БОРДЮРЫ ШПАЛЕР
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: статья посвящена истории возникновения и развития шпалерных бордюров, а также эволюции их функционального назначения. Характеризуется специфика художественного оформления бордюров шпалер из Обюссона и Фландрии XVI - XVIII веков. Рассматриваются наиболее примечательные варианты декорирования шпалерных бордюров из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье анализируются два библиографических источника из библиотеки Международного института антиквариата - «Книга о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди (1935 год издания) и «Французские шпалеры конца XV - XX века в собрании Эрмитажа» Нины Юрьевны Бирюковой (1974 года издания).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бордюр, шпалера, Обюссон, Фландрия, развеска, цветочная гирлянда, сюжет, витые колонны, Большое собрание изящных искусств ASG.
ABSTRACT: the article is devoted to the history of the emergence and development of tapestry borders, as well as their functional purpose. The specificity of the decoration of the borders of the tapestries from Aubusson and Flanders of the 16th - 18th centuries is characterized. The most notable examples of decorating tapestry borders from the ASG Great Collection of Fine Arts are considered. The article analyzes two bibliographic sources from the library of the International Institute of Antiques - «The Book of Tapestries» by Helen Churchill Candy (1935) and «French Tapestries of the Late 15th - 20th Centuries in the Hermitage Collection» by Nina Yurievna Biryukova (1974)..
KEYWORDS: border, trellis, Aubusson, Flanders, hanging, flower garland, plot, twisted columns, ASG large collection of fine arts.
В истории декоративно-прикладного искусства, а именно в области художественного ковроткачества Западной Европы самой малоизученной темой по сей день остаются бордюры шпалер. Сюжетика, изобразительные особенности, технология создания и история шпалерных производств стали уже привычными предметами исследований зарубежных и российских искусствоведов, однако бордюры по-прежнему остаются в тени. Многие не берутся за изучение бордюров, считая их не столь интересной и заслуживающей внимания темой. К бордюрам привыкли относиться как к чему-то второстепенному, простому орнаментальному обрамлению основного изображения. Что касается отечественных исследователей, то они весьма ограничены в самом материале для научных изысканий: в России европейские шпалеры - большая ценность в силу их редкости. Кроме того специальной литературы по шпалерам крайне мало, и темы бордюров она лишь касается.
В ходе исследования нами был выявлен лишь один иностранный литературный источник, где теме шпалерных бордюров посвящена отдельная глава. Это книга Хелен Черчилль Кэнди (1858 -
1949) - американской листки, феминистки, дизайнера интерьеров и географа. Эта уникальная женщина смогла спастись с тонущего «Титаника» (1912 год), а затем отправилась в путешествие по Юго-Восточной Азии.
Фото Хелен Черчилль Кэнди 1901 год Личная коллекция Рэнди Брайана Бигхема
писательницы, журна-
VW ВЕСтшкмэвдунАрддного ШСТУПУ1» жтокачкАт
(Чир искусств
Первая книга Черчилль Кэнди - «Как женщины могут зарабатывать на жизнь» (1900 год) -вызвала настоящую бурю в американском обществе. В Вашингтоне писательница занималась дизайном интерьеров. Среди её заказчиков были военный министр США Генри Льюис Стимсон и Теодор Рузвельт. Для жены последнего Черчилль Кэнди подобрала пару кресел эпохи Людовика XVI, выступала консультантом при реконструкции Белого дома. В 1906 году вышло в свет её историческое исследование «Декоративные стили и периоды».
Черчилль Кэнди была попечителем Галереи искусства Коркоран, членом Археологического общества и Американской федерации искусств, а также членом совета директоров Национальной ассоциации женщин, ратовавших за избирательные права. Она писала для ведущих американских журналов того времени: «Atlantic Monthly», «The Century», «Forum», «Metropolitan», «Scribner's».
Всего Хелен Черчилль Кэнди написано восемь книг: четыре о декоративно-прикладном искусстве, две книги о путешествиях, одна учебная и один роман. Сегодня самой популярной её книгой является «Великолепный Анкгор» (1924 год), где речь идёт о путешествии по Японии, Китаю, Индонезии и Камбодже. Однако при жизни Черчилль Кэнди наибольший коммерческий успех имела её «Книга о гобеленах» 1912 года. Эта книга была дважды переиздана еще при жизни автора - в 1935 и 1938 годах.
В библиотеке Международного института антиквариата хранится репринт «Книги о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди 1935 года выпуска.
Хелен Черчилль Кэнди «Книга о гобеленах» 1935 год
Книга включает в себя двадцать четыре главы. Первые семнадцать посвящены истории шпалерного искусства, хронологии его развития, художественным особенностям в разных странах, а также самым знаменитым центрам производства шпалер: Гобелены, Бове, Обюссон, Савоннери, Мортлейк и др. Далее отдельные главы освещают вопросы атрибуции шпалер, марок мануфактур, технологии производства безворсовых ковров и того, что представляют собой шпалеры сегодня. В издании приведены крупные цветные репродукции с изображениями шпалер, а его обложка оформлена в виде рамки, образованной шпалерным бордюром из листьев и красных плодов с цветами. Непосредственно бордюрам посвящена двадцатая глава книги.
