Научная статья на тему 'Борьба титанов, или скрытое продолжение великого перелома'

Борьба титанов, или скрытое продолжение великого перелома Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МANAGEMENT OF DESIGNING / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ / ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ / DESIGNING / TOWN-PLANNING POLICY / PROJECT INSTITUT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меерович М. Г.

Расселенческая, градостроительная и жилищная политика, выработанная в период 1917-1929 годов советской властью, была предельно инновационной, потому что не имела цивилизационных прецедентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Struggle of Titans or the Latent Continuation of Great Transformations

The article is devoted to the history of struggle for the management of system of town-planning designing in the USSR in 1929-1932. The initial stage of activity of the State institute of designing of cities («Giprogor»)is described.

Текст научной работы на тему «Борьба титанов, или скрытое продолжение великого перелома»

градостроительство

--Борьба титанов, или Скрытое продолжение

великого перелома1. М.Г.Меерович

Расселенческая, градостроительная и жилищная политика, выработанная в период 1917-1929 годов советской властью, была предельно инновационной, потому что не имела цивилизационных прецедентов. Она основывалась на никогда ранее не существовавшем решении - превратить государство в единственного «оператора» развития страны, передав отдельные сферы деятельности и связанные с их реализацией крупные фрагменты территории в распоряжение государственным хозяйствующим «субъектам». Одним из них был ВСНХ СССР, ведавший всем новым промышленным (прежде всего военно-промышленным) строительством и неразрывно связанным с ним возведением селитьбы. Другим был ГУКХ НКВД, который распоряжался всем жилым фондом и всей коммунальной инфраструктурой в существующих городах, а также городским хозяйством в соцгородах-новостройках. Чуть позже к ним присоединился еще один общегосударственный «субъект» -ГУЛАГ, которому было вверено строительство транспортных коммуникаций, ресурсодобыча и первичное освоение необжитых территорий.

Именно этим государственным «субъектам» было поручено обеспечивать расселение и жилищное обустройство подвластных им контингентов людей. Государство, принимая подобное решение, исходило из необходимости оптимизации организационно-управленческих задач - так легче было осуществлять общегосударственное планирование и распределение средств, проще контролировать их использование и обеспечивать взаимоувязанное возведение промышленных предприятий и жилья, транспортных коммуникаций, энергетических мощностей, добычу полезных ископаемых и прочее. Так было надежнее, потому что в одних руках сосредотачивалась и ответственность за выполнение планов, и комплекс средств их выполнения (в который и люди, и территория, и инфраструктуры входили как «ресурсы»). В условиях концентрации всех сил и средств на развертывание мощнейшего военно-промышленного комплекса (именовавшегося «индустриализацией»), в условиях формирования единоначалия, жесткой исполнительской дисциплины, персональной ответственности «красных директоров» подобное решение представлялось наиболее простым и эффективным.

Именно эти «субъекты», воплощая государственные цели, выступают распорядителями государственных финансов, трудовых ресурсов и материальных фондов, направляемых на строительство заводов-гигантов и поселений при них -соцгородов и соцпоселков. И именно они отчаянно борют-

1 Выполнено в рамках научно-исследовательской темы «История государственной организации профессии архитектора в СССР (19171941 гг.)». Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), 2007-2009. №1.7.5.

80-летию Гипрогора посвящается

ся друг с другом за право руководить общегосударственной системой архитектурно-градостроительного проектирования в СССР. К 1929 году противостояние ВСНХ СССР и Главного управления коммунального хозяйства НКВД (ГУКХ НКВД) становится почти открытым.

Объединение проектных организаций в единую общегосударственную систему проектного дела началось в 1926 году. На фоне вереницы решений, приведших к закрытию НЭП и объявлению начала индустриализации, оно оказалось скрыто от взглядов специалистов по отечественной истории архитектурной профессии. Сигналом к объединению явилось принятие XIV съездом ВКП(б) в самом конце 1925 года решения о превращении СССР в индустриальную державу. В связи с этим остро встала потребность реформирования существовавшей, а по сути, создания новой сети государственных контор, способных развернуть широкомасштабные работы по проектному обеспечению строительства новых промышленных предприятий и поселений при них.

