Научная статья на тему 'Борьба с язычеством в Римской империи после 395 г. (по данным кодекса Феодосия'

Борьба с язычеством в Римской империи после 395 г. (по данным кодекса Феодосия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
523
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парфенова Н. В.

After Theodosius's victory in the fight at Phrigidus (A.D. 394) the policy of tolerance with the pro-pagan bias, carried by the emperor Eugenius, came to its end. Theodosius' sons continued the religious policy of their father. The legislation against pagans and heretics had been toughened, though these laws actually were not always executed. Despite this, the ancient religion which lost its former importance and ceased to play its leading part in the state, continued to exist, mainly amidst peasants and the old Roman aristocracy, in 5 and even in 6th cc. A.D.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUGGLE WITH PAGANISM IN ROMAN EMPIRE AFTER A.D. 395 (ACCORDING TO THE CODEX THEODOSIANUS)

After Theodosius's victory in the fight at Phrigidus (A.D. 394) the policy of tolerance with the pro-pagan bias, carried by the emperor Eugenius, came to its end. Theodosius' sons continued the religious policy of their father. The legislation against pagans and heretics had been toughened, though these laws actually were not always executed. Despite this, the ancient religion which lost its former importance and ceased to play its leading part in the state, continued to exist, mainly amidst peasants and the old Roman aristocracy, in 5 and even in 6th cc. A.D.

Текст научной работы на тему «Борьба с язычеством в Римской империи после 395 г. (по данным кодекса Феодосия»

32. Lattimore R. Themes in Greek and Latin Epitaphs. Urbana, 1942. P. 28, 34, 313. В работе приводятся многочисленные примеры эпитафий и показано, что 8ех°Ца1 используется в эпитафиях римского времени в качестве terminus technicus для обозначения приобщения душ смертных миру богов или полубогов. Из содержания эпитафий, как отмечает Латтимор, следует не только, что после смерти души усопших оказываются на небесах, но и то, что посмертное существование души - в отличие от тела - связано с «истинной» жизнью. Автор книги приходит к выводу, что материал греческих эпитафий римского времени свидетельствует о четком противопоставлении места захоронения тела и местопребывания души. Однако в стихотворной надписи в честь Аполлония Тианского никоим образом не демонстрируется противопоставление между «телом» и «душой» (и даже между «самим» [sc. Аполлонием] и «душой»), которое очень хотели бы усмотреть Боуи и Джонс.

33. Боуи истолковывает стк. 3 греческой надписи как «земля Тианы и его [sc. Аполлония] могила», опираясь на известную максиму из «Истории» Фукидида: «гробница доблестных - вся земля» (Thuc. II. 43, 3). В свою очередь, Джонс, настаивая на чтении стшца («тело»), которое в качестве объекта зависит от глагола 8ех°Ца1 («принимать»), опирается, естественно, на материал греческих эпитафий.

34. В заключительном разделе своей повести Филострат перечисляет традиционные версии о кончине Аполлония (Phil. VA. VIII, 29-31) и от себя добавляет: «могилы Аполлония -ни подлинной, ни мнимой - мне видеть не довелось, хотя и обошел я множество стран, повсюду слыша предания о святости его» (Phil. VA. VIII, 31, пер. Е. Г. Рабинович).

35. Ср. Илюшечкин В. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 455.

36. По словам Филострата, Аполлоний при жизни уклонялся от оказываемых ему почестей, «опасаясь завистников» (Phil. VA. IV, 31). В Эфесе Аполлоний изгнал чуму, за что впоследствии ему поклонялись как Гераклу-Целителю, или «Отвратителю бед» (Lact. Div. Inst. V. 3, 14-15).

V. N. Ilyushechkin

THE POETIC INSCRIPTION IN HONOR OF THE THAUMATURGOS FROM TYANA

The article examines the Greek poetic inscription in honor of the philosopher and thaumaturgos of 1st c. A.D. Apollonius of Tyana and represents it through the prism of the historical and literary tradition.

©2007 г. Н. В. Парфенова

БОРЬБА С ЯЗЫЧЕСТВОМ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ 395 г. (ПО ДАННЫМ КОДЕКСА ФЕОДОСИЯ).

