Научная статья на тему 'Борьба с православными праздниками в 20-х годах ХХ века (на примере прессы Царицынской губернии)'

Борьба с православными праздниками в 20-х годах ХХ века (на примере прессы Царицынской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS-MEDIA / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ / RELIGIOUS TRADITIONS / ПРЕССА / ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ORTHODOX CULTURE / PRES / ORTHODOX FEASTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катаев Евгений Александрович

В данной статье рассматривается вопрос о значимости средств массовой информации в просвещении и формировании общественного мнения. Особый акцент в статье делается на исследовании исторического опыта использования СМИ как инструмента искоренения православных праздников. В качестве основных выводов можно указать следующее: СМИ как в ХХ, так и в ХХI веке оказывают сильное влияние на внутреннее состояние людей; в ХХ веке искоренение православных праздников стало возможно благодаря грамотному использованию возможностей прессы; масштабное возрождение православной веры и повышение православной грамотности населения России во многом зависит от профессионального использования возможностей СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The struggle against Orthodox feasts in the 20-s of the XX century (on the example of the press of Tsaritsyn province)

In the article it is examined a question about the significance of the massmedia in the process of enlightment and shaping of public opinion. The emphasis in the article is done on research of the historical experience of using mass-media as a tool for eradication of Orthodox feasts. The main conclusions are as follows: mass mediaboth in the XX century and in the XXI century influenced on the internal state of people immensely; in the XX century, the eradication of Orthodox holidays became possible thanks to the proper using of the press opportunities; the large-scale revival of the Orthodox faith and increasing of Orthodox literacy of the population of Russia in many respects depends on professional using of the possibilities of the media.

Текст научной работы на тему «Борьба с православными праздниками в 20-х годах ХХ века (на примере прессы Царицынской губернии)»

УДК 008-027.21

Иерей Евгений Александрович Катаев, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Волгоград ganytan@rambler.ru

Борьба с православными праздниками в 20-х годах ХХ века (на примере прессы Царицынской губернии)

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о значимости средств массовой информации в просвещении и формировании общественного мнения. Особый акцент в статье делается на исследовании исторического опыта использования СМИ как инструмента искоренения православных праздников. В качестве основных выводов можно указать следующее: СМИ как в ХХ, так и в ХХ! веке оказывают сильное влияние на внутреннее состояние людей; в ХХ веке искоренение православных праздников стало возможно благодаря грамотному использованию возможностей прессы; масштабное возрождение православной веры и повышение православной грамотности населения России во многом зависит от профессионального использования возможностей СМИ.

Ключевые слова: СМИ, пресса, православные праздники, общественное мнение, религия, православная культура; религиозные традиции.

Priest Eugeny A.Kataev undergraduate oftheBelgorod Theological seminary

(with missionary orientation) Russia, Volgograd ganytan@rambler.ru

The struggle against Orthodox feasts in the 20-s of the XX century (on the example of the press of Tsaritsyn province)

Abstract: In the article it is examined a question about the significance of the massmedia in the process of enlightment and shaping of public opinion. The emphasis in the article is done on research of the historical experience of using massmedia as a tool for eradication of Orthodox feasts. The main conclusions are as follows: mass mediaboth in the XX century and in the XXI century influenced on the internal state of people immensely; in the XX century, the eradication of Orthodox holidays became possible thanks to the proper using of the press opportunities; the large-scale revival of the Orthodox faith and increasing of Orthodox literacy of the

population of Russia in many respects depends on professional using of the possibilities of the media.

Keywords: massmedia, press, Orthodox feasts, public opinion, religion, Orthodox culture; religious traditions.

Три года назад, в начале 2014 г., Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал эксклюзивное интервью телеканалу «Россия», в котором отразил значение христианской веры: «Люди забывают нередко о смысле Рождества, а полностью погружаются в стихию рынка, потребительства, и все это превращается в огромный коммерческий праздник. Это очень прискорбно. Дай Бог, чтобы эта тенденция не разрушила благодатную внутреннюю основу и содержание праздника». Предстоятель Русской Православной Церкви высказал особую обеспокоенность подменой Рождества другими названиями на Западе: «Это политическая акция, целенаправленное действие по вытеснению христианских ценностей, в том числе христиански ориентированных праздников, из жизни людей. Это духовное разоружение масс. Это невероятно опасная тенденция».

