Научная статья на тему 'Борьба американских женщин за равные права и возможности в социально-экономической сфере, создание законодательной базы женского предпринимательства'

Борьба американских женщин за равные права и возможности в социально-экономической сфере, создание законодательной базы женского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2216
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / СУФРАЖИЗМ / ФЕМИНИЗМ / ГЕНДЕРНО-РОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба американских женщин за равные права и возможности в социально-экономической сфере, создание законодательной базы женского предпринимательства»

УДК_330.16-055.2(73)

БОРЬБА АМЕРИКАНСКИХ ЖЕНЩИН ЗА РАВНЫЕ ПРАВА И ВОЗМОЖНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, СОЗДАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

К. В. Горелик

Данная статья посвящена анализу опыта американских женщин в борьбе за свои права в социально-экономической сфере. Современное состояние женской деловой активности в США, характеризующееся внедрением женщин в сферу предпринимательства на самых разных уровнях, обусловлено многолетней борьбой женщин за свои права. В статье раскрываются исторические аспекты развития женского движения. Рассматривается роль женских объединений в организации борьбы за равноправие женщин как в политической, так и в социально-экономической сферах. Анализируется взаимосвязь социально-экономической трансформации американского общества с развитием суфражизма и феминизма. Значительное внимание уделяется роли государства в регулировании женского предпринимательства. В частности, формированию законодательства, способствующего преодолению гендерного неравенства в сфере деловой активности, созданию программ, ориентированных на поддержку женского бизнеса.

Во всем мире женщины сталкиваются с проблемами на пути к равноправию. Проблемы эти различны и зависят от традиций и законов страны, в которой они живут. За последние 40 лет в Соединенных Штатах, благодаря активности женского движения, женщины добились определенных успехов на пути к равноправию, но до полного равенства с мужчинами в вопросах, касающихся профессиональной деятельности, зарплаты и политики, еще далеко. Американские женщины, которые хотят растить своих детей в мире, где будет больше равноправия, пытаются изменить ситуацию, находя единомышленников среди представителей различных политических фракций и членов неправительственных организаций, в том числе путем электронной переписки с политическими лидерами по ключевым женским проблемам.

Хотя женское движение в Соединенных Штатах набрало силу за последние 40 лет, его истоки уходят на 150 лет назад. Побудительной силой первой волны женского протеста явились: капиталистическая индустриализация, движение за отмену рабства, Гражданская война. Каждый из этих социальных факторов действовал по-своему. Женщины, так же как и мужчины, были поставлены в условия современного капиталистического производства, трудились по 13 - 14 часов в день в душных цехах с коптящими лампами. В 1850 г. насчитывалось 225 тыс. женщин на промышленных работах, а в 1900 г. уже 878 тыс. их трудилось только в текстильной и швейной промышленности. Бизнес Америки стал зависеть от трудового вклада «слабого пола». Особенно примечательно то, что жен-

щины оказались среди первых американских пролетариев, воспользовавшихся такими формами протеста, как забастовки, стачки, петиции с требованиями об изменении условий труда.

Женщины-работницы активно участвовали в первой волне забастовок, организованных профсоюзами в 40-х годах в Патерсоне, Нью-Джерси, Лоуэлле. На борьбу за свои права вышли те, кому совсем недавно вменялась такая «первейшая добродетель», как беспрекословное послушание (в духе проповеди «Годис» и ему подобных). С профсоюзами и забастовочным движением женщины приобрели первый политический опыт, который впоследствии пригодился им и в борьбе за собственные права.

Женщины постоянно обнаруживали, что их человеческое достоинство унижается по половому признаку так же, как чернокожих - по расовому. В 1848 г. в Сенека-Фоллз собрались наиболее стойкие сторонники женского равноправия. Цель - обсудить социальные, экономические и юридические аспекты дискриминации американок [1, с. 83]. Впервые американки делали попытку, привести положение женщины в соответствие с теми переменами, которых добились отцы - основатели государства для мужчин. Постепенно борьба американок против дискриминации пошла под лозунгом предоставления им избирательного права. Движение суфражисток являлось заметным элементом политической жизни США [2]. С завидным упорством, а порой и изобретательностью, они использовали викторианскую риторику о предназначении женщины как аргумент в защиту предоставления им избирательного права. Если женщина «почти что ангел и благочестивый хранитель очага», возражали они, то ей как раз и следует играть более активную роль в мире, где мужчины «творят мир», порой забывая про некие моральные ценности.

