Научная статья на тему 'Борьба с оползнями в приволжских городах'

Борьба с оползнями в приволжских городах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
371
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с оползнями в приволжских городах»

В. Е. Еврейское.

Борьба с оползнями в приволжских городах*).

Среди прочих оползневых районов СССР (Крым, Северный Кавказ, Черноморское побережье, районы 6. Переустройства горных участков ('ибиргкой ж. д.. ()десса. Севастополь. и др.) оползневой район Средней и Нижней Волги ш> интенсивности и размеру явлений, по величине культурных ценностей, каковым оползни угрожали и угрожают, несомненно стоит на первом месте.

Явления оползней на Волге известны издавна (Н. Новгород, Саратов). Первопричина их — особенности гидрогеологического строения берегов, осложненные подмывающей деятельностью весенних вод р. Волги. К этим естественным причинам оползневых явлений необходимо присоединить факторы, созданные вмешательством деятельности человека —• устройство различных сооружений, нарушающих равновесие напластований, изменение режима текучих, грунтовых или верховых вод.

В настоящее время на Волге страдает в той или иной степени от оползней ряд городов: Углич, Мол о га, Кимры, Плес, Нижний-Новго-род, Васильеурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Тетюнти. Ульяновск, Сенгилей, Хвалынск, Вольск, Камышин, Саратов, Покровск и Сталинград. Оползневыми явлениями захвачены также некоторые подходы железных дорог к городам: подход к Н.-Новгороду ветви Н. - Новго-]И> — Красный узел, пристанская вчггвь в Ульяновске и подход линии Ьугульма-Ульяновс-к к последнему, подход Рязано-Уральскои ж. дор. к Вольску, участок Сызрань—Самара на подходах к Сызрани. !ветвь Саратов—-У век, пристанские ветви в Сталинграде.

На указанных подходах железных дорог имели место в некоторых случаях во время постройки катастрофические явлении деформаций земляного полотна, до чрезвычайности затруднявшие окончание постройки, но предпринятыми мерами в той или иной степени деформации были уничтожены или ослаблены.

В больших приволжских городах борьба с оползневыми явлениями была начата в старое дореволюционное время, но борьб'а эта велась в большинстве городов б^з определенного плана, от случая к* случаю, с применением паллиативных средств, в меру лишь крайней необходимости.

При таком положении дела и при недостаточности средств, отпускавшихся городскими управлениями, принятые меры решали вопрос лишь временно, что вызывало часто излишние расходы, надрывало доверие вообще к мерам борьб?,т и >к лицам, проводившим ее. Правда, отдельные города обращались к помощи крупных научных организаций или специалистов геологов и инженеров, для выяснения причин оползневых явлений и выработки мер борьбы с нйми, но в, большинстве случаев добытые результаты не использовались, рекомендовавшиеся меры не проводились, главным образом, по причинам финансового характера.

____I

*) По данным командировки предоставленной Сибирским Технологическим Институтом в 1928 г.

Подходы к- городам железнодорожных путей в оползневой зоне, естественно оказались в лучших условиях. Если строительные управления в большинстве случаев и не приняли мер для детального изучения оползневых мест, не наметили и не осуществили предупредительных .мероприятий до приступа к постройке, несмотря на явную очевидность оползания даже нетронутых естественных на Пластова ни iil), то после проявившихся в период постройки деформаций необходимые .изыскания были сделаны, меры выработаны и 'Проведены. Надлежит отметить грандиозность мероприятий по борьГАз с оползнями на Окском .косогоре линии Тимирязеве — Н-Новгород на подходе к последнему. Окский косогор является, несомненно, одним из интереснейших образцов русского инженерного искусства в отношении борьбы со стихийными силами природы, в виде проявления оползней, и в отношении достигнутых исключительно благоприятных результатов"). 1> менее благоприятном положении находится Батраковский косогор под Сызранью.' Несмотря на непрерывные втечение ряда лет деформации ко согора, расстраивавшие путь и вызывавшие крупные ежегодные расхода по содержанию и -приведению в порядок полотно, и верхнего строения, размер осуществленных сооружений для борьбы с оползанием косогора явно недостаточен. Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся геологические изыскания на косогоре,• надлежащего представления о геологическом строении его. позволяющем судить о степени опасности происходящих явлений, так и размерах необходимых осуГпи-тельных и укрепительных сооружений, по существу не имеется.

