Научная статья на тему 'Борьба таможенных органов КНР с контрабандой нефтепродуктов'

Борьба таможенных органов КНР с контрабандой нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА НЕФТЕПРОДУКТОВ / РАЗНИЦА В ЦЕНЕ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / МЕТОДЫ СОКРЫТИЯ / НЕФТЕПРОВОД / SMUGGLING OF OIL PRODUCTS / DIFFERENCE IN PRICE / CUSTOMS POLICE / CONCEALMENT METHODS / OIL PIPELINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Алексей Максимович

В статье освещается современное состояние сферы борьбы таможенных органов КНР с контрабандой нефтепродуктов. Автор рассматривает ситуацию в области противодействия нелегальному ввозу нефтепродуктов на территорию КНР, деятельность таможенных органов и других силовых ведомств по пресечению контрабанды нефтепродуктов, выделяет тенденции, обозначившиеся в этой сфере в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs Authorities of People’s Republic of China Combat Against Smuggling of Oil Products

The paper dwells on contemporary activities of the customs authorities of People’s Republic of China in combating against smuggling of oil products. The authors describes the situation related to combating against illegal import of oil products to the territory of People’s Republic of China and customs authorities’ and other law enforcement agencies’ activities on counteracting smuggling of oil products, as well as identifies the trends that have been up in this sphere in recent years.

Текст научной работы на тему «Борьба таможенных органов КНР с контрабандой нефтепродуктов»

УДК 339.543 ББК 67.408

А. М. НИКОЛАЕВ

Борьба таможенных органов КНР с контрабандой нефтепродуктов

В статье освещается современное состояние сферы борьбы таможенных органов КНР с контрабандой нефтепродуктов. Автор рассматривает ситуацию в области противодействия нелегальному ввозу нефтепродуктов на территорию КНР, деятельность таможенных органов и других силовых ведомств по пресечению контрабанды нефтепродуктов, выделяет тенденции, обозначившиеся в этой сфере в последние годы.

Ключевые слова: контрабанда нефтепродуктов, разница в цене, таможенная полиция, методы сокрытия, нефтепровод.

A. M. Nikolayev

Customs Authorities of People's Republic of China Combat against Smuggling

of Oil Products

The paper dwells on contemporary activities of the customs authorities of People's Republic of China in combating against smuggling of oil products. The authors describes the situation related to combating against illegal import of oil products to the territory of People's Republic of China and customs authorities' and other law enforcement agencies' activities on counteracting smuggling of oil products, as well as identifies the trends that have been up in this sphere in recent years.

Keywords: smuggling of oil products, difference in price, customs police, concealment methods, oil pipeline.

Обладая второй экономикой в мире, Китай не в состоянии обеспечить ее потребности в нефти и нефтепродуктах за счет собственных ресурсов, поэтому начиная с 1993 г. импортирует их в достаточно большом объеме. В 2015 г. зависимость страны от импортной нефти впервые превысила 60 % [15]. При этом себестоимость китайских нефтепродуктов выше импортных примерно на 50 %. Совершенно логично, что в таких

НИКОЛАЕВ Алексей Максимович — кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток ул. Стрелковая, 16в. Nikolaev.alex@vfrta.ru.

© Николаев А. М., 2016

условиях власти страны обеспечивают конкурентоспособность внутренней продукции за счет таможенных пошлин на импортную нефть и нефтепродукты. Одновременно уклонение от таких платежей и ввоз нефтепродуктов в обход таможенного контроля является экономически очень выгодным занятием для нечистых на руку дельцов. Не случайно в последние десятилетия контрабанда нефтепродуктов в Китай прочно удерживает пальму первенства среди наиболее выгодных предметов контрабанды.

Пик контрабанды нефтепродуктов в Китай пришелся на период с 1996 по 1998 г. Только в 1998 г. сотрудники органов общественной безопасности и пограничной службы КНР перехватили 550 судов контрабандистов, в результате чего было изъято 170 тыс. т жидкого топлива и 4 тыс. т сырья для химической промышленности [7].