После Гражданской войны наиболее выдающиеся активистки того времени Э. Стэнтон и С. Энтони, обладавшие незаурядным организаторским талантом, создали Национальную ассоциацию за женское избирательное право [3]. Они сформулировали проект 17-й поправки к конституции, дающей им желанное право, начали издавать и собственную газету «Ревельюшин», призванную отбивать нападки прессы, порочащей движение протеста. Это был первый альтернативный орган печати, отстаивающий женские интересы. В итоге женщины добились правовой охраны своей собственности и равной с мужчинами свободы распоряжаться ею как капиталом.

Не последнюю роль сыграл в победе женщин за избирательное право и Женский национальный

|| Вестник КемГУ

союз, созданный в 1904 г. [4]. Среди союзников американок была и партия прогрессистов, выражавшая интересы мелких фермеров и бизнесменов. Позиция далеко не случайная — прогрессисты хотели избежать полного поглощения своих хозяйств аграрными и промышленными корпорациями и рассчитывали заручиться в этом вопросе поддержкой женских голосов.

Предоставление женщинам в 1920 г. права голоса для большинства суфражисток означало конец борьбы за формальное политическое равноправие, но они не остановились на достигнутом. Активистки женского движения поверили в свои силы и продолжали борьбу за изменение роли и положения женщин в обществе. Члены весьма немногочисленной Национальной женской партии подняли на этот раз проблему фактического неравенства женщины в правовой, профессиональной и семейной сферах. Горстка воинственно настроенных феминисток сформулировали поправку к конституции о равных правах мужчин и женщин, битва за ратификацию которой растянулась на десятилетия [5, с. 209].

В 30-е годы «великая депрессия» побудила сотни тысяч женщин пойти на производство. Зарплата мужчин в ту пору была настолько мизерной, что женщины тоже были вынуждены работать. Главной заботой трудящихся женщин стало обеспечение полной занятости и гарантируемого минимума заработной платы.

В период Второй мировой войны средства массовой информации, и прежде всего женские журналы, используемые правительством в качестве рупора информации и пропаганды, заговорили о том, что трудиться на производстве для американки и «естественно, и патриотично». Война оживила экономику США, особенно военные отрасли. Корпорации, богатеющие на военных заказах, нуждались в миллионах дополнительных рабочих рук. Нашли их, прибегнув к услугам американок, составлявших огромную резервную армию труда. Во второй раз на протяжении этого века из-за нехватки мужчин и ненасытного аппетита военной машины женщинам предоставлялась возможность проявить себя полноценными труженицами. Оказалось даже, что корпорации способны обеспечить тружениц сносными комнатами для отдыха, питанием. Со своей же стороны американки показали умение после минимальной подготовки овладеть самыми сложными профессиями.

С окончанием войны женщин бесцеремонно отодвинули на довоенные рубежи, американкам снова указали на «привычное». Работодателям было не выгодно держать работниц, которым требовались перерывы и детские комнаты. Корпорации предпочли вернуть на рабочие места более выносливых и неприхотливых (по их мнению) рабочих -мужчин. Женщин бесцеремонно вынуждали уволиться, создавая невыносимые условия труда и оплаты.

Женские журналы, телевидение, кинофильмы, книги, написанные «экспертами» по семье и всевозможными популяризаторами психоаналитических и социологических теорий, еще более рьяно взялись вычерчивать «единственно правильные» линии социального поведения для мужчин и женщин. К заработку жены опять призывали относиться как к оскорблению не только для мужа, но и для всей нации. Утвердился стереотип жесткой гендерно-ролевой дифференциации, который позволял регламентировать не только производственные, но и семейные отношения американцев.