После победы Феодосия в битве при Фригиде (394 г.) политике религиозной терпимости «с заметным уклоном в пользу язычества»1, которой придерживался император Евгений, пришел конец. Сыновья Феодосия пожинали плоды отцовской победы и продолжали его религиозную политику. За повторением старого закона, упраздняющего языческие праздники (СТЬ 11.8.22, 3 июля 395 г.), последовали меры против еретиков и строгий запрет традиционных культов. Год спустя был издан закон, подтверждающий

окончательную отмену всех привилегий жрецов, гиерофантов и других служителей культа (не без тонкого упоминания о том, что все языческое жречество находится под запретом)2. Тогда же были возобновлены старые эдикты, направленные против христиан, принимающих участие в языческих церемониях3.

Все антиязыческие законы, изданные при Феодосии, были ужесточены настолько, насколько это было возможно на Западе в то время4. 7 августа 399 г. императоры официально провозглашают политику нетерпимости по отношению ко всем инакомыслящим. Подтверждая уже существующее религиозное законодательство, они требуют более сурового преследования еретиков и язычников (nunc acrius exsequendum), а нерадивым чиновникам, не исполняющим этот закон, угрожает смертная казнь (CTh. XVI.10.13).

Но, несмотря на сильный удар, нанесенный престижу язычества, оно не умерло немедленно, вместе с потоком массовых обращений в христианство. Оппоненты древней религии, утверждая обратное, выдавали желаемое за действительное. Среди многочисленного населения сельской местности, где церковь и государство активно боролись с проязыческими настроениями, запрещали местных богов, религиозные церемонии и использование храмов по назначению, этот процесс занял время, равное жизни не одного поколения5. Под влиянием Иоанна Хрисостома в 399 г. был издан закон о разрушении храмов в сельской местности, чтобы искоренить там язычество (CTh. XVI.10.16). Это тем более примечательно, что зачастую наиболее важные храмы превращались в церкви или светские общественные здания6.

Однако правительству Римской империи пришлось тщетно грозить приверженцам древней религии неотвратимым и страшным возмездием еще как минимум полвека. Законы, запрещающие жертвоприношения, и указы о разрушении или превращении в церкви языческих храмов повторяются снова и снова. Поначалу «принесение жертв демонам» наказывалось изгнанием или конфискацией имущества (CTh. XVI.10.23, 8 июня 423 г.)7, но очень скоро эти оказавшиеся недостаточно эффективными меры заменила смертная казнь (законы 435, 438 и 452 г.). В одном случае утверждалось, что служба идолам вызвала голод. Даже владелец земли, на которой проводились какие-либо языческие церемонии, жестоко наказывался; в этом случае присутствует ссылка на закон 392 г8.

В 404 г. императором Гонорием были отменены гладиаторские бои, которые являлись неотъемлемой частью языческих празднеств. В последний раз они были проведены в честь победы римлян в битве при Полленции9.

В 407 г. появляется еще один закон для западной части империи, запрещающий добровольные пожертвования в пользу храмов. Отныне они переходили в собственность государства и использовались либо в качестве церквей, либо как общественные здания. Статуи богов предписывалось удалить, алтари разрушить. Вновь повторялся запрет языческих застолий, введенный еще Феодосием. За исполнением этого должны были следить епископы, а небрежное исполнение своих обязанностей чиновниками, смотревшими сквозь пальцы на подобные правонарушения, влекло за собой суровое наказание (CTh. XVI.10.19, 15 ноября 407 г.).

Эдикт 408 г., запрещающий врагам ортодоксальной религии нести службу во дворце, нанес по язычеству гораздо более сильный удар, чем все предыдущие, которым потребовалось много времени, прежде чем они стали реально действовать (CTh. XVI.5.42)10. Отныне для высокопоставленного чиновника стало опасно быть язычником или считаться таковым. Уже через восемь лет запрет распространился на солдат, правительственных чиновников и судей. 7 декабря 416 г. язычникам было запрещено служить в армии, в судебных органах и занимать административные должности (CTh. XVI. 10.21)11.