Для чего нужны бордюры в шпалере? У шпалерного бордюра есть много общего с картинной рамой, основное назначение которой состоит не только в создании красивого обрамления для изображения, но и в защите полотна от повреждений. Так же и у шпалер, уже у ранних образцов периода Готики были бордюры - монохромные полосы нейтральных оттенков. В качестве характерного примера можно привести 64 шпалеры из серии «Анжерский апокалипсис», каждая из которых обрамлена полосами золотистого бордюра.
Шпалера «Конь белый» из серии «Анжерский апокалипсис» 1373 - 1381 годы Анжерский замок, Анже
Полосы эти, выполненные из более простого материала, с одной стороны, придавали коврам аккуратный законченный вид, а с другой позволяли подвешивать за них шпалеры на металлические крюки, не повреждая основного изображения.
Французская шпалера начала XVI века из музея Клюни (Париж)
В данном случае шпалера подвешена за бордюр на металлическом стержне с окончаниями в виде стилизованных геральдических лилий. Есть еще один способ развески - за бордюр на прибитые к стене деревянные рейки. При этом крепления оказываются скрытыми за обратной стороной шпалер
В Выставочном центре Международного института антиквариата применяется скрытый способ развески за бордюр на деревянных рейках
Хелен Черчилль Кэнди упоминает в своей книге, что в первой четверти XX века шпалеры экспонировались даже под стеклом как станковая живопись [1, с. 202]. А в период Средневековья они путешествовали вместе со своими владельцами, постоянно меняя местонахождение. Во времена рыцарства владение шпалерами было исключительно мужской привилегией. Их снимали с холодных стен замков и возили с собой в походы, иногда используя как палатку для ночёвки под открытым небом. Чаще всего они находились собранными в рулон, перевязанными веревками или подвешенными на острые металлические крюки. Понятно, что при таком отношении, шпалеры быстро изнашивались. В наилучшем состоянии до наших дней дошли шпалеры религиозного содержания, находившиеся неотлучно в монастырях. Впервые бордюры с декоративным оформлением появились на них в XV веке. Они были украшены симметричными, плотно скомпонованными цветочными гирляндами. С тех пор цветы стали самым популярным элементом декора для шпалерных бордюров. Образ цветка «перекачевал» на бордюры из мильфлё-ров (фр. «тысяча цветов») - разновидность шпа-
лер с однотонным фоном, усеянным листьями и цветами. Вероятно, мильфлёры возникли под влиянием религиозного обычая, бытовавшего во Франции, когда маршрут процессии в честь Праздника Тела и Крови Христовых выстилался тканями с прикрепленными к ним живыми цветами. Для фонов мильфлёров выбирали определенный цвет: красный, зеленый, темно-синий, желтый и белый. Цветы (розы, тюльпаны, гвоздики, гладиолусы, лилии, фиалки, ирисы, ландыши и др.), с разной степенью стилизованности, располагались на шпалерах плотно или же, напротив, разреженно. Сегодня мильфлёры, тем более с сохранившимися бордюрами, -большая редкость. Бордюры, за которые их подвешивали, быстро ветшали и их просто срезали. Уцелел бордюр шпалеры из Брюгге с гербом Зальцбург-ского архиепископства, созданной около 1519 года. Здесь в центре бордюра выткан маскарон «Океана» или «Зеленый человек» - гротесковый орнаментальный мотив эпохи Возрождения в виде мужской головы с бородой, напоминающей листья аканта. Его прототипом является голова бога Океана, которого часто изображали в античных мозаиках.
Шпалера (милъфлёра) с гербом Залъцбургского архиепископства
Брюгге, около 1519 года Музей Зальцбурга
Для того чтобы цветы на бордюрах и в основном изображении мильфлёров не сливались в единый пёстрый рисунок, они отделялись друг от друга со всех сторон одной или парой полос в 2 - 3 сантиметра шириной. Обычно для них избирался насыщенный бордовый, синий или золотистый цвет. В последующие века эти полосы продолжали использоваться для разграничения уже сюжетных композиций и бордюров.
Постепенно бордюры становились все шире и шире, и к эпохе Возрождения их ширина и обилие декора достигли своего апогея. В цветочные
Шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульон-ским»
Франция, Обюссон, конец XVII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 280x225 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0776
гирлянды ткачи стали «вплетать» изображения фруктов и ягод. Причем в их изображении не стоит искать какого-то религиозного (сакрального) подтекста. Это дары природы, добытые простым и честным трудом. Зачастую гирлянды эти туго перевязывались серпантином лент, позволяя глазам зрителей с интересом следить за их сплетениями.
