Научная статья на тему 'БОРТОВОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЭКИПАЖА КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

БОРТОВОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЭКИПАЖА КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ТРЕНАЖЕРА / ТРЕНИРОВКА / АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКИПАЖ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНАЖЕРА / SIMULATOR STRUCTURE / TRAINING SESSION / EMERGENCY / CREW / MISSION CONTROL CENTER / SIMULATOR SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бронников Сергей Васильевич, Кузин Сергей Анатольевич, Рожкова Ирина Алексеевна

В статье рассматривается структура тренажера для тренировки экипажей космической станции по действиям в аварийной ситуации. Приводится краткая история вопроса. Цель тренажера - обеспечение возможности выполнения экипажем учебной (имеющей требуемое соответствие реальной) деятельности по парированию аварийных ситуаций при обеспечении минимальных полных приведенных затрат. Приведены функции и задачи тренажера, вытекающие из поставленной цели. Тренажер рассмотрен как сложная распределенная информационная система, включающая множества данных: цели и задачи тренажера; структуру тренажера (состав элементов тренажера и связей между ними); условия (требования, внешние и внутренние факторы, влияющие на создание и функционирование тренажера). Структура тренажера представлена в виде следующих множеств: персонал; технические средства тренажера; связи между элементами тренажера. Персонал тренажера состоит из администраторов, инструкторов, операторов центров управления полетами (ЦУП), экипажа. Технические средства тренажера представлены в виде множеств аппаратных средств, программных средств и базы данных. Для создания тренажера используются заимствованные средства космической станции: система связи «Земля-Борт», локальные сети космической станции и ЦУП, участвующие в управлении полетом, а также глобальная сеть Интернет. Рассмотрены структура и задачи программного обеспечения тренажера, включающие программное обеспечение бортового сервера, наземных серверов, бортового мобильного терминала, наземного рабочего места пользователя. Схема тренаже -ра включает в себя бортовую и наземную подсистемы, взаимодействующие между собой с помощью штатной системы связи «Земля-Борт». Представленный тренажер может применяться для отработки действий персонала по ликвидации аварийных ситуаций на сложных объектах с большим количеством персонала и технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бронников Сергей Васильевич, Кузин Сергей Анатольевич, Рожкова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONBOARD SIMULATOR TO TRAIN THE SPACE STATION CREW FOR EMERGENCIES

The paper discusses the structure of a simulator to train space station crews for emergency situations. A brief historical background is provided. The simulator was designed to provide the capability for the crew to perform training (simulating real situations to a required degree of fidelity) in responding to emergencies while keeping the total overhead costs to a minimum. The paper lists the functions and tasks of the simulator that flow from the stated purpose. The simulator is considered as a complex distributed information system, which includes sets of data: objectives and tasks of the simulator; simulator structure (configuration of the simulator elements and links between them); conditions (requirements, external and internal factors affecting development and operation of the simulator). The structure of the simulator is represented by the following sets: personnel; simulator tools; links between simulator elements. Simulator personnel include administrators, instructors, Mission Control Center (MCC) operators, crew. Simulator tools are represented by the sets of hardware, software and the database. The making-up of the simulator involves the use of space station assets: the downlink communications system, local area networks of the space station and MCC, involved in the mission control, as well as the wide-area network Internet. The paper discusses the structure and tasks of the simulator software, which includes onboard server software, ground servers, onboard mobile terminal, ground user’s workstation. The simulator system includes onboard and ground subsystems, which interact between themselves using the standard uplink system. The presented simulator can be used for practicing personnel actions in response to emergencies at complex facilities, which have large numbers of personnel and hardware.

Текст научной работы на тему «БОРТОВОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЭКИПАЖА КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

УДК 629.78.072.8:004.94 DOI 10.33950/spacetech-2308-7625-2019-3-89-97

Бортовой тренажер для отработки действий экипажа космической станции в аварийных ситуациях

© 2019 г. Бронников С.в., Кузин С.А., рожкова и.А.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва (РКК «Энергия») Ул. Ленина, 4А, г. Королёв, Московская обл., Российская Федерация, 141070, e-mail: post@rsce.ru

В статье рассматривается структура тренажера для тренировки экипажей космической станции по действиям в аварийной ситуации. Приводится краткая история вопроса. Цель тренажера — обеспечение возможности выполнения экипажем учебной (имеющей требуемое соответствие реальной) деятельности по парированию аварийных ситуаций при обеспечении минимальных полных приведенных затрат. Приведены функции и задачи тренажера, вытекающие из поставленной цели.

