Научная статья на тему 'Бортовая антенная решетка из крупноапертурных излучателей с глобальным обслуживанием с геостационарной орбиты'

Бортовая антенная решетка из крупноапертурных излучателей с глобальным обслуживанием с геостационарной орбиты Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
93
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / АНТЕННАЯ РЕШЕТКА / ГЕОСТАЦИОНАРНАЯ ОРБИТА / КРУПНОАПЕРТУРНЫЙ ИЗЛУЧАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Вечтомов Виталий Аркадьевич, Пономарёв Леонид Иванович, Милосердов Александр Сергеевич, Воронов Руслан Халитович

Рассмотрен вариант построения бортовой антенной решетки для космического аппарата на геостационарной орбите из крупноапертурных излучателей. Показаны ее преимущества по сравнению с традиционными гибридно-зеркальными многолучевыми антеннами. Приведен вариант выполнения антенной решетки из крупноапертурных излучателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Вечтомов Виталий Аркадьевич, Пономарёв Леонид Иванович, Милосердов Александр Сергеевич, Воронов Руслан Халитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бортовая антенная решетка из крупноапертурных излучателей с глобальным обслуживанием с геостационарной орбиты»

УДК 621.396.67

В. А. Вечтомов, Л. И. Пономарёв, А. С. Милосердов, Р. Х. Воронов

БОРТОВАЯ АНТЕННАЯ РЕШЕТКА ИЗ КРУПНОАПЕРТУРНЫХ ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ С ГЛОБАЛЬНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ С ГЕОСТАЦИОНАРНОЙ ОРБИТЫ

Рассмотрен вариант построения бортовой антенной решетки для космического аппарата на геостационарной орбите из круп-ноапертурных излучателей. Показаны ее преимущества по сравнению с традиционными гибридно-зеркальными многолучевыми антеннами. Приведен вариант выполнения антенной решетки из крупноапертурных излучателей.

E-mail: vechtomov@bmstu.ru

Ключевые слова: антенная решетка, геостационарная орбита, круп-

ноапертурный излучатель, космический аппарат.

Технические характеристики бортовых антенных систем космических аппаратов (КА) полностью определяются задачами, стоящими перед системой спутниковой связи (ССС), выделяемыми под них ресурсами: масса, габариты, энергопотребление и энерговыделение.

Системы спутниковой связи Taicom-4 и Anik-F2 решают задачу расширения сферы услуг системы связи для индивидуальных потребителей и увеличение ее пропускной способности, используя многолучевые антенны в виде гибридно-зеркальных антенн [1].

Даже в случае создания региональной ССС (Anik-F2 обслуживает Северную Америку, Taicom-4 — Азиатско-Тихоокеанский регион) габариты и масса таких антенных систем оказываются значительными. Так, масса КА Anik-F2 составляет около 5 950 кг, а масса полезной нагрузки (ретранслятор) — 3 805 кг [2]. Taicom-4, один из самых тяжелых КА, базирующихся на геостационарной орбите (ГСО), имеет массу около 6 500 кг.

Кроме того, антенны ССС являются крупногабаритными [3] в силу специфики гибридно-зеркальных антенн и выполняются трансформируемыми для размещения под обтекателем ракеты-носителя (рис. 1).

В некоторых случаях требуется создание ССС с глобальной зоной обслуживания (17,4°х17,4°) с ГСО, например, для обеспечения связи с морскими и трансконтинентальными воздушными судами, осуществления мгновенной связи с любой точкой Земли, где произошла катастрофа или стихийное бедствие, координаты которой

априори неизвестны. Фактически, такая система имеет очень большое сходство с подвижной спутниковой связью (ПСС), способной обслуживать глобальную зону обзора (17,4°х17,4°) узконаправленным лучом (1,0...2,0°) при малых потерях коэффициента усиления (КУ) на краях сектора обзора.

а б

Рис. 1. Приемо-передающая антенная система RF компании TRW & Electronics:

а — в транспортном положении; б — в рабочем положении

Широкоугольное электрическое сканирование обеспечивают антенны, построенные по принципу фазированных антенных решеток (ФАР). Однако ФАР для формирования узкого луча с высоким КУ требуют большого количества дорогостоящих излучателей и фазовращателей, управляемых делителей мощности и т. п., что увеличивает стоимость бортовой аппаратуры, ее сложность и массу. В то же время при базировании КА на ГСО сектор сканирования ФАР должен составлять не более ±8,7°. В связи с этим применение ФАР оправдано только в случае их многоцелевого использования.

Поэтому построение бортовой антенны, сочетающей в себе малую стоимость, сравнительно небольшую массу и осесимметричное электрическое сканирование лучом в небольших пределах (±8,7°) является актуальной задачей.

Решением, близким к поставленной задаче является построение бортовой антенной решетки (АР) из крупноапертурных излучателей (КАИ), сочетающей в себе преимущества как ФАР, так и гибридно-зеркальных антенн (ГЗА) [4, 5].

В работе [4] рассмотрена оптимизация КАИ на основе ГЗА, позволяющего (КАИ) создать бортовую антенную решетку с характеристиками, близкими к оптимальным для обслуживания глобальной зоны обзора с ГСО.

