Научная статья на тему 'БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ: ЧЕШСКИЙ ПОДХОД'

БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ: ЧЕШСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / COVID-19 / А. БАБИШ / СПУТНИК V / ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ведерников Михаил Владимирович

В статье рассматривается чешский опыт борьбы с пандемией коронавируса COVID-19 в 2020 - первой половине 2021 гг. Автор отмечает, что, несмотря на имевшийся задел в противодействии биологическим угрозам, накопленный мировым сообществом за предыдущие годы, Чехия, как и другие страны, оказалась беспомощна перед новым заболеванием и была вынуждена прибегнуть к ряду жестких ограничений. В свою очередь действия чешских властей вызвали нападки со стороны центральных органов ЕС ввиду посягательства на основополагающие принципы функционирования данного объединения - свободу передвижения, права человека, верховенство права. Между тем, последствия первой волны пандемии с минимальным количеством жертв показали эффективность избранного Прагой курса. Всё изменилось в сентябре 2020 г., когда начался молниеносный рост заболевших, приведший в начале 2021 г. к мировым антирекордам по смертности. В таком положении правительство А. Бабиша стало искать пути для слома негативной тенденции, решив начать переговоры о поставке в Чехию российской вакцины, которая к тому времени получила положительные отклики от международного научного сообщества. Впрочем, вопрос гуманитарного свойства, нацеленный на спасение жизней граждан страны, перерос во внутриполитический кризис. Впоследствии он привёл к обострению чешско-российских отношений из-за публикации сведений о якобы причастности России к инциденту во Врбетице 8-летней давности. Однако к весне-лету 2021 г. Чехии удалось вновь взять ситуацию с распространением вируса под контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING COVID-19 PANDEMIC IN CENTRAL EUROPE: CZECH APPROACH

The article discusses the Czech response to COVID-19 coronavirus pandemic in 2020 - the first half of 2021. The author notes that, despite the available groundwork in counteracting viral infections, accumulated by the world community in previous years, the Czech Republic, like other countries, was helpless in the face of an unknown disease and was forced to implement severe restrictions. In its turn, the actions of the Czech authorities provoked attacks from the central bodies of the EU due to the encroachment on the central principles of the functioning of the Union - freedom of movement, human rights, the rule of law. Meanwhile, the consequences of the first wave of the pandemic with the minimum number of victims showed the effectiveness of the course chosen by Prague. Everything changed in September 2020, when there began a fast increase of the new cases. In this situation, the government of A. Babiš started looking for ways to break the negative trend, deciding to start negotiations on the supply of the Russian vaccine to the Czech Republic, which by that time had received positive responses from the international scientific community. However, the question of a humanitarian nature, aimed at saving the lives of the country's citizens, has grown into an internal political crisis. Subsequently, it led to an exacerbation of Czech-Russian relations due to the publication of information about the alleged involvement of Russia in the incident in Vrbetica 8 years ago. By the spring-summer of 2021, the Czech Republic in general regained control of the situation with the spread of the virus.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ: ЧЕШСКИЙ ПОДХОД»

БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ

УДК 370

Михаил Ведерников

Борьба с пандемией COVID-19 в Центральной Европе: чешский подход

Аннотация. В статье рассматривается чешский опыт борьбы с пандемией коронавируса COVID-19 в 2020 - первой половине 2021 гг. Автор отмечает, что, несмотря на имевшийся задел в противодействии биологическим угрозам, накопленный мировым сообществом за предыдущие годы, Чехия, как и другие страны, оказалась беспомощна перед новым заболеванием и была вынуждена прибегнуть к ряду жестких ограничений. В свою очередь действия чешских властей вызвали нападки со стороны центральных органов ЕС ввиду посягательства на основополагающие принципы функционирования данного объединения - свободу передвижения, права человека, верховенство права. Между тем, последствия первой волны пандемии с минимальным количеством жертв показали эффективность избранного Прагой курса. Всё изменилось в сентябре 2020 г., когда начался молниеносный рост заболевших, приведший в начале 2021 г. к мировым антирекордам по смертности. В таком положении правительство А. Бабиша стало искать пути для слома негативной тенденции, решив начать переговоры о поставке в Чехию российской вакцины, которая к тому времени получила положительные отклики от международного научного сообщества. Впрочем, вопрос гуманитарного свойства, нацеленный на спасение жизней граждан страны, перерос во внутриполитический кризис. Впоследствии он привёл к обострению чешско-российских отношений из-за публикации сведений о якобы причастности России к инциденту во Врбетице 8-летней давности. Однако к весне-лету 2021 г. Чехии удалось вновь взять ситуацию с распространением вируса под контроль.

Ключевые слова: пандемия, коронавирус, COVID-19, А. Бабиш, Спутник V, чешско-российский дипломатический скандал.

