Халитова А.Р., соискатель Института Африки РАН
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ФРАНЦИИ В АФРИКЕ
© 2017 Халитова АР.
Аннотация: В статье рассматривается стратегия Франции в области борьбы с терроризмом в Африке. Основным аспектом антитеррористической политики Франции в Африке является ее региональное измерение - создание единой системы французского базирования и проведение операций под единым региональным командованием. Курс Франции соответствует концепции глобальной безопасности, сочетающей военный и гражданский аспекты мирного урегулирования. Основной зоной антитеррористической деятельности является Сахельский регион. Кроме того, Франция активно вовлечена в борьбу с группировкой Боко Харам, а также сотрудничает со странами Северной Африки в области обмена разведданными.
Ключевые слова: терроризм, стратегия безопасности Франции, Сахельский регион, Боко Харам, концепция глобальной безопасности
Одним из ключевых направлений политики Франции в Африке традиционно является обеспечение безопасности на континенте. До конца 1990-х годов курс Парижа был направлен на защиту политических режимов молодых африканских государств и их суверенитета. С начала 2000-х Франция стала формально придерживаться концепции наименьшего вмешательства во внутренние конфликты и более открытого взаимодействия с этими странами (принимала участие в реформировании армий и их технического перевооружения). В последние годы стратегия в области обеспечения безопасности на континенте претерпела значительные изменения. Это связано, прежде всего, с возрастающей террористической угрозой и распространением ассиметричных конфликтов в Африке. И если до военной операции «Сервал» в Мали в 2013 г. Франция участвовала в урегулировании в первую очередь внутренних конфликтов, то, начиная с этого рубежа, Париж стал одним из ключевых партнеров африканских стран в борьбе с терроризмом. Кроме того, изменилась и зона ответственности французских «силовиков», приняв региональное измерение.
Растущая в последние годы роль Франции в борьбе с терроризмом на континенте обуславливается не в последнюю очередь ее присутствием в Африке. Согласно данным МИД Франции, в Африке проживают около 256 тысяч французских граждан1. В странах региона представлено несколько тысяч французских компаний2, в том числе такие крупнейшие инвесторы, как Total, Bolloré, Areva, EDF, Engie, Technip, Eramet, Bouygues, Vinci, Lafarge, Société Générale, BNP Paribas и др. Как подчеркивают ведущие исследователи проблемы терроризма, ее важнейшим интегральным аспектом является финансовая подпитка террористических структур и ячеек, как в самой Франции, так и в экономически тесно связанных с ней бывших колониях в Африке. Для этого используются как неформальные финансовые мехнизмы типа «хавала», так и легальные переводы мигрантов.3
В последние годы на континенте значительно участились террористические акты, направленные против иностранных граждан, в частности французских. Так в 2010 г. в Нигере террористами были похищены 7 сотрудников компаний Areva и Satom, из которых пятеро являлись гражданами Франции. В 2013 г. мишенью исламистов в Нигере стало уранодобывающее предприятие Areva в Арлите. В том же году сотни людей были взяты в заложники на месторождении природного газа в г. Ин-Аменас (Алжир) и в торговом центре в Найроби (Кения). В 2015-2016 гг. террористические акты против иностранных граждан совершены в Ливии, Тунисе, Мали, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуаре.
Важным фактором активизации антитеррористической борьбы Франции является и нарастание угрозы в самой Франции. За последние два года в стране было совершено 10 террористических актов, в том числе нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo, серия терактов в парижских кафе, в концертном зале «Батаклан» и у стадиона Стад-де-Франс, теракт в Ницце в День взятия Бастилии. Ответственность за большинство нападений взяла на себя террористическая организация ИГИЛ.4 В этой связи одним из приоритетов французской политики безопасности является защита границ Франции и ЕС от проникновения террористических элементов из Ближнего Востока и Африки.
Согласно «Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности», принятой в 2013 г., Франция может использовать свои национальные ВС в случаях ответных контртеррористических действий, эвакуации граждан Франции и стран ЕС или в коалиционных операциях в рамках НАТО и ЕС. Решение о вмешательстве в третьи страны принимается при наличии угрозы национальным интересам Франции и ее гражданам, государствам ЕС и НАТО, а также в целях выполнения международных обязательств. Терроризм признается одной из главных угроз национальной безопасности Франции5.
