Научная статья на тему 'БОРЬБА С МОНОПОЛИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ'

БОРЬБА С МОНОПОЛИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЫНОК / МОНОПОЛИЯ / ЦЕНЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапарова Г.

Для перехода к рыночной экономике необходимо уничтожить все формы монополий. Если конкуренция является одним из основных условий рыночного перехода, то, наоборот, монополистический рынок невозможен. Рыночная монополия - враг конкуренции. Монополии будут осуществлять свое господство на рынке через цены. Они будут продавать свои товары по более высоким ценам и получать дополнительную прибыль. Если у них есть товары, которые им нужны, они купят их по более низкой цене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С МОНОПОЛИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ»

УДК 33

Сапарова Г.,

студентка.

Туркменский государственный институт экономики и управления.

Ашхабад, Туркменистан.

БОРЬБА С МОНОПОЛИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ Аннотация

Для перехода к рыночной экономике необходимо уничтожить все формы монополий. Если конкуренция является одним из основных условий рыночного перехода, то, наоборот, монополистический рынок невозможен. Рыночная монополия - враг конкуренции. Монополии будут осуществлять свое господство на рынке через цены. Они будут продавать свои товары по более высоким ценам и получать дополнительную прибыль. Если у них есть товары, которые им нужны, они купят их по более низкой цене.

Ключевые слова:

Экономика, рынок, монополия, цены, конкуренция, развитие.

Abstract

For the transition to a market economy, it is necessary to destroy all forms of monopolies. If competition is one of the main conditions for a market transition, then, on the contrary, a monopolistic market is impossible. Market monopoly is the enemy of competition. Monopolies will exercise their dominance in the market through prices. They will sell their goods at higher prices and earn additional profits. If they have the goods they need, they will buy them at a lower price.

Key words:

еconomy, market, monopoly, prices, competition, development.

Для перехода к рыночной экономике необходимо уничтожить все формы монополий. Если конкуренция является одним из основных условий рыночного перехода, то, наоборот, монополистический рынок невозможен. Рыночная монополия - враг конкуренции. Монополии будут осуществлять свое господство на рынке через цены. Они будут продавать свои товары по более высоким ценам и получать дополнительную прибыль. Если у них есть товары, которые им нужны, они купят их по более низкой цене. В этом случае монополиям не нужно совершенствовать производство товаров для получения более высокой прибыли. Им достаточно договориться о ценах. Это снижает экономический стимул для технических и других разработок. Итак, если конкуренция способствует постоянному совершенствованию производства, то монополии приводят к стабильности.

В борьбе с монополиями необходимо руководствоваться особенностями экономики нашей страны. В рыночных условиях он является монополистом и только выигрывает в конкурентной борьбе. Однако в бывшем СССР монополии создавались сверху по приказу министерств и ведомств. Вот почему монополизация экономики в нашей стране была выше, чем в странах Запада. Это различие следует учитывать при идентификации монополиста.

В развитых странах с рыночной экономикой угроза монополизации отсутствует при наличии в отрасли 10 и более 10 конкурентов. Доля в общем объеме одной и той же реализуемой продукции не должна превышать 31 процент на одно предприятие, 44 процента на два, 54 процента на три и 64 процента на четыре. При нарушении такого отношения государство вводит экономические меры и ограничивает участие фирмы-нарушителя на рынке.

С развитием мирового рынка усложняется и проблема определения того, является ли производитель монополистом. Возьмем, к примеру, Фиат. Эта компания сохранит за собой все производство автомобилей в Италии. Судя по всему, эта компания является монополистом в Италии. Но на самом деле все совсем иначе. Потому что на мировом рынке есть американские, японские, французские, шведские и немецкие автомобили. Поэтому компании «Фиат» придется конкурировать со всеми автопроизводителями мира, как внутри страны, так и за рубежом.

В более развитых странах основная часть промышленной продукции приходится на долю крупнейших предприятий. Например, в промышленности США господствуют 200 крупных предприятий; три крупные корпорации: «Дженерал Моторс», «Форд Моторс» и «Крайслер»; в химической промышленности — корпорация «Дюпонд Немюр»; В производстве самолетов доминируют корпорации «Боинг», «Макдоннелл», «Дуглас» и «Локхид».

Чтобы определить, является ли производитель монополистом или нет в нашей стране, необходимо использовать опыт других стран. Но мы должны учитывать уникальность нашей экономики.

Для успешной борьбы с монополиями необходимо принять антимонопольный закон. Этот закон может в некоторой степени предотвратить образование монополий. В большинстве стран с развитыми рыночными отношениями действуют антимонопольные законы, и правительство использует их для борьбы с монополиями.

Список использованной литературы:

1. Экономика Туркменистана. Ашхабад, 2001.

2. Общая экономическая теория. Ашхабад, 1996.

3. Экономическая теория. Ашхабад, 2001.

© Сапарова Г., 2023

УДК 33

Токарова А.,

студентка;

Атадурдыева М.,

студентка.

Туркменский государственный институт экономики и управления.

Ашхабад, Туркменистан.

ВИДЫ И СИСТЕМА ЦЕН В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Аннотация

Есть разные виды цен. К ним в первую очередь относятся оптовые, закупочные и розничные цены на сельскохозяйственную продукцию, а также тарифы, уплачиваемые населением за оказываемые услуги, внешнеторговые цены. Эти ценности взаимосвязаны и вместе образуют единую систему ценностей. Каждый вид цен имеет свои особенности формирования и использования. По высоким ценам предприятия продают свои промышленные товары другим предприятиям и организациям.

Ключевые слова:

ценности, экономическая система, продажи, связь, отношения, сообщество.

Annotation

There are different types of prices. These primarily include wholesale, purchase and retail prices for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.