SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
ECONOMIC SCIENCES
Научная статья УДК 339.3
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-203-210 NIION: 2007-0083-2/23-282 MOSURED: 77/27-005-2023-02-482
Андрей Владимирович Минаков
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Современный этап развития, характеризуется высоким уровнем турбулентности, это касается и внешнеэкономических отношений и внутриэкономического состояния страны. Жесткая санкционная политика зарубежных стран ставит под угрозу экономическую безопасность России. Являясь сдерживающим фактором развития мировой логистики и разрушающим фактором для экономики, оказывает влияние на импортные потоки и, тем самым, увеличивает разрыв между спросом и предложением, что в конечном итоге приводит к нехватке товара, росту цен, закрытию предприятий и безработице, тем самым провоцируя рост незаконных схем международной торговли. Целью исследования выступает поиск мер защиты потребителей, их жизненного уровня, и платежеспособности государства посредством борьбы с незаконным импортом с целью обеспечения экономической безопасности. Среди основных задач: раскрыть теоретический подход к пониманию незаконного импорта как фактора влияния на экономическую безопасность страны и осуществляемым мерам государства в данном направлении, с отражением показателей такого импорта и возможностью выявления проблем и основных перспектив в направлении дальнейшей борьбы с целью обеспечения экономической безопасности. Написание статьи основано на применении общенаучных методов исследования в данной ситуации речь идет о логическом анализе и статистическом анализе, также используются и специально-научные методы. Область применения результатов: понимание правильности мер принимаемых государством в отношении плотики импорта за счет существующих тенденций. Выводы: происходящие изменения в рамках международных отношений требуют анализа принимаемых мер, возможности их корректировки с учетом изменении, а также поиска и проработки новых мер как способа повышения экономической безопасности страны.
Ключевые слова: незаконный импорт, нелегальный импорт, «серый» импорт, параллельный импорт, экономическая безопасность
Для цитирования: Минаков А. В. Борьба с незаконным импортом как способ повышения экономической безопасности страны // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 203-210. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-203-210.
Original article
Andrey V. Minakov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The current stage of development is characterized by a high level of turbulence, this also applies to foreign economic relations and the internal economic state of the country. The harsh sanctions policy of foreign countries threatens economic security. Being a deterrent to the development of global logistics and a destructive factor for the economy, it affects import flows and, thereby, increases the gap between supply and demand, which ultimately leads to a shortage of goods, price increases, closure of enterprises and unemployment, thereby provoking the growth of illegal international trade schemes. In this situation, the main purpose of the study is to search for measures to protect consumers, their living standards, and the solvency of the state by combating illegal imports in order to ensure economic
© Минаков А. В., 2023
Борьба с незаконным импортом как способ повышения экономической безопасности страны
Fighting illegal imports as a way to improve the economic security of the country
security. Accordingly, among the main tasks: to reveal a theoretical approach to understanding illegal imports as a factor of influence on the economic security of the country and the measures taken by the state in this direction, reflecting the indicators of such imports and the possibility of identifying problems and main prospects in the direction of further struggle to ensure economic security. The writing of this article is based on the application of general scientific research methods in this situation we are talking about logical analysis and statistical analysis, special scientific methods are also used. The scope of the results: understanding the correctness of the measures taken by the state in relation to the import raft due to existing trends. Conclusions: the ongoing changes in the framework of international relations require an analysis of the measures taken, the possibility of their adjustment taking into account the changes, as well as the search and elaboration of new measures as a way to improve the economic security of the country.
Keywords: illegal import, «gray» import, parallel import, economic security
For citation: Minakov A. V. Fighting illegal imports as a way to improve the economic security of the country. Criminological journal. 2023. (2):203-210. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-203-210.