Несмотря на рост внешних вызовов в последние годы французское руководство придерживается курса оптимизации армии и сокращения своего военного присутствия за рубежом, прежде всего в Африке. Пересмотр внешней военной стратегии связан с желанием избавиться от имиджа «жандарма» в бывших колониях. Это объясняется, прежде всего, ответственностью за неудавшиеся военные операции, приведшие к затяжным военно-политическим кризисам в ряде африканских стран. В частности, многие аналитики отмечают второстепенную роль Франции в активизации террористов в зоне Сахеля6. Так, коалиция НАТО, в которую вошла Франция, фактически открыла путь в регион для ливийских исламистов, начав в 2011 г. в Ливии операцию против режима М.Каддафи.
В 2010 г. президент Франции Н.Саркози впервые заявил об уменьшении французского военного присутствия на континенте, а уже в 2011 г. военные контингенты были сокращены в Сенегале и Джибути. Похожий дискурс поддержал действующий президент Ф.Олланд. Его программа в Африке базируется на сокращении финансирования проектов в сфере безопасности и оказании большей помощи в развитии африканским странам. Новая политика Франции на континенте соответствует принципу «Африка -африканцам». Согласно этой концепции, внутренние и внешние вызовы должны решаться африканскими государствами совместными усилиями, без активного вмеша-
7
тельства третьих стран .
Важной особенностью этой обновленной концепции безопасности является ее региональное измерение. Ее основы заложены в программе «Усиление африканских возможностей по поддержанию мира» (RECAMP), предложенной французами еще в 1998 г. Этот проект нацелен на создание эффективных национальных армий, действующих под единым региональным командованием при координации ООН. Ключевые на-
правления деятельности программы - обучение, проведение совместных учений и техническое оснащение армий. Франция также принимает участие в программах реформирования африканских вооруженных сил, реализуемых с учетом новых угроз, в том числе развития транснационального терроризма.
Основная географическая зона борьбы Франции с терроризмом в Африке -Сахельский регион. В 2013 г. на севере Мали французами была начата операция «Сервал», нацеленная на борьбу с туарегами и исламистскими группировками. По инициативе Парижа номинальная роль в мирном урегулировании была передана региональному сообществу ЭКОВАС. Франция выступила автором резолюций 2071 и 2085, принятых Совбезом ООН накануне операции . В соответствии с резолюциями, под институциональным началом ЭКОВАС была создана Международная миссия под африканским руководством по поддержке Мали (АФИСМА). В 2013 г. ее полномочия были переданы Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). Несмотря на завершение операции, ситуация в Мали остается напряженной: на севере по-прежнему идут вялотекущие боевые действия, на территории страны, в том числе в Бамако, с различной периодичностью совершаются террористические акты.
В 2014 г. французские вооруженные силы начали в Сахельском регионе крупнейшую контртеррористическую операцию «Бархан» против группировок джихади-стов-салафитов. «Бархан» стала продолжением одновременно двух операций французских вооруженных сил - «Сервала» в Мали и «Эпервье» в Чаде (последняя проводилась с 1986 г. против притязаний Ливии на чадские территории). Операция осуществляется при участии военных контингентов Мавритании, Мали, Буркина-Фасо, Нигера и Чада под единым французским командованием. Следует отметить, что она была начата сразу после подписания нового Соглашения о сотрудничестве в области обороны между Францией и Мали от 16 июля 2014 г.9 (заменило соглашение от 1985 г.). Новый документ предусматривает большую маневренность Франции в проведении контртеррористических операций в Сахельском регионе. В том же ключе также были пересмотрены военные соглашения с Чадом и Нигером.
В этой связи важно отметить новый формат взаимодействия стран Сахельского региона в борьбе с террористическими группировками, инициированный Министерством обороны Франции. «Большая пятерка» Сахеля, или 05 - так окрестили антитеррористическую коалицию, в которую вошли Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер и Чад. Председательство в 05 формально передано Мавритании. Фактически этот механизм заменил существовавший ранее Совместный операционный комитет представителей генеральных штабов, созданный в 2010 г. по инициативе Алжира, включавший также 3 государства - Мали, Мавританию и Нигер.