Всего же за три года в Китай было незаконно поставлено более 4 500 000 т нефти и нефтепродуктов. Контрабанда занимала около трети всего внутреннего рынка нефтепродуктов. В сочетании с низкими мировыми ценами на нефть и финансовым кризисом это поставило в очень непростое положение нефтедобывающую и нефтехимическую отрасли экономики страны. Руководство государства было вынуждено обратить пристальное внимание на такое положение вещей. В 1998 г. ЦК КПК и Госсовет КНР созвали Всекитайское рабочее совещание по борьбе с контрабандой под руководством исполнявшего обязанности Председателя КНР Цзян Цзэминя. Одним из итогов совещания стало создание в таможенной системе Китая специализированной структуры по противодействию контрабанде [13].

В течение нескольких последующих лет сформированное в рамках Главного таможенного управления КНР Управление по борьбе с контрабандой сумело поставить под контроль все перевозки нефтепродуктов крупными и средними морскими судами, в результате чего нефтяная мафия понесла существенные потери. Сокрушительный удар был нанесен в июле 2003 г., когда сотрудники таможни г. Гуанчжоу раскрыли дело группы преступников, организовавших контрабанду 540 000 т нефтепродуктов стоимостью 1,4 млрд юаней [3].

Успехи в противостоянии контрабандистам стали возможны благодаря энергичным действиям властей по формированию, организационному развитию и техническому оснащению таможенной полиции. К середине 2000-х гг. в ее рядах трудилось 9 000 чел. Они отличались высоким уровнем профессиональной подготовки, 91 % из них имел высшее и среднее специальное образование. Кадровый состав подразделений по борьбе с контрабандой был хорошо сбалансирован по возрастному показателю -51 % работников был моложе 35 лет.

Техническая обеспеченность таможенной полиции постоянно совершенствовалась, в частности, подразделения по борьбе с контрабандой, расположенные в прибрежных районах, имели в распоряжении 212 быстроходных катеров общим водоизмещением 20 000 т [8, с. 111].

Нефть и нефтепродукты являются специфическим товаром, нелегальный ввоз которого возможен преимущественно морским путем, т. к. сухопутные коммуникации находятся под неусыпным пограничным и таможенным наблюдением. Поэтому в территориальном плане наиболее трудным для контроля участком является южный и юго-восточный Китай, где активность контрабандистов очень высока. Наибольшую сложность здесь традиционно представляют прибрежные, наиболее густо заселенные и развитые в экономическом отношении районы. В состав провинций Гуандун и Фуцзянь входит много островов, рядом с которыми имеется множество мелких проливов и бухточек с интенсивным судоходством, что создает значительные проблемы для эффективного контроля акватории со стороны таможенных и правоохранительных структур и, напротив, благоприятные условия для контрабандных поставок товаров из-за пределов Китая.

Столкнувшись с жестким контролем крупных и средних судов, главари контрабандистских группировок сменили тактику, пытаясь использовать в своих интересах местные особенности морской акватории с активным прибрежным судоходством. Преступники действуют в соответствии с пословицей «Муравьи могут и гору Тайшань перенести», применяя значительное количество мелких судов для перевозки больших объемов нефтепродуктов мелкими партиями в несколько тонн. При такой тактике растет стоимость транспортировки, но зато значительно снижается риск больших потерь при успешных операциях правоохранительных подразделений, которые не в состоянии обеспечить тотальный контроль маломерного флота. Кроме того, при обнаружении контрабанды нефтепродуктов в объеме менее 70-80 т не возникает состава преступления, которое вызывает ответственность, предусмотренную уголовным кодексом КНР, поэтому нарушители отделываются лишь административным наказанием [12].