Фрагмент с двумя разграничительными полосами на шпалере «Альтамор перед Готфридом Бу-льонским»
БСИИ ASG, инв. № 05-0776
В Большое собрание изящных искусств АБС на сегодняшний день входит коллекция из двадцати восьми европейских шпалер. Хронологически она охватывает XVI - XIX века. Здесь хранятся фламандские и французские шпалеры. Среди них по характерным бордюрам, особенностям построения композиции, передаче деталей и цветовой палитре были выявлены изделия мастерских Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде. Однако не у всех шпалер собрания АБС сохранились бордюры. У двенадцати шпалер бордюры были срезаны по причине их обветшания или же в результате желания их владельцев придать коврам меньший размер в соответствии с масштабами тех помещений, в которых они располагались. По этой же причине иногда срезался только один бордюр. В некоторых случаях на место срезанного пришивался «неродной» бордюр, оставшийся от другой шпалеры. Так, например, у брюссельской шпалеры середины XVII века из собрания АБС на сюжет «Пир Клеопатры» нижний бордюр является «неродным», хотя и изготовленным в том же столетии. Он был срезан с какой-то не известной нам шпалеры и затем пришит к нашей (хорошо виден шов встык). В данном конкретном случае бордюр подобран довольно органично: здесь так же присутствует цветочный рисунок и медальон в центре, как,
Шпалера «Пир Клеопатры» Фландрия, Брюссель (?), середина XVII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 5 нитей основы на 1 см 310x330 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0782
собственно, на боковых и верхнем бордюрах шпалеры. Но рисунок и цветовая палитра его всё же иные. Интересно, что бордюр оказался пришитым
Фрагмент с пришитым нижним бордюром на шпалере «Пир Клеопатры» БСИИ ASG, инв. № 05-0782
Фрагмент пришитого нижнего бордюра с перевёрнутым медальоном на шпалере «Пир Клеопатры»
БСИИ ASG, инв. № 05-0782
№
ч>*
¡■V
Незабудка
А
Роза
Тюльпан
Гвоздика
Шпалера «Альтамор перед Готфри-дом Бульонским»
Франция, Обюссон, конец XVII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
280x225 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0776
в перевёрнутом виде (это особенно заметно по медальону с пейзажем в его центральной части), поскольку изначально изготавливался как верхний, а не нижний шпалерный бордюр.
Продолжая тему цветочных бордюров, следует отметить, что их решение у французских и фламандских образцов принципиально разное. Поскольку основу коллекции шпалер Большого собрания изящных искусств АБС составляют французские, а именно обюссонские, и фламандские ковры
XVII века, то на их примере мы и рассмотрим эти различия. Историю безворсового ковроткачества и особенности образного решения шпалер Обюссона и Фландрии мы уже освещали ранее (№1 (1 7) 201 7), а потому здесь мы исследуем только бордюры из собрания АБС, а также их аналоги, изготовленные в данных регионах.
Для цветочных бордюров шпалер Обюссона XVII столетия классическим решением является гирлянда из бутонов, стеблей и листьев нескольких видов цветов, при этом их набор всегда стандартен. Неизменно ткачи Обюссона повторяли изображения роз, гвоздик, орхидей, клематисов, тюльпанов, нарциссов, цикламенов, георгинов, незабудок и примул. В ранних образцах XVII века эти цветы изображались плоскостно, наподобие цветов из гербария, засушенных между книжных страниц, однако же масштаб их всё-таки приближался к реальному, природному. Они симметрично, с минимальными изменениями, чередуются, зеркально повторяясь: пара боковых бордюров являются отражением друг друга, а нижний воспроизводит верхний. Яркий пример из собрания АБС - шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульонским». Здесь все вышеперечисленные цветы переплетены золотистой лентой.
Аналогичные изображения цветов, вытканных в тех же ракурсах, можно встретить на обюссонских шпалерах XVII -
XVIII веков из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Некоторые образцы эрмитажного собрания представлены в книге «Французские шпалеры конца XV - XX века в собрании Эрмитажа». Её автором является выдающийся советский искусствовед, заведующая сектором западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа - Нина Юрьевна Бирюкова (1922 - 2013). Она автор целого ряда научных трудов по декоративно-прикладному искус-
ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА
(Чир искусств
ству: «Западноевропейское кружево в собрании Эрмитажа» (1959 г.), «Французская фарфоровая пластика XVIII века» (1962 г.), «Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже» (1965 г., на русском и немецком языках), «Западноевропейское прикладное искусство XVII - XVIII веков» (1972 г.), «Западноевропейские набивные ткани XVI - XVIII веков» (1973 г.), «Государственный Эрмитаж. Прикладное искусство» (с соавторами, 1978 г., на русском и японском языках) и др. Книга «Французские шпалеры конца XV - XX века в собрании Эрмитажа» из библиотеки Международного института антиквариата вышла в 1974 году в издательстве «Аврора» (Ленинград). Она и по сей день является в нашей стране фундаментальным и непревзойденным по глубине изучения трудом темы европейского безворсового ковроткачества.