Вторым направлением антитеррористической активности Франции в Африке является борьба с группировкой Боко Харам в Нигерии и государствах-союзниках. Недавний альянс Боко Харам с организацией «ДАШИ» представляет опасность как для государств зоны Сахеля, так и Северной Африки. Вызывает опасение и проникновение террористических элементов из северо- и западноафриканского регионов в Центральную Африку (Камерун). Согласно имеющейся информации французских спецслужб, Боко Харам, как и сахельские группировки, снабжаются оружием, поступающим из Ливии через Чад и Нигер. В 2012 г. отряды Боко Харам проходили подготовку в лагерях джихадистов на севере Мали, а также получали оттуда финансирование за счет средств, поступающих от выкупов заложников иностранными государствами. Как ут-
верждают источники во французском МИДе, эти связи были прерваны благодаря проведению операции «Сервал» в Мали10.
Важно отметить, что альянс африканских стран против Боко Харам (Чад, Нигер, Нигерия, Камерун, Бенин), в отличие от коалиции 05 по Сахелю, отказывается от участия в контртеррористических операциях контингента западных стран, используя собственные военные подразделения. Сотрудничество альянса с иностранными партнерами носит в большей мере технический характер - оснащение контингента Смешанных многонациональных сил вооружением, транспортом и средствами связи.
В мае 2014 г. на саммите глав государств альянса против Боко Харам и его западных партнеров (Франция, Великобритания, США) в Париже Ф.Олланд предложил «Глобальный региональный план» по противостоянию этой террористической группировке. Основой сотрудничества, согласно плану Елисейского дворца, стало тесное взаимодействие разведывательных служб государств альянса и его западных союзников. В соответствии с принятыми договоренностями, Франция взяла на себя обязательства по предоставлению коалиции разведданных, полученных посредством спутникового слежения, а также разведывательными самолетами Рафаль в районе озера Чад, где сосредоточены основные силы Боко Харам. Координационный разведштаб по борьбе с Боко Харам расположился в г. Нджамене (он действует также в рамках операции «Бархан»). Кроме того, Франция взяла обязательство по привлечению в чрезвычайных случаях своих вооруженных сил, вооружения и техники, сосредоточенных на ее базах в Нигере и Чаде11. В частности, 8 ноября 2016 г. благодаря оперативному вмешательству французских истребителей «Мираж-2000» удалось отбить атаку боевиков, напавших на отряд нигерийской национальной армии на границе с Мали. Операция была проведена по запросу нигерийского командования12.
Важными аспектами стратегии в Сахельском регионе, предложенной Францией, является проведение операций под единым региональным командованием, координация национальных разведслужб, обмен информацией, а также совместный контроль границ. Центр операционного командования операции «Бархан» находится в г. Нждамена в Чаде. Его расположение выгодно не только с точки зрения координации действий коалиции в зоне Сахеля, оно также позволит расширить зону операции в случае объединения группировок Сахельского региона и Боко Харам (г. Нджамена находится на стыке двух региональных зон - Западной и Центральной Африки). Постоянные операционные базы, используемые в операции «Бархан», расположены в городах Гао (Мали) и Нджамена (Чад), временные - в Чаде, Нигере и Мали (в том числе в Нигере военно-воздушная база в г. Ниамей и база Мамана в приграничной зоне с Ливией, позволяющая контролировать трансграничное передвижение джихадистов и переброску оружия). Дополнительный воинский контингент, включая специальные подразделения, а также вооружение и боевая техника базируются на региональных базах в Сенега-
13
ле, Кот-д'Ивуаре и Габоне . По сообщениям ряда источников, в столице Буркина-Фасо Уагадугу дислоцируются специальные подразделения французской армии, которые участвовали в контртеррористических операциях в ходе терактов в Бамако и Уагадугу в 2015-2016 гг.14 Весной 2016 г. после нападений в Кот-д'Ивуаре в столицу Буркина-Фасо также переброшена группа элитного антитеррористического подразделения французской жандармерии ГИГН15.
