Научная статья на тему 'БОРЬБА С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ В ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

БОРЬБА С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ В ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ДЕТИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ХАКАСИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДЕТСКИЕ КОМНАТЫ МИЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кискидосова Татьяна Александровна

Статья посвящена вопросам борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в Хакасии в годы Великой Отечественной войны. В суровое военное время, когда основные силы страны были направлены на Победу над фашизмом, государственные органы власти уделяли значительное внимание беспризорным и безнадзорным детям и подросткам. Своевременное проведение работы по выявлению и ликвидации детской беспризорности и безнадзорности позволило предотвратить дестабилизацию обстановки в тыловых регионах. Стремительный рост данных социальных явлений неминуемо привел бы к увеличению преступности среди несовершеннолетних лиц. Основная нагрузка по проведению борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью осуществлялась органами внутренних дел. Работники милиции провели комплекс мер по выявлению, задержанию и устройству беспризорных и безнадзорных детей. Основой проведения работы с ними стали ограждение их от преступного элемента и создание необходимых жизненных условий. К совместной работе с органами внутренних дел привлекались педагогические коллективы, партийные и общественные организации. Существенную поддержку в проведении работ по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью оказало население. Крайне слабое материально-бытовое обеспечение детских заведений оставалось одной из серьезных проблем на протяжении всего военного времени. В поддержку детей-сирот повсеместно создавались специальные материальные, вещевые, денежные и продовольственные фонды. Организация детского досуга предусматривала проведение культурных мероприятий. С целью привлечения несовершеннолетних к трудовой деятельности создавались трудовые бригады для оказания помощи взрослым. Благодаря комплексной совместной работе удалось провести целенаправленную и активную борьбу с беспризорностью и безнадзорностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кискидосова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHT АGAINST СHILD HOMELESSNESS AND NEGLECT IN KHAKASSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the history of the fight against child homelessness and neglect in Khakassia during the Great Patriotic War. In the harsh wartime, when the main forces of the country were directed to the Victory over fascism, the state authorities paid considerable attention to street and neglected children and adolescents. Timely work to identify and eliminate child homelessness and neglect prevented the destabilization of the situation in the rear regions. The rapid growth of these social phenomena would inevitably lead to an increase in juvenile delinquency. The main burden of combating child homelessness and neglect was carried by the internal affairs authorities. Militia officers carried out a set of measures to identify, detain and accomodate homeless and neglected children. The basic principle of working with them was to protect them from criminals and create the necessary living conditions. Pedagogical collectives, party and public organizations were involved in joint work with the internal affairs authorities. Significant support in carrying out the work to combat homelessness and neglect was provided by the public masses. Extremely weak material support of children’s institutions remained one of the serious problems throughout the wartime. In support of orphans, special material, clothing, money and food funds were created everywhere. The organization of children’s leisure provided cultural events. In order to attract minor children to work, labor brigades were created to provide assistance to adults. Thanks to the comprehensive joint work, it was possible to carry out a purposeful and active fight against homelessness and neglect.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ В ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

 T.A. Кискидосова*

Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в Хакасии в годы Великой Отечественной войны

doi:10.31518/2618-9100-2021-l-13 УДК 94 (571.513)"1941/1945"

Выходные данные для цитирования: Кискидосова ТА. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Исторический курьер. 2021. Ns 1(15). С. 146-155. URL: http:// istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-l-13.pdf

T.A. Kiskidosova*

Fight Against Child Homelessness and Neglect in Khakassia During the Great Patriotic War

doi:10.31518/2618-9100-2021-l-13 How to cite:

Kiskidosova ТА Fight Against Child Homelessness and Neglect in Khakassia During the Great Patriotic War // Historical Courier, 2021, No. 1 (15), pp. 146-155. [Available online:] http:// istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-l-13.pdf

Abstract The article deals with the history of the fight against child homelessness and neglect in Khakassia during the Great Patriotic War. In the harsh wartime, when the main forces of the country were directed to the Victory over fascism, the state authorities paid considerable attention to street and neglected children and adolescents. Timely work to identify and eliminate child homelessness and neglect prevented the destabilization of the situation in the rear regions. The rapid growth of these social phenomena would inevitably lead to an increase in juvenile delinquency. The main burden of combating child homelessness and neglect was carried by the internal affairs authorities. Militia officers carried out a set of measures to identify, detain and accomodate homeless and neglected children. The basic principle of working with them was to protect them from criminals and create the necessary living conditions. Pedagogical collectives, party and public organizations were involved in joint work with the internal affairs authorities. Significant support in carrying out the work to combat homelessness and neglect was provided by the public masses. Extremely weak material support of children’s institutions remained one of the serious problems throughout the wartime. In support of orphans, special material, clothing, money and food funds were created everywhere. The organization of children’s leisure provided cultural events. In order to attract minor children to work, labor brigades were created to provide assistance to adults. Thanks to the comprehensive joint work, it was possible to carry out a purposeful and active fight against homelessness and neglect.