В условиях глобализации и росте интеграционных процессов торговля становится инструментом ускорения экономического роста стран, приобретая форму обширных торговых цепей, становясь основным звеном внешнеэкономических отношений. В тоже время санк-ционная политика зарубежных стран, стала фактором, нарушившим мировые логистические цепочки, за счет нарушения импортных потоков. Это в значительной мере сказалось на экономике, тем самым создавая угрозу экономической безопасности страны, находя свое отражение в росте неудовлетворенного спроса в отношении некоторых товаров и продукции, что становится следствием роста цен и прекращением деятельности предприятий [1, с. 17]. Растущая потребность в импорте некоторых товаров (запчасти, микросхемы, электроника и другое) приводит к росту использования схем незаконного импорта. Происходящие процессы на уровне геополитики затрагивают интересы, как граждан, так и самого государства, что в свою очередь требует от последнего принятия определенных мер.
В рамках исследования, приведем различные подходы к пониманию импорта и его видов. Термин «импорт» находит свое отражение в рамках внешнеэкономической деятельности, точнее в законодательстве о такой деятельности, включая и законодательство других отраслей, таких как: налоговая, таможенная, внешняя торговля и других. Зачастую понятие «импорт товаров» рассматривают как «ввоз товаров» [1, с. 17].
Часть авторов, в отношении тождества данных понятий, предлагают обратить внимание на часть правовой трактовки импорта, а именно про отсутствие обязательств об обратном вывозе, предполагая, что импорт, в данной ситуации не только ввоз товара в рамках определенной таможенной территории. В тоже время импорт помимо ввоза предполагает правовой статус, который ему придает процедура прохождения таможни, дающие право на его дальнейшее использование, право на свободную реализацию [2, с. 5]. В данной ситуации речь идет о законном импорте.
Ввоз товаров из-за рубежа (импорт товара), предполагает наличие у данного товара индивидуальный товарный знак, или бренда, соответственно это опре-
деленное свойство товара и качество, что относит такой товар к интеллектуальной собственности, объекту такой собственности, это может быть творческая деятельность, умственная и иная другая с «правовой охраной», предоставлением такой охраны. Это, в свою очередь, в соответствии с законодательством требует документального подтверждения. Соответственно в качестве незаконного импорта является ввоз товаров с нарушением таких прав [1, с. 17].
В целом можно отметить, что импорт товаров, ранее рассматривался в рамках двух направлений [3]:
• законный (ввоз производителем товарной марки разрешен), до 2022 г. данный вид импорта считался единственно разрешенным, легальным;
• незаконный (существуют ограничения ввоза товаров, либо ввоз не разрешен производителем товарной марки, отсутствие разрешительных документов, неуплата таможенных пошлин и другое).
Что касается незаконного импорта, если рассматривать импорт в тождестве пониманию ввоз товаров на таможенную территорию, а именно его перемещение (раскрывается в таможенном законодательстве и иных отраслях права) [4], то под таким незаконным перемещением понимается ввоз таких товаров иными путями, минуя установленные для этого места (таможенная территория), либо сокрытие товара и некоторые другие действия. В целом это достаточно объемная категория, вмещающая в себя множество нарушений.
На практике существует использование неофициальных терминов относительно импорта. «Белый» импорт — представляет собой законный, легальный импорт, без нарушений перемещения товара. «Серый» импорт — в данной ситуации ввоз товаров осуществляется с предоставлением недостоверной информации о товаре (объемах, цене). Такой импорт можно рассматривать как незаконный. Основной целью такого импорта является уклонение от пошлин и налогов, акцизов, а также их уменьшение. Здесь используются так называемые «серые» схемы, которые реализуются
ECONOMIC SCIENCES
мю
как при помощи физических лиц (с помощью них осуществляется перемещение товаров в объеме, не тре-
бующем документального оформления), при помощи аффилированных лиц, пример представлен на рис. 1.
Рис. 1. Серая схема с использованием аффилированных лиц Источник: составлено автором на основе [5, с. 65]
Помимо этого в рамках серых схем используются сотрудники таможенных служб (коррумпированные), которые занимаются подменой документов.
«Серый» импорт считался контрабандой с 2002 г., когда в рамках гражданского законодательства было внесено изменение относительно правообладания в отношении товара (пункт о том, что товар может ввозиться в страну самим правообладателем или с его согласия). При нарушении, товар уничтожался, а правообладатель получал компенсацию.