Таким образом, контртеррористическая активность Франции на континенте в большей мере ограничивается Сахельским регионом - традиционной зоны ее политического и экономического влияния. Кроме оказания военного и технического содействия, реализуются программы по обучению спецподразделений африканских госу-
дарств для проведения операций по освобождению заложников и ликвидации боевиков во время массовых нападений16. По инициативе Ф.Олланда с 2015 г. под председательством президента Сенегала М. Салла в Дакаре проходит ежегодный Международный форум по миру и безопасности в Африке - ключевой форум по безопасности на континенте. В Восточной Африке Париж принимает более скромное участие в борьбе против группировки Аль-Шабаб, оказывая логистическую поддержку кенийским властям. По сообщениям СМИ, в октябре 2011 г. французы нанесли удары с моря и воздуха по позициям Аль-Шабаба в Сомали, однако французские власти отрицают свое участие в
17
бомбардировках .
Важным плацдармом для сотрудничества в области борьбы с терроризмом являются страны Северной Африки, граничащие с Сахелем. Речь идет прежде всего об обмене разведданными Франции с Марокко и Алжиром. В 2014 г. взаимодействие марокканских и французских спецслужб было приостановлено в результате скандала, связанного с вызовом на допрос в Париже главы службы контрразведки Марокко А. Хаммуши по обвинению в пытках. Сотрудничество было восстановлено вскоре после терактов, совершенных сторонниками ДАИШ во французской столице в 2015 г. Тем не менее, взаимодействие с Марокко затрудняется тесными контактами Парижа и Алжира, который кроме предоставления сведений французским разведслужбам, играет одну из ключевых ролей в переговорах по урегулированию конфликтов в Мали и Ливии.
Последнее время в экспертных кругах выражается мнение о целесообразности проведения Францией контртеррористической операции в Ливии, которая на сегодняшний день является «инкубатором» террористических сил в Африке и «подпитывает» группировки в Сахаро-Сахельском регионе. За необходимость интервенции в Ливию высказываются и руководители государств, представленных в региональных антитеррористических коалициях. Так в ходе Международного форума по миру и безопасности в Африке в 2014 г. главы Мали, Сенегала и Чада выступили с призывом к международному сообществу осуществить военную операцию в Ливии с целью уничтожения здесь террористического подполья. Как отметил Президент Чада И.Деби: «Ни одна африканская армия не может победить терроризм в Ливии. Только у НАТО есть такие
возможности. Если мы хотим разрешить проблему в Сахеле, нужно заняться Ливией. А
18
мы сможем оказать в этом содействие» . Некоторые источники утверждают, что Франция рассматривает возможность участия в контртеррористической операции в Ливии и сможет использовать как опорный пункт операции свою базу в Мадаме у ливийской границы на севере Нигера19.
В целом контртеррористическая политика, реализуемая Францией в Африке, соответствует концепции глобальной безопасности, которая не только предполагает региональное измерение, но и сочетает военный и гражданский аспекты мирного урегулирования. Согласно докладу по Сахелю французских сенаторов Ж.-П. Шевенмана и Ж.Ларше 2013 г., концепция глобальной безопасности подразумевает прежде всего реформирование системы политического управления и силовых структур, поощрение экономического и социального развития в государствах региона, что позволяет устранить
20
причины конфликтов . Об этих принципах также идет речь в «Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности» Франции. Это в полной мере соответствуют позиции Совета Безопасности ООН о сочетании военного и гуманитарного измере-
21
ний (в том числе помощи в развитии) в борьбе с терроризмом . Новая политика безопасности Франции в Африке нацелена на сокращение расходов на оборону в регионе и последовательную передачу функций обеспечения безопасности национальным армиям
и региональным образованиям. Важным является также создание единой системы французского базирования, которая позволяет оперативно реагировать на региональные кризисы (переброска спецподразделений для ликвидации боевиков, центры общерегионального командования и сбора разведданных).
ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1 La communauté française inscrite au registre des Français établis hors de France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/services-aux-citoyens/inscription-consulaire-et-communaute-francaise/article/la-communaute-francaise-inscrite-au-registre-des-francais-etablis-hors-de
2 Combien d'emplois la France a-t-elle créé dans les pays d'Afrique? http://www.mays-mouissi.com/ 2016/01/05/combien-demplois-la-france-a-t-elle-cree-dans-les-pays-dafrique/
3 Абрамова И.О., Бессонов С.А. «Арабская весна» и трансграничная миграция.// Азия и Африка сегодня. 2012. № 6 (659). С. 10-17; Абрамова И., Денежные переводы мигрантов: роль в социально-экономическом развитии Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7. С. 82-90.
