Научная статья на тему 'БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ПРОБЛЕМЫ и приоритеты'

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ПРОБЛЕМЫ и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3122
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЮГА РОССИИ / MODERN TERRORISM / RELIGIOUS-POLITICAL TERRORISM / ACT OF TERRORISM / THE NORTH CAUCASUS / ANTITERRORIST OPERATIONS / SAFETY OF THE SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медведев Николай Петрович, Боташева Асият Казиевна

Современный терроризм, взявший на вооружение этнонационалистические, этносепаратистские цели и выступивший под знаменем ислама и провозгласивший себя от имени ислама, стал серьёзным вызовом безопасности многих регионов мира. Сложность и неоднозначность проблемы в полной мере проявляется на Северном Кавказе в России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the problem of modern terrorism is being considered with its ethno-nationalist, ethno-separative purposes and acting under a banner of Islam. Terrorism has become a serious call of safety in many regions of the world and in the North Caucasus in Russia as well.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ПРОБЛЕМЫ и приоритеты»

Трибуна

Николай МЕДВЕДЕВ, Асият БОТАШЕВА

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ

Современный терроризм, взявший на вооружение этнонационалистические, этносепаратистские цели и выступивший под знаменем ислама и провозгласивший себя от имени ислама, стал серьёзным вызовом безопасности многих регионов мира. Сложность и неоднозначность проблемы в полной мере проявляется на Северном Кавказе в России.

In this article the problem of modern terrorism is being considered with its ethno-nationalist, ethno-separatist purposes and acting under a banner of Islam. Terrorism has become a serious call to security in many regions of the world and in the North Caucasian region of Russia as well.

Ключевые слова:

современный терроризм, религиозно-политический терроризм, террористический акт, Северный Кавказ, антитеррористические операции, безопасность юга России; modern terrorism, religious-political terrorism, act of terrorism, the North Caucasus, antiterrorist operations, safety of the South of Russia.

Ситуация на Северном Кавказе, где дают о себе знать противоречия в сфере национально-государственного устройства и межэтнических отношений, которые искусственно осложняются конфессиональным фактором, целенаправленно вносимым извне международными экстремистскими и террористическими организациями, по-прежнему характеризуется признаками дестабилизации. В общей сложности за одиннадцать месяцев 2008 г. здесь зарегистрировано 803 акта террористической направленности, из них в Ингушетии — 404 теракта, Чеченской Республике — 198, в Дагестане — 116. Сравнение потерь 2008 г. с аналогичными периодами 2006 и 2007 г. свидетельствует об ухудшении ситуации. В 2008 г. были убиты и ранены 845 представителей власти и силовых структур (в 4 раза больше, чем уничтоженных бандитов). Если за одиннадцать месяцев 2007 г. число жертв (убитыми и ранеными) среди мирных жителей составило 254 человека, то за такой же период 2008 г. оно выросло до 330 человек, т.е. примерно на одну треть1.

Особенно настораживает резкий всплеск экстремистской и террористической активности, происходящей вне связи с чеченским конфликтом, когда терроризм распространяется на сопредельные с республиками Северного Кавказа и более отдалённые края и области. Только в 2008 г. было выявлено и привлечено к уголовной ответственности более 30 членов международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир», которая развила активную подпольную деятельность в Поволжье, на Урале и в Сибири. В республике Марий Эл, Красноярском и Пермском краях, Тюменской обл. задержаны и экстрадированы в Ташкент пятеро участников международной террористической организации «Исламское движение Узбекистана». В июле-августе этого года предотвращена серия терактов на курортах Сочи и Анапы, подготовка которых проводилась с участием Моганнеда — эмиссара Аль-Каиды на Северном Кавказе. Национальный антитеррористический комитет располагает информацией об угрозе терактов в приграничных с Южной Осетией и Абхазией российских регионах. Всего в России с начала 2008 г. Федеральной службе безопасности удалось предотвратить 69 терактов, причём 36 из них планировалось совершить в местах массового пребывания людей. Также пресечена деятельность 120 террористических и экстремистских организаций, подрывная деятельность ко-

МЕДВЕДЕВ Николай

Петрович —

д.филос.н,, профессор;

заведующий

кафедрой

политологии и

социологии

Ставропольского

государственного

университета

БОТАШЕВА Асият Казиевна — к.полит.н, ст. преподаватель кафедры политологии и социологии Карачаево-Черкесского государственного университета

1 Матишов Г. Г., Авксентьев В.А., Батиев Л.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. III. — Ростов н/Д : ЮНЦ РАН, 2008, стр. 49.

