Научная статья на тему 'БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ - СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ'

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ - СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА / КОРРУПЦИЯ / ХИЩЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА / РОССИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пеньковский Д. Д., Кузнецов В. И.

В статье раскрываются проблемы с коррупцией, имеющиеся в России и Китае, приводятся формы и методы борьбы с этим явлением в Российской Федерации и Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ - СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ»

лии составляет 13% от всего объема импорта. Товары кожаной галантереи из Европы это товары из натуральной кожи, отличающиеся высоким качеством и высокой ценой.

В импорте кожгалантереи прослеживается влияние фактора сезонности. Так пики поставки импортных товаров приходятся на декабрь-март как период поставок на период весна лето и июнь-август как период поставок товара к сезону осень зима.

Несмотря на преобладание импорта на рынке кожгалантереи присутствует множество предприятий малого и среднего бизнеса производящих сумки и мелкую кожгалантерею (кошельки, визитницы, ключницы и пр.)

Список использованных источников:

1. Дидковская Т.М., Пьяникова Э.А. Исследование регионального потребительского рынка одежды. Монография / Т. М. Дидковская, Э. А. Пьяникова; Курск. «Курский гос. технический ун-т». Курск, 2009.

2. Э. А. Ярных, Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг, Финансы и статистика, 2006 г, 368 стр.

3. Статистика внешней торговли. По данным ФТС России исследование. [Электронный ресурс].URL: http://ru-stat.com/

4. РБК Исследования рынков, Розничные сети по продаже обуви 2018. [Электронный ресурс].URL: https://marketing.rbc.ru/research/34093/

Пеньковский Д. Д.1 Кузнецов В. И.2

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ — СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы с коррупцией, имеющиеся в России и Китае, приводятся формы и методы борьбы с этим явлением в Российской Федерации и Китае.

Ключевые слова. Борьба, коррупция, хищения, государственные программы, уголовные дела, Россия, Китай.

Одной из серьезных проблем, стоящих в современное время, является борьба с коррупцией, которая пронизала все стороны нашей жизни.

Цифры и факты, приводимые Президентом РФ В. Путиным и российскими правоохранительными органами, подтверждают это положение, и наглядно демонстрирует системность коррупции в стране.

1 Пеньковский Дмитрий Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, начальник управления науки и формирования у обучающихся профессиональных качеств по избранным профессиям и направлениям подготовки АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Кузнецов Виктор Иванович — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, зам. председателя приемной комиссии АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

Еще в 2012 году спикер Счетной палаты Сергей Степашин отмечал, что каждый год из средств, выделяемых на госзакупки, похищают один триллион рублей. Граждане справедливо жалуются, что не хватает школ, больниц, детских садов, плохо устраняются последствия стихийных бедствий. Сложное медицинское оборудование и лекарства также практически не производятся.

Цинизм, лицемерие и попустительство некоторых представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти стали причиной того, что Россия сегодня оказалась в состоянии масштабного коррупционного кризиса.

За последнее время государством принят ряд программ, направленных на антикоррупционное просвещение. Важнейшую роль в антикоррупционном просвещении населения играет освещение в СМИ антикоррупционной политики государства, конкретных результатов борьбы с коррупцией, создание атмосферы нетерпимости к фактам коррупции.

В апреле 2014 года утверждена государственная программа «Антикоррупционного просвещения на 2014-2016 годы». Кроме того, в июле

2014 года принят Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Этот документ подтверждает полномочия общественных, негосударственных структур в области противодействия коррупции, и в том числе в сфере использования информационных технологий.

Документ представляет собой государственную программу, предусматривающую реализацию 22 мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности, общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, воспитание нетерпимости к коррупционным правонарушениям. Эти мероприятия начали реализовываться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ с участием Генеральной прокуратуры и Следственного комитета. К антикоррупционному просвещению также широко привлекаются все образовательные и учебные организации, некоммерческие организации и средства массовой информации1.

