Сергей МАТВЕЕВ
БОРЬБА С КОНТРАБАНДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье анализируется опыт борьбы с контрабандой на северо-западной границе России в 1920-1930-х гг. Рассматривается история формирования пограничных и таможенных органов в этом регионе. Проводится сравнение с современной ситуацией на границе.
The article analyzes the experience of struggle against smuggling on the north-western border of Russia in 1920-1930’s. The history of the formation of border and customs authorities in the region is considered. A comparison with the present situation on the border is drawn.
Ключевые слова:
контрабанда, преступность, таможня, милиция, государственная граница; smuggling, crime, customs, police, state border.
МАТВЕЕВ
Сергей
Евгеньевич —
к.ю.н., доцент
Саратовского
государственного
социально-
экономэчеекого
униввреитета
cet.ru
В 1991 г. вследствие распада Советского Союза резко изменилось геополитическое положение Псковской обл. Регион, являвшийся глубинкой большого государства, становится одним из форпостов его западных рубежей, граничащих с тремя независимыми государствами — Белоруссией и двумя государствами
— членами НАТО и Европейского союза — Эстонией и Латвией. С этого времени характерные факторы, влияющие на состояние преступности в регионе, обусловлены вновь складывающимися особенностями социально-экономического положения Псковской обл. Главной особенностью региона является ее пограничное положение. Протяженность границ с сопредельными государствами составляет 872,1 км, в т.ч. с Республикой Беларусь — 352,5 км, Эстонией — 249,1 км, Латвией — 270,5 км. Приграничными являются 9 районов области. События 1991 г. в определенном смысле стали для Псковской обл. «скачком назад», поскольку вернули ей некогда утраченное положение приграничного региона, в котором она находилась в 1920-1930-х гг. Вместе с границей вернулся особый характер криминогенной ситуации и особенности деятельности правоохранительных органов.
Анализ результатов работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в УВД по Псковской обл. в сфере внешнеэкономической деятельности показывает, что наиболее распространенными видами преступных посягательств в данной сфере являются контрабанда подакцизных товаров, предметов исторической и культурной ценности, незаконный ввоз автомобилей иностранного производства, должностные преступления в контролирующих внешнеэкономическую деятельность органах.
Таких примеров довольно много. Так, в апреле 2004 г. в УБЭП УВД Псковской обл. поступила информация о том, что гражданин Литвы планирует вывезти через таможенную границу РФ старинные иконы. Еще одним видом криминального бизнеса в приграничье является незаконные вырубки леса и его контрабанда. Доля теневого оборота в этой отрасли оценивается в 10-15% от выбираемой лесосеки, или около 30% от коммерческого оборота, а вред, наносимый экономике области от нелегального лесного бизнеса, исчисляется миллионами рублей.
Криминальные вырубки отмечены практически во всех районах области, где сосредоточены запасы лесных ресурсов. Наибольшее количество незаконных порубок совершается на территории
Плюсского, Псковского, Великолукского, Куньинского и Себежского районов.
Еще одной составляющей криминогенной обстановки в приграничных районах являются должностные преступления и коррупция. Так, сотрудниками УБЭП УВД Псковской обл. в 2004 г. была реализована оперативная информация в отношении заместителя начальника Псковской таможни.
В целом же можно констатировать, что к концу 1990-х гг. уровень общеуголовной преступности и контрабандной торговли в приграничных районах пошел на спад. Это стало результатом комплекса мер по обеспечению внешнеэкономической безопасности страны.
Для успешного функционирования правоохранительных структур в приграничных районах в течение 1990-х гг. было необходимо наладить весь комплекс организационных, правовых и оперативных мероприятий. Если до 1992 г. в Пскове работала только одна таможня, осуществлявшая оформление экспортно-импортных операций на внутренней территории, то впоследствии в области сформировано 5 самостоятельных структур, напрямую подчиняющихся Северо-Западному таможенному управлению (СЗТУ) ГТК РФ
- Печерская, Псковская, Пыталовская, Себежская и Великолужская. Три из них были расположены непосредственно у линии государственной границы, что обеспечило необходимый уровень оперативности в их работе, а придание таможенным органам правоохранительных функций позволило активизировать работу по защите экономических интересов государства, совместно с другими правоохранительными органами участвовать в обеспечении экономической безопасности страны.
Из стран Балтии на территорию Псковской обл. переведены подразделения пограничных войск, которым в кратчайшие сроки предстояло решить все вопросы, связанные с обустройством государственной границы, организацией работы пунктов пропуска, а также решением других задач.