4 Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Негосударственные и квазигосударственные акторы Большого Ближнего Востока и проблема «евроджихадизма»: европейское лицо экстремистской угрозы // Азия и Африка сегодня. 2015, № 11, с. 2-11.
5 Livre blanc. Défense et sécurité nationale. 2013.
6 СапроноваМ.А. Кризис в Мали как продолжение «арабской весны». www.mgimo.ru. 30.02.2013.
7 Leboeuf A., Quénot-Suarez H. La politique africaine de la France sous François Hollande. IFRI. 2014.
8 Мольни Ж.-П. Как кризис в Мали изменил политику Франции // Россия в глобальной политике.
30.05.2013. № 885397.
9 Traité de coopération en matière de défense entre la République française et la République du Mali.
16.07.2014.
10 Sommet de l'Elysée: un «plan global régional» contre Boko Haram. RFI. 18.05.2014. http://www.rfi.fr/afrique/20140518-sommet-elysee-plan-global-regional-contre-boko-haram-nigeria-france-niger-benin-tch
11 Sommet de l'Elysée: «déclarer la guerre» à Boko Haram. RFI. 17.05.2014. http://www.rfi.fr/afrique/ 20140517-sommet-elysee-declarer-guerre-boko-haram-nigeria-francois-hollande-goodluck-jonathan/
12 Barkhane : Les Mirage 2000 de Niamey en appui des forces armées nigériennes. Ministère de la Défense de la République Française. 16.11.2016. http://www.defense.gouv.fr/operations/sahel/actualites/ barkhane-les-mirage-2000-de-niamey-en-appui-des-forces-armees-nigeriennes
13 Там же.
14 Lutte antiterroriste en Afrique : Des éléments du Gign français prépositionnés à Ouagadougou. Le Soleil Online. 16.04.2016. http://www.lesoleil.sn/2016-03-22-23-44-41/item/48986-lutte-antiterroriste-en-afrique--des-elements-du-gign-francais-prepositionnes-a-ouagadougou.html
15 La France promet une coopération anti-terroriste renforcée après l'attaque en Côte d'Ivoire. La Croix. 16.03.2016.
16 Там же.
17 Fighter jet targets southern Somali port. Al Jazeera. 24.11.2011. Other Nations Join Somalia Fight, Kenya
Says. The New York Times. 23.11.2011.
18 19
Des pays africains demandent une intervention militaire en Libye. La Croix. 17.12.2014.
Les dangereuses impostures de la guerre « contre le terrorisme ». Survie.org. 02.02.2016. p.18. http://survie.org/IMG/pdf/Dossier_etat_d_urgence_terrorisme_VFinale_mise_en_page-2.pdf
20 Sahel : pour une approche globale. Senat. Rapport d'information № 720. http://www.senat.fr/rap/r12-720/r12-720-syn.pdf
21 Lutte contre le terrorisme et aide au développement en Afrique : quels liens pour quels enjeux ? Le Huffington Post. 08.06.2014. http://www.huffingtonpost.fr/fanny-jourdan-gal/lutte-contre-le-terrorisme-et-aide-au-developpement-en-afrique-quels-liens-pour-quels-enjeux_b_5451102.html?utm_hp_ref=france&ir=France
Khalitova A.A., Postgraduate student, Institute for African Studies
FIGHT AGAINST TERRORISM IN THE FRENCH SECURITY POLICY IN AFRICA
© 2017 Khalitova A. A.
Abstract: The article examines the French strategy in fighting against terrorism in Africa. The French antiterrorist strategy in Africa focuses on its regional dimension - establishing of common regional system of French deployment and conducting military operations under the common regional command. The French policy conforms to the conception of global security which combines military and civil aspects of peaceful regulation. The key zone of its antiterrorist activity is the Sahel region. Moreover France participates in fighting against the Boko Haram terrorist group and collaborates with North African countries in exchanging of intelligence data.
Keywords: terrorism, French security strategy, Sahel region, Boko Haram, conception of global security.