Необходимо подчеркнуть, что в последние годы в стране проведена определенная работа по реализации этих законов. Следователями в ряде регионов страны была проделана необходимая работа по борьбе с коррупцией, не смотря на высокое положение фигурантов уголовных дел. Есть основание полагать, что федеральный центр действительно начал проявлять волю для устранения некоторых преступных групп во власти, в, том числе, высшего регионального уровня.

Важно отметить, что если ранее в уголовных делах фигурировали суммы в тысячи, миллионы, изредка в миллиарды рублей, то на сегодняшний день можно встретить и десятки миллиардов, и даже 100 млрд. руб.2.

Эта работа была продолжена и в 2019 г. 18 ноября 2019 г., заместитель начальника Управления по борьбе с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Дмитрий Се-

1 См.: Федеральный закон от 19. 07. 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

2 Kprf.ru.activity / anticorruption / 157712.html.

вастьянов в интервью журналу «Полиция России» сообщил, что с января по август 2019 года в России было совершено 18,4 тысячи коррупционных преступлений. По его словам, 5,5 тысячи преступлений из этого числа совершены в крупном и особо крупном размере. Общий ущерб по оконченным уголовным делам составил порядка 102 миллиардов рублей. Он добавил, что в бюджет уже возмещено 27 миллиардов рублей.

Д. Севастьянов отметил, что в 2019 году МВД выявило более трех тысяч преступлений, совершенных уличенными во взяточничестве чиновниками. К ответственности привлечена одна тысяча человек. Изъято имущество и деньги на 1,5 миллиарда рублей. Он добавил, что коррупция все еще остается одним из ключевых факторов, оказывающих «разрушительное влияние на эффективность деятельности органов государственной власти и принимаемые ими управленческие решения».

13 ноября 2019 г. сообщалось, что в России увеличилось число преступлений с использованием платежных карт. По подсчетам МВД, с января по сентябрь 2019 года в России было зарегистрировано 10,3 тысячи преступлений, квалифицированных по статье 159.3 УК РФ («Мошенничество с использованием электронных средств платежа»). Это более чем в четыре раза больше показателей прошлого года1.

Как теперь стало известно, полицией возбуждены новые уголовные дела о хищениях и коррупции в особо крупных размерах. Поражает размах этих коррупционных действий. Только при строительстве объектов космодрома Восточный были выявлены при начатом весной этого года строительстве стартовой площадки для ракеты-носителя «Ангара» махинации на сумму более 250 млн руб.

15 ноября 2019 г. следственное управление Следственного комитета России по Амурской области сообщило о хищениях на космодроме. Как было установлено следствием, с 31 октября 2018-го по 31 мая 2019 года должностные лица из числа руководителей ООО «Поволжское строительное предприятие» (ПСП), которое по контракту являлось исполнителем гособоронзаказа по объекту «Строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса "Ангара" — площадка 1А», расположенному в ЗАТО Циолковский Амурской области, предоставили в Управление федерального казначейство (УФК) Татарстана «заведомо ложные сведения» об оплате по договорам аренды спецтехники с ООО «Трио-ВИС» (основной вид деятельности которой аренда и лизинг сухопутных транспортных средств и оборудования).

При этом, по версии следствия, договоры аренды на самом деле не исполнялись, а финансово-хозяйственные документы на поверку оказались подложными. Тем не менее УФК Татарстана перечислило через ООО ПСП по ним на расчетный счет ООО «Трио-ВИС» 13,8 млн руб.

Напомним, что строительство космодрома Восточный в Амурской области ведется с 2012 года. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2014-2018 годах было

1 Журнал «Полиция», № 9-10, 2019 г.