«Черный» импорт — в основном рассматривается в качестве контрабанды, это может быть ввоз запрещенных товаров, полное отсутствие документарного оформления с целью неуплаты пошлин налогов [5].
Можно отметить отличительные черты законного и незаконного импорта.
Законный импорт предполагает: оригинальность товара (товар от официального производителя товарного знака); гарантию обслуживания (гарантийные обязательства); в отношении установления цен монополия находится у поставщика; в отношении поставок, существует зависимость от одной компании.
Незаконный импорт в отличии от законного: товар может оказаться не оригинальным; отсутствие гарантийных обязательств; ценообразование свободное (от официального дилера нет зависимости); зависимость от одной компании поставщика отсутствует (соответственно по объемам поставок нет зависимости).
На современном этапе, с учетом сложившихся от-
ношений между странами, постоянным обновлением санкций в отношении ввоза отдельных категорий товаров на территорию России и параллельно растущей потребности в этих товарах, а также медленный переход страны в направление импортозамещения товаров, попавших под запрет и ограничения — явились фактором роста незаконного импорта, который в свою очередь увеличивает угрозу экономической безопасности страны, оказывая негативное влияние на ее экономику.
В данном контексте можно говорить об ущербе, это касается рыночных отношений и всех участников таких отношений, конечных потребителей и государства. В отношении первых, можно говорить о наличии, при росте незаконного импорта, недобросовестной конкуренции, а также потери доли продаж. Незаконный импорт приводит к потере потребителей для некоторых брендов и переключению на другие торговые марки. Что касается государства, то в данной ситуации можно говорить о высоких издержках в отношении борьбы с незаконным импортом. По большей части незаконный импорт связан с уклонением от уплаты пошлин, платежей, налогов, акцизов, что влечет потери бюджета. В данной ситуации можно говорить о прямых угрозах экономической безопасности страны, которые наносит рост незаконного импорта.
В тоже время существует и косвенное влияние в данной ситуации речь и дет об экономике страны в целом, поскольку рост незаконного импорта приводит к
„¿¿¡Мм*» им
снижению ее привлекательности для инвесторов, также в отношении новых продуктов их разработки, что влияет на производство, соответственно уменьшение рабочих мест, в данной ситуации можно говорить об ослаблении легального сектора экономики, при этом нелегальный сектор не может компенсировать такого влияния.
Все перечисленное и в тоже время с учетом сложившейся ситуации в России, в условиях жесткой санкционной политики в 2022 г. было принято решение о легализации параллельного импорта [6; 7]. В данной ситуации рассматривается ввоз отдельных видов товаров (перечень товаров утвержден Минпром-торгом России) [7] без разрешения правообладателя. Ввоз таких товаров и товарных групп в отношении исключительных прав, теперь не рассматривается как нарушение [8]. В этот перечень включены множество групп, например, одежда и обувь, фармацевтическая продукция, автомобильные масла и другое. Кроме того, в данный документ включены знаменитые бренды производителей автомобилей марок Toyota, BMW, и др., и запчасти к ним, также производители электроники Apple, Samsung, Sony, и различное отраслевое оборудование и другое [1].
Итак, под параллельным импортом понимается ввоз товара правообладателя товарного знака (оригинал), без получения его согласия [9].
В тоже время в отношении импорта есть такое понятие как исчерпание права, соответственно на данной территории товар был введен правообладателем в оборот, и было согласие правообладателя на его использование [1, с. 17]. Гражданский кодекс РФ устанавливает в отношении исчерпания права национальный режим, который действует в России [10].
Важно отметить, что легализацию параллельного импорта использовали некоторые страны Евро Союза и США, в данной ситуации Россия становится не первой страной в отношении использования такого инструменты.
Можно отметить наличие нескольких типов принципа исчерпания исключительного права, который заключается в продаже товара на территории, подразумевается свободная продажа такого товара, при условии, что этот товар на другой территории начал продаваться официально. Соответственно можно рассматривать международный, региональный, национальный принцип.