Тренажер рассмотрен как сложная распределенная информационная система, включающая множества данных: цели и задачи тренажера; структуру тренажера (состав элементов тренажера и связей между ними); условия (требования, внешние и внутренние факторы, влияющие на создание и функционирование тренажера).

Структура тренажера представлена в виде следующих множеств: персонал; технические средства тренажера; связи между элементами тренажера. Персонал тренажера состоит из администраторов, инструкторов, операторов центров управления полетами (ЦУП), экипажа. Технические средства тренажера представлены в виде множеств аппаратных средств, программных средств и базы данных. Для создания тренажера используются заимствованные средства космической станции: система связи «Земля-Борт», локальные сети космической станции и ЦУП, участвующие в управлении полетом, а также глобальная сеть Интернет.

Рассмотрены структура и задачи программного обеспечения тренажера, включающие программное обеспечение бортового сервера, наземных серверов, бортового мобильного терминала, наземного рабочего места пользователя. Схема тренаже -ра включает в себя бортовую и наземную подсистемы, взаимодействующие между собой с помощью штатной системы связи «Земля-Борт».

Представленный тренажер может применяться для отработки действий персонала по ликвидации аварийных ситуаций на сложных объектах с большим количеством персонала и технических средств.

Ключевые слова: структура тренажера, тренировка, аварийная ситуация, экипаж, центр управления полетами, программное обеспечение тренажера.

ONBOARD SIMuLATOR TO TRAIN

the space station crew for emergencies

Bronnikov S.v., Kuzin S.A., Rozhkova I.A.

S.P. Korolev Rocket and Space Public Corporation Energia (RSC Energia) 4A Lenin str., Korolev, Moscow region, 141070, Russian Federation, e-mail:post@rsce.ru

The paper discusses the structure of a simulator to train space station crews for emergency situations. A brief historical background is provided. The simulator was designed to provide the capability for the crew to perform training (simulating real situations to a required degree of fidelity) in responding to emergencies while keeping the total overhead costs to a minimum. The paper lists the functions and tasks of the simulator that flow from the stated purpose.

The simulator is considered as a complex distributed information system, which includes sets of data: objectives and tasks of the simulator; simulator structure (configuration of the simulator elements and links between them); conditions (requirements, external and internal factors affecting development and operation of the simulator).

The structure of the simulator is represented by the following sets: personnel; simulator tools; links between simulator elements. Simulator personnel include administrators, instructors, Mission Control Center (MCC) operators, crew. Simulator tools are represented by the sets of hardware, software and the database. The making-up of the simulator involves the use of space station assets: the downlink communications system, local area networks of the space station and MCC, involved in the mission control, as well as the wide-area network Internet.

The paper discusses the structure and tasks of the simulator software, which includes onboard server software, ground servers, onboard mobile terminal, ground user's workstation. The simulator system includes onboard and ground subsystems, which interact between themselves using the standard uplink system.

The presented simulator can be used for practicing personnel actions in response to emergencies at complex facilities, which have large numbers of personnel and hardware.

Key words: simulator structure, training session, emergency, crew, Mission Control Center, simulator software.

Бронников С.в. кузин С.А. РОЖКОВА И.А.

БРОННИКОВ Сергей Васильевич — кандидат технических наук, начальник отделения РКК «Энергия», e-mail: sergey.v.bronnikov@rsce.ru

BRONNIKOV Sergey Vasilyevich — Candidate of Science (Engineering), Head of Division at RSC Energia, e-mail: sergey.v.bronnikov@rsce.ru

КУЗИН Сергей Анатольевич — инженер-программист 1 категории РКК «Энергия», e-mail: sergey.kuzin2@rsce.ru

KUZIN Sergey Anatolyevich — Software engineer 1 category at RSC Energia, e-mail: sergey.kuzin2@rsce.ru

РОЖКОВА Ирина Алексеевна — ведущий инженер-испытатель РКК «Энергия», e-mail: irina.rozhkova@rsce.ru

ROZHKOVA Irina Alekseevna — Lead engineer-researcher at RSC Energia, e-mail: irina.rozhkova@rsce.