торых проводилась не без участия международных террористических центров1.

Борьба с современным терроризмом стала одной из важнейших государственных задач, от решения которой зависит не только национальная безопасность, стабильность в обществе, доверие граждан к органам государственной власти и управления, но и в целом процесс устойчивого развития страны. Угроза террористических актов не снята, при прогнозировании вероятности террористических актов приходится констатировать, что они продолжают представлять особую опасность, особенно для городов, политических и экономических центров.

Террористические акты становятся всё более крупномасштабными, разными по преследуемым целям и видам проявления. Сами структуры, использующие терроризм для достижения политических целей, любыми способами стремятся расширять спектр террористической деятельности. Поэтому приоритетной задачей государства по обеспечению национальной безопасности остаётся целенаправленная и эффективная борьба с терроризмом во всех его формах и модификациях.

Очень важным является вопрос о выборе стратегии борьбы с терроризмом. Сегодня западные страны придают главное значение слаженной работе спецслужб, акцентируют внимание на преследовании террористов и на подготовке к последствиям террористических актов. Как показывает практика, этого сегодня явно недостаточно. Для радикального решения проблемы терроризма приоритетной целью антитеррористической стратегии должна стать работа по устранению базовых причин, способствующих появлению терроризма. Как представляется, подобный подход наиболее соответствует существующим реалиям, так как, несмотря на периодически наносимые по террористам удары спецслужб и правоохранительных органов, некоторые террористические организации продолжают существовать и действовать многие десятилетия: ИРА в Северной Ирландии — с 1914 г., «Братья-мусульмане» в Египте — с 1928, ЭТА в Испании — с 1959 (хотя впервые она заявила о себе только 7 июня 1968 г.), РАФ («Фракция Красной Армии») в Германии — с конца 60-х гг., «Красные бригады» в Ита-

1 Федосеенко В. Пляжный сезон без террора : из интервью директора ФСБ Александра Бортникова // Российская газета, 2008, 15 октября.

лии — с 1970 г., «Красная армия Японии» (КАЯ) — с начала 70-х, «Серые волки» в Турции — с середины 70-х, «Прямое действие» во Франции — с 1979 г., ХАМАС — с 1987 г. и т.д.

Не оспаривая важности и значимости силовых методов борьбы с терроризмом, российское научное сообщество акцентирует внимание на устранении базовых причин, способствующих появлению терроризма, считает это главной целью анти-террористической стратегии. Отечественные учёные считают, что современный терроризм, как никакое другое явление, теснейшим образом связан с экономическими, социальными, политическими и духовными противоречиями, существующими в обществе. Действительно, «Сала-фитский джихад», например, и заинтересованные страны пытаются использовать суммированный конфликтный потенциал, порождённый политическими, военностратегическими, экономическими, культурными и конфессиональными различиями на Северном Кавказе как благоприятную среду для терроризма. Ведь северокавказский регион, выбранный в качестве плацдарма террористических операций против России, есть не только самый многонациональный и многоконфессиональный регион нашей страны, это также регион с самым высоким уровнем безработицы и самым низким уровнем доходов на душу населения.

Признавая приоритетное направление в борьбе с терроризмом в устранении причин, вызвавших проявления терроризма, надо одновременно учитывать, что сама по себе ликвидация неравенства и противоречий не является гарантией окончательного исчезновения терроризма. Комплекс радикальных экстремистских установок (крайне левых, крайне правых, националистических, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических, духовно-психологических и др.) также всегда являлся фактором, усиливающим террористическую активность, служил теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения социальных, преимущественно политических, целей.

К тому же надо учитывать, что для совершения самых чудовищных насильственных акций лучшие исполнители — это фанатики. Фанатизм же чаще всего раз-

вивается как раз в среде экстремистских течений, в том числе и религиозных. И сегодня на Северном Кавказе отмечается сильное влияние «ваххабизма» («параллельного ислама»)1, выступающего против традиционного ислама, где ханбалитский шариат строго регламентирует поведение верующего и не признаёт светский суд, который существует наряду с шариатскими судами, как, например, в Йемене, Иране, Ливии, Сирии, Судане и др. И если лет десять назад понятие «ваххабизм» было известно очень ограниченной группе исследователей — востоковедам, исламоведам и религиоведам, то теперь «дуга нестабильности» «салафитского джихада» протянулась от Северного Кавказа через всё Поволжье к Татарстану, Мордовии, Саратовской, Ульяновской, Волгоградской и Астраханской обл.

