_БОТАНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ..._
УДК 635.9
Васильева Ольга Юрьевна
Доктор биологических наук, зав. лабораторией интродукции декоративных растений Центрального сибирского ботанического сада СО РАН, [email protected], Новосибирск
ботаническая составляющая в профессиональной
ПОДГОТОВКЕ ЛАНДШАФТНОГО АРхИТЕКТОРА И ФИТОДИЗАЙНЕРА
Аннотация. В статье привлечено внимание к проблемам качественной профессиональной подготовки ландшафтных архитекторов, которая в настоящее время проводится в ВУЗах различного профиля. Для создания цветочных экспозиций с высоким продолжительным декоративным эффектом обоснована необходимость изучения ритмов роста и развития декоративных растений, их морфологии, онтогенеза, прорастания покоящихся семян. Приведены соответствующие методики, на основании которых наблюдения могут проводить не только студенты, но и школьники. Показана возможность привлечения школьников к научно-исследовательской работе, которая может являться базой для разработки экологических проектов связанных с ландшафтным дизайном.
Ключевые слова: ритмы роста и развития, интродукция декоративных растений, ландшафтная архитектура.
Vasilyeva Olga Yurievna
Doctor of biological sciences. head of the laboratory of ornamental plants introduction at the Central Siberian botanical garden SB RAS, [email protected], Novosibirsk
BOTANICAL COMPONENT IN VOCATIONAL TRAINING OF THE LANDSCAPE ARCHITECT AND THE PHYTODESIGNER
Abstract. In article the attention is drawn to problems of high-quality vocational training of landscape architects which is carried out now in HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS of a various profile. For creation of flower expositions with high long decorative effect need of studying of rhythms of growth and development of ornamental plants, their morphology, ontogenesis, germinations of dormant seeds are proved. The corresponding techniques on the basis of which supervision can carry out not only students, but also school students are given. Possibility of involvement of school students to research work which can be base for development of ecological projects connected with landscaping is shown.
Keywords: growth and development rhythms, introduction of ornamental plants, landscape architecture.
Профессии ландшафтного архитектора и ландшафтного дизайнера в настоящее время относятся к числу наиболее популярных. Особенно они востребованы в условиях урбанизированной среды наших мегаполисов. Люди различного возраста стремятся получить профессиональную подготовку по специальности «ландшафтная архитектура» в качестве основного или второго образования в государственных высших учебных заведениях, а также созданных на их базе курсах повышения квалификации.
До второй половины прошлого века в городской среде господствовал регулярный стиль оформления цветников с заполнением
их сортовым разнообразием традиционных цветочных культур. В современном дизайне архитектурной среды господствует пейзажный стиль оформления, широко применяются нетрадиционные, малораспространенные декоративно ценные виды и формы. Для создания из этих растений экспозиций с высоким продолжительным декоративным эффектом требуются специальные знания биологических особенностей и экологических характеристик.
При подготовке ландшафтных архитекторов и ландшафтных дизайнеров следует особое внимание уделять теме «Ритмы роста и развития декоративных растений», вклю-
180
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2013
БОТАНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ...
чая методику фенологических наблюдений И. Н. Бейдеман [1]. На практических занятиях научить студентов строить цветные феноспектры декоративных растений на основании данных фенонаблюдений (таблица 1), используя простейшие возможности WORD. Можно использовать базовый вариант, в котором каждый декоративный вид представлен отдельным феноспектром - таблицей в виде одной строки, разделенной на столбцы-декады, обязательно отделенной от феноспектра другого растения строкой-пробелом (таблицы 2, 3). Пользуясь данными фенонаблюдений, студенты определяют период декоративности (цветения), смещают границы столбцов - декад, далее объединяют ячейки и используют возможности меню правой кнопки мышки «Границы и заливка», где среди большого спектра «Другие цвета» находят колер, который присущ конкретной цветочной культуре - формируют собственную «фенотеку».
Аналогичные наблюдения за ростом и развитием растений можно проводить со школьниками. Для этой цели лучше выбрать травянистые декоративные растения или садовые розы, последние иногда высаживаются на парадных цветниках около школы (в сельской местности розы чаще всего размещают у различных монументов).