Стереотип «женской роли», как тогда, так и теперь, служил ответной реакцией буржуазного общества (для которого семейные ценности выходили на первый план) на лишение женщины реальных возможностей выбора и прав. Велась обработка не только уже состоявшихся домохозяек. Журналы, прекрасно осведомленные о том, сколь важным фактором в Соединенных Штатах является оборудование новых домов, советовали юным американкам как можно раньше вступать в браки, создавать новые «семейные покупательские союзы». Социологи подтвердили результативность проводимой гендерно-психологической обработки: к концу 50-х годов средний возраст, в котором девушки выходили замуж, снизился до возраста учениц старших классов. Появился даже специальный термин - «подростковый брак». Резко возросло и само число браков.

С 1947 г. начался демографический взрыв, длившийся целое десятилетие. Рождение четвертого и пятого ребенка в семье расценивалось как вопрос престижа. К концу 50-х годов уровень деторождения в США был выше, чем, скажем, в Индии. Многодетные матери из среднего класса не трудились на общественном производстве, оставаясь с детьми дома. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в 50-е годы основная социальная роль американок - это роль матери и домохозяйки.

Уже в конце 50-х годов на страницы печати начали просачиваться тревожные сообщения о психическом неблагополучии «счастливых домохозяек». Например, за период с 1950 по 1960 г. статистика отметила пик самоубийств среди белых женщин США. Обращали на себя внимание и участившиеся случаи женской наркомании, алкоголизма, жестокого обращения с детьми, распада семьи. Все больше работы становилось у психотерапевтов. Женщины обращались с жалобами на депрессии и истерию.

Таким образом, пропаганда патриархальных устоев (отдать «главенствующие роли» в социуме мужчинам, в семейных делах женщинам) не смогла выполнить свою психотерапевтическую функцию. Признаться в этом не хотели и объясняли причины весьма просто - мол, женщины «от без-делия маются». Характерно, что к середине 60-х годов, хотя официальная пропаганда и твердила о

|| Вестник КемГУ

«домашнем рае», в котором якобы обитали женщины, они все больше устремлялись в общественное производство. Тенденция наметилась такая -число работающих матерей с детьми в возрасте до 6 лет возросло с 13 % в 1948 г. до 29 % в 1967 г. Всего же к этому времени трудилось уже свыше 23 млн. женщин, или 36 % всех американок от 16 лет и старше [6].

Вторая волна феминизма поднялась не только на почве вопиющего негласного отстранения женщин на производстве и их раздраженности по поводу общественного мнения (точнее сказать, сложившегося стереотипа, об «истинном» предназначении «прекрасного пола»). Подъему женского движения способствовала и особая социальнополитическая атмосфера 60-х годов в США.

К середине 70-х 52 % американских женщин работают. На 6 работающих мужчин уже приходится 4 работающих женщины, американки составляют 40,8 % всех трудовых ресурсов США. Впервые в истории страны число работающих женщин превысило число домохозяек.

Такие перемены были бы невозможны без движения феминисток 70-х годов, серьезно пошатнувших психологическое вето на труд для замужних американок [7]. Но только ли желание вырваться из домашней однообразной работы побуждает их выйти на рынок наемного труда в столь беспрецедентных масштабах? Что ищут американки в работе? Ищут не столько средство самоутверждения и самовыражения и даже не экономическую независимость: 80 % работающих в США женщин ныне вынуждены трудиться из-за безудержного роста дороговизны и жесткой инфляции. Американки стремятся хоть как-то приостановить сползание семьи в категорию «новых нищих».

Страх быть «выброшенными» за пределы социума, сойти на ступень ниже своего определенного статуса рождают у многих американок отчаяние, повергают в депрессию и нередко доводят до самоубийства.