Нина Юрьевна Бирюкова «Французские шпалеры конца XV - XX века в собрании Эрмитажа» 1974 год
По сути, книга Нины Бирюковой - это каталог коллекции французских шпалер XV - XX веков из собрания Эрмитажа. Она начинается со вступительной статьи на русском и французском языках, в которой речь идет о становлении искусства шпалерного производства по Франции и её самых именитых мануфактурах. Далее следуют каталожные описания шпалер в соответствии с хронологией и местом их создания. Заканчивается книга списком сокращений, иллюстраций, а также факсимиле марок мануфактур, подписей ткачей и картоньеров (мастеров, отвечавших за увеличенную до размеров будущей шпалеры версию эскиза художника) XVII - XVIII веков.
Издание Бирюковой изобилует репродукциями шпалер и их фрагментов, но практически все они черно-белые, что не позволяет составить впечатление о колористическом решении изделий. Но именно эти репродукции мы будем использовать в качестве иллюстрации аналогий между
шпалерными бордюрами Обюссона из собрания АБС и Государственного Эрмитажа.
Четыре самых растиражированных цветка Обюссона - розу, тюльпан, гвоздику и незабудку - можно увидеть сразу на нескольких шпалерных бордюрах, причем в одних и тех же ракурсах. На бордюре эрмитажной шпалеры «Мальчик, срезающий сухие ветки» из Обюссона или Фелле-тена вытканы розы, чьи крупные бутоны одинаково повёрнуты вправо и слегка опущены вниз. Для их рисунка свойственна темная сердцевина, образованная лепестками. Такие же розы присутствуют на бордюре шпалеры «Альтамор перед Готфридом Бульонским» из собрания АБС.
Шпалера «Мальчик, срезающий сухие ветки» Франция, Обюссон или Феллетен, начало XVIII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 6 нитей основы на 1 см 290x188 см Инв. № Т-15414
Те же розы представлены и на шпалере Обюссона конца XVII века «Аллегория наслаждения» из собрания АБС. В центре правого её бордюра выткана роза, а ниже гвоздика с бахромчатыми лепестками. Гвоздика эта, как и в природе, имеет пять лепестков, что лишний раз характеризует ткачей по шпалерным бордюрам как мастеров, глубоко изучивших вопросы ботаники. Гвоздика в таком же положении (в лёгком повороте влево) изображена в центре левого бордюра на шпалере Эрмитажа второй половины XVII века из Обюссона или Феллетена с тремя женскими фигурами.
Фрагмент бордюра с изображением розы на шпалере «Мальчик, срезающий сухие ветки» Инв. № Т-15414
Фрагмент бордюра с изображением розы на шпалере «Альтамор перед Готфридом Бульонским» БСИИ ASG, инв. № 05-0776
Шпалера «Аллегория наслаждения» Франция, Обюссон, конец XVII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 5 - 6 нитей основы на 1 см 279x340 см БСИИ ASG, инв. № 05-1095
Фрагмент бордюра с изображением розы и гвоздики на шпалере «Аллегория наслаждения»
БСИИ ASG, инв. № 051095
Фрагмент бордюра с изображением гвоздики на шпалере с тремя женскими фигурами Инв. № Т-15416
Шпалера с изображением трёх женских фигур Франция, Обюссон или Феллетен, вторая половина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 4 - 6 нитей основы на 1 см 265x333 см Инв. № Т-15416
ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА
(Чир искусств
Тюльпан на бордюрах Обюссона ткался в двух положениях - бутоном вверх и вниз. Типичный пример бутона тюльпана, направленного вверх можно видеть на уже упомянутой нами шпалере Эрмитажа «Мальчик, срезающий сухие ветки». Тюльпан в таком же сочетании с розой включён в рисунок бордюра одной из вердюр (шпалера с изображением пейзажа) из собрания АБС. На ней изображены цапли, фонтан, замок на заднем плане и пышные цветочные кусты на переднем.
Вердюра с цаплями и фонтаном Франция, Обюссон, конец XVII - начало XVIII веков Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 4 нити основы на 1 см 252x485 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0785
Фрагмент бордюра с изображением тюльпана и розы на шпалере «Мальчик, срезающий сухие ветки» Инв. № Т-15414
Направленные вниз головки тюльпанов на тонких изогнутых стеблях украшают бордюр другой вердюры из собрания АБС с цаплями и замком. Здесь они повторяются в разных вариациях - с тремя и более лепестками.
Фрагмент бордюра с изображением тюльпана и розы на вердюре с цаплями и фонтаном БСИИ ASG, инв. № 05-0785
Фрагмент бордюра с изображением трёхлепест-кового тюльпана, обращенного бутоном вниз на вердюре с цаплями и замком БСИИ ASG, инв. № 05-0433
Вердюра с цаплями и замком Франция, Обюссон, конец XVII - начало XVIII веков Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 265x273 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0433
Схожий тюльпан с тремя лепестками расположен практически в центре нижнего бордюра на шпалере «Зима» (конец XVII века, мастерские Обюссона и Феллетена). Данная шпалера входит в эрмитажную серию из четырёх ковров «Времена года».