Когда в конце девяностых годов прошлого столетия на Батра-ковском косогоре рядом с существовавшей уж.е О ьг з р а н Of-11 яю еМс к о й ж. д. проложила свою линию б. Московско-Казанская ж. д.. и деформации косогора приняли угрожающий характер, возник «Батраковский вопрос», до сего времени надлежащим образом не разрешенный и прошедший до настоящего времени разнообразные стадии. В способах разрешения Батраковского вопроса обе дороги коренным образом разошлись: б. Московско-Казанская ж. д., указывая на успешный опыт Окского косогора в Нижнем Новгороде, предложила ряд серьезных и действительных мер по укреплению косогора, б. Сызрано - Вяземская железная дорога считала оставление линий на косогоре невозможным, предложенные меры Московско - Казанской ж. д. не достигающими цели и настаивала на обходе косогора туннельным вариантом. После длительной борьбы между дорогами в высших инстанциях, б. Инженерный Совет в 1905 г. разрешил спор в пользу обхода с туннелем, к сооружению коего и приступили в период империалистической войны, но характер напластований, наличие в большом количестве грунтовой воды, совокупность трудных условий работы в указанное время явились причиной серьезных катастроф, обусловивших разрушение обоих концов туннеля, что привело последний в состояние, при котором продолжение начатых работ стало совершенно невозможным, и, таким образом, работы по сооружению обхода были прекращены.

В настоящее время комиссия 192-s г., осматривавшая косогор, констатировала, что работы по геологическому обследованию косогора не делались, откуда был сделан вывод, что такое обследование несомненно выявило бы хаотическое состояние оползней, а потому рациональное проектирование осушительных и укрепительных сооружений представило бы громадное затруднение.

*) Косогор Батраковский, Окский около Н.-Новгорода, Вольский. 3) Строитель линии Тимирязево Н.-Новгород Г. М. Будагов.

ввиду большой их стоимости. Дальнейшие вывод 1,1 комиссии относительно косогора следующие. Просадка на Батражовском косогоре совершается ежегодно (в некоторые годы эта просади доходила до 0,60 м. втечение нескольких минут); эти просадки ликвидируются под'емкой на балласт, причем стоимость рабЬт достигает 9000 р. в год, каковая сумма меньше чем проценты на капитал, который было-бы необходимо затратить для проведения мер коренной борьбьг с деформациями, и силу таких заключений, прекращены всякие работы корённого характера и прекращено даже восстановление штолен, построенных в прошлые годы.

Столь простое решение «Батраковокого вопроса» чревато весьма серьезными последствиями. Если к указанной сумме в 9000 р. прибавить еще стоимость ненормально быстрого износа шпал, вследствие постоянных под'емок и сдвижек рельсовой колеи, стоимость остановок всех поездов во время наибольших просадок, когда устанавливается пилотаж, стоимость пилотажа, стоимость электрического освещения косогора и т. д., то получится сумма, значительная, и одно это обстоятельство может поколебать выводы комиссии.

Подходы к другим городам, отмеченные в прошлые годы значительными движениями земляных масс, были благополучны.

