УДК 58: 006
Ботанический сад-институт ПГТУ как учебная база направления «Ландшафтная архитектура»: новые вызовы и направления развития
Серебрякова Н.Е.
Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия
Аннотация. В статье показана роль ботанического сада-института Поволжского государственного технологического университета (БСИ ПГТУ) с позиции ландшафтной архитектуры. БСИ ПГТУ в настоящее время - основная научно-практическая база для направления «Ландшафтная архитектура», что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Большинство ботанических коллекций БСИ ПГТУ отвечают современным тенденциям в экспонировании растений и привлекают посетителей. Намеченная траектория развития БСИ ПГТУ связана с формированием тематических экспозиций, учитывает потребности образования и запросы общества.
Ключевые слова: ботанический сад-институт ПГТУ, БСИ ПГТУ, ландшафтная архитектура, образование
Botanical Garden-Institute of VSTU as a training base for the direction "Landscape architecture": new challenges and directions of development
Serebryakova N.E.
Volga State Technological University, Yoshkar-Ola, Russia [email protected]
Summary. The article shows the role of the botanical garden-institute of the Volga State Technological University (BGI VSTU) from the perspective of landscape architecture. BGI VSTU is currently the main scientific and practical base for the field of Landscape Architecture, which increases the competitiveness of graduates in the labor market. Most of the botanical collections of the BGI VSTU meet modern trends in plant display and attract visitors. The planned development trajectory of the BGI VSTU associated with the formation of thematic exhibitions, takes into account the needs of education and the demands of society.
Key words: botanical garden-institute of the Volga State Technological University, BGI VSTU, landscape architecture, education
Введение. В современном сложном и многогранном мире, непростой экономической и политической ситуации все большую ценность приобретают сложившиеся специалисты своего дела, в полной мере освоившие набор необходимых компетенций. Закономерно, что в производстве востребованы выпускники учебных заведений, получившие полноценное практическое обучение и подготовленные к непосредственному участию в технологических процессах. Как отмечает генеральный директор ФГУП ГНЦ ЛПК доктор экономических наук, профессор Владимир Кондратюк, специалисты, настоящие знатоки технологий и управления — это главный элемент модернизации и создания инновационной экономики. Их воспитание позволит решить большинство проблем, мешающих нашему развитию» [1]. В связи с этим, первостепенное значение приобретает наличие в распоряжении учебного заведения современной базы для осуществления практико-ориентированного подхода к обучению [2-5].
Значимость специалистов, способных обеспечить создание комфортной городской среды, поддержание эстетики и экологии урбанизированных территорий на высоком уровне непрерывно растет. В 2002 г. Госстандарт России по поручению Министерства труда внёс в Государственный реестр специальностей России отдельную профессию «Ландшафтный архитектор», в 2011 г. в ВУЗах началось обучение в соответствии с образовательным стандартом ландшафтного архитектора, а в 2019 г. произошёл ещё один качественный скачок: был утвержден профессиональный стандарт «Ландшафтный архитектор».
В настоящее время бакалавров и магистров ландшафтной архитектуры готовят в 36 университетах крупных городов России (в Москве, С.-Петербурге, Архангельске, Крыму, на Алтае, Урале, Сибири и пр.). В Поволжском государственном технологическом университете (ПГТУ) подготовка инженеров-озеленителей по специальности 260500 — «Садово-парковое и ландшафтное строительство» была начата еще в 1991 г. и ведется по настоящее время уже по направлениям 35.03.10 и 35.04.09 «Ландшафтная архитектура». На всем протяжении развития направления важной частью учебного процесса, основой практической подготовки, определяющей конкурентоспособность
выпускников в данной области, является натурная работа в экспозициях Ботанического сада-института ПГТУ (БСИ ПГТУ). Изучение коллекционных фондов, участие в производственных процессах позволяют студентам ориентироваться в растительном многообразии, вести грамотный подбор ассортимента применительно к конкретным условиям произрастания и уметь поддерживать декоративность растений на всех этапах онтогенеза.
