Научная статья на тему 'Борьба с неравенством и бедностью: подход Всемирного банка и международного валютного фонда. (Обзор)'

Борьба с неравенством и бедностью: подход Всемирного банка и международного валютного фонда. (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЙ БАНК / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ / НЕРАВЕНСТВО / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с неравенством и бедностью: подход Всемирного банка и международного валютного фонда. (Обзор)»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2018.02.008. ОН. ПРЯЖНИКОВА. БОРЬБА С НЕРАВЕНСТВОМ И БЕДНОСТЬЮ: ПОДХОД ВСЕМИРНОГО БАНКА И МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА. (Обзор).

Ключевые слова: Всемирный банк; Международный валютный фонд; борьба с бедностью; неравенство; развивающиеся страны.

Наиболее важные задачи, которые ставят перед собой Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ), заключаются в содействии международной экономической и финансовой стабильности, а также в оказании помощи странам в достижении устойчивого экономического роста. Экономическая стабильность и рост экономики создают условия, которые позволяют странам достигать цели развития, заключающиеся, в частности, в искоренении бедности, обеспечении достойного труда и сокращении неравенства.

В декабре 1999 г. ВБ и МВФ представили новый подход к борьбе с бедностью в странах с низким уровнем доходов на душу населения. В рамках этого подхода предполагается разработка и внедрение в этих странах стратегий сокращения бедности в качестве условия их включения в программы развития, финансируемые ВБ и МВФ. Кроме того, планировалось, что такие стратегии смогут создать условия для лучшей координации помощи развивающимся странам (РС), поступающей из различных источников, а также будут стимулировать правительства бедных стран самостоятельно устанавливать приоритеты развития. Странам было предложено выбрать один из вариантов стандартных стратегий, в рамках которого они определят приоритеты и сформируют меры и программы

по их достижению, а также распределят ресурсы. Предполагалось, что такого рода процедуры, с одной стороны, будут способствовать принятию правительствами обязательств по борьбе с бедностью и целенаправленному следованию им, а с другой - подотчетности правительств гражданам.

Страны, участвующие в этой инициативе ВБ и МВФ, готовят так называемые Рамочные стратегии сокращения бедности (Poverty reduction strategy papers, PRSP), которые обновляются каждые три года и по которым страны ежегодно составляют отчет о прогрессе в сокращении бедности. В PRSP описываются макроэкономические аспекты экономической конъюнктуры; структурная политика; анализ уровня бедности; проводимая стратегия сокращения бедности; социальные программы, которые планируется осуществить в течение трех лет или более длительного периода с целью поддержки экономического роста и сокращения бедности, а также указываются финансовые издержки проводимой политики и источники их финансирования.

ВБ и МВФ в своем подходе к решению проблем бедности руководствуются рядом принципов (2). Во-первых, участие в программах ВБ и МВФ всегда должно быть инициативой самой страны; программы реформ разрабатываются с учетом страновой специфики (неравенство социальных групп, гендерное неравенство, неравенство регионов внутри страны); при их имплементации принимаются в расчет приоритеты, способные ускорить сокращение неравенства в конкретной стране. Во-вторых, при разработке стратегий сокращения бедности ВБ и МВФ стремятся учитывать и задавать вектор средне- и долгосрочного развития институтов и системы управления в стране для ускорения роста экономики, а также устанавливают средне- и долгосрочные цели (монетарные и немонетарные) по сокращению неравенства и бедности. В-третьих, ВБ и МВФ позиционируют свой подход как всеобъемлющий и ориентированный на результат, т.е. во главу угла борьбы с бедностью они ставят ускорение экономического роста, необходимым условием которого являются макроэкономическая стабильность, структурные реформы, социальная стабильность. И наконец, этот подход ориентирован на партнерство государства, внешних акторов и внутренних стейкхолдеров, что позволяет разделить зоны ответственности для достижения лучших результатов. Таким образом, в

основе разработки программ развития лежат потребности конкретной страны и концепция борьбы с неравенством и бедностью ВБ и МВФ, что позволяет решать специфические для каждой страны проблемы, тормозящие процессы ее развития.

