Научная статья на тему 'Бортовые средства объективного контроля'

Бортовые средства объективного контроля Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1519
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / AVIATION / ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / OBJECTIVE CONTROL / ОБСЛУЖИВАНИЕ / SERVICE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Туговиков Е.А., Сенько А.Л., Мусонов В.М.

Несмотря на большой объем научных исследований и испытаний, не всегда удается предусмотреть все возможные сочетания факторов, приводящих к возникновению авиационных происшествий. Поэтому первоочередной задачей является установление истинной причины происшествия и разработка мероприятий по предупреждению его повторения. Бортовые средства объективного контроля позволяют устанавливать причины авиационных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Туговиков Е.А., Сенько А.Л., Мусонов В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON BOARD MEANS OF OBJECTIVE CONTROL

Despite large volume of scientific researches and tests, it isn't always possible to provide all possible combinations of the factors leading to emergence of aviation incidents. Therefore a priority is establishment of the true cause of the accident and development of actions for the prevention of its repetition. Onboard means of objective control allow to establish the reasons of aviation incidents.

Текст научной работы на тему «Бортовые средства объективного контроля»

Секция ««Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

УДК 629.73.07

БОРТОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Е. А. Туговиков, А. Л. Сенько Научный руководитель - В. М. Мусонов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Несмотря на большой объем научных исследований и испытаний, не всегда удается предусмотреть все возможные сочетания факторов, приводящих к возникновению авиационных происшествий. Поэтому первоочередной задачей является установление истинной причины происшествия и разработка мероприятий по предупреждению его повторения. Бортовые средства объективного контроля позволяют устанавливать причины авиационных происшествий.

Ключевые слова: авиация, объективный контроль, обслуживание.

ON BOARD MEANS OF OBJECTIVE CONTROL

E. A. Tugovikov, A. L. Senko Scientific supervisor - V. M. Musonov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Despite large volume of scientific researches and tests, it isn't always possible to provide all possible combinations of the factors leading to emergence of aviation incidents. Therefore a priority is establishment of the true cause of the accident and development of actions for the prevention of its repetition. Onboard means of objective control allow to establish the reasons of aviation incidents.

Keywords: aviation, objective control, service.

Объективный контроль - комплекс мероприятий по сбору, обработке и анализу инструмен-тально-регистрируемой информации о работоспособности авиационной техники и наземных средств обеспечения полетов.

Использование бортовых средств объективного контроля (СОК) позволяет объективно оценить состояние авиадвигателей, бортового оборудования, действия в полёте лётного состава, полноту и качество выполнения полётного задания. Важное место в решении этих задач, а так же при расследовании авиационных происшествий и инцидентов занимают бортовые системы регистрации полётных данных (БСРПД) [1].

По способу записи параметров бортовые устройства регистрации (БУР):

• Механические (на бумажную ленту с помощью пишущих или царапающих перьев и на металлическую фольгу).

• Оптические (на фотопленку или фотобумагу с помощью светового луча);

• Магнитные (на магнитную пленку, стальную ленту или проволоку с помощью магнитных записывающих головок).

Эти записи используются после полета для оценки качества его выполнения, расследования причин предпосылок к летным происшествиям, определения технических характеристик бортовых устройств и систем.

Выходные величины датчиков (давления, скорости, температуры, напряжения и т. д.) предварительно преобразуются в электрические напряжения, которые затем в преобразователе формы сигнала преобразуются в вид, удобный для записи.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

Регистраторы с механическим способом записи. К ним относятся самописцы скорости и высоты типа К2-713М (запись на закопченной бумажной ленте), К2-717 (на бумажной ленте со специальным покрытием), а также самописцы скорости, высоты и перегрузок типа К3-63 (царапанием по эмульсионному слою кинопленки).

Продолжительность работы (по запасу ленты): К2-713М ~ 2, 4, 6 ч (завод часового механизма примерно 18 ч), К2-717 примерно 3ч 20 мин, У К3-63 запас ленты рассчитан на 20-25 ч полета, вращение с помощью электродвигателя.

Регистратор с оптическим способом записи параметров (типа САРПП-12), состоит из накопителя информации типа К12-51, светолучевого магнитоэлектрического осциллографа, согласующего устройства для нормализации записываемых параметров, потенциометрических и электромагнитных датчиков параметров. Запись ведется на фотопленку шириной 35 мм, помещенную в бронированный ударопрочный экран.

Регистратор САРПП-12 обеспечивает запись шести непрерывных параметров (скорость, высоту и др.) и девяти разовых команд.

Для расшифровки записей используются проекционная аппаратура типа ЭДИ-452 и проектор типа 5ПО-1.

Магнитная система регистрации режимов полета

• типа МСРП-12

состоит из лентопротяжного механизма в шаровом контейнере, кодирующего устройства, соединительного блока, распределительного щитка с блоком преобразования команд и фильтра радиопомех. Система имеет кодирующее устройство с импульсно-временной модуляцией и может записывать 12 аналоговых параметров и 12 разовых команд. Запись производится на ферромагнитную ленту шириной 6,26 мм и длиной 250 м. При этом на ленте остается информация опоследних 30 мин полета (запись ведется по двум каналам по 15 минут: по истечении 15 минут записи включается реверс и запись идет по второму каналу, также и в обратном направлении).

Параметры полета, записанные на магнитную ленту, декодируются на наземном декодирующем устройстве типа ДУМС. На земле снятая с борта лента устанавливается в лентопротяжный механизм декодирующего устройства, которое преобразует расстояния между записанными на ленте импульсами в пропорциональные напряжения. Эти напряжения подаются на осциллограф, который записывает на бумажной ленте параметру полета в виде непрерывных кривых[2].

• типа МСРП-64.

Система имеет цифровое кодирующее устройство и может записывать 48 аналоговых и 32 разовые команды. В качестве носителя информации используется магнитная лента шириной 19,05 мм и толщиной 0,055 мм. Скорость протяжки ленты составляет 2,67 мм/с. Запись информации выполняется двумя блоками головок - каждый блок содержит 14 записывающих головок, которые одновременно являются и стирающими. Продолжительность записи 25 часов. Параметры, записанные на магнитную ленту, декодируются на устройстве НДУ-8 [2].

Также существуют разработки электронных бортовых средств объективного контроля, но вопрос о их защите от внешних воздействий еще решается. Таким образом, наиболее распространенными и надежными БСОК являются магнитные, используемые как в гражданской, так и в военной авиации.

Библиографические ссылки

1. Авиационные приборы / под общ. ред. С. С. Дорофеева. М. : Воениздат, 1992.

2. Эксплуатация и ремонт авиационного оборудования. Бортовые устройства регистрации и наземные средства обработки полетных данных / М. Ф. Кондратов, Ю. М. Шевченко, В. Т. Юдин, В. П. Яцышин. СВАИУ, 1993.

© Туговиков Е. А., Сенько А. Л., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.