© Ведерников Михаил Владимирович - к.и.н., старший научный сотрудник Отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, г. Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3 E-mail: vishma@mail.ru. ORCID: 0000-0002-5046-719X

Пандемия коронавируса COVID-19 застигла врасплох национальные ^ правительства по всему миру, заставив их в беспрецедентно короткие ш сроки принимать решительные меры по недопущению распространения 5 заболевания на территории своих государств. Исключением не стала и != Чешская Республика.

В обстановке неопределенности и отсутствия внятной информации £ о вирусе первые решения были хаотичны и не системны. Между тем, ^ важно отметить, что пандемия не была чем-то новым для человечества. Достаточно вспомнить о стремительно овладевавших ранее городами и странами чуме, холере, «испанке», природа возникновения которых не была до конца исследована. Представители научного сообщества и международных медицинских организаций, прежде всего сотрудники Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), осознавали, что возможный всплеск новой опасной болезни был только вопросом времени и существовала необходимость подготовить почву для борьбы с ней. Еще до появления COVID-19, режим пандемии в XXI в. уже вводился из-за всплеска т.н. «свиного гриппа» в 2008 г. Однако тогда ее масштаб по количеству заболевших и умерших был несравнимо меньше, чем в 2020-2021 гг. Пандемия «свиного гриппа» со штаммом H1N1 прошла незамеченной для большинства жителей, не потребовав введения существенных ограничений. Однако после произошедшего чиновники ВОЗ заявили о необходимости составления рекомендаций для 194 стран-участниц. Были подготовлены национальные планы по борьбе с пандемией на основе выработанных ВОЗ подходов (Pandemic influenza preparedness and response... 2009).

Чешская Республика, получив тогда соответствующие рекомендации от центральных медицинских органов Брюсселя, подошла к этому вопросу ответственно, разработав к 2011 г. 6-этапный план противодействия пандемии (Pandemic Plan of the Czech Republic. 2011). В нём были расписаны ключевые меры, которые предполагалось принять в случае наступления той или иной фазы: в ходе первых трёх этапов, когда инфекция еще не получила широкого распространения в мире и была бы, например, обнаружена только за рубежом, ставилась цель выявить очаги её возможного появления внутри страны, локализировать и ликвидировать их; в течение четвертой фазы — необходимо было ограничить распространение вируса от человека к человеку уже на территории страны, чтобы выиграть время для принятия и реализации мер по борьбе с заболеванием; в ходе пятой — борьбу с вирусом необходимо было уже переориентировать на глобальный уровень и выстроить цепочки взаимодействия на международном уровне. Во время шестой фазы, наивысшей точки распространения болезни по всем континентам, т.е.

к

<

и <

* наступления глобальной пандемии, необходимо было приложить усилия ^ по сокращению её воздействия на общество и сконцентрироваться на ш разработке вакцины.

Однако события начала 2020 г. продемонстрировали малую эффективность подготовленных ранее инструкций на фоне высоких темпов < распространения болезни. Свою роль сыграла и самонадеянность неко-

£ торых брюссельских чиновников, полагавших, что коронавирус обойдет о

^ стороной европейский континент и заденет только страны с азиатским населением в виду обнаружения инфекции на территории Китая1. Впрочем, такой подход начал показывать свою несостоятельность по мере того как стали обнаруживаться первые инфицированные на территории ЕС.

В Чехии первые трое заболевших с диагнозом коронавирус COVID-19 были выявлены 1 марта 2020 г. Несмотря на то, что проживали они в разных частях страны (г. Прага и г. Усти над Лабем), было установлено, что все они «привезли» инфекцию из северных регионов Италии. В течение следующих нескольких дней также были зафиксированы новые завозные случаи, что показало властям опасность трансграничного перемещения. Ввиду усугублявшейся ситуации на Апеннинском полуострове, где местная система здравоохранения не справлялась с потоком тяжелобольных из-за ограниченного количества коечных мест в госпиталях и специального реанимационного оборудования (Маслова 2020: 58-59), чешские власти приняли решение о вводе одних из наиболее строгих ограничений в ЕС. С 12 марта вводилось чрезвычайное положение на 30-дневный срок (продлено до 17 мая 2020 г.); закрывались все образовательные учреждения; запрещалось проведение спортивных, культурных, религиозных, частных и иных мероприятий; приостанавливалась работа ресторанов, магазинов розничной торговли и салонов, предоставляющих услуги (за исключением организаций, занимающихся реализацией продуктов питания, медикаментов, электроники, ветеринарных товаров и др.) 16 марта было ограничено передвижение граждан по стране за исключением случаев совершения поездки на работу, или для осуществления жизненно необходимых покупок. Таким образом, был введен жесткий локдаун. Как отмечают чешские ученые в коллективном исследовании об эффективности мер, принятых в ходе первой волны пандемии, «откладывание введения локдауна на четыре дня привело бы впоследствии к двукратному увеличению выявленных случаев» коронавируса (Вегес L., SmyCka J., Levmsky R. 2020: 1-3).

1 Стоит отметить, что вплоть до июля 2021 г. на сайте правительства Чешской республики охватившая весь мир инфекция обозначалась как «китайский коронавирус».

