УДК 58.08 (470.54)
Н.Н. Чернов
(N.N. Tchernov) Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург
Чернов Николай Николаевич родился в 1942 г. В 1965 г. окончил Уральский лесотехнический институт. В 2002 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук на тему «Лесокультурное дело на Урале: становление, состояние, пути дальнейшего развития». В настоящее время работает профессором кафедры лесных культур и мелиораций в Уральском государственном лесотехническом университете. Опубликовал 200 печатных работ, в том числе в изданиях ВАК 20. Научные интересы: лесокультурное дело и история лесного хозяйства на Урале.
БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ УРАЛЬСКИХ ЗАВОДЧИКОВ ДЕМИДОВЫХ
BOTANICAL GARDENS OF THE URALS FACTORY AVNERS DEMIDOV^S
Ботанические увлечения Демидовых были реализованы в создании первых российских ботанических садов в Соликамске и Москве.
Botanical hobbies of Demidov^s were realized in foundation of the first botanical gardens in Solikamsk and Moscow.
Сыновья основателя уральской горнозаводской империи Акинфия Демидова известны своими увлечениями ботаникой. Средний из братьев, Григорий, интересовался ботаникой смолоду. Это увлечение позволило ему создать ботанический сад, получивший известность не только в России, но и за рубежом. Он располагался между вотчиной Г.А. Демидова селом Красным и г. Соликамском и был преимущественно оранжерейным; заложен летом 1731 г. Это был первый в России ботанический сад. Позднее старшим братом Прокофием был заложен первый в Москве Нескучный сад (Юркин, 2001).
Г.А. Демидов собрал в свой сад почти все, что росло на Урале, просил купцов привозить новые растения из других стран. Проходивший через Соликамск в 1733 г. участник Второй экспедиции Беринга немецкий ботаник И.Г. Гмелин подсказал Г.А. Демидову, что для выращивания теплолюбивых растений необходимо строить оранжереи, и изготовил их чертежи. Он оставил Г.А. Демидову подробные советы по разведению различных растений в саду, дал фамилии иностранных купцов, у которых можно заказать саженцы различных растений и семена. Григорий Демидов просил 62
И.Г. Гмелина привезти семенной материал после возвращения из Камчатской экспедиции. С этого времени начались интенсивные работы по созданию сада.
После окончания десятилетней экспедиции И.Г. Гмелин в 1743 г. вновь заехал в Соликамск. Он был удивлен созданной Григорием Демидовым коллекцией грунтовых и оранжерейных растений происхождением из Италии, Греции, стран Африки и других регионов. И.Г. Гмелин предложил новую планировку сада и помог приобрести семена южных растений.
К тому времени сад уже сформировался. В саду была сосредоточена почти полная коллекция уральской и сибирской дендрофлоры, плодоносили фруктовые деревья, росли уральские виды травянистых растений, овощные культуры. И.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников поделились с Г.А. Демидовым семенами, собранными ими во время экспедиции по Сибири, Дальнему Востоку и Камчатке. Г.А. Демидов вел учет своей коллекции растений в специальной книге, где по каждому выращиваемому виду имелась подробная запись.
Дважды, в 1739 и 1746 гг., останавливался в г. Соликамске и другой немецкий биолог-зоолог Г.В. Стеллер, сменивший И.Г. Гмелина в Якутии после отказа последнего продолжать экспедицию на Камчатку. Он посетил сад Г.А. Демидова и рекомендовал ему связаться с Карлом Линнеем - выдающимся специалистом по систематике растительного мира. В 1739 г. из Соликамска ушла в Упсалу первая посылка с гербарием, собранным Г. Стеллером по пути в Сибирь. Г.В. Стеллер на обратном пути из Камчатской экспедиции привез шесть возов с 14 ящиками собранных во время путешествия по Сибири и Камчатке образцов растений для передачи их Петербургской Академии наук и Карлу Линнею, у которого со Стеллером была соответствующая договоренность.