Причиной для столь поздней даты отстранения язычников от государственной службы, вероятно, было то, что только к этому времени христианам удалось добиться доминирующего положения при императорском дворе, как свидетельствуют эпиграфические и литературные источники12. В отличие от язычников, еретики были отстранены от государственной службы уже в 395 г., за 13 лет до всеобщего отстранения врагов ортодок-

сальной религии в 408 г. и на 20 лет раньше закона, относящегося непосредственно к язычникам (CTh. XVI.5.25). Императорское внимание было направлено прежде всего на еретиков при дворе, на религиозную идеологию возрастающего числа тех христиан, которые были близки к императору1 .

Одновременно с преследованием древней религии христиане насаждают среди населения собственные традиции. Одной из них было почитание воскресенья. В 392 г. императоры запретили устраивать по воскресеньям игры в цирке, а семь лет спустя этот запрет был распространен на все виды зрелищ. С 27 августа 399 г. (CTh. II.8.23.) по воскресеньям запрещались дозволенные публичные игры и представления в театре14, а 2 октября 399 г. (CTh. XV.6.2.) из разрешенных публичных игр были исключены майские празднества в Риме (Maiuma).

Но этот эдикт, как и многие другие, похоже, не имел должного действия. Так, синод, собравшийся в 401 г. в Карфагене, представил, в частности, требование о том, чтобы в воскресные дни прекратили устраивать зрелища15. Даже в 425 г. появляется декрет, запрещающий общественные зрелища по воскресеньям, в Рождество Христово, в некоторые другие праздники, и указывающий упорствующим на то, что существует время для молитв и время для развлечений (CTh. XV.5.5 от 1 февраля 425 г.).

Другой закон этого времени констатирует полное исчезновение оппозиционной религии (CTh. XVI. 10. 22, 9 апреля 423 г.), что демонстрирует самонадеянность правительства и недооценку им язычества. Подобный вид самообмана был характерен также и для отцов церкви, когда они радовались якобы полной и окончательной победе христианства. По мнению И. Геффкена, этот факт свидетельствует о все еще непрочном положении новой религии16.

После 410 г. центр языческого сопротивления перемещается на Восток, где политеизм был распространен во всех слоях общества. В Афинах, в Афродизиях (Кария), в Египте языческие обряды совершались вплоть до конца V в. В других местах на восточной границе, таких, как Ливан или Карры, политеизм был обычным явлением даже после VI в .

Несмотря на суровое законодательство, язычество продолжало существовать, главным образом, в среде старой римской аристократии и в крестьянской среде. Как отмечает З.В. Удальцова, «случаи тайного поклонения языческим богам были нередки и в самом ближайшем окружении Юстиниана». По ее мнению, борьба против язычников «отражала не столько социальные противоречия, сколько столкновения различных группировок внутри господствующего класса, прежде всего старой римской аристократии и новой светской и духовной знати, добившейся установления своего политического и идейного влияния в стране»18.

Таким образом, когда Феодосий II в 423 г. утверждал, что язычников в государстве больше не осталось (CTh. XVI.10.22), он явно лукавил: это была лишь официальная версия, предназначенная для широкой общественности. С этого времени по отношению к язычеству практикуется так называемая «идеология молчания»19. В конечном счете, именно она оказалась гораздо более эффективной, чем самые грозные антиязыческие законы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Williams S., Frill G. Theodosius: the Empire at Bay. New Haven; London, 1994. Р. 135.

2. CTh. XVI. 10.14: privilegia si qua concessa sunt antiquo iure sacerdotibus ministris praefectis hierofantis sacrorum sive quolibet alio nomine nuncupantur, penitus aboleantur nec gratulen-tur se privilegio esse munitos, quorum professio per legem cognoscitur esse damnata.