Keywords: homelessness; neglect; children; crime; Khakassia; the Great Patriotic War; children’s militia rooms.

The article has been received by the editor on 15.12.2020.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Статья посвящена вопросам борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в Хакасии в годы Великой Отечественной войны. В суровое военное время, когда основные силы страны были направлены на Победу над фашизмом, государственные органы власти уделяли значительное внимание беспризорным и безнадзорным детям и подросткам. Своевременное проведение работы по выявлению и ликвидации детской беспризорности и безнадзорности позволило предотвратить дестабилизацию обстановки в тыловых регионах. Стремительный рост данных социальных явлений неминуемо привел бы к увеличению преступности среди несовершеннолетних лиц. Основная нагрузка по проведению борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью осуществлялась органами внутренних дел.

* Кискидосова Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, Хакасский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, Абакан, Россия, e-mail: tak_74@mail.ru

Kiskidosova Tatiana Aleksandrovna, Candidate of Historical Sciences, Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Abakan, Russia, e-mail: tak_74@mail.ru

Работники милиции провели комплекс мер по выявлению, задержанию и устройству беспризорных и безнадзорных детей. Основой проведения работы с ними стали ограждение их от преступного элемента и создание необходимых жизненных условий. К совместной работе с органами внутренних дел привлекались педагогические коллективы, партийные и общественные организации. Существенную поддержку в проведении работ по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью оказало население. Крайне слабое материально-бытовое обеспечение детских заведений оставалось одной из серьезных проблем на протяжении всего военного времени. В поддержку детей-сирот повсеместно создавались специальные материальные, вещевые, денежные и продовольственные фонды. Организация детского досуга предусматривала проведение культурных мероприятий. С целью привлечения несовершеннолетних к трудовой деятельности создавались трудовые бригады для оказания помощи взрослым. Благодаря комплексной совместной работе удалось провести целенаправленную и активную борьбу с беспризорностью и безнадзорностью.

Ключевые слова: беспризорность; безнадзорность; дети; преступность; Хакасия; Великая Отечественная война; детские комнаты милиции.

Великая Отечественная война стала огромной трагедией в жизни миллионов советских граждан. Особенно тяжело сказалось это время на детях. В течение многих лет история военного детства является актуальной темой в исторической науке. В советской историографии основное внимание уделялось героическим подвигам пионеров и комсомольцев в военное время. Исследовательские приоритеты были направлены на изучение вклада юных участников войны в Победу над врагом. Историки рассмотрели различные формы помощи пионеров фронту, участие детей в строительстве оборонительных сооружений, занятость подростков и молодежи на оборонных предприятиях и др. Во всех подобных исследованиях обязательно преследовалась цель - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. В советской историографии несколько работ были посвящены политике советских партийных органов в отношении детей в годы Великой Отечественной войны1. Основную роль в помощи детям, оставшимся без родительского попечения, авторы отводили советскому руководству, тогда как роль правоохранительных органов ими явно недооценивалась. В последнее время в российской исторической науке изменились направления в изучении военного детства. Интерес современных ученых обращен к малоисследованным или неизученным вопросам истории детства в годы Великой Отечественной войны. В ряде работ рассматриваются проблемы противоправного поведения подростков и детской преступности в военный период. В трудах историков, посвященных борьбе с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью, основной объем работ с этими социальными явлениями отводится органам милиции2.

Во время Великой Отечественной войны стремительное увеличение числа беспризорных и безнадзорных детей стало причиной высокого роста уголовных преступлений, совершенных несовершеннолетними. В постановлениях советского правительства военных лет понятия «детская беспризорность» и «детская безнадзорность» не различались. В законодательных актах отсутствовала трактовка данных терминов. В настоящее время исследователи предлагают делать различие между этими негативными социальными явлениями. Под «детской беспризорностью» понимается особое социальное положение детей и

1 Синицын AM. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1969. № 6. С. 20-29; Заднепровская Л.Д. Забота партии и правительства о детях в годы Великой Отечественной войны // Вместе с армией и народом. Волгоград, 1970. С. 64—79; и др.

