Научная статья на тему 'БОРБАД - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ'

БОРБАД - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРБАД / КОМПОЗИТОР / ПЕВЕЦ / МУЗЫКАНТ / ИНСТРУМЕНТ / БОРБАТ / ВОСТОК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайдалиев Ю.А.

история человечества свидетельствует о том, что имена ученых многих направлений, поэтов, писателей, полководцев не исчезают из памяти благодарных поколений сотни, а то и тысячи лет. Фигура великого композитора Борбада Марвази, имя которого не забыто, жившего и творившего более 1400 лет назад, по-прежнему является яркой звездой во всем Восточном творчестве. Борбад считается первым ученым - композитором, жившим на Востоке. До наших дней дошло очень мало информации о его деятельности. Поэтому та же информация, которая дошла до сегодняшнего дня, цитируется в данной статье. А также предоставляется информация о его творчестве, жизни и творениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORBAD IS ONE OF THE FOUNDERS OF ORIENTAL MUSIC

the history of mankind testifies that the names of scientists of many directions, poets, writers, generals are not forgotten from the memory of grateful generations for hundreds or even thousands of years. The figure of the great composer Borbad Marwazi, whose name has not been forgotten, who lived and worked more than 1400 years ago, is still a bright star in all Eastern creativity. Borbad is considered to be the first scholar - composer who lived in the East. Very little information about his activities has come down to our days. Therefore, the same information that has reached today is quoted in this article. And also, information about his work, life and creations is provided.

Текст научной работы на тему «БОРБАД - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ»

БОРБАД - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ

Сайдалиев Ю.А.

Сайдалиев Юсуфхон Аслонович - доцент, кафедра исполнения на народных музыкальных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: история человечества свидетельствует о том, что имена ученых многих направлений, поэтов, писателей, полководцев не исчезают из памяти благодарных поколений сотни, а то и тысячи лет. Фигура великого композитора Борбада Марвази, имя которого не забыто, жившего и творившего более 1400 лет назад, по-прежнему является яркой звездой во всем Восточном творчестве. Борбад считается первым ученым - композитором, жившим на Востоке. До наших дней дошло очень мало информации о его деятельности. Поэтому та же информация, которая дошла до сегодняшнего дня, цитируется в данной статье. А также предоставляется информация о его творчестве, жизни и творениях. Ключевые слова: Борбад, композитор, певец, музыкант, инструмент, борбат, Восток.

BORBAD IS ONE OF THE FOUNDERS OF ORIENTAL MUSIC

Saydaliev Yu.A.

Saydaliev Yusufkhon Aslonovich - Associate Professor, DEPARTMENT PERFORMANCE ON FOLK MUSICAL INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the history of mankind testifies that the names of scientists of many directions, poets, writers, generals are not forgotten from the memory of grateful generations for hundreds or even thousands of years. The figure of the great composer Borbad Marwazi, whose name has not been forgotten, who lived and worked more than 1400 years ago, is still a bright star in all Eastern creativity. Borbad is considered to be the first scholar - composer who lived in the East. Very little information about his activities has come down to our days. Therefore, the same information that has reached today is quoted in this article. And also, information about his work, life and creations is provided. Keywords: Borbad, composer, singer, musician, instrument, borbat, East.

УДК 78.075

Борбад был зрелым музыкантом, композитором, танцором, певцом и поэтом. Он родился в Мерве около 589 года. Расположенный недалеко от нынешнего района в Туркменистане Байрамали, Мерв в VI-VIII веках был городом с развитой наукой, культурой, искусством и литературой, ремеслами. В VII веке мировую известность получили меховые, кожаные изделия, музыкальные инструменты, особенно разнообразные льняные, шелковые ткани. В Мерве были построены великолепная библиотека, научный центр, медресе. В XI-XII веках Мерв был центром государства Сельджуков и Хорезмшахов.

В научном центре в Багдаде под названием «Бейтул Хикма» или «Академия Маъмуна» работали несколько ученых-математиков и астрономов под псевдонимом Марвази, которые сопровождали Аль-Хорезми. С Марв связана основная часть жизни десятков художников и знатоков, таких как Анвар Марвази, Абдулла Марвази, Абдурахман Марвази, Мухаммед Салих Музаффар Марвази, Мухаммед Кисон Марвази. Кроме того, в Мерве жили такие известные на весь мир бахши, как Фирдавси и Табари, а также Озавар чанги - исполнитель на инструменте чанг.

Борбад получил образование в этом прекрасном культурном центре, а также в медресе и арабских странах. В юношеские годы прославился мастерством исполнения мелодий и пения народных песен [1].

Правители своего времени хотели привлечь его в свои дворцы. Но юный певец отправился во дворец Хисрава Парвиза, правителя Ирана. Хусрав уделял серьезное внимание на развитие литературы и искусства, культуры, покровительствовал талантливым музыкантам. Борбад, несмотря на излишнюю роскошь дворца, серьезно занимался творческой работой: он уделяет особое внимание воспитанию музыкантов.