к

<

и <

Наиболее радикальным стало решение чехов от 16 марта о закрытии ^ границ, подразумевавшее запрет на въезд в страну иностранных граждан ш за исключением лиц с постоянным или временным видом на жительство. 5 Были приостановлены все международные перелеты, железнодорожные, != автобусные перевозки и частные поездки. Гражданам Чехии также не раз-< решалось покидать страну. Вдобавок еще с 14 марта был временно восста-£ новлен пограничный контроль с Германией и Австрией. Такие постановления официальной Праги и других стран Центральной Европы, сделавших ставку на наиболее строгие меры борьбы с пандемией, контрастировали с действиями других стран — участниц ЕС. В итоге они вызвали бурю негодования со стороны Брюсселя (Шишелина 2020: 2-5), когда чиновники выразили обеспокоенность по поводу возможных рисков нарушения верховенства права, демократии и фундаментальных прав человека2.

В первой половине 2020 г. чешский подход показал свою эффективность, поскольку стране удалось достаточно безболезненно преодолеть первую волну коронавируса (Шишелина 2020а: 2-3). На момент снятия жестких запретов в середине мая — начале июня (с 8 июня разрешалось проводить мероприятия с участием до 500 человек) в Чехии было зарегистрировано 9 667 случаев заражения и 326 смертей3. Например, общее число подтвержденных случаев COVID-19 в Чехии на 1 млн человек составляло 905, а в среднем по ЕС — 2 671,54. Что касается смертности, то в стране фиксировалось 30 жертв на 1 млн человек, в то время как усреднено по ЕС — 288, т.е. практически в 9,5 раз больше5.

Вторая волна

Такой относительно положительный промежуточный итог борьбы с коронавирусом, очевидно, расслабил чешские власти, которые уверовали в преодоление пика заболеваемости. Это привело к быстрому

Statement by Belgium, Bulgaria, Cyprus, Denmark, Estonia, Finland, France, Germany, Greece, Ireland, Italy, Latvia, Lithuania, Luxembourg, the Netherlands, Portugal, Romania, Spain, Sweden. Government of the Netherlands. 01.04.2020. URL: https://www.government.nl/ documents/diplomatic-statements/2020/04/01/sa tement-by-belgium-denmark-finland-france-germany-greece-ireland-italy-luxembourg-the-netherlands-portugal-spain-sweden?fbclid=IwAR28gAL0zRZSQ_GTn2H evGCZOYrPe1GbOId9jYpE8ktNE5taYS9lvhwgCTI (accessed 21.09.2020).

Czechia. WorldMeter. URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/country/czech-republic/ (accessed 20.07.2021).

Cumulative confirmed cases per million people. Our world in data. 08.06.2020.

URL: https://ourworldindata.org/covid-cases?country=~CZE#cumulative-confirmed-cases-per-

million-people (accessed 21.09.2020).

Cumulative confirmed deaths per million people. Our world in data. 08.06.2020. URL: https://ourworldindata.org/covid-deaths (accessed 21.09.2020).

2

3

4

* снятию ограничений и достаточно скорому возврату к прежней допан-демийной жизни: с посещением кафе, публичных мест, путешествиями ш за границу и игнорированием использования средств индивидуальной 5 защиты (№тес, Ма1у, С^Ьш^а 2021: 285). Однако в сентябре 2020 г. ко-!= личество заболевших резко возросло, увеличившись на 49 138 человека, < что составило около 50% от всех заболевших с 1 марта 2020 г. На карте £ распространения заболевания, которую составляло министерство здраво-^ охранения, не осталось «белых» областей с нулевым или незначительным риском заражения. В связи с этим чешские власти возобновили работу Центрального кризисного штаба, который был распущен летом после ослабления первой волны пандемии. В отличие от мартовских шагов по противостоянию вирусу реакция властей в конце лета — начале осени 2020 г. была медленной отчасти из-за обретенной ранее уверенности, а также в связи с пониманием невозможности повторного введения жестких ограничений.

Премьер-министр А. Бабиш в обращении по центральному телеканалу страны признал допущенные правительством и им лично ошибки в борьбе с пандемией. Он отметил, что послабления, сделанные летом под воздействием «весенних побед», оказались пагубными и привели к росту заболеваемости. В то же время он отметил, что в нынешних условиях правящий кабинет не планировал вводить чрезвычайное положение, стараясь найти баланс между охраной здоровья населения и нормальным функционированием экономики.

Реакцией правительства на ухудшение ситуации стала отставка 21 сентября 2020г. министра здравоохранения А. Войтеха, выдвиженца от правящей партии АНО. Его работа на этом посту получила неоднозначные оценки. Некоторые эксперты говорили, что ему удалось не допустить широкого распространения инфекции и в целом характеризовали его как прогрессивного чиновника, уделяющего большое внимание цифрови-зации медицины. Другие наоборот говорили о его запоздалой отставке, которая должна была состояться на 8 месяцев раньше. Фактом остается то, что из 17-ти министров здравоохранения независимой Чехии его срок на посту был третьим по продолжительности.