2 См., например: Пажит Ю.Ю. Беспризорность, безнадзорность и детская преступность в годы Великой Отечественной войны // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: мат-лы VIII Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2007. Т. 2. С. 185-189; Тарасова Л.Я., Шатилов С.П. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью как одно из направлений деятельности алтайской милиции в годы Великой Отечественной войны // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010. Т. 2. № 1. С. 101-104; Суеверов Е.В., Тарасова Л.Я. Алтайская милиция в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (1941-1945 гг.). Барнаул, 2014.

подростков, оставшихся без семейного и государственного попечения, лишенных должного воспитания, систематического обучения, определенных занятий и постоянного места жительства. Причинами беспризорности несовершеннолетних могли стать потеря родителей, уход из семьи, побег из детского дома или приюта и т.д. Очевидными признаками беспризорности являются: полная потеря связи с родственниками, проживание в местах, не предназначенных для человеческого проживания, занятие воровством, попрошайничеством или другими асоциальными видами деятельности3. «Детская безнадзорность» - это социальное явление, при котором надлежащие надзор за детьми, забота о них, их содержание и воспитание либо недостаточно исполняются родителями или законными опекунами, либо полностью отсутствуют. Беспризорность и безнадзорность могут быть как взаимосвязанными, так и независимыми друг от друга явлениями. Нередко безнадзорность способствует возникновению беспризорности, которая в свою очередь способствует распространению различных форм правонарушающего поведения у подростков4.

В суровые военные годы в стране повсеместно беспризорность и безнадзорность приобрели массовый неконтролируемый характер. Основной причиной беспризорности стала высокая смертность родителей, оставлявших своих детей сиротами. Эвакуация населения из прифронтовой зоны в тыл, нередко сопровождаемая авиабомбардировками и обстрелами поездов, способствовала тому, что многие дети могли остаться сиротами или потерять своих родителей среди большого потока людей. В процессе стихийных перемещений населения дети, оставшись без взрослой опеки и крова, пополняли многочисленные ряды беспризорников. Причиной роста беспризорности могли стать также побеги несовершеннолетних из специализированных воспитательных заведений, училищ, школ ФЗО и т.д. Поводом для побега были плохое питание, отсутствие теплой одежды и обуви и соответственно невозможность дальнейшего пребывания в детском доме или приюте. Тяжелое материальное положение многих семей и ненадлежащее воспитание способствовали тому, что часть детей сбегала из родного дома. Скитаясь на улицах, подростки занимались бродяжничеством и нередко вели аморальный образ жизни.

Рост детской безнадзорности в годы войны был обусловлен массовым уходом мужской части населения на фронт и всеобщей трудовой мобилизацией. В условиях отсутствия постоянного родительского контроля детям приходилось слишком рано становиться самостоятельными. Вся домашняя работа и мелкие бытовые хлопоты ложились на их плечи. Приходя домой из школы, несовершеннолетние дети готовили обед, заботились о младших членах семьи, смотрели за хозяйством и делали уроки. В то же время предоставленная самостоятельность могла стать причиной возникновения девиантного поведения у подростков, оказавшихся в неблагоприятной социальной среде. Длительное времяпрепровождение на улице, частые прогулы школы, отсутствие серьезных увлечений и попадание в дурные компании способствовали тому, что часть несовершеннолетних втягивалась в криминальную жизнь.

Стремительное увеличение количества осиротевших детей в военные годы вызвало тревогу государства. 23 января 1942 г. вышло постановление Совнаркома СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», провозгласившее, что воспитание сирот и проведение мероприятий по предупреждению детской безнадзорности является важнейшим государственным делом. Выявление и размещение беспризорных детей было поручено НКВД5.

В связи с вышедшим постановлением приоритетным направлением деятельности советской школы провозглашалось проведение воспитательной работы и трудового обучения

3 Нечаева AM. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право. 2001. № 6. С. 58.

4 Гусак В.А Милиция в системе органов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 1 (9). С. 81 [Электронный ресурс]. URL: http://docviewer.yandex.ni/view/0/7page (дата обращения: 01.12.2020).