Шпалера «Зима» Франция, Обюссон или Феллетен, конец XVII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 4 нити основы на 1 см
280x160 см Инв. № Т-2907
Фрагмент бордюра с изображением трёхлепесткового тюльпана, обращенного бутоном вниз на шпалере «Зима»
Инв. № Т-2907
На этой же шпалере есть изображения незабудок. Эти цветы редко ткались по отдельности, чаще всего из них составляли букеты по три незабудки. В таком варианте ими декорирован бордюр шпалеры собрания ASG из Обюссона «Вид на замок с уткой» начала XVIII века. Помимо этого, по углам этой вердюры - крупные распустившиеся бутоны розы Галлика или розы французской (Гал), воспроизведенные с ботанической точностью. Данный вид роз известен в Европе еще с 1500 года. В середине XIII века Тибо VI, возвращаясь из крестового похода, привез в свой замок близ города Провена в Шампани розу из Палестины. В XVIII столетии данный вид роз выращивался в городе Провен (Provins), откуда распространился под названием Провенсальской розы
Вердюра «Вид на замок с уткой» Франция, Обюссон, начало XVIII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 280x170 см БСИИ ASG, инв. № 05-3180
Фрагмент бордюра с изображением трёх незабудок на вердюре «Вид на замок с уткой» БСИИ АБй, инв. № 053180
Фрагмент бордюра с изображением трёх незабудок на шпалере «Зима» Инв. № Т-2907
Фрагмент бордюра с изображением розы Галлика на вердюре «Вид на замок с уткой» БСИИ ASG, инв. № 05-3180
Цветочную гирлянду с бордюра шпалеры «Вид на замок с уткой» обвивают ярко-красные листья аканта - черта нового зарождающегося искусства Рококо. Красный цвет появился в шпалерах в XVIII веке и привнёс с собой в искусство художественного ковроткачества колористическую насыщенность. Шпалера «Мальчик, срезающий сухие ветки» из Эрмитажа выткана в начале XVIII века. И здесь уже, помимо цветов, встречаются столь любимые искусством Рококо банты, перевязывающие стебли цветов и вазоны с парными s-образными ручками.
Фрагмент бордюра с изображением банта, перевязывающего стебли цветов, и вазона с парными s-образными ручками на шпалере «Мальчик, срезающий сухие ветки» Инв. № Т-15414
Есть они и на фрагменте шпалеры Обюссона «Триумф Александра Македонского в Вавилоне» из Большого собрания изящных искусств АБС. Шпалера эта создана ещё в XVII веке, но черты зарождения нового стиля и отход от барочных традиций здесь уже ощутимы. Параллельно расположенные бордюры больше слепо не копируют друг друга. Теперь детали оформления варьируются, изобилуют разнообразными подробностями и многочисленными мелкими деталями: растительными завитками, тонким серпантином лент и интересными формами канделябрового орнамента. Данный тип орнамента был разработан знаменитым французским художником-декоратором Жаном Береном Старшим (1640 - 171 1). Любимыми его мотивами были изящные переплетения из растительных завитков, гирлянд, «бандеролей» и ламбрекенов в сочетании с антропоморфными и гротесковыми мотивами. Такие композиции даже получили название от имени художника -«а 1а Вегат».
Шпалера «Триумф Александра Македонского в Вавилоне» (фрагмент) Франция, Обюссон, XVII век Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 280x230 см
БСИИ ASG, инв. № 05-3182
Фрагмент бордюра с изображением вазона на шпалере «Триумф Александра Македонского в Вавилоне»
БСИИ ASG, инв. № 053182
Верхняя, нижняя и левая часть бордюра шпалеры из собрания АБС представляют собой гирлянды, в композицию которых включены изображения солнца (намек на «Короля-Солнце» Людовика XIV, по заказу которого Шарль Лебрен исполнил серию картонов для шпалер, посвященных Александру Македонскому), рогов изобилия, цветов, вазонов с фруктами, ликторских связок, копий, знамен, щитов, колчанов со стрелами, орла в левом верхнем углу и двух переплетенных
рыб в нижнем. Правая кромка бордюра добавлена в более позднее время и заменяет собой несохранившуюся. Здесь вертикальная композиция бордюра декорирована канделябровым орнаментом, состоящим из акантовых листьев, роз, винограда, персиков, нарциссов, вазонов и шестигранника произвольной формы, столь типичного для бордюров Обюссона. Идентичный шестигранник есть и на вердюре с попугаем из собрания АБС. Несмотря на её узкий формат, она не является фрагментом какой-либо утраченной композиции. Она выткана по цельному картону, включающему в себя широкий бордюр с канделя-бровыми орнаментами по бокам и композициями вверху и внизу, состоящими из вазонов с розами и стилизованными гротесками в виде головок попугаев. Боковой канделябровый орнамент организован вдоль оси симметрии и состоит из парных завитков арабесок, раковин, шестигранных картушей, букетов цветов и жемчужин каплевидной формы.