Решение об отставке было вызвано прежде всего желанием, признав неудачу чешской политики в противостоянии COVID-19, предоставить полномочия по стабилизации ситуации профильному специалисту. А. Во-йтех, несмотря на успешный опыт работы в сфере здравоохранения, по основному образованию юрист. Несмотря на то, что в ходе пандемии он активно советовался с медиками и эпидемиологами, это стало причиной для нападок со стороны оппозиции, призывавшей привлечь в правительство более компетентного человека.

<

и <

Неудивительно, что преемником стал врач-эпидемиолог Роман

^ Примула, который в самом начале пандемии возглавлял Централь-

ш ный кризисный штаб по борьбе с коронавирусом. Несомненно, меры,

5 опробованные в начале кризиса, в том числе благодаря его действиям

!= и позиции, способствовали минимизации последствий. Однако личное

и

< недопонимание между Войтехом и Примулой привело к выводу послед-

£ него из группы специалистов, активно участвовавших в формулировании

о

^ антикоронавирусной повестки.

В то же время Примула был активно задействован в общественных дискуссиях, посещал популярные ток-шоу, давал интервью, в которых критиковал министра здравоохранения. Он с самого начала выступал за жесткий вариант национального карантина и призывал к его продолжению. Говорил о возможном закрытии государственных границ на один или два года; ещё в марте предрекал, что большая часть чехов проведет свои летние каникулы на родине; призывал отказаться от активного живого общения и ограничить его небольшим кругом лиц. Несомненно, введение в состав правительства популярного общественного деятеля, чья позиция оказалась более дальновидной, чем у его предшественника, должно было повысить рейтинг правительства А. Бабиша.

Этот шаг имел тактический характер и был предпринят накануне очередных муниципальных выборов и довыборов в Сенат (2-3 октября 2020 г.) В обстановке, когда рейтинг правящей партии постепенно падал из-за общей усталости населения от ошибок, допущенных руководством страны на фоне второй волны пандемии, требовалась перестановка в правительстве. Как мыслилось, она могла бы показать потенциальному электорату гибкость кабинета в решении насущных задач и готовность идти на встречу актуальным требованиям (Выборы в Вишеградских странах. 2020: 130).

В этом ключе отставку А. Войтеха и его замену на популярного врача-эпидемиолога можно рассматривать как «сакральную жертву», которая была принесена для решения двух наиболее актуальных для правящего кабинета задач. Во-первых, был персонально обозначен и наказан «виновник резкого роста числа заболевших». Для А. Бабиша это было важно еще и потому, что, как отмечают аналитики, за многими решениями Войтеха стоял сам премьер, который подчас руководствовался не мнением компетентных специалистов, а данными соцопросов. Министр здравоохранения подал заявление об отставке лично. Он сам, без принуждения, взял ответственность за совершенные ошибки на себя, освободив премьера от необходимости принимать какие-то меры. Учитывая, что в первом мартовском чрезвычайном телеобращении по поводу борьбы с пандемией А. Бабиш говорил, что «несет личную поли-

к

<

и <

^ тическую ответственность за все вводимые меры», желание премьера ^ найти «виновного», который бы сознался в содеянном, было понятно ш (Ведерников 2020).

Впрочем, несмотря на перестановки в кабмине, события продолжали != развиваться по негативному сценарию — количество умерших и заболевших < увеличивалось в разы, что поставило правительство перед необходимостью £ повторного введения жёстких ограничительных мер. С 5 октября 2020 г. вновь вводилось чрезвычайное положение, а с 22 октября устанавливался запрет на передвижение без уважительной причины. Въезд на территорию страны допускался только на работу, учёбу и в экстренных случаях.

На фоне беспрецедентных мер, о важности соблюдения которых извещали население все высокопоставленные представители власти, произошёл абсурдный политический скандал. Недавно назначенный министр здравоохранения Примула был застигнут врасплох папарацци без маски в пивном ресторане, где, как оказалось впоследствии, он проводил деловую встречу с видным функционером правящего движения АНО Ярославом Фалтынком. Циничность действий политика, который сам был инициатором введения локдауна, была на лицо. Данный инцидент стоил Примуле его министерского кресла, которое в дальнейшем занял Ян Блат-ны, врач-педиатр из г.Брно. Его назначение состоялось 29 октября 2020 г.