Создание государственных проектных контор начинается с того, что признаются нерентабельными и ликвидируются около 110 строительных и проектно-строительных организаций, в том числе такие крупные, как «Стандарт», Госстрой и др. А вместо них (и на их базе) формируются многопрофильные организации с жестким иерархическим подчинением. Так, «объединенное управление», созданное ВСНХ СССР для руководства новыми строительными конторами, названное «Конвенция государственных строительных организаций ВСНХ СССР» (Стройконвенция), уже к 1929 году объединяет 34 конторы - больше половины из 64 действующих. В каждой из строительных контор формируется собственное проектное подразделение, и таким образом проектное дело частично закрепляется в подчинении «главному исполнителю планов индустриализации» - ВСНХ СССР.

Следующим шагом в создании общегосударственной системы проектного дела становится осуществленная в 1929 году передача проектирования селитьбы рядом с промышленными новостройками в полное распоряжение ВСНХ СССР (отвечающего за осуществление программы индустриализации). Теперь разработка генпланов соцгородов и соцпоселков включается в производственно-финансовые планы отраслевого промышленного строительства, проектируется силами подчиненных ВСНХ организаций, здесь же проходит экспертизу и утверждение. Подобное решение было вызвано необходимостью координированного руководства сложнейшим конгломератом самых разных задач: обеспечение согласования запланированных сроков возведения промышленных объектов с разработкой проектной документации; предварительное согласование градостроительных вопросов по расселению людей; определение потребных размеров селитьбы, характера ее связи с производственной зоной, типов и объемов жилья и т.п.

Как впоследствии покажет история, передача части гражданского проектирования отраслевым ведомствам приведет к тому, что оно окажется в подчиненном, второстепенном положении по отношению к промышленному. Но на тот период подобное решение казалось наиболее верным.

Сосредоточение в руках ВСНХ СССР руководства проектированием соцгородов-новостроек порождает идею формирования крупных комплексных проектно-строительных организаций. Эта идея ложится в основу реорганизации всей государственной системы проектного дела в стране - 26 декабря 1929 года выходит постановление СНК СССР «О мерах к оздоровлению строительства», которое предписывает организовывать при основных отраслевых объединениях ВСНХ СССР: а) либо единую специализированную строительно-монтажно-проектную контору (типа Энергостроя, Химстроя, Коксостроя, Стеклостроя и т.п.); б) либо две раздельные конторы - строительно-монтажную и обслуживающую ее проектную (например, строительная - Шахтстрой, а проектная при ней - Гипрошахт).

Фактически постановление лишь законодательно закрепляет давно уже идущий процесс, вызванный к жизни реальными потребностями строительства. Так, в начале-середине 1929 года для проектного обслуживания новых общесоюзных главков - Главмашиностроя и Главцветмета в структуре ВСНХ уже были созданы отдельные отраслевые проектные институты - Гипромаш и Гипроцветмет; для проектного обеспечения деятельности Бумстроя был сформирован проектный институт Бумпроект. В 1930 году при Всехимпроме создается проектно обслуживающая его контора «Химпроект»; а для обеспечения проектной документацией объединения Речсоюзверфь формируется проектный институт «Гипро-верфь» и т.п.

Формирование структуры общесоюзных проектно-стро-ительных организаций сразу дублировалось на уровне РСФСР: в самом конце 1930 года ЭКОСО РСФСР проводит по ее образцу реформирование всех республиканских проектных организаций. В целях, прямо следующих из названия принятого им постановления «О реорганизации сети проектных контор, их укрупнении и размежевании их функций»2, изменяется существующая структура проектных организаций РСФСР, а фактически создается новая, призванная обеспечивать проектной документацией те отрасли промышленности республиканского уровня, которые не вошли в союзные объединения и поэтому оказались не обслуживаемыми специализированными проектными организациями союзного значения.