выявлено 17 тыс. различных нарушений (хищение бюджетных средств, затягивание сроков строительства, невыплата зарплат и др.) при его возведении, более 1 тыс. человек, в том числе должностные лица, привлечены к ответственности. По фактам нарушений следствием возбуждено 140 уголовных дел, ущерб от преступлений оценивается в 11 млрд руб., из которых возвращено было 3,5 млрд руб. Всего по различным статьям Уголовного кодекса РФ осуждены 50 человек, в 2018 году приговоры вынесены в отношении 27 из них.

11 ноября 2019 г. года президент России Владимир Путин сообщил, что на строительстве космодрома так и не удалось в полной мере навести порядок и там «воруют сотнями миллионов». В свою очередь, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что «все причастные к коррупции при строительстве были отстранены от проекта» и «оснований беспокоиться нет.1

Проблема борьбы с коррупцией остро стоит и в других странах. К наиболее успешным странам по эффективности борьбы с коррупцией в настоящее время относятся Китай.

Для России опыт Китая по реализации их антикоррупционной политики является очень важным и поучительным.

Великому китайскому реформатору Дэн Сяопину принадлежат слова: «Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь».

Эта установка лежит в основе всей борьбы с коррупцией в современном Китае.

В канун 2011 года агентство Синьхуа сообщило, что в КНР обнародована Белая книга «Усилия Китая по борьбе с коррупцией и формированию неподкупного партийного и правительственного аппарата». В Белой книге подчеркивается, что с начала XXI века китайское правительство сделало борьбу с коррупцией и формирование неподкупного государственного аппарата наиболее актуальным положением своей работы, определив, что в борьбе с коррупцией «оптимальное решение проблемы требует как радикальных, так и паллиативных мер, сочетания мер наказания и профилактики с акцентом на профилактику».

Антикоррупционная борьба ведется в Китае с 1980-х годов. На протяжении всех этих лет вопрос коррупции является одним из самых острых. Тогдашний лидер страны Ху Цзиньтао, заявляя о том, что «жизнь и смерть партии и государства зависит от наличия сильной политической воли для наказания и предотвращения явлений коррупции». Эта работа является лишь продолжателем курса по уничтожению коррупции, теория которого была заложена еще Дэн Сяопином.

Борьба с коррупцией в Поднебесной ведется по разным направлениям, издаются различные директивы и резолюции по данному вопросу. Наряду с уже существующими централизованными структурами по борьбе с коррупцией, таких как Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля, в декабре 2007 года руководство КНР создало Государственное управление по предупреждению (противодействию) коррупции, главой которого

1 https://news.mail.ru/incident/39563881/?frommail=1

назначили министра контроля Ма Вэнь. К функциям нового ведомства, подчиненного госсовету КНР, относятся и выявление коррупционеров, и разработка целых комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований.

Одним из видов борьбы с «казнокрадством» в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям.

Нельзя оставить без особого внимания одну из основных мер по противодействию коррупции - смертную казнь.

Начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным кодексом, взяточничество в Китае являлось преступлением и каралось либо пожизненным заключением, либо казнью. Со временем изменилась только технология самой казни -вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертельные инъекции.

В законодательстве Китая предусмотрено два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой приведения в исполнение до двух лет. В случае с отсрочкой приговоренный на смерть может ее избежать, если в течение этих двух лет будет примерно себя вести и не удостоится никаких нареканий в свою сторону. Но наказания в любом случае ему избежать не удастся: казнь будет просто заменена тюремным заключением.

Всего с 2000 года в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения.

Газета «The Epoch Times» со ссылкой на официальное издание «Фачжи Жибао» отмечало: по итогам 2010 года в Китае к высшей мере наказания или пожизненному заключению были приговорены 11 высших чиновников. Средняя сумма принятых ими взяток составляет 10 млн юаней ($1,4 млн), что на 20% больше, чем в 2009 году. Из коррупционеров уровня провинциальных властей и выше, семеро были приговорены к смертной казни, а четверо - к пожизненному заключению.