Похожие процессы происходили в приграничных районах Северо-Запада России и в 1920— 1930-х гг.
Наступление германских войск в феврале 1918 г. и подписание Брестского мира привели к созданию демаркационной
линии. Практически сразу вдоль нее, в пунктах пропуска растет уголовная и экономическая преступность - бандитизм, грабежи, массовые беспорядки, а также спекуляция валютой, всевозможными товарами. Усиленная и активная контрабанда началась через демаркационную линию и приграничные территории.
Контрабанда на границе приняла столь угрожающие размеры, что особый пограничный комиссар на станции Торошино Р.А. Муклевич вынужден был направить телеграмму народному комиссару иностранных дел Г.В. Чичерину, в которой информировал о том, что дипломатические курьеры, равно как и другие чиновники, офицеры, солдаты, следующие через станцию Торошино в занятый немцами Псков, злоупотребляют документами, выданными им в Петрограде, используя их в спекулятивных целях - для перевозки золота, серебра, мануфактуры, каучука и вещей. Советское правительство приняло меры к немедленному пресечению злоупотреблений и спекулятивных операций при переезде через границу. Были выставлены красноармейские патрули, вдоль границы разъезжали конные отряды, на железной дороге и в Торошино устроены пункты досмотра. Кроме того, была ограничена курьерская связь: вместо ежедневной - два раза в неделю, и одновременно не более двух курьеров, посылаемых исключительно германским дипломатическим представительством в Москве; каждый дипломатический курьер мог вести с собой багаж не более 150 кг.
Освобождение Псковской губернии от немецких войск в ноябре 1918 г. не привело к существенному изменению положения. Доклады Псковского губисполкома 1918—1922 гг. рисуют грандиозную картину пограничной контрабанды1. По официальным данным, контрабандой здесь занималось до 80% населения, и это при том, что значителен был поток и «приезжего элемента» — жителей Пскова, Острова, Новгорода, Петрограда, Москвы и других городов. В отдельные годы привозная номенклатура контрабандных товаров имела более 100 названий (спички, сахар, предметы роскоши, галантерея, одежда, обувь, иные носильные вещи, вина, спирт, наркотики, табак и др.). Вывозная контра-
1 Государственный архив Псковской области (ГАПО), ф. 590, оп. 1, д. 1507, л. 36—37.
банда состояла из драгоценных металлов, пушнины, скота, предметов старины и др. Одной из причин вывоза была разница внутренних и заграничных цен на главные контрабандные товары.
Проблема защиты экономических интересов страны и борьба с приграничной преступностью потребовала серьезной мобилизации различных сил. Основным инструментом такой борьбы стали правоохранительные структуры и пограничные подразделения ВЧК—ОГПУ.
В апреле 1918 г. началась организация первого (Петроградского) пограничного округа. На всем протяжении северо-западной границы учреждались пять пограничных районов: Петроградский, Беломорский, Олонецкий, Финляндский и Чудской, с тремя подрайонами в каждом и «с соответственным потребностям охраны» границы (демаркационной линии) числом дистанций и застав. И уже в первой половине мая 1918 г. началось формирование Петроградского и Чудского пограничных районов. На территории современной Псковской обл. (Гдовского и части Псковского районов) происходило формирование Чудского района пограничной охраны. Его участок охранения демаркационной линии пролегал от побережья Финского залива, далее на юг и захватывал почти все восточное побережье Псковско-Чудского водоема. Летом 1918 г. на Псковщине началось формирование еще двух пограничных районов — Порховского и Себежского, которые относились ко 2-му округу пограничной охраны с центром в Витебске (позднее управление округа было переведено в Минск).
Укомплектование личным составом в каждом погранрайоне производила специальная комиссия, в которую, как правило, входили начальник района, комиссар и представитель от местного Совета депутатов. Зачисление в списки каждого принятого в пограничную охрану объявлялось приказом по району. В первое время рядовой состав пограничников набирался большей частью из местных жителей. Это даже приветствовалось, поскольку они хорошо знали местность, жителей приграничной полосы, что, по свидетельству руководящих чинов погранохраны, способствовало успеху в борьбе с контрабандой.
