных жителей, но и многочисленных туристов.

Специально для них сайт переведён на французский, немецкий, английский, испанский, венгерский, румынский, датский и ещё ряд языков.

Неполиткорректные чипсы и шпроты

В настоящее время поводы для консюмеристских акций всё чаще носят политический характер. В начале 2003 г. правительства Франции, Германии, Бельгии и России решительно выступили против резолюции Совбеза ООН на применение силы против Ирака. Позиция тогдашнего президента Франции Жака Ширака была встречена в штыки американской общественностью. При этом антифранцузские настроения не вылились в традиционные для современного постиндустриального общества акции протеста: не было атак на французское посольство, демонстраций и т.д. Таким образом, с точки зрения традиционного политологического подхода ничего не произошло [7].

Однако под этим привычным углом зрения не видна ещё одна часть истории, а именно: исключение французских вин из меню американских ресторанов, отказ магазинов торговать французскими сырами, переименование в ряде закусочных быстрого питания «французских чипсов» в «чипсы свободы». Американцы не стали выходить на улицы, чтобы выразить свою позицию, они

сделали это с помощью потребительских акций и тем самым нанесли ответный удар по французским экспортёрам [8].

В 2000-е годы подчёркнуто антироссийская позиция прибалтийских стран, обозначение периода пребывания в составе СССР как «оккупации», притеснение русскоязычного населения, заявления о реституции и организация маршей ветеранов СС вызвали резко негативную общественную реакцию в России. Летом 2005 г. она вылилась в стихийную акцию по бойкоту прибалтийских товаров.

Крупнейшие российские газеты «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» в июне начали публиковать объявления с призывом бойкотировать латвийские товары. По данным газеты «Комсомольская правда», в бойкоте участвовало около 50% москвичей.

«На московских улицах также появились плакаты: "Купил балтийские шпроты - помог ветеранам СС", - не без тревоги отмечала латвийская газета 01впа. Последствия не замедлили сказаться. «Президент Латвийской ассоциации работников рыбного хозяйства Инарийс Войтс сообщил 01впа, что экспорт рыбной продукции в Россию с каждым годом сокращается: "Ещё пару лет назад он составлял 74% от всего экспортного объёма, а в на-

7 Koopmans R., Rucht D. Protest Event Analysis in B.Klandermans and S.Staggenborg, Methods of Social Movement Research. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2002.

8 Barroux R. Le Medef s'inquiete des consequences pour les entreprises destensions franco-américaines // Le Monde. 2003. April 17. P. 10-11.

стоящий момент всего 48%". По его мнению, основная причина — негативная пропаганда», - писала Diena.

Обратным примером могут служить патриотические кампании по поддержке отечественного производителя, которые проводятся во многих странах.

Россиянам хорошо запомнился лозунг «Покупайте российское!», который в середине 90-х годов прошлого века пришёл на смену устаревшему слогану «Советское - значит отличное».

Особенно широкое распространение «бойкоты потребителей» получили в последние годы. В некоторых из них экономические меры используются для выражения критического отношения к действиям властей [9]. Другие акции ориентированы на крупные компании и корпорации.

Так, например,транснациональ-ный нефтяной гигант Shell неоднократно становился мишенью подобных атак из-за политики в области

экологии и прав человека в Нигерии, а также использования нефтяных танкеров, не соответствующих мировым стандартам безопасности [10]. Фирме Nike, вместе с другими предприятиями текстильной и обувной промышленности, пришлось отвечать за использование детского труда и плохие условия работы на предприятиях в азиатских странах.

Акции «потребительского бойкота» так или иначе затрагивали Израиль, Францию, Соединённые Штаты и Южную Африку. Использование спроса в качестве инструмента политической борьбы проявляется в призывах покупать или использовать товары/сервисы, которые соответствуют принципам политической кампании. Органическая еда, экологически чистые продукты и способы производства, социально ответственные банки - это примеры положительного влияния политического консюмеризма.