Это постановление подразделяет все проектные организации РСФСР на три «уровня»: а) проектные конторы республиканского значения; б) проектные конторы рядовые;

2 «О реорганизации сети проектных контор, их укрупнении и раз-

межевании их функций» - Постановление ЭКОСО РСФСР от 25 декабря

1930 г. «Наше строительство», 1931, №1. С. 21-23.

в) проектные конторы специального, промышленного и торгово-промышленного назначения.

Проектным конторам республиканского значения предписывается осуществлять разработку типовых проектов (а также индивидуальных проектов, при невозможности исполнения строительства по типовым проектам).

Рядовым проектным конторам - осуществлять текущую работу с заказчиками по всем стадиям проектирования (от технических изысканий до рабочих чертежей).

Проектным конторам специального, промышленного и торгово-промышленного назначения - вести строительное и технологическое проектирование.

Параллельно с ВСНХ СССР собственную сеть проектных организаций активно создают НКВД РСФСР и НКВД союзных республик. Они также стремятся к тому, чтобы вести проектирование соцгородов-новостроек и поэтому формируют проектные конторы и бюро, способные осуществлять массовые работы по планировке социалистических поселений при расширяющихся и реконструируемых промышленных предприятиях, расположенных в существующих городах.

НКВД РСФСР хочет играть более значительную роль в руководстве градостроительным проектированием в рамках общегосударственной системы массового проектного дела. И предпринимает для этого конкретные шаги - укрупняет и усиливает свои проектные ресурсы. В частности, 9 августа 1930 года под эгидой ГУКХ НКВД, в результате слияния Бюро планировки городов Картоиздательства НКВД РСФСР и Проектгражданстроя, создается мощная головная проектная организация республиканского значения - Государственный трест по планировке населенных мест и гражданскому проектированию (Гипрогор). Целью деятельности Гип-рогора провозглашается реконструкция существующих и проектирование новых городов при крупнейших промышленных центрах, а также разработка схем районной планировки. То есть фактически - реализация концепции «социалистического расселения» и градостроительной составляющей программы индустриализации.

Но инициатива ГУКХ НКВД по созданию общегосударственного треста, специализирующегося на планировке населенных мест (Гипрогора), внезапно приобретает совершенно неожиданное воплощение. В ходе проведенного правительством в самом конце 1930 года реформирования государственного аппарата3 происходит кардинальная реорганизация всей системы органов управления градостроительной и жилищной политикой. Согласно постановлению ЦИК и СНК РСФСР «Об объединении всего нового строительства городов и поселков в республиканском масштабе» ГУКХ «вынимается» из состава НКВД и вводится в структуру СНК РСФСР, превращаясь в Главное управление коммунального хозяйства при СНК РСФСР. В его распоряжение передается

3 СЗ СССР. 1930. Отдел первый, №60, ст. 640.

весь комплекс работ по градоустройству, ранее находившийся в ведении республиканских НКВД: « ... передать полностью функции ликвидируемых народных комиссариатов внутренних дел по руководству коммунальным хозяйством, непромышленным строительством, пожарным делом»4.

Перемещение ГУКХ в состав СНК РСФСР резко усиливает его формальный статус, так как оно становится главным государственным органом РСФСР по руководству гражданским проектированием5. На него возлагается «руководство планировкой и застройкой существующих городов и вновь возникающих городов, планирование и регулирование коммунального хозяйства, жилищного дела, пожарной охраны и технико-экономическое регулирование непромышленного строительства (школьного, больничного, административных зданий и т.п.), а также руководство местными органами коммунального хозяйства и подготовка кадров коммунальных работников»6. Не будучи формально наркоматом, ГУКХ, по сути дела, обладает всеми признаками такового - располагает сформированной сетью местных органов управления, положение которых в системе исполкомов и горсоветов сильно отличается от положения других ведомственных органов (напомним, что коммунотделы, находясь в составе исполнительных комитетов местных советов, не подчинялись руководству исполкомов, а находились в ведении ГУКХ НКВД).