5 Кривоносое АН. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. № 7. С. 97.

учащихся. В Хакасии организация педагогического контроля над учащимися находилась в неудовлетворительном состоянии. Несмотря на занятость, преподаватели образовательных учреждений стремились привлечь школьников и студентов к общественной активности. Однако внеклассная работа была неорганизованна, а мероприятия проводились по личной инициативе педагогов, не имевших определенного плана действий. К этому добавлялась общая загруженность учителей в школах, которая оставляла мало часов на проведение внеклассной работы. Проблемы детской беспризорности и безнадзорности считались одними из важнейших на партийных пленумах и совещаниях членов партии. В 1942 г. на одном из заседаний Черногорского горкома партии прозвучал доклад члена горкома Кислицыной, посвященный проблеме безнадзорности: «Первоочередной государственной задачей является забота о детях. Педагогические коллективы не успевают за всеми смотреть, наши ученики много времени проводят на улице. Вначале ребята совершают хулиганства, а потом начнутся правонарушения. Долгое нахождение учащихся на улице может привести к серьезным преступлениям. Наша задача не допустить этого. Мы должны приложить все усилия, чтобы вырастить высокоорганизованную культурную смену, чтобы подрастающее поколение смогло пойти на фронт, защищать Родину, выдавать на производстве высокую производительность труда»6.

29 декабря 1942 г. вышел приказ НКВД № 0482, в котором подчеркивалось, что «органами внутренних дел не обеспечено выявление и изъятие беспризорных и безнадзорных детей с улицы, не закончено развертывание дополнительной сети приемников-распределителей и справочно-адресных детских столов. Общественность к работе по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных детей привлечена недостаточно». В связи с этим постановлением появились соответствующие директивные указания всем начальникам периферийных органов НКВД7.

Поиск и задержание беспризорных и безнадзорных детей возлагались на органы внутренних дел. По всей стране основной объем данной работы осуществляли работники милиции. Выявлением и задержанием беспризорных и безнадзорных детей и подростков занимались постовая сеть наружных постов и участковые уполномоченные с их подсобными силами. Массовые проверки регулярно проводились в многолюдных местах (рынки, базары, парки, вокзалы, станции и др.). Помимо работников милиции к выявлению беспризорников и безнадзорных детей привлекали комсомольцев, педагогов и общественных инспекторов из отделов народного образования. Помощь в розыске детей, оставшихся без надзора, оказывали также домоуправления и актив жильцов. Выявленные в ходе рейдов беспризорники и безнадзорные дети направлялись в детские комнаты милиции, где они находились не более шести часов. В течение этого времени нужно было определить дальнейшие действия в отношении них. Либо несовершеннолетних отправляли к родителям или опекунам, либо, в случае их отсутствия, они направлялись в детские приемники-распределители НКВД8. Последние представляли закрытые учреждения для приема и пребывания детей от 3 до 16 лет. Работники приемников-распределителей вели учет и регистрировали поступивших детей; проводили их санитарно-медицинское освидетельствование и обработку; выявляли причину беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; устанавливали через органы прокуратуры и милиции лиц, толкнувших детей на безнадзорность; разыскивали через органы милиции родителей или лиц, заменяющих их9.

Время пребывания несовершеннолетних в приемниках-распределителях составляло от двух недель до одного месяца. За данное время необходимо было определить местонахождение их родителей или опекунов. Дети, оставшиеся без родительского попечения, и

6 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. П-26. Оп. 3. Д. 399. Л. 9 об.

7 Славко AA Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 34.

8 Емелин С.М. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 2. С. 11.

9 Тарасова Л.Я., Шатилов С.П. Борьба с детской беспризорностью... С. 103.

сироты в возрасте до 14 лет направлялись через органы народного образования в соответствующие детские учреждения, или их определяли на патронирование. Подростков старше 14 лет направляли на работу на промышленное производство и в сельское хозяйство или на учебу в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища10.

Рост преступности несовершеннолетних способствовал организации в 1943 г. в составе НКВД СССР Отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и соответствующих отделов в составе союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей. Повсеместно возникавшие отделы занимались руководством трудовыми и воспитательными колониями для несовершеннолетних и приемниками-распределителями, а также трудоустройством несовершеннолетних и отбывших наказание. Отделы обязывались согласовывать все связанные с ликвидацией детской беспризорности и безнадзорности вопросы с другими ведомствами и организациями11.