Свою лепту вносит и дискриминация в производственной сфере. Она разнообразна и многопла-нова. Одно из ее проявлений - практика приема американок на работу с неполным рабочим днем или неделей. В то же время социологи в восторге от подобной частичной занятости женщин, считают ее идеальной формой трудоустройства. Справедливее назвать это явление идеальной формой эксплуатации женского труда. Американки трудятся, как правило, в самые напряженные для предприятия часы. Надо ли спорить, что сменяющие друг друга женщины работают продуктивнее одного занятого целый день мужчины. Да при этом оплата намного ниже, чем за аналогичную работу в режиме полного рабочего дня или недели. При таких формах труда женщина лишается многих социальных прав и льгот. Временных работниц обычно увольняют до истечения 90-дневного сро-

ка. Ведь по закону предприниматели не оплачивают тогда бюллетень, отпуск, пенсию.

В США, как это ни парадоксально, практически отсутствует законодательство, охраняющее материнство и младенчество. Действует юридическая доктрина, согласно которой беременность считается «болезнью», а работодатели вправе исключать ее из списка оплачиваемых. Защищенные «правом» бизнесмены не теряются: перевод беременных на более тяжелую работу - одна из часто практикуемых мер с целью вынудить их оставить работу [8, с. 116]. Созданная феминистками Коалиция по прекращению издевательств над беременными борется за принятие соответствующего федерального закона, охраняющего материнство. Женское движение этим не ограничивается. Его активисты перевели проблемы семьи в раздел главных политических проблем восьмидесятых годов.

Заметим, правда, что попытки участниц движения добиться от правительства создания финансируемых государством центров по уходу за детьми (на той же основе, на какой существуют парки, библиотеки и общественные школы) для американок с различным уровнем доходов не увенчались успехом. Более того, конгресс ежегодно отклоняет это требование феминисток (считая это «роскошью» т. к. в демократической стране женщина обязана сама нести ответственность за своего ребенка, а не «сваливать» свои обязанности по воспитанию на государство).

Бесспорно, положение трудящихся женщин усложняется и тем, что они все еще плохо организованы. Если в стране каждый четвертый работающий мужчина - член профсоюза, то из женщин -каждая восьмая. Но даже в профсоюзах американки подвергаются все той же дискриминации. Профсоюзные бюрократы не горят желанием ни вовлекать женщин в профсоюзы, ни выдвигать их на руководящие должности.

Бывают в Америке и исключения. Подобная схема не распространяется на Белый дом. Более того, женщинам даже удалось получить ответственные и, главное, высокооплачиваемые посты. Но в данном случае речь идет не о сдвигах в дискриминации: дамы оказались женами влиятельнейших сенаторов и конгрессменов (в большинстве случаев), либо им «было позволено» занять эти должности, что называется, для «успокоения масс», т. к. политикам нужны избирательные голоса женщин.

Но большинству женщин Америки сей рецепт не подходит. Ради возможности зарабатывать многие женщины осваивают любые профессии, а некоторые - становятся электриками, механиками, плотниками, слесарями, монтажниками, пожарными, шахтерами, грузчиками мусора.

Во 2-й половине ХХ века Конгресс США издал ряд законов и Верховный суд принял важные решения, направленные на защиту прав женщин

|| Вестник КемГУ [9,

с. 247]. Это постановление Верховного суда 1965 года, открывшее для женщин доступ к профессиям, которые ранее считались исключительно мужскими; закон 1970 года, запрещающий дискриминацию по признаку пола во всех финансируемых государством образовательных программах, решение Верховного суда 1971 года, запрещающее работодателям отказывать в приеме на работу женщинам с детьми-дошкольниками [10].

К концу 70-х годов в ряды рабочей силы влилось больше женщин, чем за всю мирную историю Соединенных Штатов (во время Второй мировой войны многие женщины вышли на работу на время, когда мужчины ушли на фронт, и после 1945 года вернулись к домашней жизни). Но, по мере того, как женщины делали успехи в карьере, они встречали все больше препятствий. В связи с этим появляется термин «стеклянный потолок», который характеризует невидимую преграду, которая возникает на пути многих женщин к карьерному росту, в то время как их коллеги-мужчины, обладая теми же профессиональными навыками и опытом, не сталкиваются с такими трудностями. К примеру, при выборе претендентов на руководящую должность решение будет принято в пользу сотрудника-мужчины.