Среди них — бывший заместитель председателя высшего народного суда КНР Хуан Суню. Его незаконный доход составил 5,1 млн юаней ($728,5 тыс.).

Самым коррумпированным оказался Чэнь Шаоцзи, бывший председатель Народного политического консультативного совета провинции Гуандун, который незаконным путем добыл 29,6 млн юаней ($4,2 млн).

Согласно Уголовному кодексу КНР, если сумма незаконных доходов чиновников превышает 100 тыс. юаней ($14,3 тыс.), то за это предусматривается срок заключения на 10 и более лет, вплоть до пожизненного. Но если «обстоятельства особенно серьезные», то выносится смертный приговор с конфискацией всего имущества. Однако эти «серьезные обстоятельства» учитываются очень редко. Например, за последние 7 лет, по официальным данным Пекина, было осуждено 58 чиновников уровня провинции и выше. Суммы принятых ими взяток превышают 100 тыс. юаней в 50-300 раз, но только трое из них были приговорены к высшей мере.1

1 «The Epoch Times», 26 декабря 2010 г.

Жестокое наказание понесли чиновники самого высокого ранга. В 2010 году был расстрелян вице-мэр Пекина Лю Чжихуа. Он семь лет возглавлял управление китайской «Силиконовой долиной» — наукоградом Чжунгуанцунь в северо-западном университетском предместье Пекина. Кроме того, расстрелянный вице-мэр сумел крупно нажиться на пекинской Олимпиаде 2008 года. Сделав свою любовницу хозяйкой одной из строительных компаний, он давал ей выгодные подряды на возведение олимпийских объектов и к тому же брал взятки за отвод земельных участков.

Среди наиболее громких дел, связанных с коррупцией в высших эшелонах власти, следует отметить осуждение председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чэна Кэцзе. Вице-спикеру парламента КНР было предъявлено обвинение в хищениях в особо крупных размерах, когда он был губернатором провинции Гуанси, оказывал предпринимателям незаконные услуги и получил за это взяток на $4,5 млн.

Разоблачение вице-спикера потянуло за собой целый шлейф коррупционных дел в провинции Гуанси. Был расстрелян мэр г. Гуйян Ли Чэнлун, присвоивший более $500 тыс. Почти $8 млн были присвоены в рамках «дела Чэна Кэцзе» сотрудниками созданного в прокуратуре управления по борьбе с коррупцией. Пришлось расследовать деятельность 1377 инспекторов. Причем, 756 из них получили партийные взыскания, а 73 были привлечены к уголовной ответственности.

Жесточайшие репрессии проводятся не только в отношении крупных чиновников. Под страхом гильотины находятся в Китае и крупные бизнесмены — местные олигархи.

В декабре 2009 года к смертной казни приговорена самая молодая в стране миллионерша по имени У Ин. Суд средней инстанции города Цзиньхуа признал 28-летнюю бизнесвумен виновной в получении обманным путем 384 миллионов юаней ($56 млн) и приговорил ее к высшей мере наказания.

Главное в китайском опыте для российских условий — это обеспечение последовательности и преемственности взятого курса на искоренение коррупции, в неотвратимости и жестокости наказания коррупционеров.

Смертная казнь не для бытовой, а для чиновничьей коррупции — в российских условиях, возможно, вынужденная мера, но стоило бы вынести на референдум возможность применения этой исключительной меры, чтобы не допустить обвала государственной машины.

В Китае за коррупцию расстреливают, и, безусловно, это сдерживает многих потенциальных взяточников.

В Китае объем ВВП равен примерно $5000 млрд, а примерно 0,5% отмывается по отношению к ВВП страны. В России же объем ВВП примерно равен $1200 млрд, а отмывается $324 млрд, или 27%. Теперь сравним: 0,5% и 27%. Отношение в пользу Китая — 54 раза. Получается, что смертная казнь чрезвычайно эффективный способ борьбы с коррупцией.