Покупатели «по политическим мотивам»

Когда люди организуют массовые закупки или бойкоты товаров, используя рынок, чтобы выразить свои политические требования, можно считать, что они участвуют в акциях политического консюме-ризма.

«Политические потребители» отдают предпочтение тем или иным продуктам/услугам, надеясь изменить институциональную или мар-

кетинговую ситуацию. Они делают выбор, основываясь на соображениях законности и справедливости, на своей оценке работы власти и бизнеса. Независимо от того, действуют они поодиночке или сообща, они рассматривают материальную продукцию в рамках социально-нормативного контекста, что может быть обозначено как «потребительская политика», «политика потребителей» [11].

9 Linton A. Beyond the Boycott: The Future of Worker-Consumer Alliances // Politics and Society. 2003. № 31.

10 Jordan G. Shell, Greenpeace and the Brent Spar. Basingstoke: Palgrave, 2001.

11 Micheletti M., Follesdal A., Stolle D. Politics, Products and Markets: Exploring Political Consumerism Past and Present. New Brunswick, NJ: Transaction Press, 2003 P. 202-211.

Движение глобалистов использует поведение потребителей как политический инструмент [12]. Наблюдения показывают, что за последние десятилетия количество акций политического консюмеризма возросло, в частности, в результате глобализации. Несмотря на небольшой объём научных данных, исследователи отмечают, что формы политического участия, в том числе бойкоты, используются в качестве оружия [13]. Учёные констатируют и то, что число подобных акций увеличивается во всём мире [14].

Так, по данным 2002 г., 33% шведов отказывались от покупки хотя бы одного продукта в течение последних 12 месяцев и 55% покупали что-то исходя из политических, этических или экологических соображений.

Так или иначе, политическая кон-

странена в странах западной демократии. На данный факт стоит обратить внимание.

Но несмотря на эффективность и устойчивый рост политического кон-сюмеризма в развитых странах, это явление практически всегда остаётся за кадром современных дискуссий о политической жизни.

Консюмеризация политической жизни является восходящим трендом и поэтому заслуживает пристального изучения. Конечно, необходимы доказательства, что потребительский выбор конкретного человека является последовательным выражением политической позиции. Это должно отражаться в реальных величинах, что позволит доказать, что феномен занял своё место в политическом репертуаре граждан.

сюмеризация неравномерно распро-

Общество потребления: чем измерить?

только пропускают выборы и не спе

Политическая консюмеризация, как и другие новые формы общественного участия, - важная, но часто игнорируемая тема в полемике о снижении гражданской активности. Исследователи отмечают, что частота традиционных методов политического реагирования падает [15]. Граждане многих стран не

шат вступать в политические партии, но и реже участвуют в работе добровольческих организаций, а также меньше проявляют иную социальную активность [16].

Но версия о полном абсентеизме имеет и противников [17]. Они отмечают, что подобный взгляд акценти-

12 Bove J., Dufour F. The World is not for Sale: Farmers Against Junk Food. L.: Verso, 2001. P. 55.

13 Goul A.J., Tobiasen M. Politisk forbrug og politiske forbrugere. Globalisering og politik i hverdagslivet. Aarhus: Magtudredningen Aarhus Universitet, 2001.

14 Friedman M. Consumer Boycotts: Effecting Change through the Marketplace and the Media. N.Y.: Routledge, 1999.

15 Putnam R. Democracies in Flux. Oxford: Oxford University Press, 2000.

16 Blais A., Gidengil E., Nevitte N., Nadeau R. The Evolving Nature of Non-Voting: Evidence from Canada // European Journal of Political Research. 2004. № 43. P. 221-236.

17 Stolle D., Hooghe M. Inaccurate, Exceptional, One-Sided or Irrelevant? The Debate About the Alleged Decline of Social Capital and Civic Engagement in Western Societies // British Journal of Political Science. 2005. № 35. P. 149-167.

рован только на одной из сторон сложного социального явления - он позволяет констатировать сокращение традиционных форм активности, но не даёт заметить новые тенденции.