Фрагмент добавленного правого бордюра с изображением шестигранника на шпалере «Триумф Александра Македонского в Вавилоне»
БСИИ ASG, инв. № 05-3182
И все-таки, основное изображение и бордюры шпалеры «Триумф Александра Македонского в Вавилоне» из собрания АБС выполнены ещё в традициях второй половины XVII века. А в период Регентства и Рококо шпалерные бордюры постепенно начнут сужаться. Самыми популярными декоративными мотивами станут рокайли и трельяжная сетка. В XVIII веке к бордюрам будут относиться именно как картинным рамам, иногда напрямую воспроизводя золоченые багеты с рокайльны-ми рисунками. Показателен в этом плане узкий бордюр фрагмента шпалеры с женской фигурой эпохи Рококо из собрания АБС. Он является имитацией золоченой картиной рамы в виде гирлянды листьев и цветов, оплетённых лентой.
Вердюра с попугаем Франция, Обюссон, XVII век Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 300x100 см
БСИИ ASG, инв. № 05-1649
Фрагмент бордюра с изображением шестигранника на вердюре с попугаем
БСИИ ASG, инв. № 051649
Фрагмент шпалеры с женской фигурой Франция, Обюссон, XVIII век Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 217x125 см БСИИ ASG, инв. № 05-0784
Фрагмент бордюра, имитирующего золочёный багет, на шпалере с женской фигурой БСИИ ASG, инв. № 05-0784
Есть в Большом собрании изящных искусств АБС еще одна шпалера с бордюром, воспроизводящим багет. Её основное изображение с дрофой и фонтаном было создано в Обюссоне в конце XVII века, а бордюр - в XVIII. Абсолютно таким же бордюром окантована вердюра в «китайском» стиле из Государственного Эрмитажа. Обе шпалеры обрамлены широкими бордюрами с узорами из стилизованных изображений пышных кустов, цветов и акротерий по углам. Такой тип обрамления является переходным между красочно декорированными бордюрами с гирляндами цветов, гротесками и мини-сценками в медальонах шпалер XV - XVII веков и имитацией картинных рам более позднего периода.
Вердюра «Дрофа»
Франция, Обюссон, конец XVII века, бордюр с имитацией багета XVIII век Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 4 - 5 нитей основы на 1 см 271x353 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0057
Фрагмент бордюра, имитирующего золочёный багет, на вердюре «Дрофа» БСИИ ASG, инв. № 05-0057
Вердюра в «китайском» стиле Франция, Обюссон, последняя четверть XVIII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 7 - 8 нитей основы на 1 см 290x430см Инв. № Т-15423
Фрагмент бордюра, имитирующего золочёный багет, на вердюре в «китайском» стиле Инв. № Т-15423
Было бы неверным раскрывать тему шпалерных бордюров только на примере образцов Обюссона, хотя они и составляют основную часть коллекции Большого собрания изящных искусств АБС (19 ковров). Восемь барочных и рокайльных шпалер собрания имеют фламандское происхождение, а у шести установлено точное место создания - три брюссельские шпалеры и три из Ауденарде.
Бордюр фламандской шпалеры - это сама радость жизни, богатство её проявлений, разнообразие и размах форм. Крупные, сочные плоды и цветы, высыпающиеся из рогов изобилия, удивительные птицы, переполненные урны, румяные путти и павлины с раскрытыми хвостами едва ли не падают с верхних бордюров под собственной тяжестью. Каждый предмет, изображённый на бордюре старается «перекричать», затмить собой остальные, привлечь внимание зрителей именно к себе. Тут каждый элемент декора самоценен и неповторим. В своей «Книге о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди высказывает спорное, на наш взгляд, мнение о том, что элементы декора
фламандских бордюров имеют столь внушительный размер, т.к. фантазия мастеров XVII века исчерпалась и они, чтобы быстрее заполнить поле бордюров, стали делать объекты крупными [1, с. 206 - 207]. Мы полагаем это связано не с недостатком фантазии, а в целом с художественными традициями искусства Барокко, которое отличается стремлением к гиперболизации объёмов, неудержимостью, желанием максимально наполнить пространство всеми благами жизни. Достаточно вспомнить крупных женщин Рубенса или натюрморты Франса Снейдерса, на которых столы ломятся под тяжестью снеди. Так на фламандской шпалере «Риторика» второй половины XVII века из Государственного Эрмитажа роскошный бордюр с путти, наядами и тритоном может смело соперничать по красоте решения с основным изображением.
Шпалера «Риторика»
Фландрия, вторая половина XVII века
Шерсть, шелк
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В нижней его части изображены овощи, фрукты и злаковые, высыпающиеся из рогов изобилия, которые поддерживают путти. Выделяется вино-
град с крупными ягодами. Его грозди вытканы и на бордюре шпалеры собрания АБС из Ауденарде «Хитрость жрецов Ваала» (XVII век).
Шпалера «Хитрость жрецов Ваала» Фландрия, Ауденарде, XVII век Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
5 - 6 нитей основы на 1 см 327x392 см БСИИ ASG, инв. № 05-0777
В центральной части левого бордюра шпалеры изображен павлин, справа - цапля со змеей в клюве. По углам нижнего бордюра - вазоны с вьюном (справа) и чертополохом (слева). Посредине каждой стороны бордюра, а также в верхних углах - стилизованные изображения птиц. Птицы окружены
Фрагмент бордюра с виноградом на шпалере «Хитрость жрецов Ваала» БСИИ ASG, инв. № 05-0777
виноградной лозой, гранатами, персиками, смоквами и сливами.