В марте 1943 г., согласно директиве УНКВД по Красноярскому краю, был разработан план мероприятий по изъятию беспризорных и безнадзорных детей в Хакасской автономной области. В помощь органам милиции к работе по выявлению беспризорных и безнадзорных привлекали общественные организации, комсомольцев, работников городских домоуправлений. Начальник Хакасского областного управления милиции Н.С. Пронский и начальник железнодорожной милиции Коновалов назначались ответственными за выявление беспризорных и безнадзорных детей, а также за их дальнейшее распределение (возврат родителям или передача в детприемник). Согласно Постановлению СНК СССР от 16 июля 1943 г., требовалось провести проверку патронируемых детей12.

В тех местах, где детские комнаты милиции отсутствовали, беспризорников и безнадзорных детей доставляли в дежурные отделения милиции, где они находились вместе со взрослыми правонарушителями. В связи с этим требовалось открытие специальных детских комнат с целью повышения их роли в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Специальные детские комнаты требовались для того, чтобы задержанные дети и подростки не содержались в одном помещении со взрослыми уголовниками, которые могли вовлечь их в совершение преступного деяния. 22 сентября 1942 г. в соответствии с директивой НКВД были приняты и утверждены штаты детских комнат, переименованные в 1944 г. в детские комнаты милиции13.

В 1943 г. в городах Хакасской автономной области было задержано около 550 детей. За два месяца 1944 г. только в Абакане сотрудники внутренних дел выявили: беспризорных детей - 48, безнадзорных - 61. Из всех задержанных 16 чел. являлись учениками школ. Количество беспризорников особенно увеличивалось летом, когда погодные условия позволяли проводить большую часть времени на улице. За десять месяцев (с января по октябрь) 1944 г. в городах Хакасии задержали 342 беспризорных и 358 безнадзорных детей. В течение 1945 г. по области с улиц и из общественных мест органами милиции было изъято 83 беспризорника и 323 безнадзорных ребенка14.

Значительное количество беспризорников и безнадзорных детей повлекло за собой рост уголовных преступлений, совершенных подростками и молодежью. Большинство квартирных краж в Абакане осуществлялись несовершеннолетними подростками в дневное время. Всего в 1944 г. в Хакасии насчитывалось 130 беспризорных и безнадзорных детей, совершивших уголовные преступления. К январю 1945 г. к уголовной ответственности привлекли 596 чел. в возрасте от 12 до 25 лет. Из всех, привлеченных к ответственности за уголовные преступления, 22 подростка являлись учащимися школ и средне-специальных

10 Кринко Е.Ф. Детство военных лет (1941-1945 гг.): проблемы и перспективы изучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 4. С. 26.

11 Пажит Ю.Ю. Беспризорность... С. 186.

12 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 45. Д. 994. Л. 115 об.

13 Емелин С.М. Борьба с детской беспризорностью... С. 11.

14 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 754. Л. 128.

учебных заведений. Нередки были случаи, когда уголовные преступления совершались членами ВЛКСМ и безнадзорными детьми коммунистов15.

С января 1945 г. повсеместно по стране прокуроры должны были осуществлять надзор за исполнением органами внутренних дел законов о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В компетенцию прокуроров входил контроль за местами заключения для несовершеннолетних. Прокурорская проверка также касалась приемников-распределителей и детских домов16.

Согласно общественному мнению, детей, совершивших противозаконные деяния, следовало бы не только отдавать в специальные исправительные учреждения, но и заниматься их воспитанием. Ни у кого не возникало сомнений, что плохое материальное обеспечение местных детских домов часто приводило к тому, что несовершеннолетние стремились сбежать оттуда, пополняя ряды беспризорников. Оказавшиеся на улице дети могли стать жертвами морального и физического насилия. Взрослые преступники могли их использовать в собственных корыстных целях. Беспризорные и безнадзорные дети оказывались под влиянием криминальных элементов, совершали уголовные преступления и попадали в тюрьму17.

В целях социальной защиты несовершеннолетних было решено расширять сеть детских учреждений и учебных заведений. Местные исполнительные комитеты формировали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. В состав членов комиссии включили заместителя председателя исполкома, представителей органов НКВД, народного образования, здравоохранения, профсоюзов и комсомольских организаций. В то же время в работе существовали определенные трудности, связанные с нехваткой сотрудников, отсутствием или недостаточностью финансирования, слабой организованностью и другими факторами. К 1944 г. в Абакане не удалось организовать комиссию по устройству детей, оставшихся без родителей. Работники облоно не развернули работу по патронированию, опеке и усыновлению. Отдел народного образования и исполкомы райсоветов не контролировали работу и материально-бытовые условия патронируемых и трудоустроенных детей.