К тому же смертная казнь — очень эффективный способ борьбы с круговой порукой. Когда осужденного приговорили к смертной казни (и ему предложено

заменить смертную казнь на длительный срок заключения в обмен на помощь в расследовании), ему уже нечего терять, и он сдаст всех сообщников.

Успешный карьерный рост в Китае однозначно трактуют, как результат деятельности семьи. Личные заслуги — вторичны. Семья оплачивает образование, помогает сдавать экзамены и содержит во время обучения. Для небогатых провинциалов это крайне высокие траты, воспринимающиеся исключительно в качестве выгодных инвестиций в будущее всех родственников. Успехи, каждого из отпрысков, считаются достижением всего рода. Вполне естественно, что в подобной ситуации «инвесторы» ожидают дивидендов в форме помощи каждому из родственников и работы на благо семьи.

В свое время на территории Поднебесной существовала система «обратного дворянства». Титулы по наследству получали не потомки заслуженного человека, а, наоборот, его родители и деды. Китаец не может отказать своей семье в помощи, поскольку это считается самым позорным из всех неблагочестивых деяний. Оно неизбежно вызовет разрыв родственных связей, и порицание общества, что «обратным концом палки» ударит по карьере. Человек становится изгоем, а его, некогда самые близкие люди, постараются сделать позор максимальной гласным. Впрочем, подобные предательства в современном китайском обществе невозможны по определению в силу классического воспитания и менталитета. Вот и получается, что чиновник, достигший неких высот в своей служебной карьере, всеми способами помогает родственникам. В обществе это воспринимается абсолютно нормально.

В Китае давать преференции близким людям в коммерческой деятельности, использовать в их пользу административный ресурс, устраивать на престижную и высокооплачиваемую работу — это правильно. Термин «семейственность» в данном контексте не несет никакой негативной окраски. Наоборот, сугубо положительный. Благодарность за услугу в той либо иной форме также является неотъемлемой составной частью национальной деловой культуры. Если она находится в разумных границах, то не вызывает никаких осуждений в обществе. Этим принципам следуют все без исключений — снизу доверху.

На низовом уровне «деловая культура» носит чисто семейный характер, а на вершине системы сформировались влиятельные кланы чиновников. Нынешний руководитель Китая — Си Цзиньпин, например, приходится сыном Си Чжунсюню, который входил в самое близкое окружение Мао Цзэдуна. В Китае данный аспект вообще никого не интересует, поскольку это общепринятая норма1.

Коррупция среди руководства Китая есть. Среди высших государственных управленцев существует обособленная каста «принцев», состоящая из детей и внуков соратников Мао Цзэдуна, которые строили современный Китай и формировали новую элиту. За каждым из «принцем» стоит собственный клан со своими политическими и экономическими интересами, инструментами влияния и совокупным «весом», который формирует административный должностной ресурс его представителей.

1 https://dontimes.news/borba-s-korruptsiey-v-kitae-pravda-i-domyislyi/.

219

Все группы влияния объединены в две традиционные глобальные элитные корпорации. В первую входят «комсомольцы» — отпрыски старой партийной элиты. Во вторую — «шанхайскую клику» — выходцы из элитарных кланов, сформировавшихся в 1990-х. Эксперты выделяют еще и третье сообщество, которое условно именуют «военными». Они считают, что «шанхайский» клан Си Цзиньпина вышел из прежней структуры и перешел в новообразованную, которая стремительно наращивает мощь, уже ставшую сопоставимой с уровнем двух конкурентов.

Сферы влияния в стране поделены между упомянутыми кланами. Они полностью контролируют все аспекты бизнеса, включая теневой и противозаконный. Сложная политико-экономическая система государства, сочетающая рыночный и социалистический уклад, особый статус Тайваня, специфические взаимоотношения с Гонконгом и прочие характерные особенности китайской реальности создают громадный теневой рынок.