Для обеспечения подготовленности экипажа к действиям при возникновении аварийной ситуации на борту космической станции (КС) [1] необходимо во время длительного полета периодически проводить соответствующие тренировки [2, 3].

Впервые тренировки в процессе полета по выполнению экипажем действий при

возникновении аварийной ситуации начали проводиться на борту КС «Салют-6» в 1977 г. Они проводились без использования тренажера идеомоторным методом (мысленное «проигрывание» предстоящей деятельности) с использованием бортовых инструкций и штатного бортового оборудования.

Первый тренажер для проведения тренировки по аварийным ситуациям был применен на орбитальной станции «Мир» [4]. Он был разработан на базе персонального компьютера в виде компьютерной игры и предназначен для тренировки одного космонавта. Тренируемый перемещал на экране визуальную модель космонавта в модели внутреннего объема станции в соответствии с алгоритмом действий по ликвидации аварийной ситуации. В местах возможного выполнения деятельности на модели станции тренируемый должен был «кликнуть» на изображение средства деятельности и «раскрыть» его, а затем, используя виртуальные модели соответствующего оборудования, выполнить требуемые действия: выдать команды, состыковать кабель, закрыть люк и т. п. Инструктор, находившийся в Центре управления полетами (ЦУП), взаимодействовал с экипажем по голосовой линии связи, а также получал данные о ходе тренировки в виде файла, передаваемого с компьютера тренажера в ЦУП по радиоканалу.

В конце 1990-х гг. РКК «Энергия» впервые разработала тренажер по аварийным ситуациям нового типа, основной особенностью которого было то, что в процессе тренировки использовались как виртуальная модель КС, так и реальная КС [5-7]. Второй новой отличительной особенностью тренажера было то, что он обеспечивал тренировку всех членов экипажа. В процессе тренировки экипаж перемещался по реальной станции. В руках у каждого члена экипажа имелся мобильный терминал (карманный компьютер), с помощью которого космонавт взаимодействовал с виртуальной моделью КС, расположенной на бортовом сервере. Мобильные терминалы были подключены к серверу с помощью бортовой беспроводной компьютерной сети.

В 2000-х гг. на Международной космической станции (МКС) по предложению РКК «Энергия» совместно с NASA и другими партнерами МКС была реализована и используется до настоящего времени модифицированная версия этого тренажера, в котором в качестве мобильного терминала космонавта используются планшетные компьютеры, подключенные к локальной сети МКС.

В этой реализации тренажера был расширен его наземный сегмент, в который были включены рабочие места операторов и инструкторов всех ЦУП, участвующих в управлении МКС.

В данной статье, с учетом опыта тренировок экипажей по программе МКС в 2000-2017 гг., приводятся концепция и математическая модель бортового тренажера по аварийным ситуациям следующего поколения.

Бортовой тренажер (5), как сложную распределенную информационную систему коллективного пользования, можно представить в следующем виде:

5 = {Ц, СТР, У},

где Ц — множество целей и задач тренажера; СТР — состав элементов тренажера и связей между ними; У — условия: требования к тренажеру, внешние и внутренние факторы, влияющие на его создание и функционирование.

Цель тренажера — обеспечение возможности выполнения экипажем учебной (имеющей требуемое соответствие реальной) деятельности по парированию аварийных ситуаций при обеспечении минимальных полных приведенных затрат [8].

Для достижения этой цели тренажер должен иметь следующие функции:

• моделирование КС;

• обеспечение взаимодействия экипажа, наземного персонала ЦУП, инструкторов и аппаратно-программных средств тренажера;

• управление тренировкой;

• анализ результатов тренировки;

• разработка (корректировка) моделей КС, аварийных процессов;

• хранение моделей, результатов тренировок, данных пользователей;

• синхронизация действий экипажа, инструкторов и наземных операторов ЦУП, бортовых и наземных моделей.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

• разработка динамической модели космической станции;

• разработка интерфейсов экипажа, инструктора и наземных операторов ЦУП;

• создание рабочих мест экипажа, инструкторов и наземных операторов ЦУП;

• объединение всех элементов тренажера с помощью каналов связи;

• создание базы данных;

• создание инструментальных средств тренажера.

Структура

Структуру тренажера СТР, как человеко-машинную систему, можно представить в следующем виде:

СТР = {П , ТЕХ, С},

где П — персонал; ТЕХ — технические средства; С — множество связей.