Важным инструментом в борьбе с пандемией стала разработанная в это время Министерством здравоохранения ЧР система оценки эпидемиологической обстановки, получившая название PES (Proti Epidemicky System — чеш. яз.) Она устанавливала чёткие критерии введения и снятия антикоронавирусных ограничений и пять уровней распространения инфекции на основе 100-балльного индекса. Учитывались такие параметры, как общее количество заражённых за 14 дней, количество заражённых лиц пожилого возраста, коэффициент репродукции вируса и количество положительных тестов. С конца октября по март 2021 г. в Чехии сохранялся наиболее высокий — фиолетовый — уровень инфекционной опасности. Наиболее критичная ситуация была отмечена в первые недели 2021 года, когда в стране фиксировалось наибольшее в мире число выявленных случаев — 1 тыс. на 1 млн человек населения. К 13 января Чехия вышла в мировые лидеры по ежедневным потерям от вируса и вплоть до середи- < ны апреля находилась среди государств с высоким уровнем смертности. о За год с момента обнаружения первого заболевшего в Чехии, т.е. к 1 марта 2021 г., жертвами коронавируса стали — 20 469 чеха (23 место по их об- < щему количеству, или 3-е место — в расчете на 1 млн человек в мире)6. ¡^

<

Cumulative confirmed deaths per million people. Our world in data. 08.06.2020. URL: https:// ourworldindata.org/covid-deaths (accessed 16.07.2021).

М. Ведерников. Борьба с пандемией COVID-19 в Центральной Европе: чешский подход 58 Вопрос вакцинации в Чехии

Чехия, оказавшаяся в катастрофичном положении, нуждалась в неза-ш медлительном принятии решительных мер. В начале 2021 г. выход из сло-5 жившейся ситуации виделся прежде всего в форсировании прививочной != кампании. Вакцинация в Чехии началась 27 декабря 2020 г. одновременно < с другими странами ЕС, после того как ранее (21 декабря) Европейское £ агентство лекарственных средств (ЕАЛС) одобрило первую вакцину ^ компаний BioNTech/Pfizer7. Среди первых привившихся был и премьер А. Бабиш, который заявил, что «вакцина является надеждой на возврат к прежней нормальной жизни» и призвал всех сограждан последовать его примеру8. 20 января также привился президент М. Земан9. Согласно «Стратегии вакцинации против COVID-19 в Чешской Республике» с января 2021 по июнь 2022 гг. в страну по соглашению с ЕС, который вел переговоры с фармкомпаниями от лица всех стран — участниц объединения, должно было поступить 12 млн доз вакцин, что позволило бы привить около 7 млн человек. Несмотря на внушительное количество зафрахтованных медикаментов, их поступление на территорию страны не было равномерным. Наибольшие поставки ожидались в период с апреля по сентябрь 2021 г., в свою очередь наименьшие — на январь — март 2021 г.10 (Strategie ockování proti COVID-19. 2020: 9).

Таким образом во время максимального всплеска эпидемии Чехия испытывала сильную нехватку вакцин. В этой связи чешские политики обратили внимание на вакцины, не одобренные европейскими регуляторами, но уже продемонстрировавшие свою эффективность в других странах. Прежде всего речь шла о российском Спутнике V, эффективность которого в начале февраля получила высокую оценку в статье ведущего мирового журнала The Lancet (Jones, Roy 2021: 642). Внутри Чехии эта тема начала всерьёз активно обсуждаться после заграничного турне А. Бабиша в начале февраля, в ходе которого он посетил Венгрию и Сербию, т.е. страны которые к тому времени приняли решение о закупке вакцин, разработанных

7 6 января 2021 г. была одобрена вакцина компании Moderna, 29 января - AstraZeneca, 11 марта - Johnson & Johnson.

8 V Cesku sa spustilo ockovanie, medzi prvymi boli Babis a vojnová veteránka. TREND.sk. 27.12.2020. URL: https://www.trend.sk/spravy/cesku-spustilo-ockovanie-medzi-prvymi-boli-babis-vojnova-veteranka (accessed 16.07.2021).

9 Ceského prezidenta Zemana zaockovali proti koronavírusu. TASR. 20.01.2021. URL: https:// svet.sme.sk/c/22578100/ceskeho-prezidenta-zemana-zaockovali-proti-koronavirusu.html (accessed 16.07.2021).

10 Strategie ockování proti COVID-19 v Ceské Republice. Ministerstvo zdravotnictví CR. 22.12.2020. URL: https://koronavirus.mzcr.cz/wp-content/uploads/2020/12/Strategie_ ockovani_proti_covid-19_aktual_221220.pdf (accessed 16.07.2021).

к

<

и <

* и произведенных в России и Китае. Премьер считал, что Государственный ^ институт по контролю за лекарственными средствами Чехии мог изучить ш и впоследствии одобрить Спутник V в обход ЕАЛС, которое на тот момент

i тормозило процесс рассмотрения российской заявки. В свою очередь

<

!= Я. Блатны поставил ультиматум, что его ведомство «ни при каких услови-< ях» не признает российскую вакцину вперед ЕАЛС. В случае же получения £ «зеленого света» от центральной европейской структуры Чехия была totola ва приобрести вакцину и начать её массовое использование11.