Ботанический сад-институт расположен на площади 75,85 га на территории г. Йошкар-Олы, является структурным подразделением Поволжского государственного технологического университета, имеет статус особо охраняемой природной территории федерального значения. У Ботанического сада-института ПГТУ долгая история: основан как Дендрологический сад Поволжского лесотехнического института 28 апреля 1939 г., в 1989 г. переименован в Ботанический сад, а уже в 2008 г. на его основе создан Ботанический сад-институт ПГТУ. Научное руководство садом с 1939 по 1976 гг. осуществлял канд. биол. наук, доцент Б.М. Алимбек; с 1976 по 1983 гг. - д-р с.-х. наук, профессор В.И. Пчелин; с 1983 по 2003 гг. - д-р с.-х. наук, профессор М. М. Котов; с 2003 по 2021 гг. - канд. с.-х. наук, доцент С.М. Лазарева, с 2022 г. по настоящее время - Л.А. Тимургалиева [6].
Образовательная, научно-исследовательская и культурно-просветительская функции являются превалирующими в деятельности БСИ ПГТУ. Следовательно, при формировании стратегии своего развития он должен закладывать, в первую очередь, тенденции образовательных траекторий в совокупности с производственными трендами по направлениям обучения.
Цели исследования:
- определение роли БСИ ПГТУ с позиции ландшафтной архитектуры;
- анализ использования коллекционных фондов в рамках образовательной программы «Ландшафтная архитектура»;
- определение путей реновации существующих и создания новых экспозиции согласно потребностям образования и запросам общества.
Результаты исследования и их обсуждение. С позиций фундаментальной науки в БСИ ПГТУ в широком спектре исследуются и разрабатываются пути сохранения разнообразия растений. Ведется создание, сохранение и обогащение живых коллекций аборигенных и интродуцированных растений, имеющих научное, просветительское, экономическое и культурное значение в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира Республики Марий Эл.
Образовательная деятельность БСИ ПГТУ в области ландшафтной архитектуры связана с многоплановым изучением растений - основного рабочего материала ландшафтного архитектора. За последние годы ассортимент используемых в озеленении растений неуклонно увеличивается за счет интродукции и селекционных достижений, изменяются методы формирования растительных композиций, где все значимее звучат устойчивые сочетания на биоэкологической основе. Ландшафтный архитектор уже не может в своей работе ограничится базовым привычным ассортиментом и теоретическими знаниями по его применению. Сделать упор на архитектурные элементы при формировании пространства можно, но здесь велика вероятность потерпеть фиаско при конкуренции с профессионалами-архитекторами. Ошибки же в подборе состава и размещении растительных комплексов могут дорого стоить в прямом и переносном смыслах. БСИ ПГТУ помогает студентам визуализировать знания о растениях, полученные в стенах аудиторий и оценить перспективы их использования.
Не менее важно для обучающихся и получение практического опыта в работе с растениями: размножение, формирование, пересадки, проведение сезонных работ по уходу. Это позволяет им в дальнейшем реализовываться не только в проектных организациях, но и в многофункциональных ландшафтных фирмах и питомниках.
Коллекция БСИ ПГТУ в настоящее время включает порядка 6 тысяч таксонов, которые объединены в 20 экспозиций, которые регулярно пополняются и модернизируются. Это дает широкие возможности расширения кругозора и качественной подготовки к профессиональной деятельности. Следует отметить, что объекты озеленения города Йошкар-Олы характеризуются стандартным ассортиментом [7] и планировочными решениями и не могут в полной мере раскрыть перед обучающимися возможности зеленого зодчества.
С позиции ландшафтной архитектуры научно-практическая роль ботанических садов заключается в поиске новых решений озеленения городов, внедрении нового ассортимента, разработке новых методов выращивания посадочного материала, разработке новых композиционных решений, которые апробируются на экспозициях. Наряду с эстетическими качествами растений на первый план выходит их полезное воздействие на окружающую среду, в том числе инвазионная безопасность [8]. Накопленный годами опыт поколений исследователей Ботанического сада ПГТУ позволяют
осуществлять научную работу в области ландшафтной архитектуры на объектах сада не только бакалавров и магистров, но и аспирантов и докторантов.
Также немаловажная функция БСИ ПГТУ в настоящее время - популяризация среди населения и подрастающего поколения высшего образования по направлению «Ландшафтная архитектура». Всесезонная эстетическая привлекательность экспозиций БСИ ПГТУ, позволяет активно вести самостоятельную образовательную и экскурсионную деятельность и усиливать профориентационную работу и интерес к получению специализированного профессионального образования. И в этом аспекте на первый план выходят декоративность растений, компоновка их в гармоничные и разнообразные композиции, в которых читается вклад профессионалов своего дела. Простой демонстрацией таксономического разнообразия невозможно заинтересовать посетителя, если внешний вид композиции не удивляет и не соответствует представлению об эстетике и гармонии.