Персонал. Персонал тренажера П состоит из тренируемых экипажей Э и наземных пользователей НП: _

П = {Э, НП}, где Э = {э;}, I = 1, пэ, п — количество членов экипажа;

э '

НП = (ПА, ПИ, ПО), где ПА — администраторы тренажера; ПИ — инструкторы тренажера; ПО — операторы ЦУП.

Технические средства. Технические средства тренажера ТЕХ можно представить в виде следующего множества:

ТЕХ = {А, ПО, БД},

где А — множество аппаратных средств; ПО — множество программных средств; БД — база данных.

А = {Аб, АН}, где Аб — аппаратные средства бортовой подсистемы тренажера; АН — аппаратные средства наземной подсистемы тренажера.

Аб = {БС, БМТ, ББС, СЗБб},

где БС — бортовой сервер; БМТ — множество бортовых мобильных терминалов экипажа; ББС — бортовая беспроводная сеть; СЗБб — бортовые средства системы связи «Земля_Борт».

Бортовой сервер БС используется для взаимодействия с наземным ведущим сервером НСВ с использованием системы связи «Земля_Борт» СЗБ; моделирования КС; управления бортовой подсистемой тренажера и взаимодействия с мобильными терминалами экипажа БМТ. В качестве мобильного терминала бмт. (I = 1, пэ) в настоящее время на МКС используется планшетный компьютер.

Система связи «Земля_Борт» (СЗБ) включает наземные СЗБН, входящие в состав наземного комплекса управления, и бортовые СЗБб, входящие в состав КС, средства:

СЗБ = {СЗБб, СЗБн}.

Наземная подсистема тренажера АН включает в себя один ведущий наземный сервер (НСВ), серверы в каждом ЦУП, наземную сеть на базе Интернет И,

внутренние сети ЦУП {лс;}, терминальное оборудование РМ персонала ЦУП:

АН = {НСВ, И, НС, ЛС, РМ, СЗБН}.

В 1-ом ЦУП имеется наземный сервер нс; е НС, используемый для управления средствами тренажера, расположенными в этом ЦУП. Каждый наземный пользователь (оператор, инструктор, администратор) имеет в составе тренажера рабочее место (рмп.. | I = 1, т; ] = 1...п ),

У

количество

пользователей

где п в ¿-ом ЦУП.

Программное обеспечение. Программное обеспечение тренажера можно представить в следующем виде:

ПО = {ПОБМТ ПОБС ПОНСВ, ПОНС ПОРМПЬ

БМТ ПО мобильного терминала

ПО

БМТ

члена экипажа; ПОБС — ПО бортового сервера; ПОНСВ — ПО ведущего наземного сервера; ПОНС — ПО сервера ЦУП; ПОРМП — ПО рабочего места пользователя ЦУП (оператора, инструктора, администратора).

Задачи ПО бортового мобильного терминала космонавта ПОБМТ:

• интерфейс космонавта с тренажером;

• формирование (корректировка) текущего состояния КС;

• формирование форматов отображения состояния КС экипажу.

Задачи ПО бортового сервера ПОБС:

• технологический интерфейс космонавта с тренажером;

• получение, передача команд экипажа по управлению КА;

• формирование (корректировка) и хранение

_ текущего состояния КС в памяти;

_ протокола действий экипажа;

_ текущей конфигурации бортовых средств тренажера);

• обеспечение взаимодействия бортовой и наземной подсистем тренажера;

• управление БД;

• обеспечение взаимодействия БС со связанными с ним элементами тренажера.

Задачи ПО ведущего наземного сервера ПОнсВ: „

• обеспечение взаимодействия бортовой и наземной подсистем тренажера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование (корректировка) и хранение

_ текущего состояния КС в памяти;

_ текущей конфигурации тренажера;

_ протокола действий экипажа;

• управление БД.

Задачи ПО наземного сервера ЦУП ПОНС:

• получение, передача команд инструкторов и операторов каждого ЦУП по управлению КА;

• формирование (корректировка) и хранение

- текущего состояния КС в памяти;

- протокола действий инструкторов и операторов каждого ЦУП;

- текущей конфигурации наземных средств тренажера в каждом ЦУП;

• формирование форматов отображения для наземных пользователей каждого ЦУП;

• управление БД;

• инструментальные средства для создания моделей, сценариев, анализа результатов тренировок;

• обеспечение взаимодействия НС с НСВ и другими элементами тренажера;

• технологический интерфейс космонавта с тренажером.