Кроме смены тактики транспортировки, контрабандисты стали использовать изощренные методы сокрытия резервуаров с нефтепродуктами на судах. Для этого применяются подводные кессоны, фальшивые перегородки и полки, погруженные под воду емкости, которые цепляются тросами к корпусу корабля. В случае опасности обнаружения контрабанды правоохранительными органами такие тросы перерубаются, и таким образом уничтожаются вещественные доказательства. Эту же цель преследуют и монтируемые на судах специальные установки для ускоренного сброса нефтепродуктов под давлением в море.

В целях успешного ведения своего преступного бизнеса группировки контрабандистов не только переоборудуют транспортные средства, перевозящие нефтепродукты, но и создают другие необходимые элементы инфраструктуры. В укромных местах оборудуются пристани, хорошо замаскированные подземные хранилища и нефтепроводы, монтируются насосы и другое специальное оборудование для перекачки нефтепродуктов [9].

Во второй половине 2000-х гг. мировые цены на нефть значительно выросли и превзошли уровень внутренних цен, контрабанда нефтепродуктов в Китай вслед за ростом цен стала приносить все меньше прибыли и пошла на спад. Эта тенденция нашла отражение и в объеме перехваченных таможней контрабандных нефтепродуктов, что подтверждают данные шанхайской таможни [14]:

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Объем перехваченной контра- 22 000 17 000 7 651 4 701 4 000 2 800 967 500 банды нефтепродуктов, т

Экономически привлекательной осталась лишь незаконная перепродажа в Китай дизельного топлива, производимого на Тайване и в Гонконге в условиях налоговых преференций. При производстве этого нефтепродукта в Гонконге в него добавляют красный краситель, поэтому его называют в КНР «красной соляркой», на Тайване же краситель окрашивает дизельное топливо в голубой цвет, и его называют «синей соляркой». Контрабандисты доставляют его в Китай, где производят очистку от красителя, дабы не выдать его контрабандное происхождение при перепродаже конечным потребителям.

В 2006 г. Управление по борьбе с контрабандой таможни г. Фучжоу совместно с морскими пограничниками и полицией провинции Фуцзянь провели операцию против организованной группы контрабандистов из 13 чел. и арестовали ее. Банда промышляла незаконными поставками дизельного топлива из Тайваня, Филиппин и Гонконга. В результате этой операции было перехвачено более 20 000 т этого нефтепродукта на сумму около 100 млн юаней [11].

Скоординированные действия таможенной полиции с подразделениями других силовых ведомств по пресечению контрабанды нефтепродуктов стали традиционными в южных и юго-восточных провинциях Китая. Они проводятся ежегодно, приобретают характер многомесячных кампаний с броскими и устрашающими названиями. Весьма показательны в этом плане итоги крупной операции по пресечению контрабанды нефтепродуктов, которая проходила под названием «Острый меч на границе»

в прибрежных районах страны в летне-осенний период 2011 г. В кампании приняло участие несколько сотен сотрудников таможенной полиции по борьбе с контрабандой, которые на протяжении нескольких месяцев проводили масштабную оперативную работу по выявлению лиц, занимавшихся контрабандой нефтепродуктов, а также обнаружению инфраструктуры этого незаконного бизнеса. Оперативными сотрудниками был наложен арест на пристани, склады, нефтепроводы, а также морские и наземные средства транспортировки нефтепродуктов общим количеством 653 единицы. Было выявлено 46 организованных преступных групп и привлечено к уголовной и административной ответственности 304 чел., подозреваемых в участии в контрабанде. По результатам кампании возбудили 1329 дел по фактам контрабанды, изъяли 400 000 т нефтепродуктов на сумму 2,88 млрд юаней [1].

В ходе этой кампании были отмечены новые приемы контрабандистов, с помощью которых они ускользают от контроля таможенных полицейских и правоохранителей. Их суда комплектовались оборудованием для перекачки нефтепродуктов в открытом море вне сферы контроля силовых структур. Преступники стали порой использовать готовые комплекты фальшивых документов о происхождения груза, которые предъявлялись таможенникам в случае проверки. На маршрутах транспортировки контрабандного топлива выставлялись наблюдатели, которые следили за деятельностью таможенной полиции и оповещали преступников о наиболее благоприятном времени и условиях для выгрузки контрабанды.