3. CTh. XVI. 7.6, закон от 23 марта 396 г.; ср.: CTh. XVI. 7. 1-4.

4. Исследованию религиозного и, в частности, антиязыческого законодательства Поздней Римской империи посвящен целый ряд работ, из которых можно выделить следующие: Gaudemet J. La formation du droit seculier et du droit de l’eglise aux IVe et Ve siecles. P., 1979 (о месте христианских законов в Кодексе Феодосия см. P. 48-71, 210-215);

Joannou P.-P. La legislation imperiale et la christianisation de l’Empire Romain (311-476). Roma, 1972; Turpin W. The Law Codes and Late Roman Law //Revue internationale des Droits de l’Antiqute. 1985. Vol. 32. P. 343-345. Попытка определить роль, которую законодательство сыграло в обращении Римской империи в христианство, предпринята М.Р. Зальцманом: Salzman M.R. The Evidence for the Conversion of the Roman Empire to Christianity in Book 16 of the Theodosian Code // Historia. 1993. Bd. 42. H. 3. P. 362-378. Императорские законы IV века, направленные против еретиков, язычников и иудеев, достаточно подробно анализируется в диссертации Карла Лео Нетлихса: Noetlichs K.L. Die gesetzgeberischen Massnahmen der christlichen Kaiser des vierten Jahrhunderts gegen Haretiker, Heiden und Juden. Koln, 1971.

5. По версии Орозия, высказанной в его «Истории против язычников» в 416 г. и широко распространенной впоследствии, политеисты (pagani) отождествлялись с сельскими жителями (от латинского) в противоположность городскому населению, поскольку язычники часто укрывались от преследований в деревнях (pagus в переводе с латинского означает «сельская местность, село, деревня» и образовывали там очаги сопротивления религиозным нововведениям. Жители такого пага назывались pagani и составляли маленькую общину с общественной собственностью и общими святынями. См.: Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. Москва, 2001. Т.3. С. 8). Другое значение этого слова — гражданское население в противоположность военным. Христиане использовали этот термин для обозначения всех иноверцев, за исключением еретиков и иудеев (См.: Kornemann E. Paganus //RE. 1942. Bd. 18.1. Sp. 2295-2297). В Кодексе Феодосия термин pagani впервые появляется применительно к закону 370 г. (CTh. XVI.2.18.).

6. Массовое разрушение языческих храмов, хоть и неофициальное, но, по мнению А.Х.М.Джонса, проводимое с молчаливого согласия правительства, началось еще при Феодосии I (Джонс А.Х. М. Гибель античного мира. Ростов, 1997. С. 102) В числе первых святынь, пострадавших от рук христианских фанатиков, оказался знаменитый Се-рапеум в Александрии (см.: Eunap. Vitae. 472; Sozom. HE. VII.15; Rufin. HE. XI.22; Socr. HE. V.16). О законах, предписывающих разрушение храмов, и о попытках приверженцев древней религии защитить свои святилища см.: Fowden. G. Politheist religion and Philosophy // CAH2. 2001. Vol. XIII. P. 553-558. Видимо, ортодоксы слишком активно взялись за исполнение императорского закона и начали уничтожать все святилища древних богов без разбора, именно поэтому в августе 399 г. появляется еще два закона, подтверждающие запрет всех языческих празднеств и церемоний, но предписывающие охранять здания храмов и памятники искусства от уничтожения. Нарушители несли административное наказание в виде солидного штрафа в размере двух фунтов золота (CTh. XVI.10.18; 10.15).

7. Paganos qui supersunt, si aliquando in execrandiss daemonum sacrificiis fuerint comprehensi, quamvis capitali poena subdi debuerint, bonorum proscriptio ac exilium cohercebit.

8. CTh. XVI.10.25. от 14 ноября 435 г.; CTh. Nov. III.8 от 31января 438 г. (со ссылкой на голод); CJ. I.11.7 от 4 ноября 451 г.; CJ. I.11.8 (точная дата неизвестна, предположительно 472 г. См.: Geffcken J.The Last Days of Greco-Roman Paganism. Amsterdam, 1978. P. 263).