Задачи ПО рабочих мест наземных пользователей ПОрмп:

• интерфейс пользователя с тренажером;

• отображение выбранных форматов;

• подключение/отключение от тренировки;

• выдача команд по управлению КС;

• анализ результатов тренировки;

• формирование сценария тренировки.

База данных. База данных тренажера

может быть представлена следующим множеством:

БД = {И, М, Сц, Н, А, Р},

где И — информация об обучаемых (персональные данные, выполненные работы и т. п.); М — модели КС; Сц — сценарии тренировок; Н — исходные состояния КС; А — модели аварийных ситуаций; Р — результаты тренировок.

Связи между элементами тренажера приведены на рисунке.

Условия. По своему устройству тренажер является сложной автоматизированной системой управления, поэтому он должен отвечать требованиям стандартов АСУ [9]. Тренажер является элементом космического комплекса [1], поэтому он должен создаваться в соответствии с требованиями по созданию, производству и эксплуатации космических комплексов.

При разработке тренажера должны учитываться следующие факторы.

1. Должно быть обеспечено участие в тренировке всех членов экипажа, находящегося в данный момент на КС.

2. При проведении тренировки на реальной КС нельзя выдавать команды и изменять состояние ее систем, так как это нарушит ее нормальное функционирование. Все действия по изменению состояния бортовых систем тренируемые должны выполнять на виртуальной модели КС с помощью персонального мобильного терминала (бмт.), имеющегося у каждого участвующего в тренировке члена экипажа.

3. В тренировке должны иметь возможность участвовать наземные операторы ЦУП, выполняющие операции по парированию аварийных ситуаций. При проведении тренировки в ЦУП нельзя выдавать реальные команды и изменять состояние элементов станции, так как это нарушит ее нормальное функционирование. Все действия тренируемые должны выполнять на виртуальных моделях с помощью средств деятельности рабочего места рмп., имеющегося у каждого участвующего в тренировке оператора.

4. Модели КС, используемые в различных подсистемах тренажера (на борту КС, в различных ЦУП на Земле) должны быть синхронизированы.

5. Тренажер должен работать в следующих режимах:

• разработка сценария тренировки;

• разработка модели КС;

• разработка модели аварийной ситуации;

• разработка исходного состояния космической станции;

• проведение тренировки;

• анализ и корректировка содержимого базы данных.

Проведение бортовой тренировки с применением тренажера

Необходимо включить, провести тестирование и привести в состояние готовности все оборудование, участвующее в тренировке.

Сценарий тренировки запускается с терминала персонала ЦУП (рмп.) или с терминала члена экипажа (бпк;).

По запуску сценария (сц.) в тренажере начинается моделирование состояния КС: вводятся значения параметров бортовых систем, информационной модели, органов управления. На виртуальных моделях КС начинает развиваться аварийная ситуация, соответствующая выбранному сценарию.

Структура тренажера

Примечание. ПКА — пилотируемый космический аппарат. Другие сокращения см. в тексте.

Экипаж (Э) получает информацию о возникновении аварийной ситуации разными способами:

• по данным моделируемых параметров;

• по сообщению из ЦУП.

Члены экипажа (э.) перемещаются по реальной КС в соответствии со своими персональными функциями, указаниями ЦУП и командира экипажа. Прибыв в предписанную рабочую зону, тренируемый производит оценку возможности выполнения предписанных действий на реальном оборудовании: проверку наличия и готовность требуемых бортовых средств деятельности, доступность рабочей зоны. Затем тренируемый выполняет предписанные действия на виртуальной модели КС с помощью своего персонального терминала (бпк;). В соответствии с инструкцией, в процессе тренировки экипаж (Э) должен извлечь из мест хранения переносимое оборудование для действий в аварийной ситуации (респираторы, портативные дыхательные аппараты, огнетушители и анализаторы продуктов горения) и перемещаться с ним, не приводя данное оборудование в действие.

Моделирование КС осуществляется с учетом действий пользователей: воспроизводится ответная реакция систем КС, на персональный терминал пользователя (бпк;) представляется заданная пользователем информация.