Войдя в состав СНК РСФСР, ГУКХ стремится законодательно выстроить такие же взаимоотношения с периферией, как у других наркоматов, таких, например, как НКЗдрав, НКПрос и проч. В разрабатываемый им самим проект «Положения о ГУКХ при СНК РСФСР» вставляется следующая фраза: «ГУКХ при СНК РСФСР действует на правах наркомата ... (ему) принадлежит право непосредственного вхождения в правительство, директивами которого ГУКХ руководствуется.»7. Предлагаемый ГУКХ проект «Положения» предписывает «концентрацию в руках ГУКХ всего дела строительства новых городов, утверждение производственных планов жилищного и коммунального строительства ...». Причем речь идет и о таких «знаковых» для страны соцгородах-новостройках, как Магнитогорск, Кузнецк, Дзержинск и другие. ГУКХ планирует закрепить за собой исключительное право «утверждения титульных списков объектов строительства, рассмотрение и разработку генеральных планов новостроек, а также общее руководство и надзор за деятельностью организаций, непосредственно осуществляющих строительство новых городов».

ГУКХ при СНК РСФСР стремится стать главным органом осуществления градостроительной и жилищной политики в стране: «... ГУКХ при СНК РСФСР должен быть единым органом по руководству проведением жилищной политики партии и правительства и по надзору за выполнением директив в области

4 Там же. С. 1157.

5 СУ РСФСР. 1931. №4, ст. 38.

6 Там же. С. 46.

7 Проекты положения о ГУКХ при СНК РСФСР. «Коммунальное дело». 1931, №4. С. 83-85.

жилищного хозяйства и строительства»8. Согласно проекту положения о ГУКХ при СНК РСФСР ему вменяется «разработка и издание норм и правил и всякого рода инструкций по непромышленному строительству, обязательных для организаций, ведущих это строительство; издание типовых проектов и утверждение проектов сверхлимитного строительства; руководство опытным строительством и плановое регулирование стандартного, общее регулирование непромышленного строительства». Значительную часть этих функций ГУКХ пытается перенять от ликвидированных управлений строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР9.

Перед Гипрогором, остающимся в подчинении ГУКХ, ставится ряд задач, полностью соответствующих тому ключевому положению в общегосударственной системе проектного дела, которое стремится придать ему руководство ГУКХ: а) отработка координированного выполнения всех взаимосвязанных работ по съемке, планировке и проектированию гражданских сооружений; б) накопление и систематизация опыта в области социалистической реконструкции существующих городов и нового градостроительства; в) удешевление проектирования (в том числе и за счет создания Центрального архива проектов); г) разработка типовых проектов и издание альбомов по ним; д) подготовка специалистов10.

ГУКХ при СНК РСФСР стремится отнять у ВСНХ РСФСР все работы по проектированию гражданского строительства. Под эту задачу он ускоренными темпами начинает вести организационную работу по созданию на базе Гипрогора мощнейшего общесоюзного проектно-строительного объединения гражданского профиля. Предполагается, что под эгидой Гипрогора объединятся фактически все основные силы гражданского проектирования в стране11. Для этого в реформируемый Гипрогор предполагается влить Проектно-планировоч-ное бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков. А также отнять у ВСНХ и включить в состав нового объединения: а) Государственную техническую контору по проектированию фабрично-поселкового строительства и подсобных зданий в промышленности ВСНХ РСФСР (Госпроект №2); б) Проектное бюро Главного геодезического управления ВСНХ; в) Секцию реконструкции городов Государственного научно-экспериментального института гражданских, промышленных и инженерных сооружений ВСНХ СССР.