До начала вегетационного периода (не позднее середины апреля) каждый ученик должны подготовить «Журнал фенологических наблюдений» - расчертить в отдельной тетрадке формы таблиц 1 и 4 (а при возможности вырастить рассаду и понаблюдать за розами (формы таблиц 5 и 6). Фенологические наблюдения обычно проводятся два раза в неделю (например, в понедельник и четверг). Начало конкретной фенофазы отмечается, когда в нее вступят 10-15% растений вида или сорта, растущих на делянке, в естественной куртине и др. Массовое (отрастание, цветение и пр.) фиксируется, когда в эту фазу вступит более 70% особей вида или сорта. Колонку «феноритмотип» в табл. 1 ученики должны заполнить в конце вегетационного периода - на основании проведенных фенонаблюдений самостоятельно или с помощью учителя определить феноритмо-тип декоративного травянистого многолетнего растения.
Различные феноритмотипы были описа-
ны И.В. Борисовой [2], которая подразделяла виды растений, за которыми она наблюдала в природе на:
1) вегетирующие неполный вегетационный период:
Э - весеннезеленые (эфемероиды), имеющие зеленые листья с начала весны до начала лета;
ГЭ - весенне-раннелетнезеленые (гемиэ-фемероиды), вегетирующие с начала весны до середины лета;
2) - вегетирующие полный вегетационный период:
ВЛЗ - весенне-летнезеленые, вегетирующие с весны до первых заморозков);
ВЛОЗ - весенне-летне-осеннезеленые, вегетирующие с весны до установления снежного покрова;
3) - сохраняющие способность к вегетации в течение всего года:
ЛЗ - летнее-зимнезеленые несущие зеленые листья в течение всего года.
Следует отметить, что растения, относящиеся к последнему летне-зимнезеленому феноритмотипу, можно будет определить только после схода снега весной следующего года. К этой категории относится широко известный бадан толстолистный (Bergenia crassifolia (L.) Fritsch.).
Для создания экспозиций с продолжительным декоративным эффектом знание фе-норитмотипов чрезвычайно важно. Например, особые проблемы для фитодизайнеров могут создать виды, которые в зависимости от степени аридизации условий выращивания и особенностей вегетационных периодов могут в буквальном смысле дрейфовать между феноритмотипами «гемиэфемерои-ды» и «весенне-летнезеленые» (у гемиэфе-мероидов надземная часть будет утрачена в первой половине лета, и в цветнике образуется недекоративная «проплешина»). Такие особенности в условиях лесостепи Сибири отмечены у Dicentra spectabilis (L.) Lem., Paeonia tenuifolia L., Caltha palustris L. (используемой для оформления водоемов) и др.
Напротив, в условиях сурового континентального и резко континентального климата с короткими вегетационными периодами особую ценность приобретают декоративные растения «весенне-летне-осеннезелено-го» феноритмотипа, сохраняющие зеленые листья до установления снежного покрова, а
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2013
181
Таблица 1 - Фенологические наблюдения за многолетними цветочными растениями
Сорт, вид, форма фено-ритмо-тип отрастание бутонизация цветение отцветание созревание плодов и семян отмирание надземной части
нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае.
Ландыш майский ГЭ 10.05 14.05 19.05 24.05 27.05 03.06 10.06 12.06 - - 20.06
Монарда трубчатая ВЛОЗ 01.05 06.05 05.07 10.07 12.07 19.07 21.08 29.08 03.09 07.09 02.11 уст. снег. пок.
Таблгща 2 - Феноспеюпры цветочной экспозиции (образец)
Название растения
декады I II III I II III I II III I II III I II III I II III I II III
месяцы апрель май июнь июль август сентябрь октябрь
Таблгща 3 - Пример построения упрощенных феноспектров многолетних цветочных растений
Название сортов 1
Ландыш майский О О О ш Ш Б Цв о ш ш 1И 1И 1И Ш 1И
Монарда трубчатая о о о 1В Цв. I
декады о и и ш к: 1 111 Ш 111 и 11 1111 ш к: 1111 т к: 1111 т к: 1ш
месяцы апрель май июнь июль август сентябрь октябрь
Б. - бутонизация, Цв. - цветение (заливка ячейки соответствует окраске цветков).
Таблица 4 - Фенологические наблюдения за однолетниками, выращиваемыми безрассадным способом (посевом в грунт)
Сорт, вид, форма посев весенний / подзимний всходы массовые бутонизация цветение отцветание завязывывание плодов и семян созревание плодов и семян Отмирание надземной части
нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае.
Диморфотека дождевая 17.05 3.06 9.07 15.07 17.07 26.07 23.07 29.08 7.08 21.08 16.08 5.09 12.09 (заморозки)
Таблица 5 - Фенологические наблюдения за однолетними цветочными растениями, выращиваемыми рассадным способом
Сорт, вид, форма в теплице высад-ка рас-сады в грунт бутонизация цветение отцветание завязывывание плодов и семян созревание плодов и семян отмирание надземной части
посев всходы нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае.