В 80-е годы в Соединенных Штатах был принят ряд законов, направленных на смягчение эффекта «стеклянного потолка» [11]. Так, например, в 1984 году по решению Верховного суда было запрещено препятствовать вступлению женщин в клубы. Ранее эти клубы давали мужчинам возможность общения друг с другом с целью продвинуться по карьерной лестнице. В том же году Верховный суд постановил, что юридические фирмы не имеют права сдерживать карьерный рост своих сотрудников на основании признака пола.

Сегодня, благодаря принятым мерам, положение женщин изменилось, и этому есть несколько объяснений. Возрастает число браков между муж-чинами-руководителями и деловыми женщинами. Растет список крупных компаний, где президентами, генеральными директорами, руководителями филиалов являются женщины. Среди них: Американская фондовая биржа, «Кока-Кола», «Контрол Дейта», «Галф Ойл» и др. [12].

Такой «ценностной переворот» относительно возможностей женщины как крупного менеджера произошел в США за относительно короткий период времени. Согласно данным, которые приводит в своей монографии Мари Россман, в 1985 году 47 % опрошенных мужчин из 348 работающих в администрации согласились работать под руководством женщин, хотя за два десятилетия до этого положительный ответ дали только 27 % [13]. В 1989, отвечая на вопрос анкеты «Уолл Стрит Джорнелл», 79 % мужчин и 82 % женщин из 1500 опрошенных по специальной выборке, где мужчины составили 88 %, отметили, что не видят ника-

ких препятствий для работы с женщиной-руководителем.

Однако проблема «стеклянного потолка» все еще существует в Соединенных Штатах. В 2002 году два члена палаты представителей Соединенных Штатов - мужчина и женщина - представили доклад «Новый взгляд на стеклянный потолок: где же женщины?». В докладе говорилось о том, что все еще мало женщин занимают высокие управляющие должности почти во всех сферах деятельности. Например, в крупном американском бизнесе лишь 12 % управленцев в высших финансовых кругах - женщины [14] (как например Гленда Робертс - директор по слиянию, приобретению компаний и смешанным предприятиям в компании Microsoft), хотя именно они составляют большую часть сотрудников в этой сфере занятости. В СМИ и в области телекоммуникаций лишь 3 % высших должностей заняты женщинами.

В докладе также было отмечено, что, по данным американского комитета по переписи населения, соотношение оплаты равного труда мужчин и женщин со времени вступления в силу в 1963 году Акта о равной оплате труда, изменилось в лучшую сторону (с 59 центов по сравнению с мужским долларом). Но это все же не равная оплата труда.

Женская независимость подразумевает под собой прежде всего независимость финансовую, то есть собственное дело, а не только заработную плату. Большая часть женского бизнеса относится к разряду мелкого, характеризуется низкими капиталовложениями и неполной занятостью, сконцентрирована в розничной торговли и услугах. Период с 1995-2005 гг. отличается быстрым ростом числа мелких предприятий, возрастанием роли малого бизнеса в национальных экономиках, а за прошедшее 20-е столетие объем принадлежащего американским женщинам бизнеса вырос в 6 раз, а доход от него в 50 раз [15, с. 169]. Такой рост стал возможен во многом благодаря пристальному вниманию к проблемам этого бизнеса со стороны государства. Правительство США активно поддерживает женское предпринимательство.

Во многих развитых странах созданы специальные государственные ведомства, отвечающие за осуществление комплексных программ поддержки малого предпринимательства, охватывающие в том числе и прежде всего различные формы финансовой поддержки. В Соединённых Штатах это Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), созданная еще в 1953 г. Её региональные отделения имеются во всех штатах и крупных городах страны [16, с. 120].