В феврале-марте премьер А. Бабиш и президент М. Земан использовали весь доступный им арсенал средств, чтобы закупить Спутник V. В конце февраля глава государства направил письмо российскому коллеге В.В. Путину с просьбой приобрести вакцину. В свою очередь российская сторона дала положительный ответ, обещав предоставить запрашиваемое количество доз Спутника V. Уже 1 марта представители чешского регулятора сообщили о полученном от правительства и аппарата президента требовании начать клинические исследования российского препарата. Важно отметить, что политики прилагали усилия по расширению ассортимента вакцин, ведя переговоры также с китайскими и израильскими производителями, не ограничиваясь только российским направлением, хотя оно было центральным.

Жесткая позиция Я. Блатны стоила ему занимаемого поста. 7 апреля министром здравоохранения стал Петр Аренбергер, в ходе инаугурации которого Земан заявил, что «противники Спутника несут полную ответственность за смерть чешских граждан»12. Несомненно, что новый министр подбирался с учетом его положительного отношения к возможности использования российской вакцины, что он и подтвердил в ходе первого разговора с журналистами уже в новой должности. Однако он отметил, что чехи, решившиеся на эту прививку, должны были быть уведомлены, что принимают участие в клинических исследованиях, т.е. в стандартной процедуре при одобрении новых лекарственных средств13.

11 Dokud budu ministrem, nebudeme v Cesku ockovat neschválenym Sputnikem, ujisiuje Blatny. iROZHLAS.cz. 10.02.2021. https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/jan-platny-hnuti-ano-ministr-zdravotnictvi-rozhovor-cesko-sputnik-v-covid-19_2102100620_vis (accessed 16.07.2021).

12 Kdo blokuje Sputnik, je zodpovedny za mrtvé, rekl Zeman Arenbergerovi pri jmenování. iROZHLAS.cz. 07.04.2021. https://www.novinky.cz/domaci/clanek/ arenberger-jede-za-zemanem-podle-ocekavani-bude-novym-sefem-zdravotnictvi-40356207#dop_ab_variant=0&dop_source_zone_name=novinky.sznhp.box&dop_req_ id=BppUoo9vTHN-202104071018&dop_id=40356207&source=hp&seq_no=1&utm_ campaign=&utm_medium=z-boxiku&utm_source=www.seznam.cz (accessed 16.07.2021).

13 Ibid.

к

<

и <

Несмотря на противодействие части чешского политического ис-^ теблишмента как среди оппозиции, так и в правящих кругах, в первой ш половине апреля шли активные приготовления к началу переговоров по

5 приобретению Спутника V. Анализируя первые весенние месяцы 2021 г.

<

!= можно даже говорить о возрождении чешско-российских отношений, < которые находились в «замороженном» состоянии с 2013 г. ввиду укра-£ инского кризиса. Подтверждением таких настроений, например, стало ^ озвученное чешской стороной предложение об организации встречи президентов США и России в Праге по примеру саммита Обама-Медведев в 2012 г. Вершиной «потепления» должна была стать поездка 19 апреля и.о. министра иностранных дел и министра внутренних дел Яна Гамаче-ка14 в Москву, о которой он сообщил на своей странице в Twitter. Важно иметь в виду, что последняя встреча министров иностранных дел двух государств состоялась в 2005 г. Переговоры вокруг вакцины и возможного пражского саммита должны были открыть новую главу в двусторонних отношениях. Пример соседней Словакии, где закупка вакцины привела к отставке премьера И. Матовича, с одной стороны, демонстрировал, что этот вопрос может привести к накалу противостояния в обществе (Выборы в Вишеградских странах. 2020: 82-91), с другой — чехи, несомненно, планировали получить выгодное предложение от российской стороны, заинтересованной в продвижении своего продукта на рынок ЕС. На тот момент чешский кабмин, конечно, был более устойчив и монолитен, чем их словацкий визави, и выдержал бы напор со стороны критиков.

Однако 17 апреля 2021 года на экстренно созванной пресс-конференции высшие представители исполнительной власти Чешской Республики — А. Бабиш и Я. Гамачек — обвинили Россию в организации двух взрывов на оружейных складах во Врбетице (Злинский край, на границе со Словакией). Чрезвычайные происшествия в октябре и декабре 2014 г. унесли жизни двух сотрудников компании Imex Group, а мероприятия по ликвидации последствий обошлись национальному бюджету почти в миллиард чешских крон (около 38 млн евро). Предполагая причастность российских спецслужб к этим событиям, чешские власти заявили о выдворении 18 сотрудников российского посольства, которые якобы вели разведывательную деятельность на территории Чехии, что не соответствовало их статусу дипломатов. Реакция российской стороны была более жесткой — 20-ти чешским дипломатам было предложено покинуть Россию в течение 24 часов. За этим последовал ультиматум со стороны нового министра иностранных дел Якуба Кулханека, который потребовал

14 Его предшественник Т. Петржичек также лишился своего поста во многом из-за несогласия с критикой А. Бабиша в адрес Брюсселя по вопросу закупки вакцин.