Брахикома иберисолистная 14.04 23.04 11.06 24.06 08.07 12.07 18.07 15.08 29.08 7.08 16.08 12.08 29.08 22.09 (заморозки)
Таблица б - Фенологические наблюдения за садовыми розами
Сорт, вид, форма I цветение II цветение
отрастание бутонизация цветение отцветание бутонизация цветение отцветание
нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае. нач. мае.
Анжелика 8.05 15.05 20.06 25.06 02.07 9.07 28.07 4.08 6.08 12.08 16.08 24.08 - 17.10 (снег)
БОТАНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ...
также «летнее-зимнезеленые», несущие зеленые листья в течение всего года (Heuchera sanguinea Engelm., Stachys lanata Jacq. и др.).
При создании ландшафтных проектов, в которых бордюры из декоративных растений представлены линиями различной сложности, имеются цветники свободной и строгой регулярной формы, специалистам должны быть знакомы такие характеристики, как вегетативно подвижные, вегетативно неподвижные и вегетативно малоподвижные растения.
Выделить вегетативно подвижные и вегетативно неподвижные виды среди многолетних декоративных растений, за которыми проводятся фенонаблюдения, также могут школьники. К вегетативно подвижным будет относиться большинство популярных в настоящее время почвопокровных растений. Пионы и флоксы, из которых традиционно создают клумбы и рабатки (прямоугольные клумбы) в строгом регулярном стиле являются вегетативно неподвижными. Выделить категорию вегетативно малоподвижных растений школьникам без проведения специальных исследований будет трудно.
Ландшафтный дизайнер традиционно оперирует тремя категориями: цветовая гамма + габитус + временной декоративный аспект. Умение использовать габитуальные особенности декоративных растений неразрывно связано с познаниями в области ботанической морфологии. Эти знания позволят использовать в ландшафтном проектировании такие универсальные приемы и средства композиции, как контраст и нюанс. Например, эффектный декоративный контраст по форме листа достигается при близком размещении в экспозиции любых видов (и сортов) Astilbe Buch.-Ham. ex D. Don. и Hemerocallis L.; изящный нюанс в расположении внутренних и наружных долей околоцветника характерен для сортов ириса бородатого и ириса сибирского.
В учебной программе подготовки ландшафтных архитекторов также необходимо знакомство с периодами и возрастными состояниями онтогенеза, поскольку декоративная долговечность миксбордеров на-
прямую связана с продолжительностью прегенеративного и генеративного периодов онтогенеза конкретных травянистых многолетников в культуре. Например, очень часто не оправдывают «дизайнерские» ожидания длительного, многолетнего декоративного эффекта представители семейств Asteraceae, Ranunculaceae и Campanulaceae.
Для того чтобы сохранить в экспозициях растения с относительно коротким (2-3 года) генеративным периодом, приходится постоянно размножать их семенным путем на отдельных участках. Поэтому для решения некоторых проблем семенного размножения декоративных многолетников в учебных курсах также необходим раздел «Покой семян и способы его преодоления». Студентам будет полезно знакомство со справочником по проращиванию покоящихся семян [3], узнать, семена каких декоративных видов прорастают на свету (например, Hepatica nobilis Mill.), каким требуется стратификация (Bupleurum aureum Fisch.).
Таким образом, в учебных программах профессиональной подготовки ландшафтных архитекторов и фитодизайнеров необходима серьезная ботаническая составляющая. Особенно актуально издание учебных пособий, учитывающих региональную климатическую специфику, обобщающих имеющийся опыт интродукции.
Освоение школьниками проведения фенологических наблюдений за культурными растениями и особенно видами природной флоры будет способствовать формированию исследовательских навыков, приучать к ответственному регулярному сбору данных, и обязательно будет развивать бережное заинтересованное отношение к родной природе.
Библиографический список
1. Бейдеман И. Н. Методика изучения фенологии растений и растительных сообществ. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие,1974. - 156 с.
2. Борисова И. В. Сезонная динамика растительного сообщества // Полевая геоботаника. -М.. Наука, 1972. - Т.4. - С. 5-94.
3. Николаева М. Г., Разумова М. В., Гладкова В. Н. Справочник по проращиванию покоящихся семян. - Л.: Наука, 1985. - 347 с.
184
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2013