Первый — международный — предполагает свободную продажу товара с учетом отсутствия разрешения правообладателя в случае, когда первая продажа уже произошла на любой из территории в мире (именно только первая продажа должна быть с разрешения правообладателя).
Второй — региональный — предполагает свободную продажу товара в определенной стране с уче-
том отсутствия разрешения правообладателя, если ранее даны товар продавался с разрешения правообладателя в другой стране, являющейся членом союза. Данный принцип ранее действовал на территории России.
Третий — национальный — предполагает, что первая продажа в рамках территории страны (любой) является моментом, когда происходит исчерпание исключительных прав. Данный принцип, также действовал в России.
Законный импорт предполагает, что на территории России часть зарубежных компаний имели дистрибьюторов или дилеров, действующих официально, при этом для каждой страны осуществляется установление цен на которую идет наценка для конечных потребителей.
Соответственно законный импорт предполагает продажу товаров производителя на территории другой страны через официального представителя.
Параллельный импорт осуществляется через альтернативных поставщиков. Когда компания производитель осуществляет продажи компаниям на своей территории, которые, в свою очередь, могут осуществлять продажи в другие страны, другим компаниям. Соответственно параллельный импорт идет в обход прямых поставок.
Параллельный импорт позволяет избежать дефицита и повышенного спроса на товары зарубежного производства.
В рамках исследования важно отметить, что проведение анализа незаконного импорта, не представляется возможным, такие попытки предпринимались Центральным Банком РФ, где рассматривалось сравнение экспорта из страны в Россию и импорта из этой же страны в Россию. В тоже время, по мнению многих экспертов, доля незаконного импорта в стране достаточно велика [5, с. 57].
В тоже время можно создать определенное представление о сложившемся положении в отношении импорта в Россию, посредством проведения анализа структуры импорта по группам стран и ее изменения, также рассмотреть структуру импорта по основным странам взаимодействия для отражения воздействия санкционной политики. В результате, которой и происходит прирост доли незаконного импорта с целью удовлетворить растущую потребность на товары зарубежных производителей. Создать определенное представление в отношении параллельного импорта и его влияния на экономическую безопасность страны, как оного из факторов борьбы с незаконным импортом.
Основным периодом исследования выступает временной промежуток 2020-2022 г. за январь (для равнозначного сравнения периодов).
Экономико-статистический метод исследования базируется на данных Федеральной таможенной
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
ECONOMIC SCIENCES
службы России, Федеральной службы государственной статистики и Аналитического рейтингового агентства Акра.
Важно отметить, что санкционная политика части зарубежных стран негативным образом сказалась на импорте (рис. 2).
Рис. 2. Структура импорта по основным группам стран за январь 2020, 2021, 2022 г., % Источник: составлено автором на основе [11; 12]
Внутренний круг представляет период январь 2020 г., средний круг — период январь 2021 г., внешний круг — период январь 2022 г.
Наблюдается снижение доли стран ЕС в импорте на январь 2022 г. В тоже время, как следует из статистики стран — торговых партнеров России, импорт из отдельных стран сейчас снижается весьма существенно (рис. 3).
Так, в стоимостном выражении импорт из Германии снизился, В том числе наблюдается некоторое снижение по таким странам как Италия, США. В тоже время важно отметить, что значительная часть импорта (более половины) приходится на машины и оборудование. Именно эта товарная группа попала под значительные ограничения санкционной политики, именно в данной товарной группе есть значительные потребности, в том числе в различных секторах экономики.
В этой связи достаточно актуальным становится новый инструмент, запущенный Правительством РФ и Минпромтргом России (последний разработал перечень товаров параллельного импорта с кодами для каждой группы), основной целью которого стало смягчение негативного влияния ситуации с импортом.
Экспертами был проведен анализ перечня товаров, который позволил прийти к выводу, что данный перечень охватывает порядка 36 % импорта товаров, при этом на основные коды товарной номенклатуры — «оборудование, механические устройства», код
84 (в том числе вычислительные машины, двигатели, краны, насосы) и «электрические машины и оборудование и их части», код 85 (в том числе телефоны, мониторы) — приходится около 31 и 28 % параллельного импорта соответственно [13].