REFERENCES
Abramova I. (2009) Denezhnyye perevody migrantov: rol' v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii Afriki [Money transfers of migrants: a role in the social and economic development of Africa]. //Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. [World economy and international relations]. 2009. № 7. P. 82-90.
Abramova I.O., Bessonov S.A. (2012).«Arabskaya vesna» i transgranichnaya migratsiya ["Arab spring" and transboundary migration] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 6 (659). Pp. 10-17.
Barkhane : Les Mirage 2000 de Niamey en appui des forces armées nigériennes. Ministère de la Défense de la République Française. 16.11.2016 http://www.defense.gouv.fr/operations/sahel/actualites/barkhane-les-mirage-2000-de-niamey-en-appui-des-forces-armees-nigeriennes
Combien d'emplois la France a-t-elle créé dans les pays d'Afrique ? http://www.mays-mouissi.com/2016/01/05/combien-demplois-la-france-a-t-elle-cree-dans-les-pays-dafrique/
Des pays africains demandent une intervention militaire en Libye. La Croix. 17.12.2014.
Fighter jet targets southern Somali port. Al Jazeera, 24.11.2011.
Fituni L.L., Abramova I.O. (2015) Negosudarstvennyye i kvazigosudarstvennyye aktory Bol'shogo Blizhnego Vostoka i problema «yevrodzhikhadizma» yevropeyskoye litso ekstremistskoy ugrozy. [Non-state and quasi-state actors of the Greater Middle East and the problem of "Eurojihadism": European face of an extremist threat] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today], № 11, pp. 2-11.
La communauté française inscrite au registre des Français établis hors de France. France Diplomatie. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/services-aux-citoyens/inscription-consulaire-et-communaute-francaise/article/la-communaute-francaise-inscrite-au-registre-des-francais-etablis-hors-de
La France promet une coopération anti-terroriste renforcée après l'attaque en Côte d'Ivoire. La Croix. 16.03.2016.
Leboeuf A., Quénot-Suarez H. La politique africaine de la France sous François Hollande. IFRI. 2014.
Les dangereuses impostures de la guerre « contre le terrorisme ». Survie.org. 02.02.2016. p. 18. http://survie.org/IMG/pdf/Dossier_etat_d_urgence_terrorisme_VFinale_mise_en_page-2.pdf
Livre blanc. Défense et sécurité nationale, 2013.
Lutte antiterroriste en Afrique : Des éléments du Gign français prépositionnés à Ouagadougou. Le Soleil Online. 16.04.2016 http://www.lesoleil.sn/2016-03-22-23-44-41/item/48986-lutte-antiterroriste-en-afrique--des-elements-du-gign-francais-prepositionnes-a-ouagadougou.html
Lutte contre le terrorisme et aide au développement en Afrique : quels liens pour quels enjeux ? Le Huffington Post. 08.06.2014 http://www.huffingtonpost.fr/fanny-jourdan-gal/lutte-contre-le-terrorisme-et-aide-au-developpement-en-afrique-quels-liens-pour-quels-enjeux_b_5451102.html?utm_hp_ref=france&ir=France
Maulny J.-P. (2013) Kak krizis v Mali izmenil politiku Francii [How crisis in Mali changed French policy] // Rossiya v globalnoy politike [Russia in Global Affairs]. № 885397.
Other Nations Join Somalia Fight, Kenya Says. The New York Times, 23.11.2011.
Sahel : pour une approche globale. Senat. Rapport d'information № 720 http://www.senat.fr/rap/r12-720/r12-720-syn.pdf
Sapronova M.A.(2013). Krizis v Mali kak prodolzhenie "arabskoi vesny" [Crisis in Mali as continuation of the Arab spring]. www.mgimo.ru.
Sommet de l'Elysée: un «plan global régional» contre Boko Haram. RFI. 18.05.2014 http://www.rfi.fr/afrique/20140518-sommet-elysee-plan-global-regional-contre-boko-haram-nigeria-france-niger-benin-tch
Sommet de l'Elysée: «déclarer la guerre» à Boko Haram. RFI. 17.05.2014 http://www.rfi.fr/afrique/ 20140517-sommet-elysee-declarer-guerre-boko-haram-nigeria-francois-hollande-goodluck-jonathan/
Traité de coopération en matière de défense entre la République française et la République du Mali. 16.07.2014.