Исторические особенности формирования коллекций живых растений БСИ ПГТУ тесно связаны с образовательным процессом: старейшая экспозиция «Дендрарий» (1939 г.) формировалась по географическому принципу с учетом нужд специальности «Лесное хозяйство» [9, 10]. В 1962 г. была создана «Лаборатория тропических и субтропических растений». Перед открытием специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» образованы экспозиции «Альпийская горка» (1988 г.), «Декоративные травянистые растения» (1976 г.), «Розарий» (1987 г.), «Фрутицетум» (1977 г.), Ландшафтные группы (1976-1980 гг.). В дальнейшем (1990-2007 гг.) созданы и другие интересные и востребованные в образовании экспозиции: «Лекарственные растения», «Редкие и исчезающие растения», «Плодовые и дикоплодовые растения», «Теневой сад», «Вересковый сад», «Опушка», «Партер с элементами топиарного искусства». Наиболее современные экспозиции формировались с учетом принципов ландшафтной архитектуры и при участии студентов. В настоящее время они являются точками притяжения посетителей сада (рис. 1).
Рис. 1. Экспозиции БСИ ПГТУ: А - «Партер с элементами топиарного искусства»; Б -«Вересковый сад»
Структура образовательного процесса по направлению «Ландшафтная архитектура» на базе БСИ ПГТУ в настоящее время складывается следующим образом (табл. 1, рис. 2).
Таблица 1
Структура образовательного процесса по направлению «Ландшафтная архитектура» (БСИ ПГТУ)
Дисциплина Вид занятия Месяц Цель занятий Экспозиция БСИ
Декоративн ая дендрологи я Лекции-экскурсии IX, IV Морфология древесных таксонов Дендрарий Фрутицетум Вересковый сад Ландшафтные группы Розарий Опушка
Практическ ие занятия IX, IV-V Оценка декоративности и состояния в различные вегетационные периоды, сбор гербарных образцов
Учебная практика VI Оценка перспективности интродукции и применения таксонов в озеленении региона Дендрарий Фрутицетум
Древоводст Практическ IV-V Семенное и вегетативное Фрутицетум
во ие занятия размножение растений Питомник
Учебная VI Уход за древесными Фрутицетум
практика растениями, саженцами сеянцами и Питомник
Деревья и Лекции- IV-V Приемы формирования Партер с элементами
кустарники экскурсии декоративных и плодовых топиарного искусства
в растений Плодовые и
ландшафтн дикоплодовые растения
ой Практическ IV Весенняя обрезка Дендрарий
архитектуре ие занятия декоративных кустарников деревьев и Фрутицетум Плодовые и дикоплодовые растения
Цветоводст Учебная VI-VII Знакомство с ассортиментом Декоративные
во практика декоративных растений травянистых травянистые растения Малоиспользуемые многолетники Теневой сад Почвопокровные Однолетние растения Альпийская горка
Фитодизайн Лекция- III Знакомство с оранжерейными Лаборатория
интерьеров экскурсия растениями тропических и
Практическ ое занятие III Размножение растений субтропических растений
Рис. 2. Практические занятия студентов направления «Ландшафтная архитектура» на базе БСИ ПГТУ: А - вегетативное размножение, дисциплина «Древоводство»; Б - изучение древесных видов в «Дендрарии», дисциплина «Декоративная дендрология»; В - обрезка кустарников в экспозиции «Плодовые и дикоплодовые растения», дисциплина «Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре»
При этом потенциальное использование коллекционных фондов и тематических экспозиций существенно шире. При логичном выстраивании учебного плана с учетом проведения занятий на базе БСИ ПГТУ возможно максимально задействовать осеннее и весеннее время для:
- более детального изучения растений, их сезонной декоративности и возможностей использования в композициях;
- формирования навыков по размножению, выращиванию, посадочным работам;
- деятельности по уходам и созданию эстетического облика насаждений.
Учебную практику по ландшафтному проектированию, традиционно проводимую на объектах города, также интересно было бы частично проводить в тематических экспозициях БСИ, анализируя их состав, структуру и визуальный эффект.