Во время второго периода своего посещения Соликамска Г.В. Стеллер был отозван назад, в Иркутск, но на пути следования получил другое указание властей - возвращаться в Петербург. Будучи тяжело больным, он скончался и похоронен в Тюмени. Оставленные им ящики с коллекциями минералов, образцами животного мира, гербарными сборами и растениями оказались на попечении Г.А. Демидова (Парфенов, 2006; Юркин 2001). Посылки с образцами уральских и сибирских видов в Упсалу стали регулярными, из них в саду Карла Линнея прижилось 118 видов. Переписка с Линнеем продолжалась почти 15 лет. Посланные к нему на учебу дети Г.А. Демидова через год после смерти отца вернулись домой, но продолжил учебу только один из них, Павел (Свалов, 1983).
До отъезда в Иркутск, проживая в Соликамске с весны 1746 г. в течение нескольких месяцев и беспокоясь за сохранность растительной коллекции, опасаясь возможной ее гибели при доставке в Петербург,
Г.В. Стеллер высадил в саду Демидова 80 видов редких растений. Остальные материалы Г.А. Демидов отправил в Петербург уже в 1748 г., а их дубликаты - в шведский город Упсалу Карлу Линнею. Особый интерес Карл Линней проявил к растениям-аборигенам Сибири, Дальнего Востока и Камчатки. Он пригласил всех трех сыновей Григория приехать для обучения в Швецию.
По просьбе старшего брата Прокофия Григорий выслал ему несколько посылок с растениями, которые стали одной из составляющих коллекции созданного П. Демидовым Нескучного сада в Москве.
Через 10 лет после смерти Г.А. Демидова в Соликамске побывали член-корреспондент Петербургской академии наук П.И. Рычков и И.И. Лепехин, будущий академик и директор Ботанического сада Петербургской Академии наук. Оба оставили подробные описания видового состава сада (Пирогова, 2000, Чернов, 1998).
Сад в 1772 г. вместе с имением перешел к заводчику А.Ф. Турчанинову и в 1810 г. после раздела Соликамского имения между его наследниками прекратил свое существование (Парфенов, 2006; Юркин, 2001)
П.А. Демидов начал закладку Нескучного сада рядом со своим дворцом в 1740-х годах, используя семенной и вегетативный материалы из Соликамского дендрария своего брата Г.А. Демидова, у которого он проживал в течение десяти лет с 1729 по 1738 гг. До середины XVIII в. на территории современного Нескучного сада были загородные владения князей Трубецких, Голицыных и заводчиков Демидова, Походяшина и Серикова. Прокофий Демидов в начале в 1754 г. приобрел в Москве земли княгини Д.Ф. Репниной, затем купил у детей знаменитого путешественника графа Ф.И. Соймонова двор с садом напротив Донского монастыря на берегу Москвы-реки. Семьсот его крепостных работали в течение двух лет над разравниванием холма, чтобы сад получил форму амфитеатра. Пять его террас различной ширины и высоты длиной 95 саженей спускались к Москве-реке. Было построено несколько каменных оранжерей общей протяженностью более полуверсты для выращивания теплолюбивых растений. Был устроен обсаженный деревьями пруд (Пирогова, 2000).
С 1750 г. Прокофий постоянно проживал в Москве. Иметь ботанический сад для него, как для богача, было престижно. Это было время внедрения в культуру растений, ранее не произраставших в России: апельсинов, лимонов, пальм, абрикосов, гранатов, кофейных деревьев, редких цветов. Их выращивали в оранжереях, пересаживая на лето вдоль аллей, прогулочных дорожек, на берега прудов. Среди коллекций Нескучного сада было много видов и из различных регионов России (Ки-прин, Шаляпина, 1989).
Прокофий Демидов любил сам ухаживать за садом. Описание сада и каталог растений были составлены знаменитым академиком П.С. Пал-64
ласом и изданы в Санкт-Петербурге в 1781 г. Он дважды посетил Нескучный сад. П.С. Паллас писал о саде П.А. Демидова: «Все растения, в саду этом находящиеся, ежегодно с великим рачением собираются и высушиваются как для собственного травника почтеннейшего господина этого сада, так и для снабжения ими охотников и любителей ботаники, в число которых и я, по благосклонности этого достохвального мужа, получил знатное собрание растений для травника» (Караваев, Ефимов, 1983). В каталоге П.С. Палласа перечислено 2224 растения, систематизированных по классам. Через пять лет Порфирий Демидов сам составил новый каталог, где в качестве основы был использован каталог П.С. Палласа; он включал уже 4363 растения.