Важно отметить общую черту процесса реализации РЯЗР в бедных странах: реформы происходят в условиях слабого развития институтов рыночной экономики. При этом во многих странах РЯ8Р помогли запустить и ускорить процесс формирования реальной политики, направленной на социально-экономическое развитие. В частности, это выражается в установлении более ясных и конкретных целей и их взаимоувязывании с предпринимаемыми мерами; повышении качества бюджетного процесса и систем его мониторинга; расширении пространства общественного диалога; восполнении статистических и аналитических пробелов в исследовании социально-экономической ситуации в конкретной стране; согласовании и гармонизации деятельности доноров, предоставляющих помощь, с национальными интересами стран. Вместе с тем эксперты ВБ и МВФ признают, что подход РЯЗР не способен нивелировать такие системные недостатки как неэффективное управление и несовершенство институтов (2).

Параллельно с реализацией практических программ по сокращению неравенства эксперты ВБ и МВФ на постоянной основе исследуют факторы, оказывающие влияние на рост и/или сокращение бедности. Результаты их исследования свидетельствуют о существовании тесной взаимосвязи между перераспределением ресурсов и ростом. Ключевым условием для того, чтобы перераспределение ускоряло экономический рост и способствовало его долгосрочно-сти, является эффективность его механизмов.

Политика сокращения бедности должна сочетать эффективное использование налоговых рычагов и распределение бюджетных расходов (3). В РС, где особо остро стоит проблема бедности, использование возможностей фискальной политики для борьбы с неравенством требует совершенствования инструментов сбора налогов, а также использования прогрессивной шкалы подоходного налога и повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Эксперты подчеркивают необходимость сконцентрировать усилия по мобилизации ресурсов на расширении налоговой базы

подоходного налога и налогов на потребление. Расширять базу налога на доходы для физических и юридических лиц рекомендуется путем сокращения числа агентов, освобожденных от уплаты налогов, и налоговых льгот. Следует также усилить меры по ликвидации возможностей ухода от уплаты налогов и повышать налоговую дисциплину. Это поможет повысить собираемость налогов, которые могут быть направлены на финансирование социальных выплат бедным слоям населения. Если такие выплаты будут строго целевыми, они могут способствовать не только борьбе с бедностью, но и повышению качества образования и уровня здоровья граждан с низкими доходами. Сокращению бедности должен также способствовать и рост охвата населения государственной пенсионной системой. При наличии финансовых ограничений рекомендуется прибегать к таргетированным выплатам социальных пенсий (3, с. 23-24).

Исследования ВБ и МВФ (5) выявили, что инвестиции в строительство дорог и электрификацию, в первую очередь в сельской местности, способствуют росту доходов бедного населения, росту занятости и продвижению гендерного равенства, а также расширяют возможности развития в раннем детстве (early childhood development), доступность услуг здравоохранения и повышение их качества.

Расширение возможностей трудоустройства женщин в беднейших странах оказывает значительное положительное влияние на экономический рост и сокращение бедности. В связи с этим МВФ поддержал усилия Египта, Индии, Иордании и Мали, направленные на поощрение увеличения доли женщин в оплачиваемой рабочей силе. В РС основным препятствием занятости женщин на оплачиваемой работе является разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами, а также высокий коэффициент рождаемости. В сложившихся условиях МВФ рекомендует увеличивать расходы на образование, учебные программы для девочек и женщин и расширить предоставление контрацептивов (1, c. 3).

Обусловленные денежные трансферты (conditional cash tranfers) самым бедным гражданам помогают сократить бедность и поддерживать адекватный уровень потребления, особенно в периоды экономических спадов. Такие денежные трансферты, в частности,

дают беднейшему населению доступ к получению средств для инвестирования в образование и получение услуг здравоохранения (4).

Эксперты настаивают на том, что определяющим критерием финансовых интервенций для снижения бедности и неравенства в обществе, в том числе в виде социальных трансфертов, должна быть их эффективность и таргетирование. Программы развития в раннем детстве наиболее эффективны, когда они ориентированы на детей до 3 лет и включают социально-психологический компонент, обучение родителей и обеспечение стандартов питания. В сфере образования повышение качества преподавания и практика привязки суммы финансовых трансфертов к численности выпускников школ более эффективны, чем просто строительство новых школ. В сфере здравоохранения важно определить группу населения, получающую помощь, и долю их вклада в оплату получаемых услуг.