На сегодняшний день БСИ ПГТУ отвечает потребностям специализированного образования, экологического просвещения и запросам общества в области ландшафтной архитектуры. Прогрессивные идеи сотрудников ботанического сада в планировании территории, своевременное создание отдельных тематических экспозиций, визуализация научных достижений в области экспериментальной дендрологии, цветоводства, экологии и охраны растений определяют привлекательность и значимость коллекций.
Однако без постоянного совершенствования и быстрого следования трендам можно утратить наработанные преимущества. Работать только на расширение коллекций в настоящее время не актуально, необходимо преподносить новые виды, формы и сорта растений на своих экспозициях так, чтобы у посетителей разного уровня и ранга возникало желание ввести их в экстерьер своего жилища или городские территории.
Опыт крупнейших ботанических садов России и мира демонстрируют новый подход к экспонированию растений, когда вся структура ботанического сада состоит из комплекса тематических садов.
Весьма востребованы этнокультурные экспозиции, где интерес для посетителей представляет не какое-либо конкретное растение или группа видов, а внешний вид целой экспозиции в контексте с традициями использования не только в ландшафте, но и в хозяйстве, медицине, кулинарии. Сады ароматов, сады ощущений, экологические экспозиции и экологические тропы, оформленные в виде полноценных объектов ландшафтной архитектуры с чёткими границами и внутренней структурой, демонстрируют новые тенденции в развитии ландшафтной архитектуры в ботанических садах [8, 11].
В БСИ ПГТУ в процессе создания находится экспозиция декоративных форм и сортов семейства Сосновые «Пинетум», в проекте которой заложена идея китайского садика с отражением его архитектурных и философских традиций. Еще закрытая от посетителей, она уже вызывает повышенный интерес как студентов, так и остальных посетителей.
На этапе проекта - реновация «Розария» в новых границах. Традиционно привлекающую внимание экспозицию принято решение расширить и зонировать. Регулярная часть экспозиции сможет познакомить посетителей с этапами исторического развития, разнообразием и различиями сортов и сортовых групп. Часть экспозиции с пейзажной планировкой покажет возможности внедрения в садовый ландшафт этой непростой, но любимой культуры в сочетании с растениями-компаньонами.
В БСИ ПГТУ сложился уникальный опыт акклиматизации растений семейства Вересковые, студенты направления «Ландшафтная архитектура» имеют возможность знакомиться с достижениями и нарабатывать бесценный опыт по взаимодействию с данными растениями. Экспозицию «Вересковый сад» планируется расширять в той же стилистике северного сада с участием стланиковых и низкорослых хвойных растений
Эстетическую выразительность экспозиции лекарственных растений решено повысить за счет модульной установки деревянных гряд для травянистых видов. Такой подход позволит не только систематизировать растения по фармакологическому принципу, но и продемонстрировать возможности организации аптекарского огорода.
Формирование комплекса экологических садов принято начать с реорганизации «Теневого сада» в новых границах. Обновленная экспозиция будет включать теневую опушку и участки естественного леса с экспонируемой подпологовой растительностью. Продолжением экологического направления может стать реновация экспозиций «Салицетум» и «Популетум», которые на данный момент практически не используются в деятельности ботанического сада. Новую жизнь коллекционные ивы и тополя могут получить в составе многоплановой экспозиции водных и влаголюбивых растений, организация которой органично вписывается в концепцию оформления территории существующего водоема, служащего отправной точкой образовательного маршрута «Экологическая тропа».
Один из основных вызовов БСИ ПГТУ - преобразование одной из старейших экспозиций -«Фрутицетума», насчитывающей более 600 наименований. Это одна из основных экспозиций, где студенты и посетители знакомятся сортовым разнообразием древесных кустарников. Расположена она в центральной части ботанического сада на площади 2 га, посадки регулярные, в соответствии с систематическим принципом. Задуматься о принципиальной реорганизации заставляют и веяния времени, и - необходимость омоложения и обновления посадок. В настоящий момент идет поиск
планировочных решений, которые могут скорректировать территорию с учетом комбинации систематического и ландшафтно-декоративного принципов. Кроме того, имеются предложения внедрить систему специфических участков с демонстрацией особенностей таксонов: «Сад цвета» с цветнолистными сортами; участок низкорослых лиственных растений с элементами фитопластики, «Сухой сад» засухоустойчивых древесных и травянистых растений и т.д.
