А.М. НИКОЛАЕВ
Борьба с контрабандой подержанных автомобилей в Китае
Рассматриваются особенности контрабанды подержанных автомобилей в Китае, приводятся примеры борьбы правоохранительных и таможенных органов с преступным бизнесом.
Ключевые слова: организованная преступность, контрабандный ввоз автомобилей.
Развитие китайской автомобильной промышленности началось двадцать лет назад с открытия совместного предприятия с немецким Volkswagen. Китайское правительство распахнуло двери перед иностранными производителями автомобилей: бесплатная аренда земли, освобождение от налогов и дешевая рабочая сила — три основные составляющие успешного привлечения иностранных инвестиций. Один за другим стали открываться совместные автозаводы. За первые 5 лет в автомобильную промышленность Китая было вложено 20 млрд долл. США. Параллельно с открытием совместных предприятий Китай стал активно вкладывать деньги в развитие отечественных заводов. Таким образом, в ходе успешных реформ и продуктивного экономического строительства в Китае развивается национальная автомобильная промышленность, которая в значительной степени удовлетворяет потребности внутреннего рынка.
Вместе с тем, состоятельные потребители предпочитают пользоваться импортными автомобилями известных мировых производителей. Таможенные пошлины на импорт новых автомобилей в Китае высокие, а стоимость нового импортного автомобиля в этой стране на 20-30 % выше, нежели в России. Однако, несмотря на то, что импорт подержанных автомобилей в Китай запрещен (подержанные иномарки, предназначенные для личного пользования, могут ввозить только нерезиденты), в стране уже сформировался рынок иностранных автомобилей, бывших в употреблении, из числа импортированных
НИКОЛАЕВ Алексей Максимович — кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
в прошлые годы новых моделей и автомобилей, ввезенных нерезидентами и проданными впоследствии на территории страны. Цены на подержанные иномарки достаточно высоки, так как на них есть спрос в связи с высоким уровнем комфорта и качества товара. Таким положением вещей пользуются криминальные элементы, организовавшие контрабандные поставки подержанных иностранных автомобилей и запчастей на внутренний рынок. Источником контрабандных автомобилей традиционно служат такие развитые страны, как США, Япония, Южная Корея, Западная Европа, Сингапур, Гонконг, где процесс обновления автомобильного парка достаточно динамичен. Устаревшие или попавшие в аварию автомобили скупаются по дешевке и тайно переправляются в Китай, легализуются и приносят огромную прибыль [1].
Особое беспокойство китайских властей вызывают так называемые «распилы», аналог распространенных в России «конструкторов», но с распиленными кузовами, которые затем в подпольных мастерских во время предпродажной подготовки свариваются из нескольких кусков. Квалификация ремонтников при этом настолько высока, что при покупке автомобилей сварные швы невозможно обнаружить. Естественно, «распилы» продаются по цене несколько ниже обычных машин и поэтому быстро находят покупателей. Такие автомобили служат источником повышенной опасности и для их владельцев, и для других участников дорожного движения, так как в случае дорожно-транспортных происшествий легко могут развалиться на куски по швам сварки.
Контрабандный ввоз подержанных и распиленных автомобилей стал особенно активно осуществляться с конца 90-х годов прошлого столетия, в период интенсивного роста жизненного уровня китайского населения. За прошедшее десятилетие контрабандисты приобрели значительный опыт незаконной деятельности и разработали достаточно эффективные способы доставки подержанных и разобранных на части импортных машин. Отработанная схема контрабандного ввоза распиленных автомобилей включает в себя этапы покупки, разборки, доставки морем, сборки, изготовления фальшивых документов и реализации.
Группировки контрабандистов, как правило, хорошо организованы, технически оснащены и законспирированы, имеют налаженные связи на каждом этапе процесса. Разобранные иномарки доставляются по морю на грузовых или рыболовных судах, часто в неблагоприятных погодных условиях, чтобы избежать встречи с патрульными средствами таможни. В распоряжении контрабандистов имеются быстроходные катера, на которых они ведут разведку транспортных путей, конвоируют свои суда-доставщики и помогают им уходить от преследования в случае необходимости.
Основная активность контрабандистов наблюдается в южной провинции КНР Гуандун, которая является одним из наиболее густонаселенных и развитых регионов страны. На нее приходится около 10 % от всей экономики страны. В этом районе проживает около 90 млн чел., а доходы городского
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
121
населения считаются самыми высокими в стране. Здесь находятся несколько специальных экономических зон, в том числе Шеньчжень, флагман химической и электронной промышленности страны, уровень жизни населения в котором практически сравнялся с европейским. Зажиточные китайцы этого района предпочитают автомобили престижных мировых марок, поэтому контрабандисты активно поставляют распилы дорогих Lexus, BMW, Buick, MercedesBenz, Porsche, Toyota, Honda и т. п. [2].