Исследования ВБ свидетельствуют о том, что успех в борьбе с бедностью более вероятен при осуществлении интегрированных финансовых трансфертов, нежели отдельных и изолированных. Так, обусловленные денежные трансферты в сочетании с инвестициями в производственные активы, профессиональное обучение и облегчением доступа к кредитованию дают больший эффект сокращения неравенства и бедности, чем если бы они осуществлялись изолировано. Инвестирование в строительство дорог в свою очередь привлекает дополнительные капиталовложения в электрификацию, сельское хозяйство, водоснабжение и повышение качества санитарных условий, что не только расширяет коммуникацию, помогающую людям удовлетворять свои базовые потребности, но и улучшает качество услуг, повышает производительность труда. (5, с. 153).

Список литературы

1. Фабрицио С., Кподар Р., Лэйн К. Поддержка МВФ Целей в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций. - 2017. - 19.07. - Режим доступа: https://blogs.imf.org/2017/07/19/imf-support-for-the-united-nations-sustai nable-development-goals/

2. 2005 Review of the poverty reduction strategy approach - balancing accountabilities and scaling up results. Synthesis / IMF and World Bank. - 2005. - Mode of access: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2005/091905s.htm

3. Bastagli F., Coady D., Gupta S. Income inequality and fiscal policy / IMF staff discussion note. - 2012. - N 8. - 36 p. - Mode of access: https://www.imf. org/external/pubs/ft/sdn/2012/sdn1208.pdf

4. Macroeconomic structural policies and income inequality in low-income developing countries / Fabrizio S., Furceri D., Garcia-Verdu R., Li B.G., Lizarazo S.V., Mendes Tavares M., Narita F., Peralta-Alva A. / IMF staff discussion note. - 2017. - N 1. -Mode of access: https://www.imf.org/en/Publications/Staff-Discussion-Notes/Issues/ 2017/01/26/Macro-Structural-Policies-and-Income-Inequality-in-Low-Income-Deve loping-Countries-44526

5. Taking on inequality: Poverty and shared prosperity 2016 / The World Bank. -Washington, 2016. - 170 p.

2018.02.009. И.Ю. ЖИЛИНА. СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УЛУЧШАЕТСЯ? (Обзор).

Ключевые слова: мировая экономика; МВФ; экономический рост; риски.

В обзоре рассматриваются перспективы развития мировой экономики в 2017-2018 гг.

По оценкам МВФ, отмечает директор исследовательского департамента этой организации М. Обстфельд, фаза подъема мирового цикла, начавшаяся в середине 2016 г., продолжает набирать силу. Учитывая положительную динамику в зоне евро, Японии, Китае и многих странах с формирующимся рынком (СФР), МВФ повысил прогноз темпов роста мировой экономики до 3,6% в 2017 г. и до 3,7% в 2018 г. Это в обоих случаях на 0,1 процентного пункта (п. п.) выше предыдущих прогнозов и существенно выше темпов мирового экономического роста в 2016 г. (3,2%), которые были самыми низкими со времени мирового финансового кризиса (2, с. 2). Более пессимистичны в оценках развития мировой экономики эксперты Французской обсерватории экономической конъюнктуры (Observatoire français des conjonctures économiques, OFCE). По их расчетам темпы роста мировой экономики составят 3,3% в 2017 г. и 3,4% в 2018 г. (7, с. 17).

Повышение прогноза на 2017 г. в основном обусловлено более благоприятными перспективами для промышленно развитых стран (ПРС) (ожидаемые темпы роста 2,2%) за счет более высокого роста в зоне евро (2,1%), Японии и Канаде. В то же время снижен прогноз роста в Великобритании на 2017 г. и США на 2017 и 2018 гг. Таким образом, на 2018 г. прогноз роста в ПРС снижается на 0,1 п.п. Эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.