Важнейшим образовательным аспектом является привлечение студентов к проектированию экспозиций БСИ ПГТУ. Концептуальный подход, смысловая нагрузка проекта экспозиции без ущерба сложившимся нормам размещения растений и возможности проведения исследований - задачи, решить которые в рамках образовательного процесса может включенность как преподавателей-специалистов по ландшафтной архитектуре, так и работников БСИ-кураторов коллекций. Возможность в такой коллаборации апробировать навыки на сложных специфических объектах БСИ ПГТУ с богатым ассортиментом растений - бесценный опыт, способствующий развитию профессионализма ландшафтного архитектора.
Заключение. БСИ ПГТУ - основная научно-практическая база для студентов направления «Ландшафтная архитектура». Понимание необходимости более широкого привлечения ресурсов ботанического сада-института в целях наглядности и практикоориентированности учебного процесса смогут обеспечить усиление качества подготовки и востребованность выпускников как специалистов по многоплановой работе с растениями. Образовательная деятельность в области ландшафтной архитектуры не может и не должна развиваться вне взаимодействия с БСИ.
Все большая интеграция БСИ ПГТУ в культурную среду региона, увеличение его доступности и привлекательности для населения - важный рычаг для роста осведомленности и агитации молодёжи к получению высшего образования по направлению «Ландшафтная архитектура.
Намеченная траектория развития БСИ ПГТУ согласно современным трендам в экспонировании растений, актуальна с позиции ландшафтной архитектуры, отвечает потребностям образования и запросам общества.
Список литературы:
1. Савельев Н. Владимир Кондратюк: лесной отрасли необходимы инновационные подходы и современные менеджеры // Босс: электрон. журн. № 04 2011. URL: http://www.bossmag.ru/archiv/2011/boss-04-2011-g/vladimir-kondratyuk-lesnoy-otrasli-neobhodimyi-innovatsionnyie-podhodyi-i-sovremennyie-menedzheryi.html_ (дата обращения: 10.04.2024)
2. Серебрякова Н.Е., Абдуллина И.А. Концептуальный подход к проекту реконструкции дендрария Мариинско-Посадского филиала Поволжского государственного технологического университета // Труды ПГТУ. Серия: технологическая. 2018. С. 26-29.
3. Мухаметова С.В., Серебрякова Н.Е. Ресурсы дендрария ботанического сада-института ПГТУ для подготовки студентов направлений «Ландшафтная архитектура» и «Лесное дело»// Труды ПГТУ. Серия: технологическая. Йошкар-Ола: ПГТУ. 2015. С. 26-29.
4. Серебрякова Н. Е. Роль дендрариев на современном этапе развития общества // Современное состояние и перспективы сохранения биоресурсов: глобальные и региональные процессы: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Майкоп, 15 декабря 2021 г.). Майкоп: Магарин О.Г., 2021. С. 239-247.
5. Лаврова Т.В., Романова Е.С. Обучение в ботаническом саду МГУ - продолжение и развитие образовательных традиций в истории ботанических садов // Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент. Материалы первой международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С 41-46.
6. Ботанический сад-институт ПГТУ: история, коллекции, исследования / С.М. Лазарева, С.В. Мухаметова, Л.В. Сухарева [и др.]. Йошкар-Ола: Стринг, 2014. 108 с.
7. Серебрякова Н. Е. Планирование ассортимента древесных растений для озеленения города // Технологии и оборудование садово-паркового и ландшафтного строительства: Сборник статей международной научно-практической конференции (Красноярск, 18 декабря 2019 г.). Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2020. С.247-249.
8. Голосова Е. В. Ботанические сады с позиции ландшафтной архитектуры: проблемы эстетики и доступности // Жизнь Земли. 2020. Т. 42. № 1. С. 72-80.
9. Серебрякова Н.Е., Абдуллина И.А., Порубова В.В. Утилитарный принцип в построении обновленной коллекции дендрария Мариинско-Посадского филиала ПГТУ // Наука и Образование. Мичуринск: МичГАУ, 2021. Т. 4. № 2.
10. Серебрякова Н.Е., Порубова В.В. Формирование стратегии реновации дендрария образовательного учреждения // XII Чтения памяти Т.Б. Дубяго: сборник статей международной конференции. СПб.: СПбГЛТУ, 2021. С 135-146.
11. Голосова Е.В. Организация пространства ботанических садов: проблемы и возможные пути решения // Жизнь в гармонии: ботанические сады и общество - диалог без границ: по материалам 3-й международной конференции (Тверь, 13-16 сентября 2013 г.). Тверь: Изд-во Полипресс, 2013. С. 181190.