УДК 712.414
БОНСАЙ КАК ВИД ТОПИАРНОГО ИСКУССТВА
Ирина Николаевна Попова
студент
[email protected] Олег Евгеньевич Богданов
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается топиарное искусство, как сложная система стилей и направлений в дизайне, а именно стиль бонсай.
Ключевые слова: топиарное искусство, бонсай, благоустройство, ландшафтный дизайн.
Топиарное искусство - это способ обрезки и формовки в виде всевозможных фигур растительных материалов из деревьев, кустарников, травянистых [4]. Придание растениям неестественной, неприродной геометрической формы стремительно вошло в моду, топиарное искусство стали использовать в качестве украшения придомовых территорий и садов. Композиции из причудливо остриженных насаждений украсили собой множество дворцов и вилл. Своего максимального расцвета классический топиар достиг с развитием барокко. На данный момент времени подобные произведения топиарного искусства носят название «французский парковый стиль».
В тоже время, художественная стрижка растений развивалась и на Востоке, там топиарное искусство обрело иной статус. На Востоке топиар стали считать не просто элементом ландшафтного дизайна, его стали находить чуть ли не новым учением, топиарное искусство превратилось в постулат философии и получила название «бонсай» [5].
Бонсай - искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре, название переводится буквально как «выращенное на подносе». Рост растений регулируется за счёт плоской корневой системы. Китайские мастера превратили формирование кроны деревьев в искусство еще две тысячи лет назад.Этот стиль относится к эпохе династии Тан(УШ-Х вв.).
Чуть позже создание миниатюрных деревьев распространилось и получило дальнейшее развитие в Японии. Именно в Японии бонсай вырос до уровня изысканного искусства.Одно из лучших мест для знакомства с искусством бонсай в Японии - деревня бонсайОмия, расположенная в префектуре Сайтама. Деревня представляет собой питомник бонсай, который был перенесен в Сайтаму из Токио после Великого землетрясения Канто (1923 год). В деревне также расположен великолепный музей искусства бонсай. Еще одно отличное место для любителей бонсай - деревня бонсай в Кинаси,
расположенная в Такамацу. Кинаси - основнойизготовитель деревьев для бонсай. Тутразмещено более 30 питомников.
Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся вследствие постоянных подрезаний и других методик. Самое главное в этом искусстве - это реалистичность и соотношение пропорций. Корневая система и наземная часть бонсай должны четко отвечать соотношениям взрослого дерева, выращенного в природе.
В большинстве случаев бонсай - не комнатное растение, вследствие этого их нужно располагать на свежем воздухе. В случае если у растения есть период спячки, ни при каких обстоятельствах её нельзя прерывать. Если вы хотите уберечь растение от холода, его нужно поместить в дополнительную ёмкость или покрыть землю в горшке слоем перегноя. Бонсай так же может стоять и внутри дома, если получает достаточное количество света. Нет полностью «внешних» деревьев. Все холодоустойчивые деревья, после помещения их в тепло, акклиматизируются через некоторое время. Чаще всего растения получают вегетативными способами, к которым относится зеленое черенкование с использованием различных регуляторов роста [1, 2, 3].
Стиль бонсай можно использовать как в ландшафтном дизайне для украшения территории дома, парка или сквера, а также и в фитодизайне [6]. Можно использовать бонсай как самостоятельный элемент в дизайне, например, сделать его центральной фигурой сада или обозначить им переход между стилями в оформлении. А можно использовать этот стиль в качестве основного и подстроить всю территорию под бонсай.
Список литературы:
1. Богданов О.Е., Рудковский Н.Д., Тарасов И.Г., Богданов Р.Е. Влияние регуляторов роста
2. различной природы на процессы корнеобразования подвойной формы вишни Степной родник // Технологии пищевой и перерабатывающей
промышленности АПК - продукты здорового питания. 2017. № 4 (18). С. 9-14. - EDN ZWNPNL.
3. Богданов О.Е. Влияние регуляторов роста на укореняемость зеленых черенков вишни // Плодоводство и ягодоводство России. - М., 2012. Т. 32. №1. С. 53-59. - EDN OWGWRX.
4. Богданов О.Е., Богданов Р.Е., Алиев Т.Г.Г., Криволапов И.П., Усова Г.С. Сравнительная оценка влияния регуляторов роста на укореняемость зеленых черенков в условиях искусственного тумана и дальнейший рост подвойных форм вишни селекции ФГБНУ «ФНЦ им. И.В. Мичурина» // Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания 2019. №3 (29). - С. 76-82. - EDN GVOSPB.
5. Егорова Д.А. История топиарного искусства // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 259.
6. Ламтюгина В.Ю. Топиарное искусство в ландшафтной архитектуре // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 74.
7. Попова И.Н. Фитодизайн в интерьере жилого помещения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
UDC 712.414
BONSAI AS A TYPE OF TOPIARY ART
Irina N. Popova
student
[email protected] Oleg E. Bogdanov
Candidate of agricultural Sciences, Associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article considers topiary art as a complex system of styles and trends in design, namely the bonsai style.
Keywords: topiary art, bonsai, landscaping, landscape design.
Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.