к

<

и <

^ вернуть высланных сотрудников диппредставительства обратно. В случае ^ его неисполнения штат работников в Москве и Праге должен был быть ш приведен к паритету (7 дипломатов и 25 технических сотрудников). На

5 Смоленской площади решили не идти на поводу у чехов. Как следствие,

<

!= к концу мая чешскую столицу покинули ещё 62 российских сотрудника < посольства (Шишелина 2021; Ведерников 2021).

Конечно, дипломатический скандал окончательно поставил точку в переговорах по закупке российской вакцины. Отчасти заинтересованность в ней стала пропадать и среди простых жителей. В стране появилось больше возможностей сделать прививку за счёт увеличения поставок вакцин по имевшимся договоренностям с ЕС (например, в январе в страну поступило только 357 тыс. доз, а в апреле уже 1 465 тыс.) (Strategie ockovani proti COVID-19... 2020: 9) Также к этому времени стала проявляться тенденция к уменьшению количества выявленных случаев и смертей от коронавируса (со второй половины марта и вплоть до лета 2021 г. эти показатели сокращались).

Чехарда с министрами здравоохранения не закончилась на Петре Аренбергере. 26 мая спустя 48 дней после назначения он был вынужден покинуть свой пост под давлением общественности. Оно началось с первых же дней его нахождения в должности, когда журналисты обратили внимание на то, что он якобы был тайным информатором чехословацких спецслужб. Не найдя точных доказательств, СМИ и оппозиционные политики обрушились с критикой на министра спустя месяц, обвинив его в том, что он не зарегистрировал в декларации о доходах финансовые поступления от медицинских исследований, которые проводились в клинике, где он был ранее директором. Парировав атаку, Аренбергер подвергся уже новой, которая была связана с обнаружением нестыковки в документах, касающихся его недвижимости15. Организованное медиа линчевание политика, которое несомненно ставило далеко идущую цель — дискредитировать действующего премьера Бабиша на фоне подготовки к парламентским выборам, не способствовало стабилизации обстановки в стране. В этой ситуации выбор «нового» министра здравоохранения в лице А. Войтеха был уместен. Он обладал опытом, имел высо- о кий рейтинг одобрения деятельности среди населения, а главное при нем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

15 48 dni ministra Arenbergera. ,Hasil nejasnosti kolem majetku, k odchodu ho pry prinutil <

mediální lync. iRozhlas. 25.05.2021. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/petr-arenberger-ministr-zdravotnictvi-rezignace-odchod-andrej-babis_2105251627_dok (accessed 16.07.2021).

* страна уже успешно прошла первую волну пандемии — тем самым чехи

^ получали надежду на исправление ситуации в текущем положении дел.

Так, летом 2021 г. в Чехии снова началось смягчение коронавирусных

5 ограничений. Показатели по числу заболевших стабильно снижались,

фиксировались дни без смертей от коронавируса. Между тем, 15 июля

< ВОЗ заявило о начале третьей волны пандемии, причиной которой стали

£ новые более заразные штаммы инфекции. о

Б

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ведерников М.В. Вторая волна пандемии в Чехии: первые политические последствия // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. № 38(221). DOI: 10.15211/analytics382020 Ведерников М.В. Чешско-российский дипломатический кризис: внутриполитический аспект // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. № 13(243). DOI: 10.15211/analytics132021 Выборы в Вишеградских странах 30 лет спустя. Особенности избирательных кампаний 2019-2020 гг. Под ред. Л.Н. Шишелиной, Р.Н. Лункина. М.: ИЕ РАН, 2020. DOI: 10.15211/ report92020_376

Маслова Е.А. Итальянский коронакризис и его последствия: национальное, общеевропейское и глобальное измерения // Международная аналитика. 2020. № 1(11). С. 58-70. DOI: 10.46272/2587-8476-2020-11-1-58-70 ШишелинаЛ.Н. Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией //

Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. № 11(194). DOI: 10.15211/analytics112020 Шишелина Л.Н. Драматический weekend российско-чешских отношений. РСМД. 28.04.2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dramaticheskiy-weekend-rossiysko-cheshskikh-otnosheniy/ (дата обращения: 16.07.2021). Шишелина Л.Н. Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики // Аналитические записки ИЕ РАН. 2020. № 24(207). DOI: 10.15211/analytics242020

REFERENCES

Berec, L., Smycka, J., Levinsky, R. and others (2020). The COVID-19 epidemic in the Czech Republic: retrospective analysis of measures (not) implemented during the spring first wave, in: medRxiv. Predprint. pp. 1-31. DOI: https://doi.org/10.1101/2020.11.06.20227330 Jones, I., Roy, P. (2021). Sputnik V COVID-19 vaccine candidate appears safe and effective, in: The