Эту новую сверхмощную организацию предполагается назвать «Жилищно-гражданским строительным объединением Главного управления коммунального хозяйства при СНК РСФСР» (сокращенно - «Жилгражданстройобъединение»). Основной задачей Объединения должно стать руководство планировкой и застройкой всех существующих и возникаю-

8 Проекты положения о ГУКХ при СНК РСФСР. Указ. соч. С. 83.

9 «О ликвидации органов строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР». Решение ЭКОСО и СНК от 13 февраля и 25 февраля 1931 г.

10 ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. 80 л., Л.2.

11 «За индустриализацию». 25 мая 1931 г., №142. С. 4.

щих городов и рабочих поселков, проектирование жилищ, школ, больниц, зданий административного и общественного назначения, а также строительство этих объектов.

Создание Объединения также предусматривает формирование на базе филиалов Гипрогора мощнейших проектных подразделений на местах. Так, в состав ленинградского филиала Гипрогора предполагается включить промгорсектор Гипроме-за (также находящийся в ведении ВСНХ СССР), с сосредоточением его на работах по планировке городов и поселков при металлургических заводах. В качестве региональных филиалов в Объединение должны войти управления по строительству новых социалистических городов, такие как Сталинградстрой, Магнитострой, Сибстрой, Дзержинскстрой, а также филиалы Гипрогора, существующие и планируемые к созданию на базе краевых, областных и местных коммунальных контор, проектных организаций и геодезических бюро. Филиалы призваны охватить все основные краевые и областные центры, в первую очередь, зоны индустриального развития - Свердловск, Новосибирск, Саратов, Ростов-на-Дону, Н.-Новгород и др.

В соответствии с этой стратегией Гипрогор формирует филиалы: Ленинградский - «Ленгипрогор» (г. Ленинград), Белорусский (г. Минск), Нижегородский (г. Нижний Новгород), Крымский (г. Симферополь), Восточно-Сибирский (г. Иркутск). Согласно архивным материалам, в 1931 году велась организационная работа по открытию Башкирского филиала Гипрогора12 , а в 1932-м еще одного - Казахстанского13.

Потенциальное обретение статуса общегосударственного «руководителя» градостроительной и жилищной политики было способно резко усилить политическую роль ГУКХ по отношению к другим государственным «субъектам». Но вынашивая и реализуя планы создания на базе Гипрогора крупнейшего общегосударственного проектного объединения, обеспечивающего проектной документацией реализацию государственной градостроительной и жилищной политики, ГУКХ слишком сильно вмешивается в сферу интересов и область деятельности ВСНХ СССР. ГУКХ предполагало не только отнять у ВСНХ крупный объем проектных и строительных работ, но и «изъять» значительные силы проектировщиков (в виде проектных подразделений и даже целых институтов). Причем не только промгорсектор Гипромеза, проектирующего города и поселки при металлургических заводах, но и секторы по проектированию населенных пунктов при промышленных предприятиях из всех головных ведомственных технологических проектных институтов ВСНХ14.

Подобные планы и предпринимаемые ГУКХ при СНК РСФСР практические шаги серьезно беспокоят руководство ВСНХ СССР и толкают его к встречным действиям и активному про-

12 ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. 80 л., Л.2.

13 ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. 85 л., Л. 2. Более точные сведения отсутствуют.

14 Казусь И.А. Указ. соч. С. 382.

тивоборству. И в конечном счете ВСНХ СССР, с его огромным политическим весом главного исполнителя общегосударственных планов индустриализации, одерживает верх в борьбе за руководство основным комплексом градостроительного проектирования и, соответственно, за право управления головными государственными проектными институтами. Ему не только удается остановить организационный натиск ГУКХ, но и на высшем уровне добиться серии решений о формировании собственной крупнейшей специализированной проектной организации гражданского профиля.