Финансовая поддержка мелких предприятий, как правило, реализуется в виде целевых кредитных программ. Администрация по делам малого бизнеса осуществляет до полутора десятков таких программ. В их числе такие социально и экономически важные программы, как кредитование развития внешней торговли, реконструкции предпри-

|| Вестник КемГУ

ятий, мероприятий по выполнению требований государственного регулирования, энергосбережения, а также поддержка предпринимателей - женщин и ветеранов, специальные программы для предпринимателей из национальных меньшинств.

Кредитные и гарантийные возможности АМБ зависят от ежегодных ассигнований конгресса США, которые обусловливают сумму и количество займов, выдаваемых АМБ. После утверждения и получения ассигнований АМБ оказывает финансовую поддержку приемлемым, с точки зрения участия в программе, и кредитоспособным субъектам предпринимательства путем выдачи прямых займов или предоставления гарантий в соответствии с утвержденными конгрессом приоритетами и согласно собственным правилам и процедурам [17].

Опыт Соединенных Штатов свидетельствует, что гарантирование займов - одна из наиболее эффективных форм государственной поддержки предпринимательства, поскольку решает вопрос о привлечении для этой цели банковских кредитов [18].

Гарантированные займы - это наиболее распространенная форма финансовой поддержки. Кредиты предоставляются независимыми (частными) банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице АМБ гарантию их возврата по соответствующей доле, определяемой для предоставления гарантии. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. При наступлении гарантийного случая АМБ погашает потери кредитора перечислением на его счет сумм понесенных им убытков в пределах суммы выданного обязательства.

Продолжительность срока погашения кредита зависит от направления использования заемных средств и возможностей предприятия. Обычно они составляют: при финансировании оборотного капитала - от пяти до десяти лет (в среднем шесть-семь лет); при финансировании для расширения основного капитала (приобретение оборудования, капитальный ремонт и капитальное строительство)

- до 20 лет. Процентные ставки по гарантированным займам определяются кредитными учреждениями с учетом ограничений, налагаемых АМБ. Процентные ставки могут быть фиксированными и плавающими. В последнем случае в кредитном договоре определяется первоначальная ставка, которая не может превышать предела, указанного выше. В договоре также определяются сроки изменения ставки, но не чаще одного раза в месяц.

В качестве платы за гарантию и снижение риска банки или другие кредитные учреждения, участвующие в программе, платят АМБ отчисления, которые одновременно являются источником средств гарантийного фонда. Однако кредитор может включить эту плату в общую сумму обязательств заемщика. Размер платы за предоставление

гарантии зависит от срока кредита и объема финансового обеспечения, предоставляемого АМБ.

При рассмотрении заявки на кредит АМБ определяет соответствие заемщика установленным требованиям и условия кредитования на основании правил, регулируемых конгрессом США. Условия и практические процедуры кредитования могут изменяться в соответствии с изменениями финансово-бюджетной политики и приоритетов государственной политики с учетом текущих экономических условий. Чтобы получить доступ к фондам АМБ, предприятие должно отвечать определенным условиям: должно быть малым, т. е. отвечать нормативам, устанавливаемым самой АМБ.

Займы АМБ не предоставляются:

- книжным издательствам, газетам и журналам, всем неприбыльным (некоммерческим) организациям;

- фирмам, которые имеют своим источником дохода азартные игры;

- если заем предоставлен на погашение другого, недостаточно обеспеченного займа, выплату вознаграждений; если заем открывает возможности для спекуляции любым видом имущества.

Срок обработки заявки по стандартной программе составляет 30-45 дней.

В качестве средства, обеспечивающего возврат кредитов, АМБ привлекает залоги в размере стоимости привлеченных активов. Залог может быть представлен активами, приобретенными за счет заемных средств, другими активами предприятия, а также личным имуществом заемщиков. Недвижимость может быть предметом залога при отсутствии других возможностей в тех случаях, если на это согласен кредитор и если она обладает значительной стоимостью.

Основной объем гарантий предоставляется АМБ по так называемой «Программе 7 а». Кредиты, предоставляемые по этой программе, могут быть использованы заемщиком на следующие цели: расширение и обновление производственной базы;

приобретение машин, оборудования, в том числе на условиях лизинга;

пополнение оборотного капитала; покрытие существующей задолженности (при существенных обоснованиях);

финансирование сезонных потребностей в средствах;

коммерческое строительство или приобретение зданий, приобретение земельных участков.