Оппоненты стагнационной теории убеждены, что граждане, в основном молодёжь, предпочитают свободное участие в неофициальных, неиерархических системах и склонны к спонтанным, спорадическим акциям, вписывающимся в ритм их повседневной жизни [18].

Такая деятельность часто связана со сферами, далёкими от традиционной политики [19].

Американским политологом Робертом Патнемом было отмечено, что вытеснение традиционных форм политической активности происходит «по крайней мере, частично из-за возрастающей важности неформальных, свободных способов социального взаимодействия» [20].

Участие в неформальных локальных группах, политический консю-меризм, развитие транснациональных пропагандистских объединений, подписание электронных петиций, спонтанная организация протестов и митингов - это некоторые из примеров, характеризующих возрастающую значимость неофициаль-

ных организаций, индивидуальных акций и сетевой мобилизации [18]. Однако систематизированных научных данных на эту тему пока нет.

Исследование подобного спонтанного консюмеризма включает в себя изучение четырёх основных проблем.

Первая из них состоит в том, что исходя из текущих разрозненных данных сложно сделать вывод, сколько же именно людей участвует в этих акциях, насколько распространено явление.

Вторая проблема связана с первой - как измерить именно политическую составляющую акций.

Третья проблема заключается в том, что изучение новых форм политической жизни заставляет пересмотреть взгляды на точки приложения политической активности.

Четвёртая проблема предполагает, что сторонники новых форм политической активности уходят в сторону от национальной политики и национальных политических институтов.

Теории «общества риска»*, субполитики** и постматериализма*** объясняют, что возникновение новых общественно-политических тен-

18 Bennett W.L. The Uncivic Culture: Communication, Identity, and the Rise of Lifestyle Politics // Political Science and Politics. -1998. № 31. Р. 741-761.

19 Dekker P., Hooghe M. De burger-nachtwaker. Verschuivingen in het participatiegedrag van de Nederlandse en Vlaamse bevolking // Sociologische Gids. 2003. № 50. Р. 156-181.

20 PutnamR. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. N.Y.: Simon and Schuster, 2000. Р. 29.

* Общество риска - в концепции ряда социологов - следующая ступень развития индустриального рынка, характеризующаяся ростом техногенных катастроф, экологических проблем и иных рисков. Наиболее полная теория принадлежит социологу Ульриху Беку.

** Субполитика - политика вне традиционной партийной системы.

*** Постматериализм - ступень развития современного общества, характеризующаяся падением интереса к доходам и ростом внимания к темам гражданских свобод и экологии.

денций характеризует снижение уверенности людей в функциональной эффективности правительства. В итоге электорат предпочитает брать ответственность на себя, а не делегировать её профессиональным политикам [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что эти теоретические выводы ставят целый ряд вопросов и проблем для дальнейшего исследования политических форм покупательной активности. Не вдаваясь в подробный разбор, отметим только некоторые из них.

Первый и главный вопрос: как измерять политический консюме-ризм? Акции политических консю-меристов менее организованы, менее структурированы и более преходящи, чем обычные политические выступления, что делает затруднительным любое стандартное измерение [22].

Второй вопрос относится к прогностическим признакам политического консюмеризма.

Кто такие политические потребители?

Каковы их ценности?

В чём заключается их социально-демографический базис?

Одна из нескольких попыток исследования, проведённая в Дании, показывает, что, в отличие от стандартных форм политического участия, в эффективности политического консюмеризма как метода влияния уверены в основном женщи-

ны, а не мужчины [13, р. 67]. К тому же надо отметить, что сказывается и разница доходов. Более обеспеченные граждане могут позволить себе «голосовать деньгами» за товары, отвечающие их этическим представлениям, а менее обеспеченные - нет.