Lancet. № 397(10275). pp. 642-643. DOI: 10.1016/S0140-6736(21)00191-4. Maslova, E.A. (2020). Ital'janskij koronakrizis i ego posledstvija: nacional'noe, obshheevropejskoe i global'noe izmerenija [Italian Coronacrisis and its Repercussions: National, European, and Global Dimensions], in: Mezhdunarodnaja analitika [Journal of International Analytics]. № 1(11). pp. 58-70. (In Russian). DOI: 10.46272/2587-8476-2020-11-1-58-70 Nemec, J., Maly, I., Chubarova, T. (2021). Policy Responses to the COVID-19 Pandemic and Potential Outcomes in Central and Eastern Europe: Comparing the Czech Republic, the Russian Federation, and the Slovak Republic, in: Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice. № 2(23). pp. 282-290. DOI: 10.1080/13876988.2021.1878884 Pandemic influenza preparedness and response: a WHO guidance document. Geneva: World Health organization, 2009. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/10665/44123/9789241547680_eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 20.10.2021). Pandemic Plan of the Czech Republic. Ministerstvo zdravotnictvi CR. October 18, 2011. Available at: https://www.mzcr.cz/pandemicky-plan-ceske-republiky/ (accessed: 20.10.2021).

к

<

и <

• Shishelina,L.N. (2021). Dramaticheskij weekend rossijsko-cheshskih otnoshenij [Dramatic weekend of Russian-Czech relations]. RIAC. April 28, 2021. Available at: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/dramaticheskiy-weekend-rossiysko-cheshskikh-otnosheniy/ (accessed: 16.07.2021). Shishelina, L.N. (2020). Posledstvija pandemii dlja central'noevropejskoj politiki i jekonomiki [Pandemic consequences for Central European policy and economics], in: Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical paper of IE RAS]. № 24(207). (In Russian). DOI: 10.15211/ analytics242020

o Shishelina, L.N. (2020a). Vishegradskie strany: otvetstvennost' gosudarstva v bor'be s pandemiej [Visegrad states: responsibility of state in the face of Pandemic], in: Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical paper of IE RAS]. № 11(194). (In Russian). DOI: 10.15211/analytics112020 Strategie ockovani proti COVID-19 v Ceske Republice [Vaccination strategy against COVID-19 in the Czech Republic]. Ministerstvo zdravotnictvi CR. December 22, 2020. Available at: https://koronavirus.mzcr.cz/wp-content/uploads/2020/12/Strategie_ockovani_proti_covid-19_ aktual_221220.pdf (accessed: 16.07.2021). Vedernikov, M.V. (2021). Cheshsko-rossijskij diplomaticheskij krizis: vnutripoliticheskij aspekt [Czech-Russian diplomatic crisis: domestic aspects], in: Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical paper of IE RAS]. № 13(243). (In Russian). DOI: 10.15211/analytics132021 Vedernikov, M.V. (2020). Vtoraja volna pandemii v Chehii: pervye politicheskie posledstvija [Second wave of Pandemic: the first political results], in: Analiticheskie zapiski IE RAN [Analytical paper of IE RAS]. № 38(221). (In Russian). DOI: 10.15211/analytics382020 Shishelina, L.N., Lunkin R.N. (eds.) (2020). Vybory v Vishegradskih stranah 30 let spustja. Osobennosti izbiratel'nyh kampanij 2019-2020 gg. [Elections in V4 countries after 30 years] Moscow: IE RAS. (In Russian). DOI: 10.15211/report92020_376

Fighting COVID-19 Pandemic in Central Europe: Czech Approach

Author. Mikhail Vedernikov, Candidate of Sciences (History), Senior Research Associate of Department of Central and Eastern European Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: Mokhovaya 11-3, Moscow, Russia, 125009. E-mail: vishma@mail.ru. ORCID: 0000-0002-5046-719X

Abstract. The article discusses the Czech response to COVID-19 coronavirus pandemic in 2020 -the first half of 2021. The author notes that, despite the available groundwork in counteracting viral infections, accumulated by the world community in previous years, the Czech Republic, like other countries, was helpless in the face of an unknown disease and was forced to implement severe restrictions. In its turn, the actions of the Czech authorities provoked attacks from the central bodies of the EU due to the encroachment on the central principles of the functioning of the Union - freedom of movement, human rights, the rule of law. Meanwhile, the consequences of the first wave of the pandemic with the minimum number of victims showed the effectiveness of the course chosen by Prague. Everything changed in September 2020, when there began a fast increase of the new cases. In this situation, the government of A. Babis started looking for ways < to break the negative trend, deciding to start negotiations on the supply of the Russian vaccine ° to the Czech Republic, which by that time had received positive responses from the international scientific community. However, the question of a humanitarian nature, aimed at saving the lives of the country's citizens, has grown into an internal political crisis. Subsequently, it led to an exacerbation of Czech-Russian relations due to the publication of information about the alleged 5 involvement of Russia in the incident in Vrbetica 8 years ago. By the spring-summer of 2021, the Czech Republic in general regained control of the situation with the spread of the virus.

Key words: pandemic, coronavirus, COVID-19, A. Babis, Sputnik V, Czech-Russian diplomatic scandal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.