Когда предприниматель обращается в финансовое учреждение с просьбой о предоставлении кредита, кредитор изучает заявку и принимает решение, соответствует ли она его собственным условиям и требованиям либо нуждается в дополнительной поддержке в форме гарантии. Обеспечение кредита гарантией АМБ может быть затем истребовано кредитором. Гарантирование кредита заключается в удостоверении кредитора в том, что

|| Вестник КемГУ

в случае неисполнения обязательств заемщиком правительство возместит кредитору понесенные убытки. Таким образом, мелкое предприятие получает возможность привлечь финансирование, недоступное в обычных условиях, а кредитору выдавать ссуды в случаях, не отвечающих общепринятым критериям доступности и целесообразности. Как и в любом другом случае, заемщик отвечает за своевременное исполнение обязательств.

В 1988 году конгресс принял закон о частном женском бизнесе, в соответствии с которым предполагалось создание консультативных и учебных центров по оказанию помощи женщинам-предпринимателям. Программа создания центров была рассчитана на 3 года, на нее было ассигновано 6 млн. долл. В настоящее время действует около 20 центров, разбросанных по всей стране. Только за первые 18 месяцев курсов консультацию получили около 2,5 тыс. женщин. Каждый центр создает свои программы с учетом потребностей жен-щин-предпринимателей конкретного региона. Только в 1992 году из федерального бюджета на эти программы было выделено 4 млн. долл.

В США функционируют многочисленные организации женщин-менеджеров и предпринимателей, объединения деловых женщин, которые помогают решать проблемы женщинам, вступившим в мир бизнеса. Важно отметить, что этим ассоциациям оказывают поддержку правительство и конгресс США. Во время последней предвыборной компании Дж Буша (старш.) 60 представительниц Национальной ассоциации деловых женщин были приняты президентом для обсуждения и разработки нового законодательства, а президент Национальной ассоциации К. Стейси являлась специальным помощником министра торговли Роберта Мосбахера по вопросам внутренней и внешней торговли [19, с. 108]. При конгрессе США функционирует Национальный совет содействия деловым женщинам в составе девяти человек. Совет сотрудничает с министром торговли, администрацией по делам мелкого бизнеса, где есть отдел по женскому бизнесу, и председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы.

Относительно новой является экспериментальная программа «РАЗТИАК», запущенная в 1995 г. Ее основная цель - максимально упростить процедуру предоставления гарантии и документацию, требуемую от кредиторов при подаче заявки. Участвующие в программе кредитные учреждения не обязаны представлять документацию в региональное отделение АМБ для кредитного анализа и экспертной оценки. Материалы направляются в единый центр, расположенный в Сокраменто (Калифорния), для регистрации и подтверждения доступности данной формы кредита для этой категории заемщика.

Помимо указанных, существуют еще специализированные целевые программы гарантирования кредитов АМБ, по некоторым из них установлены

более высокие лимиты гарантирования: займы по поддержке женского предпринимательства в том числе. Программа гарантирует займы в сумме до 50 тыс. долл. женщинам-предпринимателям [16, с. 123].

Есть и свои «но» в системе поддержки предпринимательства: некоторые американские специалисты (консультанты в сфере управления малым бизнесом), анализируя проблемы бизнеса в целом, приходят к выводу, что экономически обоснованной необходимости для интенсивных усилий государственных органов по стимулированию или поддержке женского предпринимательства нет. Они объясняют это:

во-первых: развитию бизнеса в США в целом способствует позитивное отношение государственных служащих и выборных органов, доступность высококачественной информации о рынках и ресурсах: то есть, обеспечение реального доступа к информации и источникам финансирования уже создает благоприятный климат для женского предпринимательства;

во-вторых, женское предпринимательство не может стать источником развития технологий и повышения конкурентоспособности американской экономики, т. к. женский бизнес в основном сконцентрирован в сфере розничной торговли и услуг.