Цветовое решение бордюра шпалеры собрания АБС из Ауденарде строится на сочетании двух цветов шерсти - голубовато-зелёного и песочного жёлтого с тональными нюансировками. Здесь нет колористического разнообразия, но подобное оформление бордюра выглядит гармонично и в целом свойственно ауденардским шпалерам. Ту же цветовую гамму имеет бордюр шпалеры середины XVII века «Аллегория лета» из собрания АБС (нижний бордюр утрачен). Хотя в этом случае рисунок бордюра строго организован - дубовые и стилизованные листья аканта чередуются, создавая упорядоченный ритм.
Фрагмент бордюра с цаплей, держащей в клюве змею, на шпалере «Хитрость жрецов Ваала» БСИИ ASG, инв. № 050777
Шпалера «Аллегория лета» Фландрия, Ауденарде, середина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 4 нити основы на 1 см 266x326 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0786
ТИ* ВЕСтшкмэвдунАрддного ШСТУПУ1» жтокачкАт
(Чир искусств
Но и при таком аналитическом подходе к построению декора бордюра, он не выглядит скучным - жёлтые листья крупны и ярки. К тому же в середине каждой стороны бордюра, в арочных медальонах есть сюжетные композиции. Слева и справа - сцены, посвященные истории Самсона: поединку со львом (слева) и истории Далилы, отрезающей Самсону волосы (справа). В верхнем медальоне изображена сцена с всадником, бросающимся в огонь. Сюжет может быть интерпретирован двояко. В первом случае - это история Ромула, прыгающего на коне через очистительный огонь после убийства брата Рема. Во втором -Марк Курций - герой преданий древнего Рима, принесший себя в жертву, прыгнув в пропасть, готовую в противном случае поглотить город. Аналогичная композиция с прыгающим в пропасть Марком Курцием имеется в центре верхнего бордюра на шпалере «Лагерь Сципиона Африканского», находящейся в Хардвик-холле в Дербишире. Композиция бордюра шпалеры собрания АБС является зеркальным повторением изображения всадника со шпалеры из Хардвик-холла. Это доказывает то, что исполнены они с одного картона.
Фрагмент бордюра с изображением Самсона, разрывающего пасть льву, на шпалере «Аллегория лета»
БСИИ ASG, инв. № 05-0786
Фрагмент бордюра с изображением Да-лилы, отрезающей Самсону волосы, на шпалере «Аллегория лета»
БСИИ ASG, инв. № 05-0786
Фрагмент бордюра с изображением Марка Курция или Ромула на шпалере «Аллегория лета»
БСИИ ASG, инв. № 05-0786
Шпалера «Лагерь Сципиона Африканского» XVI век Хардвик-холл, Дербишир
Какая связь между ветхозаветным пророком Самсоном, мифическими римлянами (Марк Курций, Ромул) и аллегорией лета в виде пасторальной сцены? Никакой. Дело в том, что эти небольшие сюжетные композиции были единожды разработаны картоньерами Ауденарде именно как декор для шпалерных бордюров, а затем они многократно копировались с картонов на шпалерах абсолютно разного содержания. Выбор именно сюжетных композиций, часто многофигурных, для оформления бордюров связан всё с той же национальной чертой фламандского искусства -неуёмным желанием максимально наполнить жизнью и движением предмет искусства, а конкретно шпалеру.
Еще один бордюр шпалеры Ауденарде конца XVI века из собрания АБС решён в аналогичном ключе. Его широкая полоса представляет собой восемь сюжетных сцен с фигурами, одетыми соответственно моде XVI века. Между ними - растительные композиции с вазонами, включающими плоды и цветущие ветки апельсина.
Шпалера «Александр Македонский перед первосвященником Яддуа» (?) Фландрия, Ауденарде, конец XVI века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 320x250 см БСИИ ASG, инв.№ 05-3178
Фрагмент бордюра с изображением апельсинов в вазе и женской фигуры, одетой по моде XVI века на шпалере «Александр Македонский перед первосвященником Яддуа» (?) БСИИ ASG, инв. № 053178
В XVI - XVII веках сюжетные сцены стали отличительной чертой бордюров Ауденарде, а вот витые колонны (т.н. «соломоновы столбы») были популярны в Брюсселе. Первоначально для украшения бордюров их применяли ткачи Арраса. Чаще всего эти колонны фланкировали шпалеру по бокам. После того как Брюссель перехватил у Арраса звание крупнейшего центра ковроткачества, здесь начали изготавливать шпалеры с колоннами на боковых бордюрах по картонам Рубенса. Великий фламандец не раз писал витые колоны и в масляной живописи. Например, на картине «Триумф Церкви» из Музея искусств
Кливленда по бокам изображены витые колонны, а вверху путти, гирлянды из плодов и листьев, в центре - медальон.
