Научная статья на тему 'БОРЬБА С КОНТРАФАКТОМ В ОБЪЕКТИВЕ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

БОРЬБА С КОНТРАФАКТОМ В ОБЪЕКТИВЕ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
797
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОНТРАФАКТ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Юлия Андреевна

В данной статье раскрывается понятие контрафактной продукции. Рассматривается ответственность за распространение нелицензированных товаров. Изучаются различия между контрафактом, фальсификацией и параллельным импортом. Приводится обзор судебной практики в сфере борьбы с контрафактом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING COUNTERFEIT IN THE OBJECT OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

This article is devoted to examine the concept of counterfeit products. Liability for the distribution of unlicensed goods is considered in the article. The differences between counterfeiting, falsification and parallel imports are explored. The article gives an overview of judicial practice in the field of counterfeiting.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С КОНТРАФАКТОМ В ОБЪЕКТИВЕ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 18

УДК 347.7

Лазарева Юлия Андреевна Московский государственный юридический университет им.

О^. Кутафина Международно-правовой институт

Россия, Москва yulialazareva24@mail.ru Lazareva Julia

Oleg Kutafin Moscow State Law University International legal Institute Russia, Moscow

БОРЬБА С КОНТРАФАКТОМ В ОБЪЕКТИВЕ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация: в данной статье раскрывается понятие контрафактной продукции. Рассматривается ответственность за распространение нелицензированных товаров. Изучаются различия между контрафактом, фальсификацией и параллельным импортом. Приводится обзор судебной практики в сфере борьбы с контрафактом.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, контрафакт, судебная практика, параллельный импорт, фальсификация.

FIGHTING COUNTERFEIT IN THE OBJECT OF INTELLECTUAL

PROPERTY RIGHTS

Annotation: this article is devoted to examine the concept of counterfeit products. Liability for the distribution of unlicensed goods is considered in the article. The

differences between counterfeiting, falsification and parallel imports are explored. The article gives an overview of judicial practice in the field of counterfeiting. Key words: intellectual property, counterfeit, judicial practice, parallel imports, falsification.

На сегодняшний день особо обострилась проблема распространения нелицензированной продукции. Только за 2020 год в России было конфисковано более 4,5 миллионов единиц контрафактных товаров [10]. Какой вред это наносит правообладателям? Какая ответственность предусмотрена за незаконную реализацию контрафакта? В чем отличие контрафакта от фальсификации и параллельного импорта? Именно на эти вопросы я постараюсь дать ответ в данной статье.

Итак, для начала следует разобраться, какую продукцию следует считать контрафактной. Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ (Далее - ГК РФ), «в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными» [4].

Необходимо обратить внимание на тот факт, что контрафактными товарами могут быть также товары, которые произведены без нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, но вместе с тем ввоз на таможенную территорию таких товаров произведен лицами, не уполномоченными на то правообладателем [1, с. 127].

Существует несколько видов контрафакта:

1. Товары-двойники - товары полностью аналогичные оригиналу, производящиеся с целью введения потребителей в заблуждение;

219

2. Товары-имитаторы - товары, которые имеют сходство «до степени смешения» с продукцией правообладателя. При этом сходство может проявляться как сходство дизайна (похожие цвет, форма, упаковка и т. д.) или сходство наименования, достигаемое обычно путем замены одной или нескольких букв (например, указание бренда «Abibas» вместо «Adidas») [2, с. 50-51].

Так какой же вред контрафакт наносит правообладателю? Очевидно, имущественный, так как контрафактная продукция значительно дешевле оригинальной, что повышает на нее спрос со стороны потребителей, а значит, грозит правообладателю материальными убытками, риском упущения выгоды. И конечно, репутационный, ведь нередко нелицензированные товары уступают по своим качественным характеристикам оригиналу.

А какая ответственность предусмотрена в Российской Федерации за распространение контрафактной продукции? Гражданско-правовая, административная и уголовная.

Согласно статье 1515 ГК РФ контрафакт подлежит изъятию из оборота и утилизации за счет нарушителя. Более того, правообладатель имеет право на выплату компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей или в двукратном размере стоимости нелицензированных товаров [4].

Уголовная ответственность наступает в случае причинения владельцу

ущерба свыше 100 тыс. рублей. Согласно статье 147 Уголовного кодекса РФ,

незаконное распространение объектов интеллектуальной собственности

наказывается штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере зарплаты за

полтора года, обязательными, исправительными, либо принудительными

работами или лишением свободы до двух лет [11]. Необходимо отметить, что

необходимым условием наступления уголовной ответственности за

приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений

или фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта, при этом

220

I

под сбытом следует понимать умышленное возмездное или безвозмездное предоставление такой продукции другим лицам любым способом (например, путем продажи, дарения, размещения произведений в сети Интернет и т.д.) [3, с. 30].