Обращаясь к оползням, захватывающим городские территории Приволжских городов, необходимо отметить, что за период империалистической и гражданской войн число оползней и размер их увеличились. Причина такого явления заключалась в том. что были прекращены те, хотя и сравнительно небольшие, работы по борьбе с оползаниями, которые велись в довоенное и дореволюционное время; целый ряд сооружений, выстроенных в довоенное время для дренирования грунтовых или перехвата верховых вод, при отсутствии ремонта, оказался разрушенным и наличие таких сооружений в некоторых случаях действовало более пагубно, чем полное их отсутствие; во многих случаях был нарушен режим грунтовых вод — разрушение или прекращение действия канализации, значительная утечта воды в водопроводной сети, усиленное пользование поглощающими колодцами, вследствие прекращения работы канализации, сооружение новых поглощающих колодцев по тем же причинам.

Вышеозначенные ухудшения режима грунтовых вод во многих случаях нарушили равновесие оползневых масс и привели их в движение, захватившее в некоторых случаях и сооружения; Действительно, указанные движения имели место в следующих наиболее резко выраженных случаях1).

В Мологе оползневые явления до настоящего времени разрушают прибрежную настроенную часть города на. протяжении около 1.5 км., захватывая пока мостовые и с'езды.

В Рыбинске в 1924-1925 году сполз береговой участок около пароходных пристаней, в 1926 г. имел место оползень там же, причем последний захватил площадь около 3500 кв. мт.; оползни разрушили ■благоустроенную набережную и мощеный с'езд.

В Н.-Новгороде в 1915 г. им!ел место оползень на. Похвалинском с'езде; с 1922 г., благодаря запущенности оползневых районов, развиваются многочисленные оползни на Похвалинском с'езде, Сергиевском овраге, Оуетинском косогоре; в 1923 г. оползни сильно развивались в районе Верхне-Волжской набережной против завода б. Курбатова, в районах Георгиевского с'езда и Георгиевской батттпи Нижего-

Утечка Нижегородского водопровода доходила до 40°/о, Ульяновского до 23°, о, •Сталинградского до 35°/о.

родского Кремля, где была захвачена движением площадь около 4 гектаров и повреждены строения; в том же году произошли оползни около городской водокачки и электрической станции; в 1920 г. оползень в Нечерской Слободе, разрушивший 10 домов.

В Ульяновске в 1915 году произошел грандиозный, оползень, наибольший из всех известных из истории Ульяновских оползней; причины этого оползня более глубокие, т. е., они находятся вне условий военных и революционных лет; оползнем был поврежден ряд зданий, сдвинуто девять Стыков строившейся подходной эстокады к*. Волжскому мосту: оползень захватил массу в 3-.000.000 кб. м. и покрыл площадь около 100 гектаров; в 19-22-19123 и 1920 гл\ имел место ряд более мелких оползней на Волжском косогоре и по оврагу р. Симбир-ки; менее значительные подвижки, в виде отдельных ползунов, происходят на Волжском косогоре непрерывно по настоящее время, и нельзя поручиться, что в Ульяновске в один прекрасный день не произойдет оползень, подобный катастрофе 1915 г.: в 1920 г. в пригородной слободе Бутырской произошел оползень (косогор р. Свияги), разрушивший 3 дома.

В Вольске в 1915-1917 г. произошел оползень, захвативший 24.000 кв. м. городской территории и повредивший 170 домов: в настоящее врмя под угрозой оползней находятся другие части города, железнодорожная ветвь и строения одного из цементных заводов.

В Саратове в 1915 г. произошла новая подвижка оползневых масс под известной Соколовой горой, увеличившая опасное положение отстойников городского водопровода, расположенных в непосредственной близости от обрыва горы.

В Сталинграде прибрежная часть города, растянувшаяся на 22 км. вдоль правого берега р. Волги, в разных пунктах подвержена оползням; в 1926 г. здесь был ряд оползней, в том числе- в наиболее ценной части города, именно, против пассажирской пристани, где оползень усилился И В 1928 Г.

Приведенный перечень наиболее серьезных оползней, происшедших за последние 10—13 лет, свидетельствует в достаточной степени о том серьезном, в некоторых случаях, бедственном положении ряда приволжских правобережных городов, страдающих от оползней.