9. CTh. XV.12.1. Theodoret. HE. V.26. Феодорит рассказывает в этой связи душещипательную историю о монахе Телемахе, который бросился разнимать гладиаторов, чтобы прекратить бессмысленную бойню, и был забит камнями возмущенными зрителями, лишившимися развлечения в результате его вмешательства. Это печальное событие якобы послужило причиной отмены гладиаторских боев Гонорием. Cм. также: Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи. М., 1997. Т. 3. С. 414. Прим. 57-58. Э. Гиббон совершенно справедливо сомневается в правдоподобности этой истории, указывая на то, что «не было построено ни одной церкви, не было воздвигнуто ни одного алтаря в честь единственного монаха, умершего мученической смертью из человеколюбия».

10. П. Шувен считает его более эффективным, чем все антиязыческие меры, предприни-

маемые императорами до этого времени (Chuvin P. Chronique des derniers prnens. P., 1991. P. 95). Еще в 404 г. появился закон, согласно которому офицеры, принимающие участие в сходках, где ведутся споры по поводу религии, наказывались отрешением от должности и конфискацией имущества (CTh. XVI. 4.4). Ср. с законом 388 г., согласно которому запрещались публичные споры по поводу веры (CTh. XVI. 4.2).

11. Qui profano pagani ritus errore seu crimine polluuntur, hoc est gentiles, nec ad militiam admittantur nec administratoris vel iudicis honore decorentur. Й. Геффкен считает эту меру непродуманной, так как закон не учел авторитета некоторых чиновников-язычников в Риме (Geffcken J.Op. cit. Р. 224). Известно, что в 417-418 гг. должность префекта Рима занимал язычник Волюзиан (Chastagnol A. La prefecture urbain a Rome sous le Bas-Empire. P., 1960. Р. 447). См. также: Salvian. De gubernatore Dei. VI.2.12.

Zosim. V. 46.3f. Cр. Seeck O. Geschichte des Untergangs der Antiken Welt. Stuttgart, 1921. Bd. V. S. 400. Закон был инициирован magister officiorum Олимпием, который имел большое влияние при дворе и был активным членом так называемой антиварварской «партии». Олимпий, в частности, являлся одним из организаторов заговора против Сти-лихона (см.: Philost. HE. XII.1; Ensslin W. Olimpios //RE. 1939. Hbd. 35. Sp. 246 f). По мнению М. Р. Зальцмана, закон был направлен прежде всего против христианских еретических сект (Salzman M. R. The Evidence... P. 368), хотя, по-видимому, его использовали и против язычников. Так, Зосим (V. 46. 3 f.) сообщает о его применении против германца Генерида, блестящего военачальника, занимавшего должность magister militum Италии и Иллирика, варвара по происхождению. Генерид эффективно защищал империю от внешних врагов, но оставался убежденным язычником, твердо сохранявшим приверженность древним традициям и культу богов. Некоторые исследователи считают, что этот закон был нацелен непосредственно на Генерида. Так, П. Шувен полагает, что правительство боялось усиления влияния Генерида, который мог использовать свой авторитет для захвата единоличной власти, как это было некогда с Арбога-стом (Chuvin P. Op. cit. P. 95). Однако теплое отношение к военачальнику императора Гонория, заявившего, что закон имеет силу для всех, кроме Генерида, заставляет усомниться в справедливости этой версии. Она может быть принята лишь отчасти: Олимпий действительно мог стремиться избавиться от талантливого военачальника, но император придерживался иного мнения.

По сообщению Зосима, Генерид отказывался вернуться к исполнению своих обязанностей до тех пор, пока император не отменил свой закон и не обеспечил полную свободу вероисповедания всем военным и гражданским служащим. Однако эта свобода, если она в действительности имела место, могла продолжаться недолго, по мнению О. Зеека, максимум год. См.: Seeck O. Geschichte des Untergangs der Antiken Welt. Stuttgart, 1921. Bd. III. S. 364.

12. См. специальное исследование М.Р. Зальцмана на эту тему: Salzman M. R. How the West was Won: The Christianization of the Roman Aristocracy in the West in the Years after Constantine // Studies in Latin Literature and Roman History /ed. C. Deroux. Coll. Latomus. 1992. №. 217. P. 451-479. Ср.: Буассье Г.Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на западе в IV в. М., 1892. С. 411.