Запаздывающая реакция государства в вопросах идеологического противодействия террористическим угрозам и отсутствие обстоятельной научно-методической проработки данной проблемы ведёт к тому, что ваххабитское движение может привести к таким результатам, каких не удалось достичь ни имаму Шамилю, ни царизму, ни советской власти. Отличительной чертой стратегии ваххабизма является то, что данное движение делает ставку не только на принудительные меры, но и на силу убеждения, на последовательное внедрение своих ценностных ориентиров в сознание людей психологически продуманными, идеологически выверенными способами и методами, действиями, приуроченными к наиболее подходящему для распространения идей движения временному периоду.

Почему же псевдоисламская идеология, так называемый «ваххабизм-салафизм», инициированный международным терроризмом, имеет такое несоизмеримое с численностью её сторонников политическое влияние в России, особенно на Северном Кавказе? Как представляется, причиной сравнительно лёгкого внедрения религиозно-политического радикализма на территорию России является то, что сам ваххабизм с его идеями и методами воздействия на население изучены недостаточно, мало учитываются в антитеррори-стической деятельности. В то же время со стороны террористических организаций

1 Савельев А.Н. «Параллельный ислам» — идеология бандитизма // www/pravoslavie.ru.

имеет место стремление шире использовать идейно-теоретические концепции в своей преступной деятельности. Это позволяет прогнозировать усиленное внимание к идейному обоснованию терроризма и в будущем.

Современный терроризм следует оценивать не только как сам по себе, но и как один из методов влияния на политические процессы, как инструмент реализации определённых политических установок. Поэтому можно предположить, что и в будущем акцент в идеологии терроризма будет делаться на религиозной составляющей политической игры, причём будет активно разыгрываться именно исламская карта, и не только исламскими государствами.

Одновременно заметим, что используемый ваххабизмом фактор конфессиональной нетерпимости не является единственным, а тем более доминирующим генератором конфликтов в регионе. Более важное значение имеют другие факторы, вызывающие противостояние между различными этническими и конфессиональными группами. Религия среди этих факторов играет вторичную роль. Не религия и религиозные различия являются яблоком раздора, а как раз другие, реальные, земные вещи, порождающие несправедливость и недоверие. Искать истинные причины раздоров надо в экономике и политике, а не в истории и религии. Это обстоятельство необходимо учитывать и направлять все усилия на то чтобы разрешать экономические и политические проблемы. Формирование же в общественном мнении представлений о конфессиональном характере современного терроризма — есть приём или политической некорректности, или же результат целенаправленной подрывной деятельности тех сил, которые заинтересованы в расколе российского общества на религиозной основе.

В этом плане весьма актуальным и своевременным явилось принятие Программы предупредительно-профилактических мер, предусмотренных Комплексным планом информационного противодействия терроризму в РФ на 2008—2012 годы, в котором отмечено, что одним из приоритетных направлений государственной политики в области предупреждения терроризма должен стать идеологический компонент. Необходимо больше внимания уделять анализу идеологии терроризма, характеру программ, целей и задач; логике оправ-

дания и степени осознанности собственных действий; различиям в мотивации и позициях различных субъектов террористической деятельности.

Научные исследования в данном направлении будут способствовать повышению эффективности и усовершенствованию стратегии и тактики борьбы с терроризмом, так как отечественный и международный опыт показывает, что силовые методы способны решать какие-то локальные задачи по снижению уровня террористической угрозы, но сама угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства его инфраструктуры, и, прежде всего, его идеологии.

По сведениям, приведённым официальным представителем Национального антитеррористического комитета России, в 1998 г. в Интернете в мировом масштабе действовали только 12 сайтов, активно используемых террористами, в 2008 г. — действуют уже около 5 тыс. В 2006 г. официальный представитель специальных технических мероприятий МВД РФ сообщал, что только в русскоязычной части сети Интернета действуют до 40 сайтов откровенно экстремистской направленности, причём каждый четвертый из них располагается на ресурсах российских провайдеров. С целью противодействия такой интенсивной информационной агрессии религиозных радикалов российской власти следует проводить политику стимулирования единства мусульманского сообщества, поддерживать умеренные исламские позиции, не допускать отождествления религии ислама с терроризмом и тем самым отторгать экстремистские элементы от традиционной для российского общества мусульманской общины.