Третий вопрос - заставляет ли постиндустриальный процесс и связанный с ним сдвиг в сторону постматериальных ценностей искать новые арены для выражения частных и общественных интересов - относится к системе ценностей и социальной вовлечённости политических потребителей. В современном научном мире принята концепция, согласно которой кон-сюмеризм опирается одновременно на постиндустриализм и социал-капитализм.

Четвёртый вопрос - вытесняет ли политический консюмеризм другие формы политической активности? Широта затрагиваемой проблемы показывает, что консюмеризм постепенно переходит из общественного явления в важную характеристику современного общества. Некоторые авторы даже склонны рассматривать его в качестве синонима «общества потребления».

В западных исследованиях всё чаще «общество потребления» звучит как «общество консюмеризма», «кон-сюмеристское общество» (consumer society) [23].

21 Beck U. The Reinvention of Politics: Rethinking Modernity in the Global Social Order. Oxford: Polity Press, 1997. Р. 37.

22 Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization. L.: Sage, 2002. Р. 189.

23 Roth J. The Psycology of consumerism // URL: http://www.getrichslowly.org/blog/ 2011/06/08/the-psychology-of-consumerism/одам и ростом внимания к темам гражданских свобод и экологии.

Погоня за брендами

Консюмеризм как термин в настоящее время становится аналогом слов «перепотребление», «потребительство». В современном мире потребление является своего рода пагубной слабостью. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся только символом причастности к определённой общественной группе. Человеческое счастье попадает в зависимость от уровня потребления, а оно, в свою очередь, определяет цель и смысл жизни.

Усилению тренда способствует сразу несколько факторов. В настоящее время объём потребления выходит за рамки обеспечения физического существования. Развивается система кредитования, которая превращается в основу социального контроля. Благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг, в неё включается цена за торговую марку (бренд), рекламу, накладные расходы. Ускоряется темп изменения моды: вещи обесцениваются быстрее, чем физически изнашиваются. В обществе потребления человек, отставший от моды, чувствует себя символически бедным. Конкуренция производителей выливается в конкуренцию потребителей.

Постепенно консюмеризм из общественного движения, и даже общественного явления, превращается

в важную характеристику современного общества. Этот процесс особенно заметен в Европе и США. Более того, там уже начали сказываться негативные последствия.

Один из исследователей консюме-ризма в США пишет, что общество дошло до критической точки: среднестатистическая американка покупает более 52 предметов одежды в год -больше одного в неделю. «Конечно, они не нуждаются в таком количестве, но всё равно покупают. Почему? Потому что большинство из нас находится под властью культуры потребления, которая заставляет потреблять избыточное количество товаров» [23].

Психолог Д.Картер [23] солидарен с данной позицией. Он отмечает, что в американских журналах 50-х и 60-х годов основной акцент был сделан на товары для дома и продукты по сниженным ценам, а в современных изданиях - на предметы роскоши.

С критикой консюмеризма выступал и папа Иоанн Павел II, который охарактеризовал его как «радикальную форму капитализма» [24].

Однако несмотря на общественную тревогу, в настоящее время и законы «культуры потребления», и кон-сюмеризм имеют тенденцию к распространению на новые сферы. Достаточно бегло проанализировать развитие современной массовой культуры, и станет заметно влияние «конечных потребителей». Современная продукция не должна носить

24 Иоанн Павел II. Сотый год. Окружное послание о социальных вопросах нашего времени // URL: http://krotov.info/acts/20/voityla/centes.html

эстетический или просветительский характер, прежде всего она должна быть прибыльной.

Развитие политического консюмеризма шло по сложному пути - с разовых акций по поддержке или протеста оно трансформировалось в мировое политическое явление.

Однако именно конвергенция экономической и политической составляющей сделало его не просто одной из форм политической жизни, а новым идеологическим трендом, который так или иначе выражен в любом демократическом государстве.

К каким идеологическим последствиям это приведёт - покажет время.