ВСНХ СССР, точно по той же схеме, как это планировал сделать ГУКХ, разворачивает собственную структуру общегосударственных проектных объединений. Организационная работа в этом направлении завершается 22 марта 1931 года созданием мощнейших общесоюзных проектно-строи-тельных трестов гражданского и промышленного профиля. Так, в составе Союзстроя создается Госпроектстрой-2 - второй государственный трест строительного проектирования ВСНХ СССР (на трест возлагается проектирование сооружений химической, авиационной, текстильной и резиновой промышленности). В этот трест, а также в другой центральный проектный трест - Госпроектстрой-115, как и в Госпроект (сформированный в Стройобъединении ВСНХ РСФСР) и в Моспроект (существующий в Мосстройобъединении -Стройобъединении МСНХ) из отраслевых организаций передаются функции строительного проектирования.

А 1 сентября 1931 года за счет слияния Госпроекта №2, занимавшегося проектированием фабрично-заводских поселков при промышленных предприятиях на основе применения типовых проектов гражданский зданий, с Проектно-планировочным бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков (где с приездом Эрнста Мая осуществлялось освоение и адаптация применительно к отечественным условиям поточно-конвейерного метода градостроительного проектирования - «сборки» планировок соцгородов из типовых проектов групп жилых зданий и «комплектов» общественных сооружений) в составе объединения Союзстан-дартжилстрой ВСНХ СССР создается Стандартгорпроект - государственный трест по проектированию городов.

В итоге к концу 1931 года ВСНХ СССР объединяет в своих руках поточно-конвейерные технологии «промышленного» (Госпроектстрой-1; Альберт Кан) и «градостроительного» (Стандартгорпроект; Эрнст Май) проектирования16.

15 Меерович М.Г. Архитектор в советской истории. Анатолий Фисен-ко и Альберт Кан. «Проект Байкал». №20, 2009. С. 156-161; Меерович М.Г. Альберт Кан в истории советской индустриализации [электронный ресурс] / М.Г. Меерович // Архитектон: известия вузов, 2009, №26. http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2009_2 temp[ate_artic[e?ar=IA/ia1; Меерович М.Г. Интервью с Алексеем Фисенко. «Проект Байкал». №20, 2009. С. 161-165.

16 Хмельницкий Д.С., Меерович М.Г. Американские и немецкие архитекторы в борьбе за советскую индустриализацию. «Вестник Евразии», №1 (31), 2006. С. 92-124; Хмельницкий Д.С., Меерович М.Г. Иностранные архитекторы в борьбе за советскую индустриализацию. http://www.historia.ru/2006/01/pere1om.htm.

В то же время не перестает прилагать усилия к упрочению своих позиций и ГУКХ при СНК РСФСР. 20 июня 1931 года по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР он обретает еще более высокий статус - становится отдельным наркоматом, преобразуясь в Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР (НККХ)17. Все проектные организации ГУКХ остаются в его ведении, но уже в значительно более высоком качестве - организаций наркомата коммунального хозяйства РСФСР. В частности, Гипрогор преобразуется в Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений НККХ РСФСР.

Борьба ВСНХ и ГУКХ НКВД за власть, за возможность контролировать финансы, людей, материальные ресурсы приводит к тому, что к началу 1932 года в Советском Союзе окончательно складывается такое строение общегосударственной системы массового архитектурно-градостроительного проектирования, при котором уже практически обособленно функционируют две подсистемы массового архитектурно-градостроительного проектирования: а) ведомственная (экстерриториальная), характеризующаяся специализацией по типам объектов проектирования, и б) местная (территориальная).

Первая - градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемое проектными организациями промышленных наркоматов, входящих в структуру ВСНХ СССР, а затем в созданный в начале января 1932 года Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж-пром). Это «промышленно-гражданское проектирование»18. Вторая - градостроительное проектирование, осуществляемое силами коммунальных отделов местных органов власти, подчиняющихся НККХ РСФСР - «гражданское проектирование».

Наличие этих двух «центров» приведет к тому, что в деятельности, осуществляемой наркоматами, гражданское проектирование обретет исключительно подчиненный характер по отношению к промышленному проектированию. А в проектировании, осуществляемом местными органами власти, гражданское проектирование станет ведущим.