В настоящее время Русская Православная Церковь, выражая беспокойство за судьбу России, напоминает всем о необходимости извлечь правильные уроки из революционного столетия. Идеологи революции следователи схожим тенденциям, стремились заменить религиозные, а значит и духовные, основы неким «красным ритуалом», выхолостить религиозное содержание праздников. Проанализируем динамику искоренения христианской веры и духовности людей в начале ХХ века.

Вера в Бога в корне противоречила политике Советской власти, поэтому антирелигиозность превращается в один из главных элементов новой идеологии и новой культуры. Религиозность старались изгнать из сферы быта, досуга и института праздников путем формирования нового быта, досуга и праздников. Планомерное искоренение веры и духовности людей власти реализовали посредством всех имеющихся коммуникативных средств - печать, радио, театр и т.д. В Царицынской губернии в начале 1920-х гг. именно местные газеты выступили организатором «антипасхальных», «антирождественских» акций, карнавалов.

Как отмечали местные пропагандисты, в начале 20-х годов «стали проявлять активность религиозные организации. В Царицыне и некоторых уездах оживилась деятельность толстовцев, так называемые общества истинной (или живой) церкви. В Ленинском уезде в противовес комсомолу была предпринята попытка организовать христианский союз молодежи («христомол»)» [8, с. 82]. Комсомольская организация «в дни религиозных праздников устраивались массовые карнавальные шествия, диспуты антирелигиозного характера, торжества, которые получили название «комсомольского рождества», «комсо-

мольской пасхи», «октябрин» и т.д.» [8, с. 84]. Именно в этот период происходит становление советских праздничных традиций, направленных на борьбу с верой.

Пропаганда новых праздников, заменяющих религиозные или наполняющих их новым «революционным» содержанием, появляется в местной прессе еще в 1921 г. В тюремном журнале «Пробуждение стен» за ноябрь 1922 г. рассказывается о «Красной Пасхе» [7, с.3]. В качестве главного глашатая борьбы с религией выступил комсомол через своих агитаторов и селькоров. Орган местной ассоциации пролетарских писателей журнал «Пламя» подчеркивал, что Комсомольское Рождество - «форма массового движения рабоче-крестьянской молодежи, направляющей свой революционный удар в сторону отжившего религиозного культа» [6, с.1]. В качестве примера активного искоренения религии выступает «План празднования «Комсомольского Рождества» в 1923 году»: «1) В пред-рождественскую неделю райкомы РКСМ г. Царицына популяризируют проведение «Комсомольского Рождества» среди партийных и беспартийных масс. 2) 6 января с 12 часов дня для фиксации внимания населения по городу разгуливают костюмированные группы с плакатами и извещениями. Группы устраивают <... > сцены, пантомимы <.. .> и т.п. 3) Вечером в театре «Зиг-Заг» (в б. Илиодоровском монастыре) с 8 часов вечера (до начала богослужения в церквах) Красочный вечер. Такие же вечера устраиваются в клубах районов РКСМ. 4) В момент начала богослужения в церквах производится торжественный выезд богов (языческих) из «Зиг-Зага». Торжественная процессия останавливается на церковных площадях и участвующие в «Карнавале» осуществляют соответствующую программу. 5). В день Рождества (7 января) в 12 часов дня группы ряженых шатаются, разгуливают по городу (в гости), распевая праздничные рождественские песни. Вечером в доме «Науки и искусства» - большой вечер, вход по билетам, которые будут распределяться по профсоюзам и райкомам РКСМ - бесплатно. 6) Во всех клубах при Райкомах РКСМ устраиваются вечера» [10, с.3].

Член горкома комсомола М. Ермилов вспоминал: «В 1921-1924 годах большой размах приняла антирелигиозная деятельность комсомольцев. Устраивались антирелигиозные карнавальные шествия и антирелигиозные диспуты. Помню, в декабре 1921 года, в ночь под рождество, комсомольцы города с факелами в маскарадных костюмах, взятых напрокат в нардоме, собрались за полотном железной дороги возле Иллоадоровского монастыря, и оттуда по улицам двинулось карнавальное шествие. Песни, музыка, веселье раздавалось по заснеженным, морозным улицам и площадям города: «Долой, долой монахов, раввинов и попов, мы на небо залезем, разгоним всех богов!» <...> Это был первый опыт массовой антирелигиозной демонстрации. Такие карнавалы устраивались в качестве антирелигиозной агитации. Комсомольцы устраивали антирелигиозные диспуты с попами в районах и ближайших селах - Песчанка,

Городище. Иногда попы брали верх над нашими, не особено «учеными» комсомольцами. Тогда на подмогу вызывалась главная антирелигиозная сила в лице бывшего заведующего губоно Литвиненко или доктора Пинуса, которые умело, на научной основе, опровергали несостоятельные доводы попов» [2, с.13-14].