Само собЬй разумеется, что борьба с явлениями столь большого масштаба отдельным городам Оьтла не под силу, и потому, начиная с 19)22 г.. в центр начали поступать ходатайства об отпуске средств па борьбу с оползнями, как общественным бедствием. Впервые ходатайства поступили от Ульяновска и Нижнего Новгорода.

Главное Управление Коммунального Хозяйства для ('оставления общего плана и очередности работ, а также для обследования на м<>-сте явления оползней организовало рекогносцировочное обследование всех наиболее крупных населенных пунктов, страдающих от оползней !).

Обследование позволило установить степень срочности и важности работ в отдельных пунктах и наметить, таким образом, очередность рабЬт. Именно, все города, так или иначе страдающие от оползней, были разбиты на 5-ть групп:

I группа — города, наиболее страдающие от оползней, угрожающих дальнейшим разрушением культурным участкам и сооружениям этих городов. В эту группу отнесены — Молога. Рыбинск, Нижний Новгород с слободой Печеры, Ульяновск. Саратов и Сталинград.

Это обследование произведено геологом проф. Н, М. Романовым совместно с лнж. А. М. Нефедьевым.

II группа — города, где разрушения принесли и могут принести меньший вред, или города не столь-большого значения — Вольск, Чебоксары, Тетюши, Васильсурск.

III г р у и и а •— города, мало ^пострадавшие и не находящиеся иод непосредственной угрозой дальнейших разрушении, — Плес, Муром, Рязань, Козьмодемьянск.

IV г р у и и а — города, очень мало пострадавшие: Павлов, Uen-гилей, Хвалынск д Каыышин.

V грунта — города, в которых оползни совершенно прекратились, или явления разрушений не носили собственно оползневого характера— Покровск, Кимры, Городед.

Uo времени производства рекогносцировочного обследования борьба с оползнями была сдвинута с мертвой точки, жизнь оползней была поставлена иод наблюдение специалистов, и общая борьба с. онолуня-ми стала планомерно и научно развертываться под общим руководством Главного Управления Коммунального Хозайства.

Собственно, борьба с оползнями в Ульяновске и в Н.-Новгороде начата значительно раньше. Именно, в Ульяновске эта борьба начата в 1922 г., так сказать, в силу необходимости, а также и потому, что Ульяновск выделяется своей работой но борьбе с оползнями — наличием опытного персонала, полным контактом в работе между инженерами и геологами, разработанным обширным проектом дренирования лога р. Ульяновки (Оимбирки)1), надлежащей и ясной оценкой местными работниками задач геологических изысканий и предстоящих дренажных работ. Значительные средства, отпущенные Союзным Совнаркомом на борьбу с оползнями, производящиеся работы в Ульяновске ставят последний в центре борьбы с оползнями в Поволжьи.

В Н.-Нонгороде к 1 Ш2 году в оползневых районах, запущенных в предыдущие годы, усиленно стали развиваться оползневые явления в целом ряде пунктов. Еще в 1920 г. проф. II. М. Романов представил Коммунальному Хозяйству докладную записку -) о необходимости детального геологического изучения территории II.-Новгорода.

В результате на разрушения Нижегородского косогора было обращено серьезное внимание, и в 1922—1923 г. было произведено обследование оползневых мест и составлен детальный план работ но бЬрь-бе с разрушениями. В Нижнем -Новгороде мы также встречаемся с отрадным фактом благотворного сотрудничества инженеров и геологов и значительного развития работ.

На основании произведенных изысканий в Н.-Новгороде, начинал с 1924 г., было приступлено к постройке штолен и других осушительных сооружении для борьбы с оползнями.