Серьезной проблемой в военное время было материальное обеспечение детских учреждений. В тяжелейших условиях находились практически все детские сады, детские интернаты и детские дома, испытывая большие трудности в снабжении детей продуктами питания, инвентарем, обувью и одеждой. Согласно постановлению № 942 СНК СССР, с сентября 1943 г. устанавливались единые нормы снабжения для всех детских домов, расположенных как в городах, так и в сельских местностях. Эти нормы вводились с целью улучшить питание воспитанников детских домов. Рацион питания во многих детских учреждениях не соответствовал физиологическим потребностям. Нерегулярное снабжение детских домов продуктами питания приводило к тому, что дети часто голодали. В ряде детских домов Хакасии дети страдали от постоянного недоедания, у них наблюдалось резкое истощение, многие из них были больны дистрофией. Положение воспитанников детских домов усугублялось еще и тем, что крайне плохо обстояло дело с поставками промышленных товаров, особенно со снабжением воспитанников одеждой и обувью18.

Специально созданные комиссии по устройству детей-сирот осуществляли постоянный контроль за воспитанием, учебой, жизнью и бытом патронируемых и подопечных детей, а также подростков, которые трудились на предприятиях. Для того, чтобы решить проблему с продовольствием, в каждом детском доме создавались подсобные хозяйства, производился посев овощных и крупяных культур. Все продукты, полученные от подсобных хозяйств детских домов, не засчитывались в основною норму снабжения и были рассчитаны на усиление питания воспитанников. Хакасский исполком областного совета обязал заведующего областным отделом народного образования Н.В. Екишева представить план развертывания подсобных хозяйств при детских домах. На специально отведенных земельных

15 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 45. Д. 994. Л. 115.

16 Славко AA Государственное регулирование... С. 38.

17 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 753. Л. 130.

18 Там же. Д. 754. Л. 128.

участках предполагался посев крупяных и овощных культур в размерах, достаточных для полного удовлетворения потребности детских домов в овощах и крупах. Для обеспечения воспитанников необходимо было создавать фонды по сбору с населения одежды, обуви, постельного и нательного белья и т.д.19

В детском саду г. Черногорска. Фото 1940-х гг.

(Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова. ВФ 3-13).

Для проведения мероприятий по поддержке детей-сирот предполагалось привлекать общественные массы. Существенную поддержку детским учреждениям оказывали трудовые коллективы предприятий, колхозы, общественные организации. Для оказания помощи нуждавшимся детям создавались материальные, денежные, вещевые и продовольственные фонды, которые осуществляли сбор средств. В 1944 г. из дополнительного фонда для детских домов было отпущено 500 пальто для мальчиков и девочек, 1000 пар обуви, 600 костюмов для мальчиков и 600 костюмов для девочек, 600 одеял20. Накануне празднований Октябрьской революции, Первого мая и других торжественных мероприятий жители Хакасии проводили воскресники в пользу сирот, детей фронтовиков и детей из малоимущих семей, собирали деньги, продукты питания, одежду, обувь и т.д. Традицией в области стало проведение «декадников», «воскресников», месячников» в помощь детям-сиротам. Горняки Черногорска бесплатно снабжали топливом детские дома. Шахтеры брали на работе дополнительные смены с целью сбора средств для малоимущих семей и сирот. В школах для учащихся были организованы буфеты с горячими завтраками21.

Всего за военный период в Хакасскую автономную область эвакуировали четыре детских дома и шесть интернатов из Ленинграда. Для детей погибших фронтовиков дополнительно открылось два детских дома в районных центрах Боград и Шира22. В 1945 г. в Хакасии функционировали 14 детских домов, в которых проживали 1497 воспитанников. Предполагалось, что к 1946 г. детские дома должны принять еще 178 детей. Для этого требовалось решить проблему их размещения не в старых домах, а в новых просторных и приспособ-

19 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 752. Л. 129.

20 Отдел документов новейшей истории Национального архива Республики Хакасия (ОДНИ НАРХ). Ф. 2. On. 1. Д. 1029. Л. 361.