Первый председатель губернского бюро юных пионеров, первый редактор газеты «Резервы» Н.Ф. Беневольский вспоминал: «В январе 1923 года газеты писали «Нужно дать ряд крупных организованных сражений по поповскому мракобесию, нанести ряд потрясающих ударов, от которых должна рассыпаться и превратиться в пепел «Вавилонская башня» религиозных суеверий и предрассудков, в течение многих веков воздвигаемая кастой жрецов и кликой господствующих классов». Организовать такое сражение, повести первую атаку на поповские твердыни и взял на себя дерзновенно комсомол, решивший в этом году провести свое антирелигиозное «Комсомольское рождество». Как пишет один из основателей местного комсомола, «6 января 1923 года во всех районных клубах состоялись антирелигиозные вечера. Докладчики разъяснили роль религии, языческое происхождение рождества. Клубы были переполнены. Драмкружки поставили антирелигиозные инсценировки. Из городских клубов и пригородов наряженная молодежь, сопровождаемая большими толпами, направилась к бывшему Илиодоровскому монастырю, где был клуб «Зиг-Заг». Оттуда в полночь с факелами и оркестрами двинулся грандиозный карнавал, в котором, кроме комсомольцев, участвовало свыше четырех тысяч граждан города Царицына. На бывшей Никольской площади была инсценирована пантомима «Освобождение истины». Шествие закончилось перед рассветом антирелигиозным митингом на площади Губисполкома и у братских могил. Вечером 7 января 1923 г. во всех театрах и клубах состоялись вечера, аудитории были переполнены» [1, с.31-32].

Центральная газета «Известия ВЦИК» публиковала телеграммы из Царицына с описанием проведения праздника: «Царицын, 7 января. 6-го вечером во всех районах и переполненных клубах состоялись антирелигиозные митинги и инсценировки. Из клубов ряженая молодёжь направилась к бывшему Илиодоровскому монастырю, оттуда в полночь, освещаемый факелами, с оркестрами музыки и сотнями звёзд, двинулся к городу карнавал «Выезд богов». Процессия... прошла по всему городу, останавливаясь на церковных площадях для инсценировки пантомимы «Освобождение истины». Шествие закончилось перед рассветом антирелигиозным митингом у братских могил. Утренняя служба в церквах началась с большим опозданием... 7 января во всех театрах и клубах были устроены вечера. Выпущена однодневка «Комсомольское Рождество» [3, с.2].

По словам Н.Ф. Беневольского, «из уездов и округов поступали сведения о зрелом подходе к проведению антирелигиозной пропаганды среди кре-

стьянского населения. «Комсомольское рождество» дало замечательные результаты: у комсомольцев Михайловки присутствовало на «рождестве» до 2000 человек, в то время как в других церквах было всего 50 человек. Из города Дубовки сообщали, что «небеса штурмовали лекциями и от такого штурма небесам стало тошно». В проведении антирелигиозной пропаганды комсомольцы использовали отдельные факты нарушения общественного порядка священнослужителями, показывая их «святое» подлинное лицо. В газету «Резервы» комсомольцы прислали заметку, в которой рассказывали, как поп спел верующим: «Мы молодая гвардия рабочих и крестьян!» По опыту «Комсомольского Рождества» позднее была проведена и пасха. И уже не один верующий стал всерьез задумываться: а где он, бог?» [1, с.32].

Сельские корреспонденты из с. Средняя Ахтуба в 1923 г. также сообщали об антирелигиозных лекциях в народных домах, собиравших массу народу и имевших «громадный успех» [12, с.4].