Предпринятые в 1920 г. Главным Управлением Коммунального Хозяйства упомянутые выше рекогносцировочные изыскания в Приволжских городах установили общую картину оползневых явлений, а также позволили подойти вплотную к планомерной борьбе с оползнями и коренному устранению причин, вызывающих последние. Эта планомерная борьба началась обширными гидро-геологическими изысканиями во всех городах, отнесенных к группе 1-й, по плану составленному проф. Н. М. Романовым. К лету 1928 г. гидрогеологические изы-

В 1923 г. Глав. Управ. Коммунальн. Хоз. был проведен конкурс по составлению проекта мероприятий по укреплению оврага р. Симбирки. На конкурс было представлено три проекта, которые и были положены в основу проекта укрепления, составленного коммун, хоз-вом г. Ульяновска. Проект в настоящее время осуществляется.

2) „Соображения относительно необходимости изучения геологического строения территории г. Н.-Новгорода".

екания были закончены в Мологе, Рыбинске и Нижнем-Новгороде. Во время нашего посещения приволжских городов летом 1928 г. геологические изыскания производились в Ульяновске, Саратове и Сталинграде, причем в последних двух городах они ОУли в стадии окончания и имели характер дополнительных для уточнения данных изысканий, законченных в 1927 году.

Полученный материал гидро-геологических изысканий подвергнут тщательной обработке и оценке*, и по нашему мнению представляет выдающимся научный и практический интерес1).

Гидрогеологические изыскания в «> льяиовске были произведены в 1922 г. для упомянутого конкурса, состоявшегося в 1923 г. Но так как они имели в виду преимущественно получение данных для составления проекта дренирования лога р. Симбирки и не давали материала для выработки мероприятий по борьбе с оползнями на Волжском косогоре и на железнодорожных линиях, подходящих к Ульяновску, то были предприняты обширные гидрогеологические изыскания для выработки мер к коренному устранению оползней на Волжском косогоре и возможности разрушений па железнодорожных линиях. Последние изыскания должны были закончиться к 1 /XI—19128 г.

Изыскания 192а года в Ульяновске проводятся по обширной и интересной программе -). С целью определения геологического строе -ния Ульяновской горы предположено было заложить семь скважин глубокого бурения (от «5 до 170 м.), 40 скважин глубиной ОТ 30 до 50 м., в оползневой зоне Волжского косогора ю шурфов. В гидрогеологической части исследований, помимо регистрации выходов подземных ±х>д и определения дебета водоносных горизонтов в скважинах, предположено произвести наблюдение за влиянием р. Волги на режим подземных вод в . оползнях, для каковой цели было предположено заложить у подошвы Волжского косогора 3 буровых скважины. В гидрометрической части исследований изучается быт р. Волги в пределах Волжского косогора, подверженного оползням. В совокупности данные исследований, производящихся в г. Ульяновске, помогут выяснить ряд опорных и невыясненных вопросов о природе, жизни и механизме Ульяновских оползней и, помимо чисто практического значения, будут иметь особый научный интерес.

Произведенные подробные гидрогеологические изыскания в городах первой группы позволили составить проекты коренных мероприятий по устранению оползней в этих городах. В виду глубокого в большинстве случаев положения водоносных слоев, являющихся первопричиной оползневых явлений, преимущественным (средством борьбы выдвинута штольня. Успешный опыт применения штолен для осушения Окского косогора на линии Красный узел — Нижний-Иовго-род на подходе к последнему вполне оправдывает намеченные способы СЬрьбы.

Необходимо отметить, что все составленные проекты прошли "через тщательную геологическую экспертизу и. таким образом, мы имеем в описанной стадии работ тесное сотрудничество геологической науки с инженерной.

Стоимость противооползневых 'мероприятии в городах 1-й группы оценивается крупной суммой около 3-х миллионов рублей.

Оценка и научная обработка данных изысканий произведена проф. И. М. Романовым.

2) Программа составлена И. П. Рогозиным'п одобрена профессорами: Н. М. Романовым и Милановским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.