Таким образом, в течение тренировки на тренажере непрерывно имитируется состояние КС с учетом аварийной ситуации, включенной в сценарий тренировки (сц;), и с учетом действий пользователей.

Персонал ЦУП получает информацию о моделируемом состоянии КС на своих персональных терминалах (рмп.) и выполняет предписанные ему действия, взаимодействуя с экипажем с помощью штатных средств связи СЗБ. Управляющие действия персонала ЦУП выполняются на персональных терминалах (рмп), затем поступают на соответствующий НС и передаются в БС. Таким образом, отрабатываются практические навыки ведения связи и координации действий с центрами управления в соответствии со сценарием аварийной ситуации (сц;).

Во время тренировки инструкторы осуществляют непрерывный контроль и управление процессом тренировки. Инструкторы находятся в ЦУП и наблюдают

за ходом тренировки, используя свои персональные терминалы (рмп), на которые выводится необходимая для оценки действий экипажа (Э) информация: местонахождение экипажа, время и описание выполненных экипажем действий. Кроме того, интерфейс инструктора имеет дополнительную возможность обмена информацией между инструкторами, находящимися в разных центрах управления.

использование модификаций тренажера при наземной подготовке экипажей

Тренажер аварийных ситуаций может использоваться в процессе комплексных тренировок совместно с комплексным тренажером КС. Его применение позволяет повысить эффективность и качество решения следующих задач подготовки:

• отработка умения четко оценивать изменения параметров КС на основании имитируемых тренажером проявлений аварийной ситуации и умения принимать правильные решения;

• отработка навыков ведения связи и координации действий с центрами управления, навыков групповой работы;

• освоение конкретных должностных и функциональных обязанностей в экипаже при выполнении действий по парированию аварийной ситуации.

Также тренажер аварийных ситуаций может использоваться в автономном режиме, отдельно от комплексного тренажера КА, на этапах общекосмической подготовки, подготовки в составе группы для проведения занятий в классе.

Для этого тренажер должен дополнительно включать в себя виртуальную 3-О-модель КС и математическую модель систем и оборудования, используемых при ликвидации аварийных ситуаций. Обучаемые, находясь во время тренировки на рабочем месте за столом в учебном классе, имеют возможность, погружаясь в виртуальную среду, перемещаться внутри моделируемого интерьера КС и осуществлять управление бортовыми системами.

Применение тренажера аварийных ситуаций на этих этапах тренировок позволяет повысить эффективность и качество решения следующих задач подготовки:

• изучение конструкции, состава и назначения служебных систем, бортового оборудования, задействованных при

возникновении аварийной ситуации, а так^ке приобретение первоначальных навыков их эксплуатации;

• приобретение знаний о логике функционирования систем КС в условиях аварийной ситуации;

• приобретение знаний об органах управления, контроля и методах управления КС в аварийных ситуациях;

• изучение реакции бортовых служебных систем КС на аварийные ситуации;

• формирование навыков выполнения бортовых процедур по парированию аварийных ситуаций;

• совершенствование обучаемыми концептуальной модели аварийных ситуаций, выработка навыков ориентации в предметном пространстве КС.

заключение

Новизной тренажера является применение комплекса средств, включающего реальный объект и его математическую модель. Тренажер реализуется на базе локальной компьютерной сети и, при необходимости, глобальной компьютерной сети. Может применяться для отработки действий персонала по ликвидации аварийных ситуаций на сложных объектах, включающих в себя большое количество персонала и технических средств.

Список литературы

1. ГОСТ Р 53802-2010. Системы и комплексы космические. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2011. 28 с.

2. Бронников С.В., Рожков А.С., Смирнов И.Ю. Применение первых персональных компьютеров на орбитальном комплексе «Мир» // Тезисы докладов XXXVIII Научных чтений памяти К.Э. Циолковского, 16-18 сентября 2003 г., г. Калуга. С. 182.

3. Бронников С.В., Шевченко Л.Г., Рожкова И.А. Развитие технического

и методического обеспечения бортовых тренировок экипажей по действиям при разгерметизации космической станции // Тезисы докладов XXXIX Научных чтений памяти К.Э. Циолковского, 14_16 сентября 2004 г., Калуга. С. 231_232.

4. Бронников С.В., Шевченко Л.Г., Рожкова И.А. Развитие технического и методического обеспечения бортовых тренировок экипажей по действиям при разгерметизации космической станции // XXXIX Научные чтения памяти К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов», 14_16 сентября 2004 г., Калуга. С. 230_231.