Проблема терроризма носит многоаспектный характер. Современный терроризм является деятельностью, нацеленной на использование массового недовольства происходящими в мире процессами в интересах определённых социальных групп, извлекающих из терроризма конкретную финансовую выгоду. И в этом проявляется его внутриполитическая составляющая. Одновременно современный терроризм, с которым мы имеем дело в России, неразрывно связан с контрабандой оружия и наркотиков, с транснациональными преступными группировками и международными террористическими ор-

ганизациями. Здесь терроризм предстаёт со своей внешнеполитической и геополитической стороны. Поэтому остаётся актуальным комплексный подход к исследованию терроризма в России. Как известно, координирующие международно-правовые функции по борьбе с международным терроризмом взяли на себя ООН, Интерпол, Европол, неправительственные международные организации. Однако до сих пор ни на национальном, ни на международном уровне проблемы борьбы с терроризмом не объединяются тесно с вопросами борьбы с наркоманией и организованной преступностью, в то время как современные террористические организации являют собой особо опасные и особо законспирированные ответвления организованной преступности. Более того, террористические организации внедряют своих агентов в различные звенья государственного аппарата, промышленного и финансового мира, подкупают высокопоставленных чиновников и служащих из структур правоохранительных органов. Таким образом, борьба с терроризмом и наркобизнесом вне рамок противодействия организованной преступности не отражает реального положения дел и ведёт к распылению сил.

Целенаправленной борьбе с терроризмом мешает также отсутствие координации между действиями многочисленных служб, занимающихся установлением, пресечением и раскрытием фактов финансовой подпитки террористов. Значительно усложняет работу по пресечению финансирования террористических организаций глобализация финансовых операций.

Как следствие, одним из важнейших вопросов, неизбежно возникающих при решении проблемы финансирования терроризма, является углубление международного сотрудничества и наработка правоприменительной практики в сфере перекрытия мировых и внутригосударственных финансовых потоков, направляемых в поддержку террористов.

Современная Россия принципиально не приемлет борьбу с терроризмом средствами Запада — ковровыми бомбёжками, пуском крылатых ракет «по базам» террористов, наймом провокаторов. Для нас существует только один реальный путь преодоления терроризма — ввести социально-политические процессы в правовые, цивилизованные рамки, восстано-

вить то жизнеустройство, которое лишало бы терроризм социальной и культурной базы, жизнеустройство, основанное на социальной справедливости, на господстве закона. Речь идёт о крайней необходимости находить на локальном, государственном и международном уровне такие решения, которые бы минимизировали возможность обращения к террору.

В силу этих обстоятельств содержание деятельности по контролю над терроризмом также должно быть разноплановым. В настоящее время с целью предупреждения угроз безопасности и территориальной целостности России со стороны религиозно-политического терроризма ведётся работа по осуществлению комплексной программы обеспечения безопасности юга России, включающей политические, социально-экономические, правоохранительные и военно-стратегические аспекты. На базе Южного научного центра РАН разрабатывается методика и технология создания экспертной геоинформационной системы (ГИС) «Терроризм в ЮФО», которая позволит проводить пространственно-временной мониторинг террористической активности, оценивать и прогнозировать угрозы национальной и региональной безопасности на юге России1.

Не менее актуальной задачей на сегодняшний день является разработка и при-

1 Панин А.Н., Раужин И.Г. Разработка методики и технологии создания ГИС «Терроризм в ЮФО» // Полиэтничный макрорегион: язык, культура,

политика, экономика : тезисы докладов

всероссийской научной конференции. — Ростов н/Д, 2008, стр. 237.

нятие согласованной государственной концепции, регулирующей отношения государства с различными религиозными движениями. При этом наряду с право -выми и юридическими методами борьбы с терроризмом должны использоваться ресурсы самого общества. В этом плане приходится констатировать недостаточное использование потенциала общественных структур, институтов гражданского общества, органов местного самоуправления.

Необходима глубокая содержательная работа на уровне международного сотрудничества по совершенствованию анти-террористического законодательства на глобальном, региональном и национальном уровнях, также основанная на научных выводах и рекомендациях. Решение этих проблем позволило бы усовершенствовать наше законодательство, привести его в полное соответствие с международным законодательством.

Как важнейшее условие снижения уровня распространения современного терроризма отметим разработку специальной теории, позволяющей не только понять это явление, но и предложить способы его предотвращения и безоговорочного международного соблюдения всех этих условий. С этим связана необходимость исключения из практики международных отношений политики двойных стандартов как изжившего себя и бесперспективного принципа, в основе которого лежит пренебрежение элементарными нормами нравственности и самонадеянное поведение некоторых недальновидных политиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.