В коллекции П.А. Демидова числилось несколько сот сортов нарциссов, тюльпанов, гиацинтов. С большой любовью П.А. Демидов пишет о растениях в предисловии к составленному им каталогу: «Если, например, делать наблюдения через микроскоп собранных некоторых семян..., то открываются в них столь чудесные подобия, иногда похожие на насекомых или иные одушевленные вещи.». В каталоге П.А. Демидова растения расположены по линнеевской системе в алфавитном порядке, а класс для каждого растения указан в особой графе. Латинские названия растений написаны кириллицей, затем указывается русское название и очень краткое описание, и в заключение приводится название на латинском языке (Пирогова 2000; Караваев, Ефимов, 1989). Учел он и опыт Григория по систематизации растений, а также методическую помощь Карла Линнея. После смерти Григория в 1761 г. Прокофий перевез в Москву наиболее интересные растения из соликамской коллекции.
П.А. Демидов занимался составлением гербария (травника), в котором находилось до 4,5 тыс. гербарных листов. После его смерти гербарий в 1789 г. был передан в Московский университет (Пирогова, 2000). После пожара 1812 г. сохранилось лишь несколько гербарных листов, а также 150 листов, переданных Демидовым П.С. Палласу; один из видов растений последний назвал в честь Демидова (Караваев, Ефимов, 1983).
П.А. Демидов поддерживал творческие связи со многими зарубежными и отечественными ботаниками. В 1778 г. он переслал Петербургскому ботаническому саду 500 образцов семян.
Ботанический сад был открыт для посещения всех желающих. Нескучным назвали его жители Москвы, которых П.А. Демидов забавлял своими эксцентрическими выходками, доходившими до юродства
В 1788 г. наследники Прокофия Демидова продали московскую усадьбу с ботаническим садом Вяземским, которые в 1795 г. перепродали ее Ф.Г. Орлову - сыну Григория Орлова, любимца Екатерины II, генерал-аншефу, обер-прокурору Правительствующего Сената, и Алексею Григорьевичу Орлову, которые разбили пейзажный парк. В первые годы советской власти здесь была устроена первая сельскохозяйственная вы-65
ставка, перенесенная позднее на север Москвы. В Нескучном саду к настоящему времени сохранилось несколько сот старых деревьев: лип, кленов, дубов, вязов, лиственниц, ясеней. Нескучный сад вошел в состав Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького (Киприн, Шаляпина, 1989). Нынешний сад вокруг дома Демидова (в нем расположен Президиум Академии наук России) является лишь небольшой частью бывшего Нескучного сада.
Младший из братьев Демидовых Никита Акинфиевич, как и его старшие братья, увлекся садово-парковым строительством в Москве, где он в основном и проживал. В Немецкой слободе, где был его главный дом, на террасах на спуске к Яузе-реке он разбил сад на площади 10 га. Здесь наряду с уральской флорой - кедром, пихтой, росли тис, пальмы, лавры, самшиты, фикусы (8 видов), персики, абрикосы, виноград, сливы, ананасы (5 сортов), вишня, овощи, алоэ (15 видов), цветы - всего по состоянию на 1774 г. 9 тыс. наименований грунтовой и оранжерейной флоры. Садово-парковые ансамбли были созданы Никитой Акинфиевичем и в его подмосковных владениях (Парфенов, 2006).
Библиографический список
Караваев М.Н., Ефимов А. И. Прокофий Демидов - натуралист XVIII века // Природа. 1983. № 2. С. 96 - 101.
Киприн В., Шаляпина Г. Нескучный сад // Москва. 1989. № 1. С. 146-159.
Парфенов С. Демидовы: Высокая риска // Урал. 2006. №2 12. С. 218-230.
Пирогова Е. Библиотеки Демидовых: книги и судьбы. Екатеринбург: Сократ, 2000. 207 с.
Свалов В. Такой нетипичный Демидов: о ботаническом саде Г.А. Демидова // Урал. следопыт. 1983. № 4. С. 74 - 76.
Чернов Н.Н. Лесные культуры на Урале. Екатеринбург: УГЛТУ, 1998. Т. 1. 560 с.
Юркин И.Н. Демидовы - ученые, инженеры, организаторы науки и производства. М.: Наука, 2001. 335 с.