Растущая экономика, одновременно ориентированная на экспорт и колоссальное внутреннее потребление, новейшие разработки, глубокая модернизация вооруженных сил, масштабные космические программы и прочие направления хозяйственной деятельности государства создают доселе невиданные финансовые потоки и возможности личного обогащения чиновнического аппарата. Который, кстати, насчитывает 70 млн. человек.

Представители кланов купаются в роскоши, открыто демонстрируя яхты, дворцы, личные самолеты и это никого не смущает. Между этим, Китайская академия общественных наук приводит весьма удручающую статистику. Начиная с середины 1990-х до настоящего времени из Китая сбежали или бесследно исчезли более 18 тыс. партийных функционеров, чиновников органов юстиции, безопасности, государственных ведомств и предприятий. Вместе с ними пропало 127 миллиардов долларов. Иностранное гражданство и постоянное место жительство за границей имеют порядка 1,18 млн. членов семей китайских чиновников.

В марте 2012 года, когда председателем КНР стал Си Цзиньпин, ситуация в высшем эшелоне власти выглядела следующим образом: — в Постоянном комитете Политбюро ЦККПК 187 из 204 членов (или 91%) имели ближайших родственников с гражданством США и европейских государств — 113 из 127 или 89% членов ЦКПД имели прямых родственников, проживающих за границей.

По данным агентства «Синьхуа», органы партийного надзора страны с осени 2007-го по лето 2012-го приняли 6.606.000 жалоб на злоупотребления чиновников. По ним было возбуждено 643.000 уголовных дел, по которым наказано 668.000 лиц.

Когда действующий лидер КНР Си Цзиньпин пришел к власти в 2012 году, метастазы коррупции поразили все без исключения уровни управления государством, экономикой, а также бизнес — от малого до крупного. Семьи партийной элиты фактически жили за рубежом на средства, «нажитые непосильным трудом». Практически все чиновники имели «запасные аэродромы» на случай воз-

никновения осложнений по службе. «Дядюшка Си» начал всеобъемлющую антикоррупционную компанию под лозунгом «бить мух и тигров», который следует трактовать, как задачу искоренить зло на всех уровнях.

Перед лицом «опричнины» равны все — и высокопоставленные «тигры», и маленькие «мухи» с ничтожной зарплатой и возможностями. Главная цель — посеять среди чиновников страх неминуемого наказания, и отбить веру в «надежных людей наверху». Поскольку взятки берут практически все, то даже с завязанными глазами можно «мочить» любого. Чтобы сразу убить всех «зайцев», чистки совместили с «корректировкой» партийной элиты. С кем на самом деле решил расстаться Си Цзиньпин, доподлинно неизвестно. Официально — с руководителями высшего уровня, берущих взятки, крышующих бизнес и ведущих аморальный образ жизни. «Клановые войны» — это идеальное объяснение любых событий, но истинное положение дел за забором правительственной резиденции остается тайной за семью печатями.

Еще одной особенностью нынешней кампании является ее открытость для СМИ. «Честное имя партии» раньше старались, как можно реже употреблять в негативном контексте. Коррупционеров снимали со всех постов, осуждали, и они навсегда исчезали из поля зрения широкой общественности. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Журналисты перестали чураться чужого «грязного белья» и даже нашли в этом ранее неведомое удовольствие.

Например, они во всех подробностях показали личную жизнь Чжоу Юн-кана — шефа силовиков и руководителя китайской «нефтянки», которому принадлежали сразу несколько роскошных особняков и целый гарем любовниц. Третья особенность текущего периода борьбы с коррупцией в Китае связана с ее мо-рализаторским характером. Вне закона поставлены не только «откаты» и «распилы». Стали караться также различные проявления «излишеств» и «разложений». В этой связи были существенно сокращены представительские расходы и количество заграничных поездок за государственный счет. По всей стране закрылись бордели, которые крышевали силовики. Достоянием гласности стала личная жизнь руководителей. Содержание наложницы, которое с незапамятных времен было обязательным символом успешности каждого человека в Китае, в одночасье стало проявлением моральной нечистоплотности и коррумпированности — верным знаком скорых разбирательств на всех уровнях.