13. Salzman M. R. The Evidence..^. 369. 3 марта 402 г. все общественные и частные места культа еретиков должны были быть конфискованы, а их собрания запрещались. Неприменение этого закона на практике влекло за собой штраф для должностного лица, равный колоссальной сумме в 100 фунтов золота (CTh. XVI.5.30).

21 февраля 410 г. (CTh. XVI. 5.48) монтанисты, присциллиане и другие еретики лишаются всех должностей в армии. 25 августа 410 г. собрания еретиков в Африке запрещаются под страхом смерти (CTh. XVI. 5. 56). Но в то же время всем еретикам гарантируется прощение, если они вернутся в лоно ортодоксальной церкви (CTh.XVI. 5.41, 15 ноября 407 г.). Еретиками (haeretici) считались все те, кто «издавна отчуждены от церкви», те, «которые после того преданы анафеме», а также все, «которые показывают вид, будто исповедуют истинную веру, однако отделились от наших законно поставленных

епископов и составляют свои собрания» (Деяния Вселенских соборов. СПб., 1996. Т. 1. С. 118). К концу IV в. в Римской империи насчитывалось более ста пятидесяти различных христианских течений (см.: Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992. С. 9).

14. Еще при Константине седьмой день недели был объявлен выходным. Для язычников этот день был посвящен солнцу, а христиане связывали его с Христом. Начиная с IV в., день рождения Solis Invicti, отмечавшийся традиционно 25 декабря, стал праздником рождества Христова. См.: Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988. С. 175.

15. Cм. Geffcken J.Op. cit. Р. 224; Schultze V.Geschichte des Untergangs des griechisch-romischen Heidentums. Jena, 1892. Bd. II. S. 319 ff. 4 февраля 405 г. общественные зрелища были запрещены за семь дней до пасхи, первые семь дней пасхи, в рождество и в праздник богоявления (CTh. II.8.24.). 1 апреля 409 г. императоры были вынуждены издать повторный закон, запрещающий игры по воскресеньям (CTh. II.8.25.).

16. То, что dies natalis Рима все еще праздновали в V в. (Wissowa. G. Religion und Kultus der Romer. Munchen, 1912. P. 201) — один из фактов, подтверждающих это.

17. Fowden G. The Pagan Holy Man in Late Antique Society // JHS. 1982. Vol. 102. P. 33-59; Smith R. Late Roman Philosopher Portraits from Aphrodisias // JRS. 1990. Vol. 80. P. 153-155; Chuvin P. Op. cit. P. 106-111 (о Египте), 112-113, 139-140 (Ливан и Карры).

18. Удальцова 3. В. Церковная политика Юстиниана. Народно-еретические движения в империи // История Византии. М., 1967. Т. 1. С. 275.

19. Brown P. Power and Persuation in Late Antiquity: Towards a Christian Empire. Madison, 1992. P. 128.

N.V. Parfyonova

STRUGGLE WITH PAGANISM IN ROMAN EMPIRE AFTER A.D. 395 (ACCORDING TO THE CODEX THEODOSIANUS)

After Theodosius's victory in the fight at Phrigidus (A.D. 394) the policy of tolerance with the pro-pagan bias, carried by the emperor Eugenius, came to its end. Theodosius' sons continued the religious policy of their father. The legislation against pagans and heretics had been toughened, though these laws actually were not always executed. Despite this, the ancient religion which lost its former importance and ceased to play its leading part in the state, continued to exist, mainly amidst peasants and the old Roman aristocracy, in 5th and even in 6th cc. A.D.

©2007 г. Е.А. Чиглинцев

РЕЦЕПЦИЯ КАК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: АНТИЧНЫЙ ОБРАЗ В ИНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Интерес к античности, так или иначе присутствующий в общественном сознании и культуре нового и новейшего времени, порождает особое внимание к ряду исторических персонажей древности, чьи судьбы и образы как-то сопрягаются с иными социокультурными условиями Х1Х-ХХ вв., а их интерпретация позволяет включить Спартака и Цезаря, Мецената и Александра, Калигулу и Клеопатру в современную европейскую культурную традицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.