Задачей оптимизации КАИ [4] являлась разработка отдельного излучателя бортовой АР, при котором обеспечивается минимальное ко-

личество излучателей в антенне при сохранении рельефа КУ на требуемом уровне в заданном секторе обзора. При этом излучатель должен быть конструктивно выполним и многофункционален, например, по обеспечению оптимальной поляризации или возможности использования его в адаптивных антеннах. Диаграмма направленности (ДН) излучателя должна быть такой, чтобы подавлять все главные побочные максимумы АР из КАИ до 25...28 дБ. Пример оптимизированной ДН КАИ, полученной в работе [4], приведен на рис. 2.

Рис. 2. Диаграмма направленности зеркального излучателя с облучателем

Ширина ДН по уровню половинной мощности, а следовательно, и КУ, в силу специфики построения АР из КАИ при заданных рабочей полосе и секторе сканирования, имеют ярко выраженный дискретный характер. Иллюстрацией этого служит таблица, в которой приведены соотношения между геометрическими параметрами и электрическими характеристиками АР с КАИ, содержащими семь излучателей для частоты Х-диапазона.

Число КАИ Диаметр антенны, см КУ, дБ Ширина ДН по уровню «-» 3 дБ

7 1163 36...34 2

19 1956 40...38 1,17

37 2709 43.41 0,84

61 3499 45.43 0,65

91 4251 47.45 0,54

Один из вариантов конструктивного исполнения бортовой антенной решетки из семи КАИ с семью облучателями приведен на рис. 3. Антенна представляет собой семь гибридно-линзовых антенн (ГЛА), каждая из которых формирует семь лучей, полностью перекрывающих требуемый сектор обзора ±8,7°. В пределах каждого из этих лучей путем взаимной фазировки антенна может формировать узконаправленные лучи шириной 2° каждый. При изменении фазировки конфигурация узких лучей может перемещаться в пределах 17,4°х17,4° с минимальными потерями на краю зоны обслуживания (менее 2 дБ).

Рис. 3. АФАР на основе КАИ из гибридно-линзовых антенн

Наиболее эффективной может оказаться бортовая АР из оптимизированных КАИ при цифровом формировании ДН [6]. Ориентировочные проработки показывают возможность обеспечения такой антенной глобальной зоны обслуживания путем формирования нескольких десятков узких парциальных высокоэнергетических лучей шириной порядка 2°. Кроме того, возможна работа антенны в режиме расширенного луча 5,8°.

Важной особенностью конструкции бортовой АР из КАИ является ее существенно меньший продольный размер по сравнению с традиционными ГЛА и, особенно, зеркальными. Это позволяет отказаться от необходимости трансформирования ее в транспортное положе-

ние, что существенно упрощает конструкцию, повышает надежность и уменьшает вес полезной нагрузки КА.

Конструктивные элементы АР из КАИ (см. рис. 3) предлагается изготавливать из композитного материала на основе углепластика. Удельный вес такого композитного материала не превышает 1,6 г/см3. При этом обеспечивается размеростабильность элементов конструкции в условиях ее эксплуатации, а также гарантируется необходимая прочность и жесткость элементов конструкции при отсутствии собственных частот колебаний в заданной рабочей полосе на этапе выведения ретранслятора в точку базирования.

Волноводные линзы АР из КАИ представляют собой совокупность тонкостенных цилиндрических волноводов толщиной 0,1 мм, которые могут быть выполнены из меди, латуни, алюминиевого сплава (АМг6 и Д16) или из титана.

Требование минимизации массы антенны предполагает выполнение волноводов из алюминиевого сплава. Проведенные расчеты волноводов на воздействие температур ±130 °С показали, что предпочтительным является применение алюминиевого сплава Д16.

Таким образом, вариант построения бортовой антенны для КА на ГСО типа АФАР из КАИ имеет ряд преимуществ перед многолучевыми антеннами на основе ГЗА:

• возможность обеспечения глобальной зоны обзора одной антенной узким высокоэнергетическим лучом;

• существенное уменьшение числа излучателей по сравнению с традиционными АФАР;

• существенно меньший продольный размер по сравнению с обычными гибридно-зеркальными или линзовыми антеннами. Это позволяет отказаться от трансформирования ее в транспортное положение, что упрощает конструкцию АФАР, повышает ее надежность и уменьшает вес полезной нагрузки КА.

Все это подтверждает перспективность разработки многолучевой АР для ССС на основе КАИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бортовая многолучевая антенна космического ретранслятора / Н.А. Бей,

B.А. Вечтомов, Е.Н. Гуркин и др. // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.

Приборостроение. - 2009. - С. 8-17.

2. Симонов М. М. Спутники — новые возможности в Азии // Приложение к

журналу «Технологии и средства связи». Спец. вып. - 2006. - № 5 (50).-

C. 28-33.

3. Chandler C., Hoey L., Hixon D., et al. Ka-band communications Satellite Antenna technology. // TRW Space & Electronics, One Space Park, Redondo

Beach, California 90278, USA. email: chuck.Chandler @trw.com.

4. Пономарев Л. И., Вечтомов В. А., Милосердов А. С. Многолучевая антенная решетка для системы спутниковой связи // Антенны. - 2012. -Вып. 5 (180). - С. 52-63.

5. William C. Cummings. An Adaptive Nulling Antenna for Military Satellite Communications // The Lincoln Laboratory Journal. - 1992. - Vol. 5. - №. 2. -Р. 173-193.

6. Кауфман Г. В., Синани А. И., Белый Ю. И. Особенности построения радиолокационных систем воздушного и наземного базирования на базе АФАР с цифровым диаграммообразованием // НТК : «Радиооптические технологии в приборостроении». 2-8 сентября, 2012 г., п. Небуг, Краснодарский край.

Статья поступила в редакцию 07.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.