Параллельный импорт становится новым инструментом постепенно адаптируясь к новым условиям, в этой ситуации можно отметить, что потенциальными бенефициарами такого импорта могут стать Турция, Казахстан, Китай и Армения. При этом, например, для Армении эффект от параллельного импорта может быть значительным из-за низкой базы (доли совокупного импорта России) [13].
Можно отметить увеличение поставок импорта по приведенным в таблице странам. Так, экспертами отмечено, что основную долю в параллельном импорте составляют поставки из стран ЕАЭС — около 30 %. Так, из Армении поставки товаров оказались практически в два раза выше прошлогодних. При этом статистическое бюро Армении опубликовало данные, на основании которых в саму Армению импорт также значительно вырос [14]. Рост импорта после января 2022 г. обозначился и по другим странам [13; 14], так в можно отметить Германию и КНР и ряд других стран. Аналогичная ситуация наблюдается и в Казахстане. Турецкий институт статистики свидетельствует, что в Россию из Турции было ввезено товаров на 42,5 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [14].
Рис. 3. Структура импорта по основным странам партнерам за январь 2020, 2021, 2022 г., % Источник: составлено автором на основе [12; 13]
В таблице 1 приведена динамика импорта из стран СНГ за январь 2021, 2022 г.
Таблица 1
Динамика импорта из стран СНГ за январь 2021, 2022 г., млн долл.
Страны Ввоз товаров за январь
2021 год 2022 год
Азербайджан 48,1 86,4
Армения 33,8 54,3
Беларусь 933,2 885
Республика Казахстан 413,8 536,3
Кыргызская республика 19,2 18
Республика Молдова 21,5 36
Таджикистан 3,1 5,7
Туркменистан 11 13,6
Узбекистан 82,9 139,6
Украина 226,3 371,4
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
ECONOMIC SCIENCES
В новом регулировании многие усматривают риски для эффективной защиты прав. В качестве сложностей можно отметить перестройку международной торговли и логистики, рекордный рост товарооборота с Китаем и увеличение импорта из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения), которые используются в качестве транзитных пунктов [8].
Механизм параллельного импорта позволит сократить часть незаконного импорта, поскольку введение параллельного импорта стало легальным средством в части обхода такого института как «защита объектов интеллектуальной собственности». Это в свою очередь даст возможность избежать дефицита на фоне снижения запасов, хотя цены увеличатся из-за роста транзакционных издержек (в том числе цен на транспорт). В среднесрочной перспективе наращивание параллельного импорта будет способствовать снижению темпов роста цен в экономике, увеличению товарооборота со странами, что положительным образом отразится на экономике страны. Одним из значительных минусов параллельного импорта может стать увеличение контрафакта именно этому вопросу в данном направлении стоит уделить внимание, а именно со стороны контрольных функций, мониторинга «традиционных» точек продажи контрафактных товаров.
Список источников
1. Ахмедзянов Р. Р., Кидяев Н. В., Захарова А. А., Татарченко К. Р. Параллельный импорт как инструмент защиты экономических интересов Российской Федерации // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. №11-1 (93). С. 17 21
2. Гатаулина О. А. Понятие и содержание импорта как правовой категории в рамках Евразийского экономического союза на современном этапе // Таможенное дело. 2018. № 4. С. 3-6.
3. Мустафин И. Параллельный импорт товаров в России: что это и как работает простыми словами // Информационно-аналитическое Интернет издание Мое дело. 2022.
4. Крутова Т. А. Нелегальный импорт: статический аспект // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4. Ч. 2. C. 123-127.
5. Радаев В. В., Бердышева Е. С., Конрой Н. В., Котельникова З. В. Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия. М. : Издательский дом Высш. шк. экономики, 2017.
6. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключи-
тельных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» // URL://https:// base.garant.ru/
7. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 19 апреля 2022 г. № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» // URL://https://base.garant.ru/
8. Ароникова М., Скоморохова К. Борьба с кон-трафактом в условиях нового регулирования параллельного импорта // URL://https://pravo. ru/story/244301/
9. Васильев Л. Э. Параллельный импорт товаров на территорию Российской Федерации в современных условиях экономических санкций // Вопросы студенческой науки. 2022. № 9 (73). С. 96-99.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (часть четвертая) (с изм. от 5 декабря 2022 г.) // URL://https:// base.garant.ru/
11. Импорт в России // Федеральная служба государственной статистики — 2022 // URL:// https://rosstat.gov.ru/
12. Итоги внешней торговли РФ // Федеральная таможенная служба — 2022 // URL://http://stat. customs.gov.ru/
13. Николаев М. Оценка параллельного импорта и его влияние // URL://https://www.acra-ratings. ru/research/2689/
14. Маслов А. Параллельный импорт не стал панацеей для Российской экономики // URL:// https://realnoevremya.ru/articles/266625-parallelnyy-import-ne-stal-panacey-dlya-rossiyskoy-ekonomiki.
References
1. Akhmedzyanov R. R., Kidyaev N. V., Zakharova A. A., Tatarchenko K. R. Parallel import as a tool for protecting the economic interests of the Russian Federation // Economy and Business: Theory and Practice. 2022.
2. Gataulina O. A. The concept and content of import as a legal category in the framework of the Eurasian Economic Union at the present stage // Customs Business. 2018. № 4. Р. 3-6.
3. Mustafin I. Parallel import of goods in Russia:
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА
what it is and how it works in simple words // Informational and analytical Internet edition Moye delo. 2022.
4. Krutova T. A. Illegal import: static aspect // Economic Journal of Rostov State University. 2007. T. 5. № 4. P. 2. P. 123-127.
5. Radaev V. V., Berdysheva E. S., Conroy N. V., Kotelnikova Z. V. The main forms of illicit trafficking of products on the consumer markets of Russia and measures to counteract. M. : Publishing House Higher School of Economics, 2017.
6. Decree of the Government of the Russian Federation № 506 of March 29, 2022 «On goods (groups of goods) in relation to which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on protection of exclusive rights to results of intellectual activity expressed in such goods, and means of individualization by which such goods are marked» // URL://https://base. garant.ru/
7. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of April 19, 2022 № 1532 «On approval of the list of goods (groups of goods), in respect of which the provisions of subparagraph 6 of Article 1359 and Article 1487 of the Civil Code of the Russian Federation are not applied, provided the specified goods (groups of goods)
are put into circulation outside the territory of the Russian Federation by right holders (patent holders), and also with their consent» // URL:// https://base.garant.ru/
8. Aronikova M., Skomorokhova K. The fight against counterfeiting under the new regulation of parallel imports // URL://https://pravo.ru/story/244301/
9. Vasiliev L. E. Parallel import of goods on the territory of the Russian Federation in modern conditions of economic sanctions // Issues in Student Science. 2022. № 9 (73). P. 96-99.
10. Civil Code of the Russian Federation of December 18, 2006 № 230-FZ (Part Four) (as amended on December 5, 2022) // URL://https://base.garant.ru/
11. Import in Russia // Federal State Statistics Service — 2022 // URL://https://rosstat.gov.ru/
12. Results of foreign trade of the Russian Federation // Federal Customs Service — 2022 // URL:// http://stat.customs.gov.ru/
13. Nikolaev M. Assessment of parallel import and its impact // URL://https://www.acra-ratings.ru/ research/2689/
14. Maslov A. Parallel import has not become a panacea for Russian economy // URL://https:// realnoevremya.ru/articles/266625-parallelnyy-import-ne-stal-panacey-dlya-rossiyskoy-ekonomiki.
Информация об авторе
А. В. Минаков — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор.
Information about the author A. V. Minakov — Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 16.01.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 22.05.2023.
The article was submitted 16.01.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication 22.05.2023.