21 ОДНИ НАРХ. Ф. 2. On. 1. Д. 1030. Л. 436.

22 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 752. Л. 46.

ленных помещениях. Местные власти планировали через год строительство одного типового здания для детского дома. В Абакане четыре детских сада располагались в тесных помещениях и не могли охватить всех детей дошкольного возраста. Планировалось строительство двух детских садов, каждый из которых мог бы вместить по 125 чел. Расширение сети детских садов частично решало проблему временного устройства детей в то время, когда родители были заняты на производстве. В поселке Туим предполагалось построить оздоровительную детскую школу-интернат на 280 воспитанников23.

В 1944 г. на одном из партийных заседаний Хакасского областного комитета партии отмечалось, что областной отдел народного образования и областной комитет ВЛКСМ не принимали должных мер по организации культурных мероприятий для детей. Недостаток квалифицированных педагогических кадров также негативно сказывался на проведении внеклассной воспитательной работы с учениками. Ряд детских учреждений был отведен под госпитали. В Абакане не работали детская техническая станция и спортивная школа и не устраивались зрелищные мероприятия для детей. В связи со сложившейся неудовлетворительной организацией детских культурно-массовых мероприятий областной комитет партии ХАО обязал областной отдел народного образования, комсомольскую и пионерскую организации, а также педагогов усилить политико-воспитательную работу среди учащихся школ, рабочей и колхозной молодежи24. В школах внедрялись «Правила для учащихся», которые должны были систематически контролироваться педагогическими кадрами. Дома культуры и клубы обязывались проводить детские культурные мероприятия, а в театральные репертуары включать детские постановки. В городах и крупных населенных пунктах Хакасии вводились специальные дневные детские киносеансы. Среди рабочей и учащейся молодежи была развернута культурно-массовая работа. Лучшие спортивные инструктора и спортсмены разрабатывали план спортивно-массовых мероприятий для пионеров и комсомольцев25.

Кроме организации культурных мероприятий предусматривалось привлечение детей и подростков к трудовой деятельности. В свободное от учебы время школьники оказывали различные виды помощи взрослым. Летние каникулы становились временем отправки городских школьников на работу в колхозы и совхозы. Рабочие бригады из учащихся были задействованы на сельскохозяйственных работах. Дополнительно к помощи колхозникам учащиеся оказывали помощь и рабочим на предприятиях, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, собирали металлолом и др.26 Учащиеся старших классов брали шефство над школьниками младших классов, а те, в свою очередь, над детскими садами. В условиях нехватки педагогических кадров пионеры и комсомольцы становились помощниками воспитателей. С 1942 г. в Абакане функционировал передвижной фургон, рассчитанный на проведение культурно-массовых мероприятий для детей. При детских садах стали работать круглосуточные группы, рассчитанные на детей, чьи родители были заняты на производстве27.

Таким образом, в суровых условиях Великой Отечественной войны в Хакасии, как и в других тыловых регионах, наблюдался стремительный рост беспризорников и безнадзорных детей. С целью предотвращения детской преступности, безнадзорности и беспризорности в регионе была организована целенаправленная работа. Ведущая роль в поиске, выявлении, задержании и устройстве беспризорников и безнадзорных детей отводилась работникам органов милиции, действовавших в рамках правообеспечительной и правоохранительной функций. Огромную поддержку органам внутренних дел оказывали педагогические коллективы, партийные и общественные организации. Только объединенными усилиями удалось развернуть борьбу с беспризорностью и безнадзорностью, а также провести профилактику предупреждения данных негативных социальных явлений.

23 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 45. Д. 994. Л. 88.

24 Там же. Л. 115.

25 ОДНИ НАРХ. Ф. 2. On. 1. Д. 1029. Л. 360 об.

26 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 752. Л. 42.

27 ГАКК. Ф. П-26. Оп. 3. Д. 398. Л. 35.

Литература

Гусак В.А Милиция в системе органов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 1 (9). С. 81-86 [Электронный ресурс]. URL: http://docviewer.yandex.ni/view/0/7page (дата обращения: 01.12.2020).

Емелин С.М. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N° 2. С. 10-15.

Заднепровская Л.Д. Забота партии и правительства о детях в годы Великой Отечественной войны // Вместе с армией и народом. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1970. С. 64-79.

Кривоносое АН. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. N° 7. С. 92-98.