В свою очередь борцы с контрабандой активно применяли в работе оперативную слежку, системный сбор информации и ее анализ, мониторинг акватории при помощи радиолокации и других современных технических средств наблюдения, радиоперехвата и прослушивания [10].

В 2013 г. в КНР были предприняты и некоторые структурные реформы, имевшие целью совершенствование сил и средств борьбы с морской контрабандой. По решению Госсовета КНР подразделения таможенной полиции по борьбе с контрабандой на море были переданы в распоряжение сформированной на базе нескольких ведомств Морской полиции КНР, одной из функций которой стала борьба с контрабандой в прибрежных водах [4].

Скоординированные и эффективные действия таможенных органов и других силовых структур в традиционных местах активной контрабанды нефтепродуктов вынудили преступные группировки обратить внимание на прибрежные территории, расположенные в более северных районах. Начиная с 2012 г. таможенные органы восточных и северо-восточных провинций Китая стали все чаще обнаруживать факты контрабандного ввоза дизельного топлива морским путем. В ноябре 2014 г. таможня г. Цзинань,

расположенного в провинции Шаньдун на востоке Китая, задержала крупнейшую в своей истории партию нефтепродуктов объемом более 100 000 т на сумму около 820 млн юаней. В результате проведенного расследования органами правопорядка к уголовной ответственности было привлечено 49 чел. [5].

С середины 2014 г. мировые цены на нефть стали снижаться быстрыми темпами. Одновременно с этим стала увеличиваться разница в стоимости нефти, которая добывалась в Китае и импортировалась из-за рубежа, что сделало очень привлекательным контрабандный ввоз нефти и нефтепродуктов. В 2015 г. разница в цене за тонну топлива составляла в среднем 1000 юаней, а порой достигала и 2000 юаней, т. е. средний рыболовецкий траулер китайской постройки мог на одной заправке контрабандной соляркой получить около 300-400 тыс. юаней выгоды [12]. Такие возможности толкают на риск многих законопослушных прежде предпринимателей в сфере рыболовства и малого каботажа. Контрабанда нефтепродуктов стала самым выгодным занятием, позволяющим обогатиться на несколько сотен тысяч юаней за один вечер. По наблюдениям правоохранительных органов потребителями контрабандного топлива периодически становятся легальные компании с вполне хорошей репутацией, которые не могут устоять перед возможностью легкого заработка. К тому же появляются новые нефтепродукты, на контрабандной поставке которых можно хорошо заработать. В последнее время зафиксирован нарастающий незаконный ввоз жидкого битума. Мощный напор контрабандистов привел к тому, что три ведущие нефтегазовые компании Китая с государственным капиталом потеряли около 30 % рынка и налоговые поступления от нефтегазовой сферы значительно уменьшились [12].

Власти пытаются противопоставить этому традиционные скоординированные действия таможенных подразделений по борьбе с контрабандой, морской полиции, органов общественной безопасности и сухопутной полиции, а также пограничников. В 2015 г. в ходе масштабной кампании «Весенний гром» им удалось перехватить 440 000 т контрабандных нефтепродуктов на огромную сумму - 2,2 млрд юаней. В результате было задержано 250 чел., входивших в состав организованных преступных сообществ, специализировавшихся на незаконном ввозе нефтепродуктов в страну [2].

Китай охватил «нефтяной жар». Правительство ускоренными темпами наращивает импорт нефти в страну, стремясь воспользоваться периодом низких мировых цен на нее с целью создания стратегического запаса. В феврале 2016 г. импорт нефти вырос на 20 % в годовом выражении и достиг рекордных объемов за все время наблюдений [6].

Лидеры теневого бизнеса также стремятся не упустить благоприятный момент и заработать как можно больше в период максимальной разницы цен на нефтепродукты внутри Китая и за рубежом.