С юга побережье провинции на протяжении 3368 км омывают воды Южно-Китайского моря, в котором много островов, а значит, имеются мелкие проливы и бухточки, что создает определенные сложности для контроля границы со стороны таможенников и, напротив, благоприятно для контрабандных поставок товаров из-за пределов Китая.
Таможенные органы Китая активно борются с незаконной деятельностью контрабандистов. На отдельных участках побережья ведется круглосуточное патрулирование, проводятся специальные операции.
Так, в городке Цзянмынь с населением около 100 тыс. чел. в 2004-2005 гг. местная таможня пресекла 38 случаев контрабанды целых и разобранных иномарок, строительной техники и замороженных продуктов на сумму 43 млн юаней (более 5 млн долл. США). При этом было задержано 87 человек, причастных к этим преступлениям. В ходе анализа ситуации выяснилось, что все эти случаи имели общие моменты: начальным пунктом отправки был Гонконг, непосредственными исполнителями поставок контрабанды были, как правило, рыбаки одного из поселков, расположенного недалеко от Цзянмыня. Таможенное расследование показало, что в регионе действует отлаженная схема контрабанды, созданная некой преступной группировкой. Задачей таможни стало выявление этой группировки и организация борьбы с ней. При содействии Главного таможенного управления КНР и таможенного управления провинции Гуандун была создана специальная оперативная группа, которая должна была вести сбор и анализ информации, относящейся к контрабанде распиленных иномарок. Выяснилось, что члены группировки соблюдали строгие правила конспирации, в разговорах по сотовой связи они использовали временные сим-карты, которые после короткого промежутка времени выбрасывались. Лидеры группировки передвигались на автомобилях с поддельными номерами либо вообще без номеров. Во время прохождения судов с распиленными иномарками значительная часть маршрута патрулировалась наблюдателями из числа членов банды. Среди привлекаемых к контрабанде рыбаков поддерживалась строгая дисциплина, в случае отказа сотрудничать применялись угрозы и жесткие наказания.
Собранные сведения показали, что группировка контрабандистов действовала на юге Китая начиная с 1999 г. Ими был налажен незаконный бизнес с установившимися каналами контрабандной поставки нефтепродуктов, товаров глубокой заморозки и «распиленных» на части иномарок.
Органами таможни была спланирована операция по нанесению организованного удара по криминальной группировке. В тесном взаимодействии с силами полиции был прослежен маршрут контрабандного ввоза подержанных иномарок, вскрыты все основные перевалочные пункты, места сборки автомобилей из комплектующих частей, каналы легализации и продажи. Путем проверки более 500 банковских счетов и десятков тысяч банковских документов была выявлена схема прохождения криминальных денежных средств через банковскую систему.
Благодаря аналитической и оперативной информации в ходе противодействия контрабандистам с 2005 по 2007 г. таможенники Цзямыня пресекли незаконный ввоз 107 подержанных автомобилей и 269 «распилов» на сумму более 23 млн юаней, задержав при этом 36 человек.
Противодействие контрабандистам было небезопасным мероприятием, так как в критических ситуациях они открыто атаковали таможенников. В море нередкими были случаи, когда своими судами контрабандисты пытались таранить таможенные катера, на суше провоцировали дорожно-транспортные происшествия в отношении подозрительных для них автомобилей.
Тем не менее, в 2007 г. незаконный ввоз подержанных и «распиленных» иномарок в зоне ответственности Цзямыньской таможни прекратился. Подобные спецоперации проводились также в других региональных таможнях Китая.
Китайские контрабандисты в своей незаконной деятельности порой кооперируются с зарубежным криминалом. В 2007 г. к смертной казни с двухлетней отсрочкой приговорен главарь международной организованной преступной группировки контрабандистов, гражданин Канады, 32-летний уроженец города Фошань (провинция Гуандун) Чэнь Найчжи. Он обвинялся в незаконном ввозе в Китай престижных автомобилей Mercedes, BMW и Volvo. Машины доставлялись из Гонконга через Вьетнам в Китай, где они продавались. Сумма неоплаченных таможенных пошлин составила 223,7 млн юаней (30 млн долл. США). К тюремному заключению от одного года до 15 лет были приговорены 22 сообщника Чэнь Найчжи.
Следует отметить, что бурно развивающаяся автомобильная промышленность КНР, на состояние которой не повлиял даже мировой финансовый кризис, в ближайшие несколько лет из-за недостаточно высокого качества своих автомобилей не сможет составлять конкуренцию мировым автопроизводителям, поэтому китайским таможенникам, видимо, предстоит еще немало потрудиться на фронте противодействия контрабанде зарубежных автомобилей.
Список литературы
1. Таможня Китая (Чжунго Хайгуань). 2008. № 5. С. 116.
2. Там же. С. 118.