В докладе секретаря Царицынского губкома РКСМ Клюева в ЦК РКСМ об антирелигиозной пропаганде среди комсомольцев и молодежи губернии от 7 мая 1923 г. говорилось: «После первого хорошего результата в антирелигиозной пропаганде - проведения «Комсомольского рождества» - все наши местные организации РКСМ поставили тут же себе задачу по подготовке новой «вылазки» - «Комсомольской пасхи». Вначале мы видели, что «пасха» пройдет великолепно, так как комсомольские организации с особой внимательностью взялись за дело антирелигиозной пропаганды среди широких слоев пролетариата и крестьянства. <. > Клубные вечера были обставлены художественно, и настроение было придано антирелигиозное. Были проведены среди молодежи на всех рабочих предприятиях доклады по указанию ЦК РКСМ, силы были часть союзные, часть из ОНО. Вечера проводились с 1 апреля. В Царицыне вечер воспоминаний о Копернике прошел очень удачно. Количество присутствующих было достаточно, так что клубы не могли вместить слушателей (около полутора тысяч). Беспартийной молодежи присутствовало около 3000, да плюс еще незначительное число взрослых. Художественная сторона вечера заключалась в постановке инсценировок, посвященных воспоминаниям о Копернике, и революционного репертуара антирелигиозного характера. После проведения вечера о Копернике все внимание было обращено на антирелигиозную пропаганду к предстоящему «празднику», сосредоточено внимание на обслуживании лекциями всей беспартийной молодежи, главным образом, на производстве. Основными темами пропаганды были: «Совместимы ли религия с наукой», «Происхождение праздника вообще и, в частности, пасхи», «Происхождение религии и бога», «Миф о Иисусе и его божественном происхождении», «Церковь, рабочий класс» и другие темы, связанные с праздником пасхи. Обслужено молодежи свыше 15 000. Вечеров, по имеющимся точным сведениям (но не от всех организаций), - 87. Силы были из АПО губкома

РКП(б), и самая минимальная часть - из активистов союза. Советские учреждения, профсоюзы, а в особенности губполитпросвет, отнеслись с должным вниманием и давали союзу безупречную помощь. К самому центральному моменту пасхи вся работа была подготовлена, в пункты особого внимания были посланы лучшие лекторы, клубы художественно обставлены. В деревне все функционирующие клубы также были украшены. Ячейки, волпарткомы, советы и РКСМ давали полнейшую поддержку. Необходимо отметить, что к центральному моменту подготовленная работа была закончена удачно. Повсюду центральный момент «Комсомольской пасхи» начался с клубных вечеров 7 апреля. Клубы были переполнены молодежью и взрослыми. Вечера начались докладами и рефератами. После прослушивания их пошла художественная часть вечера, постановка спектаклей. Материалом пользовались, присланным из ЦК РКСМ и пролеткульта. Настроение было хорошее, молодежь осталась довольной. 8 апреля были повторные вечера-кампании, на которых также присутствовало огромное количество беспартийных. Антирелигиозная пропаганда на пасху удалась сверх наших ожиданий. Помощь со стороны партии была достаточной и своевременной. Закрепленность результатов кампании проходит по пропагандистским коллективам, ячейкам и естественнонаучным кружкам. Метод проведения празднеств хорошо действует на организацию, отрицательных сторон в проведении пасхи нами не замечено и не выяснено» [13, с.9].

В октябре 1923 г. Центральный Комитет РКП(б) принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне, где подчеркивалось: «Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме... отвлечения от культа путем организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах... замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то - религиозных праздников - гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т.д.), таинств — торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурно-просветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т.п.» [14, с.67].

Комсомол активно вовлекал в орбиту своей пропаганды и появившихся пионеров. В 1923 г. в Николаевском детском доме юные пионеры «с подъемом репетировали новые песни, проводили ... антирелигиозный вечер, праздник урожая» [15, с.36]. Как объявляется в газетах, праздник урожая 1925 г. «по нашей губернии будет проводиться в14 октябре месяце» [11, с. 14]. Естественно, этот день должен был вытеснить из сельской жизни один из главных его торжеств - праздник Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, убрать из народного праздника христианское содержание.

Газета «Борьба» постоянно отводила большую площадь под антирелигиозные новости из села: «Комсомольцы и беспартийная молодежь и взрослые с нетерпением ждали наступления «рождества». В предрождественский вечер почти все население Михайловки «хлынуло» в «Дом Науки и Искусств». Зал дома был переполнен народом. Комсомольцы провели митинг, на котором сделали ряд докладов о происхождении религии, о боге и о рождестве. Нарасхват разбиралась газета «К знанию». Всякий старался обязательно захватить этот номерок, разоблачающий поповские обманы. В заключение был поставлен спектакль. На «рождестве» у комсомольцев присутствовало до 2 000 человек. В церкви у попов - 50 человек (в 2 церквях ст. Михайловка). Присутствовавшие на спектакле остались довольны и обстановкой. По окончании спектакля некоторые граждане твердо говорили: «Теперь мы не верим ни в бога, ни в черта, ни в попов. Обманывали они нас, темных, теперь мы прозрели»... Из хуторов и станиц несутся вести о проведении «рождества». Везде и всюду клубы комсомольцев были переполнены народом, а церкви, в большинстве случаев, пусты и безлюдны» [4].