За последние несколько лет контрабанда нефтепродуктов в Китай приобрела характер системного и хорошо организованного тайного бизнеса с созданием логистических цепей, включающих закупку, транспортировку, перегрузку, переработку и сбыт контрабандных нефтепродуктов. Заправилы контрабанды регистрируют легальные фирмы с параллельными конспиративными видами деятельности, структурированными сферами ответственности персонала, в том числе финансово-инвестиционной, фальсифицированием документации, службой безопасности, поддержанием и развитием коррупционных связей с органами власти, и др.

Основная причина такого положения вещей заключается в системе регулирования государством цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В условиях либерализации рынка высокая стоимость добычи собственной нефти не оставит шанса отечественному нефтепромыслу и поставит под угрозу энергетическую безопасность страны.

В силу этого у властей не остается иного пути, как ужесточать ответственность за контрабанду нефтепродуктов, интенсифицировать и совершенствовать деятельность таможенной полиции и других силовых структур по противодействию незаконному ввозу нефтепродуктов на территорию КНР.

Список литературы

1. Безопасность границ превыше всего // Чжунго хайгуань. 2012. № 1. C. 27-29.

2. Ван Госю. Успешные итоги кампании по пресечению контрабанды «Весенний гром» // Чжунго хайгуань. 2015. № 11. С. 32-33.

3. Десять громких дел о контрабанде в десятилетний юбилей таможенной полиции // Суочжуа синьвэнь. URL: http://news.sohu.com/20090105/ n261570929.shtml (дата обращения 20.07.2016).

4. Десять лет со дня образования таможенной полиции по борьбе с контрабандой // Чжунго хайдзиндзю. URL: http://www.baike.com/wiki (дата обращения 28.06.2014).

5. Инь Ицзе. Контрабандисты нефтепродуктов активно продвигаются в северо-восточные районы // Синьлан цайдзин. URL: http://finance. sina.com.cn/chanjing/cyxw/20141219/015821113426.shtml (дата обращения 23.07.2016).

6. Китай нарастил импорт нефти до исторического максимума / Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/03/21/chinaoil/ (дата обращения 23.07.2016).

7. Комментарии к Особой части УК КНР. URL: http://irbis.amursu.ru/ DigitalLibrary/other/1611.htm (дата обращения 20.07.2016).

8. Николаев А. М. Борьба таможенных органов КНР с контрабандой // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 108-114.

9. Пресечение контрабанды нефтепродуктов // Чжунго бяньфан цзинчхаван. URL: http://www.chinagabf.com/book/tszjxl/31250.html (дата обращения 21.07.2016).

10. Таможенная полиция пресекла 1300 попыток контрабанды нефтепродуктов в ходе кампании «Острый меч на границе» // Хайгуань цзуншу. URL: http://www.customs.gov.cn/publish/portal0/tab46391/info348659.htm (дата обращения 22.07.2016).

11. Таможня Фучжоу пресекла целый ряд попыток контрабанды нефтепродуктов // Фучжоу хайгуань. URL: http://www.customs.gov.cn/publish/ portal123/tab1806/module5678/info111754.htm (дата обращения 21.07.2016).

12. У Цин. За один рейс на контрабанде нефтепродуктов можно заработать 400 000 // Жэньминь ванн. URL: http://finance.people.com.cn/ n1/2016/0619/c1004-28456006.html (дата обращения 21.07.2016).

13. Чень До. Приносящие барыши реки и озера из контрабандных красных, синих и белых нефтепродуктов // Хуася нэнюань ванн. URL: http://www.sinoergy.com/bianji1/5583 (дата обращения 20.07.2016).

14. Чэнь Цзе. Барыш в 500 юаней с тонны привел к резкому росту контрабанды нефтепродуктов // Синьлан цайдзин. URL: http://finance.sina.com. cn/chanjing/b/20070530/09373643783.shtml (дата обращения 22.07.2016).

15. CNPC: Зависимость Китая от импорта нефти превысила 60 % // Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2016/01/26/1483602.html (дата обращения 24.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.