Известные музыканты Некисо Чанги, Озодвор Чанги, Джесуи Новагар, Саркаш и Саркабы, которые выросли во времена династии Сасанидов, считаются учениками Борбада. Борбад был не только композитором и певцом, но и талантливым поэтом. Большинство его мелодий написаны на тексты собственных стихов. С именем Борбада связано и изобретение новой поэтической формы («хижоли») того времени.

Борбад с ранних лет стремился воспеть в своих произведениях красоту природы, неповторимую красоту весны, красоту жизни. Исследователи творчества Борбада как композитор отмечают, что в таких его произведениях, как «Гульзор», «Сабз бахор», «Рохи гул», «Оройши Хуршеду мох», «Абхари кухан», «Равшан чарог», «Полизбон», «Дилангизон», непосредственно отражена красота природы. Он создал набор мелодий «Хусравоний», соотнося их с семью днями недели, 30 лахн (стиль макома), сравнивая с 30 днями месяца и посвящая 360 дням года столько же тарона. 19-я и 20-я песни «Кини Эрадж» и «Кини Сиевуш» из «Сигона» Борбада были исполнены в VII-X веках жителями Бухары в память о древних героях [2].

Большинство мелодий и тарона, создавших Борбад, дошли до нашего времени в неизменном виде. Музыковеды установили, что инструмент Барбат изобрел также Борбад. Его мелодии и тарона, такие как «Зерафканд», «Нухуфт», «Гульнуш», «Оромиши Джон», «Даргам», до сих пор исполняются арабскими, турецкими музыкантами. Об этом свидетельствует и широкая известность композитора в арабских странах под такими псевдонимами, как Бахдбад, Борид, Пахлапаз и Фахльбаз. Все тексты песен в музыкальных комплексах Борбада он сочинял сам.

Мудрецы считают, что сезонные и ритуальные песни, такие как «Яздон офарид», «Сабз Андар Сабз», «Партави Фархор», «Кини Сиевуш», «Боги Шахриер», «Шабдиз», являются одними из них. Традиции творчества Борбада непосредственно продолжаются в таких произведениях как «Зерафканд», «Хусравони», «Наврузи Бузург», «Наврузи Аджам», «Навруз Хоро» на мелодии «Шашмаком».

Древние музыковеды высоко оценили творчество Борбада. Азиз Шаубани, автор книги «Знакомство с иранской музыкой» пишет: «Борбад-одна из ярких фигур в истории восточной музыки. Он является основоположником музыкальной науки, нотной грамоты, национального голоса народов этой земли» [3]. Фараби, Ибн Сина, Абдурахман Джами в своих трактатах о музыке высоко оценили музыкальный талант Борбада.

Жизнь Борбад была сложной и трагической, а также о нем и о его инструменте Барбат, сложено много легенд и пословиц. Они мигрируют из книг и передаются из поколения в поколение [4].

Любовь к искусству, уважение к его деятелям были одними из личных качеств Хусрава Парвиза II. В его дворце собралась большая группа музыкантов разных направлений, в том числе певцов, прославившихся своим пением. На службу к шаху были приглашены художники не только из Ирана, но и из других стран, и во дворце была создана благоприятная атмосфера для их творчества. Среди них были выдающиеся музыканты, певцы, теоретики музыки, танцоры, композиторы, среди которых были Саркаш, Бамшод, Нокус, Ромтин, Навагар, Саркаб, Озодвар, Чанги, Робусти. Борбад Марвази был яркой звездой в их кругу и особо выделялся. Следует отметить, что в искусстве Сасанидского периода встречаются иснтрументы как флейта, барбат, рубаб, чанг, карнай, сурнай, барабан и другие.

В составе военных песен периода Борбада особенно популярна была песня «Мозандарон», содержание которой взято из текстов древней священной книги «Авесто». Основную часть песни создал и исполнил сам Борбад, придумав название. Исполняемая на полях сражений, во время торжеств победы, эта песня стала одним из традиционных произведений своего времени.

В большом словаре «Хафт кульзум» («Семь морей»), составленном на персидском языке в 1205 году, отмечается, что Борбад создал большой сборник произведений под названием «Суруди Мусаджя», в котором излагал мысли о песнях и стилях их исполнения. До наших дней дошли названия некоторых из песен, созданных Борбадом, к которым относятся «Ям яшил», «Ов гашти», «Чоштгох», «Сарвзор» и другие произведения.

Борбад приводит в своем сборнике 30 своих произведений, в которых воспевается не вечность человеческой жизни, а необходимость максимального использования всех условий жизни. Таким образом, мы можем рассматривать Борбада как несомненного, глубоко мыслящего философского певца, то есть творца, сумевшего осветить смысл жизни, ее ценности, раскрыть место человека в обществе.

Список литературы /References

1. Матякубов Ш.Б. "Анъанавий хонандалик асослари". Ташкент, 2022.

2. Ибрагимов О.А. "Маком асослари". Ташкент, 2018.

3. The Art of Persian music. J. During, Z. Mirabdolbaghi. Mage Publishers. Washington. DC, 1991.

4. ХамидовХ. «Кирк беш аллома хикоят». Т., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.