Кринко Е.Ф. Детство военных лет (1941-1945 гг.): проблемы и перспективы изучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. N° 4. С. 25-31.

Нечаева AM. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право. 2001. N° 6. С. 58-61.

Пажит Ю.Ю. Беспризорность, безнадзорность и детская преступность в годы Великой Отечественной войны // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: мат-лы VIII Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2007. Т. 2. С. 185-189.

Синицын AM. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1969. N° 6. С. 20-29.

Славко А А. Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. N° 120. С. 33-43.

Суеверов Е.В., Тарасова Л.Я. Алтайская милиция в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (1941-1945 гг.). Барнаул: Барнаульский институт МВД РФ, 2014. 88 с.

Тарасова Л.Я., Шатилов С.П. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью как одно из направлений деятельности алтайской милиции в годы Великой Отечественной войны // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010. Т. 2. N° 1. С. 101-104.

References

Emelin, S.M. (2010). Bor’ba s detskoy besprisornost’yu i beznadzornost’yu v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941—1945) [Fight against Child Homelessness and Neglect during the Great Patriotic War]. In Voprosy yuvenal’noy yustitsii. No. 2, pp. 10-15.

Gusak, V.A. (2010). Militsiya v sisteme organov po bor’be s detskoy besprisornost’yu і beznadzornost’yu V period Velikoy Otechestvennoy voyny [Militia in the System of Bodies for Combating Child Homelessness and Neglect during the Great Patriotic War]. URL: http://docviewer.yan-dex.ru/view/0/?page (date of access: 01.12.2020).

Krinko, E.F. (2006). Detstvo voennykh let (1941-1945 gg.): problemy і perspectivy izucheniya [Childhood of the War Years (1941-1945): Problems and Perspectives of Study]. In Vestnik Adygeyskogo universiteta. No. 4, pp. 25-31.

Krivonosov, A.N. (2003). Istoricheskiy opyt bor’by s besprisornost’yu [Historical Experience in the Fight against Homelessness]. In Gosudarstvo і pravo. No. 7, pp. 64-79.

Nechaeva, A.M. (2001). Detskaya besprisornost’ - opasnoe sotsialnoye yavlenie [Child Homelessness Is a Dangerous Social Phenomenon]. In Gosudarstvo і pravo. No. 6, pp. 58-61.

Pazhit, Yu.Yu. (2007). Besprisornost’, beznadzornost’ і detskaya prestupnost’ v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Homelessness, Neglect and Child Crime during the Great Patriotic War]. In Ural industrial’nyy. Bakuninskiye chteniya. Yekaterinburg, AMB. Vol. 2, pp. 185-189.

Sinitsin, A.M. (1969). Zabota o beznadzornykh i besprisornykh detyakh v SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Care of Neglected and Street Children in the USSR during the Great Patriotic War]. In Voprosy istorii. No. 6, pp. 20-29.

Slavko, A.A. (2010). Gosudarstvennoe regulirovanie protsessa likvidatsii detskoy bespris-ornost’i V Rossii V gody Velikoy Otechestvennoy voyny і v poslevoennyy period [State Regulation of the Process of Eliminating Child Homelessness in Russia during the Great Patriotic War and in the Post-War Period]. In Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A I. Gertsena. No. 120, pp. 33—43.

Sueverov, Ye.V., Tarasova, L.Ya. (2014). Altayskaya militsiya v bor’be s detskoy bespris-ornost’yu і beznadzornost’yu (1941-1945 gg.) [Altai Militia in the Fight against Child Homelessness and Neglect (1941-1945)]. Barnaul, Bamaul’skiy institute MVD RF. 88 p.

Tarasova, L.Ya., Shatilov, S.P. (2010). Bor’ba s detskoy besprisomost’yu і beznadzornost’yu как odno is napravleniy deyatel’nosti altayskoy militsii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The Fight against Child Homelessness and Neglect as One of the Activities of the Altai Militia during the Great Patriotic War]. In Vestnik Altayskoy akademii ekonomikі і prava. No. 1, vol. 1, pp. 101-104.

Zadneprovskaya, L.D. (1970). Zabota partii i pravitel’stva о detyakh v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The Government’s and Party’s Concern for Children during the Great Patriotic War]. In Vmeste s armiey і narodom. Volgograd: Nizhne-Volzhskoe knizhnoe izdatel’stvo, pp. 64—79.

Статья поступила в редакцию 15.12.2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.