Касаемо административной ответственности, в соответствии со статьей 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание влекут ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода. Указанные действия наказываются административным штрафом в размере от полутора до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактной продукции. Важно, что на должностных лиц накладывается штраф в размере от десяти до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей так же при конфискации контрафакта [5].

Здесь хотелось бы обратиться к судебной практике. 23 апреля 2021 года компания Rovio Entertainment Corporation направила в Московский городской суд иск о защите исключительных прав в адрес Wildberries. Rovio -правообладатель бренда Angry Birds - утверждает, что на площадке ответчика продают нелицензированные товары с изображением персонажей игры: кружки, аксессуары для обуви и другие товары. Правообладатель просил заблокировать эти товары и взыскать с маркетплейса 60 000 руб. компенсации [6].

Также, в 2019 году владелец прав на свинку Пеппу — британская

компания Entertainment One UK выиграла суд о взыскании 33 млн руб. за

изображение похожей свинки на детских конструкторах одного из крупнейших

российских производителей игрушек, компании «Симбат». Истец настаивал,

что ответчик не покупал лицензию на свинку Пеппу, но использовал этого

персонажа в производимых товарах. «Симбат» же утверждал в суде, что это

была другая свинка. Однако в качестве доказательств Entertainment One UK

221

представила в суде сам конструктор, заключение эксперта и результаты опроса, в следствие чего суд удовлетворил иск. Как отмечено экспертами, до сих пор за контрафактное использование интеллектуальной собственности несли ответственность только розничные торговцы, нынешнее решение в отношении крупного поставщика и производителя - прецедентное [7].

При рассмотрении вопроса о распространении контрафакта, важно выявить его отличия от фальсифицированных товаров и параллельного импорта. По своей сути контрафакт - товар, созданный на основе оригинала, имеющий его черты, при том он может быть достаточно высокого качества, хотя и произведен без согласия правообладателя. Фальсификат же - продукт низкого качества, который может представлять реальную угрозу жизни и здоровью потребителей. А что можно сказать о параллельном импорте? Параллельный, или «серый», импорт - это международный принцип исчерпания прав, который заключается в том, что ввоз товара под зарегистрированным товарным знаком возможен в страну любыми участниками рынка, а не только теми, кто получил разрешение правообладателя. Важно, в 2018 году Постановлением №8-П Конституционный суд Российской Федерации фактически узаконил параллельный импорт, запретив изымать из оборота и уничтожать оригинальную продукцию надлежащего качества, даже если она была ввезена на территорию РФ без ведома правообладателя [9].

Таким образом, контрафакт - продукция, произведенная с нарушением права интеллектуальной собственности или незаконно импортированная на территорию определенного государства. Распространение нелицензированных товаров грозит правообладателю материальными и репутационными издержками. Важно, что в зависимости от размера причиненного ущерба нарушителю грозит применение к нему мер гражданско-правовой,

административной или уголовной ответственности, каждая из которых влечет изъятие из оборота и уничтожение контрафакта.

В целом, можно сделать вывод, что законодательство в сфере противодействия распространению контрафакта в целях защиты интеллектуальных прав пока еще находится на стадии развития. Так, в феврале 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на ближайшие пять лет, а также заявил о намерении создать национальный центр компетенций по анализу ситуации в данной сфере, разработать и внедрить электронные сервисы для граждан [8]. Видится, что при реализации данных задач действительно в значительной степени снизиться количество нелицензированных товаров в обороте, повысится эффективность защиты интеллектуальных прав.

Список литературы:

1. Аристова Н.Л. Контрафактная продукция: основные признаки // Контрафакт как угроза экономической безопасности России (политико-правовые, оперативно-розыскные и морально-психологические проблемы противодействия): сборник статей. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России. 2012. С. 126-130.

2. Берлова Н.В., Чадова Т.В. Идентификация контрафактных товаров при таможенном контроле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. N 2(83). С. 47-58.

3. Веселова О.В., Водкайло Е.Г., Потачев С.А. Интеллектуальная собственность и её охрана в педагогическом вузе: научно- методическая разработка. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. - 75 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006. N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Лебедева В. Птички подались по ягоды [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4791245.

7. Лебедева В. Свинка Пеппа разобрала двойника [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4207361.

8. Мишустин утвердил стратегию по борьбе с контрафактом [Электронный ресурс] // URL: https://pravo.ru/news/229531/.

9. Саблинская И. Конституционный суд разобрался с "серым" импортом [Электронный ресурс] // URL: https://pravo.ru/news/200492/.

10. Савельева Н. HP конфисковала более 4,5 миллионов контрафактных продуктов за 2020 год [Электронный ресурс] // URL: https://www.it-world.ru/it-news/market/170992. html.

11. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.