Библиография

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» / / URL: http:// ozpp.ru/library/norubs/9388/index.html

[Zakon RF ot 7 fevralya 1992 g. № 2300-1 «О zachite prav potrebitelei» // URL: http:// ozpp. ru/library / norubs/9388/index. html]

Иоанн Павел II. Сотый год. Окружное послание о социальных вопросах нашего времени // URL: http://krotov.info/acts/20/voityla/centes.html

[Ioann Pavel II. Sotyi god. Okruzhnoe poslanie o voprasah nashego vremeni // URL: http:// krotov. info/acts/20/ voityla / cente s. html]

Руководящие принципы для защиты интересов потребителей // URL: http:// docs.pravo.ru/document/view/20175744

[Rukovodjashhie principy dlja zashhity interesov potrebitelej / / URL: http://docs.pravo.ru/ document/view/20175744Rukovodjashhie principy dlja zashhity interesov potrebitelej / / URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20175744]

Barroux R. Le Medef s'inquiеte des consеquences pour les entreprises destensions franco-amеricaines // Le Monde. 2003. April 17. 10-11 р.

Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization. L.: Sage, 2002. - 220 p.

Beck U. The Reinvention of Politics: Rethinking Modernity in the Global Social Order. Oxford: Polity Press, 1997. - 248 p.

Bennett W.L. The Uncivic Culture: Communication, Identity, and the Rise of Lifestyle Politics // Political Science and Politics. 1998. № 31.

Blais A., Gidengil E., Nevitte N., Nadeau R. The Evolving Nature of Non-Voting: Evidence from Canada // European Journal of Political Research. 2004. № 43.

Bove J., Dufour F. The World is not for Sale: Farmers Against Junk Food. L.: Verso, 2001. -172 p.

Dekker P., Hooghe M. De burger-nachtwaker. Verschuivingen in het participatiegedrag van de Nederlandse en Vlaamse bevolking // Sociologische Gids. 2003. № 50.

Goul A.J., Tobiasen M. Politisk forbrug og politiske forbrugere. Globalisering og politik i hverdagslivet. Aarhus: Magtudredningen Aarhus Universitet, 2001. - 168 p.

Friedman M. Consumer Boycotts: Effecting Change through the Marketplace and the Media. New York: Routledge, 1999. - 176 p.

Inglehart R., Norris P. Rising Tide: Gender Equality and Cultural Change around the World. -226 p.

Jenkins J.C., Perrow C. Insurgency of the Powerless: Farm Worker Movements (1946-1972) // American Sociological Review № 42. 1977. - 68 p.

Jordan G. Shell, Greenpeace and the Brent Spar. Basingstoke: Palgrave, 2001. - 381 p.

Kennedy D.F. Special message to the Congress on Protecting the Consumer Interests // URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=9108

Koopmans R., Rucht D. Protest Event Analysis in B.Klandermans and S.Staggenborg, Methods of Social Movement Research. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2002. - 239 p.

Linton A. Beyond the Boycott: The Future of Worker-Consumer Alliances / / Politics and Society. 2003. № 31. - 62 p.

Micheletti M., Follesdal A., Stolle D. Politics, Products and Markets: Exploring Political Consumerism Past and Present. New Brunswick, NJ: Transaction Press, 2003. - 222 p.

Putnam R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. N.Y.: Simon and Schuster, 2000. - 210 p.

Putnam R. Democracies in Flux. Oxford: Oxford University Press, 2000. - 358 p.

Seidman G.W. Monitoring Multinationals: Lessons from the Anti-Apartheid Era // Politics and Society. 2003. № 31. - 381 p.

Roth J. The Psycology of consumerism // URL: http://www.getrichslowly.org/blog/2011/ 06/08/the-psychology-of-consumerism/

Sklar K.K. The Consumers White Label Campaign of the National Consumers League 18981919. European and American Consumer Societies in the 20th Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 386 p.

Stolle D., Hooghe M. Inaccurate, Exceptional, One-Sided or Irrelevant? The Debate About the Alleged Decline of Social Capital and Civic Engagement in Western Societies // British Journal of Political Science. 2005. № 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.