5. Бронников С.В., Рожкова И.А. Тренажер аварийных ситуаций // XLIV Научные чтения памяти К.Э. Циолковского. Секция «Проблемы ракетной и космической техники», 15_17 сентября 2009 г., Калуга. С. 100_101.

6. Бронников С.В., Рожкова И.А. Разработка требований к тренажеру по действиям экипажа в аварийных ситуациях // XLV Научные чтения памяти К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов», 14_15 сентября 2010 г., Калуга.

7. Рожкова И.А., Смирнова О.В. Направления дальнейшего развития методического и технического обеспечения подготовки экипажей на борту по действиям в аварийных ситуациях // Космонавтика и ракетостроение. 2013. № 2(71). С. 139_146.

8. Смирнов Б.А., Душков Б.А., Космо-линский Ф.П. Инженерная психология. Экономические проблемы. М.: Экономика, 2003. 224 с.

9. ГОСТ 34. Разработка автоматизированной системы управления (АСУ). Статья поступила в редакцию 16.04.2019 г.

Reference

1. GOST R 53802-2010. Space systems and stations. Terms and definitions. Moscow, Standartinform publ., 2011. 28 p.

2. Bronnikov S.V., Rozhkov A.S., Smirnov I.Yu. Primenenie pervykh personal'nykh komp'yuterov na orbital'nom komplekse «Mir» [The use of first personal computers onboard Mir space station]. Abstracts of papers presented at 38th Scientific Lectures dedicated to K.E. Tsiolkovsky, 16-18 September 2003, Kaluga. P. 182.

3. Bronnikov S.V., Shevchenko L.G., Rozhkova I.A. Razvitie tekhnicheskogo i metodicheskogo obespecheniya bortovykh trenirovok ekipazhei po deistviyam pri razgermetizatsii kosmicheskoi stantsii [Development of technical and methodological support for the onboard training sessions to rehearse crew actions in case of space station depressurization]. Abstracts of papers presented at 39th Scientific Lectures dedicated to K.E. Tsiolkovsky. 14-16 September 2004, Kaluga. Pp. 231-232.

4. Bronnikov S.V., Shevchenko L.G., Rozhkova I.A. Razvitie tekhnicheskogo i metodicheskogo obespecheniya bortovykh trenirovok ekipazhei po deistviyam pri razgermetizatsii kosmicheskoi stantsii [Development of technical and methodological support for the onboard training sessions to rehearse crew actions in case of space station depressurization]. 39th Scientific Lectures dedicated to K.E. Tsiolkovsky. Subpanel «K.E. Tsiolkovsky and aspects of professional activities of cosmonauts», 14-16 September 2004, Kaluga. Pp. 230-231.

5. Bronnikov S.V., Rozhkova I.A. Trenazher avariinykh situatsii [A facility to train for emergencies]. 44th Scientific Lectures dedicated to K.E. Tsiolkovsky. Subpanel «Problems of Rocket and Space Technology», 15-17 September 2009, Kaluga. Pp. 100-101.

6. Bronnikov S.V., Rozhkova I.A. Razrabotka trebovanii k trenazheru po deistviyam ekipazha v avariinykh situatsiyakh [Development of requirements for the facility to train the crew for emergency situations]. 45th Scientific Lectures dedicated to K.E. Tsiolkovsky. Subpanel «K.E. Tsiolkovsky and aspects of professional activities of cosmonauts», 14-15 September 2010, Kaluga.

7. Rozhkova I.A., Smirnova O.V. Napravleniya dal'neishego razvitiya metodicheskogo i tekhnicheskogo obespecheniya podgotovki ekipazhei na bortu po deistviyam v avariinykh situatsiyakh [Course of further development for methodological and technical support of crew training onboard for emergency situations]. Kosmonavtika i raketostroenie, 2013, no. 2(71), pp. 139-146.

8. Smirnov B.A., Dushkov B.A., Kosmolinskii F.P. Inzhenernaya psikhologiya. Ekonomicheskie problemy [Engineering psychology. Economic problems]. Moscow, Ekonomika publ., 2003. 224 p.

9. G OST 34. Razrabotka avtomatizirovannoi sistemy upravleniya (ASU) [Development of an Automated Control System (ACS)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.