Как видим, в период НЭПа антирелигиозная политика смягчается, что отражается и в содержании газетных статей: «Если находятся еще темные люди, верящие и в бога, и в черта, - никто и не будет препятствовать справлять праздник пасхи. Передовым же крестьянам и молодежи мы пожелали бы более плодотворно провести пасхальный праздник. В этот день нужно устроить по селам лекции, беседы, доклады на темы: «Как живет растение», <.> «Почему духовенство стоит за пасху» и т.д. <.> Старые комсомольские антирелигиозные выступления на улицах, кроме вреда, ничего не приносили. Вообще от голой антирелигиозной агитации нужно перейти к планомерной пропаганде естественной истории мира» [9, с.2].

Действительность показала, что, несмотря на кровавые гонения на веру и все усилия государственной пропаганды, религиозность продолжала оставаться важнейшей чертой народного мировоззрения. Так, в 1926 г. известный советский журналист Михаил Кольцов опубликовал в газете «Правда» фельетон «Мое преступление». В нем говорится, что два крестьянина, братья из Вологодской губернии, пришли «получить от него список безбожной советской литургии для умерших честных беспартийных крестьян. А также полный порядок красных октябрин и наименование революционных вождей для крестьянских младенцев на каждый день в году». Крестьяне настойчиво просили: «Нам . только в сельсовет доставить красные списки на безбожные требы: вся деревня стонет. Поп первейший спекулянт, без меня, говорит, не обойдетесь. Даже старики почти никто не верует, но все же литературка непременно нужна для помощи. <.> Без поваренной книжки - ни хоронить, ни октябрить. Дверь узка в могилу, а вон и той нет. <. > И в сороковины, когда поминать, ни речей, ни песен не приготовлено. Фабричных все-таки с похоронным маршем провожаете. Крестьянство в полном тоже праве жить по новой форме»

[5, с.305-306]. М.Е. Кольцов назвал низовую инициативу масс по устройству «безбожных литургий, советских отпеваний, красных поминок» «безусловно революционными действиями, конкретными поступками во имя далекой, пока бесплотной идеи» [5, с.307].

Конечно, красные свадьбы и октябрины, помогая вытеснить венчание и крестины, были своего рода заменителями церковных обрядов. Так же как комсомольское рождество или комсомольская пасха, они не могли получить широкого распространения. Эти антирелигиозные праздники и обряды носили антиклерикальный характер и не могли отражать всего богатства духовной жизни народа, его традиций.

Библиография

1. Беневольский Н.Ф. О друзьях-товарищах. - Сталинград: Типография № 2 Облполиграфиздата, 1958.

2. Ермилов М.М. Страницы прошлого. - Сталинград: Типография № 2 Облполиграфиздата, 1958.

3. «Известия ВЦИК». № 5 (1742). 10 января 1923.

4. «Как прошло комсомольское рождество в губернии». В клубах густо, а в церкви пусто (Себряково, УМО) // Борьба (Царицын). 3 января 1924 г.

5. Кольцов М.Е. Фельетоны и очерки. - М.: Гослитиздат, 1961.

6. Комсомольское Рождество и новый быт // Пламя (Царицын). № 7. Декабрь 1923 г.

7. «Красная Пасха» // Пробуждение стен (Царицын). № 3. Ноябрь 1922 г.

8. Очерки истории Волгоградской областной организации ВЛКСМ. - Волгоград: Нижн.-Волжское кн. изд-во, 1982.

9. Пасха // Смычка. № 4 (Сталинград). Апрель 1925 г.

10. План празднования «Комсомольского Рождества» в 1923 году // Борьба (Царицын). № 895. 04.01.1923.

11. Праздник урожая - народный праздник // Смычка (Сталинград). № 9. Сентябрь 1925 г.

12. Хмурый А. Он еще не подготовился // Борьба (Царицын). № 957. 25.03.1923.

13. ЦДНИВО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 45. Л. 9.

14. Цит. по: Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. - М.: Наука, 1968.

15. Чулкова М.Е., Шаховский В.И. В Заволжье. Николаевка // Зовут серебряные горны: Историко-педагогические очерки Сталинградской - Волгоградской пионерской организации /Авт.-сост. Анипкина Л.В., Журко-вич В.А., Чулкова М.Е. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.