Создание других подразделений по обеспечению правопорядка в пригранич-
ной полосе происходило в сложных условиях Гражданской войны. В мае 1918 г. в Псковский губисполком поступило по телеграфу распоряжение НКВД о том, что необходимо переходить к организации милиции как постоянно действующему штату лиц, исполняющих специальные функции. Причем организация милиции должна была осуществляться независимо от организации Красной армии. Функции милиции должны быть строго разграничены. Руководствуясь этим директивным указанием, в губернии в мае—июле приступили к практической организации рабоче-крестьянской милиции. Причем темпы такой деятельности были чрезвычайно высокими. В частности, из доклада заведующего отделом Порховского уездного управления следует: «Когда получилось распоряжение из центра о создании Рабоче-крестьянской Советской милиции, немедленно приступлено к созданию таковой в городе и уезде. В июле месяце она уже функционировала»1. Подобная ситуация сложилась и по всей губернии. В уездах были созданы уездные управления милиции, в состав которых входили: начальники уездно-городской милиции, начальники районов, сотрудники уголовного розыска, пешие и конные милиционеры. Штат в уездных городах определялся из расчета: один пеший милиционер на 400—500 жителей. Число конных милиционеров было наполовину меньше пеших. Уезды, в зависимости от числа входящих в них волостей, территории и плотности населения, разбивались на милицейские районы (примерно по 4 волости в районе). На территории губернии было создано 37 таких районов и 6 районов в городе Пскове. При каждой волости находились
2 пеших и 1 конный милиционер, который при необходимости мог быть использован для несения службы в любом пункте уезда.
Среди таможенных учреждений особо следует выделить те, которые располагались вместе с пограничными пропускными пунктами, устраиваемыми на пограничных железнодорожных станциях. Они были своего рода таможенными центрами в приграничной полосе, и именно на эти надзоры и пункты вместе с потоком пассажиров приходился основной объем
1 ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 18, л, 61.
перевозимых через пограничную линию грузов.
Таможенные учреждения в период своего формирования испытывали массу трудностей — отсутствие необходимых помещений, острый недостаток специалистов таможенного дела, всевозможные материально-хозяйственные проблемы и многое другое становилось серьезным препятствием для успешного формирования таможенных учреждений. В связи с этим в начале 1920-х гг. борьба с контрабандой, проводимая правоохранительными органами и таможенными учреждениями, не приносила ощутимых результатов.
В 1918—1919 гг. создаются губернская и уездные чрезвычайные комиссии. На пограничные чрезвычайные комиссии возлагалась также задача борьбы с контрабандой, шпионажем, спекуляцией и контрреволюцией в пограничной полосе. Для этих целей в распоряжение пограничных ЧК штаб Особого корпуса войск ВЧК выделял небольшие вооруженные отряды.
Несмотря на трудности, за короткое время пограничным ЧК, милиции и таможенным структурам удалось задержать «много контрабандных товаров, идущих из России и в Россию».
Таким образом, в приграничных районах Северо-Запада РСФСР сложилась вполне определенная организационная структура системы пограничной охраны. Ее составили три района пограничной охраны, таможенные учреждения, милиция и чрезвычайные комиссии. Однако в результате материально-бытовых трудностей, острого недостатка квалифицированных кадров и многих других проблем сложившаяся
система еще не могла надежно обеспечить защиту пограничных интересов страны и противодействовать экономической контрабанде.
В течение 1920— 1930-х гг. структурные изменения неоднократно затрагивали органы ВЧК — ОГПУ — НКВД, районную милицию и таможенные структуры, однако на всем протяжении этого времени правоохранительные органы активно боролись с контрабандой. Так, только за 1923 г. органами правопорядка губернии было задержано подобного товара на сумму 365 993 руб. денежными знаками 1923 г. и 5 398 руб. золотом, в суд было передано
3 208 уголовных дел1. В отчетных цифрах Псковской таможни и ГубЧК — ОГПУ отсутствуют сведения о латентных и укрытых случаях контрабанды, кроме того, официальная статистика фиксировала только наиболее «яркие» случаи и проявления, не особенно обращая внимание на случайный «крестьянский бытовой конт-рабандизм», несмотря на неоднократные указания руководства ОГПУ — НКВД.
Однако окончательная точка в борьбе с массовым контрабандизмом в приграничных районах Северо-Запада России была поставлена после социально-политических преобразований 1929—1936 гг., когда была завершена массовая сплошная насильственная коллективизация, коренным образом изменившая облик российской деревни, а проведение индустриализации и наращивание административно-репрессивных тенденций в СССР способствовали коренному изменению положения в приграничной полосе.
1 Псковский набат, 1923, 11 ноября.