Технология борьбы с коррупцией по-китайски следующая: руководителя по итогам разбирательства «уличают» в аморальном поведении, растратах или в «нарушении партийной дисциплины». В качестве наказания объявляют выговор, снимают с должности, исключают из партии и лишают занимаемых постов. Затем «эстафету» принимает прокуратура: она предъявляет обвинение, производит арест и готовит материалы для передачи в суд. Этот этап может длиться достаточно долго.

К примеру, Бо Силай, входивший в Политбюро ЦК КПК, лишился всех постов весной 2012-го, а был осужден только осенью следующего года. Если чиновник членом партии не является, то из алгоритма выпадает партийная увертюра. Среди самых распространенных обвинений растрата, получение взятки,

злоупотребление служебным положением, раскрытие государственных секретов. Если сумма незаконного обогащения превышает 100 тысяч юаней, то виновный получает, что называется, «на полную катушку» — до пожизненного заключения с конфискацией имущества. Наличие отягчающих обстоятельств предполагает высшую меру наказания — смертную казнь.1

Таким образом можно сделать вывод, что в Китае используются различные формы и методы борьбы с коррупцией. Часть из них можно было бы применить и в России. Иначе прогресса нашей стране не добиться, и острые проблемы, стоящие перед Россией в настоящее время не решить.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014).

— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014).

— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146- ФЗ (ред. от 05.05.2014). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 12.03.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

7. «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (ЕТБ N 173) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1999). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

8. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

1 https://dontimes.news/borba-s-korruptsiey-v-kitae-pravda-i-domyislyi/

222

10. Федеральный закон от 19. 07. 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

11. Российская газета, 2009, 30 июля.

12. «The Epoch Times», 26 декабря 2010 г.

13. Журнал «Полиция», № 9-10, 2019 г.

14. Интернет ресурс: Http/Russian.rtcom./article/144325; Kprfru.activity / anticorruption / 157712.html.

Https://dontimes.news/borba-s-korruptsiey-v-kitae-pravda-i-domyislyi/.

Http\news .mail .ru\incident\39522558\frommal=1.

Https://dontimes.news/borba-s-korruptsiey-v-kitae-pravda-i-domyislyi/.

Пирогов Н.Л.1

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЯНТАРНОГО КЛАСТЕРА

Аннотация. Рассматриваются предложения по решению проблем развития инновационного янтарного кластера в Калининградской области. Кратко раскрыто экономическое содержание модели построения территориально-производственного кластера. Показано значение решения внутрикластерных проблем, сформулированы предложения по совершенствованию деятельности предприятий кластера с целью увеличения доли России на рынке янтаря и продукции из него.

Ключевые слова. Янтарь, кластер, инновации, модель построения кластера, конкуренция, сотрудничество, государственно-частное партнерство.

Очередной IV международный янтарный форум обсуждает практически весь спектр проблем, относящихся к деятельности по развитию янтарной отрасли в России. В данном выступлении поставлена задача обратить внимание на отдельные организационно-экономические вопросы развития инновационного янтарного кластера, которые представляются особенно важными.

Целесообразно напомнить некоторые известные аспекты теории становления и развития территориально-производственных кластеров.ь

Основоположником теории кластера признан М. Портер, американский экономист, идеи которого проникли в Россию в начале 2000-х годов. Он сформулировал определение кластера как «...географическую близость взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, фирм смежных отраслей и ассоциативных учреждений (например, университеты, управления по нормам и торговые ассоциации) конкурирующих и в то же время сотрудничающих в определенной сфере». Оно практически совпадает с трактовкой территориально-производственных комплексов, разработанной еще советскими учеными

1 Пирогов Николай Леонидович — док. экон. наук, профессор, АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.