Рубенс Питер Пауль Триумф Церкви 1628 - 1640 годы 72x145 см
Музей искусств, Кливленд
Впоследствии и при создании картонов Рубенс будет прибегать к подобному оформлению бордюров - слева и справа толстые витые колонны, сверху - пара гирлянд с фруктами и овощами, а также путти, которые пытаются как бы свернуть основное изображение шпалеры. Нижняя часть напоминает вход в портал, часто декорированный картушами, теми же гирляндами и рогами изобилия.
Брюссельская шпалера 1628 года по картонам Рубенса с изображением четырёх евангелистов По бокам витые колонны Монастырь Дескальсас Реалес, Мадрид
У шпалеры «Бой Ахилла и Гектора» из Большого собрания изящных искусств АБС, исполненной по картону Рубенса в Брюсселе, нижний бордюр срезан. По бокам - колонны с капителями композитного ордена. В верхней части - две гарпии с фруктовыми гирляндами.
Шпалера «Бой Ахилла и Гектора» Фландрия, Брюссель, середина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 320x250 см БСИИ ASG, инв. № 05-2335
Нижняя часть бордюра не сохранилась
Фрагмент бордюра с изображением колонны, увитой хлопчатником, на шпалере «Бой Ахилла и Гектора»
БСИИ ASG, инв. № 05-2335
Верхний бордюр шпалеры «Бой Ахилла и Гектора» из собрания АБС повторяется в серии Яна II Раеса (1570 - 1643), посвященной историям Деция Муса. Данная серия хранится в Ваду-це в коллекции принца Лихтенштейна. Бордюр представляет собой изображения двух гарпий с фруктовыми гирляндами. В период с 1613 по 1629 годы Ян II Раес был одним из ведущих ткачей Брюсселя. В 1634/1635 избирался бургомистром.
Ян II Раес
Посвящение Деция Муса Фландрия, Брюссель, 1616 -1643 годы Шерсть, шелк 399x402 см
Коллекция принца Лихтенштейна
Питера Пауля Рубенса можно назвать основоположником стиля брюссельской шпалеры XVII века. Так часто случалось, что крупные живописцы эпохи задавали тон всему европейскому ковроткачеству. По картонам итальянца Рафаэля (в тёплом климате Италии в шпалерах не было необходимости и здесь этот вид искусства не получил развития) в Брюсселе была выткана серия из десяти шпалер «Деяния апостолов (1521 год). Считается, что именно Рафаэль привнес в декор бордюров архитектурные элементы, которые переплетались у него с массивными гирляндами из цветов и фруктов, виноградной лозой и трельяжем [1, с. 206]. Итальянцы же (наследники Древ-
него Рима) первыми изобразили на бордюрах амфоры, свитки, медальоны, гербы и картуши. Это были гербы заказчиков шпалер, желавших увековечить своё имя в искусстве. Картуши перемежались с растительными мотивами и гротесками.
Смерть Анании
Шпалера по картону Рафаэля из серии «Деяния апостолов»
Ватиканская пинакотека
Образ французского гобелена сформировался благодаря Шарлю Лебрену. С подачи Рубенса во фламандской шпалере появилась витая колонна, Лебрен же в XVII веке сделал классическую колонну с ионической капителью одним из символов мануфактуры Гобеленов. В 1666 - 1669 годах по его эскизам были изготовлены картоны серии «Месяцы, или Королевские замки». На шпалере «Сентябрь. Шамбор. Кортеж Короля» из коллекции Эрмитажа эти «колонны Лебрена» симметрично, словно кулисы, расположились слева и справа от основного изображения, где к замку Шамбор подъезжает кортеж Людовика XIV.
Да, великие художники создавали новые дизайны бордюров, но как только шпалеры с ними выходили в свет их тут же подхватывали и копировали сотни раз менее талантливые мастера. Безусловно, Рафаэль, Рубенс, Лебрен легко могли найти верный баланс между основным изображением шпалеры и её обрамлением - бордюром, умея превосходно компоновать его декор. Важно было достойно воплотить их славный замысел в шерсти и шёлке. Посредственные ткачи, не имев-
Шпалера «Сентябрь. Шамбор. Кортеж Короля» Изготовлена по эскизам Шарля Лебрена на мануфактуре Гобеленов 1730 - 1735 годы
Шерсть, шелк, 8 - 10 нитей основы на 1 см 340x494 см
Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург
Фрагмент бордюра Шерсть, шелк 8 нитей основы на 1 см 400x60 см Инв. № Т-2960
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
шие развитого вкуса и чувства меры, часто перегружали бордюры, превращая их в неоднородный путаный массив из цветов и листьев. Но если за дело брался профессионал, он мог сделать из декоративной рамки бордюра самоценное произведение искусства. Доказывает это собрание Государственного Эрмитажа, который в своих залах экспонирует лучшие образцы отдельно сохранившихся шпалерных бордюров.
Ссылки:
1. Churchill Candee, H. The tapestry book. -New York: Tudor publishing Co, 1935. - 275 p.
VW аЕстикмэадународного шституга «muewvATA
(Чир искусств