Тем не менее в целом женское движение, столь активно действовавшее в 60-е и 70-е годы прошлого века, предоставило миллионам американских женщин доступ к возможностям профессионального роста, экономической независимости и усилило их влияние в политической сфере. Также это стало возможным благодаря американской системе государственных гарантий для малого бизнеса, которая отличается тщательной разработанностью и простотой. Для нее характерно минимальное количество этапов прохождения кредитной заявки и быстрота принятия решения. Этому способствует децентрализация системы, опора на региональный уровень и разветвленная система региональных и местных отделений АМБ, наделенных соответствующими полномочиями. Опыт США убедительно доказывает, что только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый, в том числе в женский бизнес, способствует его интенсивному росту.

Сегодня женщины США могут большего достичь и имеют больше возможностей выбора, чем несколько десятилетий назад. Иметь равные права для американских женщин не значит быть менее женственными или заботливыми по отношению к своим детям. Это нечто более глубокое и глобальное: это значит, что с ними должны обращаться как с людьми, чьи идеи воспринимаются всерьез, у которых есть возможность показать свою силу, которых уважают; это уверенность в том, что ни твоей дочери, ни внучке больше «не укажут на дверь» только потому, что они женщины, а будут

воспринимать их как надежных партнеров в бизнесе, руководстве и социальной сфере.

Литература

1. Эванс, С. Рожденная для свободы: история американских женщин / С. Эванс. - М.: Прогресс,

1993.

2. Энциклопедия. Кругосвет. Феминизация // http://www.krugosvet.ru/search.php?r=CEHEKA&p=3

3. Национальная женская ассоциация борьбы за избирательные права http:// en.wikipedia.org/ wiki/ National_Woman_Suffrage_Association.

4. Хронология женской борьбы // Washington

ProFile-International News 2007, 15 сентября.

http://w.w.w.washprofile.org/en/node/5818.

5. Попкова, Л. Н. Социально-правовой статус женщин США: история ХХ века / Л. Н. Попкова // Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999.

6. Новая семья - детей меньше, времени для них больше. 19.09.2007.http://w.w.w.wahsprofile. org/ru/node/3032.

7. Ржаницына, Л. С. Макроэкономические проблемы в ракурсе гендерного подхода // www.budgtrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/20 00/ve stniksfl2 2-10/vestnirsfl22-10060. html.

8. Кирьянова, О. Г. Американская женщина вчера и сегодня: (иллюзии на продажу) / О. Г. Кирьянова. - М.: Мысль, 1998.

9. Государственная экономическая политика США: современные тенденции. - М.: Наука, 2002.

10. Бергин, К. Проблемы женщин в США // www.owl.ru/win/womplus/2004/01 03.htm.

11. Доклад Динджел и Малоней о «стеклянном потолке» (Dingell/Maloney Congressional report on glass ceiling)//www.house.gov/Dingell/news_ women.html.

12. Королевы Америки //www/amazon.ru.

13. Женщины у руля. Навигация перемен через эффективное лидерство // cacedu.unibel.by/ widm/Bulletins/N9/Bn9a5(weem%20u%20rulia).htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Национальная ассоциация работающих женщин // www.9to5.org/.

15. Иванова, Н. Н. Границы конкуренции: женщины-управляющие в технических центрах мировой экономики / Н. Н. Иванова // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: РЖ/РАН. - М.,

1994. - № 4.

16. Разумнова, И. И. Кредиты для малого бизнеса: государственные гарантии / И. И. Разумнова // США - Канада. Экономика, политика, культура.

- 2002. - № 5.

17. Организационная структура администрации малого бизнеса США //www.giac.ru/content/ document_r_9docc123-9a98-4123-a98e-9c7bcf8a2d05. html.

18. http://www.njawbo.org/html/legislativel.html (Support the Home-based Business Promotion Act).

19. Родионова, Л. В. Ассоциации деловых женщин / Л. В. Родионова // США: экономика, политика, идеология. - 1991. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.