В этот период Гипрогор осуществляет работы по районной планировке Большой Уфы и Черниковского промрайо-на: М.Я.Гинзбург (руководитель), архитекторы по планировке Г.Г.Вегман, С.А.Лисагор, старшие архитекторы по проектированию жилищ и общественных зданий И.Ф.Милинис, А.Л.Пастернак, архитекторы М.О.Барщ, П.К.Бюкинг, В.Н.Владимиров, Г.И.Луцкий, М.И.Мамулов, А.А.Урмаев, И.А.Егоры-чев, инженеры-экономисты М.Г.Адливанкин, А.Я.Пак, агрономы Б.К.Юркевич, М.М.Буденный, инженеры-консультанты Григорьев, М.В.Кикин, Б.Перлов, Н.И.Сметнев, санитарный врач А.Н.Сысин. Ведутся работы по районной планировке Апшеронского полуострова и генплана г. Баку: В.В.Семе-

17 ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Т. 1., 1930-1945., С. II.

18 Название, конечно, условно, но позволяет подчеркнуть ведом-

ственную принадлежность и различный «статус» обоих видов проектирования («обслуживающий» и «самоценный»).

нов-Прозоровский (руководитель), В.С.Арманд, И.А.Сергеев, Н.С.Беседа и др.

С каждым годом Гипрогор наращивает объемы проектных работ. В 1933 году к продолжающимся проектам по городам Владивосток, Горький, Алма-Ата, Новосибирск и Баку добавляются планировочные работы по городам Астрахань, Боб-рики, Брянск, Бежица, Авиагород №124 (на 350000 чел.) и Авиагород №126 (на 20000 чел.), Биробиджан, Липецк, Хи-биногорск, Кандалакша, Кострома, Вологда, Кемь, Верхнеу-динск, Великий Устюг, Гомель, Дербент, Званка, Петропавловск, Петрозоводск, Зеленодольск, Сыктывкар, Котлас, Казань, Нукус, Нарофоминск, Новороссийск, Рыбинск, Пермь, Сокол, Севастополь, Сухуми, Ульяновск, Ходжент, Чарджуй, Чита, Энгельс, Ярцево, Зеленодольск, Красноярск и др. Продолжаются прежние работы по схемам районной планировки: Си-нарстрою, Туле, Большой Уфе, Южному берегу Крыма, Баку, а также новые - по схемам планировки промышленных узлов и крупных заводов: Черемховскому бассейну (Черембасс), Бурятскому паровозоремонтному заводу, Двигателестрои-тельному заводу №С-154 и др.19

Великий перелом в профессии архитектора, начавшийся в СССР с первых послереволюционных лет, а завершившийся с началом индустриализации, был незаметен, размыт в веренице иных, более значимых событий. Но именно в эти годы архитектор из «творческой личности» был окончательно превращен в «государственного служащего». Внешне, казалось бы, мало что изменилось: «дореволюционное частное архитектурное бюро» - «советский государственный проектный институт»; «мастер» - «руководитель мастерской»; «профессиональный клуб» - «Союз советских социалистических архитекторов».

Но содержание оказалось кардинально иным. Произошедшее превращение человека из субъекта архитектурной и градостроительной деятельности в сотрудника «государственного юридического лица» трансформировало специалиста - носителя профессии - всего лишь в «штатную единицу», поставило его в жесткую зависимость от власти, привело к массовой замене «творчества» «проектным производством».

19 ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Д. 6933. 9 л., Л. 1-4, 8.

Struggle of Titans or the Latent Continuation of Great

Transformations. By M.G. Meerovich

The article is devoted to the history of struggle for the management of system of town-planning designing in the USSR in 1929-1932. The initial stage of activity of the State institute of designing of cities («Giprogor»)is described.

Ключевые слова: проектирование, градостроительная политика, управление проектированием, проектный институт

Keywords: designing, town-planning policy, Management of designing, project institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.